ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2017. № 6
вопросы криминологии
А. В. Клочкова, кандидат социологических наук, зав. лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения МГУ*
О. В. Пристанская, кандидат юридических наук, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации, старший научный сотрудник
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ЗАЩИТЫ ОТ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы формирования системы обеспечения информационной безопасности детей как элемента государственной системы предупреждения преступности. Особое внимание уделяется роли современных средств массовой коммуникации в механизме детерминации виктимного поведения несовершеннолетних, проблемам противодействия торговле детьми и их вовлечения в секс-индустрию посредством сети Интернет. Предлагается к рассмотрению ряд законодательных мер, способствующих предупреждению викти-мизации несовершеннолетних, снижению риска их сексуальной эксплуатации.
Ключевые слова: дети, несовершеннолетние, информационная безопасность, информационные вызовы и угрозы, средства массовой информации, средства массовой коммуникации, Интернет, виктимизация, преступность, преступное поведение, пропаганда, преступления сексуального характера, сексуальная эксплуатация, порнографические материалы, детская порнография.
The article considers the questions of formation of system of information security of children as part of the state system of the prevention of crime. Special attention is paid to the role of modern means of mass communication in the mechanism of determination of victim behavior of juveniles, the problems of combating trafficking in children and their involvement in the sex industry via the Internet. It is proposed to consider a number of legislative measures aimed to prevent victimization of minors, reduce the risk of their sexual exploitation.
Keywords: children, minors, information security, information calls and threats, mass media, means of mass communication, Internet, victimization, crime, criminal behavior, propaganda, sexual offenses, sexual exploitation, pornographic materials, child pornography.
Происходящее в настоящее время в России интенсивное развитие государственной информационной политики в качестве неотъемлемого элемента предусматривает формирование системы обеспечения информационной безопасности детей 1 . Данный процесс включает создание программно-стратегических, правовых, организационных и методических основ защиты детей2 от информации, причиняющей вред их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию, касается практически всех областей жизнедеятельности детей (воспитания, образования, культуры, досуга, отдыха, оздоровления и др.) и затрагивает разные отрасли права (государственного, гражданского, семейного, информационного, образовательного, административного, уголовного, медицинского права).
Базовые специальные гарантии прав ребенка в сфере информационной безопасности установлены Федеральным законом 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»3, провозгласившим защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в числе целей государственной политики в интересах детей (п. 1 ст. 4). На органы государственной власти Российской Федерации возложена обязанность принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции,
1 «Информационная безопасность детей» — состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). «Система обеспечения информационной безопасности» — совокупность сил обеспечения информационной безопасности, осуществляющих скоординированную и спланированную деятельность, и используемых ими средств обеспечения информационной безопасности; «силы обеспечения информационной безопасности» — государственные органы, а также подразделения и должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, уполномоченные на решение в соответствии с законодательством Российской Федерации задач по обеспечению информационной безопасности; «средства обеспечения информационной безопасности» — правовые, организационные, технические и другие средства, используемые силами обеспечения информационной безопасности (подп. «д», «е», «ж» п. 2 Доктрины информационной безопасности РФ, утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646).
2 Здесь и далее под детьми (ребенком) понимаются несовершеннолетние лица до достижения ими возраста восемнадцати лет.
3 Статьи 4, 14, 14.1 в ред. федеральных законов от 28.04.2009 г. № 71-ФЗ, от 21.07.2011 г. № 252-ФЗ, от 29.06.2013 г. № 135-Ф3.
пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение (п. 1 ст. 14).
Указанные правовые гарантии получили развитие и конкретизацию в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Федеральный закон № 436-ФЗ)4, который предусматривает эффективные средства защиты детей от рисков и угроз современной медиасреды, регламентирует на государственном уровне правила безопасного для детей оборота информации. Им установлены требования к распространению информации среди детей, в том числе к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и общественного контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию5.
Реализация закрепленных названными федеральными законами правовых гарантий, организационно-правовых механизмов и иных мер обеспечения информационной безопасности детей требует применения комплексного, междисциплинарного подхода к организации государственной системы защиты детей от вредной для них информации, в том числе с привлечением криминологов.
За последние три года в рассматриваемой сфере принято несколько специальных федеральных документов программно-стратегического планирования: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646; далее — Доктрина информационной безопасности РФ); Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг. (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203; далее — Стратегия развития информационного общества в РФ); Концепция информационной безопасности детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р; далее — Концепция информационной безопасности детей). В них определены национальные интересы российского государства в информационной сфере6, дается оценка современного состояния информационной безопасности личности и общества, определены принципы, стратегиче-
4 Вступил в силу с 1 сентября 2012 г.
5 В том числе при обороте средств массовой информации, печатной продукции, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, а также информации, распространяемой посредством рекламы, зрелищных мероприятий, информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи.
6 Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере — объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития в части, касающейся информационной сферы (подп. «а» п. 2 Доктрины информационной безопасности РФ).
ские цели, задачи и основные направления ее обеспечения с учетом стратегических приоритетов России.
Разные аспекты информационной безопасности личности, в том числе несовершеннолетних, отражены также в значительном числе других принятых в последние годы федеральных и региональных документов стратегического планирования7. Серьезным достижением стало признание в них возрастающих возможностей деструктивного, в том числе виктимогенного, влияния современной медиасреды на здоровье и развитие детей и необходимости разработки комплекса мер противодействия такому влиянию.
Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних становится необходимым элементом государственной системы предупреждения преступности. Одним из важнейших направлений деятельности в этой сфере является принятие мер криминологической профилактики, включая: 1) минимизацию рисков десоциали-зации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей8; 2) создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию9; 3) развитие механизмов обнаружения и предупреждения информационных угроз и ликвидации последствий их проявления10; 4) повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействия таким правонарушениям11.
7 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р); Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808); Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р); Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690); Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685); Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р); Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р). Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) и др.
8 Концепция информационной безопасности детей от 2 декабря 2015 г.
9 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента Российской Федерации 1 июня 2012 г. № 761).
10 Подп. «в» п. 23 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
11 Там же. Подп. «е» п. 23.
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р) провозглашает необходимость преобразования в сферах массовой информации, рекламной и издательской деятельности, формирование информационного пространства, обеспечивающего развитие нравственных ценностей, законопослушного поведения12.
Анализу роли и места средств массовой коммуникации в механизме детерминации противоправного поведения в контексте развития информационного общества посвящено значительное число научных публикаций в области информационного права, криминологии, социологии, психологии, прокурорского надзора и других научных отраслях13. Однако при этом ощущается дефицит специальных криминологических, и особенно междисциплинарных, эмпирических исследований по вопросам роли современных средств массовой коммуникации в механизме детерминации виктимного поведения несовершеннолетних. В связи с этим нельзя не приветствовать закрепление в упоминавшейся Концепции информационной безопасности детей положения о продолжении «широкомасштабных государственных и общественных эмпирических исследований с целью оценки эффективности политики по защите детей от негативной информации в числе основных механизмов реализации государственной политики в области информационной безопасности детей».
Актуальность криминологических и уголовно-правовых исследований в этой области объясняется динамичностью развития и трансформации современных информационных вызовов и угроз, их усиливающимся влиянием на процессы виктимизации в детско-под-ростковой среде. Это обусловливает необходимость мониторинга, своевременного выявления, систематизации и тщательного криминологического анализа указанных информационных факторов, изучения их роли в детерминации виктимного поведения несовершеннолетних и преступлений, совершаемых в отношении детей в целях
12 При этом ни в самой Концепции, ни в Плане мероприятий на 2017—2020 гг. по ее реализации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р), конкретных мер, направленных на исполнение этого важного положения не предусмотрено.
13 Подробнее об основных научных подходах в постановке и решении данной проблемы см.: Смирнов А. А. Роль и место средств массовой информации в механизме детерминации противоправного поведения // Библиотека криминалиста. 2012. № 1. С. 288—299; также см.: его же. Сеть Интернет в механизме криминологической детерминации // Там же. 2013. № 5. С. 161 — 173; Ениколопов С. Н. Средства массовой коммуникации и насилие // Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. М., 2002. С. 77—78; Паламарчук А. В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сети Интернет. М., 2017.
разработки на этой основе эффективных профилактических, законодательных и организационно-правовых мер защиты детей от викти-могенного влияния информации.
В качестве одного из основных направлений обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности в Доктрине информационной безопасности РФ выделяется развитие механизмов обнаружения и предупреждения информационных угроз и ликвидации последствий их проявления (подп. «в» п. 23).
Интенсивное развитие информационных технологий, новых средств связи и массовой коммуникации, многообразие форм информационного обмена, глобализация информационной сферы, предоставляя невиданные ранее возможности для поиска, размещения и потребления информации, социализации, просвещения, самообразования, общения и досуга подрастающего поколения, в то же время способствуют появлению новых видов компьютерной преступности, неизвестных ранее форм противоправной и преступной онлайн-дея-тельности, в том числе направленной против детей и подростков.
Как отмечается в Концепции информационной безопасности детей, стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение детей столкнуться с принципиально новыми вызовами. Взросление, обучение и социализация детей проходят в условиях гиперинформационного общества. «Процесс социализации через традиционные институты (семьи, школы) все активнее дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, особенно сетью «Интернет», которые становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения нового поколения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы».
Внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, возрастающая доступность персональных мобильных устройств и беспроводной связи, в том числе в общественных местах, повсеместная компьютеризация публичного пространства (включая пункты коллективного доступа к сети Интернет, образовательные организации), многообразие способов общения в формате онлайн открывают перед детьми широкий и нередко бесконтрольный доступ к деструктивной информации, в том числе виктимогенного характера, способствующей их превращению в жертв преступлений.
Беспрецедентную популярность получило общение несовершеннолетних и молодежи в социальных сетях, где развиваются нетрадиционные формы общения и взаимодействия, формируется особая виртуальная, в том числе маргинальная субкультура, создаются
и распадаются многочисленные, в том числе асоциальные и криминальные онлайн-сообщества14.
Дети и подростки особенно уязвимы к воздействию медиасреды в силу своих возрастных особенностей, незрелости психического, психофизиологического и социального развития, несформирован-ности личностной ценностно-нормативной системы, низкого уровня медиаграмотности. Деструктивный характера носят происходящие в настоящий период размывание исторически сложившихся ценностей путем внешней культурной и информационной экспансии, засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, отнесенные Стратегией национальной безопасности Российской Федерации к угрозам национальной безопасности.
Неблагоприятное влияние на становление ценностно-нормативных ориентаций детей и подростков, на их взгляды и предпочтения оказывает так называемое клиповое мышление, характерной особенностью которой является массовое поверхностное восприятие информации, способствующее формированию навязанных ребенку моделей поведения. Как отмечается в Стратегии развития информационного общества в РФ, такая форма освоения информации обусловлена смещением акцентов в восприятии окружающего мира, особенно в сети Интернет.
Угрозы информационной безопасности, способствующие вик-тимизации детей, возрастают в условиях стремительного развития информационной инфраструктуры, прогрессирующего роста технических возможностей электронных средств коммуникации и связи, развития рынка интерактивных и комплексных телекоммуникационных услуг, использования анонимных платежно-расчетных систем в сети. Ситуацию усугубляет отсутствие в виртуальном пространстве территориальных границ, все большая совместимость и взаимная ассимиляция средств электронной связи, анонимность размещения в них вредной для детей информации, многократное увеличение контингента несовершеннолетних пользователей15.
Под воздействием информационной пропаганды у детей блокируются естественные защитные психологические механизмы, размы-
14 Подробнее см.: Смирнов А. А. Принципы безопасного использования социальных сетей // Дети в информационном обществе. 2012. № 10. С. 66—71; Позднякова М. Е. Влияние интернет-сообществ на распространение девиантных форм поведения в современной России (на примере наркотизма) // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 8. М., 2009. С. 147.
15 Пристанская О. В., Разумовская П. Е. Проблемы противодействия преступлениям против детей, совершаемым с использованием новых информационных технологий // Прокурорская и следственная практика. 2007. № 3-4. С. 241.
ваются представления о дозволенном и недозволенном, нормальном и аномальном. Специалисты в области детской и подростковой физиологии, возрастной психологии и психиатрии связывают наблюдаемое в настоящее время расширение виртуального рынка детской порнографии, организации в сети детской проституции и иных видов оказания сексуальных услуг несовершеннолетними в формате онлайн, с насильственным разрушением сложившихся в обществе стереотипов нормо-типичного поведения, открытым поощрением несовершеннолетних к традиционно табуированным, запрещенным поступкам, в том числе облегчающим их сексуальную эксплуатацию. Широко распространяемая современными средствами массовой коммуникации эротическая, сексуализированная информация преждевременно возбуждает у детей и гипертрофирует половые потребности, может способствовать формированию и культивированию у них сексуальной патологии, отнесенной в МКБ 10 к половым перверсиям и парафилиям16.
Результаты проведенного нами в 2013 году анкетного опроса студенческой молодежи17, зафиксировали стабильно негативное отношение подавляющего большинства опрошенных к распространению в обществе разврата, проституции и порнографии. Каждый третий (35,3%) из респондентов охарактеризовал данную ситуацию как катастрофическую, каждый четвертый (26%) — выразил обеспокоенность дальнейшим ростом негативных процессов в этой сфере.
При этом подавляющее большинство опрошенных (84,3%) согласились с утверждением, что материалы эротической направленности раскрепощают нравы и поведение людей, в том числе молодежи. Более половины студентов (57,8%) в данном контексте видят в средствах массовой информации источник распространения сексуальных отклонений. По мнению 64,8% опрошенных, именно эротический контент средств массовой информации способствует разрушению традиционных нравственно-духовных ценностей и норм. 61,2% респондентов полагают, что средства массовой информации, кинофильмы, изображающие сцены эротического содержания, провоцируют одностороннее развитие личности, ориентируя ее на физическую сторону любви.
16 Международная классификация болезней 10-го пересмотра. КЛАСС V - Психические расстройства и расстройства поведения (Б00-Р99) — Р65 — Расстройства сексуального предпочтения — Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (Б60-Р69) — Код диагноза (заболевания): Б65.4 Педофилия; Б65.0 Фетишизм; Б65.1 Фетишистский трансвестизм; Б65.2 Эксгибиционизм; Б65.3 Вуайеризм; Б65.5 Садомазохизм.
17 Исследование проведено на базе лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; также см.: Клочкова А.В., Пристанская О.В. Социально-правовые ориентации студенческой молодежи // Юридический консультант. 2007. № 1. С. 17-22.
На негативную роль средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей в детерминации преступлений педофильного характера обращается внимание во многих официальных российских документах18. Так, Концепция информационной безопасности детей относит к информационным угрозам все более широкое использование Интернета в целях вовлечения детей в виртуальные формы совращения и сексуальной эксплуатации.
Проблемам противодействия торговле детьми и их сексуальной эксплуатации посредством сети Интернет уделяется особое внимание на международном уровне. Признается, что развитие новых технологий информации придало новые аспекты феномену торговли людьми, а Интернет предоставляет ранее неведомые возможности, и торговцы людьми научились достаточно быстро их использовать. Изучение влияния средств массовой информации и, особенно, новых технологий информации и связи, на торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации, учитывая их стремительное развитие, приобретает в этих условиях первоочередной характер19.
В Факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порно-графии20, в Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений21 выражена обеспокоенность ростом сексуальной эксплуатации и посягательств сексуального характера в отношении детей с использованием информационно-коммуникационных технологий, как детьми, так и преступниками, в том числе растущей доступностью детской порнографии в Интернете и в рамках других развивающихся технологий.
18 Например, Приказом Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» предусмотрено проведение систематических проверок соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. При этом прокуроры должны пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних (п. 3.2).
19 Приложение к Рекомендации № Я (2000) 11 Комитета министров СЕ государствам-членам о борьбе с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, принятой Комитетом министров 19 мая 2000 г.
20 Принят Комитетом Министров Совета Европы 12 июля 2007 г., ратифицирован РФ. Федеральный закон «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений» от 7 мая 2013 г. № 76-ФЗ.
21 Принят Комитетом Министров Совета Европы 12 июля 2007 г., ратифицирована РФ. Федеральный закон «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии» от 7 мая 2013 г. № 75-ФЗ.
Сексуальная эксплуатация детей в сети Интернет признается в международных документах одним из наиболее распространенных и в то же время высоко латентных видов киберпреступлений. Такие преступления совершаются посредством: 1) рекламирования и размещения в Интернете электронных ресурсов, содержащих порнографические материалы с изображением несовершеннолетних, и последующей торговли такими материалами с использованием почтовой и иных видов связи; 2) предоставления за плату доступа к информационным ресурсам сети Интернет ограниченного доступа, содержащим порнографические материалы с изображением несовершеннолетних; 3) совершения в отношении детей развратных действий, понуждения их к совершению действий сексуального характера, в том числе в режиме онлайн, включая вовлечение детей в общение с клиентами в порновидеочатах; 4) организации деятельности веб-студий, предоставляющих пользователям Интернета возможность просмотра порнографических видеоматериалов с участием детей в режиме онлайн; 5) организации предоставления сексуальных услуг несовершеннолетними; 6) соблазнения детей в режиме онлайн с целью организации с ними свиданий для вступления в сексуальные отношения; 7) организации через Интернет «детского секс-туризма» (зарубежных поездок иностранных граждан с целью вступления в сексуальные отношения с детьми на территории других государств с более либеральным законодательством в сфере защиты детей от растления).
Повышенная степень общественной опасности таких преступлений состоит в возможности их анонимного совершения и связанных с этим проблемах с идентификацией личности преступников, в наличии неопределенно широкого круга потерпевших, личность и местонахождение которых не всегда удается установить. Потенциальную опасность для психического здоровья, нравственного и психосексуального развития несовершеннолетних потерпевших несет угроза бесконечно продолжительного («навсегда») сохранения в сети их непристойных изображений, что выступает серьезным психотравмиру-ющим фактором, нередко на протяжении всей жизни человека и, как показывает практика, может привести в будущем к острым посттравматическим расстройствам, нарушениям сексуального поведения, актам аутоагрессии, вплоть до суицидов.
Особую обеспокоенность вызывает отмечаемая специалистами неблагоприятная тенденция снижения возраста детей, используемых преступниками для совращения и изготовления детской порнографии, а также применение к несовершеннолетним жертвам все более жестоких, изощренных способов обращения в целях удовлетворения
извращенных сексуальных потребностей и фантазий взрослых поль-зователей22.
О процессах виктимизации детского и подросткового населения страны в части его вовлеченности в преступления сексуального характера свидетельствуют следующие данные.
Несмотря на существенное снижение общего количества преступлений, направленных против детей, динамика преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних демонстрируют неблагоприятные тенденции. Так, за пять последних лет количество зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних увеличилось на 40,0%, а их доля в общем числе преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, — с 10,4% до 17,7%. Возросло, в частности, количество:
— изнасилований несовершеннолетних (ст. 131 УК РФ) — на 43,0%, в том числе малолетних (потерпевших, не достигших 14-летнего возраста — п. «б» части 4 ст. 131 УК РФ) — на 44,4%;
— насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетнего (ст. 132 УК РФ) — на 40,5%, в том числе в отношении малолетних (п. «б» части 4 ст. 132) — на 38,2%;
— понуждения несовершеннолетнего (несовершеннолетней) к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей — ч. 2 ст. 133 УК РФ);
— половых сношений и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим 16-лет (ст. 134 УК РФ) — в 2,4 раза (на 142,5%), в том числе в отношении детей 12-13-летнего возраста (ч. 3 ст. 134 УК РФ) — на 139%;
— развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего в 14-15 летнем возрасте (ч. 1 ст. 135 УК РФ) — на 14,2%. По сравнению с 2015 годом зафиксирована также неблагоприятная динамика по некоторым видам преступлений против нравственности. Например, количество зарегистрированных фактов вовлечения детей в занятие проституцией или их принуждение к продолжению занятия проституцией (ч. 3 ст. 240 УК РФ) возросло на 17,5%.
Число зарегистрированных фактов использования несовершеннолетних в целях изготовления порнографических материалов или
22 Насилие над детьми. Доклад ЕСРАТ (2006) // Криминальное насилие против женщин и детей: международные стандарты противодействия: сб. док. / Сост. В. С. Ов-чинский. М., 2008. С. 728-804.
предметов (ст. 242.2 УК РФ) возросло с 2012 по 2016 г. на 119,3, причем 54,4% из них совершены с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий).
В 2016 г. по ст. 242.1 УК РФ выявлено и зарегистрировано 455 фактов изготовления и оборота материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, 89,7% из них (408 преступлений) совершены с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий.
О высоком уровне латентности данного вида преступлений свидетельствуют данные Публичного доклада Роскомнадзора23, согласно которому количество поступивших в Роскомнадзор в 2016 г. обращений по фактам детской порнографии по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 30%. Основными ресурсами, на которых осуществляется распространение детской порнографии являются социальные сети (более 50%). Только за 2016 г. в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено24, было внесено 14265 интернет-ресурсов с запрещенной информацией по линии «детская порнография»25.
Вовлечение и использование детей в занятии проституцией, содержание притонов, изготовление и распространение детской порнографии — сфера организованной профессиональной криминальной деятельности, в которую вовлечено большое количество лиц. Рынок секс- и порноиндустрии, основанный на сексуальной эксплуатации детей, стимулирует совершение половых преступлений в отношении несовершеннолетних и малолетних детей.
По мере развития информационно-телекоммуникационных сетей и получения к ним доступа все большего числа несовершеннолетних, отмечается распространение фактов использования ресурсов сети Интернет в целях26:
— понуждения детей и подростков, в том числе путем шантажа, угроз уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей), к действиям сексуального характера, в том числе в формате онлайн;
23 URL: https://rkn.gov.ru/docs/doc_1646.pdf
24 П. 1 ч. 5 ст. 115. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ.
25 URL: https://rkn.gov.ru/docs/doc_1646.pdf
26 См.: Прокурорский надзор за соблюдением законов в сфере противодействия детской проституции, порнографии и другим формам сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, совершаемым с использованием новых информационных технологий: Метод. пособие. М., 2006.
— склонения несовершеннолетних иными способами (в том числе путем подкупа) к совершению действий сексуального характера;
— получения сексуальных услуг подростков в формате онлайн, нередко отправляемых в форме потокового видео заказчикам или другим членам криминального сообщества
В серьезном научном анализе нуждаются в связи с изложенным такие виды общественно опасных посягательств на детей, совершаемых с использованием сети Интернет, как: 1) организация детской проституции и склонение (понуждение) несовершеннолетних к оказанию сексуальных услуг в формате онлайн; 2) организация изготовления и оборота материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних; 3) организация торговли детьми и их незаконного усыновления (удочерения); 4) установление онлайн-контактов, знакомство с детьми для их растления и последующего использования в сексуальных целях, в том числе по заказу клиентов
К сожалению, несмотря на развитие новых способов совершения названных преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в составах ст. 127.1 «Торговля людьми», ст. 133 «Понуждение к действиям сексуального характера», ст. 135 «Развратные действия», ст. 154 «Незаконное усыновление», ст. 240 «Вовлечение в занятие проституцией», ст. 240.1 «Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего», ст. 241 «Организация занятия проституцией» УК РФ квалифицирующий признак «совершение преступления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет)» до сих пор не выделяется.
Действующее уголовное законодательство не полностью учитывает также специфику и повышенную степень общественной опасности изготовления и оборота порнографических материалов, в том числе детской порнографии, совершаемых с использованием современных информационных технологий. Отчасти эту проблему удалось решить принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних». Статья 242 УК РФ «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов» была дополнена частью второй, предусматривающей ответственность за распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних, а также за вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
В число квалифицирующих признаков данного состава преступления в данную статью был включен признак совершения указанных деяний «с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет)». Однако сферы действия данного квалифицирующего признака ограничена исключительно средствами массовой информации и не распространяется на другие электронные ресурсы сети Интернет (не зарегистрированные в установленном порядке в качестве СМИ). Несмотря на данный пробел, введение указанной законодательной новации в статью 242 УК РФ было значительным прорывом в создании уголовно-правовых гарантий защиты детей от публичных форм распространения информации порнографического характера, способствующей их растлению и виктимизации.
Предупреждению виктимизации несовершеннолетних, снижению риска их сексуальной эксплуатации и вовлечения в качестве жертв сферу торговли детьми, в секс- и порнобизнес может способствовать принятие следующих законодательных мер:
1. Ускорение принятия проекта федерального закона № 822714-6 «О внесении изменений в статьи 135 и 242-1 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях уточнения норм уголовной ответственности за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»27.
Указанным законопроектом предусматривается внесение в Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) изменений, направленных на усиление уголовной ответственности за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, общественной нравственности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (независимо от того, зарегистрированы ли соответствующие электронные ресурсы в качестве средств массовой информации или нет). С этой целью названным законопроектом в статью 135 УК РФ «Развратные действия» в качестве квалифицирующего признака вводится признак совершения указанного преступления «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе Интернет)», что отвечает состоянию преступности в данной сфере.
Законопроектом предусмотрено также изменение юридически и криминологически некорректных законодательных формулировок п. «б» ч. 3 ст. 242 УК РФ (распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции) и пункта «г» части второй
27 Собрание законодательства РФ. 2018. № 1. Ст. 229 (ч. 1).
ст. 242.1 УК РФ (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних) в целях их приведения в соответствие с пунктом «г» части второй ст. 242.2 «Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов» УК РФ28.
При этом в качестве квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных действующей редакцией упомянутых выше норм п. «б» ч. 3 ст. 242 УК РФ и п. «г» ч. 2 ст. 242.1 УК РФ действующим законом выделяется лишь совершение преступления «с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть Интернет)».
В то же время, согласно ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», под средством массовой информации понимается «сетевое издание, ... иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)», а к сетевым изданиям относятся сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированные в качестве средства массовой информации в соответствии с указанным Законом. Соответственно, к средствам массовой информации могут быть отнесены только отдельные электронные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официально зарегистрированные как сетевые издания. Сайты, не зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве средств массовой информации, а также иные электронные ресурсы сети Интернет (включая чаты, форумы и т. п.) средствами массовой информации в соответствии с действующим законодательством не признаются (ст. 8).
Таким образом, названные деяния не подпадают под действие п. «б» ч. 3 ст. 242 УК РФ и п. «г» ч. 2 ст. 242.1 УК РФ. В результате предусмотренный ими квалифицирующий признак не применяется в отношении распространения порнографической продукции среди несовершеннолетних, а размещение «детской» порнографии с использованием не зарегистрированных в качестве СМИ электронных ресурсов (в том числе сайтов коммерческих предприятий), социальных сетей, электронной почты, иных технических возможностей сети Интернет под действие указанных квалифицирующих признаков преступления не подпадает.
28 Введена Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ (Собрание законодательства РФ. 2012. № 10. Ст. 1162).
Указанный подход противоречит стратегии международной уголовной политики, ориентирующей на существенное ужесточение ответственности за любые формы сексуальной эксплуатации детей в информационно-телекоммуникационных сетях29. Так, Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств-участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми 30 предусматривают ужесточение гражданских, административных и уголовных санкций за любые формы совращения, злоупотреблений и эксплуатации детей, в том числе с использованием средств массовой информации, телекоммуникационных сетей открытого доступа и в иных публичных формах (подп. 4.4.2.).
Для сравнения, п. «г» ч. 2 ст. 242.2 УК РФ в качестве квалифицирующего признака фото-, кино- или видеосъемки несовершеннолетнего в целях изготовления и (или) распространения порнографических материалов или предметов либо привлечения несовершеннолетнего в качестве исполнителя для участия в зрелищном мероприятии порнографического характера, предусмотрено совершение перечисленных деяний именно «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет)».
Аналогичные квалифицирующие признаки совершения преступления «в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет)», включены в новые составы преступлений, предусмотренные п. «д» ч. 2 ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства», п. «д» ч. 3 ст. 110.1 УК РФ «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», ч. 2 ст. 110.2. УК РФ «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства» и новой статьей 151.2. УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего», введенные Федеральным законом от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ.
2. Введение квалифицирующего признака «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет)» в следующие составы преступлений сексуального характера, совершаемых с использованием новых информационных технологий в отношении несовершеннолетних:
— в ч. 2 ст. 133 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за понуждение несовершеннолетнего (несовершенно-
29 Стратегия Восьмерки по защите детей от сексуальной эксплуатации по Интернету (Лионская Группа Восьмерки, октябрь 2002 г.), Рекомендации Восьмерки по транснациональной преступности (Мон-Треблан, Канада, 2002 г.).
30 Приняты МПА СНГ 3 апреля 2008 г. (Информ. бюл. 2008. № 42).
летней) к совершению действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей);
— в ч. 3 ст. 240 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за вовлечение в занятие проституцией, совершенное в отношении несовершеннолетнего31;
— в новый квалифицированный состав ст. 240.1 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста32;
— в п. «в» ч. 2 и 3 ст. 241 УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за организацию занятия проституцией с использованием для занятия проституцией несовершеннолетних и лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста33.
Введение указанного квалифицирующего признака в указанные уголовно-правовые нормы соответствует международно-правовым принципам, ориентирующим государства на существенное ужесточение ответственности за любые формы сексуальной эксплуатации детей в информационно-телекоммуникационных сетях, включая соблазнение ребенка в режиме онлайн с целью организации свидания и совершения сексуального преступления, а также детскую проституцию, организуемую через Интернет34.
Поддержка концепции и принятие в доработанной редакции внесенного 20 ноября 2017 г. в Государственную Думу членом Совета Федерации А. В. Беляковым проекта федерального закона № 318286-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета пропаганды криминальной субкультуры». Он предусматривает введение запрета пропаганды криминальной
31 В ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ.
32 Под сексуальными услугами в ст. 240.1 УК РФ, как следует из примечания к ней, понимаются любые действия сексуального характера, условием совершения которых является денежное или любое другое вознаграждение несовершеннолетнего или третьего лица либо обещание вознаграждения несовершеннолетнему или третьему лицу (введена Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 380-ФЗ).
33 В ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ.
34 Стратегия Восьмерки по защите детей от сексуальной эксплуатации по Интернету, Рекомендации Восьмерки по транснациональной преступности; Рекомендации Комитета Министров Совета Европы № Я (89) 7 относительно принципов распространения видеопродукции насильственного, жестокого или порнографического содержания, Рекомендации № Я (2000) 11 относительно действий по борьбе с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, Модельном законе государств — участников СНГ «О противодействии торговле людьми» (принят МПА СНГ 3 апреля 2008 г. // Информ. бюл. 2008. № 42.
субкультуры в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях и других видах информационной продукции и внесение соответствующих изменений в Закон РФ «О средствах массовой информации» (новая ч. 9 ст. 4), Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (п. 5 ч. 2 ст. 5), Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п. 1 ч. 5 ст. 15.1).
Как указывается в пояснительной записке к названному законопроекту, «дети и подростки в силу возрастных психологических особенностей оказываются в наибольшей степени подвержены влиянию идеологии, норм и ценностей преступного мира, романтизирующих и идеализирующих криминальный образ жизни». Однако, несмотря на выраженную социальную потребность во введении законодательного запрета на пропаганду криминальной субкультуры, формально такой запрет до настоящего времени формально отсутствует, хотя «популяризация преступного образа жизни имеет отнюдь не меньшую степень общественной опасности, а сама криминальная субкультура напрямую связана с экстремизмом, рэкетом и другими нарушениями законности и правопорядка»35.
Под влиянием СМИ и Интернета в общественном сознании культивируются ценности и нормы криминальной среды, романтизируется криминальная субкультура, насаждаются стереотипы преступного поведения. Происходящая вследствие данных процессов криминогенная деформация ценностно-нормативной системы личности, размывание и девальвация в сознании пользователей социально позитивных ценностей, установок, нравственных идеалов детерминирует совершение преступлений, в том числе сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних.
Международные нормы предусматривают закрепление в национальном законодательстве запрета на пропаганду преступлений, связанных с торговлей людьми, включая пропаганду порнографии, эксплуатации проституции, иных коммерческих сексуальных услуг, и распространение в средствах массовой информации, телекоммуникационных сетях, рекламной продукции и иной информации, способствующей виктимизации потенциальных жертв торговли людьми36.
35 Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: http://www.duma.gov.ru/systems/law/
36 П. 5 ст. 9 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее («Палермский протокол»), дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 15 ноября 2000 г., ратифицирован Российской Федерацией (Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ); см. также: Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств-участников СНГ в сфере
Как отмечается в специальной литературе, все более активным субъектом пропаганды становятся, наряду с террористическими и экстремистскими организациями 37, традиционные преступные объединения, занимающиеся открытой пропагандой криминальной идеологии. Отмечается появление интернет-ресурсов, принадлежащих организованным преступным группировкам, через которые они не только обмениваются информацией, но также пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни. Особое беспокойство вызывает развитие в сети Интернет электронных ресурсов, где положительно оцениваются и представляются в качестве социальной нормы такие общественно опасные явления, как педофилия, детская проституция и детская порнография.
Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики предусматривались Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы38, однако в полной мере до сих пор не реализованы.
Поддерживая в целом концепцию названного выше законопроекта, вместе с тем нельзя не отметить существенных юрилических и криминологических дефектов приведенной в законопроекте дефиниции термина «пропаганда криминальной субкультуры». Под ним понимается такая пропаганда, которая выражается «в распространении информации о социокультурных ценностях преступного мира, направленной на формирование привлекательности криминального образа поведения» не отвечает общепринятым критериям ясности, определенности и недвусмысленности 39. В предлагаемой редакции проектируемая диспозиция вводимой уголовно-правовой нормы будет предоставлять необоснованно широкие пределы для усмотрения правоприменителя, допускать расширительное толкование устанавливаемых ограничений свободы слова, свободы творчества и свободы массовой информации, и, следовательно, произвольного их применения.
В связи с этим проектируемое законодательное определение понятия «пропаганда криминальной субкультуры» нуждается в серьезной доработке, в том числе с учетом перспективы ее использования в целях общей и индивидуальной профилактики преступлений в сфере сексуальной эксплуатации несовершеннолетних.
борьбы с торговлей людьми. Приняты МПА СНГ 3 апреля 2008 года. // Информ. бюл. 2008. № 42.
37 Сундиев И. Ю. Информационные технологии в экстремистской деятельности молодежных объединений // Научный портал МВД России. 2010. № 2. С. 11-21.
38 Утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.
39 См., напр., определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. № 1759-О.
Отмеченные выше пробельность и несовершенство федерального законодательства повышают уровень виктимности несовершеннолетних, порождают безнаказанность взрослых растлителей детей, а, следовательно, провоцируют рецидив грубейших нарушений законности в сфере защиты несовершеннолетних от общественно опасных посягательств на основные, неотъемлемые права ребенка, признанные международным и российским правом (право на телесную и половую неприкосновенность, нормальное физическое, нравственное и психическое развитие, право на защиту от жестокого обращения, совращения и эксплуатации). Устранение указанных законодательных недостатков является условием нормального нравственного, духовного, психического и физического развития детей, а, следовательно, и гарантией выживания, духовной, культурной и нравственной сохранности самого общества.
Введение в российское уголовное законодательство предлагаемых изменений позволит привести его в соответствие с интересами национальной безопасности России, выполнить международные обязательства в сфере предупреждения виктимизации детей, их защиты от вовлечения в сферу торговли людьми и их сексуальной эксплуатации.
Список литературы
1. Ениколопов С. Н. Средства массовой коммуникации и насилие // Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. М., 2002.
2. Клочкова А. В. Специфика подхода СМИ к материалам криминальной проблематики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2012. № 2.
3. Паламарчук А. В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сети Интернет. М., 2017.
4. Позднякова М. Е. Влияние интернет-сообществ на распространение девиантных форм поведения в современной России (на примере наркотизма) // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 8. М., 2009.
5. Пристанская О. В., Разумовская П. Е. Проблемы противодействия преступлениям против детей, совершаемым с использованием новых информационных технологий // Прокурорская и следственная практика. 2007. № 3-4.
6. Смирнов А. А. Принципы безопасного использования социальных сетей // Дети в информационном обществе 2012. № 10.
7. Смирнов А. А. Роль и место средств массовой информации в механизме детерминации противоправного поведения // Библиотека криминалиста. 2012. № 1.
8. Смирнов А. А. Сеть Интернет в механизме криминологической детерминации // Библиотека криминалиста. 2013. № 5.