Научная статья на тему 'Организация управления конкурентоспособностью предприятия на рынке продукции мясной переработки'

Организация управления конкурентоспособностью предприятия на рынке продукции мясной переработки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / РЫНОЧНАЯ ДОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / MANAGEMENT / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / PRODUCT COMPETITIVENESS / MEAT PROCESSING INDUSTRY / MARKETING RESEARCH / THE COMPETITIVE ENVIRONMENT / MARKET SHARE OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко А. И.

Организация управления конкурентоспособностью предприятия на рынке мясной переработки представляет собой целенаправленную последовательность грамотных управленческих решений, направленных на достижение желаемой рыночной позиции посредством создания и непрерывного совершенствования внутреннего конкурентного преимущества в специфических условиях мясоперерабатывающего производства и адаптированного к условиям внешнего окружения. Эффективное управление конкурентоспособностью предприятия на рынке мясной переработки является основой для формирования и поддержания его конкурентных преимуществ. Предлагается методика управления конкурентоспособностью предприятия мясной переработки с учетом специфики процесса производства и адаптированная к условиям окружающей среды. Разработан методический подход к организации управления конкурентоспособностью предприятий на рынке продукции мясной переработки, включающий следующие основные этапы: определение основных специфических особенностей отраслевого окружения; диагностика конкурентной среды в отрасли; построение конкурентной карты участников отрасли; оценка экономической ситуации в отрасли; проектирование вероятной стратегии конкуренции для предприятия с учетом специфики отрасли; маркетинговое исследование конкурентоспособности продукции предприятий данной отрасли; оценка конкурентного статуса исследуемого предприятия-производителя; изучение, анализ и прогноз потребительского спроса; определение параметров конкурентоспособности предприятия, подлежащих оценке; расчет показателей оценки конкурентоспособности предприятия; расчет интегрального показателя оценки конкурентоспособности; получение итоговой информации для принятия управленческих решений; определение ключевых параметров для контроля качества управления конкурентоспособностью на предприятии; расчет ключевых параметров для контроля качества управления конкурентоспособностью на предприятии; мониторинг контроля качества управления конкурентоспособностью на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондаренко А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ENTERPRISE COMPETITIVENESS MANAGEMENT ON THE MEAT PROCESSING MARKET

The organization of management of the enterprise market competitiveness of meat processing is purposeful sequence competent managerial decisions aimed at achieving the desired market position by establishing and continuously improving internal competitive advantage in the specific conditions of production and meat processing adapted to the conditions of the external environment. Effective management of meat processing enterprise competitiveness is the base for the formation and maintenance of its competitive advantages. This article is the author’s methodology of meat processing enterprise competitiveness management, which is based on the production process specific features and adapted to external environmental conditions. Developed a methodical approach to management of competitiveness of enterprises in the market of meat products processing, including the following main steps: identification of the main specific features of the industry environment, diagnosis of the competitive environment in the industry, building a competitive card industry participants, evaluation of the economic situation in the industry, the design likely competitive strategy for the enterprise specific to the industry, market research competitiveness of enterprises in the industry, evaluation of the competitive status of the investigated company-producer, study, analyze and forecast consumer demand, the definition of the parameters of competitiveness of enterprises to be evaluated, the calculation of indicators to measure the competitiveness of the enterprise, the calculation of the integral index of competitiveness evaluation, obtaining summary information for management decision making, identifying key parameters for quality control management of competitiveness of the enterprise, to calculate key parameters for quality control management of competitiveness at the enterprise, monitoring quality control management of competitiveness of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Организация управления конкурентоспособностью предприятия на рынке продукции мясной переработки»

-> - Аграрный вестник Урала № 11 (117), 2013 г.- < -

Экономика

УДК 339.137.22:637(65.290.2:65.305.735)

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ПРОДУКЦИИ МЯСНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ

А. И. БОНДАРЕНКО,

аспирант, старший преподаватель, Приморская государственная сельскохозяйственная академия

(692510, г. Уссурийск, пр. Блюхера, д. 44; тел.: 8 (4234) 33-53-96; e-mail: [email protected])

Ключевые слова: управление, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность продукции, мясоперерабатывающая промышленность, маркетинговые исследования, конкурентная среда, рыночная доля предприятия.

Организация управления конкурентоспособностью предприятия на рынке мясной переработки представляет собой целенаправленную последовательность грамотных управленческих решений, направленных на достижение желаемой рыночной позиции посредством создания и непрерывного совершенствования внутреннего конкурентного преимущества в специфических условиях мясоперерабатывающего производства и адаптированного к условиям внешнего окружения. Эффективное управление конкурентоспособностью предприятия на рынке мясной переработки является основой для формирования и поддержания его конкурентных преимуществ. Предлагается методика управления конкурентоспособностью предприятия мясной переработки с учетом специфики процесса производства и адаптированная к условиям окружающей среды. Разработан методический подход к организации управления конкурентоспособностью предприятий на рынке продукции мясной переработки, включающий следующие основные этапы: определение основных специфических особенностей отраслевого окружения; диагностика конкурентной среды в отрасли; построение конкурентной карты участников отрасли; оценка экономической ситуации в отрасли; проектирование вероятной стратегии конкуренции для предприятия с учетом специфики отрасли; маркетинговое исследование конкурентоспособности продукции предприятий данной отрасли; оценка конкурентного статуса исследуемого предприятия-производителя; изучение, анализ и прогноз потребительского спроса; определение параметров конкурентоспособности предприятия, подлежащих оценке; расчет показателей оценки конкурентоспособности предприятия; расчет интегрального показателя оценки конкурентоспособности; получение итоговой информации для принятия управленческих решений; определение ключевых параметров для контроля качества управления конкурентоспособностью на предприятии; расчет ключевых параметров для контроля качества управления конкурентоспособностью на предприятии; мониторинг контроля качества управления конкурентоспособностью на предприятии.

ORGANIZATION OF ENTERPRISE COMPETITIVENESS MANAGEMENT ON THE MEAT PROCESSING MARKET

A. I. BONDARENKO,

graduate student, lecturer, Primorsk state academy of agriculture

(692510, Ussuriisk, Blucher pr., 44; phone: 8 (4234) 33-53-96; e-mail: [email protected])

Keywords: management, enterprise competitiveness, product competitiveness, meat processing industry, marketing research, the competitive environment, market share of the enterprise.

The organization of management of the enterprise market competitiveness of meat processing is purposeful sequence competent managerial decisions aimed at achieving the desired market position by establishing and continuously improving internal competitive advantage in the specific conditions of production and meat processing adapted to the conditions of the external environment. Effective management of meat processing enterprise competitiveness is the base for the formation and maintenance of its competitive advantages. This article is the author's methodology of meat processing enterprise competitiveness management, which is based on the production process specific features and adapted to external environmental conditions. Developed a methodical approach to management of competitiveness of enterprises in the market of meat products processing, including the following main steps: identification of the main specific features of the industry environment, diagnosis of the competitive environment in the industry, building a competitive card industry participants, evaluation of the economic situation in the industry, the design likely competitive strategy for the enterprise specific to the industry, market research competitiveness of enterprises in the industry, evaluation of the competitive status of the investigated company-producer, study, analyze and forecast consumer demand, the definition of the parameters of competitiveness of enterprises to be evaluated, the calculation of indicators to measure the competitiveness of the enterprise, the calculation of the integral index of competitiveness evaluation, obtaining summary information for management decision making, identifying key parameters for quality control management of competitiveness of the enterprise, to calculate key parameters for quality control management of competitiveness at the enterprise, monitoring quality control management of competitiveness of the enterprise.

Положительная рецензия представлена А. Н. Король, доктором экономических наук, профессором кафедры маркетинга и коммерции Тихоокеанского государственного университета.

3555 ► - Аграрный вестник Урала № 11 (117), 2013 г. - >

Экономика

Эффективное управление конкурентоспособностью предприятия на рынке мясной переработки является основой для формирования и поддержания конкурентных преимуществ у производимой им продукции и конкурентного статуса самого предприятия-производителя.

Цель и методика исследований.

В настоящее время существует насущная необходимость организации управления конкурентоспособностью мясоперерабатывающего предприятия, во-первых, с учетом специфики организации процесса производства, во-вторых, ориентированного на мобилизацию внутренних конкурентных преимуществ у предприятия и, в-третьих, адаптированного к внешним условиям окружающей среды.

Учитывая заявленные требования, автор предлагает методику управления конкурентоспособностью предприятия мясной переработки, основные этапы которой представлены на рис. 1.

Данная методика построена на основополагающих принципах системного и ситуационного подходов к управлению предприятием и, таким образом, представляет собой комбинацию базовых преимуществ указанных подходов:

— обеспечивает взаимосвязь между отдельными частями предприятия; между предприятием и окружающей внешней средой;

— выявляет факторы, влияющие на функции управления конкурентоспособностью предприятия и адекватные конкретной ситуации;

— учитывает влияние факторов внешней среды на конкурентоспособность предприятия.

Понимание предприятия как целостной системы, состоящей из большого количества разрозненных ресурсов, не является исчерпывающим для управления его конкурентоспособностью, однако позволяет выявить недоиспользованные возможности обеспечения устойчивой конкурентоспособности.

Ситуационный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия мясоперерабатывающей отрасли направлен на достижение стратегических целей предприятия и, соответственно, на формирование совокупности внешних и внутренних факторов, обеспечивающих реализацию поставленных целей в конкретной рыночной ситуации.

Отправной точкой управления конкурентоспособностью мясоперерабатывающего предприятия является определение основных специфических особенностей отраслевого окружения, поскольку для того чтобы разрабатывать и воплощать на практике стратегические направления, необходимо учитывать специфические отраслевые особенности мясоперерабатывающего производства.

Следующим этапом управления конкурентоспособностью предприятием мясоперерабатывающей отрасли является диагностика конкурентной среды на рынке продукции мясной переработки. В качестве экономической категории диагностика представляет собой теорию и способы организации процессов диагноза, а также принципы построения средств диагноза, классификацию возможных отклонений исследуемых параметров конкурентной среды. Итогом диагностики должен стать диагноз, то есть определение и описание текущего и перспективного состояния конкурентной среды, на основе которого разрабатываются маркетинговые мероприятия для усиления имеющегося или поиска нового

потенциала конкурентного преимущества предприятия. Организация и проведение диагностики конкурентной среды осуществляются посредством использования инструментария маркетинговых исследований. Постановка диагноза конкуренции среды базируется на сравнении. Результаты диагностики необходимы для формирования маркетинговой информации и разработки конкурентной политики предприятия [1, 2, 8, 9].

Одной из приоритетных задач управления конкурентоспособностью мясоперерабатывающего предприятия является построение конкурентной карты рынка продукции мясной переработки, которая позволяет с большой степенью вероятности определить:

— соотношение сил на рынке;

— выявить управленческие задачи по положению предприятия в каждой ячейке матрицы;

—установитьтекущихиперспективныхконкурентов;

— наметить рекомендации по выбору стратегии конкуренции в зависимости от условий формирования, конкурентных преимуществ у предприятия с учетом динамики рынка и рыночной доли предприятия.

Важным пунктом в управлении конкурентоспособностью предприятия мясоперерабатывающей отрасли является управление конкурентоспособностью производимой им продукции. Измерять степень конкурентоспособности продукции предприятия на рынке мясной переработки предлагается посредством маркетингового исследования, поскольку его результаты способствуют эффективной адаптации производства и его потенциала к состоянию рынка и требованиям конечного потребителя.

Маркетинговые исследования структурно включают два главных направления — исследование характеристик рынка и исследование внутренних действительных и потенциальных возможностей предприятия-производителя. Следовательно, все результаты маркетинговых исследований предназначены для руководства с целью принятия управленческих решений, которые связаны с неопределенностью рыночной ситуации, а их принятие сопровождается, как правило, риском [2].

В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления в целом.

В виду того, что оценкой и анализом конкурентоспособности предприятия в последнее время занимаются все участники рынка (собственники, конкуренты, инвесторы и другие), в данном исследовании поставлена актуальная проблема количественной оценки конкурентоспособности предприятий мясоперерабатывающей отрасли. В этом случае речь идет о сравнительной оценке, которая в научной литературе получила название «уровень конкурентоспособности», под которой понимается степень превосходства одного объекта над другим в условиях конкуренции, предполагающей наличие большого количества соперников (по отношению к ним и определяется степень превосходства) [4].

Авторская концепция конкурентоспособности мясоперерабатывающего предприятия, как элемента региональной системы конкурентоспособности, основывается на оценке результативности использования его ресурсов. Следовательно, определение конкурентоспособности предприятия должно включать в себя пять аспектов:

— эффективность функционирования основного капитала (конкурентоспособность, обеспечиваемая фондами);

-> - Аграрный вестник Урала № 11 (117), 2013 г. -«ССС^1

Экономика

Рисунок 1

Алгоритм управления конкурентоспособностью предприятия.

Источник: составлено автором

— удерживание необходимой позиции на конкурентном рынке, посредством производства востребо-—уровень финансовой эффективности предприятия ванной на рынке продукции (расчет стоимости бренда).

В связи с этим, предлагается оценивать уровень кон-

— уровень развития кадрового потенциала (конкурентоспособность, обеспечиваемая персоналом;

(расчет показателя рентабельности продаж;

— обеспечение и поддержание и привлекательности бизнес-деятельности мости деловой репутации предприятия);

— обеспечение и поддержание инвестиционной курентоспособности предприятия на основе расчета привлекательности бизнес-деятельности (расчет стои- интегрированного показателя, который представляет

собой среднюю геометрическую из произведения пока-

3335 ► - Аграрный вестник Урала № 11 (117), 2013 г. - >

Экономика

зателя, характеризующего эффективность использования основного капитала, показателя, характеризующего использование кадрового потенциала, рентабельности продаж, стоимости деловой репутации предприятия и стоимости бренда продукции.

Получающий все большую популярность среди специалистов лозунг «От управления качеством к качеству управления» имеет глубокий смысл и знаменует собой очередную смену управленческих парадигм. Качество управления конкурентоспособностью предприятия сегодня — это фактор системной организации предприятия, обеспечивающий его рыночный успех и необходимое условие его экономического «здоровья» [3, 5, 8, 10].

В проводимом исследовании цель контроля качества управления конкурентоспособностью мясоперерабатывающего предприятия заключается в оценке соответствия системы управления требованиям эффективности и конкурентоспособности.

В основу эффективной системы контроля качества управления конкурентоспособностью предприятий отрасли мясной переработки автором положен метод ранговой оценки эффективности, предложенный И. M. Сыроежиным [6, 7], который ориентирован на лучшее использование ресурсов и повышение конкурентоспособности предприятия.

Подводя итог, отметим, что управление конкурентоспособностью мясоперерабатывающего предприятия— это целостная система, ориентированная на ситуацию.

Результаты исследований.

Автором разработан методический подход к организации управления конкурентоспособностью предприятий на рынке продукции мясной переработки, включающий следующие основные этапы: определение основных специфических особенностей отраслевого окружения; диагностика конкурентной среды в отрас-

Литература

1. Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности : учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГУ-ЭФ, 2001. URL : http://www.aup.ru/books/m72/3_3.htm (дата обращения : 25.09.2009).

2. Багиев Г. Л., Тарасевич В. M., Анн Х. Mаркетинг : учебник для вузов. 3-е изд. СПб. : Питер, 2007. 736 с.

3. Плущевский M. Стандартософия о качестве : теория, проверяемая практикой // Стандарты и качество. 2004. № 5. С. 84-90.

4. Сенчагов В. К., Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России // Бизнес и банки. 2003. № 43. С. 35-43.

5. Свиткин M. От менеджмента качества — к качеству менеджмента и бизнеса : миф или реальность? // Стандарты и качество. 2004. № 1. С. 74.

6. Сыроежин И. M. Система показателей эффективности и качества. M. : Экономика, 1986. 328 с.

7. Сыроежин И. M. Планомерность. Планирование. План (теоретические очерки). M. : Экономика, 1986. 431 с.

8. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса : экономика, маркетинг, менеджмент. M. : Mаркетинг, 2002. С. 217-220.

9. Чернов В. А. Анализ основного капитала // Аудит и финансовый анализ. 1999. № 3. С. 12-19.

10. Шадрин А. Феноменология качества // Стандарты и качество. 2004. № 7. С. 72-78.

References

1. Bagiev G. L., Asaul A. N. The organization of business activity : studies. allowance. St. Petersburg : Publishing House of the StPSUEF, 2001. URL : http://www.aup.ru/books/m72/3_3.htm (date accessed 25.09.2009).

2. Bagiev G. L., Tarasevich V. M., Ann H. Marketing : a textbook for high schools. 3rd ed. St. Petersburg : Peter, 2007. 736 p.

3. Pluschevsky M. Standards about quality : theory, practice, verifiable // Standards and Quality. 2004. № 5. P. 84-90.

4. Senchagov V. K., Zakharov A. N., Zokin A. A. Competitiveness of the economy and investment potential of Russia // Business and banks. 2003. № 43. P. 35-43.

5. Svitkin M. From a quality management — quality management and business : Myth or Reality? // Standards and Quality. 2004. Number 1. P. 74.

6. Syroezhin I. M. System performance and quality. M. : Economics, 1986. 328 p.

7. Syroezhin I. M. Smoothly. Planning. Plan (theoretical essays). M. : Economics, 1986. 431 p.

8. Fatkhutdinov R. A. Competitiveness organization in crisis : economics, marketing, management. M. : Marketing, 2002. P. 217-220.

9. Chernov A. Analysis of capital // Audit and Financial Analysis. 1999. № 3. P. 12-19.

10. Shadrin A. Phenomenology of quality // Standards and Quality. 2004. № 7. P. 72-78.

ли; построение конкурентной карты участников отрасли; оценка экономической ситуации в отрасли; проектирование вероятной стратегии конкуренции для предприятия с учетом специфики отрасли; маркетинговое исследование конкурентоспособности продукции предприятий данной отрасли; оценка конкурентного статуса исследуемого предприятия-производителя; изучение, анализ и прогноз потребительского спроса; определение параметров конкурентоспособности предприятия, подлежащих оценке; расчет показателей оценки конкурентоспособности предприятия; расчет интегрального показателя оценки конкурентоспособности; получение итоговой информации для принятия управленческих решений; определение ключевых параметров для контроля качества управления конкурентоспособностью на предприятии; расчет ключевых параметров для контроля качества управления конкурентоспособностью на предприятии; мониторинг контроля качества управления конкурентоспособностью на предприятии.

Выводы. Рекомендации.

Таким образом, организация управления конкурентоспособностью предприятия на рынке мясной переработки представляет собой целенаправленную последовательность грамотных управленческих решений, направленных на достижение желаемой рыночной позиции посредством создания и непрерывного совершенствования внутреннего конкурентного преимущества в специфических условиях мясоперерабатывающего производства и адаптированного к условиям внешнего окружения. Универсальность данного алгоритма управления конкурентоспособностью предприятия на рынке мясной переработки заключается в том, что можно подбирать и комбинировать его инструменты в зависимости от приоритетов заинтересованного пользователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.