СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ПОЗИЦИЙ АКСИОЛОГИИ А.А. Поляруш, канд. пед. наук
Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-1-216-218
Аннотация. Статья посвящена актуальной сегодня проблеме аксиологической направленности современного образования. Данная проблема требует глубоко теоретико-методологического осмысления и отказа от позитивизма в педагогике. Опираясь на идеи известных философов, автор приходит к выводу, что данная проблема мало изучена и требует дальнейшего исследования.
Ключевые слова: педагогика, аксиология, «антропологическая катастрофа», антигуманность, позитивизм, мышление, свобода личности.
В любые эпохи образование всегда отражало ценности и нормы общества. При этом всегда школа руководствовалась гуманными идеалами, даже если они порой не соответствовали объективным общественным условиям, и не удавалось в полной мере реализовать эти идеалы.
Однако наша педагогическая теория не уделяла должного внимания проблемам аксиологии.
Сейчас, когда в школу хлынул поток инноваций, нуждающийся во всесторонней критической оценке, проблема критериев педагогической аксиологии заняла своё важное положение. От степени теоретического проникновения в эту проблему зависит статус всей современной науки педагогики.
Поскольку аксиология представляет собой один из разделов философии, то теоретические основания педагогики относительно рассматриваемого вопроса должны быть рассмотрены с философских позиций. Непререкаемое господство позитивизма в образовании игнорирует формирование ценностной ориентации студента. Фундаментальная наука, опирающаяся на диалектику и диалектический способ познания, исключена из Учебных планов в угоду формированию профессиональных навыков выпускников под прикрытием компетентностной парадигмы, доведшей формализм в высочайшую степень.
Единственная учебная дисциплина, способная и призванная формировать ценности, - философия. Другими словами,
весь набор общекультурных компетенций должна формировать философия. Если эти общекультурные компетенции привязывают к другим дисциплинам, например, социологии, культурологии, психологии, эта привязка может быть только искусственной, потому что все науки являют собой, по сути, антипод философии, поскольку науки абстрагируются от нравственных проблем.
Подрастающему поколению даются уже апробированные, обществом одобряемые, «нотариально заверенные» истины. Ценностные ориентиры давно уже сформированы предыдущими поколениями, и теперь в качестве утвердившихся идеалов должны быть каким-то образом стать достоянием подрастающего поколения. Эти «ценности» заявлены в общекультурных компетенциях, предусмотренных ФГОС. Вместе с тем общекультурные и универсальные компетенции, которые, якобы, призваны формировать ценностные ориентиры студентов, не содержат никаких критериев, поэтому каждый субъект образовательного процесса волен интерпретировать эти компетенции в соответствии со своим культурным уровнем. Здесь задачи философии и психологии сливаются в едином узелке, генерируя важные направления в преобразовании человеческой личности.
Кроме того, этот тандем имеет и мощные биологические корни. Человек со своим способом преобразования природы орудиями труда в результате нарушает строившуюся в течение миллионов лет
биологическую самоорганизацию, в том числе и собственную.
В случае классической науки, пишет В.А. Лекторский, «речь идёт, прежде всего, о понимании природы как простого ресурса человеческой деятельности, как некоторого пластического материала, в принципе допускающего возможность безграничного человеческого вмешательства, переделки и преобразования в интересах человека, который как бы противостоит природным процессам, регулируя и контролируя их» [1]. Необратимость времени с объективной необходимостью побуждает переосмыслить отношения природы и человека и налагают серьёзные ограничения в преобразовании природы. При этом речь идёт не только о том, что человечеству надо себя ограничивать, но и том, как жить в условиях экономических ограничений. Демонстративное потребительство приобретает угрожающий характер. М. Мамардашвили, известный философ советского периода охарактеризовал нравственную деградацию общества как «антропологическая катастрофа» [2].
Школа ставит перед собой гуманные цели. Но цели эти, однако, вытекают не из анализа исходных позиций и возможностей обучающихся, а определяются собственным возможностям школы (школа достаточно хорошо сознает, что она может сделать, а чего - нет). Успешность обучающегося поэтому скорее определяется не его, этого ученика, собственными характеристиками, а возможностями самой образовательной системы. Поэтому в оценке своего исходного материала школа оценивает себя, свои возможности и способности.
Аспекты общей аксиологии следует учитывать при разработке педагогической аксиологии. Антигуманность отношений между субъектами образовательного процесса подвергается резкой критике философом Г.В. Лобастовым. Самооценка школы, проявляющаяся в оценке ученика, не имеет явной для сознания формы: оценка способностей обучающегося происходит с позиций учителя, его способностей, убеждений, идеалов. В экзаменационных билетах и тестах, дидактических принципах и
методиках, в характере взаимоотношений учителя и ученика (студента и преподавателя) - во всем отражается лицо учителя, его ум, его способности. Экзамен или тестирование как формы взаимоотношения ученика и учителя, говорят, в первую очередь, о неспособности учителя в реальных жизненных формах понять и оценить ученика. В экзамене есть что-то безнравственное. Мы умеем оценить друг друга и без "экзаменационных" процедур. Все эти неумные формы взаимодействий в образовательном процессе освящаются нормами приличия и требованиями этикета. А неумные значит безнравственные [3].
Безусловно, приоритеты, потребности, мотивы личности в значительной степени формируются в семье, однако, мотиваци-онная сфера как ядро личности не имеет ограничений в своём развитии, следовательно, образованию здесь отводится решающая роль.
Новые представления мотивационной сферы человека активно коррелируют с положением синергетики о кооперативном эффекте, проявляя при этом актуальную потребность в междисциплинарных масштабах обобщения. Деятельность перестаёт быть внешним фактором по отношению к развитию самой системы, называемой личностью. Внутреннее содержание и внешняя среда выступают в едином, целостном процессе. Это обстоятельство не должно игнорироваться педагогической теорией.
Усиление аксиологических позиций в педагогике невозможно без отказа от неопозитивизма: это означало бы признание субъектного полюса доминирующим. Природа как предмет изучения и соответствующее ей научное знание уже не рассматриваются как полностью независимые от человека. Если нет независимого от человека предмета познания, то и субъект утрачивает свои характеристики познающего в рамках естествознании.
Это противоречие успешно разрешил Г. Гегель, установив подход к наукозна-нию основан на Гегеле, который целенаправленно проводит в своей системе принцип логического развития, опираясь на тождество субъективного и объектив-
ного. Смысл образования должен заключаться в формировании мышления, принципы которого обосновали Платон и Гегель.
Подводя итог размышлениям о месте аксиологии в образовании, уместно вернуться к философии М. Мамардащвили: «Антропологическая катастрофа» - это неспособность к собственному мышлению и все вытекающие из этой неспособности следствия. По всей видимости, это есть главное катастрофическое событие XX века, остающееся актуальным и сегодня» [2].
Состояние современного общества можно охарактеризовать как «зомби-ситуацию», в которой люди продолжают выполнять свои социальные функции, но при этом человек превращается в симулякр, поскольку сам себя лишает важнейшего человеческого свойства - быть сознательным существом, а значит, быть свободным.
Из всех социальных институтов только образование, по своему призванию и первоначальному смыслу, сконцентрировавшись на аксиологической проблеме, способно предотвратить катастрофу.
Библиографический список
1. Лекторский В.А. Научные и вненаучные формы мышления. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/nau_anti/02.php
2. Когда человек перестаёт быть человеком. Мрачный прогноз М. Мамардашвили. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://monoder.ru/antropologicheskaya-katastrofa-mamardashvili/
3. Лобастов Г.В. Проблема гуманизации образовательного процесса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://libelli.ru/works/lobastov.htm
MODERN EDUCATION ACCORDING TO THE POSITION OF AXIOLOGY
A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences
Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University
(Russia, Achinsk)
Abstract. The article is devoted to the actual problem of the axiological orientation of modern education today. This problem requires deep theoretical and methodological comprehension and rejection of positivism in pedagogy. Based on the ideas of famous philosophers, the author comes to the conclusion that this problem has been little studied and requires further research.
Keywords: pedagogy, axiology, "anthropological catastrophe", positivism, inhumanity, thinking, personal freedom.