социологические Крикун Елена Владимировна
науки МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ...
УДК 316.346.32-053.6 : 140.8
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
© 2017
Крикун Елена Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина (308503, Россия, Белгородская область, Белгородский район, поселок Майский, улица Вавилова, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Мировоззрение современной российской молодежи обладает своими особенностями, потому что его формирование шло без активного идеологического вмешательства со стороны государства. Это позволяло молодежи расширить поле для самореализации и мировоззренческого самоопределения, но одновременно породило определенные трудности, связанные с необходимостью самостоятельной переоценки ценностей, осмысления опыта предшествующих поколений. Было сформировано собственное видение мира. В ходе изучения проблемы мы постарались выявить наиболее характерные тенденции и определяющие факторы формирования мировоззрения у сельской молодежи в современных условиях развития Белгородской области. Методологической основой нашего исследования является междисциплинарный системный подход, предполагающий объединение философских, исторических, социологических, религиоведческих, аксиологических методов рассмотрения проблемы мировоззрения сельской молодежи. Сочетание методов анализа, сравнения, обобщения дает возможность максимально разносторонне и всеобъемлюще подойти к рассмотрению данной проблемы. Научная новизна исследования заключается в изучении мировоззренческих проблем группы молодежи (30% респондентов) - носителей житейского или обыденного типа мировоззрения, которой в современный исторический период уделено крайне мало внимания. Эта группа респондентов вызывает особое беспокойство, так как уровень осмысления мировоззренческих позиций у них крайне низок и декларативен. Рассмотрение мировоззренческих проблем на материале социологического исследования, проведенного среди молодежи Белгородской области, выступает специфической компонентой данной работы. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности как при рассмотрении вопросов мировоззренческого характера в ходе изучении социальных дисциплины, так и в кураторской работе со студентами вузов.
Ключевые слова: идеалы, мировоззрение, молодежь, научное мировоззрение, обыденное мировоззрение, религиозное мировоззрение, убеждения, ценности.
PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF MODERN YOUTH (ON EXAMPLE OF BELGOROD REGION)
© 2017
Krikun Elena Vladimirovna, candidate of philosophical Sciences, associate Professor of the Department of professional learning and socio-pedagogical disciplines Belgorod state agricultural University named after V. Gorin (308503, Russia, Belgorod region, Belgorod district, village Mayskiy, Vavilov street, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The worldview of modern Russian youth has its own characteristics, because its formation came without active ideological interference from the state. This allowed the youth to expand the field for self-realization and ideological self-determination, but at the same time gave rise to certain difficulties related to the need for an independent reassessment of values, the comprehension of the experience of previous generations. Was formed its own vision of the world. In the course of studying the problem, we tried to identify the most characteristic tendencies and determining factors in the formation of the world outlook among rural youth in the current conditions of development of the Belgorod region. The methodological basis of our research is the interdisciplinary system approach, which involves the unification of philosophical, historical, sociological, religious, axiological methods of addressing the problem of the worldview of rural youth. The combination of methods of analysis, comparison, generalization makes it possible to approach the problem as widely and comprehensively as possible. The scientific novelty of the study is to study the world outlook problems of a group of young people (30% of respondents) - carriers of a worldly or ordinary type of worldview, which in the modern historical period paid very little attention. This group of respondents is of particular concern, since the level of comprehension of world outlook positions is extremely low and declarative. Consideration of worldview problems on the basis of a sociological survey conducted among the youth of the Belgorod region is a specific component of this work. The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities, both when examining issues of a philosophical nature in the study of social discipline, and in curatorial work with university students.
Keywords: ideals, ideology, youth, scientific outlook, everyday world outlook, religious outlook, beliefs, values.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Мировоззрение относится к важнейшей составляющей части духовного мира человека, и без его знания невозможно адекватно оценить потенциал личности. Именно поэтому данная проблема становится традиционной для социальных наук, хотя сам термин «мировоззрение» появился только во второй половине XVIII века. Исследователи связывают появление этого термина с именем И.Канта, который под мировоззрением понимал способность человека к творческому осмыслению своего бытия, в основе которой лежит способность осознания общих взаимосвязей природы, общества и индивида в единой системе взглядов и представлений [1]. Необходимо отметить, что в работах советского периода проблемы сущности мировоззрения, его формирования, типологии, роли и места в общественной и личной жизни человека были
широко представлены.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В российской философии сегодня такие труды как работа В.В. Московского «Актуальные проблемы формирования мировоззрения и психологическая целостность человека» скорее исключение [2]. В работах современных философов хорошо представлено осмысление особенностей религиозного мировоззрения^, 4], или особенностей мировоззрения конкретных личностей, стоящих как на позициях научного, так и религиозного мировоззрения [5, 6. 7].
Формирование целей статьи (постановка задания). Возникает потребность в «перезагрузке» мировоззренческой проблематики в современный исторический пе-
403
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)
Krikun Elena Vladimirovna PHILOSOPHICAL PROBLEMS ..
sociological sciences
риод развития России. В ходе изучения проблемы мы постарались выявить наиболее характерные тенденции и определяющие факторы формирования мировоззрения у сельской молодежи в современных условиях развития Белгородской области. Методологической основой нашего исследования является междисциплинарный системный подход, предполагающий объединение философских, исторических, социологических, религиоведческих, аксиологических методов рассмотрения проблемы мировоззрения сельской молодежи [8]. Сочетание методов анализа, сравнения, обобщения дает возможность максимально разносторонне и всеобъемлюще подойти к рассмотрению данной проблемы. Следует отметить, что наше исследование имеет определенную долю допуска, так как его объектом является явление достаточно сложное и во многом строго индивидуальное - мировоззренческие установки молодежи. К тому же оно рассматривается не в применении к конкретной личности, а к целой социально-возрастной и культурной прослойке. Но при условии достаточно большого охвата респондентов из числа молодежи с помощью проведенного анкетирования, при конкретной временной и географической локализации нашего исследования (Белгородская область) можно с уверенностью анализировать процесс генезиса мировоззрения молодежи, конкретную ситуацию взглядов на мир в среде молодежи, и даже в определенной степени прогнозировать ситуацию в будущем. Мировоззрение современной молодежи (это люди в возрасте до 35 лет) формирует собственную культуру и весьма существенно отличается от мировоззрения старшего поколения. Все это создает определенные трудности в процессе общения, и даже приводит к обострению проблемы «отцов и детей», к непониманию поколений. Мировоззрение современной российской молодежи обладает своими особенностями, потому что его формирование шло без активного идеологического вмешательства со стороны государства. Это позволяет молодежи расширить поле для самореализации и мировоззренческого самоопределения, но одновременно порождает и определенные трудности, связанные с необходимостью самостоятельной переоценки ценностей, осмысления опыта предшествующих поколений и формирования собственного видения мира.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Мировоззрение можно рассматривать как систему «взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющую отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующую его личностные структуры» [9, с.638-639]. Мировоззрение выступает каркасом структуры личности или общества в целом. Мировоззрение существует как система представлений об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Обычно выделяют три основных типа мировоззрения:
1) научное мировоззрение - выступает в понятийной, категориальной форме и обладает определенной мерой логической доказательности;
2) религиозное мировоззрение - связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме;
3) житейское или обыденное мировоззрение - порождается условиями жизни, в сфере которой осуществляется удовлетворение повседневных потребностей [10].
Наше исследование показало, что самоидентификация респондентов такова, что 48% респондентов отнесли свое мировоззрение к научному мировоззрению, а 52% респондентов считают свое мировоззрение религиозным. Но при более тщательном рассмотрении отчетливо можно уловить некоторую поверхностность мировоззренческих установок молодежи. В результате исследования было установлено, что научным мировоз-
зрением обладает лишь 32% респондентов, религиозным мировоззрением - 38% респондентов. Оказалось, что часть респондентов, объявивших свое мировоззрение научным, не могут назвать ни одной научной теории возникновения мира, происхождения человека и тому подобного. Можно констатировать уменьшение количества молодых людей, обладающих научным мировоззрением, так как сегодня формирование данного типа мировоззрения идет без активного идеологического вмешательства со стороны государства [11, с.142-147]. С другой стороны, многие из тех, кто отнес себя к верующим людям, не знают религиозных традиций, не исполняют религиозных обрядов (не ходят в храмы, не исповедуются, не соблюдают религиозных праздников). Говоря о причинах своей веры в Бога, они на первое место ставят желание получить надежду, уверенность в завтрашнем дне. Среди других причин веры наиболее часто упоминается меркантильный интерес, то есть помощь от Бога в обмен на веру в него. Таким образом, по сравнению с прошлыми годами, количество верующей молодежи, несомненно, увеличилось, однако необходимо отметить, что акцент делается на психотерапевтические факторы религии, нежели чисто философские моменты. То есть люди ищут в Боге опору, защиту в трудные минуты жизни и при этом совершенно не задумываются над такими теологическими аспектами религии, как сущность Бога [12, 13, 14]. В ходе исследования была выделена третья группа молодежи (30% респондентов) - носители житейского типа мировоззрения (условно его можно назвать обыденным мировоззрением).
Основой любого мировоззрения являются знания. Недостаток научного знания у 16 % опрошенных нами респондентов не позволяет отнести их мировоззрение к научному мировоззрению, а не знание основ религии у 14% опрошенных нами респондентов не позволяет назвать их мировоззрение религиозным. Каркас любого мировоззрения формируется на основе знания. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения. Как мы видим, у третьей группы молодежи, обладающей обыденным мировоззрением, не сформировалось философских установок мышления, как в области науки, так и в области религии.
Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей. Убеждения - это та призма, через которую видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека. Несомненно, что молодые люди, носители научного и религиозного мировоззрения имеют четкие и обоснованные убеждения, чего нельзя сказать об убеждениях носителей житейского типа мировоззрения. Убеждения этой группы респондентов носят декларативный характер.
В структуре мировоззрения большую роль играет оценка знаний и убеждений, то есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Мировоззрение формируется на основе высших ценностей, таких как смысл жизни, добро, справедливость и так далее. Именно о таких ценностях писал А. Уайтхед: «Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности» [15, с.306]. В структуре ценностей важная роль отводится идеалам. Они могут быть как научно обоснованными, так и иметь религиозное обоснование. Характер представления о мире способ-
404
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
социологические науки
Крикун Елена Владимировна МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ...
ствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общая жизненная перспектива. Идеалы - основа духовной жизни личности. Очень хорошо если они обращены в будущее. Наличие таких идеалов в мировоззрении характеризует его как целеустремленное отражение, как силу, направленную на изменение действительности. «Размытые» идеалы могут привести к тому, что молодежь станет ареной противоборства между соображениями пользы, личной выгоды и ориентации на идеалы, образцы морального, эстетического и духовного характера. Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитация высоких идей - все это следствие «размытых» идеалов. А ведь именно молодежь в скором времени превратится в основную часть нашего общества
Если мировоззрение молодых людей еще не сложилось и относится к житейскому или обыденному типу, то это влияет на нормы поведения, на отношение к другим людям, на отношение к труду. Формирование ценностного отношения к труду сегодня является одной из важнейших основ профессионального воспитания [16]. Мировоззренческие установки отражаются на характере жизненных стремлений, на вкусах и интересах молодежи. Сегодня нередко молодежь отдает предпочтение с одной стороны агрессивным настроениям, отсюда стремление к уродливому изображению мира и человека в этом мире. С другой стороны - романтичное настроение. Мир изображается через фантазии и грезы, в котором все счастливы, красивы и нет никаких проблем. И в одном и в другом случае можно уловить желание молодежи дистанцироваться, уйти от реальных проблем в собственный, выдуманный ими мир, а это, несомненно, является признаком слабости, незащищенности молодого поколения.
Чувство одиночества испытывают многие респонденты, что естественно отражается на их мировоззрении и поведении. Менее других это чувство проявляется у тех молодых людей, чье мировоззрение связано с религиозной верой (17% респондентов). Среди представителей житейского типа мировоззрения 38% респондентов остро испытывают чувство одиночества. Можно говорить об образовании нравственной пустоты в мировоззрении молодых людей, что актуализирует необходимость ее заполнения высшими жизненными ценностями. По мнению И.А. Белозеровой, для заполнения нравственной пустоты и формирования мировоззрения молодежи велика значимость праздничных народных традиций. Праздник включает в себя общечеловеческие и национальные ценности, которые могут способствовать заполнению нравственного вакуума, образовавшегося в мировоззрении молодежи, и способствуют формированию благоприятной почвы для процесса социализации молодежи [17, 18]. На ликвидацию чувства одиночества большое влияние оказывает также формирование в нашем обществе родительских стратегий, семья играет решающую роль в жизни молодого поколения [19]. Именно семья формирует у молодого человека чувство ответственности за самого себя [20, с.98-103].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В современный исторический период носителям житейского или обыденного типа мировоззрения уделено крайне мало внимания, их тип мировоззрения недостаточно изучен, а ведь это третья часть нашей молодежи. Особенностью современного житейского мировоззрения является то, что оно не выступает первой ступенькой и за ним не следует перехода к научному или религиозному мировоззрению. Как показало наше исследование, данная группа респондентов вызывает особое беспокойство и нуждается в дополнительном внимании со стороны педагогов, так как самостоятельно повысить уровень осмысления мировоззренческих позиций они не могут.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мировоззрение // Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М: Полииздат, 1971. С. 267.
2. Московский В.В. Актуальные проблемы формирования мировоззрения и психологическая целостность человека // Архивариус. 2016. №10(2). C. 57-59.
3. Толстиков В.А. Взаимоотношение иррационального и рационального в мистическом опыте. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук (09.00.13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры). Белгород, 2007. 166 с.
4. Тарасов П.Г. Исповедальное начало в христианском мировоззрении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук (09.00.13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры). Белгород, 2008. 201с.
5. Аторин Р.Ю. Религиозное мировоззрение протопопа Аввакума в контексте экклесиологии старообрядчества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук (09.00.13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры). Белгород, 2009. 154с.
6. Иванова А.А. О некоторых особенностях мировоззрения Д.И. Менделеева. \\ Вестник МИТХТ. 2009. Т.4 №1.
7. Кацапова И.А. Философское мировоззрение П.И. Новгородцева. М: ИФРАН, 2007. 321с.
8. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М: Прометей, 1993. 200с.
9. Всемирная энциклопедия: Философия // Главный науч. ред. И сост. А.А. Грицанов.М.: АСТ, Мн., Харвест, Современный литератор, 2001. 1312с.
10. Философский энциклопедический словарь. Термин «мировоззрение». М: Политиздат, 1983.
11. Логинов Е.Б. Определение уровня знаний студентов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3 (12). С. 142-147.
12. Арсенкин В.К. Кризис религиозности и молодежь: методологические аспекты исследования. М.: Наука, 1984. 264 с.
13. Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. М.: Знание, 1972. 63 с.
14. Анатолий (Гармаев А.И.).Обрести себя. Минск: Лучи Софии, 2002. 336с.
15. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М: Прогресс, 1990. 717с.
16. Гордиенко И.В., Шевченко С.Н. Теоретические и методические основы организации профессионального воспитания по формированию ценностного отношения к труду// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т.5. № 4.(17) С.105- 111.
17. Белозерова И.А. Эволюция русской идеи // Культура: методология исследования, опыт и проблемы преподавания: Сборник научных трудов. Белгород: изд-во БелГАУ, 2013. С. 143-145.
18. Белозерова И.А. Отражение русской идеи в характере современного россиянина // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Россия и Европа: связь культуры и экономики» (27 февраля 2015 г.) Отв. редактор Уварина Н.В. Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s. r. o., 2015. С. 477-479.
19. Ельникова Г.А., Давитян М.Г., Никулина Н.Н. Особенности родительских стратегий современной студенческой молодежи. // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2017.Т.3. № 1 (11). С. 38-48
20. Игумен Евмений. Духовность как ответственность. Редакция Свет Православия, 2000. 301с.
Статья поступила в редакцию 24.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)
405