ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
проектировочной деятельности образовательнопрофессиональных технологий, повышает возможности педагогических дисциплин в результате гибкого согласования структуры традиционных курсов с этапами проектирования образовательно-профессиональных технологий, способствует развитию творческой, познавательной деятельности студентов, стремлению к профессиональному самосовершенствованию.
Библиографический список
1. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в подготовке магистра образования : учеб. пособие / Ю. Б. Дроботенко [и др.] ; под общ. ред. Н. В. Чекалевой. — СПб. : Книжный дом, 2010. — 160 с.
2. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий : учеб.-метод. пособие / Под ред. В. Г. Зарубина, Л. А. Громовой. — СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — 511 с.
3. Вербицкий, А. А. Категория «контекст» в психологии и педагогике : монография / А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников. — М. : Логос, 2010 — 300 с.
БЕРЕСТОВСКИЙ Александр Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.06.2011 г.
© А. М. Берестовский
УДК 159." Е. А. ОБОДКОВА
Г осударственная академия промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова, г. Ярославль
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МИРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА__________________________________
В статье рассмотрена современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента. Описано понятие «управление», предмет науки об управлении, рассмотрены типы управления, четыре основные подхода в развитии теории управления и пр. Проанализированы особенности современного состояния теории управления «сквозь призму» процессного, системного и ситуационного подходов; отмечены основные тенденции современного этапа развития теории управления. Сделан вывод о том, что основные тенденции современного этапа развития теории управления четко символизируют о наличии характеристик глобализации в теории науки.
Ключевые слова: глобализация, наука об управлении, тенденции современного этапа развития теории управления.
Современное общество, с присущими ему чертами глобализации, характеризуется высоким уровнем конкуренции, социальной активности, ответственности, организационных инноваций и т.д. В связи с этим возникли новые проблемы, связанные с управлением обществом, группой, человеком, в частности, проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды, взаимоотношений; проблема ограниченности во времени действий, отношений; проблема конкурентоспособности личности, организации, проблема коммуникаций, делового общения и др.
Необходимо обращение к новым, современным техникам, подходам, технологиям управления, в частности, к психологическому управлению, основанному на новых практических и теоретических веяниях в психологической науке.
Полагаем, что современное состояние общества характеризуется такими процессами, как становление целостности существования, расширения и углубления разнообразных связей, т.е. процессами, связанными с глобализацией, что сказывается на всех сферах деятельности человека, в том числе научной.
Понятие «управление» является весьма широким и изучается различными науками. Традиционно определение понятия «управление» увязывается с терми-
нами «администрация» и «кибернетика». Далее рассматриваются вопросы системного подхода к управлению, понятия «система», «элементы системы», «функции управления». Представители различных наук — философы, социологи, психологи, правоведы, политологи, экономисты и др. — вкладывают в это понятие свой специфический смысл. На наш взгляд, верным является утверждение, что процесс управления во многом универсален в различных сферах и отраслях, он подчинен одним и тем же закономерностям.
Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты.
Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслим без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно [1 ].
В литературе рассматриваются несколько видов систем:
— технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и пр.);
— социально-экономические системы (отрасли, отдельные предприятия, сфера обслуживания и пр.);
— организационные системы, основным элементом которых является сам человек [2].
Как правило, большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т. е. организационные отношения — характерная черта человеческого бытия. Люди входят в организацию с целью решения задач посредством процессов управления [3]. Организация — это сознательное объединение людей, характеризующееся началами системности, разумной организованности, структурированности, и преследующее достижение определенных социальных целей и решение общественно значимых задач. В каждой организации имеют место управленческие процессы, необходимые для достижения ее целей и задач.
Традиционно выделяются следующие типы управления:
1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);
2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);
3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).
Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.
В предмет науки управления входит изучение:
— вопросов исторического развития управления;
— значения, положения и роли управления в современном государстве;
— форм и методов управления;
— установления новых задач и целей управления;
— организации управления в материальном и личностном аспектах;
— сущности управленческих отношений;
— реформы и модернизации управления [ 1].
Управление как социальное явление и как сфера
человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований. Процесс зарождения теории управления в недрах его практики оказался, противоречивым, сложным и длительным. Достаточно сказать, что теория управления как самостоятельная научная дисциплина оформилась лишь в начале XX в., в 1911 г., когда Ф. Тейлор, считающийся основателем научного управления, опубликовал книгу «Принципы научного управления».
Выделяют четыре основных подхода в развитии теории управления:
1) подход с точки зрения основных школ в управлении,
2) процессный подход,
3) системный подход,
4) ситуационный подход.
Первый из них наиболее важен именно в историческом плане, поскольку он образован совокупностью достаточно четко сменявшихся «школ», рассматривавших управление с различных точек зрения. Это — школы научного управления, административного управления («классическая школа»), человеческих отношений и поведенческих наук, а также школа количественных методов управления. Три других подхода, также имеющих исторический интерес, более важны для характеристики современного состояния науки об управлении [4].
Охарактеризуем особенности современного состояния теории управления «сквозь призму» процессного, системного и ситуационного подходов с основой на концепцию А.В.Карпова, представленную в учебном пособии «Психология менеджмента» [4].
Процессный подход. Данный подход сложился как развитие основного положения административной школы — идеи о существовании некоторых основных и универсальных функций управления. Однако с точки зрения процессного подхода вводится важнейшее дополнение: эти функции рассматриваются не как взаимонезависимые, а как органически взаимосвязанные и образующие в своей совокупности единый процесс управления. Управление — это система непрерывных и взаимосвязанных действий, группирующихся в управленческие функции. Процесс управления в целом рассматривается как хронологически упорядоченная и циклически организованная система управленческих функций. Следовательно, важным условием успешного управления является не только эффективность управленческих функций самих по себе, но и правильная их соорганизация в рамках единого процесса.
Положение о решающей роли целостности и скоординированности процессауправления, наличия у него закономерной внутренней логики является общим для данного подхода. Существующие внутри него варианты связаны с тем, какие именно управленческие функции следует считать главными и универсальными. Это наиболее принципиальный вопрос всей теории управления, поскольку он затрагивает саму суть, содержание управленческой деятельности. Первую попытку его решения предпринял А. Файоль, считавший, что существует пять базовых управленческих функций. «Управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [5]. В дальнейшем этот перечень был существенно расширен и уточнен. В него входят такие управленческие функции, как целе-полагание, прогнозирование, планирование, организация, распорядительство, руководство, мотивирование, коммуникация, координация (интеграция), исследование, контроль, оценка, принятие решения, коррекция, подбор персонала, представительство, маркетинг, управление инновациями и др. Широкое распространение приобрела точка зрения, согласно которой все разнообразие управленческих функций может быть сгруппировано в четыре базовые категории: планирование, организацию, мотивирование, контроль и две так называемые связующие функции — принятие решения и коммуникация. Последние направлены на согласование базовых функций [6].
Системный подход. Теории управления начиная со второй половины XX в. испытывали сильное воздействие со стороны интенсивно развивающегося общенаучного направления — системного подхода, «общей теории систем». На «стыке» теории управления и теории систем был сформулирован достаточно простой, но фундаментальный вывод, согласно которому любая организация — это система в наиболее полном и строгом значении данного понятия. Под системой же следует понимать определенную целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Следовательно, главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом, в единстве составляющих ее частей, которые прямо и косвенно взаимодействуют и друг с другом, и с внешним миром. Он должен учитывать, что любое, даже частное управленческое воздействие на какой-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
либо компонент организации обязательно приводит к многочисленным, а часто непредсказуемым последствиям. Их-то и необходимо учитывать в управлении; для этого надо знать, каковы те основные законы, по которым строятся системы. Любая организация как система имеет свою внутреннюю логику, живет по своим взаимосвязанным законам. Учет этой системной логики организации есть важнейшее условие эффективного управления. Но одновременно это — и основная трудность практики управления. Сложность усугубляется еще и тем, что современные организации внутренне неоднородны и включают в себя качественно различные компоненты (технику и людей), являются так называемыми социотехниче-скими системами. Любая социотехническая система, согласно данному подходу, состоит из ряда подсистем, которые должны быть согласованы иерархически (по типу субординации) и «горизонтально» (по типу координации). Кроме того, организация как система не только может, но и должна создавать в процессе своего функционирования необходимые для него подсистемы — так называемые функциональные органы управления.
Существовавшие до этого подхода школы делали главный акцент на прогрессе управления как таковом. Системный же подход показал, что не меньшей, если не большей, сложностью обладает сам объект управления. Не только управление, но и то, что управляется, имеет свою логику, свои законы и они системны по своей природе. Следовательно, эффективное управление обязательно должно учитывать и их, а для этого — знать и уметь их использовать.
Таким образом, данный подход сформулировал новое понимание организаций как социотехнических систем. В силу общего характера его нельзя рассматривать как набор законченных принципов и процедур. Это — определенный способ мышления по отношению к практическим и теоретическим проблемам управления. Системный подход способствовал укреплению междисциплинарных связей теории управления с другими науками и направлениями исследований. Например, с такими как общая теория систем Л. фон Берталанфи, «индустриальная динамика» Д. Форрестера, исследования «административных систем» Ч. Барнарда, исследования по теоретическим основам управления (кибернетическое направление) Н. Винера. Наконец, роль системного подхода состоит и в том, что он показал ограниченный характер любого из частных, в том числе — и рассмотренных выше подходов, а также «школ управления». Одновременно благодаря ему стало ясно, что разработка комплексной теории управления возможна посредством их объединения — интеграции (глобализации) . И такая интеграция была осуществлена в следующем — наиболее важном и распространенном в настоящее время — ситуационном подходе.
Ситуационный подход. Данный подход рассматривается в качестве «самого крупного научного результата в этой области за последние два десятилетия» [7]. Возникнув в конце 60-х гг., он, так же как и системный, не является сводом конкретных принципов и процедур управления, а представляет собой общую методологию, способ мышления в области организационных проблем и путей их решения. Его центральное положение развивает один из главных тезисов системного подхода, согласно которому любая организация — это открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии (информационном, энергетическом, материальном и иных) с внешней средой. Она имеет свои «входы» и «выходы»; активно
приспосабливается к своей весьма разнообразной внешней и внутренней среде. Следовательно, главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее — в той ситуации, в которой она реально функционирует. Понятие ситуации поэтому стало ключевым в данном подходе.
Ситуация определяется как конкретная система обстоятельств и условий, которые наиболее сильно влияют на организацию в данное время. Само по себе это понятие не является новым в теории управления, поскольку, например, уже в 20-е гг. М. Фоллетт сформулировала «закон ситуации», согласно которому «различные типы ситуаций требуют различных типов знания». Следовательно, для эффективного поведения во всем разнообразии жизненных ситуаций требуется синтез разнородных знаний и умений их выбирать в зависимости от специфики конкретных условий. Однако лишь в рассматриваемом подходе эти положения получили свою комплексную разработку.
Ситуационный подход не оспаривает разработанные ранее принципы управления. Он, однако, утверждает, что оптимальные приемы и способы, которые должен использовать руководитель для успешного достижения целей организации, не могут носить только общего характера и должны значительно варьироваться, они определяются именно ситуацией управления. Содержание управления, а в значительной мере — и искусство руководства им заключаются в умении правильного выбора оптимальных приемов и методов руководства из всего их множества.
Важным итогом ситуационного подхода явилось и то, что он, в отличие от разработанных ранее и претендовавших на роль универсальных и «единственно верных», показал, что лучшего способа управления нет в принципе. Эффективность любого из них относительна и определяется ситуацией управления. Ситуационный подход в целом следует охарактеризовать как концепцию «управленческой относительности», резко контрастирующую с абсолютизмом многих иных подходов и их претензиями на универсальность.
Анализ ситуационного подхода во многом тождествен характеристике современного состояния науки об управлении. А именно, произошедшие в последнее десятилетие коренные преобразования, попытки проведения экономических реформ, инволюция административно-командной системы — все это и многое другое явилось предпосылками для возрождения интереса к богатому мировому опыту управления (запускаются процессы мировой глобализации). Появились объективные стимулы для интенсификации отечественных исследований в данной области. Сейчас наблюдается своеобразный, хотя и запоздавший на много десятилетий «бум» развития управленческих исследований [4]. Актуальными становятся две основные задачи: во-первых, ассимиляция всего того, что создано зарубежной наукой управления; во-вторых, адаптация достижений науки управления к реалиям российской действительности, к парадоксам отечественной практики управления, которые иногда трудно понять и еще труднее разрешить на основе «нормальной» теории управления.
Таким образом, современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного. Они направлены на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также на разработку новых представлений об управлении. На наш взгляд, главным отличием всех
современных подходов к управлению является наличие характеристик глобализации, как основной тенденции общества. В связи с этим теория управления насчитывает большое число концепций, подходов, школ, что ведет к трудностям, связанным с обобщением, синтезом результатов [8].
Можно выделить также основные тенденции современного этапа развития теории управления [7].
Первая тенденция связана с приданием большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане управления ею. Огромную роль в этом плане сыграла «компьютерная революция», создавшая качественно новую по своим возможностям техническую базу управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса.
Вторая тенденция, еще более мощная, чем первая, состоит в дальнейшей демократизации управления. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента — за демократическими «партисипа-тивными» (соучаствующими) формами управления. Привлечение персонала к выполнению управленческих функций есть главное условие для действия фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием «размораживания потенциала группы» (механизм полной реализации потенциала организации для управления ею, превращения ее из объекта управления в субъект самоуправления).
Третья тенденция — интернационализация менеджмента и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления. Это, например, проблема крос-скультурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.
По мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что сегодня сформировалась новая парадигма управления. Она обозначается как «тихая управленческая революция», а ее ключевыми чертами являются следующие [8].
Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, состоящего в убеждении, что ключ к успеху управления лежит в правильном воздействии на внутренние факторы организации. Вместо этого на первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.
Использование в управлении теории систем позволило не только сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления.
Ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной теории и практики управления. Главный его тезис — вся организация
внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне.
Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организациях. Отмечается, что «важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях — когнитариат» [9].
Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.
Таким образом, в данной статье рассмотрена современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента. Описано понятие «управление», предмет науки об управлении, рассмотрены типы управления, проанализированы четыре основные подхода в развитии теории управления, представлены несколько видов систем управления, сделан акцент на организационных отношениях как характерной черте человеческого бытия.
Проанализированы особенности современного состояния теории управления «сквозь призму» процессного, системного и ситуационного подходов; отмечены основные тенденции современного этапа развития теории управления.
Таким образом, основные тенденции современного этапа развития теории управления четко символизируют о наличии характеристик глобализации в теории науки.
Библиографический список
1. Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I : История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты / Ю. Н. Старилов. — М., 2002. — 728 с.
2. Кнорринг, В. И. Искусство управления : учебник / В. И. Кнор-ринг. — М., 2007. — 342 с.
3. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М., 2009. — 98 с.
4. Карпов, А. В. Психология менеджмента : учеб. пособие / А. В. Карпов. — М., 2005. — 584 с.
5. Edwards W., Behavioral Decision Theory // Amer. Rev. of Psychol. 1961. V. 12.
6. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедури. — М., 2010. — 644 с.
7. Евенко, A. M. Вступительная статья к книге М. Мескона и др. «Основы менеджмента» / А. М. Евенко. — М., 2009. — 49 с.
8. Koontz H. The management theory jungle // J. Of the Acad. Of Manag. 1998. V. 4.
9. Менеджмент организации / Под ред. З. П. Румянцевой. — М., 1995. - 128 с.
ОБОДКОВА Евгения Александровна, кандидат психологических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой социологии и психологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.06.2011 г.
© Е. А. Ободкова
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ