Научная статья на тему 'Школьное инженерно-техническое образование: концептуальное осмысление'

Школьное инженерно-техническое образование: концептуальное осмысление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2560
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ КУЛЬТУРА / ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING SCHOOL / INTEGRATION / ENGINEERING CULTURE / FUNDAMENTAL KNOWLEDGE / CONCEPTION / ASPECTS OF THE RENOVATION OF EDUCATION / ENGINEERING EDUCATION / ENGINEERING KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тесленко Валентина Ивановна, Богомаз Ирина Владимировна

В статье рассматриваются подходы к организации системы инженерного образования, включая и средние общеобразовательные учреждения. Выделяются основные задачи по формированию инженерной культуры в условиях модернизации Российского образования. Проводится обоснование специальной подготовки учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL ENGINEERING EDUCATION: CONCEPTUAL UNDERSTANDING

The article discusses the approaches to the organization of the system of engineering education, including secondary educational institutions. It highlights the main challenges for the formation of engineering culture in the conditions of modernization of Russian education and justifies the special training of students.

Текст научной работы на тему «Школьное инженерно-техническое образование: концептуальное осмысление»

ШКОЛЬНОЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

SCHOOL ENGINEERING EDUCATION: CONCEPTUAL UNDERSTANDING

В.И. Тесленко, И.В. Богомаз V.I. Teslenko, I.V. Bogomaz

Инженерно-техническая школа, инженерно-техни-ческое знание, интеграция, инженерная культура, фундаментальное знание, концепция, аспекты обновления образования, инженерное образование. В статье рассматриваются подходы к организации системы инженерного образования, включая и средние общеобразовательные учреждения. Выделяются основные задачи по формированию инженерной культуры в условиях модернизации Российского образования. Проводится обоснование специальной подготовки учащихся.

Engineering school, engineering knowledge, integration, engineering culture, fundamental knowledge, conception, aspects of the renovation of education, engineering education. The article discusses the approaches to the organization of the system of engineering education, including secondary educational institutions. It highlights the main challenges for the formation of engineering culture in the conditions of modernization of Russian education and justifies the special training of students.

В настоящее время в России в условиях новых социально-экономических отношений возникает необходимость модернизации и развития системы инженерного образования. Школьное образование - важнейшая составная часть социальной организации общества. Оно создает базу для дальнейшего профильного образования, сохраняя при этом самодостаточность. В связи с этим требуется обновление школьного образования в контексте перехода общества к посттехногенному с рыночной экономикой и сменой ценностей и социальных приоритетов. Это системное преобразование, требующее исследования путей и средств приведения содержательных и процессуальных аспектов образования в соответствие с современными требованиями роли образования и воспитания школьников с учетом научно-технического прогресса общества, научных основ развития современных технологий и производства и возникшим дефицитом специалистов в этой области. Система школьного образования должна не только использовать потенциал для формирования образованности учащихся с сохранением их психологического и духовного развития, но и актуализировать их стремление к твор-

честву, умению делать выбор и нести за него ответственность.

Непосредственные цели современного образования - это создание механизма устойчивого развития личности учащихся; обеспечение результативности и эффективности их обучения и воспитания; необходимость повышения конкурентоспособности выпускников на внутреннем и внешних рынках труда. Следует отметить, что за последние годы предприняты меры, направленные на укрепление и развитие материально-технической базы инженерных факультетов вузов. Профессорско-преподавательский состав технических вузов констатирует тот факт, что студенты с большим трудом усваивают информацию по специальным и техническим дисциплинам из-за недостаточного уровня знаний по естественным дисциплинам и математике. Действительно, приходится признать, что, несмотря на позитивные моменты, подготовка учащихся в школах и студентов в технических вузах в нашей стране в течение последних десятилетий находится в состоянии кризиса из-за недостаточной квалификации выпускников. Особенно кризисные явления захватили инженерно-техническую школу. Квалификация выпускников непрерывно пони-

<

m

Щ

I %

С и

о

ь

X

к

W m H

о

Рч

<

о ^

о о ^ h о Q

£

W H

S о

Рч

w

о §

X

а «

«

и w

V

S

ь

l-ч

ri w с

« S

д

H U

W PQ

жается, и, по мнению работодателей, каждый из них нуждается в дополнительной подготовке, что проявляется в низком профессиональном уровне техников и инженеров, в резком снижении у них уровня фундаментальных знаний по предметам естественнонаучного цикла, математике и технологии. Это происходит потому, что инженерно-технологическое учебное знание еще не осмыслено как целое явление, в котором протекают определенные интеграционные взаимодействия в контексте системы «школа -технический вуз» [Москов-ченко, 2001, с. 192]. Как следствие, за последнее десятилетие в России практически полностью исчез рабочий класс, и ради его пополнения в настоящее время необходимо применять всевозможные инновации в решении следующих основных задач:

- создание рабочих мест и производственных мощностей;

-создание производства самого современного уровня;

- создание вакантных привлекательных рабочих мест на предприятиях с достойной заработной платой;

- формирование инженерных кадров как стратегии устойчивого развития страны и современного понимания инженерной культуры;

- организация эффективного научного, информационного и методического сопровождения для ориентации школьников на специальности инженерно-технического профиля.

Современный уровень высокотехнологического производства развитых стран востребовал специалистов с высоким уровнем профессиональной и социальной культур. Например,такихспециа-листов успешно готовят в Германии на основе специально разработанной дуальной системы профессионального образования [Тесленко, Ганушко, 2014, с. 89]. Дуальная система представляет собой взаимодействие двух учебно-производственных сред: государственной профессиональной школы и частного предприятия. Предприятие и учебное заведение работают совместно, обеспечивая высокий уровень профессиональной подготовки кадров. Поэтому важно выявить основные мировые тенденции по подготовке инженерно-технических кадров. На этой основе российское образование

должно быть направлено на решение инновационных подходов к подготовке таких кадров. Такие подходы должны задавать основные мировоззренческие и методологические ориентиры будущей и настоящей инженерной деятельности. Следовательно, основополагающее значение в обновлении школьного инженерно-технического образования, на наш взгляд, должны иметь:

- фундаментальность содержания образования на основе учета аспектов человеческой культуры, обеспечивающей универсальность получаемых знаний и возможность применения их в новых практико-ориентированных технических ситуациях;

-структурно-функциональная отраженность в содержании образования всех аспектов инженерной культуры, обеспечивающих коммуникативное и техническое образование учащихся;

- ориентация обновленного содержания образования на формирование личностных и индивидуальных качеств учащихся с учетом их интересов и склонностей;

- структурно-логическое представление учебного материала по естественнонаучным дисциплинам, математике и технологии на основе инегративно-структурных связей.

Следует констатировать, что в конце XX века российское образования столкнулось еще и с глобальной конкуренцией. Составной частью этого процесса является свободное движение интеллектуальных ресурсов - информации, инноваций и их носителей. Такой переход к информационному обществу формирует новые отношения человека к проблеме самореализации и выбору профессии. В обществе реально существующих новых социально-экономических отношений возникает необходимость решения выделенных выше образовательных проблем. Основанием их реализации является концептуализация инновационного подхода к организации и функционированию школьного инженерно-технического образования. В учебном процессе подготовки будущих техников и инженеров должны быть задействованы средние образовательные организации для решения проблем инженерного образования.

Следовательно, актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена такими факторами:

- российскому обществу необходимо создание инновационных образовательных учреждений, интегрирующих и адаптирующих лучший отечественный и зарубежный опыт в подготовке инженерно-технических кадров;

- российское образование должно формировать гражданина и профессионала на принципах интеграции фундаментального и технологического знания;

- средние и высшие учебные заведения должны функционировать в постоянной динамике обновления образовательного и материально-технического обеспечения профессиональной подготовки выпускников и будущих специалистов;

- система подготовки инженерно-техничес-ких кадров должна включать разноуровневую интеграцию фундаментального и технологического знания не только при подготовке учащихся школ, но при профессиональной подготовке будущих специалистов инженерно-технического профиля.

Таким образом, инженерная подготовка преимущественно должна быть организована не в предметном и функциональном аспекте, а в органическом единстве фундаментального, предметного и технологического знания. Исследование проблем организации инженерно-технического образования показывает, что пока недостаточно разработаны многие аспекты в решении выделенных проблем. Анализ современного состояния образовательного процесса в контексте инженерного образования позволил нам выявить следующие противоречия:

- между необходимостью подготовки инженерно-технических кадров в российском образовании и недостаточным количеством теоретико-методических разработок по основам организации и функционирования системы пропедевтической подготовки инженерно-технических кадров на современном этапе развития средних образовательных учреждений;

-между потребностью в инженерно-техничес-кой подготовке специалистов для рыночной экономики и недостатком разработанных основ для развития инновационной образовательной среды в средних образовательных учреждениях;

- между необходимостью целостной и системной организации образовательного процесса по подготовке инженерно-технических кадров и дефицитом научно-методического обеспечения учебно-материальной базы этого процесса.

С учетом вышеуказанных противоречий можно выделить проблему исследования, заключающуюся в выявлении теоретических и методологических основ формирования и развития инновационной среды средних общеобразовательных учреждений в контексте подготовки инженерно-технических кадров.

В связи с этим в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева разработана концепция школьного инженерно-технического образования как конструктивная основа формирования и внедрения вузом своих основных образовательных программ на базе интеграции в них требований реализации ФГОС в организации общего образования с целью внедрения их в учебно-воспитательный процесс лицея № 6 для развития инновационного кластера в г. Железногорске Красноярского края.

Основной аспект при подготовке учащихся, способных учиться в инженерной школе, делается на предоставлении возможности им получить достойное образование. Такое обучение будет направлено не только на получение реальных знаний, умений, навыков, компетенций, но и на формирование тех качеств личности, которые позволят ему выбрать будущую профессию, связанную с интеграцией фундаментального и технологического знания.

Такой подход нами выделяется в виде проекта. По существу, этот проект с точки зрения идей и принципов рассматривается как новый замысел школьного образования в XXI веке - парадигма по развитию данной школы.

Особое внимание сосредоточено прежде всего на разработке блока так называемого «общеобразовательного ядра», которое сфокусировано на прогнозируемых результатах школьной социализации учащихся и обучения по инженерно-техническому направлению. Имеющий комплексную направленность, данный проект в основе своей реализации базируется на следующих подходах.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

- Социально-личностный. При таком подходе сохраняется социальная направленность образования. Образовательная инновационная среда школы создает определенные условия и возможности для свободного развития своих учащихся -конкретных личностей, индивидуальностей.

- Культурологический. При этом подходе воспитание и обучение рассматриваются как процесс формирования человека инженерной культуры, а сам человек становится абсолютной ценностью нового общества, которое направленно на его ценностные ориентации, развитие и предоставление ему возможностей самореализации. Это требует переструктурирования и систематизации учебного материала, дополнения его ценностно-смысловыми элементами новых культурных представлений, направленных на активизацию личностных структур сознания.

- Развивающий. Использование данного подхода предполагает разработку компетентностной модели учащегося инженерной школы. С позиции развивающего обучения на первый план выходят компетентностные характеристики выпускника данной школы. Такая компетентностная образовательная модель предполагает пути организации прогресса обучения по предметам естественнонаучного цикла, математике и технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Гуманитарный. С позиции данного подхода рассматриваются предметные и межпредметные связи и учебный процесс выстраивается на основе внутренней и внешней интеграции, фундаментального и технического знания.

Таким образом, встает комплекс диалектических взаимосвязанных проблем: повышение научного уровня знаний, развитие познавательной и исследовательской самостоятельности учащихся. Основы обновления образования в школе рассматриваются в содержательном, деятельностном и аксеологическом аспектах [Тесленко, Смирнова, 2012, с. 144].

Содержательный аспект обновления, определяемый критериями и принципами отбора информации и структуры предметов естественнонаучного цикла и математики, представляет собой разработку единого подхода к формированию общих для предметов фундамен-

тальных понятий и учебно-познавательных умений на основе теории деятельности и принципа преемственности. Характерными чертами этой разделенности является то, что преподавание этих дисциплин не всегда удерживает цель формирования инженерного мировоззрения. Закономерности, изучаемые в каждой отдельной дисциплине, не всегда связываются с мировоззрением, провозгласившим своей целью сохранение и устойчивое развитие общества и окружающей среды.

Устранение этой разделенности и создание ситуации, при которой каждому предмету соответствует свое предназначение в процессе и результате обучения, - это основа содержательного обновления в подготовке будущего выпускника.

Понимание связей и отношений между фактами и явлениями, на первый взгляд мало связанными между собой, а нередко и не согласованными во времени их предъявления, облегчается благодаря специальному структурированию учебного материала на основе модульно-эвристических комплексов. Каждый комплекс рассматривается как система, основанная на принципах целостности, структурности, иерархичности.

В таких комплексах реализуются не только информационные функции содержания учебных дисциплин в виде модулей, но и развивающие функции на основе знаний о закономерностях умственного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Обеспечение развивающей функции обучения при использовании комплексов осуществляется на основе эвристических методов. Содержание информации, задаваемое для усвоения, является готовым продуктом чужого опыта, а чтобы его усвоить, необходимо осуществить определенную деятельность. Это присвоение есть процесс личностно значимый и в этом смысле субъективный, но это процесс, осуществляемый по объективным законам организации человеческой деятельности, в которой выделяются цели, мотивы, реализующие потребности учащегося, а также средства деятельности на основе систематизации научных фактов, структурных форм материи, свойств тел, методов исследования и т. д.

Второй аспект обновления образования в школе касается усиления деятельностной составляющей, т. е. усиления роли каждого ученика в процессе подготовки его творческой самостоятельности в повышении уровня обученности по основным фундаментальным понятиям предметов естественного цикла. Ситуация обновления с учетом этого аспекта требует от учителя школы приоритета информационно-деятельностного и индивидуально-ориентированного подходов в организации уровневого практико-ориентирован-ного обучения школьника для построения индиви-дуально-образовательного маршрута.

Этому должна способствовать запланированная в модульно-эвристических комплексах исследовательская деятельность, которую учащиеся осуществляют на специальных экспериментальных площадках предприятий.

Необходимость специальной подготовки к исследовательской деятельности учащихся требует пересмотра общей системы подготовки и педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла и математике.

Третий аспект представляет собой формирование у школьника ценностной составляющей инженерного образования.

Ценностный аспект представляет собой формирование у будущего выпускника совокупности специфических ценностей коммуникативной инженерной деятельности. Эта совокупность представлена ценностями-знаниями, которые определяют владение учащимися соответствующим понятийным терминологическим аппаратом естественнонаучных учебных предметов; ценностями-качествами, представленными многообразием взаимосвязанных и взаимодополняющих качеств личности будущих выпускников. Еще одной составляющей являются ценности-отношения (коммуникативная составляющая), раскрывающие совокупность отношений учащихся и учителей, внутреннюю позицию каждого по отношению к себе, собственной учебно-познавательной деятельности. Она рассматривается с точки зрения психологического наполнения (умение строить общение), информационного (функционирование понятийно-терминологического аппарата), функ-

ционального (построение коммуникации в ходе учебно-познавательной деятельности с помощью разнообразных форм и методов).

Обсуждая проблему школьного инженерно-технического образования, необходимо совершенствовать всю структуру образовательного процесса. Основным результатом обучения в инженерной школе должен стать набор обновленных в социальном заказе ценностей на основе дисциплинарной конструкции инженерного образования. Все это требует применения информационно-понятийного подхода к построению специальной измерительной технологии для эффективной организации диагностической и оценочной деятельности учителей и самоконтроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Методологической основой создания подобной технологии оценки качества является переход к концепции преподавания дисциплин естественного цикла, математики и технологии как содействия развитию ученика в аксеологическом аспекте, формирования у них на этой основе инженерной культуры. Таким образом, можно сделать следующий вывод: инженерное образование - часть общей системы образования; повышение уровня инженерно-технологической подготовки возможно при условиях существенной перестройки организации и содержания образования в современных средних общеобразовательных учреждений.

Библиографический список

1. Московченко А.Д. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания / под. ред. В.А. Дмитриенко. Томск: Томск, гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2001.

2. Тесленко В.И., Ганушко Я.В. Проблема качества профессиональной подготовки специалистов средних профессиональных организаций и возможные пути ее решения // «Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2. С. 89-95.

3. Тесленко В.И., Смирнова Н.В. Проблемы подготовки педагогических кадров по естественнонаучным дисциплинам: концептуальное осмысление // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 3 (21). Красноярск. С. 144-148.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.