Научная статья на тему 'Система самовоспитания инновационного образовательного учреждения как фактор формирования правовой культуры личности'

Система самовоспитания инновационного образовательного учреждения как фактор формирования правовой культуры личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМООЦЕНКА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СТАРШЕКЛАССНИК / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Амиров Мурад Абдулмуслимович

В статье рассмотрена необходимость системы самовоспитания инновационного образовательного учреждения как фактора формирования правовой культуры личности в условиях профильного обучения. Рассмотрено влияние самооценки на поведение старшеклассников в школе, семьи и обществе и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SELF-INNOVATIVE EDUCATIONAL INSTITUTION AS A FACTOR OF THE LEGAL CULTURE OF THE PERSON

The article considers the need for a system of self-innovative educational institution as a factor formation of legal culture of the individual in terms of school education. The influence of self-esteem on the behavior of senior pupils in the school, family and society, etc.

Текст научной работы на тему «Система самовоспитания инновационного образовательного учреждения как фактор формирования правовой культуры личности»

Раздел IV. ПЕДАГОГИКА, ПРАВО, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ФИЛОЛОГИЯ

УДК 377

М.А. Амиров СИСТЕМА САМОВОСПИТАНИЯ

ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена необходимость системы самовоспитания инновационного образовательного учреждения как фактора формирования правовой культуры личности в условиях профильного обучения. Рассмотрено влияние самооценки на поведение старшеклассников в школе, семьи и обществе и т.д.

Ключевые слова: инновационное образовательное учреждение, воспитание, самовоспитание, самооценка, правовая культура, старшеклассник, профильное обучение.

Murad Amfrov THE SYSTEM OF SELF-INNOVATIVE EDUCATIONAL

INSTITUTION AS A FACTOR OF THE LEGAL CULTURE OF THE PERSON

Annotation. The article considers the need for a system of self-innovative educational institution as a factor formation of legal culture of the individual in terms of school education. The influence of self-esteem on the behavior of senior pupils in the school, family and society, etc. Keywords: innovative educational institution, education, self-education, self-esteem, legal culture, pupil, specialized education.

Формирование личности требует наличия такой категории, как самовоспитание, представляющей собой самосовершенствование, подразумевающей отношение человека к самому себе, своему облику, духовно-нравственному росту и развитию, стремление к совершенству. При этом, чтобы стать полноценной личностью с развитым нравственным самопознанием, умеющей подходить с одинаковыми требованиями к себе и к окружающим людям, необходима самостоятельная работа учащихся, являющаяся компонентом воспитательного процесса инновационного образовательного учреждения. Отметим, что самовоспитание обуславливается и стимулируется специально организуемым влиянием учителей, ставящих воспитательные задачи, формирующие у школьников соответствующие потребности, активность, включающие их в деятельность, побуждая к собственному развитию и самосовершенствованию [2].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что самовоспитание тесно переплетается с воспитанием, потому как приемы и навыки ее осуществления, а также любой воспитательный процесс должны учитывать личное желание самого учащегося преодолеть недостаточные или развить высокие черты характера, значимые личностные качества [2; 3]. Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается склонность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств, возникает потребность в самосовершенствовании [4].

Сегодня общество осознает необходимость избавления от правового нигилизма, пренебрежительного отношения к закону и к принципам права, которые проявляются во многих действиях госу-

© Амиров М.А., 2014

дарственных органов, в решениях должностных лиц и в поступках граждан, составной частью которой выступает правовое обучение и воспитание, понимаемое как ознакомление и формирование уважительного отношения к нормам законодательства. При этом правовое образование должно способствовать социализации личности в быстро меняющемся мире, сохранению индивидуальности и внутренней свободы, что требует овладения системой научных правовых знаний, принятия правовых ценностей, характеризующих правовую культуру.

На современном этапе развития школьного образования все более приоритетным становится личность ученика, рассматриваемое как существо природное, социальное и культурное, а в его развитии преобладает противоречие между социальным и биологическим, природным началом. При этом глобальной целью воспитания является формирование культуры, свободной личности, способной к самоопределению в мире, обладающей чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания, самостоятельности, независимостью суждений, сочетающейся с уважением мнения других.

Анализ психолого-педагогической и юридической литературы показывает, что проблема формирования правовой культуры личности остается актуальной по причине отсутствия целостной концепции и четких условий ее осуществления, без установления которых не может быть эффективной готовность выпускников. Главной задачей образования выступает формирование личности в соответствии с их ценностным выбором, индивидуальными способностями, социальным заказом общества, что актуализирует проблему систематизации и реализации системного подхода, рассмотренного в работах В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, Г.М. Гаджиева, М.Е. Дуранова, О.В. Лешер, А.Я. Наина, Г.Н. Серикова, В.П. Симонова и др. Проблемы обоснования научно-методических основ формирования культуры молодежи разработаны в исследованиях Т.В. Будилиной, Н.Н. Вопленко, Н.Л. Гранат, В.В. Головченко, Е.А. Зорченко, И.Ф. Рябко, А.В. Малько, Н.И. Матузова и др. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о недостаточной изученности проблемы формирования правовой культуры личности в профильной подготовке, поскольку традиционная система школьного образования, обладая значительной инерционностью, оказалась неадекватной в условиях высокой степени динамизма и гибкости.

В системе самовоспитания самооценка представляет собой восприятие индивидом собственной ценности, уровень которой влияет на психическое здоровье, межличностные отношения, социальную адаптацию, успехи в учебе, профессиональные стремления и противоправное поведение. При этом отмечаем, что самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой, поскольку в самооценке школьника отражается родительская позиция его достоинств, проявляющаяся в поддержке учащегося, внимательности, доброты к нему, одобрении, вследствие чего он утверждается в мысли о значимости для них и самого себя, хорошо или отлично успевает в учебе и т.д. Между тем, низкая самооценка способствует отклоняющемуся поведению, следствием чего выступает расстройство аппетита, возникновение юношеской депрессии, подавленности, неуверенности в себе, отставание в учебе, отсутствие веры в свои силы, способности и т.д. Кроме того, прежде всего, неблагоприятное отношение может выработаться еще до того, как школьник начнет учиться в школе, в силу того, что он убежден, что у него ничего не получится, в результате чего действительно не добивается успеха [1; 2].

Для формирования позитивной самооценки важно, является ли семья полной, вновь созданной или разведенной, счастливая это семья или несчастливая, дружная или конфликтная и т.д. Кроме того, низкая самооценка учащегося необязательно будет зависеть от материального положения родителей, так как в бедной семье, принадлежащей к низкому классу, может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока самооценка родителей. Также на самооценку старшеклассников влияют количество и характер стоящих перед ними проблем. К примеру, учеба может оказаться проблемной областью как для мальчиков, так и для девочек школьного возраста, так как девочки озабочены про-

Раздел IV. Педагогика, право, психология, социология, философия, филология

блемами здоровья и отношениями с родителями, а мальчиков больше волнуют социальные и психологические отношения и т.д. Наряду с этим самооценка зависит и от готовности и гибкости родителей предоставлять им самостоятельность, принимать их, характера общения с ними, степени удовлетворенности от совместной деятельности, а также родительской поддержки, участия и руководства.

Самосовершенствование требует решительности, стремления личности ученика к преодолению как негативных влияний, так и собственных эгоистических чувств и побуждений, внутренних недостатков для того, чтобы дать простор для развития индивидуальности, изменения себя к лучшему, что предполагает самопознание субъекта, овладение умениями сравнить себя с другими людьми, знание своих возможностей и т.д. Согласно этому самопознание обязательно приведет учащегося к тому, что он начнет в первую очередь заниматься самообразованием, работать над расширением своего кругозора, повышением культуры, удовлетворением духовно-нравственных запросов, без чего немыслимы самовыражение и самоутверждение личности [1]. При этом для самоутверждения недостаточно только духовного самосовершенствования, для этого требуется активная социальная деятельность, в ходе которой и возможно подлинное изменение личности. Без опыта, полученного в процессе реальной жизни, общественно-исторической практики, личность не может постичь и познать самого себя, свою сущность, а следовательно, и изменить жизнь, совершенствовать ее в нужном направлении. При этом очень важно, чтобы школьник не уповал лишь на благоприятные внешние обстоятельства, а сам умел правильно строить «линию жизни», чтобы он не просто признавал высокую мораль, но и умел рационально организовывать жизнь в соответствии с принципами и требованиями.

Таким образом, самосовершенствование требует от личности постоянного преодоления себя, победы над собой, причем с ориентацией на социально-нравственный идеал, на идеальную модель личности. При этом учащийся для реализации тех или иных устремлений должен находить опору не только в духовном мире, но и в реальной жизни, среди окружающих. Когда внешние условия противодействуют самосовершенствованию, он должен проявить стойкость в преодолении неблагоприятных внешних факторов, в борьбе с собственной слабостью, в стремлении победить себя и стать хозяином собственного поведения [2; 3]. Следовательно, требования, предъявляемые к личности обществом, должны стать его внутренними убеждениями, нормой каждодневного поведения, потребностью подняться на более высокую ступень. При этом недовольство личности собой, осознание недостаточности теперешнего уровня развития выступает движущей силой самосовершенствования как процесса восхождения к совершенству. Необходимо отметить значимость вхождения в социальное пространство личности учащегося, что позволяет проникнуть в глубину своей индивидуальности, поскольку, с одной стороны, учащиеся начинают тяготеть к существованию внутри защищающего группового «Мы», а с другой - тянутся к автономности не только во внешнем, но и во внутреннем мире, поскольку тонкие отроческие рефлексии, отраженные в автобиографических документах, открывают многообразие позиций в отношении к нормативности социального пространства и особенностям внутреннего мира [3].

Следовательно, для успеха самовоспитания важно, чтобы учащийся научился правильно оценивать себя, мог заметить положительные качества и недостатки в своей личности, силой воли преодолевать недостатки, ясно понимая идеал, к которому он должен стремиться в жизни. При этом самовоспитание будет более успешным, если оно получит поддержку в сознательных усилиях личности к своему совершенствованию.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что воспитание и самовоспитание в системе инновационного образовательного учреждения направлено не только на развитие личности, но и на ее исправление, так как, с одной стороны, успех зависит от силы и организации, а с другой - от личности перевоспитуемого, поскольку одни учащиеся быстро избавляются от недостатков в своем по-

ведении, другие медленнее, третьи противоборствуют исправлению отрицательных качеств и способствуют их дальнейшему закреплению.

Библиографический список

1. Дамаданова Х.Д. Правовое воспитание школьников средствами телевидения / Х.Д. Дамаданова, Р.В. Рад-жабова. - Махачкала, 1998. - С. 245.

2. Кравченко А.И. Социология. учеб. пособ. / А.И. Кравченко. - М., 2002. - С. 233.

3. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 2000. - С. 130.

4. Райс. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб., 2000. - С. 350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.