УДК 159.928 ББК 88.8 Б-90
Будылкина Нина Васильевна, начальник отдела общего образования Министерства образования Московской области, e-mail.:[email protected].
МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
И ФАКТОРЫ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
(рецензирована)
В статье описывается модель обучения, развития и поддержки одаренных школьников в условиях муниципальной образовательной системы, которая представляет собой ресурсный центр. Раскрываются структурные компоненты модели и исследуются факторы, обеспечивающие эффективность ее реализации.
Ключевые слова: муниципальная модель, одаренные дети, дистанционная поддержка, ресурсный центр.
Budylkina Nina Vasiljevna, head of the Department of General Education, Ministry of Education of Moscow Region, e-mail.: [email protected].
MUNICIPAL MODEL OF PEDAGOGICAL WORK WITH TALENTED CHILDREN AND FACTORS
OF ITS EFFECTIVENESS
The article describes the model of learning, development and support of gifted students in municipal education system, which is a resource center. The structural components of the model have been revealed and factors that ensure the effectiveness of its implementation have been investigated.
Key words: municipal model, gifted children, remote support and resource center.
Одной из сущностных характеристик современной модели образования является предоставление обучаемым возможностей развиваться в максимальном диапазоне их психологических, интеллектуальных и творческих ресурсов, что актуализирует деятельность образовательных структур по обучению, развитию и поддержке одаренных детей и подростков. Поддержка талантливой молодежи является одним из ключевых направлений в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» [1] и образовательной инициативы «Новая школа» [2].
Ориентация современного образования на подготовку высококвалифицированных кадров для инновационной экономики ставит перед образованием задачу всемерного развития одаренных учащихся. Для эффективной работы с одаренными школьниками должны быть обеспечены специальные организационно-педагогические и технические условия, подготовлены педагогические кадры и внедрены технологии диагностики и обучения одаренных детей, создана информационно-образовательная среда.
Особенности обучения одаренных детей базируются на следующих концептуальных положениях:
1. Развитие одаренных детей не может быть эффективным в рамках традиционного обучения и требует индивидуальной траектории обучения и развития, которая включает в себя оказание психо-лого-педагогической помощи ребенку в формировании и реализации его творческого потенциала и создание условий для его социализации как субъекта информационного общества.
2. Содержание образования должно быть направлено на самореализацию личности ребенка, на получение образования, соответствующего его интересам, склонностям и способностям.
3. Организация педагогической деятельности должна иметь инновационный характер, который содействует получению новых продуктов и результатов в сфере образования.
Работу с одаренными детьми следует рассматривать как одно из направлений социального развития муниципального образования, направленного на воспроизведение и формирование его интеллектуального потенциала.
Ключевыми направлениями деятельности муниципальных образовательных структур по обучению, развитию и поддержке одаренных школьников являются:
- разработка научно-методического обеспечения;
- создание разветвленной сети дополнительного образования;
- психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания одаренных школьников;
- повышение квалификации педагогических кадров;
- мониторинг эффективности работы с одаренными детьми.
Научно-методическое обеспечение предполагает разработку и внедрение современных педагогических технологий в систему работы с одаренными детьми, организацию исследовательской деятельности школьников, проведение различных интеллектуальных и творческих состязаний и др. Психологический акцент в работе с одаренными детьми делается на диагностике и развитии общего интеллекта и специальных способностей обучаемых, воспитании у них целеустремленности, работоспособности, самостоятельности, гибкости мышления, обучение стратегии успеха.
В условиях стремительного развития современных телекоммуникационных средств появились широкие возможности для дистанционного сопровождения работы с интеллектуально одаренными школьниками, что инициирует разработку организационно- и научно-методические аспектов этой деятельности на уровне региона.
Дистанционная модель обучения одаренных школьников в условиях региона определена как совокупность трех составляющих педагогической, методической, организационной, которые реализуются через единство содержания, форм и методов обучения, средств мониторинга и диагностики, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Для организации дистанционного сопровождения одаренных школьников на уровне муниципальной образовательной системы необходимо создание муниципального ресурсного центра, в функции которого входит:
- взаимодействие со структурами, занимающимися организацией работы с одаренными детьми;
- разработка образовательных программ для одаренных школьников;
- дистанционное сопровождение процесса обучения одаренных детей в период между профильными лагерями;
- проведение обучающих семинаров для педагогов и специалистов органов управления образованием и др. (рис. 1).
Рис. 1. Муниципальный ресурсный центр для организации дистанционного обучения одаренных школьников
Информационно-методический отдел осуществляет разработку образовательных программ для одаренных учащихся; проводит разнообразные интеллектуальные состязания (конкурсы, олимпиады, профильные лагеря), привлекая к работе с одаренными школьниками ведущих учителей и ученых, формирует банк данных одаренных детей, педагогов и образовательных учреждений.
Психолого-педагогическая служба определяет механизм выявления и отбора одаренных школьников, осуществляет подбор диагностического инструментария; обеспечивает психологопедагогическое сопровождение деятельности по развитию одаренности, включая коррекционные мероприятия с одаренными детьми и консультационную помощь педагогам и родителям.
Наиболее эффективной формой сотрудничества педагога и одаренного школьника в предлагаемой модели выступает сочетание тьюторства и менторства.
Тьютор - учитель, сопровождающий исследовательскую деятельность учащегося, а ментор -научный консультант. В качестве тьютора может выступать школьный учитель математики, а в качестве метора - ученый, преподаватель вуза.
Учитель-тьютор помогает одаренном школьнику решить ряд задач.
Во-первых, выбрать наиболее приемлемый для него путь освоения предложенного курса: последовательность изучения материала, обязательные и вариативные блоки теоретического и практического материала для изучения.
Во-вторых, определить степень самостоятельности ученика и характер помощи, которую должны ему необходимо оказать, предложить, обязательные и вариативные домашние задания, которые в наибольшей степени соответствуют его интересам и выбранному им профилю.
В-третьих, определить оптимальный для него темп освоения содержания, то есть составить график его индивидуального обучения.
Менторство в работе с одаренными детьми может осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными одаренными учениками для того чтобы расширить и углубить их знания в определенной предметной области, или же обеспечить им индивидуальную консультативную помощь.
Использование двухуровневой системы тьюторство-менторство дает не только углубленную подготовку по предмету и навыки исследовательской деятельности. Оно способствует формированию положительной Я-концепции одаренного учащегося и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Одаренные школьники приобретают способности учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны.
Основными формами учебного процесса в рамках предлагаемой модели являются:
- очная - профильные лагеря, которые проводятся в каникулярный период;
- заочная - дистанционное обучение.
Работа с одаренными учащимися начинается с профильного лагеря, отбор в который проводится на основе результатов диагностики учащихся и оценки продуктов их деятельности.
Первичный отбор одаренных учащихся проходит в школе, показателями для него служат результаты обучения по предметам, участие в различных интеллектуальных состязаниях и конкурсах. для организации отбора привлекаются учителя-предметники, классные руководители, психологи, родители и сами школьники. диагностика учащихся осуществляется с использованием стандартизированных тестов, анкет и опросников.
Сведения о потенциально одаренных учащихся и результаты их диагностики поступают в муниципальный ресурсный центр по работе с одаренными детьми, где заносятся в портфолио. Его структура включает в себя описание личностных особенностей школьника, продуктов его деятельности, характеристику его интеллектуальных способностей и познавательной активности.
На базе портфолио ученик может формировать свой дневник достижений, отражающий только те материалы, которые отбираются им самим и которые способствуют формированию его положительной самооценки.
Учащиеся, показавшие лучшие результаты, приглашаются в профильный лагерь. Программа профильного лагеря включает в себя комплекс образовательных и досуговых мероприятий, а также меры психолого-педагогической поддержки, направленные на преодоление дисинхронии, эмоциональных, личностных барьеров, затрудняющих развитие одаренных детей. Консультации и групповые занятия, проводимые психологами в профильном лагере, способствуют сохранению и повышению уровня познавательной мотивации, инициативности, креативности одаренных школьников.
Дистанционное обучение одаренных школьников может поддерживаться специальным сайтом («Малая Академия наук»), на котором систематически размещаются учебно -методические и информационные материалы для учащихся и учителей, и консультационные материалы для родителей. Сайт доступен для любого пользователя сети Интернет. Однако для учащихся, которые вошли в банк данных по результатам отбора и были зарегистрированы, организуется интерактивное взаимодействие с тьюторами (учителями-предметниками, обеспечивающими организационное и консультационное сопровождение работы с одаренными детьми).
Дистанционная поддержка обучения позволяет значительно расширить охват учащихся, создать дополнительные и расширить имеющиеся условия для их развития в предметной области, а также привлечь к этой работе ведущих педагогов.
Деятельность образовательных структур по обучению, развитию и поддержке одаренных школьников должна отражаться в средствах массовой информации для популяризации достигнутых успехов и привлечения внимания различных участников образовательного процесса: самих школьников, педагогов, родителей и других заинтересованных сторон.
Рассмотрим факторы эффективности деятельности муниципальной образовательной системы по обучению, развитию и поддержке одаренных школьников. Одним из них выступает долговременность, под которой понимается наличие стабильной, эффективной работы (высокие показатели) с одаренными детьми в течение длительного промежутка времени.
При анализе эффективности муниципальной политики необходимо оценивать системность работы с одаренными детьми в муниципальном образовании. Под системностью в данном случае понимается способ организации деятельности, который характеризуется наличием множества элементов воздействия, их взаимодействием, взаимозависимостью, направленностью на достижение общего, единого результата.
Еще одним важным фактором при оценке результатов работы с одаренными детьми на муниципальном уровне является организация системы дополнительного образования. При этом анализируется как система школьного дополнительного образования, так и внешкольного. Здесь рассматриваются формы организации деятельности по обучению и развитию одаренных детей, привлекаемые к работе с ними учреждения.
Следующий фактор - инновационность в работе с одаренными детьми в муниципальном образовании. Под инновационностью в данном случае понимается применение принципиально новых подходов к организации процесса работы с одаренными детьми, следствием которого является повышение эффективности.
Еще одним важным фактором эффективности является социальная ориентированность муниципальной политики (меры, направленные на достижение общественных интересов, удовлетворение социальных потребностей, поддержка и учет интересов детей и педагогов) по работе с одаренными детьми.
К числу существенных факторов мы также относим многовекторность работы с одаренными детьми, под которой понимается разнонаправленность муниципальной политики по работе с одаренными детьми, которая противопоставлена политики узкого характера работы по одному направлению.
Немаловажным в оценке эффективности работы с одаренными детьми следует рассматривать преемственность, которая определяется использованием уже имеющего опыта в данной работе, так и использованием инновационного опыта других муниципальных образования, регионов и т.д.
Самые высокие показатели при оценке эффективности является наличие всех этих факторов, высокий уровень их развития, их продуктивное взаимодействие. Все эти факторы формируют систему. Если в системе хорошо налажены механизмы взаимодействия между факторами, то в таких муниципальных образованиях отмечены самые высокие показатели эффективности муниципальной политики по работе с одаренными детьми.
Литература:
1. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс ]. URL: http ://mon.gov.ru/pro/pnpo/
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. URL: http: //www.educom. ru/ ru/ nasha_novaya_shkola/school.php.