4. Открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы». Профессиональный стандарт. Специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем [Электронный ресурс]. URL: http://iss-reshetnev.ru/?cid= profstandart (дата обращения: 1.09.2014).
5. Министерство образования и науки Российской Федерации. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 160400 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов (квалификация (степень) «специалист») : Приказ от 24 января 2011 г. № 82.
References
1. Education of Krasnoyarsk Territory. Training workers in the Krasnoyarsk region will reach a new level [Electronic resourse]. Available at: http://www.krao.ru/ ns2-item.php?id=4665 (date of visit: 1.09.2014).
2. Terehin N. A. The crisis of the integrated system of education in Russia // An integrated system of professional education: problems and ways of
development. All-Russian Scientific Conference / SibSAU. 2012, р. 29-30.
3. Nazarov V. P. The formation of professional competence in the integrated system of professional aerospace education // An integrated system of professional education: problems and ways of development. All-Russian Scientific Conference / SibSAU. 2012, р. 22-24.
4. JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems». The Professional Standard. Specialist in the design and construction of spacecraft and systems [Electronic resourse]. Available at: http://iss-reshetnev.ru/?cid=profstandart (date of visit: 1.09.2014).
5. Ministerstvo obrazovanija i nauki RF. Prikaz ot 24.01.2011 goda № 82. Ob utverzhdenii I vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravlenijy podgotovki (spetsial'nosti) 160400 Proektirovanie, proizvodstvo i jekspluatatsija raketno-kosmicheskih kompleksov (kvalifikatsija (stepen') «spetsialist».
© HeBKO B. A., 2014
УДК 378.144
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДВИГАТЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В СИБГАУ
В. А. Левко, В. П. Назаров
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрена необходимость практико-ориентированного обучения в России. Показано, что такое обучение реализуется в СибГАУ в виде интегрированной системы подготовки по модели завод-ВТУЗ. Описаны проблемы, с которыми сталкивается интегрированная система подготовки при внедрении в учебный процесс требований федеральных государственных образовательных стандартов. Прослежены сравнительные характеристики прикладного и академического бакалавриата. Обоснована необходимость реализации с СибГАУ программ прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Двигатели летательных аппаратов». Показано, что сочетание подготовки специалистов, прикладных бакалавров и магистров позволит расширить возможности работодателей по кадровому обеспечению.
Ключевые слова: прикладной бакалавриат, практико-ориентированное обучение, двигатели летательных аппаратов.
DEVELOPMENT PROSPECTS APPLIED BACHELOR DEGREE PROGRAMS IN THE DIRECTION OF TRAINING "AIRCRAFT ENGINES" IN SIBSAU
V. A. Levko, V. P. Nazarov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The authors consider the need for practice-oriented education in Russia. It is shown that such education is implemented in SibSAU as an integrated system of training on the model plant VTUZ. It describes the problems faced
by an integrated system of training in the implementation of the educational process requirements of the federal state educational standards. The article traced the comparative characteristics of the applied and academic bachelor. The necessity of implementing a SibSAU applied bachelor programs in the direction of training "aircraft engines". It is shown that the combination of training specialists, applied bachelors and masters will increase the capacity of employers staffing.
Keywords: Applied Bachelor, practice-oriented education, Aircraft Engines.
Вступление в силу Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепило в нашей стране переход на уровне-вое профессиональное образование. Современная система российского образования претерпевает значительные изменения, проходя через реформы, направленные на интеграцию с мировой системой образования и повышение уровня соответствия квалификации выпускников требованиям реальных секторов экономики.
В настоящее время все больше научно-педагогических работников говорят о необходимости перевода большинства образовательных программ на практико-ориентированную модель. В отличие от академически-ориентированной модели, направленной главным образом на углубленное понимание предмета или предметной области, на их научную разработку, на подготовку исследователей в той или иной сфере, программы с практической направленностью сориентированы главным образом на овладение практическими навыками, умениями, профессиональными компетенциями, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной сфере.
Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) при оценке качества подготовки выпускников в ходе аттестации необходимо оценивать не привычные знания, умения и навыки, а уровень освоения достаточно большого набора общекультурных и профессиональных компетенций.
За последнее десятилетие в России появилось немало исследований, направленных на развитие компе-тентностного подхода в образовании. Некоторые авторы становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Ряд авторов считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. В этой связи ставится задача обновления содержания образования путем усиления его практической направленности, но при сохранении фундаментальности. Не умаляя значимость теоретического блока, компетентностный подход нацеливает образовательные программы на разработку тех форм учебного процесса, которые позволяют эффективно формировать компетенции - практикумы, мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования и т. п.
В Сибирском государственном аэрокосмическом университете накоплен большой опыт практико-ориентированной системы подготовки. С момента основания этого учебного заведения в 1960 году в нем реализуется интегрированная система обучения, основанная на модели завода-ВТУЗа. Система завод-ВТУЗ со значительным объемом практической подготовки непосредственно на рабочих местах базовых предприятий вуза позволяла выпускникам быстрее адаптироваться на промышленных предприятиях [1].
Интегрированная система обучения предусматривает в структуре учебных планов инженерных специальностей совмещение теоретического обучения студентов с их профессиональной производственной работой по профилю специальности на базовых предприятиях [2]. Так в учебный план специальности 160700.65 «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», разработанный кафедрой двигателей летательных аппаратов, введены особые этапы профессионально-практической подготовки студентов, которые в СибГАУ называются инженерно-производственной практикой (ИПП).
Вместе с тем, предусмотренный ФГОС объем (в зачетных единицах) практической подготовки, не обеспечивает в полной мере реализацию интегрированной системы с точки зрения практико-ориентированного обучения. Предложения специалистов аэрокосмической отрасли России по введению в ФГОС понятия интегрированной системы подготовки как вида практико-ориентированного обучения и соответствующего увеличения нормативных сроков и трудоемкости обучения, не нашли своего отражения в проектах ФГОС 3+.
Анализ учебного плана и компетентностной модели выпускника по специальности 160700.65 показал, что при переходе с обучения со специальности 160302 «Ракетные двигатели» по ГОС ВПО на ФГОС нормативные сроки ИПП сократились с трех до двух семестров, а профессиональные компетенции (более сорока) по видам профессиональной деятельности специалиста будут получены на различных уровнях освоения. В целом содержание профессиональных компетенций соответствует реальным требованиям, предъявляемым к уровню подготовки инженера по профилю «Двигатели летательных аппаратов» [2].
Для реализуемой в СибГАУ специализации № 3 «Проектирование жидкостных ракетных двигателей» стандартом установлены восемь профессионально-специализированных компетенций (ПСК), ориентированных на проектно-расчетные и контрольно-аналитические инженерные работы. Однако эти компетенции не охватывают полностью сферу деятельности специалистов, участвующих в процессе проекти-
рования, производства и испытаний жидкостных ракетных двигателей [2].
Сотрудниками кафедры «Двигатели летательных аппаратов» разработаны дополнительные ПСК, расширяющие такие виды деятельности как производственно-технологическая, лабораторно-испытательная и организационно-управленческая. Эти ПСК получили поддержку руководителей и ведущих специалистов базового предприятия ОАО «Красмаш», для которого СибГАУ осуществляет целевую подготовку специалистов [2].
19 августа 2009 г. вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования», в котором определен порядок разработки и апробации программ прикладного бакалавриата в Российской Федерации [3].
Реализация программ прикладного бакалавриата как вида программ практико-ориентированного высшего образования, учитывающего потребности конкретного региона, должно стать основой решения сбалансированности рынка труда и профессионального образования [4].
Красноярский край стал одним из участников победителем по итогам конкурсного отбора «пилотных» регионов по подготовке рабочих кадров на основе дуального образования, проводимой агентством стратегических инициатив (АСИ). Участниками проекта являются предприятия машиностроительного комплекса: ОАО «Красмаш», ОАО «ИСС», ОАО «НПП «Радиосвязь», и образовательные учреждения: Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Сибирский федеральный университет, Сосновоборский автомеханический техникум, Красноярский техникум промышленного сервиса, Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики и управления.
ОАО «Красмаш» является разработчиком нестандартного оборудования, планов, программ и методик проведения испытаний жидкостных ракетных двигателей, в том числе и стендовой отработки. Поэтому в ходе реализации проекта еще раз была подтверждена потребность этого предприятия в рабочих кадрах не только операторов станков с программным управлением и станочников широкого профиля, но и в ряде рабочих профессий, связанных со спецификой производства ракетно-космической техники и требующих
повышенного уровня образования (испытатели и контролеры специальных изделий). В настоящее время ни одно образовательное учреждение Красноярского края таких рабочих кадров не готовит.
Для подготовки для ОАО «Красмаш» высококвалифицированных кадров, способных работать на современном высокотехнологичном оборудовании, в ходе реализации проекта по дуальной подготовке было предложено открыть подготовку прикладных бакалавров по направлению 24.03.05 «Двигатели летательных аппаратов».
Анализ проекта ФГОС 3+ по данному направлению позволил выявить особенности и различия между квалификациями «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр» [5]. Они касаются не только структуры программы, приведенной в табл. 1, но и видам профессиональной деятельности и перечню компетенций.
Увеличение объема практик в прикладном бакалавриате по сравнению с академическим на 6... 12 зачетных единиц (216.432 часа), позволяет в большей мере реализовать интегрированную систему подготовки.
В целом, ФГОС 3+ предусматривает у выпускников с квалификацией «академический бакалавриат» более широкую область профессиональной деятельности, большее количество профессиональных компетенций, объектов и видов профессиональной деятельности по сравнению с выпускниками с квалификацией «прикладной бакалавриат» (табл. 2). Однако сужение области профессиональной деятельности, а также уменьшение количества профессиональных компетенций, видов и объектов профессиональной деятельности у прикладного бакалавриата позволяет за счет использования практико-ориентированного обучения повысить уровень профессиональных компетенций в производственно-технологической деятельности.
Согласно пункта 6.12 ФГОС 3+ [5], образовательная организация обеспечивает участие в реализации программ бакалавриата с присвоением выпускникам квалификации «прикладной бакалавр» в части дисциплин (модулей), обеспечивающих подготовку обучающихся к получению квалификационных разрядов по одной или нескольким профессиям рабочих (должностям служащих), мастеров производственного обучения и (или) работников иных организаций, осуществляющих профессиональную деятельность по профилям соответствующих программ.
Таблица 1
Структура программы бакалавриата по направлению подготовки 24.03.05
Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата в зачетных единицах
Программа бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» Программа бакалавриата с присвоениемква-лификации «прикладной бакалавр»
Блок 1 Дисциплины (модули) 210-216 198-210
Базовая часть 84-105 72-99
Вариативная часть
Блок 2 Практики 15-24 21-36
Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9 6-9
Объем программы бакалавриата 240
Таблица 2
Сравнительные характеристики прикладного и академического бакалавриата
Бакалавриат Сравнительная характеристика
Область профессиональной деятельности
Прикладной Методы, средства и способы производства ракетных и авиационных реактивных двигателей, авиационных двигателей внутреннего сгорания
Академический Методы, средства и способы проектирования, конструирования и производства ракетных и авиационных реактивных двигателей, авиационных двигателей внутреннего сгорания, способных перемещать в атмосфере, гидросфере и в космосе различные летательные аппараты (ЛА) и перемещающиеся в пространстве объекты
Объекты профессиональной деятельности
Прикладной Авиационные, ракетные и электроракетные двигатели, авиационные двигатели внутреннего сгорания, методы их изготовления, испытания
Академический Авиационные, ракетные и электроракетные двигатели, авиационные двигатели внутреннего сгорания, методы их расчета, проектирования, изготовления, испытаний, исследований и сопряженные с конструкцией процессы тепломассообмена
Виды профессиональной деятельности
Прикладной Производственно-технологическая
Академический Проектно-конструкторская; производственно-технологическая; организационно-управленческая
Количество профессиональных компетенций
Прикладной Производственно-технологические - 13. Всего - 13
Академический Проектно-конструкторские - 5; производственно-технологические - 8; организационно-управленческие - 4. Всего - 17
Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании. Присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения подтверждается свидетельством о профессии рабочего или должности служащего.
Реализация программы прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Двигатели летательных аппаратов» в сетевой форме между СибГАУ, аэрокосмическим колледжем и ОАО «Красмаш» позволит выпускникам этой программы получить высшее образование и дополнительные профессиональные квалификации слесаря-испытателя, станочника широкого профиля, слесаря механосборочных работ. Это даст им право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции как инженерно-технического работника, так и высококвалифицированного рабочего, прежде всего в производственно-технологической деятельности.
При необходимости для дальнейшего роста профессиональных компетенций выпускник с квалификацией «прикладной бакалавр» может поступить на программы магистратуры по направлению «Двигатели летательных аппаратов» и подготовить себя к тем видам деятельности, которые характерны для выпускника специалитета.
Обучение по программе прикладного бакалавриата с последующим обучением в магистратуре действительно позволит восстановить интегрированную систему обучения в полном объеме. Суммарный нормативный срок обучения по двум уровням составит шесть лет, а в специалитете - пять с половиной. Суммарная трудоемкость обучения по двум уровням бу-
дет 360 зачетных единиц, а в специалитете - 330 зачетных единиц. Согласно ФГОС суммарный объем практик по программам прикладного бакалавриата и магистратуры составит 41.. .66 зачетных единиц, а по программе специалитета - 51.54 зачетных единиц.
СибГАУ и базовые предприятия полностью соответствуют требованиям ФГОС в части кадрового и научно-технического потенциала. Это дает возможность создания полноценной интегрированной системы подготовки магистров в рамках ФГОС [6].
Профессиональный цикл ООП магистратуры предоставляет руководителю магистерской программы широкие возможности по созданию авторских дисциплин, формирующих профессиональные компетенции выпускников с учетом специфики конкретной организации оборонно-промышленного комплекса [6].
Не все выпускники, получившие квалификацию «прикладной бакалавр», сразу пойдут учиться на магистерские программы. Основная часть выпускников будет работать в качестве высококвалифицированных рабочих или инженерно-технических работников.
Сочетание на кафедре «Двигатели летательных аппаратов» подготовки специалистов, прикладных бакалавров и магистров позволит расширить возможности и увеличить уровень компетенций выпускников при выполнении трудовых функций, предусмотренных профессиональным стандартом в области проектирования и производства жидкостных ракетных двигателей.
Библиографические ссылки
1. Терехин Н. А. Кризис интегрированной системы образования в России // Интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. / СибГАУ. Красноярск, 2012. С. 29-30.
2. Назаров В. П. Формирование профессиональных компетенций в интегрированной системе профессионального аэрокосмического образования // Интег-
рированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. / СибГАУ. Красноярск, 2012. С. 22-24.
3. Положение о проведении в 2009-2014 годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования : Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667.
4. Козлов В. С., Котельникова С. В. О прикладном бакалавриате // Решетневские чтения : материалы XVII Междунар. науч. конф. / СибГАУ. Красноярск, 2013. Ч. 2. С. 484-486.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 24.03.05 Двигатели летательных аппаратов» (проект) : Ведомственный приказ [Электронный ресурс]. URL: http://regulation.gov.ru/project/8774.html/ (дата обращения: 1.09.2014).
6. Левко В. А. Возможности реализации интегрированной системы образования магистров в рамках ФГОС ВПО // Решетневские чтения : материалы XVII Междунар. науч. конф. / СибГАУ. Красноярск, 2013. Ч. 2. С. 492-494.
References
1. Terehin N. A. The crisis of the integrated system of education in Russia / An integrated system of professional education: problems and ways of development. All-Russian Scientific Conference / SibSAU. 2012, р. 29-30.
2. Nazarov V. P. The formation of professional competence in the integrated system of professional aerospace education // An integrated system of professional education: problems and ways of development. All-Russian Scientific Conference / SibSAU. 2012, p. 22-24.
3. Polozhenie o provedenii v 2009 - 2014 godah jeksperimenta po sozhdanniju prikladnogo bakalavriata v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah srednego professio-nal'nogo i vysshego professional'nogo obrazovanija (postanovlenie pravitel'stva RF ot 19 avgusta 2009 g. № 667).
4. Kozlov V. S., Kotelnikova S. V. About applied bachelor degree // Reshetnev reading. Materials of the XVII International Conference / SibSAU. 2013, p. 484486.
5. Departmental order "Federal State Educational Standard of Higher Education. Level of higher education. Bachelor degree. Training direction 24.03.05 Aircraft engines" (draft) [Electronic resourse]. Available at: http://regulation.gov.ru/project/8774.html/ (date of visit: 1.09.2014)/
6. Levko V. A. The feasibility of an integrated system of masters training within the federal state educational standards // Reshetnev reading. Materials of the XVII International Conference / SibSAU. 2013, p. 492-494.
© Левко В. А., Назаров В. П., 2014
УДК 378.14
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ КЛАССОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. М. Лейбов, О. М. Осокина
Новосибирский государственный педагогический университет Российская Федерация, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 E-mail: [email protected]
В последние годы инженерное образование приобретает все большее значение. На конкурсной основе в Новосибирской области в 15 общеобразовательных организациях в 2014-2015 учебном году будут организованы спецклассы инженерно-технического профиля. Образовательные программы для инженерных классов предусматривают углубленное изучение предметов математического и естественнонаучного цикла. В программу инженерных классов входит специальная подготовка в области проектирования, конструирования, программирования, моделирования, развитие навыков технического творчества в рамках информатики, черчения, а также преподавание специальных курсов (робототехника, инженерное дело, инженерная графика). В связи с этим возникла необходимость подготовки педагогических кадров к реализации этих направлений в общеобразовательных организациях.
Ключевые слова: инженерное образование, неформальное образование, классы инженерно-технического профиля, подготовка педагогических кадров, интеграция формального и неформального образования