Научная статья на тему 'Формирование процессной модели системы менеджмента органа по сертификации систем менеджмента'

Формирование процессной модели системы менеджмента органа по сертификации систем менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРТИФИКАЦИЯ / ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Татьяна Александровна

На основе принципов менеджмента качества и принципов подтверждения соответствия проанализированы требования стандартов ISO 9001 и ISO/IEC 17021 к системе менеджмента органа по сертификации систем менеджмента, что позволило обосновать вариант практического создания системы менеджмента органа по сертификации на основе интеграции требований международных документов в общую систему менеджмента. Предложена процессная модель системы менеджмента органа по сертификации систем менеджмента, базирующаяся на требованиях стандартов ISO 9001 и ISO/IEC 17021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование процессной модели системы менеджмента органа по сертификации систем менеджмента»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ

МЕНЕДЖМЕНТА

THE FORMATION PROCESS MODEL OF MANAGEMENT SYSTEMS

CERTIFICATION BODY

Волкова Татьяна Александровна

старший преподаватель кафедры управления качеством и документоведения ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет»

e-mail: [email protected]

Аннотация: На основе принципов менеджмента качества и принципов подтверждения соответствия проанализированы требования стандартов ISO 9001 и ISO/IEC 17021 к системе менеджмента органа по сертификации систем менеджмента, что позволило обосновать вариант практического создания системы менеджмента органа по сертификации на основе интеграции требований международных документов в общую систему менеджмента. Предложена процессная модель системы менеджмента органа по сертификации систем менеджмента, базирующаяся на требованиях стандартов ISO 9001 и ISO/IEC 17021.

Abstract: based on quality management principles and the principles of compliance confirmation analyze the requirements of standards ISO 9001 and ISO/IEC 17021 management system management systems certification body, which allowed to substantiate version of the practice of creation of management system certification body on the basis of integration of the requirements of international documents in the general management system. Proposed process model of the management system management systems certification body based on the requirements of the standards ISO 9001 and ISO/IEC 17021.

Ключевые слова: сертификация, орган по сертификации, система менеджмента, модель системы менеджмента, процессный подход.

Key words: certification, the certification body, management system, model management system, process approach.

Введение

Участие Российской Федерации (РФ) в процессах международной экономической интеграции, вступление во Всемирную торговую организацию и членство в Таможенном союзе повлекло проведение правительством РФ целого комплекса мер по преобразованию существующей системы экономики, в том числе и в области технического регулирования [1]. Одним из важнейших элементов современной системы технического регулирования, действенным инструментом формирования цивилизованного рынка продукции и услуг, а также развития международного сотрудничества и интеграции является аккредитация. В настоящее время в РФ интенсивно формируется единая национальная система аккредитации, проводится гармонизация нормативно-правовой базы в области аккредитации органов по подтверждению соответствия с учетом обязательств РФ в рамках Таможенного союза и требований международных документов, которые способствуют сближению российской системы аккредитации с системой аккредитации Европейского союза, являющегося основным экономическим партнером России [1, 2]. Согласно проводимой реформе системы аккредитации в РФ вступают в силу новые правила аккредитации органов по сертификации (ОС) систем менеджмента, которые существенно меняют процедуру аккредитации, а также повышают требования к ОС систем менеджмента. Современные правила вводят новые критерии аккредитации, которые основываются на требованиях к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента, установленным международным стандартом ISO/IEC 17021 [3]. Данный стандарт, помимо требований к компетентности, последовательности и беспристрастности проведения работ, предусматривает наличие в ОС внутренней системы менеджмента, обеспечивающей выполнение законодательных и нормативных требований системы аккредитации в России, высокое качество предоставляемых услуг по сертификации систем менеджмента организаций, а

также доверие общественности к деятельности ОС систем менеджмента и результатам этой деятельности.

Варианты практического создания системы менеджмента ОС

Согласно КОЛЕС 17021 практическое создание системы менеджмента ОС может осуществляться по одному из двух вариантов. Вариант первый предполагает внедрение системы менеджмента соответствующей требованиям КО 9001 [4] и дополнительным требованиям, установленным в КОЛЕС 17021. Так, ОС должен включить в область применения системы менеджмента требования к проектированию и разработке услуг по сертификации (раздел 1 «Область применения» КОЛЕС 17021), обеспечить доверие к сертификации и учесть потребности всех заинтересованных сторон (п. 4.1.2 КОЛЕС 17021), а также включить во входные данные для анализа со стороны руководства информацию об апелляциях и жалобах пользователей услуг по сертификации (п. 9.7 «Апелляции» и п. 9.8 «Жалобы» КОЛЕС 17021). В случае выбора второго варианта, ОС разрабатывает и внедряет систему менеджмента в соответствии с требованиями п.п. 10.3.1 - 10.3.8 стандарта КОЛЕС 17021. Требования сгруппированы по типичным элементам: руководство по системе менеджмента, управление документами и записями, анализ со стороны руководства, внутренние аудиты, корректирующие и предупреждающие действия. Таким образом, КОЛЕС 17021 предоставляет руководству ОС право выбора одного из вариантов создания собственной системы менеджмента.

Сравнительная оценка требований ISO 9001 и ISO/IEC 17021 к системе менеджмента ОС систем менеджмента

Рассматривая требования КО 9001 и КОЛЕС 17021 необходимо отметить, что они имеют изначально различное назначение и индивидуальные особенности. Стандарт КОЛЕС 17021 используется для официального подтверждения компетентности ОС (аккредитации) и включает совокупность требований, обеспечивающих такой уровень сертификации систем менеджмента, который соз-

даст взаимное доверие заинтересованных сторон, пользующихся результатами сертификации. Также КОЛЕС 17021 содержит общие требования к системе менеджмента ОС, которые могут быть использованы в качестве руководства для создания и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента ОС. В отличие от КОЛЕС 17021, стандарт КО 9001 устанавливает четкие требования к системе менеджмента качества (СМК), которые могут быть использованы в качестве руководства для разработки и оценки собственной СМК ОС, а также выступать критериями оценки СМК организации-заказчика ОС. Универсальность применения требований КО 9001 различными организациями обусловлена тем, что стандарт не предлагает абсолютных измеримых критериев качества для каждого отдельного вида продукции и услуг, а задает лишь методологию функционирования системы качества, которая, в свою очередь, обеспечивает высокое качество продукции и услуг, производимых организацией, и как следствие, -высокую степень удовлетворенности её потребителей [5, 6].

Для выбора наилучшего варианта создания системы менеджмента ОС систем менеджмента в работе [7] проведен сравнительный анализ требований к системе менеджмента ОС по стандартам КО 9001 и КОЛЕС 17021. Анализ позволил определить степень соответствия требований КОЛЕС 17021 принципам менеджмента качества и степень соответствия требований КО 9001 принципам подтверждения соответствия (рисунок 1). Восемь принципов менеджмента качества, изложенные в КО 9001 и являющиеся основой для построения и совершенствования СМК, широко рассматриваются и учитываются в КОЛЕС 17021. Однако требования КО 9001 по принципу «Процессный подход» в два раза шире требований КОЛЕС 17021, а по принципам «Системный подход к менеджменту» и «Взаимовыгодные отношения с поставщиками» больше на 20 % и 30 % соответственно. КО 9001 содержит универсальные общие требования к СМК, которые не учитывают специфические особенности организаций, осуществляющих сертификацию систем менеджмента в качестве третьей стороны. Соответственно шесть принципов подтверждения соответствия, изложенные в КОЛЕС 17021 и обуславливающие доверие заинтересованных сторон к резуль-

татам сертификации, широко не рассматриваются в КО 9001. Таким образом, КО/ІЕС 17021 устанавливает наиболее полный комплекс требований, необходимый для создания системы менеджмента ОС систем менеджмента. Однако, такие ключевые принципы менеджмента качества, как процессный и системный подходы, рассмотрены в КОЛЕС 17021 недостаточно широко. В связи с этим, предлагается интегрировать требования КО 9001 и КОЛЕС 17021 в общую систему менеджмента ОС, способную обеспечить согласованные поставки качественных услуг по сертификации систем менеджмента. Это позволит построить систему менеджмента ОС на органичном сочетании базовых принципов менеджмента качества и принципов подтверждения соответствия.

1

7

□ КО 9001 □ КОЛЕС 17021

а)

□ КОЛЕС 17021 ПКО 9001 б)

а) - совпадение требований КО 9001 и КОЛЕС 17021 на основе принципов менеджмента качества: 1 - ориентация на потребителя: 2 - лидерство руководителя; 3 - вовлечение работников; 4 - процессный подход;

5 - системный подход к менеджменту; 6 - постоянное улучшение; 7 - принятие решений, основанное на фактах; 8 - взаимовыгодные отношения с поставщиками; б) - совпадение требований КОЛЕС 17021 и КО 9001 на основе принципов подтверждения соответствия: 1 - беспристрастность;

2 - компетентность; 3 - ответственность; 4 - открытость;

5 - конфиденциальность; 6 - реагирование на жалобы

1

2

3

3

Рисунок 1 - Оценка совпадения требований КО 9001 и КОЛЕС 17021

Модель системы менеджмента ОС, базирующаяся на требованиях стандартов ISO 9001 и ISO/IEC 17021

Модель системы менеджмента ОС, базирующаяся на требованиях стандартов КО 9001 и КОЛЕС 17021, представлена на рисунке 2.

Постоянное улучшение системы менеджмента ОС, направленное на признание результатов сертификации систем менеджмента

N / Представители

управления или других | неправительственных |

г к I соисполнители

^ . правительственных служб организации “

\ / N

\/ Руководство и ^ Поставщики и | работники ОС,

Д комитеты (советы) у

1 \ /I

Рисунок 2 - Модель системы менеджмента ОС, основанная на процессном подходе

Модель системы менеджмента ОС включает в себя базовую модель СМК по КО 9001, содержащую минимальный набор требований для создания эффективной системы менеджмента ОС, ориентированную на повышение конкурентоспособности ОС в рыночных условиях, и дополненную более строгими требованиями КОЛЕС 17021 к ОС систем менеджмента. При этом модель по КО 9001 играет роль центрального ядра, которое наращивается целым рядом функций,

призванных обеспечить высокий уровень сертификации систем менеджмента и нацеленных на признание самих ОС и выданных ими сертификатов соответствия. Сочетание в модели выше указанных международных документов позволит создать современную эффективную модель системы менеджмента ОС, учитывающую не только требования заинтересованных в сертификации сторон, но и обязательные требования, регламентируемые на законодательном уровне.

Особое место в модели занимает процессный подход, согласно которому ОС рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, а управление ОС осуществляется посредством управления этими процессами. Технический контур управления модели представляет собой цикл Деминга (планирование ^ выполнение ^ проверка ^ корректировка), обеспечивающий процесс непрерывного улучшения. Реализуя этапы цикла Деминга, ОС повышает результативность и эффективность своей деятельности.

Процессная модель системы менеджмента ОС позволяет рассматривать деятельность ОС как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях на основе цикла Деминга. Г оризонтальный цикл свидетельствует о том, что требования и ожидания сторон, заинтересованных в сертификации, играют решающую роль при определении входных данных. Применительно к ОС выделены следующие категории сторон, заинтересованных в сертификации: внешние (организации-заказчики (клиенты) ОС; сертифицированные заказчики; потребители организаций, системы менеджмента которых были сертифицированы; представители органов государственного управления (Росстандарт, Росаккредита-ция и другие), представители неправительственных организаций, включая организации потребителей; поставщики и соисполнители) и внутренние (высшее руководство и работники ОС, комитеты). Входом и выходом системы менеджмента ОС являются «организации-заказчики (клиенты) ОС» и «сертифицированные заказчики» соответственно, что обусловлено применением процессного подхода к разработке модели. Для выделенных заинтересованных сторон, которые полагаются на услуги по сертификации, определены их основные требования к системе менеджмента ОС (таблица 1).

Таблица 1 - Требования заинтересованных в сертификации сторон

Заинтересованные в сертификации стороны Требования заинтересованных сторон

Внутренние заинтересованные стороны

Руководство ОС - финансовая стабильность ОС; - расширение присутствия на рынке; - признание выданных сертификатов соответствия на национальном и международном уровне; - имидж ОС, признание на рынке; - улучшение результатов деятельности; - качество поставщиков и соисполнителей; - удовлетворенность работников ОС

Работники ОС - наличие доступной проблемно-ориентированной подготовки работников ОС; - стабильность в работе; - достойное вознаграждение за работу; - признание и возможность развития; - привлекательность рабочих мест

Комитеты - беспристрастность проведения сертификации систем менеджмента организаций; - проведение корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на исключение из практики работы ОС случаев принятия необоснованных решений и поступления жалоб

Внешние заинтересованные стороны

Организации-заказчики (клиенты) ОС - доступность услуг по сертификации; - технология проведения аудита и сертификации; - легитимность (официальная регистрация юридического лица) и ответственность ОС (страхование деятельности ОС); - профессионализм и компетентность ОС; - многофункциональность (возможность проведения совместной комплексной сертификации); - независимость ОС (юридическая форма ОС и влияние на его работу учредителей, степень аффилированности ОС или его учредителей с основными организациями-заказчиками); - известность ОС (продолжительность присутствия на рынке, доля на рынке сертификационных услуг, признание за рубежом, членство в различных российских и международных общественных объединениях и ассоциациях и другое);

Заинтересованные в сертификации стороны Требования заинтересованных сторон

Организации-заказчики (клиенты) ОС - информирование о деятельности по сертификации, процедурах рассмотрения апелляций и жалоб, нормативных требованиях к сертификации, требованиях ОС, стоимости сертификации, видах сертифицируемых систем менеджмента; - оперативность ОС (временные параметры обработки заявки, предоставления услуг и отзывов на запросы организаций-заказчиков); - экономичность процесса сертификации (стоимость услуг по сертификации); - объективность, беспристрастность и быстрота рассмотрения апелляций и жалоб

Сертифицированные заказчики - признание общественностью результатов сертификации системы менеджмента; - PR и паблисити от полученного сертификата соответствия; - защита и соблюдение конфиденциальности информации о сертифицированных заказчиках

Потребители организаций, системы менеджмента которых были сертифицированы - достоверность и объективность выдаваемых сертификатов соответствия; - уверенность в системе менеджмента организации соответствующей установленным международным или национальным требованиям

Представители органов государственного управления - идентификация и выполнение законодательных и нормативных требований, регламентирующих деятельность ОС; - признание результатов сертификации систем менеджмента в интересах международной торговли

Представители неправительственных организаций - доверие к беспристрастной и компетентной оценке системы менеджмента организации; - актуальный уровень оказываемых услуг

Поставщики и соисполнители - длительное взаимодействие и взаимопонимание; - партнерство и сотрудничество в области развития региона присутствия; - справедливое распределение доходов; - бенчмаркинг

Указанные в таблице 1 требования заинтересованных в сертификации сторон являются входом в бизнес-процессы системы менеджмента ОС. Дея-

тельность ОС по измерению, анализу и улучшению системы менеджмента ОС направлена на установление выполнения требований КО 9001 и КОЛЕС 17021, гарантирующих доверие общественности к беспристрастной и компетентной оценке системы менеджмента организации третьей стороной, ответственности руководства ОС за выполнение этих требований и постоянное улучшение системы менеджмента ОС. Наряду с требованиями сторон, заинтересованных в сертификации, процессная модель системы менеджмента ОС затрагивает обязательные требования, регламентируемые на законодательном уровне.

Вертикальный цикл свидетельствует о том, что руководство ОС ответственно за обеспечение деятельности по сертификации соответствующими ресурсами, разработку услуг и схем действий по сертификации систем менеджмента организации, за измерение и анализ качества предоставляемой услуги, а также за постоянное её улучшение.

Заключение

Таким образом, предложенная процессная модель системы менеджмента ОС позволяет не только учитывать требования всех заинтересованных в сертификации сторон, но также развивать данную систему в условиях сложившейся жесткой конкуренции. В связи с этим, важной задачей становится разработка конкретных методических подходов и рекомендаций по формированию системы менеджмента ОС систем менеджмента.

Библиографический список

1. Окрепилов В. В. Техническое регулирование в Таможенном союзе : новые возможности и перспективы, риски и способы их минимизации /

B. В. Окрепилов // Экономическое возрождение России. - 2013. - № 3 (37). -

C. 9 - 11.

2. Горбашко Е. А. Качество как аспект макроэкономического исследования / Е. А. Горбашко, И. И. Дюков, Е. В. Васильева // Стандарты и качество. -2013. - № 3. - С. 54 - 59.

3. ISO/IEC 17021:2006. Conformity assessment - Requirements for bodies providing audit and certification of management systems.

4. ISO 9001:2008. Quality management systems - Requirement.

5. Бонюшко Н. А. Международные стандарты ИСО как основа обеспечения качества и конкурентоспособности продукции и услуг предприятия / Н. А. Бонюшко, К. М. Туманов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2009. -№ 1 (71). - С. 363 - 370.

6. Окрепилова И. Г. Организация менеджмента качества в отраслях экономики / И. Г. Окрепилова. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 76 с.

7. Феоктистов А. В. Пути создания системы менеджмента для органа по сертификации СМК / А. В. Феоктистов, И. Ю. Кольчурина, Т. А. Волкова // Стандарты и качество. - 2011. - № 12. - С. 56 - 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.