Научная статья на тему 'Современная российская молодежь: проблемы и суждения'

Современная российская молодежь: проблемы и суждения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
878
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Королев Анатолий Акимович

Дать социальный портрет (обобщенный) молодого поколения, представить его образ чрезвычайно сложное занятие. Тем более сделать это в условиях перестройки («катастройки», по словам А.А. Зиновьева). Кто вы? хочется задать вопрос. Камо грядеши (куда идете)? Какие у вас идеалы, если они есть? Что вы выбираете: делать деньги? карьеру? семью?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная российская молодежь: проблемы и суждения»

Анатолий КОРОЛЕВ

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ

Дать социальный портрет (обобщенный) молодого поколения, представить его образ

- чрезвычайно сложное занятие. Тем более сделать это в условиях перестройки («катастройки», по словам А.А. Зиновьева). Кто вы? - хочется задать вопрос. Камо грядеши (куда идете)? Какие у вас идеалы, если они есть? Что вы выбираете: делать деньги? карьеру? семью?

КОРОЛЕВ

Анатолий Акимович, д.и.н., заслуженный деятель науки РФ, профессор, заведующий кафедрой истории Московского гуманитарного университета.

В образе молодежи может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Можно понятие «молодое поколение» классифицировать как по вертикали (имея в виду ее социальную мобильность), так и по горизонтали, т.е. стратифицировать его по возрастным, гендерным, профессиональным, территориальным и другим признакам. Молодежь разнолика. Есть молодежь сельская и городская, студенческая, творческая, воинская и т.д. Каждая из этих категорий требует при ее изучении более конкретного, дифференцированного подхода.

В больших городах сформировалась эдакая интергруппа со своей субкультурой. Это подростки, которые слушают одну и ту же музыку, смотрят те же видео- и телепередачи, едят ту же пищу (чипсы, пицца, кока-кола), имеют тех же поп-идолов шоу-бизнеса, во всем подражают своим кумирам, которые говорят намоло-дежном слэнге. Словом, все как у их сверстников из Нью-Йорка, Лондона, Берлина и других городов и столиц Запада. Между прочим, среди деловой молодежи появились так называемые метро-сексуалы (термин вошел в лексикон в 2002 г.), которых отличает изысканный вкус в одежде, в поведении, в выборе парфюмерии. Они пришли на смену американским яппи (англ. Yuppie, Young Urban Professional — молодой городской профессионал), которые, в свою очередь, наследовали хиппизм как противоположное начало.

Примечателен факт: изменилась роль образования (среднего и высшего) в социальном лифтинге, вертикальной мобильности, т.е. в получении нового социального статуса, связанного с получением профессии и с восхождением по карьерной лестнице. Имущественная дифференциация закрепляет неравенство социальное в зависимости от получения качественного (некачественного), массового (элитного), отечественного (зарубежного) образования. Нарастает противопоставление образования провинциального и столичного. Что касается общего (школьного) образования, то оно зависит от того, является ли государственным или частным, находится в престижном (центральном) или периферийном регионе. Дети богатых, начиная с детского сада и школы, начинают отгораживаться высоким забором, охраной от своих сверстников. Затем следует учеба в высших учебных заведениях Запада — и отчуждение от «большой» и «малой» родины налицо, формируется (хотели или не хотели того) целый слой космополитов, для которых возвращение в Россию напоминает знакомство с чужой страной.

Конечно, можно нанять имиджмейкера и отлакировать образ любого индивида, можно воспользоваться услугами спин-доктора и пропиарить идеальный портрет, созданный политологами, социологами и психологами. Но вот обрисовать социальную

92

ВЛАСТЬ

1 0’2008

физиономию молодежи, столь разной и разнонаправленной по своим интересам, наклонностям и умонастроениям, — дело неподъемное. Правда, попытки сделать это имели место.

Вот и Владимир Коровкин, гендиректор рекламного агентства FCBi Moscow написал спорную, но очень интересную статью «Молодежь с цепи сорвалась». «С этим поколением, — подчеркивает он,

— в массе своей недолюбленных, недоученных, недовоспитанных и с детства приученных к агрессии подростков — мы и начинаем сталкиваться. Его влияние объективно подходит к пику...»1.

Констатируется как факт, что современная молодежь аполитична. Я помню, когда в начале 80-х беседовал с молодежными лидерами Европы, то они говорили, что 5% молодых людей участвует в политике. Мы с гордостью отмечали, у нас — 50—60%. Прошло время, отшумела вторая русская революция начала 90-х годов. В настоящее время обозначилась другая крайность: только 2—3% молодых россиян — участники общественно-политических акций2. Не может, мягко говоря, не удивлять ситуация, когда «энтузиазм» волонтеров проплачивается, молодежные лидеры получают, помимо денег, за «служение» мобильные телефоны и прочие льготы за счет заинтересованных организаций (партий, движений, государственных органов). Ангажированные молодежные организации, например «Наши», как видно из показов TV, облаченные в новенькие комбинезоны, с ведрами и метлами облагораживают территории, в то время как их сверстники выходят на немногочисленные демонстрации (нередко тоже проплаченные). Только эти действия, казалось бы благородные и полезные, выглядят нарочито и искусственно. Устраиваются показные аутодафе с сожжением книг матерщинника-писа-теля В. Сорокина.

Перестройка началась с введения в наш лексикон понятия «четвертая власть». Под ним подразумевали печать, радио, телевидение, впоследствии Интернет как мощное комплексное средство воздействия на сознание и подсознание людей. Известный ученый Арнольд Тойнби,

1 Свободное пространство. Еж.обозрение. // Новая газета, 2007, № 45. Полная версия статьи

— на сайте nowgaz.ru.

2 Литературная газета, 2007, № 47—48.

который досконально изучил подъемы и падения мировых цивилизаций, пришел к выводу, что в человеческой истории было два главных переходных периода: «Первый, когда мы стали переходить от инстинкта к самосознанию, начался сто тысяч лет назад. Второй, не менее важный, происходит сейчас, когда наше выживание требует перехода к новому сознанию».

Как показывает жизнь, выявилась среди молодых горожан так называемая компьютерная зависимость (наряду с алкогольной (пивной) и наркозависимостью определенных слоев населения).

Для молодежи Интернет становится стандартом потребления, жизненного комфорта, как собственный автомобиль или путешествие за границу. Вместе с тем нельзя не отметить, что «паутина» становится свалкой, бесконтрольным местом, где помещаются материалы фашистского, расистского характера. Там пользователь может найти все: и полезное, и запретное (как изготовить бомбу, как совершить террористический акт). Интернет создает свой особый «виртуальный» мир, параллельный мир, в котором молодой человек купается, грезит, — короче, живет по своим законам. Возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде. По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь связанные с тягой к насилию и сексуальностью). В итоге меняется стиль поведения личности, который определяется как девиантный. В сети легко обнаружить сайты, где положительно оценивается такое явление, как сатанизм, наркотизм, педофилия и другие виды сексуальных извращений. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов нередко виртуальные идеи переносят в повседневную жизнь3.

Поветрие с криминальным оттенком, пришедшее с Запада, затронуло девушек и юношей России. Называется оно “happy & lapping” (избиение для развлечения). Подростки снимают на видеокамеры своих мобильных телефонов (не

3 См.: Гридчин М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь//Власть, 2007, № 9, стр. 37-40.

бутафорские, с морем разлитой краски) реальные драки и издевательства. Причем ценятся в молодежной среде те ролики, где действующим лицом (добавим от себя: с признаками мазохизма и издевательства) являются владельцы мобильников. Сцены насилия уже никого не шокируют: будь то Интернет, либо домашний просмотр видеопродукции, снятой мобильником. Следует подчеркнуть, что реальные ролики насилия (не постановочные) пользуются во «всемирной паутине» особенным спросом.

Предвосхищая рекомендации нашего отечественного психолога, Министерство образования Италии, как только “happy & lapping” стало набирать силу, ввело запрет для учеников школ на ношение мобильных телефонов. В Германии создано специальное подразделение полиции, которое отслеживает в Интернете сайты с “happy & lapping”.

Казалось бы, продукция в стиле реали-ти-шоу, в духе порно рассчитана на удовлетворение запросов отдельных категорий населения. Но острие-то направлено на молодежь, на продуктивную часть общества.

Это удар по будущему России. Это составная часть демографической, информационно-психологической войны, которая ведется против нашей страны. Что касается Запада, то ослабление России как конкурента обусловлено его геополитическими целями. Что же касается тех, кто живет в России и на пороке делает деньги, то у них, видимо, исчез инстинкт самосохранения. Как бы ни оправдывались различные акции СМИ, но они в конечном счете направлены на сокращение населения в России.

Средства массовой информации, особенно телевидение и кинематограф, насаждают философию делячества, «живи здесь и сейчас», ведут агрессивное

наступление на нравственные и семейные ценности под девизом «все на продажу». В течение часа по TV (по любому каналу) следует 7—8 убийств. В вечерние часы порция насилия еще более возрастает.

По мнению А. Маленкова, главного редактора гламурного журнала MAXIM, гламур — это мифология консюмеризма, который является идеологией и философией потребления, современная языческая религия, где вместо богов — бренд. Некоторые глянцевые журналы действительно являются священными книгами этой религии1.

Стремление к «красивой жизни» («красиво жить не запретишь!»), культивирование «звездной болезни», жить не по средствам — лейтмотив глянцевых, гламурных (англ. glamour — очаровательное, роскошное) изданий. Девушкам рекомендуется обзавестись имиджем стервы, эдакой светской львицы, «блондинки в шоколаде».

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что молодежь бывает разная, по большому счету она «другая». С другим миропониманием, другими вкусами, с другой модой. Если бы не было определенной преемственности, не было бы прогресса общества. Как когда-то классик сказал, что каждое новое поколение стоит на плечах предшествующего. Конечно, современная молодежь проходит социализацию в условиях быстрых перемен, «страстей и скоростей», в условиях транзита, взаимодействия различных культур. И не все, что хорошо на Западе, хорошо у нас. Зачастую

— наоборот. Соблазнов вкупе с пороками — выше головы. И если мы кого-то убережем от них, то это нам, старшим поколениям, хочется верить, зачтется.

1 См.: Кутловская Е. МАХІМальная простота// НГ-Антракт, 2007, №37, стр. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.