Научная статья на тему 'Особенности формирования инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения в образовательном пространстве'

Особенности формирования инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1277
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATION CULTURE / INFORMATION SPACE / PRE-SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васина Юлия Михайловна, Панферова Елена Владимировна

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения, рассматриваются уровни, структурные компоненты и условия ее развития к новым идеям, их способности к поддержке, созданию и реализации новшеств в контексте профессиональной деятельности. Существует неограниченный в рамках специально организованного информационного образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF INNOVATIVE CULTIRE OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE INFORMATION EDUCATIONAL SPACE

The article reveals the urgency of the problem of formation of innovative culture of the teacher of preschool educational institution, examines levels, structural components and the conditions of its development in specially organized information educational space.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения в образовательном пространстве»

Педагогические науки

УДК 373

Ю.М. Васина (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого)

Тел.:(4872)35-56-68, e-mail: [email protected]

Е.В. Панферова (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого)

Тел.:(4872)35-56-68, e-mail: evpanferoff @ yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения, рассматриваются уровни, структурные компоненты и условия ее развития к новым идеям, их способности к поддержке, созданию и реализации новшеств в контексте профессиональной деятельности. Существует неограниченный в рамках специально организованного информационного образовательного пространства.

Ключевые слова: инновационная культура, информационное пространство, дошкольное образование.

Интерес к проблеме формирования инновационной культуры педагога и отнесение её к числу актуальных направлений современных психолого-педагогических исследований обусловлено активной модернизацией отечественной системы образования; острой потребностью в повышении восприимчивости педагогов диапазон проявления инновационной культуры: от создания условий эффективного использования инновационного потенциала личности в интересах развития общества до обеспечения максимальной взвешенности в его реформировании. Именно инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.

Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения, показывает уровень деятельности соответствующих социальных институтов и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами.

Формирование инновационной культуры связано прежде всего с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека как ее субъекта. В то же время существует множество других факторов и условий, учет и активное использование которых может

существенно способствовать эффективности инновационной деятельности.

В системе образования есть опыт инновационной деятельности в содержании, методах обучения и воспитания. Опираясь на него ставятся задачи по формированию у дошкольников, школьников и студентов инновационной толерантности и восприимчивости, выявлению инновационно одаренных детей, развитию их активности, умения адаптироваться к возможным сложностям на этом пути.

Через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на всю культуру профессиональной деятельности в образовательных учреждениях с опорой на культурные традиции страны и сферы образования.

Инновационная активность педагогов выступает необходимым условием успешности происходящих изменений в системе отечественного образования, в том числе реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Инновационные процессы, происходящие в системе дошкольного образования страны, предъявляют особые требования к уровню квалификации каждого педагога, выявляют актуальность формирования инновационной культуры.

Г.П. Новикова [5] выделяет особенности, характеризующие инновации в системе отечественного дошкольного образования: педагогические инновации обеспечивают оптимальное возрастное развитие личности дошкольника, обеспечение целостности образовательного процесса, демократизацию, гуманизацию, исследовательскую направленность всех управленческих действий, замена административного подхода в управлении дошкольным учреждением научным подходом.

Согласно О.В. Кучергиной [4], инновационная культура педагога дошкольного образовательного учреждения представляет собой сложное структурное образование, совокупность взаимосвязанных,

взаимообусловленных и взаимодополняющих компонентов, обеспечивающих высокий уровень готовности к принятию или созданию и последующей реализации педагогических инноваций в процессе профессиональной деятельности.

В структуру инновационной культуры педагога включен ряд компонентов. Основным компонентом инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения является методологическая культура, которая выступает составляющей общей и психолого-педагогической культуры педагога и предполагает направленность его на научный поиск, методологическую компетентность, методологическую рефлексию.

По мнению Е.В. Бережновой [1], методологическая культура педагога представляет собой особый склад мышления, основанный на знании методологических норм и умений их применять в процессе разрешения проблемных педагогических ситуаций. Это важное качество, необходимое педагогу для реализации инноваций в профессиональной практике и решение

проблемных ситуаций.

Характеризуя структуру методологической культуры педагога, Н.Б. Крылова [3], включает в нее информационную (совокупность знаний), операциональную (совокупность умений), мотивационную (совокупность установок) составляющие. Причем в информационную составляющую методологической культуры входят знания о достижениях современной педагогической науки, сути инновационной деятельности педагога, назначении и структуре психолого-педагогического исследования и организации опытно-экспериментальной работы в условиях образовательного учреждения. Операциональная составляющая определяет умения педагога, связанные с получением и переработкой профессионально значимой информации; выделением и формулированием педагогической проблемы, определением вариантов её решения и их последующей проверкой; проектированием образовательного процесса; осуществлением рефлексии профессионально-педагогической деятельности. А мотивационная составляющая представляет собой совокупность установок педагога, проявляющихся в критическом отношении к педагогическим явлениям; в преобразование педагогической практики в соответствии с ценностными ориентирами развития системы образования.

Еще одним компонентом инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения является информационная культура.

Опираясь на исследования Н.И. Гендиной [2], можно отметить, что информационная культура личности включена в общую культуру человека; представляет собой совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура педагога способствует успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, социальной защищённости личности в информационном обществе.

Информационная культура педагога направлена на подкрепление постоянных информационных потребностей, эффективный поиск, сбор, оценку, хранение, преобразование и передачу этой информации в процессе педагогической деятельности с соблюдением морально-этических норм.

Использование современных информационных технологий выступает на первый план в процессе информационного обеспечения инновационной деятельности. Однако, в целом, этот процесс развивается медленно, сдерживается недостаточно оснащённой материальной базой. Возможности использования новых информационных технологий в организации эффективной деятельности ДОУ велики. В ДОУ создаются банки данных внешней информации (нормативно-правовая документация, учебно-методические материалы, данные о состоянии социально-педагогической

среды, научно-методические материалы) и внутренней информации, к которой относятся результаты образовательной деятельности, медико-оздоровительное сопровождение ребёнка, работа с родителями, кадровое обеспечение и др. С помощью информационных технологий осуществляется подготовка презентация личности и деятельности педагога на уровне учреждения, района, города, всероссийском уровне через распространение за рамками образовательного учреждения лучшего опыта, участие в конкурсах различного масштаба. Так же расширяются профессионально-педагогические связи через общение в сети Интернет, дистанционное обучение на курсах повышения квалификации и др.

Качественная реализации воспитательно-образовательной деятельности происходит за счёт использования Интернет-ресурсов, медиатеки, электронных библиотек, радио, телевидения, аудио систем. Для эффективности и облегчения методической работы с педагогическим коллективом, проведения отчётности используются шаблоны и конструкторы методических и отчётных форм, используется хранение документов (конспектов, сценариев, методических рекомендаций, материалов Педагогических советов и т.п.) на электронных носителях, используется мультимедийное оборудование для показа презентаций.

Для обеспечения открытости работы ДОУ для контролирующих органов и родителей служит официальный сайт. Электронный документооборот упрощает оформления документов, реализация постановлений и приказов вышестоящих организаций. Электронная почта обеспечивает коммуникацию и переписку. А наличие систем видеонаблюдения и защиты повышает уровень безопасности детского сада. Использование компьютеров, различного программного обеспечения, материалов Интернет-ресурсов расширяет возможности для самореализации и самообразования для каждого руководителя и педагога ДОУ.

Создание модели информационного образовательного пространства детского сада требует развития персональных компетенций руководителей и педагогов в области компьютерных технологий, умения использовать технические возможности компьютера, владения программным обеспечением, четкого выполнения санитарных норм и правил использования компьютеров, владения методикой работы с дошкольниками с использованием информационных технологий.

Информационное пространство ДОУ должно стать инструментом для обработки информации, мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей, дошкольников и общественности.

Изучение доступных источников по проблеме исследования выявило многообразие подходов к определению содержания и структуры инновационной культуры педагога. Сущность инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения определяется содержанием его профессиональной деятельности, предполагающей включение

в процесс по созданию, освоению и использованию педагогических инноваций в практике обучения, воспитания и развития детей, создание в ДОУ определенной инновационной среды и системы взаимодействия с социумом.

Следующим составляющей инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения является собственно инновационная деятельность, состоящая из двух компонентов: предметного -создание и введение нового, и процессуального - распространение, освоение и изменение нового. Именно процессуальный компонент инновации определяет функционирование инновационной деятельности, являющейся специфической человеческой формой активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития различных форм культуры.

Оценка уровней сформированности инновационной деятельности во многом определяется динамикой восприятия инноваций и степенью их освоения. в соответствии с уровнями сформированности инновационной деятельности педагога: адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный.

Адаптивный уровень инновационной деятельности педагога характеризуется неустойчивым отношением к инновациям. Педагога характеризует индифферентное отношение к новому, отсутствует система знаний и готовность к их использованию в необходимых педагогических ситуациях. Профессиональная деятельность строится по заранее отработанной схеме, алгоритму, творческая активность практически не проявляется. Новшество осваивается под давлением социальной среды.

На репродуктивном уровне инновационная деятельность педагога осуществляется в рамках воспроизводящей деятельности. Однако присутствуют элементы поиска новых решений в стандартных условиях. Формируется положительная направленность потребностей, интересов к изучению альтернативных подходов к построению образовательного процесса. Мышление педагога характеризуется копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями в использовании приёмов работы. Педагогами осознаётся необходимость самосовершенствования.

Эвристический уровень проявления инновационной деятельности характеризуется в общем виде большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью способов и путей введения новшеств в профессиональную практику педагогов. Изменения происходят прежде всего в структуре технологического компонента инновационной деятельности,

свидетельствующие о становлении личности педагога как субъекта альтернативной концепции, технологии или содержания образования. Педагоги этого уровня всегда открыты новому, извлекают новую информацию из различных источников.

Креативный уровень инновационной деятельности характеризует высокая степень результативности, стабильная творческая активность и чувствительность к проблемам. Технологическая готовность педагогов носит

целостный методологический характер, особое место в её структуре приобретают аналитико-рефлексивные умения. В инновационной деятельности педагога важное место занимает импровизация. В структуре личности педагога гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потребности; высокий уровень педагогической рефлексии и творческой самостоятельности создают условия для эффективной самореализации. Педагоги целенаправленно относятся к поиску необходимой информации, владеют умениями обобщения и представления опыта, навыками организации и ведения коллективной дискуссии, разрешения конфликтных ситуаций.

Инновационная среда дошкольного учреждения представлена комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс. Так, нормативно-правовое обеспечение комплектуется подборкой документов для ознакомления педагогов, регламентирующей осуществление инновационной деятельности. Все документы условно подразделяются на федеральные, региональные и локальные нормативные акты, разработанные на уровне конкретного дошкольного образовательного учреждения и стимулирующие педагогов к осуществлению инновационной деятельности.

К первой группе относятся федеральные документы, в том числе федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и др.

Во вторую группу входят региональные документы, регламентирующие осуществление инновационной педагогической деятельности: Положение об авторских педагогических разработках Положение об областном экспертном совете по инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования и пр.

К третьей группе относятся локальные нормативные акты, разработанные на уровне конкретного дошкольного образовательного учреждения и стимулирующие педагогов (группы педагогов) к осуществлению инновационной деятельности: «Положение об инновационной деятельности педагога ДОУ», «Положение об авторской программе, Положение о порядке введения доплат за осуществление инновационной деятельности и др.

Осуществление инновационной деятельности воспитателей должно опираться на научно-методическое сопровождение, включающее возможность изучения современных достижений педагогической науки, положительного и передового педагогического опыта, участия воспитателей в профессиональных конкурсах, образовательных и грантовых проектах, конференциях различного уровня, методических объединениях и семинарах и т.д.

Администрация учреждения должно стимулировать и поддерживать педагогов, создающих и реализующих педагогические инновации, обеспечивать материально-техническую базу, необходимую для введения в образовательный процесс новшеств.

На наш взгляд, в условиях образовательного учреждения необходимо осуществлять теоретическую подготовку воспитателей через овладение ими инновационными знаниями на семинарах-практикумах, выполнение практико-ориентированных заданий творческого характера, посещение занятий по обучению компьютерной грамотности.

Работа с воспитателями традиционно осуществляется с использованием методов активного обучения: «мозговой штурм», деловая игра, творческие педагогические задачи и ситуации.

«Мозговой штурм» активизирует мыслительные процессы воспитателей путём совместного поиска решения трудной проблемы, помогает выработать решения проблемы, открывая новые подходы и аспекты в ней.

Деловые игры позволяют педагогам воссоздать ситуации профессиональной деятельности, смоделировать систему отношений имитировать теоретические модели. При проведении деловых игр необходимо учитывать этапность их проведения. Так, на подготовительном этапе усваиваются правила, распределяются роли и задания. Процессуальный этап направлен на выполнение действий по сценарию самой игры. Рефлексивный этап позволяет провести коллективное обсуждение проведения игры, проанализировать и внедрить сформированные умения в повседневную практику учреждения.

Творческие педагогические задачи и ситуации допускают разные подходы к решению, разные ответы и представляет собой проблемные ситуации, связанные с профессиональной деятельностью в дошкольном учреждении.

На занятиях по обучению компьютерной грамотности у педагогов формируются умений работать на персональном компьютере, использовать в профессиональной деятельности современные информационно-коммуникационные технологии, осуществлять поиск профессионально значимой информации в сети Интернет.

Особенностью проведения по обучению компьютерной грамотности является сочетание теоретических и практических блоков. Сочетание теоретической подготовки с практическими занятиями способствовало формированию у воспитателей, помимо умения работать на компьютере, мотивации на использование современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Особенно активно воспитатели интересовались возможностями использования информационной сети Интернет, созданием презентаций Microsoft PowerPoint и пр.

Необходимо отметить, что получаемые педагогами инновационные знания и умения следует реализовывать образовательных проектах.

Педагогам можно предложить разработать индивидуальные образовательные проекты с использованием различных информационных материалов, научно-методической и справочной литературы и т.д. Структура проектов следующая: название проекта, краткое обоснование выбора проблемы проекта, проблемы решения данного проекта, результаты данного проекта,

участники проекта, средства или ресурсы необходимы для осуществления проекта, план реализации проекта.

Основная тематика образовательных проектов связана с обогащением знаний детей об окружающем мире, истории родного края, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки здорового образа жизни, организации взаимодействия с родителями по профилактике ненасилия в семье и пр. Критериями оценки проектов являются: соответствие плану и предоставленному времени выступления, наличие презентации.

Такой подход формирующего пространства образовательного учреждения и формирование инновационной культуры показывают наличие непосредственной взаимосвязи теоретической и практической подготовки, поддержки профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Формирование инновационной культуры является поступательным процессом развития совокупности мотивов, знаний и умений, а сам процесс формирования инновационной культуры будет эффективен при обеспечении мыслительной и поведенческой активности педагогов.

По нашему мнению, показателем качественного построения работы в условиях реализации инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения является мониторинг. Диагностическая составляющая позволяет определить инновационный потенциал педагогического коллектива, конкретизировать и направить творчество, помогает в определённой степени планировать меру и характер влияние среды на инновационный процесс и наоборот.

Важно подчеркнуть, что педагога дошкольного образовательного учреждения со сформированной инновационной культурой характеризует осознанное отношение к реализации нововведений в профессиональной практике, развитое профессионально-рефлексивное мышление, наличие обширных знаний в области педагогической инноватики, проектировочных и коммуникативных умений.

Однако научно-теоретический и практический интерес представляет дальнейшая разработка подходов, обеспечивающих процесс формирования инновационной культуры педагога, как ресурса развития современной отечественной системы дошкольного образования. Необходимость формирования инновационной культуры требует внесение изменений в систему профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Литература

1. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. 1996. № 4. С. 14-19.

2. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) // Школьная библиотека. 2005. № 3. С. 8-14.

3. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2003. 354 с.

4. Кучергина О.В. Формирование инновационной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2, № 1. С. 138-144.

5. Новикова Г.П. Федеральная образовательная политика и механизмы инновационной деятельности по развитию региональной и муниципальной системы дошкольного образования // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях : материалы V Международной научно-практической конференции (Москва-Пушкино, 3-4 апреля 2012 г.). М.: ИРОТ, 2012. C. 16-25.

Y.M. Vasina, E. V. Panferova

PECULIARITIES OF FORMATION OF INNOVATIVE CULTIRE OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE INFORMATION EDUCATIONAL SPACE

The article reveals the urgency of the problem of formation of innovative culture of the teacher of preschool educational institution, examines levels, structural components and the conditions of its development in specially organized information educational space.

Keywords: innovation culture, information space, pre-school education

Literatura

1. Berezhnova E.V. Formirovanie metodologicheskoj kul'tury uchite-lja // Pedagogika. 1996. № 4. S. 14-19.

2. Gendina N.I. Informacionnaja gramotnost' ili informacionnaja kul'tura: al'ternativa ili edinstvo (rezul'taty rossijskih issledovanij) // Shkol'naja biblioteka. 2005. № 3. S. 8-14.

3. Krylova N.B. Kul'turologija obrazovanija. M.: Narodnoe obrazovanie, 2003. 354 s.

4. Kuchergina O.V. Formirovanie innovacionnoj kul'tury pedagogov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013. T. 2, № 1. S. 138-144.

5. Novikova G.P. Federal'naja obrazovatel'naja politika i mehanizmy innovacionnoj dejatel'nosti po razvitiju regional'noj i municipal'noj sistemy doshkol'nogo obrazovanija // Innovacionnaja dejatel'nost' v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenijah : materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Moskva-Pushkino, 3-4 aprelja 2012 g.). M.: IROT, 2012. C. 16-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.