Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: подходы, проблемы, задачи'

Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: подходы, проблемы, задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1229
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плешкова Наталья Анатольевна, Подзорова Галина Анатольевна, Першина Елена Геннадьевна, Соколова Ольга Владимировна, Тарский Максим Олегович

Усиление конкуренции, а также изменение спроса и предложения на различные товары обуславливают необходимость формирования системы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий, способной реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. Проблемы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия в современных условиях требуют разработки и внедрения принципиально новых методов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плешкова Наталья Анатольевна, Подзорова Галина Анатольевна, Першина Елена Геннадьевна, Соколова Ольга Владимировна, Тарский Максим Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: подходы, проблемы, задачи»

УДК: 339.137.22

Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия:

подходы, проблемы, задачи.

Management of competitiveness of industrial enterprises: approaches, problems, tasks.

Плешкова Наталья Анатольевна, к.т.н., доцент, aquaphorkuz@mail.ru Подзорова Галина Анатольевна, к.т.н., доцент, PGA-555@yandex.ru Першина Елена Геннадьевна, к.т.н., доцент, Pershin_roma@mail.ru Соколова Ольга Владимировна, магистрант, sokolova@mail.ru Тарский Максим Олегович, ассистент, hypman@yandex.ru

ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности», кафедра «Экономика и управление»

Аннотация: Усиление конкуренции, а также изменение спроса и предложения на различные товары обуславливают необходимость формирования системы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий, способной реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. Проблемы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия в современных условиях требуют разработки и внедрения принципиально новых методов управления.

Abstract: Increased competition and a change in supply and demand for various goods necessitated the formation of the system of management of competitiveness of industrial enterprises, able to respond to the impact of external and internal environment of a high degree of variability and uncertainty. Problems of management

of industrial competitiveness in modern conditions require development and introducing new management practices.

Ключевые слова: конкуренция, управление конкурентоспособностью, подходы к управлению конкурентоспособностью, проблемы управления конкурентоспособностью.

Keywords: competition, management of competitiveness, management approaches competitiveness, management problems of competitiveness.

Наблюдающиеся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции, а также изменение спроса и предложения на различные товары обуславливают необходимость формирования системы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий, способной реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. В связи с этим становится необходимым и практически востребованным исследование основных вопросов воздействия управления на повышение конкурентоспособности предприятий на основе современных средств менеджмента и маркетинга, не получивших до настоящего времени соответствующего решения.

Значительный и весомый вклад в разработку теории управления конкурентоспособностью предприятий внесли зарубежные ученые М. Альберт, Г. Армстронг, С. Брю, В. Вонг, П. Друкер, Т. Коллинз, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, К. Макконелл, М. Мескон, М. Портер, С. Рэпп, Ф. Хедоури. Исследованию теории конкуренции и конкурентоспособности посвящены работы отечественных экономистов Г. Азагальдова, Г. Азоева, С. Барашкова, Е. Горбашко, М. Долинской, П. Завьялова, Ю. Кормнова, А. Кунаева, И. Лифица, И. Соловьева, Р. Фатхутдинова, А. Юданова и многих других.

Необходима разработка системной методики и подходов к формированию системы управления конкурентоспособностью предприятия с учетом зарубежного опыта, разработки теоретических, методических и прикладных подходов в условиях современной экономической ситуации.

В настоящее время в экономической литературе существует достаточно большое количество определений и способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

В понятие «управление конкурентоспособностью предприятия» вкладывается следующий экономический смысл: управление конкурентоспособностью предприятия - это деятельность, направленная на формирование ряда управленческих решений, которые, в свою очередь, должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям для достижения лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями. [1]

Рассмотрим сущность различных научных подходов к управлению конкурентоспособностью промышленных предприятий.

Системный подход заключается в рассмотрении объектов как многокомпонентных систем, представляющих совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, вносящих свой вклад и влияющих на результат функционирования и использования объекта. Необходимость применения системного подхода при изучении объектов, состоящих из разных взаимосвязанных частей, обусловлена тем обстоятельством, что в таких объектах проявляется принцип эмерджентности. Согласно этому принципу совокупный объект обладает качествами, не присущими каждому составляющему его элементу, рассматриваемому изолированно от других. Соединение этих элементов в единую систему приводит к появлению дополнительного синергетического эффекта, порождаемого не отдельными частями системы, а их взаимосвязью и совместным действием. [2]

Одной из общемировых тенденций в обеспечении качества продукции является системный подход в управлении качеством продукции. Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования -создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии)

к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить полное и целостное представление об этом материале. Таким образом, системный подход становится реальностью не только в управлении организацией, но и в управлении конкурентоспособностью промышленных предприятий.

Сущность инновационного подхода к управлению заключается в ориентации развития производства на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоемких технологий, являющихся двигателями развития производственной системы. Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью, что позволит повысить качество управления конкурентоспособностью.

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социально-психологические, а при необходимости и другие, например, политические, демографические, аспекты управления и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена. [3]

К сожалению, на практике не всегда соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы иногда откладываются, из-за чего объект либо совсем не вводится в эксплуатацию, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда экологическим и эргономическим показателям иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых или реорганизации старых структур не всегда учитываются социальные и психологические аспекты. Эффективность инвестиционных проектов будет минимальной либо отрицательной, если при решении, например, технических проблем будут упущены другие аспекты управления. Таким образом, для повышения качества управления конкурентоспособностью промышленных предприятий необходимо использовать комплексный подход.

Глобальный подход реализуется через развитие новых информационных технологий, позволяющих значительно упростить международную интеграцию

и кооперацию. В связи с этим решение большинства управленческих проблем в рамках мирового сообщества должно отвечать требованиям системности, логичности и комплексности. [4]

Глобальный подход в настоящее время применяется при решении вопросов международной стандартизации, метрологии и сертификации. Глобальный подход к менеджменту предполагает высокую степень стандартизации выпускаемой продукции, маркетинговой стратегии и других управленческих решений. Учет национальных особенностей стран сводится к минимуму. Это предполагает значительный масштаб деятельности, сокращающий затраты на НИОКР и позволяющий применить последние его достижения. Глобальный подход к управлению, чаще всего, применяется в гражданском авиастроении, автомобильной, часовой, шинной, телекоммуникационной и некоторых других отраслях. В настоящее время, в условиях глобализации конкуренции, необходимо шире применять глобальный подход в управлении конкурентоспособностью промышленных предприятий.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы менеджмента при решении любых управленческих задач на потребителя. Например, выбор стратегии предприятия должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ и механизма действия закона конкуренции.

Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является важной проблемой стратегического менеджмента. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев будут следующие:

1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;

2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества продукции, качества сервиса и других факторов;

3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы управления. [5]

Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи управления конкурентоспособностью промышленных предприятий.

Сущность эксклюзивного подхода заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством в любой области деятельности или конкурентным преимуществом. Объектами для реализации эксклюзивного подхода являются: конкурентный персонал, патент, торговая марка, новые информационные технологии. Эксклюзивная ценность может быть сформирована за счет применения современных научных подходов, методов и технологий управления различными объектами. Эксклюзивный подход способствует повышению эффективности управления конкурентоспособностью предприятий.

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы управления. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: обеспечивающей, целевой, управляемой, управляющей.

Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и времени. Нормативами функционирования компонентов внешней среды системы менеджмента фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго их соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды организации.

Сущность директивного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, а также элементов системы управления в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).

Поведенческий подход базируется на оказании помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, способностей на основе применения концепций поведенческих наук. Цель такого подхода заключается в повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Применение поведенческого подхода в управлении конкурентоспособностью промышленных предприятий позволит повысить качество управления и, как результат, собственно конкурентоспособность организации.

При применении динамического подхода объект управления компании рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведения аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его развития (например, на 5 лет). Динамический подход способствует выбору правильной ориентации стратегического управления конкурентоспособностью промышленных предприятий.

Сущность оптимизационного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, методов оптимизации, математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др. В менеджменте весьма важно применять точные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческих решений.

Оптимизационный подход реализуется также путем установления зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона взаимосвязей затрат в сферах производства и потребления, зависимостей между показателями качества товара и затратами в сфере его производства и др. В связи с вышеизложенным для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий необходимо использовать оптимизационный подход в управлении.

Процессный подход рассматривает все функции управления как взаимосвязанные и взаимозависимые. Мескон дает следующее определение

процессного подхода: «Процессный подход к управлению - это подход, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций».

Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга. В связи с этим представляется необходимым использовать его в управлении конкурентоспособностью промышленных предприятий.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. [5]

Поскольку существует такое обилие факторов как на предприятии, так и во внешней среде, то не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения, учете непредвиденных обстоятельств. Поскольку современная внешняя среда крайне изменчива, подвижна и неопределенна, постольку в управлении конкурентоспособностью промышленных предприятий невозможно обойтись без использования ситуационного подхода.

В опубликованных в России учебниках и учебных пособиях по различным разделам управления описаны только некоторые научные подходы (системный, динамический, количественный, поведенческий, ситуационный) без методик их практического применения. Поэтому необходимо более глубокое исследование научных подходов к управлению и широкое их применение на практике управления конкурентоспособностью промышленных предприятий.

Сегодня каждая хозяйствующая структура экономически заинтересована в использовании эффективных приемов конкуренции в своей практической деятельности. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия с использованием правильно выбранной конкурентной стратегии позволяет организации занять свое место на рынке и эффективно

функционировать в течение длительного времени. Но любое предприятие в процессе функционирования сталкивается с определенными проблемами управления конкурентоспособностью.

Далее рассмотрим основные проблемы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий в России.

Низкая конкурентоспособность отечественных предприятий обусловлена, прежде всего, отставанием по уровню и темпам роста производительности труда, поскольку концентрация производственной и инвестиционной активности наблюдается в секторах со средним и низким технологическим укладом, использующим сравнительно малоквалифицированную рабочую силу. Особенно это заметно при сравнении между собой отдельных близких по объемам оборота российских и зарубежных компаний, в том числе из развивающихся стран.

Низкая динамика технологических инноваций в промышленности, а, следовательно, снижение конкурентоспособности выпускаемой продукции обуславливает низкую рентабельность предприятий, что ведет к сдерживанию роста заработной платы, а также провоцирует лоббирование экономически неоправданных защитных мер как на федеральном, так и на региональном уровнях. [6]

Возникновение проблемы низкой инновационной активности и технологического отставания в российской экономике во многом носит объективный характер и обусловлено серьезными структурными диспропорциями экономики, сложностью и длительностью формирования новой институциональной среды. [7]

Недостаточная развитость важных составляющих конкурентоспособности промышленных предприятий, затрудняющая высвобождение имеющихся конкурентных преимуществ, объясняется следующими факторами:

• недостаточное качество инфраструктуры, в том числе в области современных информационных технологий, особенно на удаленных территориях;

• низкое качество корпоративного управления, особенно в области корпоративной этики, надежности, взаимоотношений с акционерами, работы с потребителями и социальной ответственности;

• низкая эффективность финансовой системы, в том числе ограниченный доступ к кредитным ресурсам и венчурному финансированию.

Не меньшее негативное влияние на состояние национальной конкурентоспособности оказывают системные факторы, связанные с низкой эффективностью методов госрегулирования, отсутствием в России конкурентной рыночной среды, нормальной рыночной инфраструктуры, высокими издержками хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий. Их устранение уже сегодня способствовало бы раскрепощению предпринимательской инициативы, раскрыло бы широкие возможности для развития потенциала конкурентоспособности отечественных производств.

Таким образом, на современном этапе основная цель отечественных промышленных предприятий - повышение конкурентоспособности, разработка эффективных стратегий развития. В связи с этим необходимо определить основные актуальные задачи управления конкурентоспособностью промышленных предприятий на современном этапе.

Основными задачами управления конкурентоспособностью промышленных предприятий в настоящее время, по нашему мнению, являются следующие:

- решение проблем разработки новой конкурентоспособной продукции и организации эффективного и рационального производства. Причинами данных проблем является отсутствие или неэффективное применение на отечественных предприятиях современного и высокотехнологического оборудования, ресурсосберегающих технологий и единой системы менеджмента качества. Мировая практика показывает, что 80% зарубежных фирм и компаний имеет сертифицированную систему менеджмента качества. Россия же по этому показателю существенно отстает от мирового уровня;

- решение проблемы подбора и подготовки квалифицированного персонала. Существует острая необходимость в подготовке не только

инженеров и техников, но и квалифицированных рабочих для замены специалистов возрастного поколения. В развитых странах такие кадры - основа экономики. Если в США квалифицированные рабочие составляют примерно 50% работающего населения, в Германии - 45%, то в России - всего 5%;

- решение проблемы внедрения инновационных технологий. В современных условиях целей повышения эффективности промышленного производства и, следовательно, повышения уровня конкурентоспособности, можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Основной проблемой в инновационной деятельности является проблема организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Анализ деятельности промышленных предприятий позволяет сделать вывод о том, что все большее значение приобретает качество управления инновационной деятельностью. Для реализации большинства стоящих перед предприятием задач необходима реорганизация системы управления предприятием на основе новых управленческих технологий. Предприятие, намеревающееся работать гибко, неизбежно приходит к необходимости использования инновационных подходов;

- решение проблемы реализации эффективной маркетинговой политики предприятия. Существует острая необходимость в проведении на предприятиях анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в определенных видах товаров и услуг, в осуществлении исследований и прогнозировании потребностей рынка, в использовании нормативов стратегической конкурентоспособности технологий, в повышении организационно - технического уровня НИОКР.

Подводя итог, следует отметить, что проблемы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия в современных условиях требуют разработки и внедрения принципиально новых методов управления, привлечения высококвалифицированных кадров, применения инновационных технологий развития, учитывающих мировой опыт и

позволяющих повысить гибкость и выживаемость отечественных предприятий в условиях рынка.

Список литературы:

1. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Основы управления конкурентоспособностью. - М.: Омега-Л, 2009.

2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА - М, 2009.

3. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4. Портер М. Конкуренция. Учеб. Пособие. - М: ИНФРА - М, 2011.

5. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. - М.: ИНФРА - М, 2010.

6. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Международная экономика и международные отношения. - № 3. - 2012.

7. Липсиц И. Конкурентоспособность российской промышленности. // ЭКО. - № 6. - 2012.

List of references:

1. Mazilkin E.I., Panichkina G.G. Fundamentals of management of competitiveness. - M.: Omega-L, 2009.

2. Fatkhutdinov R.A. Competitiveness: economics, strategy, management. - M .: INFRA - М, 2009.

3. Kirzner I. Competition and Entrepreneurship. - M.: UNITY-DANA, 2010.

4. Porter M. Competition. Textbook. Allowance. - Moscow: INFRA - Moscow, 2011.

5. Porter M. International competition. Competitive advantages of countries. -M.: INFRA - М, 2010.

6. Andrianov V. Competitiveness of Russia in the global economy. // International Economics and International Relations. - № 3. - 2012.

7. Lipsits I. The competitiveness of Russian industry. IVF. № 6. - 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.