оптимизацию и перераспределение финансовых ресурсов, корректировку бюджетов кадровых расходов, применение широкого инструментария адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды предприятия.
1. Воронин Э.Е. Аутсорсинг на промышленных предприятиях: риски и возможности осуществления // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36).
2. Гречникова С.В., Ермаков Г.П. Совершенствование системы оценки экономической эффективности труда в условиях трансформирующейся экономики // Российское предпринимательство. 2011. № 1.
3. Комиссарова Т.А. Действия компаний, направленные на повышение эффективности труда персонала в условиях кризиса // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 2 (35).
4. ПаймукА.Д. Конкурентоспособность отечественных производителей стекла на российском рынке // Вестник СГСЭУ. 2010. № 1 (30).
5. Симонов А.В. Использование механизма контроллинга в управлении промышленными предприятиями в условиях глобализации экономических процессов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 117. № 1.
6. Теплов В.И., Падалко А.И. Факторы и проблемы реструктуризации деятельности торговой организации в посткризисных условиях экономического развития России // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011. № 3.
Александр Николаевич Бушуев,
кандидат экономических наук, докторант кафедры менеджмента, социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Александр Владимирович Гугелев,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.5 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ПРИМЕНЕНИЕ ISO/IEC 17021:2011 ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ СТАНДАРТОВ
Сертификация корпоративных стандартов обеспечивает уверенность в том, что система менеджмента интегрированной организации: 1) соответствует указанным требованиям; 2) способствует последовательному проведению соответствующей политики и достижению целей; 3) результативно функционирует. Введение в нашей стране международного стандарта ISO/IEC 17021:2011 было обусловлено тем, что в настоящее время выявлены потребности рынка в части общепризнанных требований к компетентности аудиторов, осуществляющих аудит систем менеджмента качества, окружающей среды или систем менеджмента безопасности, что является объектом управления корпоративных стандартов. В настоящей статье рассмотрены только изменения, по отношению к предыдущей версии, актуальные для сертификации корпоративных стандартов. Системы подтверждения соответствия нормам ЕС должны быть были настолько гармонизированы, чтобы взаимное признание результатов также стало нормой, а это связано с доверием к органам по сертификации, которые проводят оценку соответствия корпоративных стандартов.
Ключевые слова: корпорация, стандартизация, нормативная документация, сертификация, система менеджмента.
A.N. Bushuyev, A.V. Gugelev
USING ISO/IEC 17021:2011 IN CERTIFICATION OF CORPORATE STANDARDS
The paper shows that certification of corporate standards ensures that the management system of the integrated organization: 1) meets the given requirements, 2) contributes to the consistent implementation of relevant policies and achieving organization goals, and 3) operates efficiently. The international standards ISO/IEC 17021:2011 have been introduced in Russia because currently there is a need for generally accepted requirements for the competence of auditors who audit quality management systems, environmental or safety management systems, i.e. things that are governed by corporate standards. The paper considers only the changes that are made to the standard in relation to the previous version and are relevant for the certification of corporate standards. Certifying conformity to the EU standards must be identical everywhere, so that they are mutually recognized, which can be archived only through confidence in the certification bodies that assess compliance with corporate standards.
Keywords: corporation, standardization, regulatory documentation, certification, system of management.
Саратовский
С 1 февраля 2012 г. в России введен в действие ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента». Стандарт ISO/IEC 17021:2011 был подготовлен Комитетом ИСО (Международная организация по стандартизации) по оценке соответствия (CASCO). Этот международный стандарт устанавливает требования к органам по сертификации. Выполнение этих требований позволяет гарантировать, что органы по сертификации осуществляют сертификацию систем менеджмента компетентным, постоянным и беспристрастным образом, тем самым облегчая признание таких органов и признание их сертификации на национальном и международном уровнях. Данный стандарт служит основой для признания сертификации систем менеджмента в интересах международной торговли.
Сертификация корпоративных стандартов обеспечивает независимую демонстрацию того, что система менеджмента интегрированной организации:
- соответствует указанным требованиям;
- способствует последовательному достижению политики и целей;
- результативно функционирует.
В этом стандарте раздел 4 описывает принципы, на которых базируется сертификация. Эти принципы помогают понять природу сертификации и являются необходимой прелюдией к разделам 5 - 10. Эти принципы - фундамент для всех требований данного стандарта, но не являются требованием аудита. Раздел 10 описывает два альтернативных пути поддержания и демонстрации постоянного выполнения требований этого стандарта посредством создания в органе по сертификации системы менеджмента [2].
Публикация этого международного стандарта включает текст ISO/IEC 17021:2006, поправки для удаления ссылок на ISO 19011 и новый текст, добавляющий специальные требования аудиту третьей стороны и менеджменту компетентности персонала, вовлеченного в сертификацию.
Введение ISO/IEC 17021:2011 было обусловлено тем, что в настоящее время выявлены потребности рынка в части общепризнанных требований к компетентности аудиторов, осуществляющих аудит систем менеджмента качества, окружающей среды или систем менеджмента безопасности, что является объектом управления корпоративных стандартов. Отсутствие обязательных требований к компетенции аудиторов, в том числе в части методов их подготовки и привлечения к проведению аудитов, были оценены основными заинтересованными сторонами, включая заинтересованные стороны промышленности, как существенные недостатки [4].
Данный международный стандарт содержит общие требования к проведению аудитов систем менеджмента, направленные на обеспечение полного выполнения норм сертификации посредством привлечения компетентных групп аудита, адекватными ресурсами и полными последовательными процессами, с результатами в виде полноценных отчетов.
Стандарт ISO/IEC 17021:2011 может быть также использован для аудитов и сертификации любого вида систем менеджмента, особенно являющихся сферой управления корпоративных стандартов. Некоторые из
требований, в частности требования к компетенции аудиторов, могут быть дополнены добавочными критериями с целью достижения удовлетворенности заинтересованных сторон.
Данный международный стандарт устанавливает принципы и требования к компетентности, составу и беспристрастности аудита и сертификации систем менеджмента всех типов (например, корпоративных стандартов) и к органам, осуществляемым эти виды деятельности. Он содержит основу для разработки специфических критериев к проведению аудитов, осуществляемых третьей стороной, а также к менеджменту компетентности применительно к различным типам систем менеджмента или секторам производства [3].
В настоящей статье рассмотрены только изменения, которые внесены в стандарт по отношению к предыдущей версии и актуальны для сертификации корпоративных стандартов.
Прежде всего, в стандарте исключены ссылки на ISO 19011:2002.
Раздел 3 «Термины и определения» дополнен определениями терминов:
3.4. Сертификационный аудит третьей стороны - аудит, выполняемый организацией, независимо от заказчика и потребителя, с целью сертификации корпоративных стандартов заказчика.
Сертификационный аудит третьей стороны включает в себя первичный аудит, наблюдательный и ресертифи-кационный аудиты, а также может включать специальные аудиты.
Сертификационные аудиты третьей стороны обычно проводятся аудиторскими группами органов, осуществляющих сертификацию систем менеджмента требованиям стандартов.
Совместный аудит - процедура, когда две или несколько организаций одновременно проводят аудит одного заказчика.
Комбинированный аудит - процедура, когда аудит корпоративных стандартов заказчика проводится на соответствие требованиям двух или более стандартов одновременно.
Интегрированный аудит - процедура, когда заказчик интегрировал требования двух или более стандартов в одну систему менеджмента и проводится аудит на соответствие более чем одному стандарту.
3.5. Заказчик - организация, система менеджмента которой аудитируется с целью сертификации.
3.6. Аудитор - лицо, проводящее аудит.
3.7. Компетентность - способность применять знания и навыки для достижения планируемых результатов.
3.8. Сопровождающее лицо - лицо, назначенное заказчиком для помощи группе аудита.
3.9. Наблюдатель - лицо, сопровождающее группу аудита, но не проводящее аудит.
3.10. Техническая область - область, характеризуемая общностью процессов, относящихся к специфическому виду систем менеджмента.
Существенные изменения внесены в раздел 7 «Требования к ресурсам» в подразделы 7.1.2, 7.1.3 и 7.1.4.
7.1.2. Определение критериев компетентности.
Орган по сертификации должен иметь документированный процесс для определения критериев компетентности персонала, вовлеченного в деятельность по сер-
тификации. Критерии компетентности должны быть определены в соответствии с требованиями каждого вида корпоративных стандартов или сертификации для каждой технической области и для каждой функции в процессе сертификации. Выходом процесса должны быть документированные критерии требуемых знаний и навыков, необходимых для эффективного проведения аудита и осуществления сертификационных задач с целью достижения намеченных результатов. Приложение А стандарта уточняет знания и навыки, которые орган по сертификации должен определить для конкретных функций. Там, где дополнительные специфические критерии компетентности установлены для определенной схемы сертификации, например, ISO/TS 22003 (система менеджмента пищевой безопасности), они должны выполняться.
Примечание.
Термин «техническая область» может различаться в зависимости от стандарта на системы менеджмента. Для любых корпоративных стандартов термин имеет отношение к продукции и процессам в контексте области применения стандарта на системы менеджмента. Технические области могут определяться специальными схемами сертификации (например, ISO/TS 22003) или органом по сертификации. Примеры применения термина «техническая область» для различных типов систем менеджмента:
- для корпоративных стандартов качества термин «техническая область» относится к процессам, обеспечивающим выполнение законодательных, нормативных и контрактных требований к продукции и услугам;
- для систем экологического менеджмента термин «техническая область» относится к категории деятельности, продукции и услуг, относящихся к экологическим аспектам, воздействующим на воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну и людей;
- для систем менеджмента по обеспечению безопасности термин «техническая область» относится к процессам в контексте безопасности рисков поставщиков, таких как, транспортирование, хранение, и информация;
- для систем менеджмента информационной безопасности термин «техническая область» относится, кроме прочих, к категориям технологий информационной безопасности или деятельности, информационной и коммуникационной технологий и бизнесу, имеющему отношение к выбору соответствующего и соразмерного контроля безопасности, защищающего информационные активы.
7.1.3. Процессы оценки.
Орган по сертификации должен иметь документированные процессы первичной оценки компетентности и непрерывного мониторинга компетентности и работы всего персонала, включенного в деятельность по сертификации, с применением определенных критериев компетентности. По результатам этих процессов должен быть определен персонал достаточного уровня компетентности, требуемого для выполнения различных функций аудита и процесса сертификации.
Ряд методов оценки, которые могут быть использованы для оценки знаний и умений, описан в приложении В «Возможные методы оценки». Приложение содержит примеры методов оценки и предназначено для оказания помощи органам по сертификации.
Методы оценки сгруппированы по пяти основным областям:
• анализ документированных сведений;
• обратная связь;
• интервью;
• наблюдения;
• экзамены.
Приложение носит рекомендательный характер.
В разделе 9 «Требования к процессу» полностью переработан подраздел 9.1 «Общие требования»: из него исключены ссылки на ISO 19011 и добавлены новые положения. В подразделе изложены требования к содержанию программы и плана аудита, к процессу отбора и назначения группы аудита, к процедуре определения продолжительности аудита, к процессу проведения аудитов на местах, объему и содержанию отчета по результатам аудита, критериям принятия решения.
9.1.1. Программа аудита.
Программа аудита для полного цикла сертификации должна быть изложена с целью ясного определения деятельности по аудиту для демонстрации того, что система менеджмента клиента отвечает требованиям сертификации выбранного стандарта или другого нормативного документа.
Программа аудита должна включать проведение двухэтапного первичного аудита, надзорных аудитов (инспекционного контроля) - в течение первого и второго годов, и ресертификационного аудита - в течение третьего года, до истечения срока действия сертификата.
9.1.2. План аудита.
Орган по сертификации должен обеспечить составление плана для каждого аудита, чтобы предоставить основу для соглашения о проведении и расписании действий по аудиту. План аудита должен основываться на документированных требованиях органа по сертификации.
Цели аудита должны быть определены органом по сертификации. Область распространения и критерии, включая все изменения, должны устанавливаться органом по сертификации после согласования с заказчиком.
9.1.3. Выбор и назначение группы аудита.
Орган по сертификации должен установить процесс отбора и назначения аудиторской группы, включая ее руководителя, принимая во внимание компетенцию, необходимую для достижения целей аудита.
Необходимые знания и навыки главного аудитора и аудиторов могут быть дополнены техническими экспертами, переводчиками и интерпретаторами, которые должны действовать под руководством аудитора. Критерии отбора технических экспертов определяются в каждом конкретном случае в соответствии с потребностями группы аудита и областью аудита.
9.1.4. Определение времени аудита.
Орган по сертификации должен установить документированные процедуры для определения продолжительности аудита. Для каждого заказчика орган по сертификации должен установить время, необходимое для планирования, а также для полного и эффективного завершения аудита корпоративных стандартов заказчика. Продолжительность аудита, установленная органом по сертификации, и ее обоснование должны быть зарегистрированы.
Специальные критерии, установленные для специальных схем сертификации, например ISO/TS 22003 или ISO/TS 27006, также должны быть учтены.
Время, проведенное в пути членами группы аудита и другими участниками (технические эксперты, переводчики, интерпретаторы, наблюдатели и стажеры), не должно включаться в установленное время аудита.
9.1.5. Если в ходе аудита выборочно проверяются производственные площадки, находящиеся в различных местах и осуществляющие схожую деятельность, охватываемую системой менеджмента заказчика, орган по сертификации должен разработать программу для осуществления выборки, чтобы обеспечить надлежащее проведение аудита системы менеджмента. Обоснование плана осуществления выборки для каждого клиента должно быть задокументировано.
9.1.6 - 9.1.7. Орган по сертификации должен определить и сообщить организации-заказчику задачи, поставленные перед аудиторской группой, своевременно назвать организации-заказчику имена и по запросу предоставить любую информацию о каждом члене аудиторской группы, чтобы заказчик мог выразить свое несогласие с назначением какого-либо аудитора или технического эксперта, а орган по сертификации имел возможность переформировать группу при наличии для этого объективных причин.
9.1.8. Орган по сертификации должен сообщить и согласовать план и дату проведения аудита с организацией-заказчиком заранее.
9.1.9. Проведение аудита «на месте».
Орган по сертификации должен разработать и задокументировать требования к процессу проведения аудитов на местах. Этот процесс должен включать предварительное и заключительное совещания. Во время аудита члены группы аудита должны периодически совещаться с целью оценки процесса аудита и обмена информацией. Руководитель аудиторской группы должен при необходимости перераспределять обязанности между членами аудиторской группы и периодически обмениваться информацией о ходе аудита и всех связанных с этим вопросах с заказчиком аудита. Если имеющиеся свидетельства аудита указывают на недостижимость целей аудита или наличие существенных рисков (например, в части безопасности), руководитель группы аудита должен предоставить органу сертификации и клиенту необходимые сведения для определения соответствующих действий.
Наблюдатели.
Присутствие и правомерность участия наблюдателей в проведении аудита должны быть согласованы между органом по сертификации и клиентом до начала аудита. Наблюдатели не должны оказывать влияния на проведение аудита или вмешиваться в проведение аудита. Наблюдателями могут быть члены организации заказчика, консультанты, персонал органа по аккредитации, проводящий наблюдение, инспекторы или другие правомерные лица.
Сопровождающие лица.
Каждый аудитор должен сопровождаться лицом, назначенным проверяемой организацией, если нет иного соглашения между руководителем аудиторской группы и клиентом. Сопровождающие лица должны быть с группой аудита в течение всей процедуры, чтобы об-
легчить ее проведение. Сопровождающие лица не должны оказывать влияния на проведение аудита или вмешиваться в проведение аудита.
Во время аудита информация, относящаяся к целям аудита, области или критериям аудита (включая информацию, относящуюся к взаимодействиям между подразделениями, деятельности и процессов), должна собираться соответствующим образом и проверяться, чтобы стать доказательством аудита.
Методы сбора информации должны включать:
- опросы;
- наблюдения за процессами и деятельностью;
- анализ документов и записей.
В процессе аудита должна проводиться идентификация и регистрация наблюдений аудита. Наблюдения аудита, показывающие соответствие в целом и несоответствия в деталях и подтверждающие их свидетельства, должны быть документально оформлены и представлены в виде отчета, чтобы давать возможность принять информационно обоснованное решение о сертификации или о поддержании сертификации.
Возможности для улучшения должны быть идентифицированы и зарегистрированы, если это не противоречит требованиям и схеме сертификации. Наблюдения аудита, какими бы они ни были, которые были квалифицированы как несоответствия требованиям, не могут быть зарегистрированы как возможности для улучшения.
Наблюдение аудита о несоответствии должно быть зарегистрировано (со ссылкой на критерии аудита), включая четкое описание несоответствия и ссылки на свидетельства несоответствия. Несоответствия должны обсуждаться с участием клиента для обеспечения точности их определения и понимания. Аудитор должен устранить разногласия во мнениях по свидетельствам аудита и/или выводам аудита.
Невыполнение одного или более требований стандарта или нерезультативность корпоративных стандартов могут быть классифицированы как значительные. Несоответствия другим требованиям могут классифицироваться как незначительные.
Перед заключительным совещанием группа аудита должна подготовить выводы аудита. Цель заключительного совещания, которое должно проводиться руководителем группы аудита, - представить выводы и заключения по аудиту, включая рекомендации относительно сертификации. Все несоответствия должны быть представлены и согласованы, время для устранения должно быть согласовано.
Степень детализации заключительного совещания зависит от ознакомления заказчика с процессом аудита.
9.1.10. Отчет о результатах аудита.
Орган по сертификации должен иметь письменный отчет по каждому аудиту. Группа аудита должна идентифицировать возможности для улучшения, но не должна рекомендовать конкретные решения. Право собственности за отчет по аудиту должно принадлежать органу по сертификации.
Руководитель группы аудита должен отвечать за подготовку и содержание отчета по аудиту. Отчет по результатам аудита должен содержать полные, точные, краткие и ясные сведения об аудите, а также ссылки на следующие сведения.
9.1.11. Анализ несоответствий.
Орган по сертификации должен потребовать, чтобы клиент проанализировал причины и описал предпринятые и запланированные коррекции и корректирующие действия для устранения выявленных несоответствий в установленные сроки.
9.1.12. Эффективность коррекций и корректирующих действий.
Орган по сертификации должен рассмотреть представленные документированные свидетельства, подтверждающие устранение несоответствий, чтобы определить, являются ли они приемлемыми.
Клиент должен быть уведомлен о результатах рассмотрения и подтверждения результативности. Подтверждение результативности коррекций и корректирующих действий может быть выполнено на основе анализа представленных документов или путем проверки «на месте».
9.1.13. Дополнительные аудиты.
Клиент должен быть проинформирован, будет ли необходим дополнительный полный или дополнительный ограниченный аудит или документированные свидетельства для подтверждения результативности коррекций и корректирующих действий.
9.1.14. Решение по результатам сертификации.
Орган по сертификации должен обеспечить, чтобы
лица или комиссия, принимающие решение о сертификации или ресертификации, не принимали участия в аудите.
9.1.15. Условия для принятия решения.
До принятия решения орган по сертификации должен подтвердить, что:
a) информация, предоставленная аудиторской группой, в достаточной степени охватывает требования к сертификации и область сертификации;
b) проанализировал, признал и проверил результативность коррекций и корректирующих действий в от-
ношении всех несоответствий, которые представляют собой:
1) невыполнение одного или более требований стандарта на систему менеджмента;
2) наличие ситуации, которая ставит под значительное сомнение способность корпоративных стандартов заказчика достигать намеченных результатов;
с) проанализировал и принял запланированные коррекции и корректирующие действия в отношении всех других несоответствий.
В приложениях А, В, С, О, Е, Р установлены критерии и методы оценки компетентности и навыков персонала органа по сертификации, аудиторов и персонала, привлекаемого к процессу аудита и сертификации, процесс аудита и сертификации органа по сертификации, содержание программы аудита, области применения и плана.
На международной конференции «Единое экономическое пространство 2020: техническое регулирование
- инструмент интеграции» отмечалось, что важнейшей задачей для РФ на современном этапе является гармонизация норм в сфере технического регулирования с ЕС
- главным экономическим и торговым партнером России. Важно также, чтобы системы подтверждения соответствия этим нормам были настолько гармонизированы, чтобы взаимное признание результатов также стало нормой [4]. А это связано с доверием к органам по сертификации, которые проводят оценку соответствия корпоративных стандартов.
1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Ст. 17.
2. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2012.
3. ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2003.
4. Гугелев А.В. Межотраслевая направленность развития менеджмента качества в современных условиях // Вестник СГСЭУ. 2010. № 3 (32).
Ольга Николаевна Гримашевич,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРЯТИЙ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
В статье проанализированы вопросы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий на основе качества продукции. Рассмотрены различные подходы к определению конкурентоспособности предприятия. Особое внимание в статье уделяется основным отличиям конкурентоспособности товара и предприятия; соотношению таких понятий, как «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества», «конкурентная позиция», «компетенции». Делается вывод, что повышение качества продукции в системе управления конкурентоспособностью предприятия играет важную роль в связи с тем, что качество определяет предпочтения потребителей.
Ключевые слова: конкурентоспособность, качество продукции, конкурентные преимущества, конкурентная позиция, управление конкурентоспособностью.
УДК 658.5