Научная статья на тему 'Политическая культура учащихся в современном российском обществе'

Политическая культура учащихся в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2543
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / POLITICAL CULTURE OF PUPILS / POLITICAL EDUCATION / FORMATION OF POLITICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иващенко А. В., Тютькова И. А.

В статье рассматриваются концептуальные основы политической культуры учащихся, отражающие ее сущность, функции, особенности процесса формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political culture of pupils in the modern russian society

The article concerns conceptual bases of students' political culture which reflect its essence, functions and peculiarities of the formation process.

Текст научной работы на тему «Политическая культура учащихся в современном российском обществе»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

А.В. Иващенко

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

И.А. Тютькова

Коломенский государственный педагогический институт ул. Зеленая, 30, Коломна, Московская область, Россия, 140410

В статье рассматриваются концептуальные основы политической культуры учащихся, отражающие ее сущность, функции, особенности процесса формирования.

Ключевые слова: политическая культура учащихся, политическое воспитание, формирование политической культуры.

Образование подрастающего поколения, инновационные процессы его развития становятся важными звеньями в системе российской государственности. При разработке новых стандартов общего российского образования исходят из того, что оно должно быть нацелено на воспитание гражданских, демократических, патриотических убеждений, на формирование толерантности в условиях нашего многокультурного общества. Решение этих задач требует формирования у подрастающих граждан политической культуры как необходимого условия их духовной жизни и духовного роста.

Политическая культура общества формируется через гражданское образование, политическую социализацию, общественно-политическую деятельность. Ее формирование — это социально обусловленный процесс развития личности в сфере образования, общественно-политических отношений и деятельности. Являясь разновидностью культуры в целом, политическая культура учащихся выступает как единство общего и специфического и имеет свои особенности в сфере образования, области отношений как на микроуровне (личностные, образовательные и социальные взаимосвязи), так и на макроуровне (влияние государственных структур, социальных групп и др.).

Представители педагогической профессии несут ответственность перед обществом за результат своей деятельности. Это подчеркивает значимость их социально-политической и культурной роли в обществе, важность целенаправленной ориентации будущего учителя на толерантные и гуманистические ценности его профессии. Одним из существенных подтверждений этого является установка основных направлений государственной политики России в области образования, представленных в нормативных документах (Международный пакт о гражданских и политических правах (в частности, ст. 23 и 24); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (в частности, ст. 10); Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.); Федеральный закон «Об общественных объединениях» (1995 г.), Федеральный закон «О политических партиях» (2001 г.); Закон РФ «Об образовании» (1992 г.); «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

Изучению политической культуры личности уделяется достаточное внимание в политологии, политической психологии, культурологии и социологии. Однако применительно к современным социальным процессам в российском обществе тема политической культуры учащихся не получила пока целостного и системного научного анализа. В период реформирования российского общества исследование проблем политического воспитания было весьма ограничено. Следует указать работы В.С. Собкина «Старшеклассник в мире политики» (1997 г.) и О.С. Коршуновой «Особенности политической социализации детей младшего школьного возраста» (2003 г.). Исследования в этой области проводились достаточно активно в условиях советской образовательной системы на базе школ, детских и юношеских общественных организаций (Г.А. Аминев, Г.П. Давыдов, С.С. Боровик, Г.М. Иващенко, П.В. Конаныхин, Э.И. Моносзон, Р.М. Рогова, Л.Ф. Спирин, Г.Н. Филонов), однако в полной мере использовать их результаты в изменившихся современных условиях не представляется возможным. Поэтому в данной статье сделана попытка раскрыть теоретические и методические основы формирования политической культуры учащихся, получить эмпирические данные о ее состоянии, обобщить реальный практический опыт и на этой основе обосновать целостную педагогическую концепцию.

Проблема исследования состоит в определении путей преодоления противоречий между востребованностью политической культуры как важнейшей характеристики современного юношества в условиях нынешней общественно-политической жизни и профессионально-педагогической подготовкой учителя, продиктованных социально-культурной ситуацией и реформами школьного образования, с одной стороны, и определенным дефицитом теоретико-методологических, программно-методических, технологических и кадровых ресурсов, обеспечивающих трансляцию политических ценностей в образовательный процесс, — с другой.

При изучении политической культуры учащихся использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования, отражающих диалектическое единство теоретического и эмпирического уровня познания: теоретический анализ источников, контент-анализ, изучение и обобщение позитивного педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, опросные методы (анкетирование, беседы, интервью).

Под руководством авторов в Московской области проводился мониторинг для выявления иерархии факторов, влияющих на ориентацию школьников в политической жизни.

Эмпирической базой изучения политической культуры учащихся явились учреждения общего, дополнительного, начального профессионального образования Московской области. Исследованием было охвачено более 2500 учащихся 12—18 лет, 141 педагог, 510 родителей. Отдельные положения исследования уточнялись в школах г. Москвы и Оренбургской области.

Политическая культура личности — это часть общей культуры субъекта, интегральное личностное образование, включающее ряд качественных характеристик, а именно политическую компетентность, специфические ценностные ориентации, потребность в политических знаниях и деятельности, способность к идентификации и доверию, толерантность относительно разных политических

сил и национальностей, культуру электорального поведения, отражающую отношение к политике государства и политическим нормам, ценностям, традициям общества; политическую ответственность и инициативность как системные показатели. Рассмотрены особенности качественных характеристик политической культуры личности:

— политическая компетентность, основу которой составляет политическая образованность, отражающая степень освоенных знаний и осведомленность о событиях общественно-политической жизни, уровень развития политического сознания и мышления;

— политические ценности, отражающие представление личности об особенностях политической сферы общества с учетом его конкретно-исторического развития, являющиеся связующим звеном между политической культурой общества и политическим миром личности, при освоении личностью становятся ценностными ориентациями и выступают как источник мотивации ее поведения и деятельности;

— потребность в политических знаниях и деятельности, способствующих осознанию необходимости познавательных потребностей для жизни и деятельности, которые меняются и совершенствуются в зависимости от роста политической культуры личности и удовлетворяются в значимой для нее общественно-политической практике;

— политическая идентификация как включение во внутренний мир личности политических норм и ценностей, выработанных в обществе, и принятие их как собственных; это процесс сопоставления себя с другими взрослыми, политиками, способствующий рассмотрению себя как члена определенной общественной или политической группы;

— политическое доверие, способствующее дифференциации отношений личности к политической информации (СМИ), общественным и политическим организациям, отдельным лидерам, что в большей мере определяет направленность ее деятельности и поведения;

— общественно-политическая активность как совокупность проявлений тех форм жизнедеятельности личности, в которых выражается ее стремление активно участвовать в общественно-политической жизни, отстаивая свои права и интересы;

— ответственность в общественно-политической деятельности как добровольное внутреннее принятие политических позиций и норм, готовность личности отвечать за свои поступки и действия, уверенность в своих силах, готовность к преодолению трудностей, предвидение последствий своих действий;

— инициативность как готовность личности активно пополнять знания по политическим проблемам, постоянно обновлять политическую информацию, личностное побуждение к активному участию в общественно-политических формах деятельности, стремление выступать инициатором осуществления политических акций предполагает определенную степень независимости;

— толерантное поведение как способность личности к активной жизнедеятельности в многонациональной и многопартийной среде, обладание развитым чувством понимания и уважения других культур, умение жить в мире, терпимости и согласии с людьми разных рас и верований;

— электоральное поведение предполагает знакомство с избирательной системой, возможную поддержку выборных кампаний, включение школьников в деятельность органов самоуправления и др.

В статье представлена целевая характеристика функций политической культуры:

— познавательная — позволяет личности, группе, коллективу познавать мир политики, определить собственные политические интересы, взгляды, убеждения, перспективные возможности;

— ценностно-ориентационная — способствует мировоззренческой саморегуляции личности, регулирует направленность, активность, избирательно-индивидуальное отношение к политике;

— мотивационно-деятельностная — побуждает к проявлению общественно-политической активности в цивилизованных формах;

— эмоционально-регулятивная — определяет (снижает или исключает) возможность аффективного поведения в условиях политической активности;

— политико-социологизирующая — обеспечивает освоение приемлемого уровня социальной нормативности, связанной с участием в общественно-политической жизни.

В исследовании определены особенности политической культуры школьника как личностного, так и социально обусловленного уровня его развития в сфере общественно-политических отношений и деятельности. Являясь разновидностью культуры в целом, политическая культура школьника выступает как единство общего и специфического и имеет следующие особенности.

Определяющим компонентом формирования политической культуры учащихся является целенаправленное обучение и воспитание. Его характер определяется не только общественно-экономическими и социальными потребностями, но и воспитательными целями и задачами образовательных учреждений, следовательно, и логикой системы всего образовательного процесса. Эта особенность политической культуры учащихся предполагает обеспечение педагогического руководства процессом ее формирования.

Своеобразие содержания политической культуры учащихся определяется не только потребностями общества, но и самих детей, обусловлено социально-экономической и политической средой, уровнем системы образования, а также социальной готовностью учеников принимать участие в созидательном политическом процессе.

Поступательное развитие содержания политической культуры школьника по мере его взросления. На различных возрастных этапах учащихся возможности их участия в общественно-политической жизни общества различны, различен и уровень интеллектуальных, нравственных, мировоззренческих качеств учащихся, проявляемых в ней.

Формирование у школьников политической культуры определяется непосредственно или опосредованно объективными и субъективными факторами. В рамках исследования выделяются и систематизируются объективные факторы макроуровня: общественно-политическая и экономическая ситуация в стране; официальная государственная политика и идеология; средства массовой информации;

система образования. Факторы мезоуровня: образовательные учреждения (разного типа, вида и профиля); подростковые и молодежные общественные объединения; молодежная субкультура. Факторы микроуровня: семья; личностное общение; ближайшее окружение. Рассмотрены субъективные факторы: мировоззренческие (взгляды, убеждения, идеалы); потребностно-мотивационные (потребности, мотивы, интересы); ценностные (совокупность политических ценностей).

По результатам мониторинга проведенного на территории Юго-Восточного округа Московской области (1994—2006 гг.) — определена иерархия объективных факторов формирования политической культуры учащихся (табл. 1).

Таблица 1

Объективные факторы, влияющие на формирование политической культуры учащихся

Ранговое место по ответам школьников Факторы Количество респондентов, %

1994 г. 2001 г. 2006 г.

I Общественно-политическая, экономическая ситуация в стране (практика жизни) 40 39 32

II Семья 24 34 21

III Средства массовой информации (телевидение, радио, пресса) 20 11 20

IV Образовательные учреждения 8 9 10

V Общество сверстников (подростковые и юношеские общественные объединения) 8 7 8

VI Религия * * 5

VII Достижения в спорте * * 4

* В указанные годы данные факторы не были выделены.

Результаты мониторинга выявили проблемные направления в оценке учащимися общественно-политических процессов в стране и проявлении собственной политической культуры. Компетентность и устойчивый интерес к событиям общественно-политической жизни присутствует у 14% опрошенных; 60% — «просто от случая к случаю» проявляют интерес к политике; 17% — не проявляют интереса. Знания по предметам, изучающим общество и политику («Граждановедение», «Обществознание», «Право и политика» и др.), большинством учащихся оцениваются как посредственные — 52%, как хорошие — 16% и как слабые — 32%. Вызывает тревогу уровень толерантности относительно разных национальностей. С положением «Россия для русских» полностью согласны — 60,5%; скорее согласны — 8,7%; скорее не согласны — 7,6%; полностью не согласны — 23,2%. Уважение к закону как элементу политической культуры проявляют только 54% школьников; 26% — колеблются; 20% — допускают возможность игнорировать закон. В представлении учащихся о политическом устройстве России проявляются противоположные ориентации: порядок и единоначалие предпочитает 33% учащихся; свободу и права человека — 67%.

В статье представлены критерии и показатели сформированности политической культуры учащихся.

Показателями когнитивного критерия являются: отражение усвоения важнейших политических знаний, их глубины, стремление обобщать и анализировать материал, давать оценку фактам и явлениям общественно-политической жизни; включают в себя владение терминологией и понятийным аппаратом, умение уста-

навливать причинно-следственные связи общественно-политических событий; применение знаний в различных ситуациях, поступках, отношениях. Особым показателем когнитивного критерия является политическая компетентность учащихся, т.е. согласованность познавательной направленности, проявление степени интересов и включенности в изучение событий общественно-политической жизни в России и в мире, знание политических фактов и осознанное отношение к ним.

К показателям аксиологического критерия относятся суждения и характеристики о политических, правовых и гражданских ценностях с точки зрения нравственности; умение дифференцировать общечеловеческие и политические ценности (свобода, равенство, патриотизм, гражданское мужество); идеологически ценностные основания. Особым показателем аксиологического критерия является политическая идентификация, предполагающая оценочное отношение к деятельности государства, различных политических партий, движений, групп, к самому себе.

Показатели эмоционально-мотивационного критерия отражают эмоционально-чувственные проявления личности, мотивацию поведения и деятельности, его содержательную избирательность, предпочтения, определение уровня поддержки. Важной частью указанного критерия является проявление интереса, эмоций, чувств, мотивов, потребностей учащихся, что служит механизмом поддержки или осуждения. Формирование политической культуры школьников предполагает развитие таких качеств личности, как эмпатического восприятия событий и явлений общественно-политической жизни, чувства патриотизма, толерантности. Особым показателем эмоционально-мотивационного критерия политической культуры учащихся является проявление политического доверия, т.е. убежденность в легитимности режима, позитивное отношение к ведущим молодежным движениям, политическим партиям и их лидерам.

Для деятельностно-регулятивного критерия характерно разнообразие отношений школьников к окружающей действительности, ориентировка в арсенале возможных средств достижения политических целей, умение отстаивать усвоенные теоретические положения на практике, утверждать свои убеждения в конкретных ситуациях, определять степень принятия различных политических партий и движений. Умение ориентировать свое поведение не на сиюминутные воздействия, а на определенные политические ценности, правовые нормы, гражданские идеалы, ответственно относиться к общественно-политической деятельности, проявлять инициативность. Особыми показателями деятельностно-регулятивного критерия являются протестная активность как желание изменить ситуацию к лучшему, проявить свою гражданскую позицию, требование следовать букве закона; электоральное поведение, предполагающее знакомство с избирательной системой, возможное участие в выборных кампаниях, включение в общественно-политическую деятельность на уровне детских организаций и движений.

При анализе субъективных факторов на основе выделенных критериев с применением опросных методов (анкетирование, беседа, интервью) и наблюдения выявлены уровни сформированности политической культуры учащихся.

Высокий политический уровень. Характеризуется достаточно высокой степенью политической образованности, осведомленностью о событиях общественно-политической жизни, ее конкретно исторического развития, осознанием необ-

ходимости совершенствования познавательных потребностей, сопоставлением себя со взрослыми, дифференциацией отношений к политической информации, стремлением активно участвовать в общественно-политической жизни, готовностью отстаивать свои взгляды, отвечать за поступки и действия, терпимостью и согласием жить с людьми разных национальностей и верований, активностью в деятельности школьного самоуправления.

Средний уровень. Школьниками проявляются элементы политической компетентности в представлениях и оценке наиболее важных фактов и событий общественно-политической жизни. Учащиеся имеют представление о политических ценностях, проявляют стремление расширить свою политическую информированность, но по мотивам подражания значимым сверстникам или любимому учителю. В свободных дискуссиях склонны идентифицировать себя с определенными политическими силами. В общественно-политическую деятельность включаются под влиянием интереса, а не осознанного долга, под влиянием примера, не всегда доводя начатое дело до конца. В рамках гражданских ориентиров осознают себя как участники публичных отношений. В электоральной сфере школьной жизни проявляют активность, хотя и не до конца устойчивую. Толерантность в вопросах национальностей проявляют выборочно.

Низкий уровень. Процесс формирования политической культуры находится в первичной стадии становления. Страдает уровень компетентности, знания общественных дисциплин посредственные. Школьники имеют поверхностные, чаще всего обыденного характера, представления об общественно-политической жизни, проявляют заинтересованность лишь к политическим событиям сенсационного характера. Инициативы и потребности в обогащении политических знаний, как правило, не проявляют. Включенность в политическую деятельность зависит от воздействия социального окружения — взрослых или значимых сверстников. Как участники электората в школьной жизни проявляют конформизм. Дистанцируются от деятельности подростковых и юношеских объединений. Проявляют низкий уровень толерантности в вопросах политики и национальных отношений.

Процесс формирования политической культуры учащихся отличается своеобразием. Оно связано с проявлением следующих важнейших особенностей.

1. Государственно-нормативное обеспечение ориентировано на формирование современной личности («Конвенция ООН о правах ребенка», Законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; «Национальная доктриной образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации»).

2. Наличие возрастной вертикали изучения исторических, обществоведческих и гражданско-правовых дисциплин: «Окружающий мир» (1—4 классы), «Гражда-новедение» (5—9 классы) «Введение в обществознание» (8—9 классы), «Право и политика» (9 класс), «Основы государства и права», «Основы правовых знаний», «Человек и общество» (8—9 классы), «Обществознание» (10—11 классы). Следует отметить, что наиболее важную роль в освоении политических знаний, ценностей общества играет содержание учебной литературы в школе и других образовательных учреждениях, а также гражданская позиция самого учителя, базовые

методологические принципы, подходы, совокупность методов и форм, которые имеют политико-культурную направленность и позволяют общаться школьникам на языке гражданских ценностей, политической культуры и демократии. Однако только на уроках граждановедения, права или обществознания невозможно сформировать политическую культуру учащихся, этому должны способствовать все гуманитарные учебные дисциплины, которые изучаются в школе. Значимо формирование политико-правового пространства в школе, побуждение учителей и школьников к законотворческой и управленческой деятельности, что проявляется на практике в форме ученического самоуправления, школьного парламента, общешкольных избирательных компаний, правовых тренингов и др.

3. Преемственность в содержании формирования общественной направленности личности.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается становление личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. В этот период приоритетным является развитие кругозора, коммуникативных способностей ребенка, что позволяет ему интегрироваться в сообщество, способствует умению общаться, разрешать жизненные и конфликтные ситуации через диалог. Комплекс игровых форм и методов обучения и внеклассных мероприятий, личностно ориентированных творческих заданий способствует развитию творческого потенциала младшего школьника: помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь школы, коллектива.

На второй ступени (основная школа) продолжается формирование системы ценностей и культуры поведения подростка, что помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе приоритетным является воспитание уважения к закону, праву, правам и обязанностям граждан, ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания учащихся знаниями по истории отечества, государства и права, основами политической культуры.

На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах человека. Происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция ученика, его социально-политическая ориентация. Задача школы на этом этапе состоит в том, чтобы в процессе учебной и общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, защищать свои права и права других граждан.

В основной школе содержание образования реализуется во всех учебных курсах и в первую очередь в дисциплинах гуманитарного и естественно-научного циклов. Интегрированный характер курсов «Граждановедения» и «Обществозна-ния» позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной сфере).

4. Педагогическое обеспечение процесса формирования политической культуры учащихся, выявленное в реальном опыте, требует внимания к основным его

компонентам: информационному (знание политики), оценочному (отношение к политике), регулятивному (установка на нормы поведения в политике).

При анализе информационного компонента обеспечения формирования политической культуры личности определено, что задача школы состоит в том, чтобы «подготовить» ученика к «встрече» с политикой, сформировать к ней ценностно-значимое отношение. В этой связи необходимо добиться перехода норм политической культуры во внутреннюю осознанную потребность личности. Особую роль здесь играет определение уровня и границ политической информированности учащихся. Это сложная теоретическая и практическая проблема, поскольку уровень политической информированности в целом в стране не отвечает требованиям гражданского общества. Информационное обеспечение формирования политической культуры личности предполагает усвоение политических знаний в объеме, определяющем ее возрастное, социальное и правовое положение; развитие политического сознания с помощью поликультурного образования, политического воспитания и социализации.

Оценочный компонент формирования политической культуры школьников предполагает воспитание убежденности в осознанной социальной ценности граж-данско-политических норм, уважительное отношение к государству, его политике, потребности самостоятельно разбираться в общественно-политических проблемах, выработке внутренних убеждений, когда общественные потребности, выраженные в государственной политике, становятся внутренней потребностью личности, в дальнейшем предполагают варианты осознанного политического поведения.

Анализ регулятивного компонента формирования политической культуры учащихся показывает, что развитие политического сознания немыслимо вне поведения, гражданской активности личности. Содержательная сторона политической культуры в регулятивном аспекте включает формирование мотивов и навыков общественной деятельности, воспитание установок на определенное социально значимое, нравственное поведение. В итоге общественно-политическая деятельность должна быть направлена на то, чтобы учащиеся сообразовывали свои действия с полученными знаниями и умели в нужный момент применить их на практике.

5. Создание воспитательного пространства для проявления и развития демократических, гуманистических и творческих свойств личности требует реализации идеи приоритета прав личности во всей системе школьной жизни; демократизации школьного управления, усиления его педагогического потенциала, обеспечения широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой; создания условий для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его; широкого участия обучающихся в разработке и решении школьных, городских, региональных общественно-политических проблем; воспитания взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласования интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрения свободного и открытого обсуждения организационных принципов и направлений деятельности в жизни школьного коллектива; создания в школе атмосферы творчества, развития школьного соуправления.

6. Включение учащихся в практическую деятельность через систему дополнительного образования, детских и юношеских общественных объединений характеризуется активизацией деятельности учреждений дополнительного образования по созданию детских и юношеских объединений разного типа и направленности, которые служат не только удовлетворению интересов детей, но и формированию у них опыта общественной практики. Педагоги опытно-экспериментальных образовательных учреждений Юго-Востока Московской области положительно оценивают потенциал детских общественных объединений, отдают приоритет в их деятельности детским объединениям патриотической направленности (25%), считают жизнеспособными эколого-туристические подростковые объединения (21%), 17% утверждают жизнеспособность пионерских объединений и организаций, 11% отдают приоритет скаутам, 4% видят будущее в религиозных объединениях. Интересной формой демократизации общественной практики детей является опыт функционирования своеобразного общественного объединения и органа детского самоуправления Луховицкой Детской Думы (Московская область).

Таким образом, можно сделать следующие основные выводы:

— политическая культура как часть общей культуры личности имеет глубокие исторические корни, социально обусловленный характер, что подтверждает представленный анализ различных моделей культур, а также периодов исторического развития России, на основе которых строились системы воспитания в семье, школе, других социальных институтах с античных времен и до наших дней;

— политическая культура — сложное личностное образование, ее формирование изучалось на основе совокупности методологических принципов и подходов, методов и конкретных методик, давших возможность выявить ее сущностные признаки, их взаимосвязь, уровень их сформированности, особенности процесса формирования, его компоненты, а также факторы, влияющие на развитие и совершенствование современной образовательной системы России;

— политическая культура в психолого-педагогическом контексте — это часть общей культуры субъекта; интегральное личностное образование, включающее ряд качественных характеристик, прежде всего, политическую компетентность, специфические ценностные ориентации, потребности в политических знаниях и деятельности, способность к идентификации и доверию, толерантность и культурно-электоральное поведение школьников, активное отношение к политике государства и политическим силам, нормам, ценностям и традициям общества. Специфика функций политической культуры школьников (познавательная, ценност-но-ориентационная, эмоционально-регулятивная, мотивационно-деятельностная, политико-социологизирующая) указывает на способ ее существования в общей системе культуры личности;

— процесс формирования политической культуры учащихся, дифференцированно детерминируемого объективными и субъективными факторами, целенаправленно организуемого педагогическими коллективами образовательных учреждений при постоянном взаимодействии учителей и учащихся с учетом реальных условий в образовательных учреждениях дополняется факторами внешкольной среды (детские общественные объединения, учреждения дополнительного образования);

— обоснована совокупность критериев и показателей политической культуры школьников (когнитивный, аксиологический, эмоционально-мотивационный, деятельностно-регулятивный), способствующая определению уровней сформиро-ванности (высокий, средний и низкий).

Модель формирования политической культуры учащихся в регионе, обоснованна с позиций целевого, управленческого, процессуально-содержательного, научно-педагогического и методического, результативного аспектов и реализованная в практике Московской области.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников: Книга для учителя. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987.

[2] Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

[3] Тютькова И.А. Формирование политических взглядов и убеждений старшеклассников: Монография. — М.: Социум, 2001.

[4] Тютькова И.А. Политическая культура учащихся: теория, практика и особенности формирования: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2007.

POLITICAL CULTURE OF PUPILS IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

A.V. Ivashchenko

The Chair of Psychology and Pedagogy Peoples" Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

I.A. Tyutkova

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples' Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article concerns conceptual bases of students' political culture which reflect its essence, functions and peculiarities of the formation process.

Key words: political culture of pupils, political education, formation of political culture.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.