Научная статья на тему 'Современная система развития одаренных и талантливых детей в Англии'

Современная система развития одаренных и талантливых детей в Англии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN / ТАЛАНТ / TALENT / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPTION / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадзигон В. Н.

Автор в статье раскрывает современные тенденции развития образования одаренных и талантливых детей в Англии, с помощью которых повышается качество обучения через внедрение в практику инновационных технологий. При этом учитываться индивидуальные факторы развития каждого ребенка. Все это подкреплено нормативными актами страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern system of development for gifted and talanted children in England

The author in the article reveals the modern trends in the education of gifted and talented children in England, which improve the quality of learning through particular application of innovate technologies. Individual factors of each child’s development are taken into account. All information is backed up by state regulatory enactments.

Текст научной работы на тему «Современная система развития одаренных и талантливых детей в Англии»

Педагогические науки

УДК 37.091.212/3:015

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В АНГЛИИ

В.Н. Мадзигон, Институт одаренного ребенка Национальной академии педагогических наук Украины (Киев, Украина), e-mail: [email protected]

Аннотация. Автор в статье раскрывает современные тенденции развития образования одаренных и талантливых детей в Англии, с помощью которых повышается качество обучения через внедрение в практику инновационных технологий. При этом учитываться индивидуальные факторы развития каждого ребенка. Все это подкреплено нормативными актами страны.

Ключевые слова: развитие одаренных детей, талант, концепция, индивидуальный подход.

MODERN SYSTEM OF DEVELOPMENT FOR GIFTED AND TALANTED CHILDREN IN ENGLAND

V.M. Madzigon, National Academy of Educational Sciences of Ukraine (Kyiv,

Ukraine).

Abstract. The author in the article reveals the modern trends in the education of gifted and talented children in England, which improve the quality of learning through particular application of innovate technologies. Individual factors of each child's development are taken into account. All information is backed up by state regulatory enactments.

Keywords: development of gifted children, talent, conception, individual approach.

Современный этап образовательных реформ Англии направлен на обучение и воспитание интеллектуальной и высококультурной личности, от потенциала которой зависит социально-политические, экологические и культурные факторы развития личности и государства в целом. Поэтому проблема идентификации, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей признана в английском обществе самой главной.

За несколько последних десятилетий в Англии тенденции усовершенствования и реформирования содержания образования в целом и одаренных детей в том числе, претерпели существенные изменения. В стране накоплен большой опыт по выявлению, обучению и воспитанию одаренных и талантливых детей. С этой целью:

• созданы инновационные научные программы и учебники;

• разработаны методики диагностики и тестирования;

• осуществлена подготовка и увеличение квалификаций преподавателей.

В Англии на государственном уровне создана программа образования одаренных и талантливых детей, разработаны стандарты качества образования, информационные сети, поощрительные проекты и организации содействия развитию этой проблемы [1].

Современная система образования одаренных и талантливых детей Англии - это инновационный подход к образованию, что предусматривает и внедряет способы решения традиционных проблем, которые относятся к удовлетворению потребностей всех категорий одаренных и талантливых учеников.

Английская система для одаренных и талантливых детей есть подсистемой общенациональной политики в образовании, которая предусматривает осведомление и равноправие, социальное равенство, а также ученическую самооценку школьного плана и профессиональный рост преподавателей.

Новый подход к образованию отличается тем, что он предусматривает (с учетом разных факторов, среди которых потребность конкурентоспособных специалистов, глобальность и мобильность экономических процессов) создание эффективных предпосылок для внесения эволюционных изменений в научный процесс, который отображается в образовании для одаренных детей.

Изменения, которые происходят в общенациональной программе образования закономерно влияют на обучение и воспитание одаренных детей.

В образовательных изменениях есть два главных фактора, которые существенно влияют на образование одаренных. Во-первых, образование стало неотъемлемой частью государственной политики, которая должна удовлетворить потребности общества с помощью качественных общественных услуг, потому что образовательное благополучие ребенка не воспринимается отдельно от физического, культурного или духовного его развития. Убедительным и неопровержимым доказательством этого является то, что учебные способности ребенка зависят от бытовых условий, обеспечения местом проживания, а также состояния здоровья. Статистические данные показывают, что в Англии существует и продолжает расти разрыв между детьми из обеспеченных и бедных семей. Во-вторых, в новом образовательном процессе на первый план выходит индивидуальный подход к формированию личности. Таким образом, образование сначала должно отреагировать на образовательные нужды каждой личности и особенно тех, кто принадлежит к категории талантливых и одаренных [2].

Английская образовательная модель характеризируется наличием ее политической и образовательной составляющих. На политическом уровне образовательная система для талантливых и одаренных детей имеет богатую историю.

Английская модель дает возможные способы избегания нестабильности, решая продуктивные идеи развития и поддержки талантливых и одаренных детей не только через образовательно-политические, но и через социально-экономические стандарты. С помощью такого позитивного подхода одаренные личности имеют практическую возможность успешно реализовываться в мире науки, бизнеса и культуры. Такой подход существенно поднимает статус образования талантливых и одаренных детей.

Основная концепция образования для талантливых и одаренных детей Англии заключается в объединении двух составляющих, которые дополняют одна другую: 1) идентификации; 2) образовательного обеспечения. В образовательной модели важное место занимает политическая

составляющая процесса обучения и воспитания одаренных личностей. В концепции построения образовательной модели учитываются преимущества каждой ее составляющей, а также предусматриваются возможные альтернативы, так как известны ограничения каждой [3].

В образовании Англии наиболее традиционным подходом к развитию талантливых и одаренных детей является отбор тех, кто считается наилучшим и внедрение для них дополнительных образовательных возможностей за пределами основного учебно-воспитательного процесса. Такой подход способствует созданию и использованию качественных дидактических материалов для одаренных детей независимо от общих образовательных программ. Преимущества такого дидактического подхода связаны с однородностью интеллекта отобранных учащихся. В такой среде талантливые и одаренные дети чувствуют себя свободно и открыто, что позволяет им формировать самооценку и исключают риск неуважительного обращения к сверстникам.

Другие традиционные подходы к организации образовательной деятельности талантливых и одаренных детей обычно внедряются в классах любой школы и реализовываются с помощью дифференциации. Решающая роль в этом процессе отводится учителю и его профессиональному мастерству (профессиональный навыкам).

В педагогической основе этого процесса заложено обоснование и разработка образовательного плана, который даст возможность учащимся приобретать высокий уровень общеобразовательной подготовки. Цель этого подхода - развитие таланта большинства детей, а не отдельных личностей. Такой подход решает проблему социальной изолированности одаренных детей. Однако его недостатком критики считают искусственность создания равных условий учителем, которому часто не хватает профессионального мастерства [4].

Модель образования для талантливых и одаренных детей Англии рассматривает структуру образования, в которой объединены внутри-школьное и внешкольное образование. Модель базируется на максимально гибкой и вариативно-правовой основе, что, в свою очередь, дает ученикам возможность максимально и продуктивно использовать образовательные возможности в пределах школы и вне ее.

Преимущества общесистемного принципа образования и воспитания талантливых и одаренных детей заключаются в возможности:

• создания общества талантливых и одаренных учеников на государственном уровне;

• обеспечения образованием талантливых и одаренных детей в рамках общеобразовательной политики, что способствует большей профильности и исключает ее сокращение;

• сочетания внутришкольных и внешкольных программ, которые будут эффективно повышать уровень знаний, а не компенсировать обучающие программы;

• жизни и воспитания в коллективе однолеток на уровне с другими, не стыдится собственной одаренности;

• обеспечения социальной равности в процессе обучения;

• совместного обучения детей со средним уровнем интеллектуального развития и высокими когнитивными показателями;

• объединения традиционного подхода, который основывается на обучающих программах и подходе, в основе классно-урочного обеспечения, которое учитывает их преимущества [5]. Образовательная модель для талантливых и одаренных детей

Англии состоит из: классного обеспечения образовательных нужд талантливых и одаренных детей; внешкольного обеспечения на местном уровне; обеспечение на областном и государственном уровнях.

Базовым элементом в образовательной модели для талантливых и одаренных детей Англии является школьная группа 5-11 лет. В этом случае учителя обязаны планировать образовательный процесс таким образом, что б удовлетворять потребности всех учеников без исключения, учитывая дифференцированный подход.

Школы самостоятельно определяют талантливых и одаренных детей и предлагают им спектр дополнительных возможностей, гибких методов образовательной деятельности. В оплачиваемых школах ученикам предоставляется возможность досрочной сдачи экзаменов (экстерном) и, таким образом, досрочного перевода в следующий класс. Также у детей есть возможность работать в группах по интересам и соответственно их потребностям.

Учебно-воспитательная деятельность талантливых и одаренных детей делиться на группы в рамках класса и основывается на индивидуальном подходе. На уровне с другими образовательными заведениями и общественными организациями школа традиционно остается основным источником знаний для таких учеников.

В английской системе образования школа занимает центральное место, где образовательно-воспитательный процесс мотивирует для развития каждого ученика. Поэтому, талантливых и одаренных учеников ориентируют максимально использовать образовательные возможности. При этом награждается старательность, интеллектуальный поиск и творческое мышление.

В зависимости от успеваемости учащихся, которые опережают стандартные требования в процессе обучения, корректируются учебные планы. Такая учебная модель требует от школы и учителей осознания того, что учащиеся должны четко понимать, что от них требуют и чего они должны достичь. Другими словами, школа должна мотивировать учащихся ориентироваться на конечный результат и определенные квалификационные уровни.

На основании такого подхода учащиеся начинают идентифицировать себя талантливыми и одаренными в соответствии с высокими требованиями школьного учебного плана, демонстрируя собственный потенциал, достигая поставленной цели.

Таким образом, понимание собственной сути помогает талантливым и одаренным детям видеть сильные и слабые стороны.

Английская образовательная модель для талантливых и одаренных детей определяет роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Такой подход реализуется через взаимосвязь между учителем и учащимися в классе, что требует учительского мастерства и обязывает его к ответственности. Потребность развития талантливых и одаренных детей мотивирует учителей выходить за переделы полученных профессиональных знаний, умений и навыков, что со временем будет вознаграждено высокими показателями их учащихся. Педагогическая деятельность учителя с талантливыми и одаренными детьми является практической и научно-исследовательской [6].

Образовательная модель для талантливых и одаренных детей Англии не возлагает ответственность за результаты учебного и воспитательного процессов только на учителя. Талантливые и одаренные учащиеся имеют возможность развиваться вне школы, с помощью внешкольных программ, которые уменьшают «давление» на учителя.

Анализ многоступенчатой структуры начальной и средней ступеней английской школы дает возможность постепенно идентифицировать талантливых и одаренных детей, группировать их соответственно с положениями «Национальной программы талантливых и одаренных учащихся», развивать их способности, обеспечивать на каждом образовательном этапе равными возможностями и ресурсами независимо от социального статуса, этнических и половых признаков, а также места проживания.

Процесс становления и развития образования талантливых и одаренных детей Англии был достаточно продолжительным. Он основывается на положительном опыте ведущих ученых-педагогов, исследователей и ученых-практиков.

В Англии развернулся масштабный процесс, связанный с разработкой конкретных стандартов качества, которые предусматривают эффективные меры для талантливых и одаренных учащихся и студентов на институциональном (школьном), классном или педагогическом (на основании практического опыта) и местном уровнях (что касается поддержки школ местными органами власти).

Закономерно, что базовый стандарт имеет общее «ядро» и элементы для начинающих, средних и высших учебных заведений, а классический стандарт имеет соответствующее общее педагогическое образование с разных предметных отраслей. По структуре стандарты имеют три уровня:

• первый - фундаментальный, доступный для усвоения всеми заведениями и учителями;

• второй - уровень совершенствования, который предусматривает логику постепенного развития;

• третий - отменный уровень, который определяет степень передовой педагогической практики [7].

Согласно с требованиями Национальной программы, принципы персонализации являются актуальными в современной образовательной системе, которую адаптируют к индивидуальным потребностям личности, давая возможность каждому человеку достичь максимально возможного уровня.

Тем не менее, в этом случае стараются избежать крайностей индивидуального обучения, обращая внимание на важность общего обучения в школе на основе сотрудничества, роботы в группах, а также дифференциации деятельности класса.

Система обучения талантливых и одаренных детей Англии реализуется через:

а) стандарты качества;

б) положения «Национальной программы образования талантливых и одаренных учащихся»;

в) организацию информационной сети;

г) проекты.

Таким образом, благодаря такому подходу определено стратегическое направление дальнейшего развития национальной системы образования и воспитания талантливых и одаренных детей Англии, которое заключаются в балансе между «совершенством» и «объективностью» в образовательном процессе, индивидуальном подходе, гибкой идентификации учащихся и обязательной их регистрацией.

Литература / References:

1. Hopkinson D. The education of Gifted Children. - London: The Woburn press, 1978.

2. Freeman J. Education of the Very Able: Current International Research. London: The Stationary Office, 1998.

3. Barns S. Meeting needs of your most able pupils: History. Abing-don: Routledge, 2007.

4. Balchin T. Identifying gifted and talanted students through creative behavour // The Journal of the National Assosiation for Gifted Children. 2007. №11(1). pp. 5-17.

5. National Academy for Gifted and Talanted Youth, 2005. URL: http://www.warwik.ac.uk/gifted.

6. Renzulli J., Reis S. The schoolwide model: a how to guide for education exxelence. Mansfield Center, CT: Creative Learning Process, Inc., 1997.

7. Wallace B. Teaching the very able child: developing a policy and

adopting strategies for provision. London: David Fulton Publisher Ltd, 2000.

— • —

Сведения об авторе

Василий Николаевич Мадзигон, действительный член Национальной академии педагогических наук Украины, доктор педагогических наук, профессор, советник директора Институт одаренного ребенка Национальной академии педагогических наук Украины (Киев, Украина).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.