Научная статья на тему 'Проблемы молодежи в информационном пространстве'

Проблемы молодежи в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2159
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР / КИБЕРБУЛЛИНГ / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Матвиенко С.В., Полякова Н.Ю.

Статья посвящена проблемам молодежи в современном информационном пространстве, активно меняющем окружающий мир, а зачастую жизнь людей. Рассматривается роль глобального пространства в формировании образа жизни, пути вовлечения детей и подростков в мир соцсетей и мобильных телефонов. Появление нового вид насилия кибербуллинг. Роль информации в современном обществе очень велика, а умение пользоваться информацией является необходимым условием жизнедеятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы молодежи в информационном пространстве»

УДК 316.6

Матвиенко С.В., Полякова Н.Ю.

ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Российский государственный университет правосудия, karafizi.sofya@yandex.ru, nadpol2@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена проблемам молодежи в современном информационном пространстве, активно меняющем окружающий мир, а зачастую жизнь людей. Рассматривается роль глобального пространства в формировании образа жизни, пути вовлечения детей и подростков в мир соцсетей и мобильных телефонов. Появление нового вид насилия - кибербуллинг. Роль информации в современном обществе очень велика, а умение пользоваться информацией является необходимым условием жизнедеятельности общества.

Ключевые слова: Информационное пространство, молодежная среда, медиаобразование, индивидуальное развитие, психологическая зависимость, виртуальный мир, Кибербуллинг, Интернет-среда, сетевая культура.

Annotation.

Matvienko S.V., Polyakova N.Yu. Problems of the youth in information space. The article is devoted to the problems of youth in the information space about changes in the world around us and people's lives. The role of the global space in the formation of lifestyle, the involvement of children and teenagers in the world of social networks and mobile phones is considered. The emergence of a new type of violence -cyberbullying. The role of information in modern society is very large, and the ability to use information is a necessary condition for the life of society. Keywords: Information space, youth environment, media education, individual development, psychological dependence, virtual world, cyberbullying, Internet environment, network culture.

«Лучшая пора в жизни человека его молодость,

потому что тогда в нем зажигается и горит то священное пламя любви к жизни, потушить которое очень тяжело»

(И.С. Тургенев)

В настоящее время новейшие технологии стремительно меняют окружающий мир и образ жизни людей, происходят глобальные изменения в обществе, связанные с интернет - технологиями. Эти изменения выражаются в пересмотре социальных целей и ценностей, смене групповых и межличностных коммуникативных моделей, трансформации политических, экономических, экологических, культурных концепций, сложившихся в мировом сообществе.

Новые средства информации и коммуникации, взаимодействия в интернет - сообществах выступают в качестве особой формы диалога, способной оказать влияние как на распространение в обществе идей вражды, ненависти и агрессии и на их закреплении в групповом и индивидуальном сознании детей и молодежи, так и на формирование взаимоуважения и культуры достоинства [1], а также выполнять чрезвычайно важную роль (как позитивную, так и негативную) в обеспечении информационной и психологической безопасности отдельной личности и всего общества в целом.

Все эти изменения находят отражение в молодежной среде, которая является наиболее мобильной и восприимчивой к новациям, и у нас в России.

Огромное значение в этом процессе имеет медиакультура молодых людей, которая формируется под влиянием медиаобразования.

Некоторые исследователи глобального информационного пространства отмечают конструктивное значение следующих его аспектов:

- переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым от общественных форм организации, обогащается, делается более свободным;

- индивидуальное развитие получает новые возможности: становятся доступными новая информация и новые знания;

- экранные средства позволяют моделировать сложные жизненные ситуации, овладевать новыми технологиями их преодоления;

- широкие возможности компьютерного моделирования приводят к использованию экранной культуры в деятельности центров и учреждений культуры, создавая для пользователей новую обстановку и оригинальные виды развлечений;

- сетевое общение человека в Интернете в режиме on-line приобретает интерактивный характер, расширяя возможности непосредственного контакта с жителями разных континентов - носителями другой культуры, новых технологий, художественной культуры и т.п.

Невозможно остановить технический прогресс, однако нельзя отрывать человека от его исторического прошлого.

В общении с людьми человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разных видах деятельности, учится понимать окружающих и выстраивать с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиции истины, добра, красоты.

Есть и обратная сторона этой проблемы:

- это активное вхождение в жизнь технических устройств; поскольку подростки еще не готовы к огромному потоку информации, они начинают думать фрагментарно, не могут формулировать свои мысли; появилось поколение, не владеющее русским литературным языком (родным!), а потому теряющее навыки речевого общения;

- опасность индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи к компьютеру (играм, Интернету и др.) сужает их время, отводимое на активные формы досуга: чтение, спортивные занятия; увлечения, связанные с развитием творческого потенциала, с художественно-эстетическими пристрастиями;

- формируется психологическая зависимость, из-за которой юный человек с трудом может переключаться на другие виды деятельности.

Реальностью российского общества в первой половине 90-х гг. ХХ в. стало вхождение России в глобальное информационное пространство, которое включает все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), ставшие важнейшим агентом социализации молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Следует заметить, что влияние глобального пространство на молодежь как положительное, так и отрицательное.

Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбирует личность человека, вырабатывает

494

отрицательные установки и не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на комплекс действий и поступков отдельных индивидов. Роль глобального пространства в формировании образа жизни нельзя недооценивать.

Именно Интернет, телевидение являются основными источниками получения информации у современных подростков [2]. Исследования Е.П.Белинской показали, что сегодня 86% новых пользователей (в основном, подросткового и юношеского возраста) живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга [3]. Современные исследования также доказывают, что расширение интернет - коммуникации среди молодежи привело к появлению нового вида языка - «компьютерного» языка [4].

С появлением Сети все больше подростков уходят от проблем реальной жизни в виртуальную, возникают новые психические заболевания, которых ранее не было, в частности, неоправданная подростковая агрессия. С каждым новым поколением в среде подростков встречается крайне редко живое общение и не только потому, что они не владеют речевым общением, а потому что не хотят.

Парадоксально, но факт: возможность свободно общаться со своими сверстниками зачастую оборачивается снижением творческого отношения к жизни во всех ее проявлениях.

К числу наиболее острых проблем для современной молодежи мы можем отнести такие, как-то: интернет-зависимость молодежи [5], разрыв реальных социальных связей и подмена их виртуальными связями, утрата свободы личности, утечка личной информации, вовлечение в преступные и деструктивные группы посредством Интернета и др. Чем активнее виртуальное пространство подменяет реальные социальные связи, тем больше мы фиксируем новые угрозы в интернет - пространстве.

С вовлечением детей и подростков в мир соцсетей и мобильных телефонов появился новый вид насилия - кибербуллинг.

Кибербуллинг - форма преследования, унижения и насилия, которая реализуется средствами Интернета. Для этого используются видео-сервисы (такие как Rutub, YouTube), фото-сервисы (Instagram), социальные сети (vk, fb и редко, но OK), фейк-сайты, на которых может располагаться различного вида информация, мессенджеры (часто распространены такие, как WhatsApp, Viber, Telegram), почта (распространена в корпоративной среде), СМС (самое редкое явление в наше время), поисковые системы (google, yandex - они автоматически

495

индексируют открытую информацию).

Скорость распространения информации в сети молниеносная и скрыться от кибербуллинга очень тяжело, а пресечь его непросто.

Сейчас преследование из социальной среды (школа, институт, окружение, работа) часто переносится в онлайн - пространство, где излюбленные обидчиками издевательства с лёгкостью продолжаются.

Для современного человека буллинг - новое понятие и содержит в себе ряд социальных, психологических, юридических, педагогических вопросов и является одной из серьезнейших проблем современности. [6]

В настоящее время пока нет достаточно полной информации о буллинге как социальном явлении, и это создает определенные препятствия для разрешения важной проблемы.

Если подросток стал жертвой интернет - буллинга, ему трудно сохранять мотивацию и желание учиться, слишком слабы эмоциональные и интеллектуальные ресурсы. Почти невозможно сосредоточиться на учебе, если ты все время думаешь о том, какие очередные оскорбительные слухи о тебе распространяются в Сети.

Отчаявшись справиться с вызванной травлей болью, не получая помощи вовремя, подростки «уходят» в употребление алкоголя и наркотиков, совершают попытки суицида.

Преследователи очень часто не вписываются в существующие стереотипы недалеких хулиганов, это могут быть вполне благополучные и популярные в среде сверстников подростки. Это касается не только виртуального буллинга, но и реального.

Проблема реальная и острая, требующая немедленного правильного решения.

В нашей стране кибербуллинг изучен плохо, до сих пор нет никаких исследований. По данным ВОЗ в России 19% подростков в возрасте 11 лет хотя бы раз подвергались кибербуллингу. Для сравнения: в Германии этот показатель в четыре раза ниже (4%), во Франции от травли в Сети страдают 3% детей, в Швеции — всего 2%.

Мы, российские родители, с трудом представляем себе, насколько тесно переплетены реальная и виртуальная жизнь. Присутствие собственного ребенка в социальных сетях, как и общение в Интернете в целом, считается в России относительно безопасным.

Но вся та жестокость, которая есть в подростковом коллективе, множится на сайтах «ВКонтакте» и «Одноклассники», приобретая все новые, более изощренные формы.

В мире интернета травля может стать неограниченной, круглосуточной и анонимной. Цель та же - как можно сильнее унизить человека, вывести его из равновесия, выбрав наиболее уязвимую жертву. Анонимность позволяет вести себя еще более агрессивно и жестоко и стирает границы - со стороны подростков унижению подвергаются не только одноклассники, но и учителя.

Интернет-среда и анонимность позволяют присоединиться к любому процессу такого рода и при этом остаться безнаказанным и незамеченным. На жертву сыпятся оскорбительные комментарии, унизительные слова, публикуются компрометирующие фотографии с личных (иногда взломанных) страниц в социальных сетях. Оправдываться и бороться бесполезно - это еще больше раззадоривает обидчиков. Чтобы помочь, родителям необходимо знать о том, что происходит с их ребенком.

Сегодня фактически все ценности молодежи направлены на достижение удовольствия, но для этого надо прилагать усилия, чего сегодняшний подросток не умеет и не хочет учиться никакому делу. Происходит обесценивание внутреннего содержания и необходимости самому что-то создавать; необходимости, позволяющей внутреннему содержанию обрести свою собственную и неповторимую форму.

Детям, подросткам необходимо прививать навыки сетевой культуры, адекватной оценки поступающей информации, умения мыслить и понимать: Кто я такой? Для чего я пришел в этот мир? Какова моя цель в жизни? Какая информация поможет мне достичь своей цели, а какая мне не нужна? Говорить с детьми и подростками нужно и об осознаваемой, и о бессознательной части поглощения информации.

Значение информации в современном обществе очень велико. А умение пользоваться информацией дает человеку уверенность в себе; открывает возможность более успешной самореализации, развивает способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, делает людей открытыми для информации и повышает их культурный уровень в целом.

Список литературы:

1. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы [Текст]/ А.А. Чернов. - М.: Издательско-торговая

497

корпорация «Дашков и К°», 2003. 232с.

2. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка. Вопросы психологии, 1999, N0. 6, 54-59.

3. Белинская Е.П. Язык Интернет-коммуникации и социолингвистическая ситуация современности. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования, 2011, 1(10), 5-11.

4. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010.

5. Вишневский Ю.Р., Нархов Д.Ю., Сильчук Е.В. Новые явления в молодежной среде и актуальные задачи молодежной политики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2016. - № 4. - С. 8-18.

6.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Санкт-Петербург: Питер. - 2003. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.