Научная статья на тему 'Психологические аспекты формирования инновационной деятельности учащихся'

Психологические аспекты формирования инновационной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIONS IN EDUCATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / INNOVATION BEHAVIOR PERSONALITY / SOLID-SOLID PHASE EQUILIBRIUM / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна, Самылова Ольга Анатольевна

В статье представлен теоретический анализ проблемы формирования инновационного поведения и деятельности учащихся, проанализированы особенности инновационного мышления, представлена модель формирования инновационной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Рsychological aspects of formation of innovative behaviour of pupils

The paper presents a theoretical analysis of the problems of formation of innovative behaviour and activity of students, peculiarities of innovative thinking, presented a model of the innovation personality.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты формирования инновационной деятельности учащихся»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.015.3

Е.А. Быкова, О.А. Самылова, г. Шадринск

Психологические аспекты формирования инновационной деятельности учащихся

В статье представлен теоретический анализ проблемы формирования инновационного поведения и деятельности учащихся, проанализированы особенности инновационного мышления, представлена модель формирования инновационной личности.

Инновации в образовании, инновационная деятельность учащегося, инновационное поведение, инновационная личность.

Е.А.Bykovа, О.А. Samylova, Shadrinsk

rsychological aspects of formation of innovative behaviour of pupils

The paper presents a theoretical analysis of the problems of formation of innovative behaviour and activity of students, peculiarities of innovative thinking, presented a model of the innovation personality.

Keywords: innovations in education, innovation, innovation, innovation behavior personality.

В настоящее время проблема инноваций в образовании приобретает всё большую актуальность. В постоянно меняющемся обществе человек должен быть готов к эффективной деятельности и поведению, способствующему выживанию, конкурентоспособности на рынке труда. Это может быть обеспечено готовностью к новым формам деятельности, открытостью к изменениям, гибкостью и лабильностью мышления, а также особым типом личности, с потребностью в новых достижениях, уверенностью в себе и целеустремлённостью.

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) от 15 апреля 2011 г. [10] ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (10-11 класс) описан «Портрет выпускника школы», где выпускник характеризуется как «...креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность...» [10].

В «Плане действия по модернизации общего образования на 2011-2015 г.г». важнейший желаемый результат заявлен, как подготовка молодёжи, обладающей следующими характеристиками: Способностью к самообучению и самореализации; Способностью к конструированию «своего» знания, необходимого для решения возникающих задач; Способностью с инновационной деятельности [6].

Всё это требует от системы образования существенной перестройки и подчинения логике инновационного развития. Поэтому, в настоящее время инновационная деятельность является одним из главных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Образовательные учреждения стоят перед вопросом выявления факторов формирования у выпускника школы инновационных способов мышления и действия, психологической и функциональной готовности к инновационной деятельности.

Н.И. Лапин рассматривает инновационную деятельность как «предметно-практическую продуктивную деятельность людей, которая является творческой и создаёт новые качества в различных сферах их жизни» [5, с. 45]. Продуктивная деятельность связана с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей новыми средствами. Её необходимым компонентом является творчество, включая саморазвитие инновационной личности. При этом, осуществляя инновационную деятельность, субъект меняет не только её предмет, но и её цели и средства, тем самым - и самого себя, сознательно или неосознанно делает себя объектом своей деятельности, развивает себя как инновационную личность.

Применительно к учащимся, инновационная деятельность рассматриваться нами как самостоятельная продуктивная, творческая, целенаправленная деятельность, в которой учащийся, используя новые средства достижения цели деятельности, развивается как субъект инноваций, как инновационная личность. Результатом инновационной деятельности является создание нового образовательного продукта, нового знания в предмете. Она всегда сопровождается наличием определённой цели, которая осознаётся учащимся и действий, направленных на её достижение. При этом, такая деятельность может носить как индивидуальный, так и коллективный характер.

Противоречие состоит в том, что современная система образования требует от учащихся осуществления инновационной деятельности, однако отсутствуют специальные методы и приёмы (специализированные программы) обучения учащихся инновационной деятельности, личностной подготовки учащихся к инновационной активности и инновационному поведению. Таким образом, растёт потребность в новом теоретическом осмыслении сущности инновационной деятельности обучающихся в образовательном учреждении, разработке условий, обеспечивающих формирование способности готовности учащихся к новым видам и формам деятельности, носящей инновационный характер.

Актуальным направлением исследования инновационных процессов является изучение личностных детерминант, обеспечивающих успешность в инновационной деятельности. В связи с этим, ряд современных исследований посвящён разработке категории «инновационная личность» (Э. Хаген, В.Н. Шевченко, Е.И. Федак, С.В. Ценцеря, М. М. Поташник, П. Ф. Друкер, Р. Э. Джонстон, Д. Дессен, Д. А. Алле).

Э. Хаген ввёл понятие инновационной личности как предпосылки усиления экономического роста, распространения предпринимательства и накопления капитала. Характеристики инновационной личности, данные Э. Хагеном, включают в себя любознательное отношение к миру и стремление управлять им, принятие на себя ответственности за плохие стороны жизни и попытки внести в нё изменения, творчество, стимулирующее стремление к новизне.

Автор указывает, то инновационная личность - тип личности, прямо противоположный авторитарной. При формулировании инновационных качеств личности, автор берёт за основу теорию потребностей А. Маслоу, указывая, что виды инновационных качеств можно представить через виды основных потребностей личности, представленных в теории А. Маслоу. Таким образом, в теоретической модели инновационной личности выделяется пять основных групп инновационных

качеств (в соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу), включающих внутри каждой группы ещё по две-три подгруппы качеств [9].

Федак Е.И., Ценцеря С.В. под инновационной личностью понимают «совокупность определённых качеств человека, определяющих его как субъекта социального взаимодействия с инновационным потенциалом проявления в общественной практике» [9, с. 151]. Личность, способная к инновационной деятельности отличается психологическими особенностями и руководствующейся волей к самоутверждению посредством активной преобразовательской деятельности, что формирует особый тип поведения - инновационный. В связи с этим целесообразным представляется рассмотрение особенностей инновационного поведения как особого типа поведения личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что особая роль в структуре инновационной личности придаётся мотивации достижения, поскольку первоосновой осознанного поведения человека по обновлению социальной практики является мотивационный потенциал. При этом мотивация, понимаемая как деятельность по реализации потребностей, является необходимой составляющей той группы качеств личности, которую принято называть инновационной.

Н.И. Лапин подчёркивает важность формирования инновационных личностей среди подрастающего поколения [5]. Как указывает автор, инновационная личность -это особый тип творческой личности, она противопоставляется личности традиционной и обладает определёнными качествами. Необходимо с ранних лет прививать ребёнку уверенность в себе, настойчивость в достижении цели, уважение к напряжённому труду (Д. Мак-Клелленд).

Однако, инновационная деятельность оказывается невозможной без развитого особого типа мышления. Сущностью, регулирующей всё поведение и деятельность индивида, является интеллект. Следовательно, интеллект выступает в качестве главного механизма, определяющего инновационное поведение и порождение инноваций (Барболин М.П.). Анализируя современное представление об интеллекте как интерактивном проявлении когнитивных и личностных свойств, Ю.А. Карпова, рассматривает интеллектуальный ресурс как «системообразующее качество инновационной личности» (Карпова Ю.А., 2004).

При этом важным является наличный уровень знаний и умений. Люди с широким диапазоном знаний и умений более позитивно воспринимают новое, так как оно кажется им доступным (Н.И. Лапин). Как указывает автор, на отношение людей к новому значительное влияние оказывает их культура, нормы и ценности. Для одних новое гораздо более ценно, чем старое, а для других оно сопряжено с опасностью, их норма состоит в том, чтобы избегать нового [5, с.61].

Достижение инновационных результатов обеспечивается наличием инновационного мышления. Инновационное мышление учащихся - «нестандартное конструирование из существующих или несуществующих фактов, примеров нового продукта при чётком понимании достижения результата» [1, с. 119]. Оно выходит за рамки оперирования дедуктивными формами при разрешении проблемных ситуаций

[4].

Выделяют базис такого мышления [8]: системность: логичность; диалектичность; воображение. Каждый из этих компонентов должен тесно основываться на творческом потенциале мышления как способности человека к созданию инновации.

В данном случае уместно обратиться к словам А.В. Брушлинского «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с противоречия» Этой проблемной ситуацией определяется вовлечённость личности в

мыслительный процесс, он всегда направлен на решение какой-либо задачи» (Брушлинский, 1996. - С.293).

В процессе решения исследовательской проблемы важным фактором выступает творческое мышление, когда обучающийся сам находит, сам открывает неизвестный путь её решения. Мы считаем это необходимым условием инновационной деятельности. Чем выше уровень творческого мышления, тем более оригинальным получается результат.

Таким образом, важное условие формирования инновационного мышления -творческий потенциал личности обучаемого, т.е. способность генерировать новые результаты, а также гибко реагировать на новые обстоятельства. Творчество обеспечивает создание новых материальных и духовных ценностей, характерное для инновационного поведения и инновационной личности. Применительно к деятельности учащегося, творчество предполагает наличие у них способностей, мотивов, умений, благодаря которым создаётся предмет, отличающийся от аналогичных новизной и оригинальностью.

При этом следует учесть, что инновационное мышление невозможно без предварительного освоения учащимся накопленных знаний в изучаемой области, алгоритмов решения проблемы, умения видеть процесс и явление в развитии, определять основное противоречие, увлеченность процессом

В исследованиях Н.В. Волынкиной показано, что высоких результатов в решении проблемных ситуаций и задач, а также в достижении инновационных результатов, учащиеся могут достигать благодаря системно-прогностическому мышлению, которое рассматривается как «системное мышление, которое основывается на синтезе всех элементов системы взаимосвязей решаемой проблемы и прогнозировании последствий её решения в будущем» [4, с. 128]. При этом учащийся при решении проблемы должен мыслить диалектически, т.е. противоречиями. Особе место в этом процессе отводится интеллектуально - творческим способностям учащегося, как индивидуальным психологическим особенностям, определяющим успешность осуществления технологической работы над поставленной задачей, решение которой даёт качественно новое знание [4].

Для развития элементов инновационного мышления в педагогике используются элементы ТрИЗ (технологии решения изобретательских задач) в учебном процессе (Ширяева, В.А., Модестов, С Ю., Терехова, Г.В., Фёдорова, Е.А.); задачи открытого типа - учебные задания, моделирующие ситуации, являющиеся неразрешимыми (в субъективном смысле относительно ученика).

Такие задачи предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации, применяя интуицию, воображение и фантазию [8]. Они имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными, двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет [8, с.239]. Критериями оценивания результатов инновационного мышления учащихся В.В. Утёмов называет: эффективность решения, оптимальность решения, оригинальность решения, разработанность решения [8].

К признакам сформированности у учащегося инновационного мышления относятся: 1) умение устанавливать связь между знанием и практикой; 2) умение критически работать с источниками информации; 3) умение создавать своё видение исторического события [1, с. 120].

Таким образом, всё вышесказанное позволяет заключить, что весомое место в исследованиях ученых занимает рассмотрение инновационной деятельности, как деятельности творческой. Для эффективного осуществления инновационной деятельности требуется высокий уровень личностного саморазвития учащегося. Следовательно, необходимо в систему психологического сопровождения инновационной деятельности учащихся включать программы по саморазвитию их личностного и творческого потенциала.

Следуя логике рассуждений и выводам, полученным в ходе исследований можно заключить, что на современном этапе развития инновационной деятельности в образовании особое внимание должно уделяться качественному изменению личности учащегося. Главным методом достижения этой цели является внедрение в образовательный процесс новых, ранее не применявшихся методов обучения. Это позволит обучающимся научиться работать с большим объемом информации, развить творческое мышление, открыть в себе какие - либо новые способности (Т. И. Макова, С. А. Пономарева).

На практике инновационное мышление и деятельность в большей степени зависит от учебной атмосферы в школе, возможностей и желания педагогов использовать новые технологии, быть тьюторами в инновационной деятельности школьников. Формирование инновационной личности общественными и государственными институтами возможно только при условии создания специальной среды, отвечающей потребностям и возможностям развивающегося субъекта инновационной деятельности.

Под влиянием фактора среды происходит формирование таких качеств, как самостоятельность, вера в собственные силы, жизнестойкость, инициативность, толерантность к неизвестному, готовность включаться в инновационную деятельность; способствующей осознанию молодежью своей роли и своего места в решении задач, стоящих перед обществом, ценности взаимодействия с другими людьми, познанию своей уникальности посредством развития своего инновационного потенциала, обусловленного наличием интеллектуальных и природных задатков, развитию активности в социальных контактах [3].

Исходя из вышесказанного можно выделить структурную модель формирования инновационной личности учащегося

Структурная модель формирования инновационной личности учащегося

Таким образом, одной из ключевых задач образовательного учреждения является создание инновационно-активной среды, т.е. условий, стимулирующих развитие инновационного мышления, личностных качеств и творческой активности учащихся.

Исследуя образовательные процессы массовых школ, гимназий и лицеев, Е.Г. Белякова и С.Н. Дегтярёв установили, что в настоящее время «актуализирована роль ученика как осмысленного субъекта своего образования и развития». В качестве одной из целей Программ развития образовательных учреждений выступает создание возможностей для продуктивной самореализации в творчестве. [2, с. 8]. Это как раз и соответствует требованиям подготовки инновационной личности.

В практику обучения и воспитания внедряются развивающие технологии, стимулирующие активность обучающихся в процессе освоения содержания образования. К таким технологиям относятся технологии когнитивного характера, развивающие интеллектуальный ресурс инновационной личности, так и технологии, обеспечивающие развитие гуманитарных ценностей и смыслов. Одним их приёмов развития творческого потенциала обучающихся выступает использование в работе педагога дивергентных карт, текстовых моделей на основе ключевых понятий, тематических опорных схем на базе заданной структуры, метод «кластеров», креативные методы решения задач и «мозговой штурм».

Вовлечение учащихся в творческую, научно-исследовательскую деятельность по актуальным для них проблемам приводит к развитию самостоятельности, целеустремлённости, позитивно направленной мотивации, креативных способностей, инновационного характера мышления.

Результатом такой деятельности становится креативный продукт, носящий оригинальный, индивидуальный характер.

Помимо стратегий обучения и воспитания в развивающую среду входит также стиль взаимоотношений педагога и учащихся, при котором поощряется любая инициатива и настойчивость, проявление самостоятельности, толерантность к стремлению учеников выразить своё мнение, сотрудничество с учащимися. Важным является также в работе педагога является поиск методических средств, позволяющих ученикам проявлять свои интересы, стимулирующих мотивацию достижения и поисковую активность.

В результате проделанной работы происходит принятие учащимися ценностей творчества, самореализации, раскрытие личностного потенциала. Формируется личность, способная к инновационному поведению. Её отличает уверенность, т. е. возможность и желание самому определять свою траекторию развития, образ жизни, а также стремление раздвигать рамки реальной независимости и компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баулина, Н. Современные задачи школы - своевременные ответы обществу [Текст] / Н. Баулина // Учитель. - 2011. - № 6. - С. 22-24.

2. Белякова, Е. Г. Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса [Текст] / Е. Г. Белякова, С. Н. Дегтярев // Образование и наука. - 2011. - № 3. - С. 3-15.

3. Борисова, Т. С. Формирование инновационного поведения молодежи институтами социального воспитания [Текст] / Т.С. Борисова, С.Б. Куликов // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 8.

4. Волынкина, Н. В. Развитие интеллектуально-творческих способностей учащейся молодёжи в высшей школе [Текст] / Н.В. Волынкина // Мир образования - образование в мире. - 2011. - №1 . - С. 128-133.

5. Лапин, Н. И. Теория и практика инноватики [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - 2-е изд. - М. : Логос, 2010. - 326 с.

6. Российская Федерация. Правительство. План действия по модернизации общего образования на 2011-2015 г.г. [Электронный ресурс] : распоряжение от 7 сентября 2010 г. N 1507-р. - Режим доступа : https://rg.ru/2011/01/14/plan-site-dok.html. - 10.09.2016.

7. Саламатов, Ю. П. Основы инновационного мышления: презентационный материал [Электронный ресурс] : презентация / Ю.П. Саламатов. - Режим доступа: http:// rus.triz-guide.com/assets/files/DY.pdf. -10.09.2016.

8. Утёмов, В. В. Задачи открытого типа как инструмент формирования инновационного мышления [Текст] / В.В. Утёмов // Молодой учёный. - 2011. - № 1. - С. 236-240.

9. Федак Е. И. Инновационная личность. Психолого-педагогическое обоснование [Текст] / Е.И. Федак, С.В. Ценцеря // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 1 . - С. 155.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 класс) [Электронный ресурс]. - Режим доступа Шр://минобрнауки.рфМоситеШз/2365. - 10.09.2016.

УДК 378.016:159.9

О.С. Ионина, г. Шадринск

Проблема мотивирования студентов не психологических профилей к изучению психологии

В статье рассматривается проблема мотивирования студентов к изучению психологии как науки и как учебной дисциплины, рассмотрены типы учебной мотивации студентов, методы мотивации учебной деятельности студентов.

Мотивация, психология, профессиональные мотивы, самореализация.

O. S. Ionina, Shadrinsk

The problem of motivating students not psychological profiles to the

study of psychology

The article deals with the problem of motivating students to study psychology as a science and as an academic discipline, consider the types of educational motivation of students, methods of motivation of educational activity of students.

Keywords: motivation, psychology, professional motivation, self-realization.

В современных педагогических ВУЗах одной из важнейших дисциплин является курс под названием «Психология». Вместе с тем у студентов не психологических профилей подготовки достаточно часто не хватает мотивации, желания изучать данную дисциплину, не смотря на достаточно большое количество часов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что у современных студентом часто возникает проблема с учебной мотивацией в целом, отсутствием желания учиться, прикладывать усилия к серьезному изучению какой-бы то ни было дисциплины. Случается так, что студенты высших профессиональных образовательных учреждений, считают, что они уже сделали свой выбор в пользу определенной будущей профессии и уделять внимание предметам общеобразовательного цикла или тем, которые, как они считают, не соответствуют их профилю изучать не желают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.