Научная статья на тему 'Проблема формирования инновационного поведения у современных подростков'

Проблема формирования инновационного поведения у современных подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ / BEHAVIOR / INNOVATION BEHAVIOR / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молостова Н. Ю.

В настоящее время в психолого-педагогической науке не существует единой трактовки понятия «инновационное поведение». Анализируются разные значения этого понятия. В статье проанализированы подходы разных авторов к пониманию основных особенностей субъекта инновационной деятельности, рассмотрены характеристики инновационного поведения, проблемы и возможности формирования инновационного поведения у современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DEVELOPMENT INNOVATION BEHAVIOR AT MODERN TEENAGERS

At present in pedagogics there is no generally-accept notion of «innovation behavior». In the article some meanings of the term are considered. In the article, the author analyzes the grounds of others authors understanding characteristic feature of subject of innovation activity, considers characteristics of innovation behavior, the problem and facility development innovation behavior at modern teenagers.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования инновационного поведения у современных подростков»

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

© 2011 Н.Ю.Молостова

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 14.06.2011

В настоящее время в психолого-педагогической науке не существует единой трактовки понятия «инновационное поведение». Анализируются разные значения этого понятия. В статье проанализированы подходы разных авторов к пониманию основных особенностей субъекта инновационной деятельности, рассмотрены характеристики инновационного поведения, проблемы и возможности формирования инновационного поведения у современных подростков.

Ключевые слова: поведение, инновационное поведение, инновационная деятельность, инновационное сознание.

В последнее время все чаще наблюдается постоянное внимание ученых к проблемам изучения источников идей инновационных процессов; важности их нормативно-правового обеспечения; технологий организации инновационной деятельности в различных ее сферах; зависимости их распространения от особенностей среды; психологических механизмов их реализации и возникающих при этом психологических барьеров; управления инновационными процессами. Во всех исследованиях прослеживается и выделяется как главный аспект - роль личности, которая является как субъектом, так и объектом данного процесса. Инновационные процессы являются закономерными и в развитии современного образования и определяются такими факторами как общие тенденции эволюции науки, особенность духовной ситуации, порождаемой переходом к постиндустриальному обществу, логикой развития современного знания1.

Проблема обучения в школе XXI века становится ключевым звеном в цепочке проблем общественного и личностного характера, требующих своего безотлагательного решения. При этом учитывается, что традиционное понимание образования как овладение обучаемыми знаниями и умениями вытесняется более широким инновационным взглядом на образование как на процесс становления личности учащегося, развитие его духовности, творческой индивидуальности, способности к самореализации, культурной идентификации. Современная система обучения должна учитывать, в первую очередь, следующие инновационные процессы и явления, происходящие в системе школьного обра-

Молостова Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. E-mail: nat. molostova@yandex. ru

1 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: 1991.

зования: 1) рассмотрение образования как транслятора культуры современного общества и ее превращение в личностную культуру обучающегося; 2) направленность личности на саморазвитие, творческую самореализацию в деятельности; 3) возрастание роли субъектности (понимаемой нами как духовность, активность, инициатива, ответственность, творчество) в процессе индивидуально-личностного становления учащихся; 4) рассмотрение содержания педагогического образования с позиций гуманизации, культуротворчества, фундаментальности, практико-ориентированности; 5) возрастание роли совместного «ансамблиевого» характера педагогической деятельности субъектов образовательного процесса путем использования активных инновационных методов обучения; 6) неопределенность, неалгоритмизированность при организации учебной и педагогической деятельности; 7) направленность, обеспечивающую «переход от учебной деятельности академического типа (введение в предметную область знания, где усвоение информации о предмете является целью) к деятельности поискового характера (с использованием педагогом методов дискуссий, проблемных ситуаций, «мозгового штурма и др.) и ее рефлексивно-творческому обобщению.

Пока, к сожалению, современная школа создает условия лишь для усвоения объема знаний, умений и навыков, является своеобразной информационной системой, обязательной для всех учащихся, независимо от их индивидуальности. Многие из них мало ориентированы на формирование личностных качеств, составляющих основу инновационной деятельности и инновационного поведения. Не случайно, поэтому, овладение знаниями, профессиональными умениями и опытом в дальнейшем нередко идет с большим трудом. По нашему мнению, чем

раньше будет создана обучающая среда, позволяющая развивать их творческие способности, личностные качества, необходимые для участия в инновационной деятельности, тем быстрее и легче будет происходить процесс инноваций в обществе.

Нам представляется, что на современном этапе развития инновационных процессов в обществе необходимо мотивировать и обеспечить такую направленность в деятельности на уровне первичной социализации личности, какой является школа. Речь идет не просто об обучении в школе знаниям и умениям, не просто об интеллектуальном развитии современного подрастающего поколения (хотя в информационном обществе такие умения — важная составляющая интеллектуального капитала). Гуманитарное знание закладывает и основы анализа меняющегося окружающего мира и формирует способы взаимодействия с этим миром, его эстетическое восприятие. Социализация детей происходит в школе. Современная школа должна помочь учащимся развить и проявить свое активное творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных творческих целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных, непрогнозировавшихся результатов деятельности и их использованию для дальнейшего познания.

Организация личностно-ориентированного обучения предполагает разработку учебных программ, цель которых не передача знаний для заучивания, а постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самореализации личности каждого школьника2. Такое обучение способно обеспечить разностороннее общекультурное развитие личности учащихся, способствовать развитию «Я-концепции» личности будущего с инновационным характером мышления и деятельности, развить их инновационное сознание. Все перечисленное может способствовать формированию их психологической готовности к самореализации и инновационному поведению.

В современном обществе, при нарастании инновационных процессов которые, становятся закономерностью его развития, мы сталкиваемся с проблемой формирования инновационного поведения личности, обеспечивающей реальный вклад в развитие общества, другого человека и

2 Фелъдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательная характеристика процесса развития личности. - М.: 1999.

самого себя. На наш взгляд, инновационное поведение зависит от многих особенностей личности. Огромное влияние на его формирование оказывает инновационное сознание. Являясь сферой нестандартного, инновационное сознание может быть определено как сознание, включающее в себя цели, мотивы, ориентации, установки, направленные на осуществление структурной, функциональной, институциональной, нормативной трансформации какого-либо объекта с целью его модернизации или полной замены. К особенностям инновационного поведения можно отнести в следующий универсально-целостный комплекс качеств личности: 1) интеллект; 2) лидерство; 3) инициативность; 4) коммуникабельность; 5) ответственность; 6) организаторские способности; 7) решительность.

Как стимулировать формирование инновационного поведения и кто может являться субъектом (или субъектами) инновационного развития? В современных исследованиях уделяется много внимания формированию инновационного поведения в условиях профессиональной деятельности (у студентов, менеджеров, работников фирм). Одной из характеристик образовательной действительности на современном этапе являются инновационные процессы, которые затрагивают всех субъектов образовательной практики, что определяет иной уровень поведения и ученика, и педагога в образовательном учреждении. А это обусловливает необходимость поиска принципиально новых механизмов сопровождения педагогических кадров, направленных на формирование инновационного поведения у субъектов образовательной практики уже на уровне школьного обучения. Одним из наиболее благоприятных периодов для формирования инновационного поведения нам представляется подростковый возраст, так как именно этот этап характеризуется наиболее интенсивным личностным развития. Рассматривая структурно-содержательную характеристику процесса развития личности, Д.И.Фельдштейн отмечал, что подросток отличается сенситивно-стью к процессу социализации, направлен на взаимодействие со сверстниками, самопознание и самореализацию в общении с ними. Подростковый возраст - это период противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я-концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками -все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как

умение сочувствовать, сопереживать чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. Существенные проблемы связаны в этот период и с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств - все это связано с «подростковым комплексом», наблюдаемым в возрасте от 11 до 15 лет у многих подростков.

Серьезные преобразования происходят и в мотивационной сфере подростка, в частности, в мотивационной структуре процесса общения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-либо группе. Подростковый период очень важен в развитии «Я-концепции», в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Л.И.Божович3 рассматривает причину изменений поведения в выраженной депривации потребностей в самопроявлении и самовыражении подростков, источником которых выступают внешние и внутренние запреты, преодолеть которую « в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка очень трудно. Негативные реакции появляются вследствие недостаточного удовлетворения или активного подавления новых потребностей взрослеющего ребенка

Все перечисленные характеристики подросткового возраста способны порождать серьезные кризисные ситуации и как следствие - психологическое неблагополучие подростков, которое в крайних своих проявлениях ведет к наркотической и алкогольной зависимостям, подростковой агрессии и асоциальному поведению. Не случайно проблема подростка на этапе преодоления всех возрастных проблем тесно связана с такими понятиями, как «адаптация», «социализация», «компетенция».

Усилия традиционных институтов социализации подростков - институтов семьи и образо-

3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 1968.

вания - оказываются недостаточно эффективными в подготовке подрастающего поколения к усложнившимся требованиям современного общества. Поэтому встает необходимость поиска средств целенаправленной подготовки подростков к вхождению в сложную социальную среду, которые помогут им адаптироваться и успешно функционировать в современном социуме. Эта проблема может быть решена путем оптимальной организации учебной и внеучебной деятельности с использованием специальных форм обучения, инновационных методов при организации работы со школьниками, проблемных ситуаций взаимодействия с целью решения практических задач, направленных на освоение подростками опыта инновационного поведения.

В организации деятельности мы опираемся на то, что для подростка общение со сверстниками: 1) во-первых - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые; 2) во-вторых - это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права; 3) в-третьих - это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

Подросток отличается инициативностью. Инициативностью подростка является активное творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных творческих целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных, непрогнозировавшихся результатов деятельности и их использованию для дальнейшего познания. Участие подростков в коллективной творческой и поисковой деятельности, отношение к проблемной ситуации на уровне социальных проявлений являются важными условиями для овладения личностью эффективными социально-коммуникативными умениями и стратегиями поведения, проявляемыми ею в социальных взаимоотношениях и в ситуациях, связанных с инновационной деятельностью. Среди них наиболее эффективными можно назвать следующие: 1) сотрудничество: партнеры помогают друг другу, активны в достижении индивидуальных и общих целей деятельности; 2) компромисс: партнеры взаимодействуют друг

с другом, находя взаимоприемлемые решения; 3) контраст: одни участники содействуют, другие противодействуют при достижении общих и индивидуальных целей в случае отсутствия единства в мнениях; 4) конфликт: противодействие в ситуации общения с последующим решением конфликтной ситуации и достижением общих и индивидуальных целей; 5) лидерство: один или несколько участников ситуации руководят действиями других.

Освоение подростками перечисленных стратегий поведения способствует и развитию у них ведущих характеристик инновационного поведения. Среди них можно перечислить следующие. Целенаправленность, умение предвосхищать результаты, то есть то, что человек рассчитывает получить в результате своих действий. При инновационном поведении он достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. Ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания по их поводу, способность к рациональному анализу возникающих затруднений и, если те представляются преодолимыми (при разумных, оправданных затратах времени и сил), тратит усилия именно на то, чтобы их преодолеть. Гибкость, подразумевающая адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку. Здесь важна способность ориентироваться в ситуациях новизны и неопределенности, способность оперативно пересматривать те модели поведения, которые не приводят к положительным результатам. Особенно ярко гибкость может проявляться в общении. Сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции. Когда обстановка требует немедленных действий, человек их совершает, но при необходимости может и управлять своими спонтанными реакциями. Это касается не только пове-

дения, но и эмоционального реагирования. Настойчивость, но не переходящая в агрессивность. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей. Направленность на достижение успеха, а не на избегание неудачи. При инновационном поведении личность способна центрироваться на том, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, а не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Созидатель-ность. Человек, проявляющий инновационное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было (будь то окружающие люди или собственные особенности психики), а вместо этого создает то, что считает нужным. Социально ориентированное, инновационное поведение направлено на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям», а не «от людей» или «против людей. Творчество в нахождении решений проблемных ситуаций. Подходы, способы, пути нахождения решений отличаются самостоятельностью, оригинальностью, новизной.

В основе решения задач по формированию у подростков инновационного поведения лежат активные и интерактивные методы в организации учебной и внеучебной деятельности, которые помогают вести подростков к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учить выделить главное в предложенном материале. Позитивный социальный опыт и знания о себе создают основу для формирования у подростков сознательных способов взаимодействия с окружающими в ситуациях, требующих от него творчества и инновационных форм поведения, обеспечивающих успешность в самоактуализации и его социальной адаптации с оптимальным достижением индивидуальных и коллективных целей.

PROBLEM OF DEVELOPMENT INNOVATION BEHAVIOR AT MODERN TEENAGERS

© 2011 N.Y.Molostova Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

At present in pedagogics there is no generally-accept notion of «innovation behavior». In the article some meanings of the term are considered. In the article, the author analyzes the grounds of others authors understanding characteristic feature of subject of innovation activity, considers characteristics of innovation behavior , the problem and facility development innovation behavior at modern teenagers.

Key words: behavior, innovation behavior, innovation activity, innovation conscience.

Natalya Yurievna Molostova, Head of psychology department, PTP. E-mail: nat. molostova@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.