ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Н.И. Малева
Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Йошкар-Олы ул. Петрова, 15, Йошкар-Ола, Россия, 424033
В статье представлены рекомендации использования ИКТ и описаны психологические механизмы, которые можно использовать в работе с одаренными детьми.
Ключевые слова: одаренный ребенок, tabula rasa, психологические механизмы саморазвития личности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Английский философ Джон Локк писал, что родившийся человек — это чистая доска (tabula rasa), на которой воспитание может написать любые тексты [1. С. 189].
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеет собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Немецкий психолог Вильям Штерн считает, что умственно одарен только тот, кто в состоянии легко приспособиться к новым требованиям при различных условиях и в различных областях [2; 7].
Использование ИКТ помогает учащимся получить ответы на те вопросы, которые их волнуют, заставляют задумываться над теми явлениями, суть которых им не совсем понятна, но интересна. В процессе размышления над проблемой возникают споры, а в споре, как известно, рождается истина. Опираясь на идеи А. Мас-лоу, Н.А. Бернштейна и других известных ученых, психолог В.С. Юркевич, выступая перед студентами в публичной лекции «Проблемы современной психологии», обосновывает выбор способов работы с одаренными детьми. В.С. Юркевич выделяет группу разработанных специальных методов, которые опираются на главную
потребность одаренного подростка в самоактуализации и работают в той мере, в какой они встроены в его «доминантный жизненный проект», т.е. принятую систему активных целей.
В.С. Юркевич выделяет три закона развития высоких способностей (одаренности):
— развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;
— для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);
— деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка), должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации) [3. С. 3].
Школа должна создать условия для развития способностей и индивидуально-личностных качеств учащихся в процессе осуществления деятельностного подхода и внедрения ФГОС; это создает условия для подготовки ученика к непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивает конкурентоспособность завтрашнего выпускника на рынке труда.
Цель совместной научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся школы — повышение ИКТ-компетентности, изучение достижений педагогической науки, ее апробация в инновационной деятельности, адаптация в социуме, использование ИКТ в творческом саморазвитии личности. Научно-исследовательская деятельность — это инструмент взаимодействия учителя и ученика. В традиционных обучающих программах развитие креативности и коммуникативных способностей не является приоритетным. Оно лишь позволяет приобретать необходимые знания, умения и навыки. При обучении одаренных учащихся необходимы принципиально новые подходы, компьютерные обучающие и развивающие программы, методы и формы работы с применением ИКТ.
Одно из направлений работы с одаренными детьми — кружковая работа по английскому языку с использованием возможностей ИКТ. Новые учебно-методические комплекты передовых российских и зарубежных авторов, конкурсы английской песни, театральных постановок, выполнение задания на лучшего переводчика онлайн — все это повышает мотивацию учащихся, активизирует их познавательную деятельность. Традиционные конкурсы английской песни помогают выявлять и развивать таланты ребят, их исполнительское мастерство, приобщать школьников к культуре и традициям англоязычных стран. Такая деятельность стимулирует учителей английского языка, музыкальных работников к активной творческой работе с учащимися [4].
Целью театральных конкурсов является усиление роли театрального творчества в эстетическом воспитании подрастающего поколения, творческая самореализация учащихся [5]. Использование в работе учителей обучающих программ и дисков, видеофильмов и роликов делает уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему живыми, интересными, эффективными.
В пятых классах, когда учащиеся уже имеют опыт работы в компьютерном классе, им предлагается просмотреть обучающий диск и выбрать понравившуюся сказку. Работая со сказкой, учащиеся сначала выполняют письменный перевод, за-
тем создают образы персонажей сказки. Знакомство с компьютерными программами Word, Excel Corel Draw дает большой простор фантазии учащихся в создании презентаций в Power Point. Подбор иллюстраций к действиям сказочных персонажей вызывает бурю эмоций, а озвучивание сказки выливается в создание ролевой игры, которая затем разыгрывается на сцене для младших школьников — учащихся групп продленного дня.
В процессе работы с учащимися формируется группа учеников, которая начинает соперничать друг с другом, стараться выполнить работу как можно лучше, чтобы заслужить похвалу учителя. Как говорит академик В.И. Андреев, формулируя психологические законы творческого саморазвития, необходимо искать себе такого Учителя — творческую личность! Творческое саморазвитие и становление человека как творческой личности возможно только через сотворчество с талантливой, творческой личностью [6. С. 90].
Перед педагогами школы стоят три основные задачи:
— разработать теоретическую, практико-ориентированную систему работы с одаренными детьми;
— провести диагностику и мониторинг раннего выявления одаренности учащихся в школе и создать электронный банк данных;
— использовать применение полученных данных в профориентационной работе классных руководителей с родителями, а также в ежедневной и кропотливой работе психолога.
Реализация поставленных целей и задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности школьников.
Учитывая возрастные особенности учащихся, а также содержание обучения и воспитания на каждой из трех ступеней образования школьников, выделяются задачи для каждой.
Задачи первой ступени образования школьников:
— определение и развитие творческого потенциала младших школьников;
— формирование устойчивого интереса к учебной деятельности;
— развитие интереса к исследовательской деятельности;
— формирование основ теоретического мышления;
— формирования элементов самостоятельной деятельности;
— развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности;
— формирование положительного отношения к себе, человеку;
— формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.
Задачи второй ступени образования:
— развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
— формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;
— овладение элементами исследовательской деятельности;
— формирование основ теоретического мышления;
— формирование основ самостоятельной деятельности;
— развитие воображения;
— формирование ценностного отношения к себе как личности, к личности человека;
— развитие ценностного отношения к миру, жизни, обществу.
Задачи третьей ступени образования:
— развитие интеллектуальной и творческой активности старшеклассников;
— формирование устойчивой мотивации к учебной и творческой деятельности;
— формирование потребности к самообразованию;
— овладение методами исследовательской деятельности;
— развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности;
— реализация способностей образного восприятия и воображения;
— реализация в поведении ценностного отношения к себе как личности и личности человека вообще;
— способность адекватного восприятия жизненных ситуаций и их решения.
Работа с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в трех
направлениях:
— учебные программы и учебный план школы составлены с учетом многопрофильного обучения на третьей ступени образования и реализует базовый (федеральный), региональный и школьный компоненты на всех ступенях образования;
— максимальное использование интеллектуальных, материально-технических возможностей школы для организации внеклассной и внешкольной творческой деятельности школьников: предметные кружки и кружки по интересам; спортивные секции; детское объединение «Детство»; факультативы; спецкурсы; элективные курсы; кружки компьютерного творчества; творческая группа; театральная студия; поисковая работа; подготовка олимпиадников; индивидуальные занятия;
— занятия в научном обществе учащихся (НОУ) «Lmgva». Общество существует с 2008 г. Это добровольное творческое формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности и опытнической деятельности под руководством ученых, педагогов и других специалистов. НОУ исполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний. Задачи НОУ: диагностика одаренности детей и подростков; раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней; воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
Реализация этих направлений работы предполагает:
— разработку содержания методов обучения с ориентацией на приобретении школьником достаточного опыта творческой деятельности, включающей элементы:
понимание, как способность постигать скрытый механизм явлений и их причинно-следственную связь, как предвидение хода развития этих явлений,
способность выявления и постановки проблемы при осмыслении и анализе фактов,
продуктивный перенос полученных знаний для решения исследовательских и конструкторских задач,
решение исследовательских и конструкторских задач на основе образной, знаковой, смысловой аналогий,
трансформация образов, символических выражений и идей, их интерпретация;
— усиление в учебной деятельности школьников роли методологии изучаемой науки и ее методов;
— использование технического моделирования и опытничества как базы для творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников;
— ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объемом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности;
— переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.
ЛИТЕРАТУРА
[1] ЛоккД. Мысли о воспитании. Т. 3. — М.: Мысль, 1985.
[2] Штерн В. Умственная одаренность. — СПб.: Союз, 1997.
[3] Юркевич В.С. Проблемы современной психологии: Юркевич В.С. Проблемы современной психологии Юркевич В. С. Проблемы современной психологии: Публичные лекции. — URL: http://childpsy. ru/media/129
[4] Малева Н.И. Английские песни в марийской столице // Марийская правда. — Йошкар-Ола. — 2012. — № 18. — С. 4.
[5] Малева Н.И. Школьники рассказывали сказки на английском // Марийская правда. — Йошкар-Ола. — 2012. — № 73. — С. 4.
[6] Андреев В.И. Конкурентология. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
USE OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN WORK WITH EXCEPTIONAL CHILDREN
N.I. Maleva
School of 1 city of Ioshkar Ola Petrov str., 15, Ioshkar Ola, Russia, 424033
The paper presents the use of ICT and recommendations on psychological mechanisms that can be used in working with gifted children.
Key words: exceptional child, tabula rasa, psychological mechanisms of self-development of the personality.