DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-74-80
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Горшкова М.А.
ORCID: 0000-0002-2593-4833, Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево, Российская Федерация
Негативные процессы в обществе, обусловленные утверждением рыночных отношений не только в экономике, но также в культуре и образовании обусловили кризис последних как социальных институтов. Традиционные агенты социализации начинают терять свою власть и эффективность воздействия в социально-коммуникационном пространстве общества. В связи с этим возникает необходимость создания новых воспитательных систем.
Ключевые слова: воспитание; воспитательная система; социализация; социализированность студента; молодежь; социальный институт; современный вуз.
FEATURES OF FORMING OF EDUCATIONAL SYSTEM
IN THE CONDITIONS OF THE MARKET RELATIONS
Gorshkova M.A.
ORCID: 0000-0002-2593-4833, State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, Russian Federation
The negative processes in society caused by approval of the market relations not only in economy but also in culture and education caused crisis of the last as social institutes. Traditional agents of socialization
begin to lose the power and efficiency of impact in social and communication space of society. In this regard there is a need of création ofnew educational systems.
Keywords: éducation; educational system; socialization; student's sotsializirovannost; youth; social institute; modem higher éducation institution.
Специфика построения системы воспитательной работы в условиях рыночных отношений обусловлена, прежде всего, соотношением концептов «воспитание» и «социализация молодёжи» в современном осмыслении. Особенно значимым в данном направлении является понимание того факта, что в связи с изменением образовательной парадигмы «социализация» становится одним из центральных понятий педагогики. В работах И.С. Кона подчёркивается тесная понятийная связь терминов «социализация» и «воспитание» и утверждается, что воспитание соотносится, прежде всего, с целенаправленными действиями «сознательного привития индивиду желаемых черт и свойств», а социализация включает не только намеренные, но и спонтанные системные социокультурные воздействия, в рамках которых «индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».
Развивая представленное определение, а также принимая во внимание основополагающий научный контент терминологического описания, мы понимаем социализацию как целенаправленный комплексный процесс педагогически организованной деятельности, направленной на решение ряда задач образования (обучения, воспитания и развития) личности в рамках приобщения её к духовно-нравственным нормам и социокультурному опыту общежития в социуме; развития и коррекции ценностных установок, обусловливающих как субъектное (успешная самореализация), так и институциональное целеполагание - обеспечение сохранения нации, преемственности поколений, лучших традиций науки, культуры и социально-правового взаимодействия российского государства.
1. Перераспределение влияния агентов социализации современной молодежи.
Традиционно к агентам социализации молодёжи относились институты семьи, культуры, образования, досуга и спорта, а также близкие и дальние родственники, преподаватели, тренеры, сверстники, друзья, герои книг, кумиры и идеалы из творческой, научной, общественно-политической и т.п. среды.
Не секрет, что студенты на сегодняшний день очень редко посещают библиотеки, предпочитая искать информацию для учебных целей в Интернете, при этом получаемая информация далека от академичности, не всегда корректна в научном плане, размещается людьми, зачастую не являющимися специалистами; редко качественно и принципиально проверяется преподавателями в вузе.
Значительной проблемой воспитания молодёжи на современном этапе является манипулятивное воздействие СМИ, реализуемое через социально-коммуникативную и рекреативную функции, в рамках которых идёт формирование материальных и социальных потребностей, норм и стандартов «красивой» жизни, «гламура». Всё это приводит к выработке у студенческой аудитории искаженных представлений о социальной реальности, а предлагаемые готовые модели, транслируемые поточным методом изготовленных телевизионных сообщений, рекламы, передач, образов, шоу и др. формируют основные концепты символьной среды молодёжи, культивирующей наиболее распространенные потребности и представления о реальности.
2. Изменение ценностных ориентаций молодёжи идеологическими посылами массовой культуры.
Ещё в середине прошлого века американским философом, психологом и социологом Джорджем Гербнером была разработана теория культивации или культивирования, которая не утратила актуальности в современном социокультурном пространстве. В ней убедительно доказано объективное влияние массовой культуры на социализацию всех половозрастных и социально-профессиональных слоев населения. Особо значимо в рамках рассматриваемой
нами научной проблемы понимание изменившихся идеологических посылов массовой культуры, активно влияющих на ценностные ориентации молодёжи. Эти посылы явились следствием экономического шока, обусловливающим такое же шоковое, не одномоментное, но очень быстрое и агрессивно внедряемое изменение ценностей общества.
К таким посылам можно отнести, в первую очередь, внушение мысли о всевластии денег, что проявляется в трансляции прямых и завуалированных идей различных сериалов, отдельных фильмов, спектаклей, игр, книг, ток-шоу и т.п. Вторым посылом является внушение практической неизбежности и зачастую необходимости насилия (физического, военного, сексуального, психологического) в тематике и сюжетных линиях зарубежного и отечественного кинематографа, книжной продукции, изобразительного искусства и др.
Ещё один идеологический посыл соотносится с идеей вседозволенности (прежде всего-сексуальной), нивелирования нравственных и этических норм Существенной проблемой воспитания молодёжи являются попытки со стороны массовой культуры дегероизации исторического прошлого, личностей, героев художественных литературных произведений, кино, высмеивание тех гражданско-патрио-тических и нравственно-этических ценностей, с которыми соотнесён был данный образ в сознании предшествующих поколений. С этим явлением соотносятся также своего рода навязывание молодёжи кумиров «гламура» и тот факт, что притягательные образы людей труда, примеры гражданской чести и воинской доблести в массовой культуре не артикулируются.
3. Актуализация субкультурных и контркультурных образований, позволяющих молодёжи адаптироваться (или дистанцироваться) на линии «свой-чужой» в быстро меняющемся мире.
Особенностью молодёжной субкультуры является обретение молодым человеком механизма уверенности в исполняемых им ролях и принятом поведении, что служит для взаимной адаптации свер-
стников и привлекает ощущением «нормированной» (нормированной определённым кругом) вседозволенности и правильности поведения. Основу ценностной ориентации в таком случае составляет иррационализм, связанный с признанием приоритета биологического над социокультурным. Традиционные духовно-нравственные ценности заменяются на контрценности, пропаганду антиинтеллектуализма и свободы самовыражения; безоговорочное оправдание и доверие к спонтанным проявлениям чувств, в том числе и открытость интимных связей; непристойность поведения, воспринимаемых как новый (принятый на линии «свой») стиль жизни.
4. Кризис гуманитарных, гуманистических, духовно-нравственных оснований сути и целей высшего образования.
Включение института образования в общую систему рыночных отношений способствовали качественному изменению его сути и целей. Классическая интеллектуальная традиция рассматривает образование как императивное благо, которое можно заслужить лишь упорным трудом. В экономическом контексте функционирования высшего образования эта императивность исчезает, уступая место идеалам рыночной культуры и потребительским предпочтениям. Целью высшего образования в рамках идей Болонского процесса становится не воспитание гармоничной, интеллектуально и нравственно развитой личности, а внедрение любыми способами идей конкурентоспособности и эффективности личности. В данном контексте трудно не согласиться с мнением Г.Е. Зборовского и Е.А. Шуклиной, определяющих основной причиной кризиса современного образования рассмотрение его крайне однобоко, лишь как средство подготовки человека к последующей жизни, к профессии, к труду, хотя образование - это дно из наиболее значительных средств самореализации личности.
Важным аспектом в этом плане является утверждение в рамках Болонского процесса компетентностного подхода. С одной стороны, данный подход в рамках новой образовательной парадигмы оказался объективно востребованным, так как,позволяя перейти от ориентации на воспроизведение знания к его применению, со-
ответствует социальным ожиданиям в сфере образования и интересам участников образовательного процесса - предполагает ориентировать деятельность выпускников на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций. С другой стороны, это обусловило введение в пространство высшей школы понятий «конкурентоспособность», «компетентность как ресурс конкурентности и успешности на рынке труда», что стало соотноситься с ценностями соперничества, достижения успешности любыми путями, нравственным нигилизмом, с отсутствием тяги к конструктивному социальному взаимодействию, с жёсткостью и даже жестокостью в контексте противостояния.
Таким образом, отмеченные особенности социализация российской студенческой молодёжи обозначают векторы пересмотра и оптимизации сложившейся системы воспитательной работы в вузе, связанные с пониманием закономерности сложившихся противоречий между воспитанием и социализацией, обусловленных многоаспектностью современных средств влияния на личность. При этом важно подчеркнуть, что, если воспитание, как правило, опирается на слово, которое, несомненно, является мощным фактором влияния, то социализация воздействует через «дело» - события, материальные и иные условия жизни. Противоречие между словом и делом, в том числе и на государственном уровне, - серьёзная проблема всей системы социализации и педагогики. В рамках решения данных проблем возникает потребность осмысления подходов, тенденций и закономерностей корректного перевода (в контексте воспитательной системы) нерегулируемых процессов социализации в регулируемые процессы педагогического воздействия на основе актуализации духовно-нравственного вектора в культуре и образовании.
Важным также является включение в систему воспитания «дела», или специальным образом организованной системы «дел» (социальных, общественно полезных, гражданско-патриотических, экологических и т.п, проектов); развитие возможностей творческой и научной самореализации; поиска в рамках воспитательной системы
вуза более действенных путей, методов и приёмов педагогического воздействия на сознание, адаптационные стратегии студенческой молодёжи, а главное - на ценностную картину мира, которая является прообразом будущего мира России.
Список литературы
1. Андриянова A.A., Хасанов A.A. Формирование понятийно-категориального аппарата компетентностного подхода II Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2010. Т. 1. №4. С. 158-161. С. 159.
2. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 270 с. С. 42.
3. Кубякин Е.О. Особенности воздействия массовой культуры на социализацию российской молодежи // Общество: философия, история, культура. 2011. № 1-2. С. 24-27.
4. Полтавская Е.И. Информация: к уточнению понятия // РАН НТИ: Сер. 2. Информационные. Процессы и системы. 2013. № 5. С. 1-6.
5. Хагуров Т.А., Остапенко A.A. Реформа образования глазами профессионального сообщества: опыт социологического исследования. М.: Институт социологии РАН, 2014. 230 с.