Научная статья на тему 'Современное образование как система формирования инновационного поведения'

Современное образование как система формирования инновационного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / BEHAVIOR / INNOVATIVE BEHAVIOR / EDUCATION / TEACHING / DEVELOPMENT / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молостова Н. Ю.

В современных условиях общество, при нарастании инновационных процессов, которые становятся закономерностью его развития, сталкивается с проблемой формирования инновационного поведения личности. В психолого-педагогических исследованиях уделяется много внимания его формированию в условиях профессиональной деятельности (у студентов, менеджеров, работников фирм). В статье рассмотрено образование как система формирования инновационного поведения, способная дать молодому человеку понимание задач развития и своего места в их решении, помочь осознать ценность взаимодействия с другими людьми, познать свою уникальность посредством развития своего креативного потенциала, интеллектуальных и природных задатков, развития активности в социальных контактах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATION AS A SYSTEM OF INNOVATIVE BEHAVIOR FORMATION

Nowadays the society faces the problem of personal innovative behavior formation within the rise of innovation processes that become the key factor of its development. Much attention is paid to its formation in professional sphere (students, managers, businessmen) in psychology and pedagogy research. Education is viewed as a system of innovative behavior formation capable of giving the young a possibility to fulfill their goals. It also helps an individual to realize the value of relationships with others, while understanding their uniqueness by way of developing their creativity, intellectual and inborn talents through social activity.

Текст научной работы на тему «Современное образование как система формирования инновационного поведения»

УДК 159.9

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

© 2011 Н.Ю.Молостова

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 01.04.2011

В современных условиях общество, при нарастании инновационных процессов, которые становятся закономерностью его развития, сталкивается с проблемой формирования инновационного поведения личности. В психолого-педагогических исследованиях уделяется много внимания его формированию в условиях профессиональной деятельности (у студентов, менеджеров, работников фирм). В статье рассмотрено образование как система формирования инновационного поведения, способная дать молодому человеку понимание задач развития и своего места в их решении, помочь осознать ценность взаимодействия с другими людьми, познать свою уникальность посредством развития своего креативного потенциала, интеллектуальных и природных задатков, развития активности в социальных контактах.

Ключевые слова: инновационное поведение, образование, обучение, развитие, воспитание.

Одной из важнейших стратегических задач современной России является формирование инновационного общества. Все макросоциаль-ные инновации в значительной степени оказывают влияние на молодежь, так как молодые люди в процессе социальной адаптации к общественным трансформациям включаются во все сферы деятельности, осуществляя инновационную функцию. Актуальными в этой связи являются проблемы обоснования конструктов инновационного поведения современной молодежи и выявления тенденций ее социальной адаптации. Сегодня, когда перестраиваются основания и прежние способы жизнедеятельности, когда поддерживается и ценится постоянная генерация новых идей, необходимы соответствующие усилия людей по развитию способностей подрастающих поколений к самопознанию, которое помогает человеку в новых условиях «строить отношения с самим собой меняющимся, вчера думающим и действующим не так, как сегодня»1.

Исключительная роль в саморазвитии подрастающего поколения принадлежит образованию. Образование определяется как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества. Сегодня стало ясно, что продуктом системы образования должна быть не унифицированная личность, а личность, обладающая индивидуальностью, способная к непрерывному обучению, к гибкому изменению способов своей образовательной,

Молостова Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. E-mail: nat. molostova@yandex. ru

1 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. -

М.: 1984.

профессиональной и социальной деятельности, умеющая работать с другими и над собой, причем работать не по стереотипу, а с учетом меняющихся условий, требований.

Инновационные процессы являются закономерными в развитии современного образования и определяются такими факторами как общие тенденции эволюции науки, особенность духовной ситуации, порождаемой переходом к постиндустриальному обществу, логикой развития современного знания2. Актуальная проблемная ситуация, возникающая в образовании сегодня, связана как с трудностями перехода от традиционного образования к гуманистическому личностно-ориентированному, так и с преобладанием когнитивистского подхода в обучении. Одной из существенных издержек когнитивист-ского подхода к обучению на всех уровнях является доминирование такой процедуры получения знаний, при которой личность выводится как за пределы теоретических конструкций обучения и воспитания обучаемого, так и за рамки практической педагогической деятельности.

Проблема обучения в школе XXI века становится ключевым звеном в цепочке проблем общественного и личностного характера, требующих своего безотлагательного решения. Традиционное понимание образования, как овладение обучаемыми знаниями и умениями, вытесняется более широким инновационным взглядом на образование, как на непрерывный процесс, включающий в себя обучение, воспитание и развитие личности, направленные на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций,

2 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: 1991.

поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социо-природной среде и здоровью. В последнее время уделяется много внимания формированию личности, ориентированной на деятельность инновационного характера. Успешность индивида в новых для него условиях во многом определяется инновационным поведением, представляющим собой совокупность действий, где проявляются личностные отношения субъекта к происходящим переменам. Инновационное поведение - это функциональная система творчества, которая обусловлена инновационным потенциалом личности или сообщества, включающим способность создавать, воспринимать, реа-лизовывать новшества, своевременно избавляться от устаревшего, нецелесообразного опыта и творческие стремления личности или коллектива по преобразованию действительности. Инновации преобразуют всю систему взаимоотношений человека с миром и с самим собой.

Современная система образования, активно откликаясь на вызовы социокультурной реальности и не отвергая полностью существующих традиций, способна вносить принципиальные изменения в обучение, воспитание и развитие личности учащихся школы, создавая тем самым условия для формирования у них инновационного поведения. Рассматривая тенденции в современной системе образования, можно выделить две основные стратегии ее организации: Первая - традиционная, которая, не меняет места и роли человека в культуре, меру его готовности к переменам в жизни. Вторая - инновационная, основными чертами которой являются: готовность личность к быстро наступающим переменам в обществе; готовность к неопределенному будущему за счет развития способности к творчеству; способность к предвосхищению на основе стремления к переоценке ценностей, «сохраняя те из них, которые обладают непреходящей значимостью и отказ от тех которые устарели»; способность к сотрудничеству с другими людьми, к совместным действиям в новых ситуациях.

Инновационная стратегия создает новый тип учебно-воспитательного процесса, «раскрепощающий» личность учащегося и учителя. Изменения в стратегии образования, требуют изменения его содержания. Из множества факторов, которые должны учитываться в процессе развития образования, представляется достаточным привести следующие: 1) Оценка многообразия исторических путей и социальных систем различных народов в мировом сообществе. 2) Внимание и участие в важнейших мировых культурных событиях. 3) Понимание основных принципов изменения в мире, когда рост и раз-

витие могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль. 4) Восприятие мира как системы, где человек становится участником глобального планирования. 5) Учет многообразия коммуникативных возможностей и выработка осознанного отношения к средствам массовой информации. 6) Восприятие сотрудничества и компромисса как составных частей реального мирового процесса разрешения проблем.

Указанные особенности требований к образованию предполагают расширение путей самопознания, саморазвития, включения школьников в осознанный выбор собственных позиций. Подобные стратегия и содержание образования должны помочь подрастающему человеку сориентироваться в сложном мире, способствовать мотивации инновационного поведения, формированию у него инновационного сознания. Одной из важнейших составляющих современного образования как системы необходимой для формирования инновационного поведения является обучение, представляющее собой целенаправленный процесс овладения знаниями, умениями и навыками в ходе как традиционного, так и инновационного типа его организации. Современная система обучения должна учитывать следующие процессы и явления, необходимые для создания инновационной среды: 1) рассмотрение обучения как транслятора культуры современного общества и ее превращение в личностную культуру обучающегося; 2) направленность личности на саморазвитие, творческую самореализацию в деятельности; 3) возрастание роли субъектности (понимаемой нами как духовность, активность, инициатива, ответственность, творчество) в процессе индивидуально-личностного становления учащихся; 4) рассмотрение содержания педагогического обучения с позиций гуманизации, культуротворче-ства, фундаментальности, практико-ориенти-рованности; 5) возрастание роли совместного «ансамблиевого» характера педагогической деятельности субъектов образовательного процесса путем использования активных инновационных методов обучения; 6) неопределенность, не ал-горитмизированность при организации учебной деятельности педагогической; 7) направленность, обеспечивающую переход от учебной деятельности академического типа (введение в предметную облстьзнания, где усвоение информации о предмете является целью) к деятельности поискового характера (с использованием педагогом методов дискуссий, проблемных ситуаций, «мозгового штурма» и др.) и ее рефлексивно-творческому обобщению. В этой связи существенно расширяются задачи и содержание развивающего обучения, создающего больше возможностей для раскрытия творческой при-

роды личности учеников и повышающего готовность учителей способствовать становлению субъектности и индивидуальности школьников, преодолевая узко когнитивную направленность обучения в традиционной школе.

Развитие является еще одной составляющей образования как системы, способной формировать инновационное поведение учащихся школы. Традиционно, развитие понимается как закономерное изменение личности и психических процессов человека во времени, выраженное в количественном, качественном и структурных преобразованиях, происходящих в процессе взаимодействия с другими людьми и в индивидуальной деятельности. Составляющую развитие можно рассматривать в качестве существенных компонентов готовности к инновационному поведению: развития творческого мышления, интеллектуальных способностей и стратегий, личностных качеств, психических характеристик.

Развивающее обучение, по мнению В.И.Панова: включает в себя, кроме мышления, и перцептивную, и эмоциональную, и духовно-нравственную, и даже телесную сферы; создает больше возможностей для раскрытия творческой природы развития учащегося в ходе и посредством обучения, то есть формирует у ученика и учителя способность быть субъектом своего развития; знания, умения и навыки из целей образовательного процесса превращаются в средство когнитивного (познавательного) или личностного развития учащегося3. Третьей обязательной составляющей образования является воспитание. Воспитание понимается как целенаправленный и организованный процесс, ведущий к развитию личностных качеств и личности в целом для ее участия в общественной жизни в соответствии с социокультурными нормами и моделями.

Развивая творческую личность, нельзя упускать из виду характер его взаимоотношений с окружающим миром и людьми, процесс формирования направленности его деятельности. На наш взгляд инновационное поведение зависит от многих особенностей личности. Поскольку инновационное поведение характеризуется осознанностью, можно считать, что огромное влияние на его формирование оказывает инновационное сознание. Являясь сферой нестандартного, инновационное сознание может быть определено как сознание, включающее в себя цели, мотивы, ориентации, установки, направленные на осуществление структурной, функциональной, институциональной, нормативной

3 Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего обучения Психологическая наука и образование. - 1998. - № 3 - 4. - С.38 - 46.

трансформации какого-либо объекта с целью его модернизации или полной замены. При отсутствии системы ценностей, осознанности поведения существует опасность трансформации инновационного поведения в псевдоинновационное. Названный тип поведения связан с постоянным поиском и апробацией наиболее эффективных тактических поведенческих моделей, в том числе полулегальных и нелегальных, которые отвечают истинным интересам конкретного социального субъекта и обеспечивают ему возможность индивидуального выживания при сохранении автономности и относительной независимости от регламентирующих его деятельность надсистем. Зачастую направленность такого поведения может оказаться не только несозидательной, но и просто разрушительной, асоциальной.

В процессе обучения в школе могут быть реализованы практически все направления воспитательного воздействия в процессе образования: нравственного, эстетического, физического, правового, гражданского, экономического воспитания (гуманитарный блок); умственного, экологического воспитания (блок естественнонаучных дисциплин); трудового - непосредственно в учебном процессе как в классе, так и при выполнении самостоятельной работы. Гуманитарное знание закладывает и основы анализа меняющегося мира и формирует способы взаимодействия с этим миром, его эстетическое восприятие. Первичная социализация современного растущего человека происходит в школе. Школа должна помочь учащимся подойти к пониманию задач развития общества, определить свою роль в их решении. Именно школа может дать молодому человеку понимание задач развития и своего места в их решении, помочь осознать ценность взаимодействия с другими людьми, познать свою уникальность посредством развития его креативного потенциала, обусловленного наличием интеллектуальных и природных задатков, развития активности в социальных контактах.

Среди воспитательных методов, способствующих формированию инновационного поведения можно выделить: методы, формирующие мировоззрение и ценностные ориентации современных школьников; методы, стимулирующие мотивацию; методы, способствующие раскрытию творческого потенциала личности и ее качественному приросту. Таким образом, при инновационной стратегии организации современное образование может рассматриваться как система формирования инновационного поведения. Образование способно обеспечить объективные изменения не только в интеллектуальном, но и в личностном плане учащихся. В на-

стоящее время существуют инновационные модели обучения, которые в соответствии с гуманистической парадигмой организации образования расширяют возможности развития личности ученика, его самопознания: модель совместно-разделенных действий учащихся в процессе учебного сотрудничества; модель совместной продуктивной и творческой деятельности; мо-

дель развития личности подростка в общественно-полезной деятельности, модель личностно-ориентированного обучения. Однако личностный аспект проблемы обоснования конструктов инновационного поведения современных школьников все еще недостаточно учитывается, что следует рассматривать в качестве предмета специального исследования.

MODERN EDUCATION AS A SYSTEM OF INNOVATIVE BEHAVIOR FORMATION

© 2011 N.Y.Molostova°

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

Nowadays the society faces the problem of personal innovative behavior formation within the rise of innovation processes that become the key factor of its development. Much attention is paid to its formation in professional sphere (students, managers, businessmen) in psychology and pedagogy research. Education is viewed as a system of innovative behavior formation capable of giving the young a possibility to fulfill their goals. It also helps an individual to realize the value of relationships with others, while understanding their uniqueness by way of developing their creativity, intellectual and inborn talents through social activity.

Key words: behavior, innovative behavior, education, teaching, development, formation.

Natalya Yurievna Molostova, Cand. Sc. in Psychology, Associate Professor, Psychology Department. E-mail: nat. molostova@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.