Научная статья на тему 'Мировоззренческое самоопределение молодёжи - важнейшая проблема современного российского образования'

Мировоззренческое самоопределение молодёжи - важнейшая проблема современного российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / IDEOLOGY / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / IDEOLOGICAL SELF-DETERMINATION / МОЛОДЁЖЬ / YOUTH / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENERAL EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ПЕДАГОГ / TEACHER / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ДЕГУМАНИЗАЦИЯ / UPBRINGING / HUMANITARIAN SUBJECTS / AND DEHUMANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Елена Васильевна, Остапенко Ирина Алексеевна

В статье выдвигается положение об обязательности мировоззренческой направленности системы современного образования. Авторы выдвигают и анализируют факторы, препятствующие мировоззренческому самоопределению современной российской молодёжи. Отмечается недостаточная теоретическая и практическая разработка проблем мировоззренческой направленности образования, связанная с ослаблением позиций воспитания как важнейшей составляющей образовательного процесса. Под влиянием СМИ и интернета меняется мышление и восприятие индивида, его мотивационно-потребностная сфера. Интернет-воздействие способствует манипуляции сознанием молодёжи. Препятствует мировоззренческому самоопределению подрастающего поколения также и мировоззренческая неопределённость педагога, которому в современных социально-политических условиях сложно ориентироваться в обществе, в котором царит мировоззренческий хаос. Происходит дегуманизация современного образования, в том числе в результате изъятия из учебных планов (или сокращения) гуманитарных дисциплин. Наблюдается разрыв связей между поколениями и недостаточное использование потенциала старшего поколения в формировании мировоззрения молодёжи в силу социокультурного статуса пожилых людей в современном российском обществе. Низкое материальное положение стариков вызывает у молодых людей не желание учиться у них, а страх перед старостью, жалость или пренебрежение к пожилым людям. В статье подчёркивается, что для решения проблемы мировоззренческого самоопределения молодёжи необходима активизация мировоззренческого потенциала всех компонентов системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL SELF-DETERMINATION OF THE YOUTH IS THE MOST IMPORTANT PROBLEM OF MODERN RUSSIAN EDUCATION

The article advances the idea of the mandatory ideological orientation of modern education. The authors propose and analyze the factors that prevent ideological self-determination of modern Russian youth. There is insufficient theoretical and practical development of problems of the ideological orientation of the education, connected with weakening of positions of upbringing as the most important component of the educational process. Under the influence of the mass media and the Internet the way of thinking and perception of an individual, the need-motivational sphere is changing. The Internet effect promotes manipulating the consciousness of the youth. The younsters' determination is also impeded by the ideological uncertainty of the teacher who may be a bit directionally-challenged in the society where ideological chaos reigns. The dehumanization of contemporary education is taking place as a result of withdrawal from the curriculum (or reduction) of the humanitarian subjects. There is a gap of intergenerational relations and the insufficient use of potential of the older generation in shaping of the worldview of young people owing to socio-cultural status of elderly people in modern Russian society. Poor financial situation of the elderly cause young people not want to learn from them, entails the sense of fear of old age, pity or contempt for the elderly. The article stresses that to solve the problem of ideological self-determination of the youth is necessary to intensify the ideological potential of all components of the education system.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческое самоопределение молодёжи - важнейшая проблема современного российского образования»

Магомедова Елена Васильевна, Остапенко Ирина Алексеевна МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЁЖИ - ВАЖНЕЙШАЯ ...

УДК 37.017.7

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЁЖИ - ВАЖНЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Магомедова Елена Васильевна, кандидат философских наук, доцент кафедры профессиональной

педагогики и иностранных языков Остапенко Ирина Алексеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры профессиональной

педагогики и иностранных языков Азово-Черноморский инженерный институт, Зерноград (Россия)

Аннотация. В статье выдвигается положение об обязательности мировоззренческой направленности системы современного образования. Авторы выдвигают и анализируют факторы, препятствующие мировоззренческому самоопределению современной российской молодёжи. Отмечается недостаточная теоретическая и практическая разработка проблем мировоззренческой направленности образования, связанная с ослаблением позиций воспитания как важнейшей составляющей образовательного процесса. Под влиянием СМИ и интернета меняется мышление и восприятие индивида, его мотивационно-потребностная сфера. Интернет-воздействие способствует манипуляции сознанием молодёжи. Препятствует мировоззренческому самоопределению подрастающего поколения также и мировоззренческая неопределённость педагога, которому в современных социально-политических условиях сложно ориентироваться в обществе, в котором царит мировоззренческий хаос. Происходит дегуманизация современного образования, в том числе в результате изъятия из учебных планов (или сокращения) гуманитарных дисциплин. Наблюдается разрыв связей между поколениями и недостаточное использование потенциала старшего поколения в формировании мировоззрения молодёжи в силу социокультурного статуса пожилых людей в современном российском обществе. Низкое материальное положение стариков вызывает у молодых людей не желание учиться у них, а страх перед старостью, жалость или пренебрежение к пожилым людям. В статье подчёркивается, что для решения проблемы мировоззренческого самоопределения молодёжи необходима активизация мировоззренческого потенциала всех компонентов системы образования.

Ключевые слова: мировоззрение, мировоззренческое самоопределение, молодёжь, воспитание, образование, общее образование, высшее образование, педагогика, педагог, гуманитарные дисциплины, дегуманизация.

IDEOLOGICAL SELF-DETERMINATION OF THE YOUTH IS THE MOST IMPORTANT PROBLEM OF MODERN RUSSIAN EDUCATION

© 2016

Magomedova Yelena Vasilievna, candidate of philosophical sciences, associate professor of the chair

of professional pedagogy and foreign languages Ostapenko Irina Alekseevna, candidate of philosophical sciences, associate professor of the chair

of professional pedagogy and foreign languages Azov-Black Sea engineering Institute Zernograd (Russia)

Abstract. The article advances the idea of the mandatory ideological orientation of modern education. The authors propose and analyze the factors that prevent ideological self-determination of modern Russian youth. There is insufficient theoretical and practical development of problems of the ideological orientation of the education, connected with weakening of positions of upbringing as the most important component of the educational process. Under the influence of the mass media and the Internet the way of thinking and perception of an individual, the need-motivational sphere is changing. The Internet effect promotes manipulating the consciousness of the youth. The younsters' determination is also impeded by the ideological uncertainty of the teacher who may be a bit directionally-challenged in the society where ideological chaos reigns. The dehumanization of contemporary education is taking place as a result of withdrawal from the curriculum (or reduction) of the humanitarian subjects. There is a gap of intergenerational relations and the insufficient use of potential of the older generation in shaping of the worldview of young people owing to socio-cultural status of elderly people in modern Russian society. Poor financial situation of the elderly cause young people not want to learn from them, entails the sense of fear of old age, pity or contempt for the elderly. The article stresses that to solve the problem of ideological self-determination of the youth is necessary to intensify the ideological potential of all components of the education system.

Keywords: ideology, ideological self-determination, youth, upbringing, education, general education, higher education, pedagogy, teacher, humanitarian subjects, and dehumanization.

Проблема мировоззренческого самоопределения молодёжи связана сегодня с необходимость найти ответы на два вопроса: почему мировоззренческое самоопределение молодёжи стало проблемой в современном российском обществе и какие именно факторы препятствуют решению этой проблемы.

Необходимость мировоззренческой направленности системы образования сегодня, как, впрочем, и на всех этапах развития образования и общества, несомненна. Вопрос в том, как это обязательное в теории положение реализуется на практике.

Человечество переживает сегодня бифуркационный взрыв, в корне меняющий привычные основания организации и функционирования общества, в результате чего мы стали свидетелями и участниками системного кризиса, поразившего политику, экономику, экологию, антропологию, нравственность. Российское общество не исключение. Более того, начиная с 1985 года, мы живём в ситуации социальной неопределённости. Именно поэтому мы особенно остро нуждаемся в таком типе челове-

ка, который мог бы оптимально адаптироваться к этому непрерывно меняющемуся миру и при этом осознавать и успешно решать задачу собственного личностного развития. Иными словами, необходим человек с определённым типом мировоззрения, сохраняющим известную преемственность этнокультурного опыта, ценностных ориентаций российской цивилизации и одновременно включающим в себя новые знания и оценки, получаемые в обществе, объективно включённом в мировые процессы глобализации.

Необходимость мировоззренческой направленности образования осмыслена не только на научно-практическом уровне, о чём свидетельствуют работы философов, психологов, педагогов, но и на уровне власти. Так, Э.А. Манушин среди главных проблем высшего профессионального образования называет проблему морально-нравственного воспитания молодёжи, снижение интеллектуального потенциала, отсутствие у студентов установки на труд [1]. Эти же вопросы рассматриваются С.Э. Берестовицкой [2], [3], И.В. Метлик [4], Г.С.

Магомедова Елена Васильевна, Остапенко Ирина Алексеевна педагогические

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЁЖИ - ВАЖНЕЙШАЯ ... науки

Степановой [5] и др. Правовое регулирование указанной проблемы обеспечивают такие нормативные документы, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации [6], определяющая развитие российского образования до 2025 года, государственные образовательные стандарты, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [7]. Например, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования на первое место в перечне требований к оценке результатов образования ставит «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению... формирование целостного мировоззрения» [8].

Однако определить и сформулировать задачу ещё не означает её решить. Попытаемся проанализировать факторы, препятствующие успешному и быстрому решению поставленной задачи.

Во-первых, на данный момент российская педагогическая наука, как, впрочем, и другие гуманитарные дисциплины, не имеет ни глубоких теоретических разработок проблемы мировоззренческой направленности образования, ни практического опыта решения. Мировоззрение рассматривается в основном в философском плане [9], анализируются также вопросы мировоззрения современной молодёжи безотносительно к образованию и его огромного потенциала в данной сфере [10], [11], [12]. Рассматриваются некоторые аспекты формирования профессионального мировоззрения студенчества [13], отдельные компоненты мировоззрения [14], анализируется соотношение мировоззрения молодёжи религии [15]. Формирование личности человека, её мировоззрения - основная задача воспитания как составной части образовательного процесса. Как правило, содержание и цели воспитания обусловлены культурно-исторической спецификой общества, его системой ценностей, глобальными мировыми процессами. После распада СССР наше общество и государство, увлечённые западными либерально-демократическими ценностями и внедрением в жизнь новых форм социально-экономических отношений, упустило из виду воспитание как важнейшую составляющую образовательного процесса. Вернее, мы отказались от советской практики воспитания и попытались «пересадить» на нашу почву воспитательные практики Запада, не обращая внимания на такие «мелкие» недостатки российской реальности 90-х, как социальная нестабильность, резкое падение уровня жизни населения, экономическая и политическая зависимость от «дружелюбного» Запада, масштабная криминализация российского общества и т. п. В итоге выросло «потерянное» поколение, или как у нас его сегодня называют, - поколение, воспитанное на программе «Дом-2». Сегодня у представителей этого поколения растут свои дети, мало отличающиеся от родителей по уровню жизни и уровню духовного развития.

Во-вторых, важнейшим агентом социализации современного человека становятся СМИ, информационное пространство. В результате коренным образом меняется мышление и восприятие индивида, его мотива-ционно-потребностная сфера. Ещё в 70-80-е гг. ХХ века Е.Ф. Фукуяма с тревогой констатировал тот факт, что в современном обществе культивируются и пропагандируются в качестве социального идеала материальные ценности и развлечения на фоне растущего бездушного отношения к окружающим и внушения мысли и приоритете прав по отношению к обязанностям. Это приводит к нарастанию эгоизма, жестокости, расцвету потребительской культуры, потере нравственных ориентиров [16]. Однако дело не только в тиражировании асоциальных идеалов и норм поведения. Наиболее мощным фактором влияния на сознание современного человека, особенно на несформировавшиеся умы подрастающего поколения, стал интернет. Информационная Сеть - это не только средство формирования нового пространства-времени, где человек за одну минуту может преодолевать 92

огромные расстояния, как в географическом смысле, так и в историческом, но это в первую очередь источник знаний. Причём этот источник значительно потеснил в образовательном пространстве традиционные проводники знаний - Семью и Школу. Опасность в том, что растущий человек не в состоянии осмыслить огромный объём информации должным образом, а возможность быстрого получения необходимой информации (обратим внимание - не знаний, а именно информации) не способствует развитию любознательности, желанию получить системные фундаментальные знания. В итоге у большей части молодёжи формируется так называемое «клиповое мышление» [4], когда человек схватывает лишь фрагменты информации, не умея сложить эти части в единое целое. Наблюдаются также «формирование фрагментарного мировоззрения, снижение ценности поиска истины, формирование потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей; снижение качества межличностного общения; повышение агрессии из-за огромного количества сцен насилия» [17, с. 42]. Такая личность - благодатный материал для манипулирования ею: можно внушить какие угодно ценности, приоритеты, принципы, а, в конечном счёте, сформировать у молодого человека определённое поведение и отношение к чему-либо. Всё это ярко проявилось в событиях последних лет на Украине.

Корректировать влияние Сети на сознание молодого поколения возможно только при условии тесного взаимодействия всех общественных институтов: семьи, школы, религиозных организаций и других институтов общественного участия. Такое социальное партнёрство позволит выявить и реализовать заказ общества на воспитание личности определённого типа. На сегодняшний день важнейшими факторами, затрудняющими осуществление социального взаимодействия по воспитанию нравственности подрастающего поколения, являются отсутствие гражданского согласия в современном российском обществе, когда различные социальные институты оказывают на молодое поколение разнонаправленное влияние, а также острые социальные противоречия в стране на фоне падения уровня жизни подавляющей части населения.

Третий фактор, препятствующий полноценному мировоззренческому самоопределению молодёжи, - мировоззренческая неопределённость педагога. Что бы ни происходило в мире, влияния образовательного учреждения на неокрепшие умы ещё никто не отменял. Однако сегодня самому педагогу трудно ориентироваться в обществе, в котором царит мировоззренческий хаос. Духовная жизнь современного российского социума -это конгломерат разных ценностей, верований, идеалов, имеющих зачастую довольно слабую рациональную аргументацию. Педагог всегда оказывает мировоззренческое влияние на учащихся в силу того, что в процессе педагогического общения происходит их психическое взаимодействие, которое может быть целенаправленным и спонтанным, сознательным и подсознательным. Осознанное влияние формируется целенаправленным убеждением, в которое неизбежно включаются и механизмы внушения. Эффективность убеждения значительно возрастает, если педагог пользуется высоким нравственным и интеллектуальным авторитетом у своих учеников. Разновидностью неаргументированного социального взаимодействия является подражание, которое может быть внешним и внутренне мотивированным, осмысленным. Получается, мировоззренческая составляющая личности педагога частично присваивается учащимися. Для активизации данного процесса необходима соответствующая методическая работа в каждом образовательном учреждении. Её целью должна стать актуализация мировоззренческого потенциала школьного образования. Однако здесь свои трудности, и мы переходим к анализу четвёртого фактора-препятствия на пути к мировоззренческому самоопределению под-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

Магомедова Елена Васильевна, Остапенко Ирина Алексеевна МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЁЖИ - ВАЖНЕЙШАЯ ...

растающего поколения.

Это дегуманизация современного образования. Ни для кого не секрет, что нравственный стержень человека, систему его взглядов на мир, общество, самого себя формируют прежде всего гуманитарные науки. Однако сегодня в учебных планах образовательных учреждений (в первую очередь речь идёт о вузах) их место заняли социально-экономические дисциплины (политология, социология, экономика и т. п.). Мы уже отмечали данную тенденцию ранее [18]. Это происходит на фоне снижения уровня интеллектуального развития большинства школьников. Е.С. Симакова, опираясь на данные, опубликованные на официальном сайте ФИПИ после проведения ЕГЭ по русскому языку в 2014 году, приводит такие цифры: только 6 % учащихся продемонстрировали способность широко осмысливать мировоззренческие проблемы и делает вывод, с которым трудно не согласиться: «.У выпускников наблюдается задержка процесса формирования мировоззренческих установок, понижение уровня речевого развития, примитивность эмоций и стереотипность представлений о мире и суждений о нём» [19, с. 81]. Вряд ли выявленная тенденция является случайной. Скорее, это закономерное следствие дегуманизации образовательного процесса. Понять культурно-историческую и социальную специфику того или иного общества, проникнуться «духом» эпохи позволяют такие учебные дисциплины, как история, история мировых цивилизаций, мировая художественная культура и т. п. На этих занятиях в наибольшей степени формируются мировоззренческие основы личности, способность к интерпретационной деятельности, к диалогу и дискуссии, навыки коммуникативной культуры, умение проводить исторические параллели, что позволяет, в свою очередь, формировать гражданскую и культурную идентичность молодого российского поколения. В этих условиях преподавание гуманитарных дисциплин в вузе требует от педагога особого подхода и особых форм воздействия на обучающихся [20].

Дегуманизация образования имеет и ещё один негативный аспект. Согласно данным, приводимым С.Э. Берестовицкой [2], наиболее точно формулируют мировоззренческую направленность своего предмета учителя истории и обществознания, русского языка и литературы, музыки, т. е. «гуманитарии». Аналогичная ситуация в вузах, особенно в вузах технических. Объясняется она просто: как правило, преподаватели дисциплин негуманитарного цикла не задумываются о мировоззренческих аспектах своего предмета. Следовательно, необходимо формировать мировоззренческую культуру самого педагога, умеющего «выстраивать преподавание предмета и воспитательного процесса в формах мировоззренческого дискурса, передавать ученикам навыки мировоззренческой аргументации, способности обоснования своих собственных мировоззренческих взглядов, самостоятельного выбора позиции» [2, с. 284]. Такой педагог должен владеть философскими, психологическими, религиоведческими знаниями, позволяющими осмыслить мировоззренческое содержание своего предмета, приобщить учащихся к своему личностному опыту.

Ещё один фактор, препятствующий мировоззренческому самоопределению молодёжи, - это изменения, произошедшие в механизме социализации молодого поколения. Одной из причин является разрыв межпоколенных этнических связей. На основе данных, полученных в ходе опроса студентов Воронежского педагогического университета по поводу их отношения к людям пожилого возраста, Г.С. Степанова делает вывод о недостаточном использовании потенциала старшего поколения в силу его социокультурного статуса [5]. Как известно, механизм социализации - процесс двусторонний: подрастающее поколение, осваивая накопленный до него социокультурный опыт, трансформирует его к реальности в соответствии с новыми социальными требованиями. Формирующиеся новые ценности обычно бази-

руются на традиционных базовых ценностях, что обеспечивает преемственность ценностных ориентаций и стабильность общественного развития. Глобальные изменения в России, вызванные перестройкой и последующим развалом СССР, разрушили не только социально-экономические и политические основы прежнего государственного строя, но и мировоззренческие ориентиры старшего поколения. Ситуация усугубляется далеко не всегда объективной оценкой советского строя, даваемой авторитетными источниками - СМИ, учебниками, общественно-политическими деятелями и т. п. Однако следует признать, что и новая Россия не отвечает представлениям подавляющего большинства населения о благополучном гуманном обществе. В результате нарушается диалог поколений, так как старшие дают неоднозначную оценку молодёжной субкультуре, а у младших наблюдается недоверие к опыту «отцов». Возникает проблема сохранения и передачи традиционных ценностей национальной культуры. При этом объективно переосмыслены и собраны в единую духовную ценностную систему должны быть не только ценностные ориентации советского исторического этапа, но и дореволюционной России. Важным условием возрождения уважения к старшему поколению, а, следовательно, и к его социокультурному наследию, должно стать изменение материального положения наших пенсионеров и их социального статуса, чтобы старость не ассоциировалась у молодёжи с «концом жизни», не вызывала страх и не рождала жалость или пренебрежение к пожилым людям. Старшее поколение должно стать в межпоколенном диалоге равноценным и уважаемым партнёром.

Таким образом, перед современным образованием, а в более широком смысле - перед российским обществом стоит непростая задача, для решения которой необходима активизация мировоззренческого потенциала всех компонентов системы образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Манушин Э.А. Проблемы и перспективы инновационного развития российского высшего образования // Педагогика. 2013. № 4. С. 3-17.

2. Берестовицкая С.Э. Мировоззренческая направленность школьного образования в оценке педагогов // Педагогика. 2014. № 1. С. 36-46.

3. Берестовицкая С.Э. Система педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения старшеклассников // Педагогика. 2015. № 2. С. 74-80.

4. Метлик И.В. Развитие воспитательного компонента общего образования // Педагогика. 2013. № 5. С. 24-35.

5. Степанова Г.С. Проблемы социализации современной молодёжи // Педагогика. 2013. № 3. С. 51-55.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Инновации в образовании. Специализированный образовательный портал [Сайт]. Режим доступа: URL: http://sinncom.ru/content/ reforma/index5.htm. 25.02.2016.

7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [Сайт]. Режим доступа: URL: http://минобрнауки.рф/documents/938. 25.02.2016.

9. Арутюнян М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы: Автореферат дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01. Хабаровск, 2006. 44 с.

10. Андрякова Т.В. Мировоззрение молодежи в современной России (религиозный аспект): Автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Архангельск, 2004. 20 с.

11. Савин С.К. Формирование мировоззрения моло-

Магомедова Елена Васильевна, Остапенко Ирина Алексеевна

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЁЖИ - ВАЖНЕЙШАЯ .

дежи Российской Федерации в современных условиях: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2006. 22 с.

12. Хусайнов А.К. Формирование мировоззрения молодёжи в условиях демократизации общества: Автореферат дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Душанбе, 2007. 22 с.

13. Павлов А.В., Чернавин Ю.А. Патриотическое и нравственное воспитание в контексте формирования профессионального мировоззрения студенческой молодёжи // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2012. № 2 (30). С. 55-60.

14. Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 7-9.

15. Селиванов В.М. О мировоззрении современной молодёжи и церковной политике // Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее: Сб. научн. тр. по мат. Междунар. заочн. науч.-практ. конф. Тамбов: Юком, 2012. С. 107-113.

16. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек; Пер. с англ. М.Б. Левина. М.: АСТ, 2010. 584 с.

17. Южанинова Е.Р. Проблема исследования ценностного самоопределения студентов под воздействием интернета // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 15. С. 39-43.

18. Магомедова Е.В. Гуманитаризация высшего профессионального образования как обязательное условие профессиональной мобильности // Актуальные вопросы реформирования образования России: Сб. мат. всерос. заочн. науч.-практ. конф. с междунар. участ. / Под ред. М.Н. Крыловой. Зерноград: АЧГАА, 2013. С. 108-112.

19. Симакова Е.С. Художественный текст глазами старшего школьника // Педагогика. 2015. № 2. С. 80-85.

20. Крылова М.Н., Магомедова Е.В. Активизация учебной деятельности студентов на практических и семинарских занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам в непрофильном вузе // Современная педагогика. 2015. № 7 (32). С. 81-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.