Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью промышленных предпрятий на основе повышения качества продукции'

Управление конкурентоспособностью промышленных предпрятий на основе повышения качества продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1470
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / COMPETITIVENESS / PRODUCT QUALITY / COMPETITIVE ADVANTAGE / COMPETITIVE POSITION / COMPETITIVENESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гримашевич Ольга Николаевна

В статье проанализированы вопросы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий на основе качества продукции. Рассмотрены различные подходы к определению конкурентоспособности предприятия. Особое внимание в статье уделяется основным отличиям конкурентоспособности товара и предприятия; соотношению таких понятий, как «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества», «конкурентная позиция», «компетенции». Делается вывод, что повышение качества продукции в системе управления конкурентоспособностью предприятия играет важную роль в связи с тем, что качество определяет предпочтения потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISE COMPETITIVENESS THROUGH PRODUCT QUALITY IMPROVEMENT

The paper analyzes the competitiveness management at industrial enterprises through product quality management. The author considers various approaches to the definition of competitiveness. Special attention is paid to the fundamental differences between the competitiveness of the goods and the competitiveness of the enterprise; correlations between such concepts as "competitiveness", "competitive advantages", "competitive position”, and "competence". It is concluded that improving product quality in the system of competitiveness management plays an important role due to the fact that quality determines consumer preferences.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью промышленных предпрятий на основе повышения качества продукции»

9.1.11. Анализ несоответствий.

Орган по сертификации должен потребовать, чтобы клиент проанализировал причины и описал предпринятые и запланированные коррекции и корректирующие действия для устранения выявленных несоответствий в установленные сроки.

9.1.12. Эффективность коррекций и корректирующих действий.

Орган по сертификации должен рассмотреть представленные документированные свидетельства, подтверждающие устранение несоответствий, чтобы определить, являются ли они приемлемыми.

Клиент должен быть уведомлен о результатах рассмотрения и подтверждения результативности. Подтверждение результативности коррекций и корректирующих действий может быть выполнено на основе анализа представленных документов или путем проверки «на месте».

9.1.13. Дополнительные аудиты.

Клиент должен быть проинформирован, будет ли необходим дополнительный полный или дополнительный ограниченный аудит или документированные свидетельства для подтверждения результативности коррекций и корректирующих действий.

9.1.14. Решение по результатам сертификации.

Орган по сертификации должен обеспечить, чтобы

лица или комиссия, принимающие решение о сертификации или ресертификации, не принимали участия в аудите.

9.1.15. Условия для принятия решения.

До принятия решения орган по сертификации должен подтвердить, что:

a) информация, предоставленная аудиторской группой, в достаточной степени охватывает требования к сертификации и область сертификации;

b) проанализировал, признал и проверил результативность коррекций и корректирующих действий в от-

ношении всех несоответствий, которые представляют собой:

1) невыполнение одного или более требований стандарта на систему менеджмента;

2) наличие ситуации, которая ставит под значительное сомнение способность корпоративных стандартов заказчика достигать намеченных результатов;

с) проанализировал и принял запланированные коррекции и корректирующие действия в отношении всех других несоответствий.

В приложениях А, В, С, О, Е, Р установлены критерии и методы оценки компетентности и навыков персонала органа по сертификации, аудиторов и персонала, привлекаемого к процессу аудита и сертификации, процесс аудита и сертификации органа по сертификации, содержание программы аудита, области применения и плана.

На международной конференции «Единое экономическое пространство 2020: техническое регулирование

- инструмент интеграции» отмечалось, что важнейшей задачей для РФ на современном этапе является гармонизация норм в сфере технического регулирования с ЕС

- главным экономическим и торговым партнером России. Важно также, чтобы системы подтверждения соответствия этим нормам были настолько гармонизированы, чтобы взаимное признание результатов также стало нормой [4]. А это связано с доверием к органам по сертификации, которые проводят оценку соответствия корпоративных стандартов.

1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Ст. 17.

2. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2012.

3. ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2003.

4. Гугелев А.В. Межотраслевая направленность развития менеджмента качества в современных условиях // Вестник СГСЭУ. 2010. № 3 (32).

Ольга Николаевна Гримашевич,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРЯТИЙ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

В статье проанализированы вопросы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий на основе качества продукции. Рассмотрены различные подходы к определению конкурентоспособности предприятия. Особое внимание в статье уделяется основным отличиям конкурентоспособности товара и предприятия; соотношению таких понятий, как «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества», «конкурентная позиция», «компетенции». Делается вывод, что повышение качества продукции в системе управления конкурентоспособностью предприятия играет важную роль в связи с тем, что качество определяет предпочтения потребителей.

Ключевые слова: конкурентоспособность, качество продукции, конкурентные преимущества, конкурентная позиция, управление конкурентоспособностью.

[email protected]

УДК 658.5

O.N. Grimashevich

MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISE COMPETITIVENESS THROUGH PRODUCT QUALITY IMPROVEMENT

The paper analyzes the competitiveness management at industrial enterprises through product quality management. The author considers various approaches to the definition of competitiveness. Special attention is paid to the fundamental differences between the competitiveness of the goods and the competitiveness of the enterprise; correlations between such concepts as "competitiveness", "competitive advantages", "competitive position", and "competence". It is concluded that improving product quality in the system of competitiveness management plays an important role due to the fact that quality determines consumer preferences.

Keywords: competitiveness, product quality, competitive advantage, competitive position, competitiveness management.

Положение страны на мировом рынке интегрально характеризует конкурентоспособность. Для промышленных предприятий и экономики в целом проблема управления конкурентоспособностью является сложной, комплексной и многогранной, что объясняется постоянным изменением условий и факторов функционирования предприятия.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий приобретают в последнее время особое значение в связи с процессами глобализации экономики, вступлением России в ВТО и ростом открытости российской экономики. В современных условиях мирового экономического кризиса, обострения конкурентной борьбы вопросы повышения конкурентоспособности в экономической политике страны занимают одно из главных мест. Особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики.

Конкурентоспособность промышленных предприятий оказывает значительное воздействие на формирование конкурентных преимуществ страны, способствует улучшению ситуации в экономике России, признанию продукции отечественных предприятий на мировых рынках. Российским предприятиям с иностранными компаниями конкурировать приходится уже не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Поставляя свою продукцию, производитель в условиях глобализации экономики и вступлении России в ВТО не может продолжительный период занимать устойчивые конкурентные позиции, основывая свою стратегию только на показателях конкурентоспособности товара и игнорируя уровень качества и затрат.

Для того чтобы решить подобные сложные и комплексные задачи, нужно иметь представление о сущности такой сложной и неоднозначной категории, как конкурентоспособность. В настоящее время в литературе, как зарубежной, так и отечественной, имеется множество точек зрения на определение данного понятия.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова конкурентоспособность трактуется как «способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам» [4, с. 367].

По мнению М. Портера, общеустановленного определения конкурентоспособности пока не существует.

Конкурентоспособность предприятия как «комплекс социально-экономических характеристик, определяющих положение предприятия на национальном или мировом рынке», предлагает трактовать Н.С. Яшин [7, с. 57].

Бесспорно, в условиях глобализации экономики успех в конкурентной борьбе отдельных предприятий зависит от положения дел в стране. Об этом свидетельствует тот факт, что корпорации Японии, Германии, Франции, США, Кореи и т.д. в различных отраслях экономики добиваются значительных результатов. Однако в то же время данным фирмам создать и удержать конкурентные преимущества на своем рынке позволяют отраслевые особенности. При этом нередко в какой-то отрасли промышленности в стране функционируют сразу несколько мировых лидеров.

По мнению А. В. Соколова, конкурентоспособность предприятия - «это возможность выполнения предприятием в условиях жесткой конкуренции контрактно-договорных отношений, что дает дополнительные возможности для раскрытия имеющихся резервов»[6, с. 9]. На наш взгляд, данное определение конкурентоспособности предприятия несколько ограниченно, так как огромный спектр внутренних факторов конкурентоспособности не учитывается, в связи с тем что они в документированные обязательства могут не входить (например, бренд, упаковка, некоторые элементы качества и т.п.).

Как свидетельствует проведенный нами анализ, большинство современных российских экономистов указывают на необходимость управления конкурентоспособностью продукции. Необходимо признать, что управлять конкурентоспособностью товара как результатом своей деятельности очень важно для предприятий. Тем не менее данная трактовка понятия конкурентоспособности не позволяет увидеть все внутрипроизводственные процессы, которые формируют основу конкурентоспособности.

По нашему мнению, крайне важная особенность категории конкурентоспособности, а именно ее двойственная природа, отражается в определении конкурентоспособности, данном М.Х. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури: «Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Возможности и динамику приспособления предприятия к условиям рыночной конкуренции характеризует конкурентоспособность предприятия» [3, с. 201].

Конкурентоспособность - это характеристика не только динамики его воплощения в конкретных рыночных условиях, но и потенциала предприятия. Надо реализо-

♦-

вать потенциал, что предусматривает стабильное непрерывное развитие, для того чтобы повысить конкурентоспособность предприятия.

Ряд авторов предлагают объединить в одно понятие конкурентоспособность товара и конкурентоспособность организации [1, с. 108 - 110]. Здесь можно согласиться, что товарный знак фирмы, бренд, известность дают ей конкурентные преимущества, но необходимо иметь в виду, что решающей роли они не играют.

Как справедливо отмечает А.Д. Паймук, «конкурентоспособность товара есть конкурентоспособность результата деятельности предприятия, и, следовательно, конкурентоспособность предприятия выступает в форме конкурентоспособности товара. В свою очередь, конкурентоспособность воплощается в их конкуренции по уровню качества и цены потребления. Такова взаимосвязь конкурентоспособности товара и конкурентоспособности предприятия. Ведущим звеном в этой паре является конкурентоспособность предприятия» [5, с. 123].

А.С. Кошелева рассматривает конкурентоспособность предприятия как составляющую устойчивости предприятия в условиях агрессивной внешней среды. Такой подход придает конкурентоспособности качественно новые характеристики [2, с. 91].

Сформулируем основные отличия конкурентоспособности товара и предприятия.

1. В соответствии с жизненным циклом товара осуществляется оценка конкурентоспособности товара, а при оценке конкурентоспособности предприятия заложен более длительный, соответствующий периоду функционирования предприятия отрезок времени.

2. Конкурентоспособность товара рассматривается применительно к каждому виду товара, а конкурентоспособность предприятия подразумевает всю меняющуюся номенклатуру выпускаемой предприятием продукции.

3. Оценка конкурентоспособности товара осуществляется с точки зрения интересов только потребителя, в то время как при оценке конкурентоспособности предприятия учитываются интересы самого предприятия, поставщиков и потребителей.

Раскрывая сущность конкурентоспособности предприятия, рассмотрим такие взаимосвязанные понятия, как «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества», «конкурентная позиция», «компетенции».

Возможность удерживать конкурентное преимущество является одним из важнейших вопросов повышения конкурентоспособности предприятия. Анализируя систему конкурентных преимуществ, учитывая их природу, можно выделить два вида:

1) «производные» конкурентные преимущества, т.е. выработанные на основе преобразования. Это связано со способностью предприятия качественно преобразовывать доступные ему ресурсы. Данные конкурентные преимущества проявляются в использовании инноваций, наличии у предприятия квалифицированного персонала, логистики, системы риск-менеджмента, солидной репутации и бренда. Они сохраняются на определенную перспективу и позволяют достигать более высокой прибыли;

2) «родовые» конкурентные преимущества, т.е. сформированные посредством рационального потребления. Они связаны с наличием дешевой рабочей силы, доступных источников сырья и т.д. Эти преиму-

-♦

щества не столь устойчивы, так как могут быть скопированы конкурентами.

Кроме рассмотренного нами ресурсного подхода существуют и другие подходы к управлению конкурентоспособностью, в частности стратегический, институциональный, сетевой, когнитивный, символический и стоимостный.

На роль ведущей методологии управления конкурентоспособностью промышленных предприятий может претендовать стоимостный подход, поскольку ни одной из рассматриваемых методологий он не противоречит, а также дает возможность оценить эффективность управления, приводя к единому знаменателю - стоимости измерения.

На доходах, которые планирует получить в будущем предприятие, или создаваемых им денежных потоках базируется будущая стоимость предприятия. В свою очередь, эти денежные потоки зависят от уровня конкурентоспособности предприятия, его финансовой, управленческой, производственной устойчивости и многих других факторов. Следовательно, стоимость предприятия можно рассматривать как интегрированный показатель его стратегической конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности.

Можно выделить следующие цели управления конкурентоспособностью предприятий.

1. Рыночные цели - за счет новых перспективных видов продукции увеличение объема продаж. Критерии: объем продаж, доля рынка, изменение приоритетов, пропорций в продуктовой политике.

2. Производственные цели - увеличение объема производства в целом, своевременное выполнение требований рыночных целей, улучшение потребительских качеств продукта. Критерии: показатели качества, объем производства.

3. Финансово-экономические цели - рост прибыли, повышение рентабельности, увеличение размера собственного капитала за счет строительства новых предприятий и реконструкции старых. Критерии: прибыль, рентабельность, показатели финансовой устойчивости и др.

4. Социальные цели - повышение средней заработной платы, разработка эффективной комплексной системы мотивации персонала. Критерии: уровень заработной платы,социальный (компенсационный)пакет и др.

5. Управленческие цели - определяют решение приоритетных направлений развития предприятия, которые в итоге приводят к усилению конкурентных позиций.

Определение целей управления конкурентоспособностью предприятия связано с обоснованием и выбором методологии управления конкурентоспособностью.

Итак, конкурентоспособность - это свойство производителя, отражающее аспект экономической сферы деятельности, который определяет в процессе сравнения его отличие или сходство с другими экономическими системами. Таким образом, основным критерием эффективности деятельности предприятия становится повышение его конкурентоспособности.

Качество выпускаемой продукции, как известно, является важнейшим, конкурентообразующим показателем предприятия. Качество продукции в системе обеспечения конкурентоспособности предприятия имеет важное, а во многих случаях и приоритетное значение для отечественных промышленных предприятий, поскольку именно качество товара в первую очередь определяет сегод-

ня потребительские предпочтения. Одним из решающих условий развития России является обеспечение конкурентоспособного качества продукции отечественных предприятий. Проводимые в стране реформы должны быть ориентированы в первую очередь на улучшение качества отечественных товаров и услуг. Между тем состояние качества выпускаемой продукции в России в целом нельзя признать удовлетворительным.

1. Игольников Г.Н., Патрушeв E.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. 1995. № 11.

2. Кошелева А.С. Конкурентоспособность и устойчивое развитие предприятия // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).

3. Мeскон М.Х., Альбeрт М., Хeдоури Ф. Основы менеджмента. М.: ИД «Вильямс», 2012.

4. Ожeгов С.И., Швeдова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

5. ПаймукА.Д. Проблемы определения сущности конкурентоспособности // Вестник СГСЭУ. 2009. № 3 (27).

6. Соколова А.В. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в системе рынка: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: МГИУ, 2009.

7. Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленных предприятий: методология, оценка, регулирование. Саратов: СГСЭУ, 1997.

[email protected] Светлана Юрьевна Данилова,

старший преподаватель, УДК 658.152 Тольяттинский государственный университет

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

В статье дана характеристика непрерывного процесса производства и его основных принципов организации. Описана стратегия развития нефтехимического комплекса страны. Целью статьи является рассмотрение процесса управления транспортировкой готовой продукции на предприятиях химического комплекса с точки зрения системного и процессного подходов. Отмечено, что данное управление должно основываться на построении интегрированной производственно-транспортной системы, которая, в свою очередь, будет учитывать изменчивость процесса перевозок готовой продукции и синхронизировать его с производственным расписанием. Процесс транспортировки имеет свои особенности организации, и если его рассматривать как процесс непрерывного обеспечения производственных и сбытовых подразделений на предприятии, то целесообразно связывать работы всех звеньев системы со спросом. При построении бизнес-процессов важным является его эффективность, которая измеряется различными показателями, а для показателей рассчитываются целевые значения или критерии их оценки. В статье представлены показатели качественной и количественной оценки, которые необходимо применять при построении бизнес-процесса транспортировки продукции с учетом непрерывного цикла производства, а также выделены основные критерии по обеспечению ее эффективности. На основе этого построен алгоритм управления транспортировкой на предприятии.

Ключевые слова: химическая отрасль, непрерывное производство, транспортировка, бизнес-процесс, интеграционная логистическая концепция, процессный подход, системный подход.

S.Yu. Danilova

VARIOUS APPROACHES TO DEVELOPING BUSINESS PROCESSES IN TRANSPORT LOGISTICS AT ENTERPRISES OF CHEMICAL INDUSTRY

The paper presents the characteristics of a continuous production process and its basic organizational principles, considers the development strategy of the petrochemical industry. The paper aims to study the management of transportation of finished products at chemical enterprises in terms of systemic and process approaches. It is noted that the management should be based on an integrated production and transportation system, which, in turn, will take into account the variability of the process of transportation of finished products and will synchronize it with the production schedule. The transportation process has its own organizational peculiarities, and if it is considered as a continuous process managed by production and sales units, it is advisable to link all components of the system with demand. The most important thing in developing business processes is their efficiency which is measured by various indicators; those indicators have target values or criteria for their evaluation. The paper presents the qualitative and quantitative assessment indicators which should be used in developing business processes of the transportation of products with continuous production cycleas well as suggests an algorithm for managing transportation at the enterprise.

Keywords: chemical industry, continuous production, transportation, business process, integration and logistical concept, process approach, system approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.