Научная статья на тему 'Системный анализ ценностных установок современного образования'

Системный анализ ценностных установок современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AXIOLOGY / PHILOSOPHY / PSYCHOLOGY / SYNERGETICS / ASYMMETRY IN COGNITIVE ACTIVITY / «ARROW OF TIME» / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляруш А.А.

В статье дан критический анализ текущего состояния педагогической аксиологии. Аргументируется необходимость системного подхода к решению проблемы. Предложены психологическая, философская, биологическая, синергетическая позиции к осознанному процессу формирования ценностей в образовательном процессе. Выявляется роль философии как единственной учебной дисциплины, способной и призванной формировать приоритеты потребностей и мотивов подрастающего поколения.The article gives a critical analysis of the current state of pedagogical axiology. The need for a systematic approach to solving the problem is argued. The psychological, philosophical, biological, synergistic positions to the conscious process of forming values in the educational process are proposed. The role of philosophy as the only educational discipline that is capable and called upon to formulate the priorities of the needs and motives of the younger generation is revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный анализ ценностных установок современного образования»

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10571

Аннотация. В статье дан критический анализ текущего состояния педагогической аксиологии. Аргументируется необходимость системного подхода к решению проблемы. Предложены психологическая, философская, биологическая, синергетическая позиции к осознанному процессу формирования ценностей в образовательном процессе. Выявляется роль философии как единственной учебной дисциплины, способной и призванной формировать приоритеты потребностей и мотивов подрастающего поколения.

Ключевые слова: аксиология, философия, психология, синергетика, асимметрия в познавательной деятельности, «стрела времени», компетенции.

В любые эпохи образованию были присущи те принципы и взгляды, которые были принципами и взглядами самой эпохи. Всегда школа руководствовалась гуманными идеалами, даже если они порой не соответствовали объективным общественным условиям.

Однако в нашей педагогической литературе проблемы аксиологии не получали должного отражения и системной разработки. Большая советская энциклопедия рассматривает аксиологию как «учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре целостного мира, о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности».

Современное состояние общества, детерминированное экономическими и технологическими инновациями, ставит вопрос о готовности педагогов к критическому переосмыслению педагогических явлений с учётом новых обстоятельств, когда в школу хлынул поток инноваций, а самое воспитание становится всё более неоднозначным. В этой ситуации каждый элемент движущейся образовательной системы должен быть продуман не в своей обособленности, а во внутреннем единстве со всеми реалиями бытия, единстве, теоретическое удержание которого способно обеспечить результат. Поэтому рассматриваемое направление и функция образования требует от общества серьёзные теоре-

тико-методологические исследования. От этого зависит статус всей науки педагогики.

Последние концепции психологии рассматривают широкую проблему гносеологии субъективной реальности, которая в свою очередь связана с фундаментальной асимметрией в познавательной и практической деятельности [1]. В соответствии с этой концепцией, познавательная и преобразовательная активность человека направлены во внешний мир, тогда как вектор самопознания направлен вовнутрь. Очевидно, что эти две направленности находятся во взаимозависимости: эффективность внешней деятельности зависит от глубины и критичности самопознания. Усечённость последнего влечёт несущественные цели познания и преобразования внешнего мира, суживает диапазон творческих и преобразовательных способностей. Эта асимметрия привела к основным кризисным состояниям нашей цивилизации. Такова психологическая модель объяснения морально-нравственной деградации общества.

Философия объясняет этот феномен доминированием позитивизма в мировоззренческой позиции современного человека. Концентрация философской мысли на вопросах аксиологической реальности -настоящее требование времени. Непререкаемое господство позитивизма в образовании игнорирует формирование ценност-

ной ориентации студента. Фундаментальная наука, опирающаяся на философские основания, исключена из Учебных планов в угоду узко-прагматическому курсу, лицемерно прикрывшись компетентностным подходом.

Единственная учебная дисциплина, способная и призванная формировать ценности, - философия. Другими словами, весь набор общекультурных компетенций должна формировать только философия. Если эти общекультурные компетенции привязывают к другим дисциплинам, например, социологии, культурологии, психологии, эта привязка может быть только искусственной, надуманной, потому что все науки являют собой, по сути, антипод философии. Науки абстрагируются от нравственных проблем.

В системе традиционной культуры педагогика традиционно занимает почётное - консервативное место. Подрастающему поколению даются уже апробированные, обществом одобряемые, «нотариально заверенные» истины. Ценностные ориентиры давно уже сформированы предыдущими поколениями, и теперь в качестве утвердившихся идеалов должны быть каким-то образом погружены в сознание подрастающего поколения. Эти «ценности» покоятся в общекультурных компетенциях, предусмотренных образовательными стандартами. Общекультурные и универсальные компетенции, которые, якобы, призваны формировать ценностные ориентиры студентов, не содержат никаких критериев, поэтому каждый субъект образовательного процесса волен интерпретировать эти компетенции в соответствии со своим культурным уровнем. Здесь задачи философии и психологии сливаются в едином узелке, генерируя важные направления в преобразовании человеческой личности.

Этот тандем имеет и мощные биологические корни. Основная активность животного направлена на внешний мир, к которому он должен приспособиться, чтобы выжить. Однако масштаб этой внешней активности ограничен жёсткой генетической программой (инстинктом). Таким образом, у животного программа внешней

деятельности полностью совпадает с генетической (внутренней) программой: вектор внешней активности по существу равен вектору внутренней активности.

Человек же, не приспособленный ни к какой среде обитания, а, следовательно, по диалектическому закону взаимооборачиваемости, приспособленный к любой, объективно наращивает вектор внешней активности несопоставимо более быстрыми темпами по сравнению с ростом внутренней активности. Человек со своим способом преобразования природы орудиями труда в результате нарушает строившуюся в течение миллионов лет биологическую самоорганизацию, в том числе и собственную.

И. Пригожин в рамках синергетической концепции также приходит к выводу о необходимости коренного пересмотра ценностных установок. Он придаёт огромное значение включению в естествознание необратимости времени, или «стрелы времени» [2]. Постнеклассика отрицает каноны классической науки, утверждающей что «мир устроен просто» и подчиняется обратимым во времени фундаментальным законам. В случае классической науки, пишет В.А. Лекторский, «речь идёт прежде всего о понимании природы как простого ресурса человеческой деятельности, как некоторого пластического материала, в принципе допускающего возможность безграничного человеческого вмешательства, переделки и преобразования в интересах человека, который как бы противостоит природным процессам, регулируя и контролируя их». Необратимость времени с объективной необходимостью побуждают переосмыслить отношения природы и человека и налагают серьёзные ограничения в преобразовании природы. При этом речь идёт не только о том, что человечеству надо себя ограничивать, но и том, как жить в условиях экономических ограничений.

Безусловно, мотивационная сфера - это ядро личности, а потребности не имеют ограничений в своём росте. Понимание развития личностных качеств синергетика обогатила представлением о кооперативных эффектах и концепцией динамического хаоса, лежащих в основе формирования

новых уровней организации материи. Педагогическая теория и практика обязаны применить эти положения синергетики, реализуя актуальную потребность в междисциплинарных масштабах обобщения.

В соответствии с системным подходом, необходимо понять, что деятельность перестаёт быть внешним фактором по отношению к развитию самой системы, называемой личностью. Внутреннее содержание и внешняя среда выступают в единстве. Таким образом, теория сложных саморазвивающихся систем содержит в своих основаниях точки роста новых ценностей и мировоззренческих ориентаций.

Библиографический список

1. Дубровский Д.И. Фундаментальная асимметрия в структуре современных гносеологических концепций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://novainfo.ru/article/2216 (дата обращения 12.04.2020)

2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок их хаоса. Новый диалог человека с природой. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.koob.ru/prigojin/chaos (дата обращения 15.02.2020)

3. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000043/index.shtml (дата обращения

13.04.2019)

4. Дилигенский Г. Конец истории: или смена цивилизаций? - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://modern-shtrihi.livejournal.com/2522.html (дата обращения

12.03.2020)

По убеждению Г.Г. Дилигенского, вообще любые цивилизационные сдвиги являются таковыми лишь постольку, поскольку они происходят в самом человеке. Можно предположить, что суть нынешних сдвигов в том, что отныне различного рода социальные, политические, культурные процессы в большей мере будут зависеть от того, что происходит в индивидуальном человеке. Прежде всего, от того, как будут складываться приоритеты его потребностей и мотивов, формируемых в образовательном процессе [4].

SYSTEM ANALYSIS OF VALUABLE SETTINGS OF MODERN EDUCATION

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)

Abstract. The article gives a critical analysis of the current state of pedagogical axiology. The needfor a systematic approach to solving the problem is argued. The psychological, philosophical, biological, synergistic positions to the conscious process of forming values in the educational process are proposed. The role of philosophy as the only educational discipline that is capable and called upon to formulate the priorities of the needs and motives of the younger generation is revealed.

Keywords: axiology, philosophy, psychology, synergetics, asymmetry in cognitive activity, «arrow of time», competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.