Научная статья на тему 'Возможности реализации интегрированной системы образования магистров в рамках ФГОС ВПО'

Возможности реализации интегрированной системы образования магистров в рамках ФГОС ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА / INTEGRATED SYSTEM / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / МАГИСТРАТУРА / MAGISTRACY / ПРАКТИКА / PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левко В. А.

Проведен анализ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлению «Авиационная и ракетная техника». Рассмотрена возможность реализации интегрированной системы образования магистров в аэрокосмическом вузе в рамках ФГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левко В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEASIBILITY OF AN INTEGRATED SYSTEM OF MASTERS TRAINING WITHIN THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

An integrated system of specialist training has a long tradition at the Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev. The federal state educational standards limit the feasibility of this system. The author has analyzed the federal state educational standards in the field of "Aviation and rocket technique" (Space Engineering). Practice is obligatory section of the curriculum of master programs. The complexity of all types of practices and the final certification of masters is half the complexity of the program. Specific types of practices are defined by the University. SibSAU and base enterprises are fully compliant with the standards in terms of human and scientific potential. This allows you to create a complete integrated system for Master in the federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Возможности реализации интегрированной системы образования магистров в рамках ФГОС ВПО»

рались работать, а это значит, что государственные средства потрачены не по назначению, если только не рассматривать социальные функции вуза в воспитании личности молодого гражданина и занятости преподавателей. Если говорить о технических направлениях подготовки, рынок труда недополучает инженеров, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для работы на промышленных предприятиях.

Чтобы минимизировать риск нецелевого использования бюджета, возможно, по некоторым направлениям подготовки следовало бы распределять часть бюджетных мест не напрямую вузу, а через предприятия, в том числе и негосударственные. В этом случае студенты, поступившие на такие места, имели бы дополнительную мотивацию к учебе, были бы под контролем заказчика, и с вуза спрашивал бы не только Рособрнадзор по формальным критериям, но и местный потребитель выпускников.

Интерес вуза при этом очевиден - тесный контакт между работодателем и преподавателем сократит дистанцию между теоретическим знаниями и текущими или будущими потребностями производства. Следует отметить, что некоторые вузы, в том числе СибГАУ, уже не один год работают с предприятиями оборонно-промышленного комплекса в части подготовки специалистов. Абитуриенты на этапе поступления в вуз заключают с предприятиями контракт о целевой подготовке, предприятие контролирует учебный процесс и высказывает корректирующие рекомендации. Проходя практику на предприятии, студент глубже осознает специфику выбранной профессии, а работодатель может скорректировать образовательную траекторию с учетом его индивидуальных особенностей.

Для государства выгода в том, что частично можно передать функции контроля качества подготовки на предприятие, государственные средства не потрачены впустую, так как точно известно, куда пойдет

выпускник, он не будет безработным, а сразу приступит к трудовой деятельности.

Такой вариант распределения бюджетного финансирования некоторых направлений подготовки через негосударственные предприятия выглядит привлекательным, но придется решить ряд вопросов. Прежде всего, по существующему законодательству при определении объемов в контрольных цифрах приема по конкретным направлениям подготовки и специальностям учитываются заявки только предприятий с государственным участием, например, предприятия оборонно-промышленного комплекса. Может оказаться, что у предприятия сиюминутные потребности, а цикл подготовки специалиста от четырех до шести лет. Опыт взаимодействия с работодателями показывает, что даже крупные предприятия не всегда могут явно выразить требования к выпускнику и спрогнозировать свою потребность в специалистах. Также внушает опасение возможное явление, когда на бюджетные места будут пристраивать по родственным связям или знакомству, а не по способности абитуриентов. Кроме того, заказ бюджетных мест для небольшого предприятия может оказаться непреодолимым бюрократическим препятствием.

Эти и другие риски могут быть минимизированы при заинтересованной работе вуза и заказчика, но в текущей ситуации вряд ли можно прогнозировать изменение в подходах, даже если будет возможна целевая подготовка за счет средств бюджета для предприятий с любой формой собственности. Только в будущем, при существенном уменьшении выделяемых вузу бюджетных мест, а значит и финансирования, вузу придется самому находить предприятия-заказчиков и доказывать им необходимость сотрудничества.

Аргументация должна быть однозначная - качественное образование, иначе предприятие передаст свои бюджетные места в другой вуз.

© Кузнецов Е. В., Коломейцев А. В., 2013

УДК 378.14

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

МАГИСТРОВ В РАМКАХ ФГОС ВПО

В. А. Левко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-шаП: [email protected]

Проведен анализ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлению «Авиационная и ракетная техника». Рассмотрена возможность реализации интегрированной системы образования магистров в аэрокосмическом вузе в рамках ФГОС ВПО.

Ключевые слова: интегрированная система, федеральный государственный образовательный стандарт, магистратура, практика.

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

THE FEASIBILITY OF AN INTEGRATED SYSTEM OF MASTERS TRAINING WITHIN THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

V. A. Levko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]

An integrated system of specialist training has a long tradition at the Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev. The federal state educational standards limit the feasibility of this system. The author has analyzed the federal state educational standards in the field of "Aviation and rocket technique" (Space Engineering). Practice is obligatory section of the curriculum of master programs. The complexity of all types ofpractices and the final certification of masters is half the complexity of the program. Specific types ofpractices are defined by the University. SibSA U and base enterprises are fully compliant with the standards in terms of human and scientific potential. This allows you to create a complete integrated system for Master in the federal state educational standards.

Keywords: integrated system, federal state educational standard, magistracy, practice.

В СибГАУ накоплен большой опыт интегрированной системы обучения, которая предусматривает в структуре учебных планов инженерных специальностей совмещение теоретического обучения студентов с их профессиональной производственной работой по профилю специальности на базовых предприятиях [1].

При переходе российского высшего профессионального образования на уровневую систему и внедрении ФГОС ВПО реализация интегрированной подготовки специалистов столкнулась с рядом проблем. Основная проблема связана с нормативным сроком обучения. Интегрированная система подразумевает повышенные сроки практической подготовки, что должно привести к увеличению срока обучения (с 5 и 5,5 до 6-ти лет) [2].

Российские вузы самостоятельно не могут увеличивать для очной формы обучения нормативный срок обучения, установленный ФГОС ВПО. Образовательные стандарты третьего поколения допускают увеличение нормативного срока обучения на один год при сочетании очной и очно-заочной форм обучения. Однако при таком обучении студенты теряют право на отсрочку от призыва на военную службу.

Поэтому в СибГАУ интегрированная система подготовки специалистов направления «Авиационная и ракетная техника» по ФГОС ВПО реализуется в меньших объемах, по сравнению с образовательными стандартами второго поколения. Интегрированная система подготовки ведется в рамках учебной и производственной практик.

Базовые предприятия СибГАУ заинтересованы в сохранении интегрированной системы подготовки специалистов. В последнее время они в рамках целевой подготовки специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса [3] стали подавать заявки на подготовку не только специалистов, но и магистров.

В связи с этим актуальным становится вопрос о возможности реализации интегрированной системы подготовки при подготовке студентов по программам магистратуры.

Согласно стандартам третьего поколения для направления «Авиационная и ракетная техника» практика является обязательным разделом основной образовательной программы (ООП) магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При общей трудоемкости освоения ООП в 120 зачетных единиц трудоемкость всех видов практик по программам магистратуры варьируется от 30 (направление 160700) до 50 (направление 161100) зачетных единиц. Доля практик в общем объеме трудоемкости реализации ООП магистратуры составляет 30-42 %.

Трудоемкость различных учебных циклов структуры ООП магистратуры представлена в зачетных единицах и приведена в таблице.

Рассмотренная трудоемкость практик, научно-исследовательской работы и итоговой государственной аттестации составляет практически половину трудоемкости реализации всей ООП магистратуры. На их освоение отводится один год из двух лет нормативного срока обучения.

В требованиях стандартов третьего поколения записано, что конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускников.

Трудоемкость различных учебных циклов структуры ООП магистратуры

Учебные циклы Направление 160400 Направление 160700 Направление 161100

Общенаучный 20-30 15-30 12-16

Профессиональный 30-40 40-60 38-42

Практики и научно-исследовательская работа 34 20-30 50-58

Итоговая государственная аттестация 26 15-25 12

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы. Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются высшим учебным заведением.

СибГАУ и базовые предприятия полностью соответствуют требованиям ФГОС ВПО в части кадрового и научно-технического потенциала. Это дает возможность создания полноценной интегрированной системы подготовки магистров в рамках ФГОС ВПО.

Профессиональный цикл ООП магистратуры предоставляет руководителю магистерской программы возможность по созданию авторских дисциплин, формирующих профессиональные компетенции выпускников с учетом специфики конкретной организации оборонно-промышленного комплекса. Это в сочетании с интегрированной системой обучения магистров дает возможность специалистам базовых предприятий в большем объеме участвовать в подготовке инженерных кадров для своих организаций.

Библиографические ссылки

1. Назаров В. П. Формирование профессиональных компетенций в интегрированной системе аэрокосми-

ческого образования // Интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. 2012. С. 22-24.

2. Терехин Н. А. Кризис интегрированной системы образования в России // Интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. 2012. С. 29-30.

3. О государственном плане подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011-2015 годы : Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 421.

References

1. Nazarov V. P. The formation of professional competence in the integrated system of aerospace education // An integrated system of professional education: problems and ways of development. 2012, рр. 22-24.

2. Terehin N. A. The crisis of the integrated system of education in Russia // An integrated system of professional education: problems and ways of development. 2012, рр. 29-30.

3. About the state plan training of scientists and experts for the organizations of the defense industrial complex on 2011-2015 years : Regulation of the Government of the Russian Federation № 421.

© Левко В. А., 2013

УДК 621:658.310.8

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «КРАСНОЯРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

Е. А. Малиновская

ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29

Е-mail: [email protected]

Рассматриваются вопросы организации непрерывной подготовки инженерных кадров на примере предприятия ОАО «Красмаш».

Ключевые слова: система подготовки, инженерные кадры, образование.

THE ENGINEERING PERSONNEL TRAINING SYSTEM FOR THE JOINT STOCK COMPANY «KRASNOYARSK МACHINE-ВUILDING PLANT»

E. A. Malinovskaya

JSC "Krasnoyarsk Machine-Building Plant" 29, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]

The continuous engineer training on the example of JSC «Krasmash» is analysed. Keywords: training system, engineering personnel, education.

В настоящее время в условиях технического перевооружения, проведения реконструкции и модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса вопросы подготовки инженерных кадров приобре-

тают все большую актуальность. Для обеспечения конкурентоспособности на рынке изделий ракетно-технической техники необходимо внедрять современные технологии, что обеспечит быструю, качествен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.