Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью предприятия'

Управление конкурентоспособностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1488
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MARKET RELATIONS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / SYSTEM APPROACH TO THE FORMATION OF COMPETITIVENESS / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / FACTORS OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Н.П., Халтурина Е.Н.

В статье рассмотрены теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия. Получение высокой прибыли предприятия в условиях рынка невозможно при производстве продукции с низкой конкурентоспособностью. При этом важно достичь такого уровня конкурентоспособности, который поможет функционировать достаточно длительный период времени. В связи с этим для любого производителя особенно важно эффективно управлять конкурентоспособностью производимой продукции. Конкуренция это один из основных инструментов рыночной экономики, который предполагает взаимодействие рыночных субъектов и борьбу между ними за наиболее выгодные условия инвестирования капитала. Конкуренция товаропроизводителей способствует развитию экономики страны, является главным инструментом экономии производственных ресурсов, повышения качества предлагаемых потребителям товаров и улучшения благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enterprise Competitiveness Management

Obtaining a high profit enterprise in the market is impossible in the production of products with low competitiveness. At the same time, it is important to achieve a level of competitiveness that will help to function for a sufficiently long period of time. In this regard, it is especially important for any manufacturer to effectively manage the competitiveness of the products.Competition is one of the main instruments of a market economy that involves the interaction of market actors and the struggle between them for the most favorable conditions for investing capital. The competition of commodity producers contributes to the development of the country's economy, is the main tool for saving production resources, improving the quality of goods offered to consumers and improving the welfare of the population.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью предприятия»

Управление конкурентоспособностью предприятия Enterprise Competitiveness Management

Данилова Н. П.

студентка 2 курса Института экономики управления и финансов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

РФ, г. Йошкар-Ола E-mail: dannatasha93@mail.ru

Danilova N. P.

2-year student

Institute of Management Economics and Finance FGBOU VO "Mari State University" Russian Federation, Yoshkar-Ola

Халтурина Е.Н.

Кандидат экономических наук Доцент кафедры управления малым и средним бизнесом ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

РФ, г. Йошкар-Ола

Khalturina E.N.

Candidate of Economic Sciences Associate Professor of Management of Small and Medium Business

FGBOU VO "Mari State University" Russian Federation, Yoshkar-Ola

Аннотация.

В статье рассмотрены теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия. Получение высокой прибыли предприятия в условиях рынка невозможно при производстве продукции с низкой конкурентоспособностью. При этом важно достичь такого уровня конкурентоспособности, который поможет функционировать достаточно длительный период времени. В связи с этим для любого производителя особенно важно эффективно управлять конкурентоспособностью производимой продукции. Конкуренция — это один из основных инструментов рыночной экономики, который предполагает взаимодействие рыночных субъектов и борьбу между ними за наиболее выгодные условия инвестирования капитала. Конкуренция товаропроизводителей способствует развитию экономики страны, является главным инструментом экономии производственных ресурсов, повышения качества предлагаемых потребителям товаров и улучшения благосостояния населения.

Annotation.

Obtaining a high profit enterprise in the market is impossible in the production of products with low competitiveness. At the same time, it is important to achieve a level of competitiveness that will help to function for a sufficiently long period of time. In this regard, it is especially important for any manufacturer to effectively manage the competitiveness of the products.

Competition is one of the main instruments of a market economy that involves the interaction of market actors and the struggle between them for the most favorable conditions for investing capital. The competition of commodity producers contributes to the development of the country's economy, is the main tool for saving production resources, improving the quality of goods offered to consumers and improving the welfare of the population.

Ключевые слова: рыночные отношения, конкурентоспособность, конкурентная среда, системный подход к формированию конкурентоспособности, факторы конкурентоспособности.

Keywords: market relations, competitiveness, competitive environment, system approach to the formation of competitiveness, factors of competitiveness

Конкуренция - элемент рыночного механизма, характеризующийся взаимодействием рыночных субъектов и борьбой между ними за наиболее выгодные условия вложения капитала. Конкуренция стимулирует развитие предприятия, является главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества производимого товара и оказываемых услуг.

Конкурентоспособное предприятие - это предприятие, способное вести борьбу за долю на рынке, иметь средства и возможности не просто на производственную деятельность, а на эффективную деятельность. В рамках современной рыночной экономической системы именно развитие предприятий обеспечивает и совершенствует их конкурентоспособность.

На сегодняшний день конкурентоспособность - один из самых главных показателей функционирования предприятия, это подтверждается тем, что в большинстве стран мира приняты законы о конкуренции, а так же созданы органы, регулирующие вопросы конкуренции [2, с.77].

Улучшение конкурентных позиций предприятия на рынке возможно за счет постоянного изменения в процессе управления факторов конкурентоспособности, которые могут вызвать изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате изменить уровень конкурентоспособности продукции и самого предприятия.

Системный подход базируется на анализе особенностей внутренней и внешней среды предприятия и позволяет повысить качество и эффективность управляемых объектов. В основе этой системы управления конкурентоспособностью предприятия лежит управление факторами конкурентоспособности с целью обеспечения высокого уровня конкурентных преимуществ или системой формирования конкурентоспособности.

И.А. Перминов выделяет следующие компоненты системы управления конкурентоспособностью предприятия: службы материально-технического, кадрового, финансового и информационного обеспечения предприятия, службы НИОКР, производственные подразделения, обслуживающее производство, вспомогательное производство, службы сервисного обслуживания, побочное производство и др. [4, с.29].

Управляющая система включает пять функциональных подсистем:

1. Подсистема научного сопровождения. Важность применения данной подсистемы в том, что количеством и глубиной используемых принципов и научных подходов определяется научная обоснованность управленческих решений, принимаемых в процессе управления конкурентоспособностью предприятия.

Методологическую основу данной подсистемы составляют основные экономические законы функционирования рыночных отношений, законы организации производственных процессов, научные подходы к управлению конкурентоспособностью, специфические принципы управления предприятием, совокупность методов и принципов формирования корпоративной культуры, а также методов управления: методы анализа, прогнозирования, управления персоналом, управления качеством, методы организации процессов и пр. [1, с.66].

2. Функциональная подсистема управления включает следующие функции управления конкурентоспособностью предприятия:

1) общим функции управления организуют процесс управления посредством применения планирования и прогнозирования производственно- сбытовой деятельности, методов организации, учета и отчетности, контроля и регулирование процессов, системного анализа.

2) конкретные функции управления обеспечивают связь управляющего субъекта системы управления конкурентоспособностью с управляемой подсистемой и охватывает все сферы предприятия: производство, маркетинг, финансы, персонал, НИОКР и др.

3. Целевая подсистема призвана обеспечить условия достижения целей предприятия. Обеспечение высокой конкурентоспособности предприятия реализуется созданием и практическим использованием конкурентных преимуществ при устойчивом взаимодействии с внешней средой. Действие данной системы направлено на адаптацию производственного процесса под состояние внешней среды, как основного компонента, определяющего конкурентные преимущества создаваемой предприятием продукции.

4. Организационно-структурная подсистема проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия решает путем построения четкой производственно-технологической структуры предприятия и организационной структуры управления.

5. Информационно-технологическая подсистема представляет собой технологический блок управления на предприятии. Данная подсистема базируется на применении современных информационных технологий и средств коммуникации, информационного обеспечения, совокупность экономико-математических моделей, программным и техническим обеспечением. Важность данной подсистемы в получении своевременной информации о состоянии конкурентной среды [5, с.55].

6. Управляющая подсистема управления конкурентоспособностью ориентирована на производственную систему предприятия, обеспечивающую своевременное и качественное изготовление конкурентоспособной продукции с минимальными издержками. Данная система реализуется на уровне главных менеджеров, руководства предприятия, начальников отделов и цехов.

Основной целью управления конкурентоспособностью предприятия является повышение его устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Поэтому любое решение, принятое в рамках управления конкурентоспособностью, принимается управленцами ради укрепления финансового состояния предприятия [2, с.23].

На эту цель должен быть ориентирован процесс управления конкурентоспособностью продукции, что может быть достигнуто при применении следующих подходов:

- совершенствование товарной и ассортиментной политики путем закупки и выведения на рынок новых товаров широкого спроса, внедрения инновационных продуктов и услуг, приспособление к различным сегментам потребителей.

- совершенствование ценовой политики путем дифференциации цен по группам товаров и типу потребителей, организации системы скидок в зависимости от широты ассортимента, регулирования емкости рынка с целью удовлетворения требований покупателей, применения действий акций и рекламы для продвижения продукции.

- уменьшение объема товарных запасов и их реализация по дифференцированным ценам;

- внедрение высокоэффективной логистической системы, отвечающей требованиям современного рынка;

- модернизация сферы обслуживания путем расширения услуг продажного и сервисного обслуживания;

- работа над обновлением клиентской базы;

- стимулирование персонала предприятия путем применения специальных бонусов и премий, организации спортивных и культурно-досуговых мероприятий;

- применение товарного кредитования и отсрочек платежа для увеличения объемов продаж;

- осуществление рекламных мероприятий с целью доведения до потребителей информации о новых товарах и услугах, о применяемых предприятием акциях;

- постоянное совершенствование ассортиментной политики с учетом потребностей потенциальных клиентов, ведение бизнеса с учетом запросов населения;

- обеспечение стабильности ассортимента продукции, пользующегося постоянным и повышенным спросом;

- применение системы скидок и бонусов применительно к постоянным клиентам с учетом объема осуществляемой покупки, сезонных скидок;

- организация эффективной логистической системы [49, с.38].

Управление конкурентоспособностью продукции предполагает учет различных факторов, влияющих на нее.

И.А. Перминов предлагает принципиальную схему системы мониторинга параметров конкурентоспособности продукции, изображенную на рисунке 1. Данная система основана на методах оценки конкурентоспособности и

раскрывает механизмы влияния конкурентоспособности на финансово-экономические результаты деятельности предприятия [4, с.30].

Система мониторинга параметров конкурентоспособности продукции представляет собой замкнутый процесс, который имеет итерационный характер и состоит из нескольких замкнутых, встроенных циклов управления. Процесс управления конкурентоспособностью продукции начинается с этапа разработки и освоения продукции.

Процесс принятия решения ответственным лицом происходит при переходе от одного этапа к другому (лицо, которое принимает решение - ЛИР). Например, на выходе первого замкнутого цикла могут быть решения: отказ от предложений, внедрение их в производство, возвращение на доработку.

Важно на каждом из этапов управления и формировании предложений относительно возможных управленческих решений проводить мониторинг параметров конкурентоспособности, что является основной задачей маркетинговой службы предприятия. Для определения глубины необходимых корректирующих действий необходимо осуществлять на каждом этапе жизненного цикла товара анализ, оценку и прогноз состояния предприятия и внешней среды. Важнейшими характеристиками конкурентоспособности продукции для определения ее влияния на экономику предприятия являются уровень конкурентоспособных цен, временной запас конкурентоспособности, возможный объем продаж и другие показатели конкурентоспособности продукции [4, с.36].

Управление конкурентоспособностью предприятия должно быть направлено в сторону совершенствования организационных механизмов предприятия, поскольку это необходимое условие реализации эффективных экономических механизмов, и обеспечивать эффективное функционирование предприятия в рыночной среде посредством экономии издержек в обеспечении основных организационных процессов, максимальном удовлетворении потребностей потребителя.

важнейшими инструментами совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия являются постоянное регулирование цен на рынках закупки и реализации товара; применение комплекса разнообразных экономических стимулов и льгот на всех этапах формирования конкурентных преимуществ. Кроме этих основных инструментов целесообразно применять и специфические, работающие также в области совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия [3, с.9]:

- постоянное совершенствование маркетинговой политики, своевременная адаптация к изменениям на рынке;

- оптимизация сбытовой политики путем совершенствование целей дистрибуционной политики, оптимизации заказа предприятия;

- организация работы логистической системы путем формирования прямого сбыта к конечному потребителю, минуя ненужные цепочки сбыта продукции, увеличивающие стоимость товара;

- охват новых сегментов рынка;

- совершенствование уровня сервисного обслуживания путем внедрения современных информационных технологий, обслуживающих предприятия;

- постоянный поиск новых организационно-экономических механизмов предприятий, повышающих уровень конкурентоспособности и уменьшающие зависимость предприятия от внешней и внутренней среды (поставщики, потребители, инфляция, конкуренты, партнеры и т.д.);

- применение системы долгосрочного и оперативного планирования с ориентацией на прогнозирование сбытовой деятельности;

- расширение возможностей предприятия управлять имеющимися производственными мощностями на любом уровне развития конкурентной среды;

- применение инноваций во всех сферах управления предприятием: производство, сбыт, закуп сырья и материалов, маркетинг.

Применение на практике изученных особенностей формирования конкурентных преимуществ, принципов и задач по управлению конкурентоспособностью предприятия обеспечит высокую конкурентоспособность предприятия, определит наиболее эффективные варианты оптимизации и изменения его организационной структуры предприятия для эффективного менеджмента в направлении достижения конкурентных преимуществ.

Список используемой литературы:

1. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст]/И. Ансофф. - М.: Экономика, 2012. - 535 с

2. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент [Текст] / И.Т. Балабанов - СПб. Питер, 2014.- 289 с.

3. Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции [Текст] / М.Г. Долинская, И.А. Соловьев. - М.: Экономика, 2012. - 443с.

4. Перминов, И.А. Содержание компонентов системы управления конкурентоспособностью предприятия [Текст]/ И.А. Перминов // Экономические системы. - 2013.- № 1.- С.25-33.

5. Решетникова, Т.П. Повышение конкурентоспособности предприятия и ее измерение [Текст] / Т.П. Решетникова.-Самара [Текст]: СГТУ, 2013.- 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.