ОБЩЕСТВО
РОЛЬ СМИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Комарова Н.С.
Проблема социализации личности вряд ли когда-либо утратит свою актуальность, особенно если речь идет о социализации в постоянно меняющихся условиях современного общества.
THE ROLE OF MASS MEDIA IN YOUTH SOCIALIZATION IN THE MODERN SOCIETY N. S. Komarova
The issue of personal socialization is hardly ever to loose its topicality, especially when the matter concerns socialization in permanently changing conditions of modern society.
В многофакторном процессе социализации личности одним из базовых компонентов является целенаправленное воздействие на индивида различных общественных и государственных институтов, посредством которых у него формируются определенные умения и установки для реализации им своих социальных ролей, приобщение к культурному наследию общества. Ю. Хабермас, анализируя сущность процесса социализации, отмечал, что состоятельность распространенного (в теории и практике) взгляда на социализацию как на процесс освоения социальных ролей претерпевает изменения в новых исторических условиях. Показателем социализированности становится развитие способности к построению и реализации собственного жизненного проекта [1]. Таким образом, суть социализации состоит не только в активном усвоении социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в обществе, но и в обеспечении нормального функционирования индивида в данном обществе.
Среди основных направлений социализации на первое место по своей значимости выдвигается проблема социализации молодёжи. То, что молодёжь - наше будущее, понимается всеми, но решение конкретных вопросов, относящихся к экономическому, социальному, политическому и культурному положению различных групп молодежи, перекладывается на стихийное воздействие рынка, последствия которого довольно плохо отражаются на молодежи.
Молодому человеку приходится повседневно преодолевать разного рода трудности, требующие от него серьезных усилий, значительного самоограничения. Молодёжный возраст - это самый сложный и ответственный период в социализации личности, когда происходит интеллектуализация личности, т.е. максимально возможное наполнение ее тезауруса информацией, накопленной предшествующими поколениями, выработка навыков логического мышления, овладение основными нормами, ценностями и образцами поведения. Но принципы и понятия, усваиваемые в это время и опреде-
Комарова Н.С.
ляющие всю дальнейшую жизнь человека, далеко не всегда можно назвать социально одобряемыми.
Сознание молодёжи обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку различным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. В процессе социализации у молодежи формируется система норм и ценностей, отличающая данную группу от большинства обществ, называемая субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не противостоят национальной культуре, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее [2].
Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и потому трансформации общественной жизни не могут не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают агенты социализации, т.е. те, кто влияет на процесс научения и в решающей степени формирует его. Коммерциализация средств массовой информации и всей художественной культуры формирует нормы молодежной субкультуры в не меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и институты образования. Ведь именно просмотр телепередач, чтение журналов и Интернет - наиболее распространенный вид досуговой деятельности современной молодежи. По мнению некоторых авторов, во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телеви-
зионную субкультуру, которая создает для себя «удобного» ей зрителя [3].
В настоящее время СМИ являются одним из основных социализирующих институтов в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. Значительные возможности воздействия на молодёжную аудиторию этого общественного института обусловливаются тем обстоятельством, что их содержанием охватывается весь спектр психологического воздействия в диапазоне от информирования, обучения, убеждения до манипулирования (воздействия на уровне чувств и подсознания).
Как показывают исследования, по глобальности воздействия на личность и возможности способствовать формированию мировоззрения информационные технологии и средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно сравнить только с участием семьи в социализации личности. Телевизор для современного человека стал практически основным источником информации, познания окружающей действительности. Немалую часть свободного времени молодые люди проводят у телеэкрана. Это обусловлено большой доступностью телевидения и его спецификой как аудиовизуального средства массовой информации «быстрого реагирования», ведь далеко не каждый будет покупать газету или журнал для того, чтобы прочесть новости. Люди с более высоким уровнем образования доверяют печати, поскольку считают, что серьезные печатные издания не будут давать непроверенную и неправдивую информацию. Кроме того, при использовании печатных СМИ больше возможностей анализа и требуется больше интеллектуальных усилий. Люди старшего возраста больше доверяют радио, потому что ранее, при коммунистическом режиме, по радио давались какие-либо определенные факты, и люди привыкли к тому, что эта информация не может быть неправдивой, поскольку идет сверху, от институтов власти [4].
Популярность различного рода телевизионных передач, несущих в себе некие незаурядные идеи и темы, актуальные в молодежной среде, ведет к значительному ухудшению умения молодежи общаться, зачастую телевизор становится их главным собеседником. В результате молодые люди всё хуже правильно строят фразы и находят нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Телевидение фактически предоставляет уже переработанную информацию, которую нужно только «проглотить». Педагоги, психологи, социологи с тревогой отмечают, что катастрофически понизился интеллект молодежи, что с каждым годом неизбежно растет агрессивная масса ущемленных сызмальства, отверженных молодых людей [5].
Следующим средством массовой информации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Для того чтобы стать в Советском Союзе диктором радио или телевещания, необходимо было долго обучаться. Диктор, которого слышала вся страна, не имел права на ошибку, он обладал безупречной грамотностью, идеальным произношением, красивым тембром, умел правильно дышать при работе с микрофоном. На подготовку одного такого диктора уходил не один год. Сейчас же таких «барьеров» нет. Число новых радиостанций, а соответственно, и дикторов растет с арифметической прогрессией. В эфире даже самых старых и известных радиостанций России можно услышать ошибки и оговорки [6].
Стоит также отметить, что в настоящее время формат многих радиостанций стал носить развлекательно-музыкальный характер. В связи с этим очень возросла популярность радио среди любителей музыки. Прежде всего огромной популярностью онлайн-радио пользуется среди молодежи. Кроме того, существуют специализированные СМИ, работающие на специфическую
группу населения, например, подростков или студентов (так называемые «клубы по интересам»). Многие радиостанции привлекают основной процент аудитории (молодёжь) именно своей новизной. Как известно, для молодых людей-новаторов по натуре мода становится барометром стильности и определяет систему приоритетов.
Изучая роль СМИ в социализации молодежи, нельзя обойти вниманием печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги), которая является первым по времени появления средством массовой информации. На современном этапе развития общества огромной популярностью среди молодёжи пользуются различные газеты и журналы, заметно потеснившие книги. В свободной продаже имеются данные издания с любой интересующей информацией, оформленные ярко и красочно. Цены на них становятся все доступнее, так как деньги от рекламы, занимающей чуть ли не половину всего объема издания, позволяют снижать себестоимость глянцевой печати. Содержание статей зачастую просто теряется и не воспринимается из-за помех. Реклама тех или иных косметических средств нередко располагается на первых страницах, а по объему занимает целый лист и даже более.
Современные глянцевые журналы становятся весьма популярными среди российских читателей, о чем свидетельствуют тиражи и количество человек, прочитавших номер. Так, месячный тираж одного только Cosmopolitan составляет 865 000 экземпляров. А аудитория одного номера в России, по данным (за май - октябрь 2009 года) TNS Gallup Media (ведущей исследовательской компании в области СМИ и рекламы), составляет 6 238,9 тыс. человек [7]. По мнению исследователей, глянцевый журнал представляет некую иллюзию о богатой и красивой жизни, своего рода энциклопедию гламурной жизни с множеством красочных иллюстраций, набором статей, которые формируют вкус и стиль читателей, учат их
Комарова Н.С.
как жить, работать, добиваться успехов, как быть идеальной любовницей /любовником, как правильно питаться и одеваться, как проводить досуг, что читать и что смотреть. Иными словами, цель современных глянцевых журналов - формирование стереотипов, которые показывают идеал, рисуют мечту, вводят в мир широких возможностей [8].
Подобного рода СМИ пропагандируют определенный образ жизни современного молодого человека, его поведения, мышления, формируют стиль жизни своего читателя. Глянцевым журналам принадлежит особая роль в социализации современной молодёжи.
Что касается других печатных СМИ, например, ежедневных газет, то их число неизменно снижается - они не в состоянии конкурировать с сетевыми СМИ, а также с телевидением. В итоге многие из них переходят на другой график: выходят один или несколько раз в неделю, причем тиражи выходных дней могут превышать суммарные за неделю. При этом печатные издания, которые уже оценили свой сетевой потенциал (широко распространены случаи, когда газеты и журналы теряли своих подписчиков, которые предпочитали читать их материалы на сайтах, а не в бумажном варианте), сейчас переводят свои Интернет-ресурсы на платную основу.
На смену печатным изданиям приходят электронные книги, газеты, журналы. Они становятся все более популярными, опять же среди молодёжи. Так, 83% учащихся 811 классов голосуют за чтение с помощью Интернета, причем 53,2% не видят разницы между восприятием текста с экрана и листом бумажного носителя. Но для тех, кто не хочет читать любимую книгу с экрана монитора, а таких 46,2%, главной причиной является неудобство отображения текста, усталость глаз, и только 9 человек сказали о «недуховности» экранных текстов. Но в то же время доля чтения «для души» с помощью МР3 плеера составила 29,5% человек [9].
Информационный век - это век компьютеров и электронных материалов. Значительную часть информации мы получаем через Интернет, который на сегодняшний день из технического изобретения превратился в абсолютный феномен, влияющий на все стороны жизни человечества.
Интернет как новое средство социальной коммуникации объективно меняет образ жизни многих людей, вносит всё больший вклад не только в расширение знаний об окружающем мире, но и в процесс трансляции и воспроизводства определенных социальных норм и ценностей, моделей социального поведения и правил взаимодействия. Возможность использования Интернета для общения делает глобальную сеть не столько хранилищем информации и средством перекачки файлов, сколько именно социальной средой [10].
Социальные сети в Интернете находятся сегодня на пике популярности, особенно среди молодёжи, и все чаще становятся объектом настойчивого внимания исследователей. Социальная сеть - это один из типов отношений людей друг с другом. Этот тип отношений отличается от несвязанного множества, где нет связей, иерархической организации, где существует управление. Сеть - не группа несвязанных людей, в сети нет начальников и подчиненных, сеть держится на личном желании, а не на формальной необходимости. Поскольку социальная сеть он-лайн - отражение реальной социальной сети и вторична по отношению к ней, то необходимо рассматривать социальную сеть как совокупность реальных взаимодействий людей в обществе. Только в обществе социальные сети формируются спонтанно, а в Интернете их создают целенаправленно.
Крупнейшими социальными сетями Рунета являются сайты Odnoklassniki.ru (45 млн. пользователей) и VKontakte.ru (40 млн. пользователей). 54% пользователей Рунета используют социальные сети для общения, 13% ищут людей, 8% считают их развлече-
нием, 2% не пользуются совсем. 21% пользователей социальных сетей посещают их более 10 раз в день, 29% заходят 2-4 раза в день, 6% постоянно находятся на сайтах социальных сетей с мобильных телефонов [11].
Ни для кого не секрет, что в социальных сетях средний возраст пользователя составляет 20-25 лет. По данным информационного портала Newsland, постоянно используют социальные сети 70% молодёжи. Сегодня 85% подростков активны, по меньшей мере, в одной социальной сети; а 72% пользуются социальными сетями постоянно, что на 15 пунктов больше, чем всего год назад (57%) [12].
Среди молодёжи, самой активно пользующейся Интернетом части общества, исследователи выделяют несколько групп, кардинально отличающихся друг от друга не только по социально-демографическим характеристикам, но и по стилю жизни, медийным и потребительским предпочтениям, а также по специфике использования Интернета.
Две группы, в сумме составляющие чуть больше четверти молодёжи (29%), можно отнести к самой передовой ее части. «Умники» - группа, обладающая большим объемом ресурсов, как реальных, так и потенциальных. Группа состоит преимущественно из взрослеющей молодёжи.
Сегмент, называющийся «продвинутые», объединяет в себе более юную молодёжь. Это «поколение Интернета», социальных сетей пока еще не обладает большим объемом ресурсов, отличается очень активным культурным потреблением, но пока ещё контролируется родителями.
Примерно 10% нового поколения - группа «реальных пацанов», в которой объединены молодые мужчины с явно выраженными традиционными маскулинными ценностями: спорт, машины и т.п. Но в эту традиционность определенным образом вплетаются современные тренды, которые «обрастают» привычными для них мужскими ценностями.
Самый большой сегмент - «масса» (около 40% молодёжи) - состоит из самой обычной молодёжи. Это инертное большинство, характеризующееся отсутствием четких ценностных позиций. Это группа тех, кто не имеет устоявшегося мнения, но активно стремится быть, «как кто-то». В зависимости от обстоятельств представители этой группы вполне могут переходить в остальные «крайние» типы.
Последний выделенный сегмент - представители социальных низов - названы «новыми бедными». К этой группе относится каждый пятый представитель молодого поколения (21%). Они ориентированы на традиционные ценности, обладают небольшим объемом ресурсов и социального потенциала. Никто из представителей данной группы не пользуется Интернетом [13].
Подобного рода дифференциация молодёжи свидетельствует не только о том, что современные молодые люди не существуют как однородная группа, но и подтверждает тот факт, что, несмотря на интенсивное распространение сети Интернет, по данным ФОМ за восемь лет - с 2002 года (когда были начаты замеры) по 2010 год, полугодовая аудитория российских пользователей выросла в 4 раза, трехмесячная - в 5 раз, месячная и недельная - каждая в 6 раз, а суточная - в 10 раз [14], в современном обществе велика ещё доля молодёжи, для которой Интернет является недоступной роскошью. В целом внутренний охват населения России Интернет-технологиями ещё ниже - всего 42,8%, тогда как в среднем этот показатель по Европе 58,7%, а некоторые страны, такие как Исландия, Норвегия, Швеция, характеризуются охватом свыше 90% населения. В Великобритании и Германии доля населения, владеющего Интернетом, около 80% [15].
Сетевая коммуникация, благодаря анонимности, невидимости, безопасности, дает возможность создать сетевую идентичность, достигая виртуального управления впечатлениями о себе. «Взаимопонимание»
Комарова Н.С.
и свобода в сети создают зависимость от компьютера, так, например, в Китае людей «виртуально зависимых» уже подвергают принудительному лечению [16].
Игровая зависимость являет собой форму сильной психологической привязанности к игре в компьютерном варианте, вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму. Особенно тяжелые формы игровой зависимости предполагают также крупные денежные траты на игру, злоупотребление кофе и другими энергетическими напитками, злость и раздражение при отрывании от игры, пренебрежение питанием и сном. Зависимость от игр сравнима с наркотиками и алкоголем, человек не может контролировать себя во время игры, живет в собственном мире и не желает общаться с родными и друзьями. Любое время, проведенное вне игры, является для него мучением. Самые популярные игры среди молодых людей - это ролевые он-лайновские игры, в которых за каждым персонажем стоит реальный человек. Вместе они создают особенное игровое сообщество, живущее по своим правилам, имеющее свою культуру и знаменитостей. Становясь частью всего этого, окунувшись в волшебный сказочный мир, в котором возможно практически всё, человек - особенно не реализовавшийся до конца в повседневности -больше не хочет жить обычной жизнью, где нет места великим подвигам и волнующим приключениям. Со временем он теряет связи с реальным миром - контакты с друзьями и близкими сводятся на нет, прежние увлечения отходят в прошлое. Общаться с таким человеком практически невозможно. Зафиксированы случаи, когда заигравшиеся любители виртуальной реальности умирали за своими компьютерами от сердечных приступов, вызванных сутками непрерывной игры. В их числе
были подростки и дети. По мнению специалистов, лечиться от этой злополучной болезни необходимо так же, как от алкоголизма и наркомании [17].
Социальные идеалы, нормы, эталоны поведения, которые определяют сущность и выбор молодым человеком жизненного пути, трансформируются в его личностных ценностных ориентациях через представления, мнения, оценки, получаемые в социальных группах, с которыми в наибольшей степени идентифицирует себя человек. Глобальная компьютерная сеть раздвигает границы культурного пространства, тем самым предоставляя возможности культурной самоидентификации личности. Путешествуя по просторам Интернета, молодые люди получают широкий доступ к общечеловеческим ценностям и богатствам как отечественной, так и мировой культуры, что, несомненно, оказывает огромное влияние на эффективность процесса становления личности. Однако следует отметить, что легкость публикации в глобальной компьютерной сети при возможности сохранения анонимности может привести и приводит к злоупотреблениям. Дезинформация и плагиат, экстремизм и порнография, мошенничество и воровство, непрошенная реклама - это также реалии Интернета.
По мнению исследователей, в последнее время резко возросло число тех, кто использует возможности Интернета в неблаговидных целях. Хорошо знакомые следователям и гражданам виды преступлений перешли в сеть, появились новые виды преступлений, порожденные Интернетом. Некоторые преступники используют в своих грязных целях детей - от выманивания через них информации, позволяющей обокрасть их родителей, до вовлечения подростков в сексуальные оргии и съемки детской порнографии [18].
Исследование ООН 2006 года по насилию над детьми четко определило преступления, совершаемые против детей с использованием информационных технологий.
СМИ иногда изображают как нормальное явление или даже возвеличивают насилие, включая насилие над детьми, в печатных изданиях и визуальных медиа, включая телевизионные программы, фильмы и видеоигры. Интернет также стимулировал производство, распространение и использование материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми. Интернет используется для соблазнения или «обхаживания» онлайн (вхождение в доверие с целью вовлечения в ситуацию насилия).
В прошлом для создания изображений со сценами насилия над детьми и подростками требовалось специальное фотооборудование, либо же негативы должны были проявляться профессионалами (что вело к риску для производителя быть раскрытым сотрудниками фотолаборатории), распространение было организовано в основном рассылкой по почте, и поддерживать контакт насильникам было более сложно. Сейчас с развитием технологий производство облегчается из-за цифровых фотоаппаратов и мобильных телефонов, которые широкодоступны по невысоким ценам. Нет необходимости в печати фотографий, таким образом, обеспечивается их мгновенное распространение через Интернет для многих зрителей.
Данные по распространению порнографии в Интернете свидетельствуют о действительно всеобъемлющем характере, который приобрело это явление на современном этапе мирового развития: число действующих веб-страниц, содержащих порнографию, приближается к 4,2 млн. Ежемесячно данные Интернет-ресурсы посещают около 72 млн. человек. Мировой оборот рынка Интернет-порнографии составляет около 4,9 млрд. долларов [19].
Молодые люди часто сами оценивают свою погруженность в СМИ как чрезмерную, иногда вредную. Результаты многих социологических исследований показывают, что постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе
норм явлениях и событиях, подаваемых, как правило, сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх перед нарушением привычного миропорядка, привычного течения жизни, страх за свое место в обществе, за свое будущее и т.д. В то же время факты свидетельствуют, что у людей, активно потребляющих продукцию СМИ, сильнее вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира.
Проводимые социологические исследования выявляют осознание молодёжью роли социализирующих воздействий. Вне конкуренции остается влияние родителей, прежде всего, матери (58% опрошенных) и в меньшей степени отца (44%), друзья (24%), книги (19%), фильмы (15%), родственники (13%) и на последнем месте -учителей. Совершенно отчетливо проявляется тот факт, что значение и влияние книг и особенно школьных учителей упало именно в последние годы, то есть они утратили свою былую воспитательную роль. Книгу все чаще заменяет компьютер и телевизор.
Вместе с тем влияние средств массовой информации (прежде всего телевидения) осознается плохо. Влияние СМИ признают только 7% молодых людей [20]. В то же время за нравственный контроль над содержанием телевизионных программ выступают 80% опрошенных молодых людей (среди юношей 72%, среди девушек 89%). При этом 59% молодых людей считают, что современные российские СМИ не способствуют формированию качеств гражданина и патриота. В первую очередь СМИ, по их мнению, пропагандируют деньги (59%), а ценности семьи (22%), справедливости (8%) и веры (7%) утверждают в последнюю очередь [21].
В связи с этим постоянно дискутируются вопросы о том, насколько необходимо отражать в средствах массовой информации все негативные аспекты жизнедеятельности общества, должны ли СМИ быть объективными во всем или воспитывать молодых людей через соответствующий подбор
Комарова Н.С.
информации и методов её подачи, характера освещения реальных событий. Молодое поколение является группой населения, наиболее восприимчивой к новым становящимся условиям жизни, так как эти условия предстают для нее привычной средой обитания, в которой она вырастает. Молодёжь впитывает в себя превалирующие программные направления общественного развития, широко освещаемые и рекламируемые в СМИ, и в преломленном виде включает их в свои ценности. Ценностные ориентации молодёжи фактически оказываются зеркалом, во многом отражающим приоритеты общественного сознания в период ее социализации.
Недооценка влияния средств массовой информации позволяет им стать одной из основных причин вырождения культурных ценностей человека и общества - искусства, науки, духовности: «ослабились живые связи» между индивидом и его культурой [22]. Ослабление «живых связей» ведет к деградации и вырождению внутренней культуры человека [23].
В этом отношении, по мнению некоторых исследователей, средства массовой коммуникации могут быть отнесены к одному из наиболее эффективных и признанных социальных наркотиков. Возрастающий поток сообщений массовой коммуникации и потребление некачественных образцов массовой культуры может пропагандировать интеллектуальное иждивенчество и пассивность молодых людей [24].
Анализируя основные темы, транслируемые СМИ, социологи делают вывод, что большинство из них способствует формированию девиантного поведения молодёжи [25]. Рассмотрим наиболее популярные темы.
Первая тема - ПАВ (психоактивные вещества), алкоголь и наркотики. В нее входит пропаганда немедленного удовлетворения всех потребностей. Для того чтобы нормальный человек пришел к стимуляторам, они должны ассоциироваться у него
с абсолютной свободой, с этой целью распространяется информация о возможности постижения чего-то нового и сверхчувственного, уход от реальности, что якобы способствует самовыражению, обогащению духовного мира. Под воздействием подобного рода пропаганды начинает складываться мнение, что небольшие дозы наркотиков помогают почувствовать бессознательный уровень, т.е. глубинный уровень нашего духа. Эти дозы якобы могут создать у чересчур скованных людей благоприятные условия для расслабления, размышлений или же позволить им перенестись в области творчества и воображения. Это наводит на мысль о том, что небольшая доза наркотиков даже полезна для человека. Многими молодёжными кумирами не осуждается употребление наркотиков, некоторые утверждают, что пробовали наркотики, но теперь этого не делают, живут в трезвости, создавая впечатление, что от наркотической зависимости можно легко избавиться. Через средства массовой информации можно получить сведения о наркотических веществах, вплоть до инструкции к применению.
Много эфирного времени предоставляется откровенной или скрытой рекламе спиртных напитков и сигарет. Подобного рода реклама играет на эмоциях, пытаясь ассоциировать с пивом ощущения сексуальной привлекательности, юношеской энергии, чувство взрослости, принадлежности к какой-либо социальной группе и т.п., что очень близко и актуально для молодёжи. В словах и образах рекламы передаются культурные стереотипы, незаметно объединяя рекламируемый алкоголь и сигареты с желаемым образом успешного человека, общение которого с другими не может проходить без этого продукта.
Вторая тема - секс, содержащая дискредитацию секса как личностного акта половой любви и пропаганду секса в качестве самоутверждения и развлечения. В основном в этой теме эксплуатируется образ жен-
щины, как сексуального объекта, безличный множественный подростковый половой опыт, сексуальное насилие. Пропаганда сексуальной распущенности на телевидении привела к тому, что принято при первом же знакомстве вступать в интимные отношения, даже если партнер не хочет этого. Считается, что в процессе понравится, как в поговорке: «аппетит приходит во время еды». В результате чего, уже дети в раннем подростковом возрасте имеют сексуальный опыт, причём средства массовой информации провоцируют такое поведение, подогревая интерес, создавая стимул к действию.
Третья тема - молодежная мода и движения. Пропаганда шокирующей эпатажной моды и различных субкультур, неформальных движений, моды для дискотеки. Таким образом, молодежной аудитории навязываются признаки внешнего облика и поведения, несвойственные нашей культуре и общественным нормам. Некоторые молодежные движения имеют антиобщественную направленность, например, «эмо» или «скинхеды». О них постоянно сообщают по телевидению, а это уже скрытая реклама, навязывание информации через негативное освещение событий, преподнесение агрессивного стимула к действию, к определенным образцам поведения.
Четвертая тема - насилие. К ней относится описание различных видов преступлений, публичного полового акта, нецензурная брань, употребление алкоголя и наркотиков, а также романтизация, героизация преступного мира. Это преподносится как обычное освещение событий и киноиндустрия. Так, например, всем известный и популярный фильм «Агент 007», где главный герой и, что примечательно, положительный, применяет насилие, убивает, употребляет алкоголь, вступает в сексуальную связь с девушками, ругает Россию. Он делает всё, что считается отклонением от нормального поведения, и при этом он выступает неким примером для подражания, «крутым» парнем. Как показывают наблюдения, боль-
ше половины всех телепрограмм включают насилие, и оно никак не наказывается.
Пятая тема - жизнь шоу-бизнеса. Реклама поп-звезды, сведения о её гонорарах, поклонниках, описание успеха, богатства, любовных приключений, сообщения о девиантных поступках, т.е. о преступлениях и формах зависимого поведения. Поскольку с образом «звезды» у молодых людей связываются их поступки и стиль жизни, становится понятным, какие примеры для подражания им навязываются. Рекламируются клубы, рок- концерты, дискотеки, массовые праздники и другие «тусовки», где девиантное поведение является неотъемлемым атрибутом [26].
Представленный анализ основной тематики, транслируемой СМИ, свидетельствует о неоднозначности роли данного общественного института в процессе социализации современной молодежи - помимо полезной информации в СМИ представлены идеи, способствующие распространению различных форм отклоняющегося поведения.
Стоит согласиться с мнением исследователя Л.В. Брик о том, что дать однозначную интегральную оценку роли информационных технологий в процессе социализации личности и формирования ценностных ориентаций невозможно. Можно лишь констатировать, что любой компонент, любая функция средств массовой информации и коммуникации несет в себе и позитивную, и деструктивную составляющую и, соответственно, может способствовать как интеграции общества, так и его дезорганизации [27].
Неоспоримым остается тот факт, что вся жизнедеятельность людей представляет собой постоянный процесс их взаимодействия с внешним миром, который не возможен без информации. В результате социальная информация представляет собой необходимую составляющую всей общественной жизни. Информация, которую получает человек, становится фактором его связи с окружающим миром и средством регули-
Комарова Н.С.
рования его поведения. Все эти процессы усиливают зависимость каждого активного члена общества от деятельности средств массовой информации и пропаганды.
Таким образом, о средствах массовой информации можно говорить как об институте, занимающем главенствующее место в системе формирования многочисленных процессов и аспектов жизнедеятельности современного общества. Новые установки
широко пропагандируются СМИ, их диктуют складывающиеся условия жизни, и в этих условиях происходит процесс социализации молодого поколения.
Воздействуя на молодёжь как потребителя информации, СМИ транслируют новые идеи и образы. Оказываемое ими влияние ведет к формированию новых представлений о жизни человека и общества, а также мировоззрения в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. С. 85.
2. Самарина А.И. Роль СМИ в социализации подростков в современной России // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Материалы X Международной конференции. Екатеринбург, УрГУ, 2007. Ч.1. С.164.
3. Там же.
4. Там же.
5. Там же.
6. Кадырова Г.Р. Влияние СМИ на ценностные ориентации молодежи // Современные проблемы современного российского общества: региональный аспект. Материалы Всероссийской конференции «XVII Уральские социологические чтения». Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2008. С.134.
7. Официальный сайт Cosmopolitan Россия. Режим доступа: http: // www.cosmo.ru/about/ magazine/audience.php.
8. Пименова О.И. К вопросу о целевой аудитории глянцевых журналов // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: материалы. X Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора З.И. Фай-нбурга. Пермь, ПГТУ, 2010. С. 292.
9. Антонова Ю.М., Смирнова О.Г., Сухачева А.В. Роль электронных источников в формировании интереса к чтению у школьников // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Материалы X Международной конференции. Екатеринбург, УрГУ, 2007. Ч.1. С.166.
10. Брик Л.В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социальнопозитивных ориентаций молодежи. Режим доступа: http://vestnik.mstu.edu.ru/v11_1_n30/ articles/28_brik.pdf
11. Российская молодежь идет в Интернет за новой жизнью. Режим доступа: http:// novostivl. ru/msg/12094.htm
12. Newsland: Социальные сети наступают, порталы уходят в прошлое. Режим доступа: http://dviger.com/kaleidoscope/item/c_11 .html
13. Российская молодежь идет в Интернет за новой жизнью. Режим доступа: http:// novostivl. ru/msg/12094.htm
14. Ганина О.А. Интернет-аудитория как потенциал развития горизонтально ориентированных сетевых отношений // Современное общество: вопросы теории, методоло-
гии, методы социальных исследований. Материалы X Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора З.И. Файнбурга. Пермь, ПГТУ, 2010. С. 352.
15. Анализ проведен на основе данных Internet World Stats. Режим доступа: http: intemetworldstats.com (сентябрь 2010).
16. Мецев С.В. Коммуникативное, следовательно коммуникационное. Монография. М., 2002.
17. Беседина О.А. Проблема защиты детей от негативной Интернет-информации // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования. Материалы Международной конференции. Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2010. С. 45-46.
18. Там же.
19. Там же.
20. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. .№4. С.40.
21. Там же.
22. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995. С.104.
23. Брик Л.В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социальнопозитивных ориентаций молодежи. Режим доступа: http://vestnik.mstu.edu.ru/v11_1_n30/ articles/28_brik.pdf
24. Журавлева Л.А., Шалаева А.В. «Наркотизирующее» влияние СМИ на формирование поведения молодежи // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Материалы XII Международной конференции. Екатеринбург, УрГУ 2009. Ч.1. С.180.
25. Там же.
26. Журавлева Л.А., Шалаева А.В. «Наркотизирующее» влияние СМИ на формирование поведения молодежи // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Материалы XII Международной конференции. Екатеринбург, УрГУ, 2009. Ч.1. С.181-183.
27. Брик Л.В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социальнопозитивных ориентаций молодежи. Режим доступа: http://vestnik.mstu.edu.ru/v11_1_n30/ articles/28_brik.pdf