Научная статья на тему 'Политическая культура школьника: понятие, особенности и функции'

Политическая культура школьника: понятие, особенности и функции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
994
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тютькова Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются различные научные концепции, особенности и функции политической культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Тютькова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The political awareness of schoolchildren: concept, pecularities and functions

The article deals with different scientific conceptions, peculiarities and functions of the political awareness of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Политическая культура школьника: понятие, особенности и функции»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ

И.А, ТЮТЬКОВА

Кафедра психологии и педагогики Российского университета дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье рассматриваются различные научные концепции, особенности и функции политической культуры учащихся.

Политическая культура, являясь составной частью культуры общества, включает в себя систему отношений человека: к субъектам внутренней и внешней политики; к политическим партиям, целям и результатам их действий; характеризуется в информационном, аксиологическом, практическом и деятель-ностном аспектах. Учащиеся являются субъектами и носителями политической культуры общества, которая формируется через гражданское образование, политическую социализацию, общественно-политическую деятельность и другие процессы.

Многое из того, что мы относим к проблематике современной политической культуры, содержалось еще в Книге книг - Библии либо описывалось философами. Размышлениям о связи между сознанием и политическим поведением человека отдали дань Конфуций, Платон, Аристотель, Никколо Макиавелли, Шарль Луи Монтескье. Сам термин политическая культура, систематизировавший исследования субъективного измерения политики, был введен в научный оборот лишь в XVIII в. Иоганном Гердером.

Теория же, предложившая изучать мир политики сквозь призму этого понятия, сформировалось, когда в 1956 г. Г. Алмонд для обозначения особого типа ориентации на политическое действие, отражающее специфику той или иной политической системы, вводит понятие «политическая культура» как базовое. Политическая культура, согласно представлениям Г. Алмонда, - это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, касающихся взаимоотношений граждан и власти. К политической культуре относятся:

1)знания о политике;

2) оценка политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть;

3) эмоциональная сторона политических позиций;

4) признанные в данном обществе образцы и нормы политического поведения.

При этом Г. Алмонд акцентирует внимание на следующих аспектах: во-первых, политическая культура не совпадает с политической системой или обществом, но характеризует его особым образом; во-вторых, она не является тем же самым, что и общая культура.

В России в работах А.И. Арнольдова, A.A. Галкина, JI.H. Когана, Ю.П. Ожегова анализируются различные аспекты политической культуры и ее связь с вопросами общественного сознания.

Общефилософская концепция формирования личности дает общеметодологические принципы для анализа процессов становления и развития политической культуры учащихся и отражена в трудах И.В. Андреенковой, И.С. Кона, JI.H. Когана, О.Н. Крутовой, C.B. Мягченкова, О.В. Петраченко, Ж.Т. Тощенко, Г.Н. Филонова.

В политической социологии авторы современных концепций политической культуры (М.М. Назаров, A.B. Клюев) предлагают рассматривать политическую культуру как совокупность устойчивых компонент политического сознания и поведения. Однако Е.Б. Шестопал все-таки признает, что культура несводима ни к сознанию, ни к поведению, она только проявляется в них.

В политологической литературе политическую культуру определяют как совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и поддерживающих устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государств и обществ. К.С. Гаджиев, Г.С. Каменская, А.Н. Родионов и другие рассматривают политическую культуру как «часть духовной культуры народа, которая включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами» [8, с. 219].

В педагогической литературе прослеживается взаимосвязь политической культуры и образования. Крупнейшие деятели культуры и педагоги (А. Дистер-вег, Г. Кершенштейнер, Я.А. Коменский, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, JI.H. Толстой, С. Френе, К.Д. Ушинский и др.) признавали культурные нравственные, социальные, общественно-политические и государственные ценности доминантами образования.

Таким образом, научные идеи, положения, выводы различных областей наук составили систематизацию теоретико-методологических основ формирования политической культуры школьника и определили следующие направления исследований и подходов ученых.

Во-первых, это влияние исторических и политико-философских трудов, начиная от диалогов Платона и Аристотеля, трудов Макиавелли, Гоббса, Канта и других исследователей политических процессов, труды которых носили образовательный и воспитывающий характер.

Во-вторых, основополагающие работы по политической социологии и политической психологии. В частности, в психологических работах к исследованию политической культуры выделяется три основных подхода:

-бихевиористский подход, опирающийся на социологические выборки, интервьюирование, математические и статистические методы исследования, являющийся необходимым компонентом анализа политического поведения учащихся;

- субъективистский подход, открывающий дополнительные источники для изучения процесса формирования политической культуры школьника - мемуары, художественная, биографическая литература, исторические, социологические и психологические исследования, где прошлая культура рассматривается как фактор в формировании культуры настоящей;

- интерпретационный подход, нацеливающий на переориентацию анализа политических систем к восприятию их как комплекса идеальных культурных образцов, трансляцию политических ценностей.

Особый интерес представляют работы К.А. Абульхановой-Славской, A.A. Бо-далева, A.A. Деркача, И.С. Кона, Д.В. Ольшанского, Б.Д. Парыгина, Е.Б. Шес-топал, посвященные методологическим проблемам изучения общественной психологии.

В-третьих, в зарубежной философско-политологической науке сложились три основные направления толкования политической культуры:

- первое - продолжая заложенные Г. Алмондом, С. Верба и др. традиции и стремления к объемному пониманию предмета, отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений в мире политики. Учащиеся, как и другие социальные слои общества, являются носителями и субъектами определенных культур на разных уровнях: общественном, политическом, образовательном, бытовом, субкультурном и др.;

- представители другого направления (С.Уайт, Д. Плейно, М. Дуглас) усматривают в политической культуре выражение нормативных требований, правил, образцов поведения, начало формирования которых начинается в детском возрасте;

- в рамках третьего направления культура истолковывается как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов и прочих базовых воззрений в поведении (И. Шапиро, П. Шаран, У. Розенбаум);

- в-четвертых, советский период, особенно 80-е г. XX в., характеризуется исследованиями вопросов совместной деятельности школы, семьи, трудовых коллективов по формированию политической культуры учащихся, организации внеурочной деятельности, способствующей политико-культурной подготовке юношей и девушек [1-14].

Обосновывая понятие «политическая культура», можно использовать естественнонаучный термин «континуум» (лат. continuo - без перерыва продолжать), означающий в естественных науках сплошную среду, свойства которой с течением времени постоянно изменяются в пространстве. Базовые политические установки, взгляды, убеждения личности формируются в детском, подростковом и особенно юношеском возрасте. Ведущими факторами, влияющими на формирование политической культуры, является общественно-экономическая и политическая ситуация в стране, средства массовой информации, семья, система образования и другие. Политическая культура как особый пространственно-временной континуум олицетворяет собой преемственность в историко-политическом развитии народов и возможное распространение ее моделей в других аспектах: мультикультурном пространстве, социальной общности, определенной возрастной, образовательной, культурной среде (рис. 1).

Множественность проявлений политической культуры выражается в следующих аспектах:

- историческом;

- геополитическом;

- этно национальном;

- религиозном;

- образовательном;

- личностном.

Политическая культура школьника - это социально обусловленный уровень развития личности в сфере общественно-политических отношений и деятельности. Являясь разновидностью культуры в целом, политическая культура школьника выступает как единство общего и специфического и имеет свои особенности:

- целенаправленно воспитывающий и обучающий характер, который определяется не только общественно-экономическими и социальными потребностями, но и воспитательными целями и задачами школы, а, следовательно, и логикой системы всего образовательного процесса. Эта особенность политической культуры учащихся предполагает обеспечение педагогического руководства процессом ее формирования;

-своеобразие содержания, определяющееся не только потребностями общества, но и самих детей. Обусловлено социально-экономической и политической средой, изменениями общества, уровнем системы образования, а также

социальной готовностью учеников участвовать в созидательном политическом процессе;

- интенсивное развитие «внутреннего» психического содержания политической культуры школьника по мере его роста. На различных возрастных этапах возможности участия в общественно-политической жизни общества различны, различен и уровень физических, интеллектуальных, нравственных, мировоззренческих качеств учащихся, проявляемых в ней.

Вопрос о функциях любого явления позволяет ответить на вопрос, каков смысл данного явления, для чего оно существует. В применении к нашей проблеме, функции политической культуры позволяют определить ее внешние проявления свойств и значений как элемента структуры в общественной системе, рассмотрим некоторые из них.

1. Познавательная - позволяет ребенку, группе, коллективу познать мир политики, определить собственные политические интересы, взгляды, убеждения, перспективные возможности.

2. Ориентационно-ценностная - способствует мировоззренческой саморегуляции личности, регулирует направленность, активность, избирательно-индивидуальное отношение к политике.

3. Эмоционально-регулятивная - определяет (снижает или исключает) возможность аффективного поведения в условиях политической активности.

4. Мотивационно-деятельностная - выполняет роль побудителя к проявлению общественно-политической активности в цивилизованных формах.

5. Политико-социологизирующая - обеспечивает освоение приемлемого уровня социальной нормативности, связанной с участием в общественно-политической жизни.

Вхождение человека в мир политики - объективный процесс. В то же время политическое становление человека противоречиво и его результат зависит от совокупности многих факторов и активности самой личности. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования, одной из главных целей которого является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Усиление воспитательной функции образования, формирование политической культуры, гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются в настоящее время как базовые направления государственной политики в области образования.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Аминев Г.А., Коптева A.A. Политическая культура старшеклассников. - М.: Знание, 1987, с. 12.

2. Гаджиев КС., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и др. Введение в политологию: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1993, с. 219.

3. Категории политической науки: Учебник. - М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет): «Рос. политич. энциклопедия» (РОССПЭН), 2002, с. 481.

А.Коршунова О.С. Мир политики в восприятии младших школьников: Особенности политической социализации детей младшего школьного возраста. Информационно-методические материалы / Под ред. А.Г. Кирпичника. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2003, с. 3-5.

5. Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования // Новые ценности образования. Вып. 4. -М.: Инноватор, 1996, с. 132.

6. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 576 с.

7. Политическая психология: Учеб. пособ. для вузов / Под общей ред. A.A. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001, с. 194.

8. Гаджиев КС., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и др. Введение в политологию. - М.,

1993.

9. Волков А.К, Совместная деятельность школы, семьи и трудового коллектива по формированию политической культуры старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 1986.

10. Носач В.Е. Формирование политической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1985.

11 .Петраченко О.В. Гуманизация процесса формирования политической культуры учащихся средних школ и профессионально-технических училищ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 1994.

12. Пивнева Л.Н. Особенности формирования политической культуры американского студенчества в высшей школе США (1960-1980 гг.): Автореф. дис. ... д-ра политич. наук.-М., 1994.

13. Седова H.H. Социально-педагогический анализ проблем формирования политической культуры у старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990.

14. Федоренко А.Н. Роль политической культуры в повышении социальной активности молодежи в условиях перестройки. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990.

THE POLITICAL AWARENESS OF SCHOOLCHILDREN: CONCEPT, PECULIARITIES AND FUNCTIONS

I.A. TYUTKOVA

The Chair of Psychology and Pedagogics Russian Peoples' Friendship University 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The article deals with different scientific conceptions, peculiarities and functions of the

political awareness of schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.