УДК 377.032
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
© 2008 улубекова Н.Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье раскрываются проблемы становления политического сознания в процессе формирования мировоззрения современной молодежи средствами общественных дисциплин. В работе дается обоснование роли и значения формирования политических взглядов, убеждений и ценностных ориентиров в мировоззренческом самоопределении молодежи. Представлены результаты и выводы исследования эффективности применения в учебно-воспитательном процессе активных методов обучения, развивающих социально-критическое мышление, динамику политического сознания учащихся Промышленно-экономического колледжа г. Махачкалы.
In the article opening the problems of becoming of political consciousneis in process of the formation of worlodoutlook of modern youth by means of public disciplines. In the workisgiven the substantiation of role and importance's of formation political views, the beliefs and reference points in worldoutlook self - determination of youth. The results are presented of the study of efficiency of application in teaching and educational process of active methods of the education, of the developing social - critical thinking, at dynamics political consciousness of students of industrial economical college in Mahachkala.
Ключевые слова: формирование мировоззрения молодежи, политическое сознание, политические взгляды, убеждения, ценностные ориентиры, мировоззренческое самоопределение, навыки политического поведения.
Keywords: formation of youth's world outlook, political consciousness, political outlook, beliefs, orientation for values, the world outlook self-determination, skills of political behaviour.
Принципиальные преобразования различных сфер общественной жизни в постсоветской России привели к деструктивным процессам, затронувшим сферу межличностных взаимодействий, значительному снижению общественно-политической активности граждан, утрате преемственности духовных ценностей и нравственных традиций, преобладанию утилитар-но-прагмати-ческих ориентаций и утверждению «западных образцов» поведения. Однако общественно-политические процессы, вытекающие из реалий современной эпохи, актуа-
лизируют потребность мировоззренческого самоопределения личности, в частности в политической сфере, на основе формирования общественно-политических взглядов, идеалов и убеждений личности в условиях этнокультурной среды.
Исходя из важности проблемы, государство традиционно определяет образовательным учреждениям задачу выработки принципов, направлений, форм и методов трансляции политических ценностей и стандартов политических действий для подрастающего поколения. Ведь именно
образовательные учреждения способны внести ощутимый вклад в формирование новых жизненных установок, включая общественно-политическую позицию личности. «Образование, особенно гуманитарное и социально-экономическое, является важным фактором формирования нового качества общества, специфические проблемы которого в условиях перехода России к правовому государству вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Образование должно стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности» [9. С. 9].
Современная реальность требует от индивида усиления его активности в плане собственного мировоззренческого самоопределения и формирования его общественно-политической позиции для принятия взвешенных решений, определяющих как его собственную судьбу, так и дальнейшую судьбу человечества.
Актуальной в этой связи является подготовка молодых людей к активной общественно-политической деятельности на благо общества, способности пользоваться правами и выполнять обязанности гражданина. А это связано со сложной проблемой выявления и реализации в этом процессе личного опыта учащихся.
Проблема формирования политического мировоззрения личности, рассматриваемая в контексте политической социализации молодежи, разработана в исследованиях западных и отечественных ученых с позиции различных подходов. Так, например, А. Миллер и К. Уилзин, Г. Алмонд и С. Верба отмечают возможности участия молодежи в общественно-политических мероприятиях. С точки зрения Ф. Конверса политическая деятельность молодежи активизируется в периоды реформ, политических трансформаций.
Теоретико-методологический аспект политической социализации современной молодежи рассматривает-
ся в исследованиях отечественных ученых. Так, А.Г. Асмолов, Л.М. Дро-бижева, М.Н. Губогло, А.Г. Здравомы-слов, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, В.А. Ядов рассматривают условия, факторы, уровни социализации молодёжи. Сущность, каналы, механизмы политической социализации в значительной степени разработаны В.А. Савельевым, В.В. Москаленко и Е.Б. Шестопал. Применительно к молодёжи концепцию «нелиберального индивидуализма», признаком которого являются низкая электоральная активность, высокий протестный потенциал, разрабатывают В.И. Добреньков, А.И. Запесоцкий, М.К. Горшков, В.Т. Лисовский и другие. В исследованиях В.В. Гаврилюка, H.A. Трикоза, А.И. Щербинина, И.Л. Шикова, О.И. Карпухина обозначена связь политической социализации молодёжи с проблемами и противоречиями российской политической системы.
Большое внимание политической социализации молодёжи уделяется в трудах Ю.Г. Волкова, A.A. Вартумяна, О.Н. Гундарь, Г.С. Денисовой, Г.И. Герасимова, С.Ю. Ивановой, И.А. Иванни-кова, В.Г. Игнатова, Н.П. Медведева, А.Н. Нифанова В.И. Колесникова, A.B. Понеделкова, М.Р. Радовеля, A.M. Старостина, В.А. Шаповалова, Ю.А. Чеботарёва и других. Исследователи выделяют участие молодежи в формировании институтов гражданского общества, проблемы их адаптации к современным социальным и политическим процессам, конфликтогенные факторы поведения молодёжи, ее вовлеченность в этнополитические противоречия.
Особого внимания заслуживают работы A.M. Бабаевой, Б.З. Вульфо-ва, A.C. Гаязова, Г.Я. Гревцевой, H.A. Савотиной, Э.П. Стрельниковой, Г.Н. Филонова, в которых формирование политического сознания молодежи рассматривается как важнейшая основа гражданского образования. Ученые А.Я. Азаров, К.С. Гад-жиев, А.Н. Иоффе, А.Ф. Никитин исследуют проблему развития полити-
ческого сознания молодежи в процессе формирования мировоззрения на уроках общественных дисциплин на основе интерактивных методов и форм обучения.
Однако анализ исследований показывает, что проблема формирования политического сознания молодежи в процессе изучения общественных дисциплин не получила достаточной разработанности в педагогической науке и практике. Само содержание и методика политического образования в ходе изучения общественных дисциплин, критерии оценивания достигаемых результатов находятся в стадии разработки и являются актуальной темой дискуссий теоретического и практического характера.
Значимость проблемы формирования политического сознания учащейся молодежи в процессе формирования научного мировоззрения обусловлена тем, что данная социо-демографическая группа рассматривается не только как демографический, трудовой и кадровый ресурс, но и как ресурс конструирования и воспроизводства политической системы общества. Ведь активное участие молодежи в общественно-политической жизни во многом обусловливает перспективы российского общества как правового, демократического, социального государства.
Трудно не согласиться с мнением В. В. Гаврилюк, который определяет молодежь как «особую социальную общность, отличающуюся своими возрастными характеристиками, находящуюся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, не имеющую реального положения на социальной лестнице» [2. С. 96].
Анализ исследований отечественных ученых (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.Ю. Кулагина, A.M. Прихожан, H.H. Толстых) позволяет отметить, что именно в подростковом и юношеском возрасте особенно ярко проявляется рефлексия, рассматри-
ваемая как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром, способствующая формированию самооценки, идеалов, ценностей личности, определению ее мировоззренческой позиции.
Однако современные реалии таковы, что в отношении молодежи к общественным и политическим процессам мы видим равнодушие и нигилизм, вызванные сложностью проводимого политического курса российского государства, и некоторыми негативными тенденциями, заразившими общество.
Решение проблемы формирования политического сознания молодежи в соответствии с сегодняшним днем предполагает изменение человеческого менталитета, ценностных ориентаций, способов деятельности, поведения и образа жизни как в индивидуально-личностном, так и в общечеловеческом масштабе. Все это требует от преподавателей (прежде всего общественных дисциплин) возможно большего понимания внутреннего мира подростка-юноши: ведь его мировоззрение как система ценностных взглядов на мир может отличаться от миропонимания преподавателя, как представителя другого поколения. А это часто создает определенные трудности и в процессе обучения, и в процессе общения и даже может привести к определенному непониманию участников педагогического процесса.
Для решения указанной проблемы особое значение, на наш взгляд, приобретает интегративный курс «Обществознание», обладающий колоссальным педагогическим и мировоззренческим потенциалом для реализации важной задачи по формированию политического сознания молодежи в условиях усложнившегося и динамично развивающегося общества. Данная дисциплина как органическое единство комплекса наук об обществе призвана помочь молодому
человеку выработать и сохранить в нарастающем потоке современной информации, девальвированных ценностей отношение к истинным духовным ценностям. Изучение общест-вознания рассматривается в концепции обществоведческого образования как «необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению в человеке уникального и неповторимого собственного «Я» [10. С. 26].
Помимо междисциплинарного курса «Обществознание» учащиеся колледжа на втором курсе изучают и модульный курс «Основы социологии и политологии», что позволяет обеспечить преемственность в изучении общественных дисциплин в системе непрерывного образования «колледж-вуз». Особый статус политологии заключается в том, что она раскрывает смысл и значение мира политики в жизни человека, а также формирует индивидуальную политическую позицию, что способствует мировоззренческому самоопределению личности в обществе.
Педагогический аспект проблемы развития политического сознания в процессе формирования мировоззрения учащихся мы видим в том, чтобы создать необходимые социально-педагогические условия для осмысления учащимися сложившихся в обществе политических ценностей, понимания их социальной и личностной значимости, для того чтобы учащийся выработал и принял на рациональном, эмоциональном и поведенческом уровнях собственную систему политических взглядов, идеалов и убеждений.
Необходимо подчеркнуть, что в основе логики преподавания общественных дисциплин в отечественной практике лежит модель, ориентированная, прежде всего, на усвоение молодыми людьми необходимых знаний и навыков, а не на развитие у них многоаспектного понимания
взаимодействия человека и общества, самостоятельного критического восприятия содержания изучаемого материала. А между тем, следует заметить, что отличительной особенностью обществоведческого образования на Западе и в США является его прикладной характер, в то время как отечественное обществоведение опирается на фундаментальные знания. Практика преподавания общественных наук за рубежом показывает, что курс общест-вознания представлен там как «функциональный, прямо направленный на улучшение общества, как лаборатория по формированию общественного поведения» [1. С. 70].
Озабоченные состоянием проблемы российские ученые, например Э.В. Ильенкова, отмечают, что «формальное заучивание знаний может «изуродовать», «искалечить» мышление человека [7. С. 6].
Поэтому для усиления практической действенности общественно-политоло-гических знаний в преподавании курса «Обществознание» и модульного курса «Основы социологии и политологии» целесообразно применять следующие дидактические принципы: ориентировочной функции знаний (главное - не знания, а умения ими пользоваться в жизненных ситуациях); управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (действие в зоне ближайшего развития), готовности к дальнейшему развитию (надо стремиться к тому, чтобы никакие изменения в окружающем мире не поставили ученика в тупик; он должен быть готов развивать свои возможности).
Сегодня в системе преподавания общественных дисциплин сложилась сложная ситуация, связанная с безразличием молодежи к изучению
общественно-политических проблем, когда мы можем наблюдать отказ индивидов от попыток осмысления социальной реальности, особенно основываясь на принципах научного знания. Так, например, Е.В. Прями-кова, опираясь на собственный опыт преподавания обществоведческих дисциплин в старших классах, видит причину проблемы в том, что большинство в классе составляют учащиеся, которые либо пассивно относятся к изучению данных дисциплин, либо «воспринимают социальные явления только в однозначном контексте, отрицая возможности взаимосуществования различных взглядов на одну и ту же проблему» [14. С. 71-72].
Поэтому важно научить молодого человека критически мыслить, сформировать у него культуру умственного труда и побуждать его к самостоятельной деятельности. Критичность в данном случае рассматривается, исходя из взглядов И. Канта, прежде всего, как признание ограниченности, несовершенства собственных взглядов индивида на общество [8. С. 69].
В этой связи актуализируется принцип личностно-деятельностного подхода, с позиции которого формирование политического сознания представляет собой сложный процесс и в ходе которого знания, преломляясь через волю человека, превращаются в его убеждения, являющиеся стимулом преобразовательной деятельности. По мнению Д.А. Леонтьева, данный аспект рассматривает мировоззрение не как механически усвоенные догмы и мифы, а личную философию человека, живой процесс его ориентации в мире и внутреннего самоопределения [12. С. 8-29].
Важной с точки зрения формирования политического сознания является мысль A.M. Лобка о выработке сознательной мировоззренческой позиции, которая «всегда оказывается продуктом той или иной философской рабо-
ты, свершившейся на индивидуально-лич-ностном уровне, продуктом рефлексивного осознания предельных структур «мировосприятия»« [13. С. 128-129].
Как показывают исследования ученых, знания, не мотивированные интересами жизнедеятельности молодых людей, просто теряют всякий смысл и забываются. В связи с этим Э.В. Ильенков выделяет два типа знаний: «знания, тесно связанные с активной чувственной предметной деятельностью человека» и «знания, усвоенные мозгом без всякой связи с его основной деятельностью... про запас» [7. С. 11]. Как считает Д. Дьюи, «эти знания довольно специфические и поверхностные. В обыденном представлении они выглядят искусственными, поскольку не связаны с житейской практикой. Эти знания живут в своем собственном мире, они не связаны с привычными способами мышления и выражения мыслей» [3. С. 14].
Поэтому, на наш взгляд, одним из эффективных условий формирования политического сознания личности является знакомство каждого педагога с обыденными житейскими представлениями молодежи о политической жизни общества, так как именно эти знания позволяют преодолевать трудности в сфере понимания между субъектами учебно-воспитательного процесса. Апелляция к практическому опыту молодых людей в ходе формирования политических взглядов и убеждений необходима не только для выработки активной мировоззренческой позиции, но и для создания позитивной мотивации обучения.
Опыт взаимодействия людей на арене общественной деятельности отражается в их социальной компетентности. Социальная компетентность как аспект индивидуального сознания отвечает за выстраивание самим человеком социальных отношений всех уровней, начиная с се-
мейных и до политических. Применительно к объекту нашего исследования (учащиеся колледжа) в данной работе социальная компетентность предстает как компетентность взросления, рассматриваемая как способность молодых людей анализировать происходящее вокруг них, адекватно оценивать свои возможности и выстраивать стратегии взаимодействия с окружающим миром, в частности с миром политики.
Как показало наше исследование, среди важных философско-полити-ческих проблем, которые начинают ставить перед собой учащиеся старшего подросткового и юношеского возраста, находятся проблемы политической безопасности и стабильности мира, глобализации, сохранения «человеческих качеств» в условиях политизации общества, соотнесения традиционных духовных ценностей с качественно новым политическим пространством существования человека.
В условиях многосоставного полиэтнического общества особую актуальность приобретает проблема воспитания толерантности как основополагающего условия развития политического сознания молодежи. Специфика Дагестана как одного из сложных регионов Российской Федерации, где события последних десятилетий продемонстрировали наибольшую политико-правовую неустойчивость молодежи, ставит педагогов перед необходимостью создания в учебно-воспита-тельном процессе благоприятных социально-
педагогических условий для формирования у учащихся способности к компромиссам, готовности принять другого человека, народ, культуру именно как другого, а не как врага. При этом особенно важным становится использование регионального компонента в учебно-
воспитательном процессе. На наш взгляд, одним из факторов эффективности формирования политического мировоззрения современной
молодежи многонациональных регионов является усиление акцента в учебном процессе на воспитании гуманистических ценностей с опорой на национальные общественно-политические традиции, многовековой политический опыт народа.
Педагогу важно знать, что становление политического сознания молодежи при формировании мировоззрения личности следует рассматривать только в контексте взаимодействия объективных и субъективных факторов. Объективные факторы определяются, прежде всего, позицией государства как субъекта гражданского образования, а также условиями конкретной общественной среды, в рамках которой и осуществляется данный процесс. Субъективные же факторы процесса становления политических взглядов, идеалов и личности определяются когнитивными, эмоционально-мотивационными и поведенческими аспектами социализации индивида.
Следует также учитывать специфические особенности общественных дисциплин в процессе формирования научного мировоззрения, в частности их постоянную апелляцию к ценностно-смысловым структурам всего существующего, «ибо мир задан человеку не вещно-натуралистически, а духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию» [6. С. 80-81]. Поэтому наиболее актуальным является создание благоприятных социально-педагогичес-ких условий для свободного мировоззренческого самоопределения учащимися в оценке обще-ственно-политичес-ких событий, явлений и процессов.
Новая парадигма личностно-ориен-тированного образования требует от педагога отношения к учащемуся не как к объекту научной информации, а как к субъекту познания и преобразования реальности. Именно тогда в процессе обучения будет формироваться не только интеллектуальное, но и эмоционально-
ценностное отношение к действительности.
Исследования, проведенные в колледжах Республики Дагестан, показали, что первокурсники испытывают трудности в усвоении учебного материала курса «Обществознание». Учащиеся первых курсов изучают обществознание, содержащее особый мировоззренческий потенциал, в основном с позиции запоминания фактов. При этом упускается такой фактор формирования мировоззрения, как установка на преобразование действительности.
Для восполнения указанных пробелов при формировании политического сознания на уроках обществоз-нания мы провели исследование, цель которого заключалась в изучении сформированности политических взглядов и убеждений учащейся молодежи в системе отношений человек-субъект-мир политики и экспериментальной проверке эффективности методов обучения, развивающих социально-критическое мышление учащихся (вопросы, задания, проблемные ситуации на основе самоанализа и построения умозаключений, применение аналогий, сопоставления своего собственного опыта и преподносимых знаний), а также их влияния на динамику политического сознания личности в процессе изучения обществознания.
Для решения поставленных задач нами были обозначены основные направления исследовательской работы: 1. Разработать теоретические вопросы с предлагаемыми вариантами ответов в тестовой форме, позволяющие определить уровень интеллектуальной подготовки учащихся; 2. Подготовить задания в форме проблемных ситуаций, предполагающих умение студентов давать исключительно самостоятельный ответ и характеризующих уровень мыслительной культуры учащихся; 3. Дать задания, позволяющие выявить мировоззренческие ценности современной молодежи в ее отношении к
тем или иным политическим событиям и явлениям.
Таким образом, в нашем исследовании мы акцентируем внимание на трех компонентах в структуре политического сознания личности: интеллектуально-познавательный, ценно-стно-смыс-ловой и поведенческий.
В контексте данного исследования нами была разработана модель урока по курсу «Обществознание» на тему «Гражданское общество и правовое государство» с использованием технологии критического мышления.
Кроме того, в содержании учебного материала был произведен отбор и систематизирован комплекс основных актуальных общественно-
политических тем, определяющих направленность жизненных установок и мировоззренческих ориентаций личности. Среди них такие темы, как: «Мой политический статус», «Мои политические взгляды и убеждения», «Моя политическая культура», «Я-гражданин», «Мое отношение к общественно-политическим ценностям», «Каким я вижу будущее свое и своей страны», «Человек в системе общественно-политических отношений», «Свобода и политико-правовая ответственность».
Для определения исходного уровня сформированности политических взглядов, идеалов и убеждений было проведено тестирование студентов 1-х курсов по специальностям «Экономика и бухучет», «Финансы», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Техническое обслуживание компьютеров и компьютерных сетей», «Автоматизированные системы обработки информации и управления».
В тестировании участвовал 131 человек. В проводимом исследовании мы учитывали как возраст, так и особенности контингента учащихся колледжа.
Анализ результатов тестирования позволил выявить, что:
- большая часть учащихся не имеет представления о политической сфере общества как сложной и динамично развивающейся системе, о ее связи с окружающей средой, о той роли, которую должны играть демократические способы управления обществом и решения конфликтов, о толерантности, диалог, поиск консенсуса, гуманность, уважение прав личности как единственные средства достижения согласованности в преодолении острых кризисов современного этапа развития цивилизации;
- респонденты имеют достаточно ограниченные представления о политической свободе как важнейшей демократической ценности общества, что может свидетельствовать о неспособности современной молодежи противостоять попыткам манипуляции ее сознанием, о непонимании роли и ответственности каждого человека за судьбы цивилизации;
- большая часть учащихся не владеет культурой мыслительной деятельности, у большинства из них не сформированы ценности, убеждения, принципы деятельности, необ-
ходимые субъекту в условиях современного общества.
Решению выявленных проблем был посвящен формирующий эксперимент. Для этого нами были выделены 3 уровня (высокий, средний, низкий) сформированное™ политического сознания учащихся по трем критериям: когнитивному, ценностно-эмоциональному и деятельностному.
Для проведения формирующего эксперимента нами были выделены экспериментальная и контрольная группы. В качестве экспериментальной группы выбраны студенты первого курса, обучающиеся по специальности «Экономика и бухучет» и «Финансы», в качестве контрольной - студенты первого курса, обучающиеся по специальности «ТО» и «Охрана окружающей среды». Эти группы изучают курс «Обществозна-ние» по единой рабочей программе, в обеих группах ведут занятия разные преподаватели, количество студентов в группах почти одинаковое.
Итоговые уровни сформированно-сти политического сознания учащихся до и после эксперимента мы представили в таблице (табл. 1).
Таблица 7
Итоговые уровни сформированное™ политического сознания
Группы Показатели Уровни сфо рмированности политического сознания
Низкий Средний Высокий Ср. балл
До После До После До После До После
Экспериментальная Абс. 12 5 37 33 6 18 1,9 2,3
% 21,8 12,7 67,3 54,5 10,9 32,7
Контрольная Абс. 18 16 34 33 7 10 1,8 1,9
% 30,5 27,1 57,6 55,9 11,9 17
Результаты исследования по определению уровня сформированно-сти политических взглядов, убеждений и идеалов учащихся юношеского возраста в контрольной группе показали, что у многих учащихся не сформирована элементарная культура мыслительной деятельности, они не могут выявлять и формулировать проблемы мировоззренческого характера, не проявляют интереса к
деятельности по освоению общественно-политических ценностей, их активность и умение самостоятельно осуществлять интеллектуально-поисковую деятельность совершенно недостаточны.
В экспериментальной группе, где применялись приемы и методы, побуждающие учащихся к критическому осмыслению явлений и событий в процессе изучения общественных
дисциплин, уровень сформированно-сти мировоззренческих ценностей общественно-политической направленности значительно выше по сравнению с контрольными группами, где преподаватели ориентировались на традиционную методику простого усвоения знаний.
Таким образом, опираясь на результаты нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. В целях придания общественным дисциплинам прикладного характера педагог должен ориентироваться, прежде всего, на формирование у учащихся социальной компетентности в общественно-политической сфере, навыков политического поведения.
2. Для наиболее продуктивного формирования политических взглядов и убеждений учащихся в процессе изучения обществознания необходимо опираться на субъективный опыт учащихся и целенаправленно ориентировать его в соответствии с предметным содержанием учебного материала.
3. В процессе формирования политического сознания важно побуждать
Примечания
учащихся к рефлексивной деятельности, способствующей более эффективному определению учащимися общественно-политических ценностных ориентаций как личностно-значимых. Использование на уроках обществознания методов обучения, которые развивают у учащихся критическое мышление, способность к самоанализу, самооценке, умение строить умозаключения, проводить аналогии и сопоставления, способствуют тому, что общественные науки приобретают прикладной характер.
4. В условиях личностно-ориенти-рованного образования необходимо учитывать индивидуальные интеллектуальные возможности каждого субъекта образовательного процесса.
5. Результаты экспериментальной работы однозначно указывают на эффективность использования содержания интегративного курса «Обществознание» и модульного курса «Основы социологии и политологии» в целях формирования общественно-политических взглядов, идеалов и убеждений.
1. Вендровская Р. Изучение общества в его прошлом и настоящем в школах США (на материалах Калифорнии) // Обществознание в школе. № 5. 1999. 2. Гаврилюк В.В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологическое исследование. № 1. 2002. 3. Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. 4. Епифанцева М. В. Развитие социологического мышления учащихся: теория и методика: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2000. 5. Ермолов А.Я., Еравец A.C., Серебрякова Э.С. Структура научного мировоззрения и научная картина мира // Формирование научного мировоззрения в учебном процессе. - Воронеж, 1984. 6. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М„ 1993. 7. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Издательство Московского психолого-социального института. - Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2002. 8. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.О. Лосского с вариантами
пер. на рус. и европ. языки. - М.: Наука, 1999. 9. Концептуальные основы программы модернизации гуманитарного и социально-экономического образования в России на 2004-2008 годы (проект). Всероссийское совещание заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин. - Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, 20-21 ноября 2003 г. 10. Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе. № 5. 1999. 11. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2003. 12. Леонтьев ДА. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность // Менталитет и коммуникативная среда в транзитном обществе / Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой. - Томск: Томский государственный университет, 2004. 13. Лобок A.M. Мировосприятие как социокультурный феномен (историко-генетический аспект). Дисс. ... канд. филос. наук. - Свердловск: УрГУ, 1986. 14. Прямикова Е.В.
Развитее социального мышления в процессе изучения общественных наук: Дисс. ... канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2004. 15. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения // Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М„ 1985.