http://www.uchzap.com
ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ FUNDAMENTAL APPROACHES IN EDUCATION
УДК 373.2
DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-6-12
Светлана Александровна Езопова,
кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48),
e-mail: [email protected]
Инновационный образовательный альянс как формат поддержки инновационного поведения педагогов дошкольных образовательных организаций
Статья посвящена анализу понятия «инновационное поведение педагогов» и определению условий его развития. Целью статьи является изучение состояния теоретических аспектов проблематики инновационного поведения в обществе как приоритетного направления образовательной политики. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа научной литературы, синтеза психологических и педагогических положений. Феномен инновационного поведения является предметом исследования в различных научных сферах (философия, психология, педагогика) и рассматривается как зарубежными (O. Janssen, S. G. Scott, R. A. Bruce и др.), так и отечественными исследователями (Ю. П. Зинченко, В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский и др.). Акцентировано внимание на специфике инновационного поведения педагогов в сфере дошкольного образования, его направленности на оптимизацию образовательной деятельности. Проанализированы причины, тормозящие инновационное поведение педагогов дошкольного образования, и в качестве формата его развития предложена идея создания инновационного образовательного альянса. Его целевое назначение заключается в создании условий для инициации и развития инновационного поведения участников образовательных отношений (педагогов и руководителей) в формате реализации проектно-сетевых инициатив. Раскрываются этапы организации деятельности инновационного образовательного альянса и концепт составляющих его пространств: пространство самоактуализации, пространство информационной поддержки, проектно-сетевое пространство, центр образовательной логистики.
Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональная педагогическая деятельность, профессиональные дефициты педагогов, инновационное поведение, инновационный образовательный альянс
Введение. Важнейшей стратегической задачей современной России является формирование инновационного общества.
В федеральных документах («Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Фе-
6
© Езопова С. А., 2018
деральная целевая программа развития образования на 2016-2020 год»)1 указывается, что ключевым вектором развития российского общества является преобразование системы образования как значимой в становлении инновационного поведения подрастающего поколения.
В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» подчёркивается, что система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. В целях обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению будет расширена государственная поддержка дошкольного образования. Прежде всего, эта поддержка предполагает создание условий для обогащения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования и поддержки инновационного поведения в профессиональной деятельности; развитие пространства диалога семьи и педагогов в условиях образования детей раннего возраста.
На сегодняшний день на государственном уровне существует понимание, что развитие инновационного поведения подрастающего поколения обеспечивается, прежде всего, становлением инновационного поведения педагогов образовательных организаций.
Методология и методы исследования. Понятие «инновационное поведение» носит междисциплинарный характер, что демонстрирует его значимость для различных сфер жизнедеятельности человека (психология, образование, менеджмент, бизнес и др.). Активное изучение проблемы инновационного поведения ведётся как зарубежными (O. Janssen, S. G. Scott, R. A. Bruce и др.), так и отечественными исследователями (Ю. П. Зинченко, В. Е. Клоч-ко, Э. В. Галажинский, Е. А. Шмелева и др.).
1 О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р; О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497 (ред. от 22.11.2017 г.).
Большинство исследователей рассматривают инновационное поведение как ответ человека на перемены - мир, меняющий человека, и человек, меняющий образ жизни, в том числе и профессиональной деятельности, и образ мира [2; 3; 7].
Принципиальное значение для определения концептуальных основ исследования имеет факт, что российские учёные, говоря об инновационном поведении, рассматривают не только «способность человека генерировать и реализовывать качественно новые идеи, но и максимальное развитие своей индивидуальности и самоактуализацию, проявление инновационного потенциала каждого отдельного субъекта...» [4, с. 14]. Так, базовым определением инновационного поведения рассматривается определение В. Е. Клочко, Э. В. Галажин-ского - «поведение, которое осуществляется путём выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых потребностей, но возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, в которых сходятся между собой как минимум три фактора:
- возможности человека;
- среда, отвечающая этим возможностям;
- готовность человека реализовывать свои возможности "здесь и теперь"» [1, с. 229].
Так, Н. Ю. Молостовой отмечается, что «инновационное поведение характеризуется осознанностью, и можно считать, что огромное влияние на его формирование оказывает инновационное сознание. Являясь сферой нестандартного, инновационное сознание может быть определено как сознание, включающее в себя цели, мотивы, ориентации, установки, направленные на осуществление структурной, функциональной, институциональной, нормативной трансформации какого-либо объекта с целью его модернизации или полной замены» [3, с. 868].
Показателями инновационного поведения, проявляющегося в условиях реальной жизнедеятельности, выступают различные характеристики человека. Это и открытость экспериментам,инновациям и изменениям, и готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма, и ориентация на настоящее и будущее, а не на про-
шлое; экономия времени, пунктуальность, и планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни, и высокая ценность образования и обучения, и особое отношение к действительности, характеризующееся любознательностью и стремлением управлять ей, и принятие на себя ответственности за плохие стороны мира, сопряжённое с поиском наилучших решений и попытками внести изменения [9].
Специфика инновационного поведения педагогов в сфере дошкольного образования будет заключаться в его направленности на оптимизацию образовательной деятельности: проблемное видение образовательного процесса, придание ему черт творческой направленности, оптимальность решения проблем, готовность к командным решениям для развития дошкольной образовательной организации.
Результаты исследования и их обсуждение. Сегодня осознание уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание специфики условий для поддержки развития ребёнка в раннем детстве, нормативно закреплённых в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, требуют преобразования профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Многие исследователи в сфере дошкольного образования (Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова, Т. Н. Леван, И. Б. Шиян, О. А. Шиян, Т. Г. Шмис и др.) подчёркивают неготовность педагогов отвечать ожиданиям и образовательным потребностям современного ребёнка; учитывать его субъектные проявления, специфические черты субкультуры дошкольного детства; отвечать образовательным запросам родителей и их ориентирам на новые форматы дошкольного образования [5; 6]. Анализ качества профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций в контексте введения профессионального стандарта «Педагог» свидетельствует о том, что большинство из них не готовы к выходу за пределы сложившихся десятилетиями стереотипов профессиональной деятельности, принципиально не видят пути преобразования образовательной деятельности.
В результате изучения качества профессиональной деятельности педагогов
дошкольных образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга1 было выявлено, что основными профессиональными дефицитами являются:
- недостаточность знаний о закономерностях развития ребёнка и своеобразии социокультурной ситуации современного детства, неумение использовать данное знание при отборе содержания и проектировании предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях с позиции возрастосообразности и современности, ориентация на прошлый профессиональный опыт и нежелание его обогащения и развития (75 %);
- неготовность к организации образовательного процесса на основе непосредственного общения педагога с каждым ребёнком с учётом его особых образовательных потребностей, к поддержке и предоставлению свободы ребёнку как равноправному партнёру при проектировании условий реализации образовательной деятельности, недостаточность ситуаций свободного выбора детьми деятельности, её жёсткая регламентация педагогом (67,5 %);
- минимизация поддержки конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, условий для свободного выбора детьми участников совместной деятельности, материалов и т. д. (54 %);
- значительные затруднения педагогов при создании возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства (94,5 %).
Наряду с проведением наблюдения за профессиональной деятельностью педагогов с применением шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R воспитателям был предложен самоанализ качества профессиональной деятельности. Следует отметить, что по результатам самоанализа половина педагогов (около 52 %) считают, что не испытывают затруднений в профессиональной деятель-
1 В исследовании приняли участие 148 воспитателей из 7 государственных дошкольных организаций г. Санкт-Петербурга с февраля 2017 года по апрель 2018 года. Исследование осуществлялось методом наблюдения за профессиональной деятельностью педагогов с применением шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ЕСЕРБ-Р.
ности и качественно реализуют идеологию Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В свою очередь, остальные педагоги, отмечающие наличие затруднений в профессиональной деятельности, указали, что они обусловлены внешними факторами, негативно влияющими на её качество (переполненность групп, высокая степень формальной нагрузки, не связанной с взаимодействием с детьми, жёсткая регламентация образовательной деятельности руководством и т. д.). Лишь 15 % педагогов констатируют значительные затруднения в реализации вышеобозначен-ных направлений деятельности и связывают их с собственным имеющимися профессиональными дефицитами. Ключевые причины - неготовность к проектированию новой образовательной практики в соответствии с Федеральным образовательным стандартом, недостаточная игровая компетентность и значительные затруднения при поддержке спонтанной игры детей, неуверенность в собственных профессиональных действиях и отсутствие профессионально-педагогического сообщества в организации, заинтересованного в обсуждении и преобразовании образовательной деятельности.
Таким образом, ключевыми причинами, тормозящими инновационное поведение педагогов дошкольного образования, на наш взгляд, являются:
- отсутствие практики самоактуализации в инициации и поддержке непрерывного профессионального развития педагогов дошкольного образования;
- недостаточность инфо-поддержки педагогов дошкольного образования и пространства генерирования инновационных идей;
- неготовность большинства педагогов работать в условиях проектно-сетевого сотрудничества, включаться в коллективное решение задач по проектированию новой образовательной практики.
Анализ управленческо-методической деятельности в дошкольном образовании констатирует, что стандартно выбирается неоптимальный путь для развития инновационного поведения педагогов:
- побуждение к инновациям с помощью уже сформулированных, поставленных кем-либо задач («нам надо найти новые пути, способы.»);
- поиск шаблонов (образцов) для решения актуальных профессионально-образовательных задач («вот лучшая практика, делайте так же.»);
- директивное регулирование непрерывного образования.
Данный подход противоречит пониманию педагога как субъекта собственной инновационной деятельности и осознанию того, что нельзя создать готовые рецепты «эффективного инновационного поведения» педагога.
Принципиальной ошибкой, блокирующей инновационное поведение, является отсутствие в профессиональной деятельности как педагогов, так и руководителей той самой «точки бифуркации», когда каждый из них самостоятельно инициирует решение, куда идти дальше: «куда было нужно многие годы» или «куда можно»?
Таким образом, обновление системы дошкольного образования возможно лишь в условиях развития инновационного поведения руководителей, представителей методических служб, их мотивационной готовности к преобразованию управленческо-методической деятельности. В свою очередь это послужит одним из организационно-педагогических условий развития инновационного поведения педагогов дошкольных образовательных организаций.
Анализ исследований в области развития инновационного поведения людей в различных сферах жизнедеятельности указывает на возможность специально организованной среды, которая может помочь перейти на более высокий уровень самореализации. Идея заключается в реализации организационно-педагогических условий развития инновационного поведения участников образовательных отношений в сфере дошкольного образования в рамках реализации проекта «Инновационный образовательный альянс». Его целевое назначение - создание условий для инициации и развития инновационного поведения педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций в формате реализации проектно-сетевых инициатив.
Первый этап организации инновационного образовательного альянса - проектирование и реализация программы профессионального развития руководящих работников, работников методических служб. Целевое назначение этапа - подготовка
представителей методических служб и руководителей к новым ролям в поддержке инновационного поведения педагога: модератора, фасилитатора, игротренера, организатора проектной деятельности и т. д.; обеспечение готовности руководящих работников к созданию организационно-педагогических условий развития инновационного поведения педагогов. Успешная реализация работы на данном этапе обеспечит готовность руководителей к поддержке инновационного поведения педагогов.
Второй этап - проектирование структуры, определение технологий и организационно-педагогических условий функционирования инновационного образовательного альянса, включающего три пространства соорганизации субъектов образовательных отношений (руководителей и педагогов) в дошкольном образовании, объединённые структурно образующим организационно-координационным центром.
На данном этапе заведующие, заместители заведующих по образовательной деятельности, старшие воспитатели выступают модераторами работы, направленной на развитие инновационного поведения педагогов. Безусловно, предполагается, что взаимодействие педагогических и руководящих работников на данном этапе может быть охарактеризовано как развивающее и развивающееся, направленное на взаимообогащение инновационного потенциала участников образовательных отношений (руководителей и педагогов).
Концепт пространств «Инновационного образовательного альянса»:
1. Пространство самоактуализации -создание условий для выявления и актуализации проблем профессиональной деятельности посредством рефлексивных практик, тренинговых методов. Главная задача данного пространства - изучение мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности и определение насущных профессиональных проблем с последующим переводом их на язык деятельности. В результате типологизации проблем могут быть организованы проектные группы и выработан веер индивидуальных подпроектов.
2. Пространство информационной поддержки - создание условий для обогащения навыков работы с информацией, её обмена и создание баз данных по коллективным проектам и индивидуальным подпроектам.
Главная задача пространства - создание условий для анализа, ценностного осмысления и присвоения информации - создание «корпоративного знания», информационной среды, отвечающей потребностям участников образовательных отношений и поддерживающей их инновационное поведение.
3. Проектно-сетевое пространство - создание условий для коллективного решения задач по проектированию новой образовательной практики в дошкольном образовании. Главная задача - создание проектно-инициативных групп, запуск проектов, в основу которых положен поиск инновационных средств реализации профессиональных инициатив. Сетевой способ реализации проектов предполагает возможность включения заинтересованных участников из других дошкольных образовательных организаций.
4. Центр образовательной логистики -создание условий для концентрации и распределения ресурсов (кадровых, информационных, временных) для развития инновационного поведения педагогов. Главная задача Центра - поддержка среды развития инновационного поведения, отвечающей запросам и образовательным потребностям участников при проектировании реализации образовательно-инновационных инициатив и проектов.
Заключение. Анализ исследований свидетельствует о том, что инновационное поведение является важнейшей характеристикой обеспечения успешной жизнедеятельности современного человека в быстроизменяющемся мире, в том числе в профессиональной деятельности. На современном этапе определены характеристики поведения, которое может быть признано инновационным, обозначены качества, присущие человеку, которому свойственно данное поведение. Анализ профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования свидетельствует о том, что зачастую их поведение в профессиональной деятельности можно охарактеризовать как антиинновационное: закрытость изменениям; боязнь принятия ответственности за качество профессиональной деятельности; поиск причин профессиональных неудач во внешних факторах; ориентация на прошлое и отсутствие желания изменять содержание и организацию образовательной деятельности в соот-
ветствии с изменениями социокультурной ситуации развития современного ребёнка. Проанализированы наиболее типичные профессиональные дефициты в деятельности педагогов, инициирующие необходимость поиска организационно-управленских условий поддержки инновационного поведения педагогов дошкольных образовательных организаций. В качестве форма-
та поддержки инновационного поведения педагогов дошкольных образовательных организаций в профессиональной деятельности предложено создание инновационного образовательного альянса, включающего в себя три пространства соорганиза-ции педагогов, объединённые структурно образующим организационно-координационным центром.
Список литературы
1. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Психология инновационного поведения. Томск: Изд-во ТГУ, 2009. 240 с.
2. Логинова И. О. Инновационное поведение как способ взаимодействия человека с миром в процессе жизненного самоосуществления // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 114-120.
3. Молостова Н. Ю. Современное образование как система формирования инновационного поведения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2-4. С. 866-869.
4. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / под ред. Ю. П. Зинченко, И. А. Володарской. М.: Изд-во МГУ, 2007. 120 с.
5. Реморенко И. М., Шиян И. Б., Шиян О. А., Шмис Т. Г, Леван Т. Н., Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2. С. 16-31.
6. Смирнова Е. О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 9. С. 4-9.
7. Шмелева Е. А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. Н. Новгород, 2013. 51 с.
8. Экспертиза качества дошкольного образования / под ред. А. Г. Гогоберидзе, С. А. Езоповой, В. А. Новицкой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 228 с.
9. Halal W. E. The top 10 emerging technologies // Futurist. Washington, 2000. Vol. 34, No. 4. Pp. 1-10.
10. Janssen O. The Joint impact of perceived influence and supervisor supportiveness on employee innovative behaviour // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2005. Vol. 78. Pp. 573-579.
11. Scott S. G., Bruce R. A. Determinants of innovative behavior: A path model of individual innovation in the workplace // Academy of Management Journal. 1994. No. 37. Pp. 580-607.
12. Yuan F., Woodman R. W. Innovative behavior in the workplace: the role of performance and image outcome expectations // Academy of Management Journal. 2010. Vol. 53, No. 2. Pp. 323-342.
Статья поступила в редакцию 30.04.2018; принята к публикации 10.06.2018
Библиографическое описание статьи
Езопова С. А. Инновационный образовательный альянс как формат поддержки инновационного поведения педагогов дошкольных образовательных организаций // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 3. С. 6-12. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-6-12.
Svetlana A. Ezopova,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (48 Moyka st., Saint Petersburg, 191186, Russia),
e-mail: [email protected]
Innovative Educational Alliance as a Format for Supporting Innovative Behavior of Teachers of Preschool Educational Organizations
The article is devoted to the analysis of the concept of "innovative behavior of teachers" and the definition of the conditions for its development. The aim of the article is to study the state of theoretical aspects of the problem of innovative behavior in society as a priority area of educational policy. To achieve this goal, the methods of scientific literature analysis and psychological and
pedagogical positions synthesis were used. The phenomenon of innovative behavior is the subject for research in various scientific fields (philosophy, psychology, pedagogy) and is considered both by foreign (O. Janssen, S. G. Scott, R. A. Bruce, etc.) and domestic researchers (Yu. P. Zinchen-ko, V. E. Klochko, E. V. Galazhinsky, etc.). Attention is focused on the specifics of the innovative behavior of managers and teachers in the field of early childhood education and care, we focus on optimizing educational activities. The reasons that inhibit the innovative behavior of leaders and teachers of preschool education are analyzed and the idea of creating an innovative educational alliance is proposed as a format for its development. Its purpose is to create conditions for the initiation and development of innovative behavior of participants in educational relations (educators and managers) in the format of implementing project-network initiatives. The stages of the organization of the innovative educational alliance and the concept of its constituent parts are revealed: the space of self-actualization; information support space; project-network space; center of educational logistics.
Keywords: preschool education, professional pedagogical activity, professional deficits of teachers, innovative behavior, innovative educational alliance
References
1. Klochko V. E., Galazhinskij E. V. Psihologiya innovacionnogo povedeniya. Tomsk: Izd-vo TGU, 2009. 240 s.
2. Loginova I. O. Innovacionnoe povedenie kak sposob vzaimodejstviya cheloveka s mirom v processe zhiznennogo samoosushchestvleniya // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3. Peda-gogika i psihologiya. 2010. № 1. S. 114-120.
3. Molostova N. Yu. Sovremennoe obrazovanie kak sistema formirovaniya innovacionnogo povedeniya // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2011. T. 13, № 2-4. S. 866-869.
4. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie realizacii innovacionnyh obrazovatel'nyh programm / pod red. Yu. P. Zinchenko, I. A. Volodarskoj. M.: Izd-vo MGU, 2007. 120 s.
5. Remorenko I. M., SHiyan I. B., SHiyan O. A., SHmis T. G., Levan T. N., Koz'mina YA. YA., Sivak E. V. Klyuchevye problemy realizacii FGOS doshkol'nogo obrazovaniya po itogam issledovaniya s ispol'zo-vaniem «Shkal dlya kompleksnoj ocenki kachestva obrazovaniya v doshkol'nyh obrazovatel'nyh organi-zaciyah (ECERS-R)»: «Moskva-36» // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika. 2017. № 2. S. 16-31.
6. Smirnova E. O. Igrovaya kompetentnost' vospitatelya // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika. 2017. № 9. S. 4-9.
7. Shmeleva E. A. Razvitie innovacionnogo potenciala lichnosti v nauchno-obrazovatel'noj srede peda-gogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.07. N. Novgorod, 2013. 51 s.
8. Ehkspertiza kachestva doshkol'nogo obrazovaniya / pod red. A. G. Gogoberidze, S. A. Ezopovoj, V. A. Novickoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2015. 228 s.
9. Halal W. E. The top 10 emerging technologies // Futurist. Washington, 2000. Vol. 34, No. 4. Pp. 1-10.
10. Janssen O. The Joint impact of perceived influence and supervisor supportiveness on employee innovative behaviour // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2005. Vol. 78. Pp. 573-579.
11. Scott S. G., Bruce R. A. Determinants of innovative behavior: A path model of individual innovation in the workplace // Academy of Management Journal. 1994. No. 37. Pp. 580-607.
12. Yuan F., Woodman R. W. Innovative behavior in the workplace: the role of performance and image outcome expectations // Academy of Management Journal. 2010. Vol. 53, No. 2. Pp. 323-342.
Received: April 30, 2018; accepted for publication June 10, 2018 Reference to the article
Ezopova S. A. Innovative Educational Alliance as a Format for Supporting Innovative Behavior of Teachers of Preschool Educational Organizations // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 3. PP. 6-12. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-6-12.