Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основания понятия «Инновационное поведение»'

Теоретико-методологические основания понятия «Инновационное поведение» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
767
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ / BEHAVIOR / INNOVATION BEHAVIOR / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молостова Н. Ю.

В настоящее время в психолого-педагогической науке не существует единой трактовки понятия «инновационное поведение». Анализируются разные значения этого понятия. В статье проанализированы теоретико-методологические подходы разных авторов к пониманию основных особенностей субъекта инновационной деятельности, рассмотрены характеристики инновационного поведения, проблемы и возможности формирования инновационного поведения у современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL GROUNDS FOR THE CONCEPT OF «INNOVATION BEHAVIOR»1

At present there is no a generally-accepted notion of «innovation behavior». The article contains the analysis of different meanings of the concept. It also dwells on the theoretical-methodological approaches of various authors and their understanding of the main peculiarities of the innovation activity subject. Characteristics of the innovation behavior, the problems and possibilities of innovation behavior formation among adolescents are also considered.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основания понятия «Инновационное поведение»»

УДК 159.9

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

© 2010 Н.Ю.Молостова

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 16.03.2010

В настоящее время в психолого-педагогической науке не существует единой трактовки понятия «инновационное поведение». Анализируются разные значения этого понятия. В статье проанализированы теоретико-методологические подходы разных авторов к пониманию основных особенностей субъекта инновационной деятельности, рассмотрены характеристики инновационного поведения, проблемы и возможности формирования инновационного поведения у современных подростков.

Ключевые слова: поведение, инновационное поведение, инновационная деятельность, инновационное сознание.

Одной из центральных проблем современной психологии является проблема теоретического и экспериментального обоснования механизмов, форм и способов психологического раскрепощения творческого потенциала личности и обеспечения психологического комфорта для продуктивной инновационной деятельности.

В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения люди, способный творчески мыслить, обладают гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор, способные к активному участию в социальных преобразованиях общества. Все чаще наблюдается постоянное внимание ученых к проблемам изучения источников идей инновационных процессов; важности их нормативно-правового обеспечения; технологий организации инновационной деятельности в различных ее сферах; зависимости их распространения от особенностей среды; психологических механизмов их реализации и возникающих при этом психологических барьеров; управления инновационными процессами. Но во всех исследованиях прослеживается и выделяется как главный аспект - роль личности, которая является как субъектом, так и объектом данного процесса.

Результаты исследований проблем, перспективы и ценностные ориентации молодежи, позволяют выделить один из аспектов, относящийся к рассматриваемой нами проблеме - психологические барьеры, тормозящие инновационные процессы в обществе. К ним относятся органи-

Молостова Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. E-mail: nat.molostova@yandex.ru

зационно-психологические барьеры, возникающие вследствие неприятия нововведений из-за несоответствия ценностных ориентаций личности инновационным процессам, а также социально-психологические барьеры, проявляющихся в структуре отношений личность-личность, личность-группа, группа-группа как барьеров делового общения, ценностно-ориентированных барьеров, возникающих при несовпадении ценностей личности и группы.

Во всех перечисленных случаях выделяются трудности, влияющие на активность и особенности проявлений личности во взаимоотношениях с социумом, то есть на его поведение в обществе. Поведение является процессом общения и деятельности, в котором человек выступает как познающий и преобразующий себя и мир субъект и является отражением и проявлением его индивидуальности. Одним из важных аспектов современных исследований выступает человек как субъект, направленный на творческую, инновационную деятельность.

В рассмотрении основных особенностей субъекта, направленного на инновационную деятельность в научных исследованиях нет полного единства. Так, А.И.Пригожин1 отмечает, что главная характеристика субъекта инноваций — это его деятельное самосознание, т.е. понимание своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования. Автор представляет субъектность как единство целеполагания и це-леосуществления в одном лице. Субъект есть деятель, способный к выбору типа деятельности, конкретной роли для себя среди других субъектов, к выработке собственных целей и средств для их достижения. Его отличает уверенность, т.е. возможность и желание самому определять

1 Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М.: 1989.

свою судьбу, образ жизни, стремление раздвигать рамки реальной независимости и компетентности. Одновременно субъект есть носитель и автор вклада в какую-либо совместную деятельность, партнер в межсубъектных отношениях. К.А.Абульханова-Славская2 подчеркивает, что становление личности субъектом деятельности происходит как в процессе овладения ею общественно-историческими формами деятельности, так и в организации своей активности. Организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности и выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для ее осуществления. Субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует систему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи. Таким образом, по мнению К.А.Абульхановой-Славской3, позицию субъекта можно рассматривать как комплексную характеристику психологических режимов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, отношением субъекта к задаче, с одной стороны, его стратегией и тактикой — с другой, объективной динамикой деятельности (ее событиями и фрагментами) — с третьей.

И в том ив другом случае рассматривается сознательная деятельность субъекта в построении взаимодействия и взаимоотношений с окружающим миром. Взаимодействие человека с миром характеризуется его поведением и деятельностью. При этом смысловой акцент в понятии поведения делается не только на приспособлении человека к природным и социальным условиям существования, но и на творческо-преобразова-тельном отношении человека к условиям его существования, к миру в целом.

Таким образом, говоря о деятельности инновационного характера, можно отметить, что личность, как субъект этой деятельности, проявляется в инновационном поведении и в саморегуляции, которые обеспечивают: актуализацию психических возможностей, компенсацию недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности. Все перечисленное обеспечивает активное включение субъекта в деятельность, которое требует от него

2 Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избран. психол. тр. / Гл. ред. Д.И.Фельдштейн. - М.; Воронеж: 1999.

3 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: 1991.

расчета сил на весь период деятельности, особенно на период, связанный с непредвиденными трудностями.

Очевидно, что не всякое поведение может рассматриваться как способствующее инновационной деятельности. В современных исторических условиях инновационное поведение может рассматриваться как инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. Являясь средством осуществления инноваций социальных и относясь к активным типам поведения, инновационное поведение выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества. Инновационное поведение - это функциональная система творчества, которая обусловлена инновационным потенциалом личности или сообщества, включающим способность создавать, воспринимать, реализо-вывать новшества, своевременно избавляться от устаревшего, нецелесообразного опыта и творческие стремления личности или коллектива по преобразованию действительности. В условиях полноценного функционирования социально-экономических закона разделения труда и закона перемены труда, а также их «катализатора» -закона конкуренции, инновационное поведение становится естественным, массово востребованным, стратегическим типом поведения, который обеспечивает его носителям широкий спектр возможностей для легального развития соответственно вложенным усилиям. Среди основных характеристик инновационного поведения можно назвать его основные характеристики.

Целенаправленность, умение предвосхищать результаты, то есть то, что человек рассчитывает получить в результате своих действий. При инновационном поведении он достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям.

Ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания по их поводу, способность к рациональному анализу возникающих затруднений и, если те представляются преодолимыми (при разумных, оправданных затратах времени и сил), тратит усилия именно на то, чтобы их преодолеть.

Гибкость, подразумевающая адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку. Здесь важна способность ориентироваться в ситуациях новизны и неопределенности, способность оперативно пересматривать те модели поведения, которые не приводят к положительным результатам. Особенно ярко гибкость может проявляться в общении. Человек, проявляющий

инновационное поведение способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит. Он в зависимости от ситуации общения может принимать на себя различные социальные роли и вести себя в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют.

Сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции. Когда обстановка требует немедленных действий, человек их совершает, но при необходимости может и управлять своими спонтанными реакциями. Это касается не только поведения, но и эмоционального реагирования. Такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости (например, когда обстановка не позволяет проявлять их внешне или они слишком сильные, препятствующие адекватному восприятию действительности) он готов взять их под контроль.

Настойчивость, но не переходящая в агрессивность. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей.

Направленность на достижение успеха, а не на избегание неудачи. При инновационном поведении личность способна центрироваться на том, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, а не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Размышляя над своими целями, такой человек представляет себе их успешное достижение, а не то, как он терпит неудачу.

Созидательность. Человек, проявляющий инновационное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было (будь то окружающие люди или собственные особенности психики), а вместо этого создает то, что считает нужным. Как в бизнесе, так и в учебной, трудовой деятельности, в коммуникации побеждает не тот, кто тратит ресурсы на борьбу с конкурентами, а тот, кто делает свое дело более эффективно, чем они.

Социально ориентированное, инновационное поведение направлено на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям», а не «от людей» или «против людей». Человек, проявляющий инновационное поведение стремится к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Эта стратегия поведения сохраняется и тогда, когда человек встречается с затруднениями. Для их преодоления уверенный человек при необходимости использует социальные ресурсы, обращается к окружающим за поддержкой.

Направленность инновационной активности определяется ее эмоционально-оценочным отношением к нововведениям в деятельности, уровнем восприимчивости инноваций. Проявления инновационного поведения также обладают своей спецификой. Отношения в процессе совместной деятельности и межличностного психического взаимоотражения формируют социально-психологические отношения, пронизывают функциональные, организационные, экономические и другие отношения. Социально-психологические отношения выступают и как интегративный, стимулирующий фактор, преломляющийся в совместной деятельности. Индивидуализированное отношение субъектов инноваций друг к другу, к содержанию инновации и порождаемым изменениям может проявиться в поведении в новаторских, активных действиях, суждениях, представлениях, настроениях, ожиданиях, представляет собой специфический сплав сознательного и бессознательного, рационального и эмоционального, систематизированного и бессистемного. Такое поведение активно влияет на процесс становления нового. Однако, в современных условиях ограничений со стороны управляющих надсистем (например, государства) существует опасность трансформации инновационного поведения в псевдоинновационное. Названный тип поведения связан с постоянным поиском и апробацией наиболее эффективных тактических поведенческих моделей, в том числе полулегальных и нелегальных, которые отвечают истинным интересам конкретного социального субъекта и обеспечивают ему возможность индивидуального выживания при сохранении автономности и относительной независимости от регламентирующих его деятельность надсистем. Зачастую направленность такого поведения может оказаться не только несозидательной, но и просто разрушительной, асоциальной.

Исходя из вышесказанного, в условиях современного общества при нарастании инновационных процессов, которые, становятся закономерностью его развития, мы сталкиваемся с проблемой формирования инновационного поведения личности, обеспечивающей реальный вклад в развитие общества, другого человека и самого себя. На наш взгляд инновационное поведение зависит от многих особенностей личности. Поскольку инновационное поведение характеризуется осознанностью, можно считать, что огромное влияние на его формирование оказывает инновационное сознание. Являясь сферой нестандартного, инновационное сознание может быть определено как сознание, включающее в себя цели, мотивы, ориентации, установки, направленные на осуществление структурной, функциональной, институциональной, нормативной

трансформации какого-либо объекта с целью его модернизации или полной замены.

Инновационное сознание характеризуется следующими параметрами: а) преобладанием направленности сознания (психологической установки) на инновационную, а не стандартную деятельность; б) наличием внутренней, субъективной шкалы инновативности, которая в большей или меньшей степени отражала бы реально существующие и прогнозируемые соотношения старого и нового; в) фиксируемыми инновационными потребностями; г) наличием устойчивой (но не чрезмерной) мотивации; д) широкими инновационными замыслами. Инновационное сознание выступает регулятором инновационного поведения.

В свою очередь инновационная готовность сознания во многом зависит от того, какие эмоциональные и мотивационные состояния та или иная проблемная ситуация вызывает у человека. Эти состояния (активизм, индифферентность, страх) безусловно оказывают влияние на результативность и эффективность инновации. Заторможенная, с преобладанием социальных страхов личность оказывается неспособной к спонтанному проявлению своих чувств, желаний и потребностей, ограничивая тем самым, собственные возможности самореализации, и испытывает значительные затруднения в общении и поведении с другими людьми. Напротив, личность, испытывающая интерес к новому опыту и к себе через самоутверждение своих возможностей проявляется в социально ответственном инновационном поведении и самореализации, то есть осуществляет путь к раскрытию и развитию своего потенциала.

Инновационное сознание и отношение к проблемной ситуации на уровне социальных проявлений требует от личности овладения ею эффективными социально-коммуникативными умениями и стратегиями поведения, проявляемые ею в социальных взаимоотношениях в ситуациях, связанных с инновационной деятельностью: 1) сотрудничество: партнеры помогают друг другу, активны в достижении индивидуальных и общих целей деятельности; 2) компромисс: партнеры взаимодействуют друг с другом, находя взаимоприемлемые решения; 3) контраст: одни участники содействуют, другие противодействуют при достижении общих и индивидуальных целей в случае отсутствия единства в мнениях; 4) конфликт: противодействие в ситуации общения с последующим решением конфликтной ситуации и достижением общих и индивидуальных целей; 5) лидерство: один или несколько участников ситуации руководят действиями других.

В проявлении вышеназванных стратегий поведения к особенностям инновационного поведе-

ния можно отнести в следующий универсально-целостный комплекс качеств личности: 1) интеллект; 2) лидерство; 3) инициативность; 4) коммуникабельность; 5) ответственность; 6) организаторские способности; 7) решительность.

Как стимулировать формирование инновационное поведения и кто может являться субъектом (или субъектами) инновационного развития? В современных исследованиях уделяется много внимания формированию инновационного поведения в условиях профессиональной деятельности (у студентов, менеджеров, работников фирм). Одной из характеристик образовательной действительности на современном этапе являются инновационные процессы, которые затрагивают всех субъектов образовательной практики, что определяет иной уровень поведения и ученика, и педагога в образовательном учреждении. А это обусловливает необходимость поиска принципиально новых механизмов сопровождения педагогических кадров, направленных на формирование инновационного поведения у субъектов образовательной практики. Нам представляется, что на современном этапе развития инновационных процессов в обществе особенно важно мотивировать и обеспечить такую направленность в деятельности на уровне первичной социализации личности, какой является школа. Речь идет не просто о получении в школе знаний и умений, не просто об интеллектуальном развитии современного подрастающего поколения (хотя в информационном обществе такие умения — важная составляющая интеллектуального капитала). Гуманитарное знание закладывает и основы анализа меняющегося мира и формирует способы взаимодействия с этим миром, его эстетическое восприятие. Первичная социализация подростков происходит в школе. Современная школа должна помочь учащимся подойти к пониманию задач развития общества, определить свою роль в их решении. Именно школа может дать молодому человеку понимание задач развития и своего места в их решении, помочь осознать ценность взаимодействия с другими людьми, познать свою уникальность посредством развития его креативного потенциала, обусловленного наличием интеллектуальных и природных задатков, развития активности в социальных контактах. Одним из наиболее благоприятных периодов для формирования инновационного поведения нам представляется подростковый возраст, так как именно этот этап характеризуется наиболее интенсивным личностным развития. Рассматривая структурно-содержательную характеристику процесса развития личности Д.И.Фельдштейн4 отмечал, что подросток отличается сенситивностью к процессу социализации, направлен на взаимодействие со сверстниками,

самопознание и самореализацию в общении с ними. Одновременно с этим поведение подростков в целом отличается ситуативностью, их отношение к деятельности часто имеет отрицательную эмоциональную окраску. Поведенческие акты могут быть представлены реакциями, направленными не на созидание, развитие отношений в деятельности, а на проявление антогониз-ма по отношению друг к другу, уклонение от совместных действий. Л.И.Божович5 рассматривает причину такого поведения в выраженной депривации потребностей в самопроявлении и самовыражении подростков, источником которых выступают внешние и внутренние запреты, преодолеть которую « в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка очень трудно. Негативные реакции появляются вследствие недостаточного удовлетворения или активного подавления новых потребностей взрослеющего ребенка. Часто противоречие между стремлением быть признанным и неадекватными формами проявлений обусловлено бурно протекающими изменениями в самосознании подростка и недостаточной сформированностью способов и навыков поведения. В современных быстроменяющихся условиях развития общества это приводит к возникновению у них социально-психологических барьеров во взаимодействии с окружающими людьми и социальной дезадаптации.

Эта проблема может быть решена путем оптимальной организации учебной и внеучебной деятельности с использованием специальных форм обучения, инновационных методов при организации работы со школьниками, проблемных ситуаций взаимодействия с целью решения

практических задач, направленных на освоение подростками опыта инновационного поведения. Исходя из того, что общение - это одна из областей деятельности, которая обеспечивает развитие и самоактуализацию личности в обществе, мы считаем, что именно в коллективной деятельности, в процессе освоения подростками различных способов взаимодействия при решении практических задач и разрешении проблемных ситуаций, возможно формирование у них новых представлений о себе, как о субъектах деятельности, развитие оценочных отношений, формирующих самооценку и оценку друг друга, гибкости во взаимодействии с окружающими, способности к творческому подходу при решении практических задач. Все это является важным источником осознания личностью себя субъектом деятельности и реализации ею инновационного поведения.

Позитивный социальный опыт и знания о себе создают основу для формирования у подростков сознательных способов взаимодействия с окружающими в ситуациях, требующих от него творчества и инновационных форм поведения, обеспечивающих успешность в самоактуализации и его социальной адаптации с оптимальным достижением индивидуальных и коллективных целей.

4 Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательная характеристика процесса развития личности. - М.: 1999.

5 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 1968.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL GROUNDS FOR THE CONCEPT OF «INNOVATION BEHAVIOR»

© 2010 N.Y.Molostova Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

At present there is no a generally-accepted notion of «innovation behavior». The article contains the analysis of different meanings of the concept. It also dwells on the theoretical-methodological approaches of various authors and their understanding of the main peculiarities of the innovation activity subject. Characteristics of the innovation behavior, the problems and possibilities of innovation behavior formation among adolescents are also considered.

Key words: behavior, innovation behavior, innovation activity, innovation consciousness.

Molostova Natalya Yurievna, Cand. Sc. in Psychology, Associate Professor of the Psychology and Pedagogy department. E-mail: nat. molostova@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.