Научная статья на тему 'Менеджмент в процессах управления экономическими системами'

Менеджмент в процессах управления экономическими системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
975
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМЫ / ТЕОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / CONTROL / SYSTEM / STRUCTURE / THEORY / METHODOLOGY / TECHNOLOGIES / MANAGEMENT / ADMINISTRATIVE TASK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Б. Н.

Теория, методология и технологии управления экономическими системами являются равноправными разделами современной науки. Важное место в управлении современными организациями занимает менеджмент, который, в свою очередь, включает несколько элементов. Показана структура технологии управленческой задачи и место в ней элементов менеджмента. Современные теория, методология и технологии управления экономическими системами и российский менеджмент имеют вполне реальные перспективы для развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент в процессах управления экономическими системами»

ство» рассматривать в свете парадигмы маркетингового микса, то сильные стороны, свойственные маркетингу отношений, в такой его трактовке будет невозможно использовать.

В подходе через отношения в дилерских сетях становится особенно очевидно, что маркетинг вложен в общий прогресс менеджмента дилерских сетей. Концепция маркетинга отношений - есть признание сетевых и виртуальных организаций и подчеркивает долгосрочные интерактивные отношения, с одной стороны, между поставщиком и клиентом, и долгосрочной доходностью - с другой. Маркетинг отношений признает, что каждый участник трансакций

- частично занятый продавец и что и клиент, и продавец могут быть активными сторонами, рассматривая друг друга как равных партнеров в экономических отношениях.

Список литературы:

1. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2006.

2. Пустынникова Ю. Искусство управления каналами сбыта // Управление компанией. - 2003. - № 9. - С. 16.

3. Горчелс Л., Мариен Э., Уэст Ч. Управление каналами дистрибуции. - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2005.С. 156.

Герасимов Б.Н.

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Международного института рынка, г. Самара

УДК 65.01

МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Теория, методология и технологии управления экономическими системами являются равноправными разделами современной науки. Важное место в управлении современными организациями занимает менеджмент, который, в свою очередь, включает несколько элементов. Показана структура технологии управленческой задачи и место в ней элементов менеджмента. Современные теория, методология и технологии управления экономическими системами и российский менеджмент имеют вполне реальные перспективы для развития.

Ключевые слова: управление, системы, теория, методология, технологии, менеджмент, управленческая задача.

MANAGEMENT OF PROCESSES CONTROL OF ECONOMIC SYSTEMS

The theory, methodology and technology of management of economic systems are equal parts of a modern science. Management takes an important part in the control of modern organizations and it? In its turn, includes some elements. It is given the structure of technology of the administrative lask and the part in which the elements of management take place. The modern theory, methodology and technology of the control of economic systems and Russian management have got quite real prospects for the development.

Key words: control, system, structure, theory, methodology, technologies, management, administrative task.

Прошло 20 лет, как в нашу жизнь начало входить понятие «менеджмент». Сейчас выпускаются специалисты, есть кафедры и даже подразделения с таким же названием в организациях. Многие профессии называются со слова «менеджер». Однако место и роль менеджмента вызывает много споров. Связано это, как нам кажется, с содержанием и формами процессов управления и менед-

жмента, протекающих в организациях, а также их взаимоотношением между собой. Многие авторы произвольно трактуют понятие «менеджмент», что приводит к искажению содержания и отношения процессов управления и менеджмента [1, 6, 7, 9]. Пожалуй, только в работах [5, 8] показывается несколько иное место менеджмента в экономических системах.

В науке управления экономическими системами можно выделить три равноправных раздела: теория, методология и технологии [1].

Теория управления экономическими системами включает основные понятия, принципы и концепции управления, содержание и формы видов управленческой деятельности, состав и содержание факторов внешней и внутренней среды организаций, структуру и иерархию процессов и подсистем управления, состав и взаимодействие функций управления, состав и содержание показателей эффективности управленческой деятельности. Основное направление развития теории управления - это формулирование законов целесообразной человеческой деятельности по преобразованию интеллектуальных и материальных ресурсов в продукты для обеспечения высокого качества жизни человека.

В результате исследований, проведенных автором, были выделены элементы организации, основные объекты и процессы и другие структурные элементы экономических систем типа «организация». Структура системы управления включает подсистемы (процессы), функционально-управляющие блоки (подпроцессы), функциональные задачи управления (ФЗУ), функциональные процедуры управления (операции). По этому вопросу достигнуто некоторое согласие в научной литературе. Эти элементы могут быть выделены по разным признакам. Наиболее надежно это делается одновременно по функциональному и процессному признакам.

Функций управления, по мнению автора, девять: нормирование, прогнозирование, планирование, организация, учет, контроль, анализ, регулирование, координация [2]. Последовательное решение ФЗУ в рамках одного объекта (процесса) или каких-либо их частей собственно и представляет собой управленческую деятельность.

Методология управления экономическими системами занимается процессом использования знаний в практической деятельности, а также получением знаний на основе практической деятельности и перенесением их в теорию. В основе знания о методах управления лежат онтологические представления о мышлении и деятельности. Знание, используемое управленцем, имеет 3 составляющих: онтологическую, т. е. сущностные характеристики; идентифицирующую - специфические характеристики для данного объекта; ситуационную - характеристики, специфические для данного времени. Необходимость двух последних составляющих требует исследования идентификации объекта и анализа ситуации [10]. Первое может быть выполнено как заранее, так и непосредственно, а второе только в процессе самой управленческой деятельности. Поэтому составной частью методологии менеджмента

являются исследования, обеспечивающие получение временной и ситуационной (пространственной) составляющих процессов и объектов организации.

Современная методология управления должна оснащать мышление управленца средствами построения цепочек знаний, позволяющих получить необходимые понятия, синтезируя их из разных предметных областей, а затем используя для объяснения наблюдаемых и прогнозируемых феноменов и управления ими [4].

Методология группирует существующие методы по функциям управления, видам и типам управления в социальных и экономических средах, процессам и их частям и другим признакам.

Технология менеджмента - это совокупность каких-либо действий по решению ФЗУ, реализуемых в рамках управления процессами и их частями. Автором были выделены несколько групп технологий управления, в том числе функций управления, процессов и их частей, этапов разработки и принятия управленческих решений, видов управленческой деятельности [3].

Технологии управления могут выполняться на уровне этапов укрупненно, на уровне операций (совокупности процедур), и более подробно на уровне самих процедур. Автором также выполнена классификация технологий управления и показана их взаимная входимость.

В качестве единичных процедур технологий -«строительных кирпичей» - предлагаются логические, социальные, психологические и технические средства. Такое разделение позволит получить адекватные результаты в процессе управления.

Технологии управления - это наиболее близкий к существующей практике раздел управленческой науки. Очевидно, для того, чтобы успешно выполнить описание технологий для многократного использования, необходимо самому побыть не один год в шкуре управленца и иметь перед собой структуру управленческой деятельности. При этом надо стремиться представлять технологии управления понятно, последовательно и достаточно полно. Выполнение технологии управления в виде рисунка или таблицы позволяет однозначно понимать операции и (или) процедуры и их взаимодействие. Эффективность технологии управления на уровне ФЗУ связана с выбором метода реализации отдельных процедур, метода принятия управленческого решения и технологии менеджмента.

Менеджмент - это управление процессами и человеческими отношениями [10]. Менеджмент представляет собой формы взаимодействия индивида с окружающим миром, которые зависят от ряда факторов: системного, индивидуального и социального характера. В управлении процессом или какой-либо его частью менеджмент обязательно вкрапляется в технологию решения ФЗУ.

В управлении человеческими отношениями основным фактором является поведение сотрудников, групп и организации в целом. Собственно менеджмент и служит интеграции поведения и деятельности работников для эффективного решения всех видов ФЗУ, а также способствует консолидации коллектива для достижения целей и миссии организации.

Менеджмент включает по работе [2] следующие элементы: власть, лидерство, мотивацию, ком-

Следует заметить, что управленцы в своей деятельности редко используют только один элемент менеджмента. На практике при взаимодействии руководителя с подчиненным используется сразу несколько элементов менеджмента. Например, руководитель при проверке выполнения выданного ранее задания демонстрирует свое право его проверять (законная власть), обнажает какой-то стиль управления (например, демократический), выполняет конкретный вид коммуникаций (личная беседа), побуждает ускорить процесс окончания решения задачи (мотивация); проявляет конкретный тон и тембр голоса (деловая этика), приближает или отодвигает возникновение будущего конфликта.

Менеджмент, влияя на человеческие отношения, призван сделать поведение человека в организации предсказуемым и адекватным, что должно способствовать успешному решению управленче-

муникации, конфликты, социальную ответственность, стиль, деловую этику, групповую динамику, введение изменений. Менеджмент также можно условно разделить на три части: теорию, методологию и технологии. Таким образом, каждый элемент менеджмента имеет свои формы и содержание, методы выполнения и технологии реализации. Рассмотрение элементов менеджмента показало, что все они связаны с влиянием на людей или их группы в процессе деятельности (см. табл.).

ских задач, а значит, и достижению целей и миссии организации. Некоторые виды элементов менеджмента в организации достаточно четко формализованы. Например, формы и содержание материального поощрения сотрудников, правила делового этикета, структура деловых совещаний, программа преодоления сопротивления изменениям. Другие элементы имеют неформальные средства воздействия, например, некоторые виды власти, лидерство, стиль и т. д. Однако существуют прецеденты структурирования конструктивных конфликтов, нематериальной мотивации и даже средств профилактики сопротивления изменениям.

Для успешной реализации технологий решения управленческих задач необходимо использование методов выполнения процедур (ВП), методов принятия управленческих решений (ПУР), а также применение элементов менеджмента.

Элементы менеджмента, влияющие на поведение людей

Наименование Назначение элемента

Лидерство Влияние на сознание людей примером, поступками, обаянием

Мотивация Влияние на работников через совокупность необходимых им потребностей. Побуждение работников к усилиям для определенного поведения и деятельности

Конфликты Влияние через нахождение (создание) противоречий, регулирование напряженности в отношениях людей

Власть Влияние через демонстрацию возможности руководителей и возможных последствий той или иной деятельности и/или поведения

Коммуникации Влияние через содержание и адрес передачи информации (совещание, личная беседа, ритуалы и т. д.)

Социальная ответственно сть Влияние через принятие руководством организации на себя дополнительных обязательств в отношении условий жизни работников и окружающего населения

Групповая динамика Влияние через формальные группы. Влияние через неформальные отношения

Стиль Влияние через соотношение внимания к деятельности и поведению людей и результатам труда

Деловая этика Влияние на людей через нормы, стандарты и правила поведения

Совместная деятельность Влияние через коллективную ответственность работников за выполненную работу и адекватное поведение

Введение изменений Влияние за поворот сознания работников в сторону позитивного восприятия реформ и новаций

В качестве методов ВП могут использоваться математические (статистические, расчетные, сравнения, выборки и т. д.), социологические (опрос, тестирование, собеседование) и т. д. Для реализации управленческих задач могут использоваться несколько методов ВП. При этом методы могут давать различные результаты по точности, трудоемкости и другим параметрам. Однако желательно знать заранее весь их спектр, чтобы осознанно осуществить выбор для получения заданных результатов. Включение метода ВП может быть представлено с четким обоснованием выбора. Чем сложнее метод, тем больше времени на его использование и тем выше должна быть квалификация специалистов. Поэтому должен быть выбран конкретный ВП для технологий менеджмента, который соответствует уровню управленцев. В отдельных случаях могут быть выбраны сразу несколько методов с указанием конкретных условий их применения. Но такая информация может быть доступна только для управленцев организации. Результаты исследования могут быть представлены в описательном или табличном виде.

Методы ПУР могут быть единоличные, коллективные, экспертные и т. д. Они присутствуют прак-

тически при любом решении управленческих задач. Это связано с тем, что могут быть различные способы решения управленческих задач, как по методам, так и по качеству их реализации. Например, наименование метода ПУР и процедуры, в которых он используется, могут прилагаться к инструкции решения управленческой задачи. При этом должно быть подробное описание каждой процедуры технологии решения задачи. Необходимо также представление примеров, которые раскрывают сущность процедурной деятельности при решении управленческой задачи.

При решении управленческой задачи обязательно используются элементы менеджмента. Например, коммуникации, лидерство, мотивация и т. д. Вкрапление их в решение управленческой задачи позволяет продвигать деятельность от начала до конца. Кроме того выявляются специалисты, способные использовать соответствующие элементы менеджмента. Практически все элементы менеджмента также реализуются с помощью технологий, большинство из которых достаточно обстоятельно описаны в работе [2]. Модель решения управленческой задачи представлена на рисунке.

Заказ на решение управленческой задачи

Компетенция

управленцев

Квалификация

подчиненных

Свойства

индивидов

Технология решения управленческой задачи

Информационные ресурсы

Методы выполнения процедур

Методы принятия управленческих решений

Элементы менеджмента

Состав процедур

Средства реализации логические социальные психологические технические

I

Поведение

работников

Деятельность

работников

1 Г

Результаты

Принятие решений по изменению заказа на решение управленческой задачи

Этапы процесса развития дилерских сетей

Затруднения специалистов, использующих эле- ленческой деятельности, когда нужна адекватная менты менеджмента при решении управленческой реакция в результате сочетания различных ситуа-задачи, как правило, связаны с реализацией управ- ционных факторов [2].

Например, решение типовой управленческой задачи требует такой организации деятельности, при которой подчиненные получают навыки и умения преодоления противоречий, барьеров, тупиков, создаваемых новой формой формулирования и представления проблем, в рамках которой необходимо решить комплекс управленческих задач. Важно, чтобы подчиненные были носителями тех проблем, которые им необходимо разрешить в процессе решения управленческих задач. При этом очень важно, чтобы управленческая деятельность затрагивала процессы мышления и деятельности специалистов. Очевидно, что это непростой итерационный процесс, в котором занято много специалистов.

Общепризнано, что национальный менталитет -важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру национальной модели управления. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая взаимосвязь [1, 2, 8]. Проявление биопсихо-логической программы поведения людей сказывается на различных сферах человеческой деятельности: в быту, общении, на производстве. Значительное влияние она оказывает на управление. Так, анализируя формы и методы управления в разных странах, нельзя не учитывать немецкую пунктуальность, английский консерватизм, американский прагматизм, японский патернализм, российскую расхлябанность.

Без понимания взаимного отношения элементов менеджмента при их одновременном использовании нельзя определить эффективность каждого из элементов, а тем более того или иного их сочетания. Однако в настоящее время научные исследования проводятся, в основном, по одному какому-то элементу менеджмента (мотивации, лидерству и т. д.) без изучения участия других элементов, без оценки их влияния и выделения доминант.

Все это происходит в рамках российского менталитета с учетом культуры, принятой в организации. Полиэлементное содержание менеджмента в отношениях «руководитель - подчиненный» после окончания диалога позволяет не только представить дальнейшие шаги каждого, но осмыслить перспективы их взаимоотношений в ближайшем будущем. Таким образом, можно будет усиливать тот или иной элемент для создания гармонической системы менеджмента.

Когда сообщается информация о смене менеджмента какой-либо компании, то имеется в виду не только смена состава совета директоров, топ-менеджеров. Основные элементы организации, такие как ресурсы, технологии, структура, задачи, процессы, как правило, не меняются. Чаще всего подвергается пересмотру цель, миссия, культура организации, но, чаще всего, меняется менеджмент. При этом подбирается такое сочетание содержания элементов менеджмента, при котором существенно меняется влияние на человеческие отношения, что должно сказаться на эффективности деятельности компании. Причем так, чтобы это про-

низывало все уровни ее иерархии. Смысл такой смены: коренное изменение отношения работников к своей деятельности и результатам труда. Особенно это проявляется при смене руководства спортивных команд, когда требуется быстрое достижение результатов.

А пока отсутствие рекомендаций в литературе по использованию элементов менеджмента для создания эффективных моделей поведения управленцев заменяют опыты и интуиция компетентных управленцев. Возможно, некоторые технологии настолько индивидуальны, что их сложно воспроизвести другому управленцу.

Но очевидно и то, что у того или иного управленца должно присутствовать определенное сочетание внутренних личностных свойств, позволяющих выйти на высокий уровень профессионализма в сфере управленческой деятельности. Таких, какие были у выдающихся политиков, театральных режиссеров и спортивных тренеров, не оставивших учеников. Поэтому отсутствуют и соответствующие технологии обучения специалистов выбору эффективных коммуникаций с указанием состава и «силы» тех или иных элементов менеджмента в процессах продуктивной и репродуктивной деятельности.

Автор убежден, что именно во вкраплении тех или иных элементов менеджмента в процесс управленческой деятельности и проявляются особенности национального менталитета. Наполнение технологий элементов менеджмента, описанных в работе [1], фрагментами других элементов позволит повысить эффективность процесса управления и заявить эти образцы поведения управленцев в современной российской модели для дальнейшего использования.

Таким образом, поведение работников в организации - это сложный, многофункциональный и взаимосвязанный процесс, который влияет на деятельность организации и ее имидж во внешней среде. Практически все элементы менеджмента реализуются с помощью некоторого спектра технологий, часть из которых достаточно обстоятельно описана в работе [3].

Основные тенденции развития науки управления экономическими системами можно представить в виде следующих направлений:

- использование системного, процессного, функционального, а при необходимости ситуационного подходов в управленческой деятельности;

- проблематизация рыночных условий и управленческой деятельности организации;

- формирование важнейших постулатов организационной культуры, которые повлияют на результативность работников;

- интеграция элементов поведенческого менеджмента для формирования и развития активной профессиональной позиции работников;

- генерация, выращивание и введение инновационных идей для повышения качества и эффективности элементов организации;

- формирование системы экономической безопасности организации.

Предстоит большая работа по созданию стройных постулатов по экономическим системам:

в области теории - введение только объективно необходимых понятий, принципов и законов управления в экономической сфере, выделение и описание областей применения единиц управленческой деятельности;

в области методологии - осмысление форм и содержания основных видов профессиональной управленческой деятельности, описание основных методов и средств управления в эффективных организациях;

в области технологии - описание опыта успешной управленческой деятельности в виде взаимосвязанных операций, которая позволяет эффективно решать управленческие задачи и разрешать проблемы организаций.

В области российского менеджмента необходима разработка методов раздельного и совместного влияния на людей различных элементов воздействия в рамках управленческой деятельности, исследование результатов их применения и описание технологий с использованием различных методов, разработка средств поддержания и развития отдельных факторов российской ментальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно констатировать, что если элементы и процессы управления экономическими системами типа «организация» являются достаточно устойчивыми и предсказуемыми, то элементы менеджмента имеют достаточно широкую трактовку вообще, а в рамках национального менталитета, в частности.

Список литературы:

1. Виханский ОС, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учеб. - М.: Гардари-ки, 2007. - 416 с.

2. Богатырев В.Д., Герасимов Б.Н. Основы теории управления экономическими системами: учеб. пособие. - Самара: СГАУ, 2008. - 260 с.

3. Герасимов Б.Н. Технологии управления: монография. - Самара: СИБиУ, 2010. - 472 с.

4. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: Методология менеджмента: учеб. пособие. - Самара: СМИУ, 2008. - 172 с.

5. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии: пер. с англ.

- СПб.: Питер, 2004. - 368 с.

6. Коротков Э.М. Концепции менеджмента. - М.: ДеКа, 2004. - 896 с.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учеб.: пер. с англ. - М.: Дело, 2007. - 701 с.

8. Пудич ВС. Системные компоненты менеджмента: монография. - Чебоксары: ИД «Пегас», 2009. - т. 1 -560 с. т. 2. - 502 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учеб.-практ. пособие. - М.: Интел-Синтез, 1996. - 248 с.

10. Цлаф В.М. Методология современного менеджмента: метод. пособие. - Самара, 2004. - 124 с.

Горлов В.В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента и налогового консалтинга Российского университета кооперации, г. Липецк

УДК 657.633.5

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматриваются элементы внутреннего контроля предприятия, система контроля, действия руководства организации по установлению и поддержанию этой системы.

Ключевые слова: система контроля, контрольная среда экономического субъекта, модель COSO.

SYSTEM OF INTERNAL CONTROL OF THE ENTERPRISE

The author in article considers elements of internal control of the enterprise, the monitoring system, actions of the management of the organization on establishment and maintenance of this system.

Key words: monitoring system, control circle of the economic subject, COSO model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.