Научная статья на тему 'Этнопедагогический потенциал как фактор формирования мировоззрения учащихся старших классов'

Этнопедагогический потенциал как фактор формирования мировоззрения учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ НАРОДА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улубекова Назани Шихмахмудовна, Мирзоев Шайдабег Айдабегович

В статье раскрываются проблемы формирования гуманистического мировоззрения учащихся старших классов на основе изучения и осмысления этнопедагогического потенциала дагестанской национальной культуры. На конкретных примерах определена значимость этнопедагогики в формировании мировоззренческих ценностей и смыслосозидающих жизненных ориентаций старшеклассников. Представлены результаты и выводы формирующего эксперимента по выявлению роли воспитательного потенциала различных средств народной культуры в формировании гуманистических мировоззренческих ценностей учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Махачкалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогический потенциал как фактор формирования мировоззрения учащихся старших классов»

82

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2010

шенная тревожность, неадекватная самооценка, число страхов) у школь-ников-паци-ентов внутрибольничной школы.

Следовательно, можно сделать вывод, что внутрибольничная школа

Примечания

представляет собой особую структурную единицу системы образования, которая имеет большой потенциал для осуществления социально-педагогичес-кой поддержки школьни-ков-пациен-тов.

1. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 39-50. 2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. 294 с. 3. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года). М. : Министерство здравоохранения РФ, 2003. 96 с. 4. Мусаева С. Д. Особенности организации учебновоспитательного процесса в условиях внутрибольничной школы (на материале Детской республиканской клинической больницы) // Вестник Костромского университета им. Н. А. Некрасова. Психологические науки. 2008. № 1. С. 248-251. 5. Олиференко Л. Я., Шульга T. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 256 с. 6. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей / под общ. ред. Р. А. Литвак. Челябинск : Дворец пионеров и школьников, 2001. 104 с.

Статья поступила в редакцию 25.02.2010 г.

УДК 37.01:39

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

СТАРШИХ КЛАССОВ

© гою уЛубекова Н.Ш., Мирзоев Ш.А.*

Махачкалинский промышленно-экономический колледж *Да геста нс кий государственный педагогический университет

В статье раскрываются проблемы формирования гуманистического мировоззрения учащихся старших классов на основе изучения и осмысления этно-педагогического потенциала дагестанской национальной культуры. На конкретных примерах определена значимость этнопедагогики в формировании мировоззренческих ценностей и смыслосозидающих жизненных ориентаций старшеклассников. Представлены результаты и выводы формирующего эксперимента по выявлению роли воспитательного потенциала различных средств народной культуры в формировании гуманистических мировоззренческих ценностей учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Махачкалы.

The author of the article describes the problems of the development of senior schoolchildren’s humanistic world-view on the basis of the study and comprehension of the ethnopedagogical potential of Dagestan national culture. The specific examples identify ethnopedagogy significance in the forming the worldview values and senior schoolchildren’s meaningful vital orientations are given. The results and conclusions of

Психолого-педагогические науки

• • •

83

the formative experiment in revealing the role of the educational potential of the various media of ethnic culture on the formation of senior schoolchildren’s humanistic philosophical values in Makhachkala are presented.

Ключевые слова: научное мировоззрение, гуманистическое мировоззрение, мировоззренческие ценности народа, этнопедагогический потенциал, национальная культура.

Keywords: scientific worldview, humanistic worldview, ethnic world-view values, ethnopedagogical potential, the ethnic culture.

Актуальность обозначенной проблемы состоит в том, что в современных условиях в общественном сознании, особенно среди молодежи, приоритетную позицию заняли ценности прагматической направленности, а духовно-нравственную сферу охватил глубочайший кризис, проявляющийся в росте преступности, наркомании, нравственной распущенности и т.д., вследствие чего возникает необходимость изменения менталитета, ценностных ориентаций, поведения и образа жизни личности в гуманистическом направлении.

Для дагестанского общества данная проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что более 60% населения составляют граждане до 30 лет, социально-личностное становление которого происходит в сложных условиях влияния на их сознание массовой и этнической культуры, светского образования и религиозной среды, что значительно затрудняет процесс вхождения в мир социума, а современные социальные отношения ставят их в ситуацию мировоззренческого выбора между: нравственным и безнравственным поведением; стремлением получить максимальную свободу и нежеланием брать на себя ответственность; религиозным и научным миропониманием и т.д.

В этих условиях особенно остро ощущается потребность в выявлении, систематизации и рациональном применении этнопедагогического потенциала для формирования объек-

тивно востребованных социумом духовно-нравственных взглядов, убеждений и идеалов.

Обращение к народной педагогике имеет важное значение для формирования мировоззрения учащихся старших классов, потому что в ней нашли отражение педагогические идеи, формы, методы и пути воспитания, а также требования к воспитанию подрастающего поколения.

Глубокое осмысление и осознание историко-педагогического опыта народов позволит педагогам эффективно использовать прогрессивные мировоззренческие идеи народной педагогики при формировании общественно значимых взглядов, убеждений и идеалов личности, что в значительной мере способствует преемственности поколений и духовнонравственному возрождению многонационального российского и дагестанского поликультурного общества.

Следует отметить, что народный опыт воспитания личности, содержащийся в традициях и обычаях, в укладе семейного и общественного быта, в произведениях многожанрового

фольклора, в словесных средствах воспитания, в детских играх, национальных танцах и т.д., нашел отражение во многих научных публикациях.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показал, что вопросы использования этнопедагоги-ческой культуры в учебновоспитательном процессе исследованы отечественными и зарубежными педагогами-классика-ми: Я. А. Коменским, И. Песталоцци, А. Дис-

84

Известия ДГПУ, №1, 2010

тервегом, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и др. [2, 3, 4].

Высокое признание педагогической общественности получила народная педагогика благодаря фундаментальным трудам И. А. Арабова, М. А. Асильдерова, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, М. Б. Гуртуевой, А. Э. Измайлова, Ш. А. Мирзоева, А. М. Магомедова, 3. М. Магомедовой, Р. М. Пашаевой, Т. Г. Саидова, Я. И. Ханбикова, И. А. Шорова, Б. Б. Шей-ховой, 3. Я. Якубова и др., где на ярких примерах народной культуры убедительно раскрываются возможности средств, форм и методов в идейно-нравственном, трудовом, эстетическом, умственном и физическом воспитании юных поколений.

С этих позиций важно обозначить воспитательный потенциал этнопе-дагогической культуры народов Дагестана в единстве его содержания, форм, методов и средств, и попытаться определить оптимальные условия ее реализации в современной общеобразовательной практике при формировании мировоззрения учащихся старших классов.

Следовательно, изучение сформированное™ мировоззренческих ценностей духовно-нравственной направленности в сознании старшеклассников наиболее важны и необходимы для личностного и социального самоопределения, где в качестве главного критерия следует рассматривать понятие «намус», в котором выражены главные требования морально-этического кодекса народов Дагестана.

В основе формирования морально-этического облика мужчины у народов Дагестана лежат общественные предписания, аккумулирующие многовековой опыт предков и включающие в себя понятия «ях1» «мужество», «стойкость», «толерантность», «преданность» и т.д. При этом понятие «ях1» выступает в качестве совокупного выразителя личностных ка-

• • •

честв (благородство, трудолюбие, благочестие, честность, щедрость, уважение к старшим, чувство собственного достоинства, великодушие, смелость, отвага) совершенного мужчины, предполагающее наличие терпения, твердости, выдержки, основательности, а также аккуратность, чувство долга, обязательности, воздержание от дурных и легкомысленных поступков. Согласно этой норме мужчине считалось предосудительным выказывать усталость, жаловаться на неудобства, голод, жажду, холод, зной, показывать утомление беседой со старшими, шумно реагировать на неприятность, пасовать перед трудностями.

Идеал женщины-горянки включает предписанные ее природе основные нравственные качества. Как обладательница множества добродетелей, она должна быть: «светла душой и телом», «доброжелательна к людям», «любящей и заботливой матерью», «быть опорой мужу, верной женой», оберегать себя от пороков: не завидовать другим, не поддаваться плохим помыслам, не быть жадной, не заниматься пустым делом. Она не может «показывать посторонним печаль», а может демонстрировать окружающим добро, мягкость, уважение и нежность. Наряду с этим были обязательны в ней такие качества, как благочестие, трудолюбие, скромность, верность, благовоспитанность, которые по канонам народной педагогики прививались с раннего возраста личным примером бабушки, матери, соблюдением системы запретов, устоявшихся табу в жизни горского общества.

Народы Дагестана придают исключительное значение формированию и мировоззрения, моральноэтических качеств, чему свидетельством служит отсутствие на протяжении всей истории Дагестана такого периода, в котором к формированию морально-этического и гуманистического мировоззрения народы относились с равнодушием. Человек мыс-

Психолого-педагогические науки • • •

лится народами Дагестана не отвлеченно или изолированно от общества, а как самое разумное существо, обладающее высокими духовнонравственными качествами, национально особыми этикетными нормами и правилами, мировоззренческими взглядами, убеждениями и идеалами. Кроме того, он призван выполнять в обществе конкретные социальные функции и обязанности, предписанные его полу, возрасту, общественному положению, прежде всего в качестве сына или дочери, брата или сестры, отца или матери, дедушки или бабушки. При этом ему отводится роль наставника или наставницы, соседа или соседки, гостя, кунака и, наконец, почетная роль гражданина, труженика или труженицы, мастера или мастерицы, хозяина или хозяйки, воина, лидера, старейшины и т.д.

В Дагестане ценится глубокое знание, понимание и четкое выполнение своих ролевых и половозрастных функций и обязанностей, что выражается в категориях «настоящий человек», «добропорядочный человек», «идеальный человек», «совершенный человек» и т.д.

Социализация в народной педагогике как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом формирования не только морально-этического облика человека, но и его мировоззрения, в результате чего индивид действительно становится частью здравомыслящего общества.

Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов, убеждений и идеалов, сложившихся у человека под влиянием образования и более всего воспринятого и осмысленного им социального опыта, что подтверждают выработанные и социально одобряемые в дагестанском обществе устойчивые взгляды и убеждения человека по отношению:

- к матери: «Если лишившийся отца раз сирота, то потерявший мать -

85

семь раз сирота» (лезг., дарг., таб.), «Кто родителей почитает, тот вовек не умирает» (лезг.), «Для матери хоть яичницу на ладони изжарь, все равно будешь перед нею в долгу» (дарг.);

- к семье: «Своего не знающий, чужого не поймет, родного не почитающий, двоюродного не сочтет», «Брат брату опора» (лезг.), «Дружба братьев крепче каменной стены» (лакск.), «Чем совсем не иметь сестры, лучше иметь хоть слепую» (лакск.);

- к родственникам: «Дерево держится корнями, а человек родными» (дарг.), «Джигит идет один на подвиг правый и весь свой род увенчивает славой» (аварск.);

- к соседям: «Если у тебя нет соседа, ты сам стань чьим-то соседом» (аварск.), «Сосед соседу опора», «Ищи не дом, а соседей» (лезг.), «Лучше близкий сосед, чем дальний родственник» (лакск., лезг., дарг.), «Собака соседа не кусает соседа» (лезг.);

- к аулу (джамаату): «Предавший аул, да будет сожжен в ауле», «Если народ завянет в омуте, и ты следуй за ним» (общедаг.);

- к Родине: «Каждая птица свое гнездо любит» (лакск.), «В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть» (общедаг.), «Сокол не покидает гнезда» (дарг.), «Человек без родины, что соловей без песни» (общедаг.).

Исходя из конкретных социальных ролей, можно говорить о социально одобряемом мировоззренческом уровне индивида (дагестанца и дагестанки), дагестанской семьи, дагестанского тухума (рода), дагестанского аула (джамаата) и дагестанского народа.

Результаты исследования, проведенного нами среди учащихся общеобразовательных школ г. Махачкалы, указывают на смутное понимание социальных требований к взглядам, убеждениям, идеалам индивида, семьи, рода и народа, отсутствие чет-

86

Известия ДГПУ, №1, 2010

кого представления о социально одобряемых или осуждаемых у народов Дагестана мировоззренческих взглядах, убеждениях и идеалах, слабое знание прогрессивных обычаев и традиций своего народа, отсутствие стремления и достаточного интереса к родному языку, к культуре своего и других народов, к осмыслению и принятию на личностном уровне мировоззренческих ценностей своего народа как смыслосозидательных ориентиров и т.д.

С целью выявления причин такого положения проведен анализ учебных программ и учебников по обществознанию, рекомендованных Министерством образования РФ для 10-11 классов, который показал отсутствие в содержании предметов обществоведческого цикла прогрессивных народных идей духовно-нравственного воспитания учащихся и недостаточное раскрытие их взаимосвязи с ценностями общечеловеческой морали. Следовательно, содержание предметов обществоведческого цикла, выступая эффективным средством формирования мировоззрения учащихся старших классов, не обеспечивает необходимого уровня, что требует внесения в учебные программы и учебники этнопедагогиче-ского материала, позволяющего педагогам улучшить процесс формирования у учащихся старших классов гуманистического мировоззрения. Для восполнения указанных пробелов нами было определено основное этнопедагогическое содержание, способствующее формированию мировоззрения у старшеклассников; были выделены фундаментальные мировоззренческие ценности, аккумулированные в народной культуре; разработаны критерии сформированное™ мировоззренческих ценностей на уровне сознания, отношений и поведения; определены формы и методы изучения этнопедагогическо-го материала, способствующие формированию мировоззрения учащихся 10-11 классов.

В содержание мировоззренческой подготовки учащихся старших классов нами включен комплекс этнопе-дагогического материала, направленного на формирование гуманистического мировоззрения личности, включающего кодекс высокой нравственности «намус»; традиции (взаимопомощи и взаимопонимания); исламские традиции воспитания; словесные средства воспитания (пословицы и поговорки, загадки).

В общественном сознании дагестанских народов веками формировалось ценностно-смысловое отношение к таким духовнонравственным ценностям, как знание, семья, родственники, труд, взаимопонимание и взаимопомощь, родной язык, патриотизм, человеколюбие, усвоение которых молодыми людьми происходит через живую связь в общении, в труде между старшим и молодым поколениями, через усвоение идей, запечатленных в фольклорных произведениях [6. С.

10].

Опираясь на педагогический опыт народа в воспитании личности, мы сконструировали дидактико-

методический комплекс, способствующий усилению влияния этнопеда-гогического потенциала на развитие мировоззрения учащихся старшеклассников. Формами выступают встречи с мастерами народного слова, пожилыми людьми, ветеранами войны и труда, воинами; поисковоисследовательская и краеведческая работа; участие в трудовой и общественно-политической деятельности; экскурсии на предприятия, в музеи; литературно-художест-вен-ные вечера этнокультурной направленности. Применялись методы: этическая беседа; убеждение; написание сочинение-эссе по раскрытию смысловой значимости пословиц и поговорок; исследование и анализ произведений устного народного творчества, классиков дагестанской литературы различных традиций; дискуссия, моделирование жизненной ситуации с

Психолого-педагогические науки • • •

последующим ее анализом; положительный пример взрослых; игра; поощрение и наказание; описание традиций, народных праздников по личным впечатлениям; оформление альбомов и стендов, сравнительносопоставительный анализ традиций и современности; подготовка рефератов, исследовательских проектов; сенситивный метод (тренинг).

Для примера приведем сценарий литературно-художественного вечера «Традиции народа творят человека», целью которого выступает содействие мировоззренческому самоутверждению учащихся старших классов, знающих и осмысливающих духовное наследие своего народа, ориентирующихся в своей повседневной жизнедеятельности на этнические духовно-нравственные ценности.

Содержание мероприятия:

I. Вступительное слово учителя: «Народные традиции - действенные средства воспитания».

II. Литературно-художественный монтаж, в ходе которого учащиеся раскрывают значимость народной культуры в воспитании подрастающего поколения; сущность традиций (традиции приветствия, благопожелания, семейные, тухумные), демонстрируя при этом знание родного языка; читают стихи дагестанских поэтов: Р. Гамзатова «Благодарю кремнистый край родной», «Если б мама песен мне не пела», Ф. Алиевой «Желаю дому твоему...», «Закон гор», Т. Хрюгского «На свете нет прекрасней слова «мать»...»; излагают содержание основных нравственных заповедей «намуса», подкрепляя их пословицами и поговорками; проигрывают сценки (жизненные ситуации) с последующим их анализом и оценкой.

В качестве сценок выступали жизненные ситуации:

1. «На годекане», сюжет которой включал обсуждение старейшинами села проблемы нравственного воспитания молодежи, для чего два мо-

87

лодых человека демонстрируют альтернативные с точки зрения народной морали модели поведения. Задание: дать нравственную оценку поведению участников сцены, опираясь на традиции годекана.

2. «Благодарение во время еды», где участники (члены семьи и гости) демонстрируют традицию благопожелания во время еды.

3. «Ответ мудреца», где участники (три женщины и мудрец) анализируют три варианта поведения сыновей трех женщин, набиравших воду у колодца. Вопрос: «Чей сын самый красивый и умный?». Ответ мудреца: «О, женщины, здесь был только один сын». Учащиеся должны аргументированно объяснить ответ мудреца.

III. Театрализованная композиция «Традиционные праздники народов Дагестана», в которой учащиеся воспроизводят традицию проведения праздника «Навруз», исполняют песни, произносят благопожелания.

В заключение учащиеся отвечают на вопросы, побуждающие к рефлексии: Каковы ваши впечатления от мероприятия? Каким было ваше эмоциональное состояние до мероприятия и после него? Чувствуете ли вы потребность в более глубоком и осмысленном познании культуры своего и других народов? Изменилась ли ваше отношение к таким ценностям, как интернационализм, толерантность, гуманизм?

Нами также был осуществлен отбор мировоззренческих ценностей (нравственность, труд, патриотизм, семья, эстетика, экология), воплощенных в народной культуре, ориентируясь на которые молодые люди смогут выработать такие личностные качества, как уважение к старшим, стремление к взаимопониманию и взаимовыручке, верность данному слову, любовь к Родине, трудолюбие, толерантность, человеколюбие, способствующие позитивному мировоззренческому самоопределению учащихся старших классов.

88

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2010

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию мировоззрения учащихся старших классов МОУ школы - многопрофильного лицея № 9 на основе этно-педагогического потенциала курса

«Обществознание» (табл.) указывают на значительное приращение основных компонентов мировоззрения личности, следствием чего является его целостность.

Таблица

Динамика развития основных компонентов в структуре мировоззрения учащихся старших классов МОУ школы - многопрофильного лицея .Хи9, сформированного в процессе усвоения этнопедагогической культуры

(в абс. числах, процентах и по уровням становления)

Компоненты мировоззрения Уровни Динамика в опытной работе

В начале В итоге

Кол. % Кол. %

1. Познавательно-интеллектуальный

1.1. Целостность и системность знаний об основных элементах народной культуры; глубокое понимание сущности и значимости мировоззренческих ценностей высокий 7 9,3 16 21,3

средний 28 36,0 35 46,7

низкий 41 54,7 24 32,0

1.2. Способность к позитивно критической мыслительной и рефлексивной деятельности в процессе усвоения мировоззренческих ценностей народа высокий 5 10,5 12 16,0

средний 23 35,2 34 45,3

низкий 47 54,3 29 38,7

2. Ценностно-эмоциональный

2.1. Мировоззренческая ориентация на этнокультурные и общечеловеческие ценности высокий 12 16,0 19 25,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средний 28 37,3 36 48,0

низкий 35 46,7 20 26,7

2.2. Устойчивость в проявлении духовнонравственных качеств этнокультурной направленности в поведении личности высокий 9 12,0 16 21,3

средний 21 28,0 36 48,0

низкий 45 60,0 23 30,7

3. Поведенческо-смысловой

3.1. В основе поведения лежат персональные принципы социально-нравственной ответственности высокий 8 10,7 15 20,0

средний 19 25,3 33 44,0

низкий 48 64,0 27 36,0

3.2 Мировоззренческие ценности этнокультурной направленности; реализуются в многообразной жизнедеятельности личности высокий 11 14,7 21 28,0

средний 23 30,6 33 44,0

низкий 41 54,7 21 28,0

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В условиях Дагестана массовая этническая культура, религиозная среда и т.д. влияют на потребность личности в постижении окружающего мира с различных мировоззренческих позиций, что требует включения в содержание дисциплин этнопедаго-гического материала, элементов народной культуры и исламской религии.

2. Совокупность народных форм и методов обеспечивает практикоориентированность при изучении этно-педагогического наследия.

3. Формированию мировоззрения учащихся старших классов способствует этнопедагогика, способствующая созданию на уроке положительной мотивации, побуждающей к активной самостоятельной работе по усвоению и принятию ценностей и т.д.

В содержании учебного материала необходимо включить: а) правила, побуждающие старшеклассников активизировать мыслительную деятельность по критическому осмыслению этнопедагогического потенциала; выраженные в вербальной форме мировоззренческие позиции народа, которые помогут оп-

Психолого-педагогические науки

• • •

89

ределить духовно-нравственные ориентиры личности; положительные жизненные примеры, позволяющие создать благоприятную среду самовоспитания, самоопределения и самореализации учащихся старших классов.

4. Включение в содержание программы по обществознанию этнопе-дагогического материала будет способствовать развитию у учащихся старших классов мировоззренческих качеств, толерантности, патриотизма, интернационализма, гуманизма и т.д.

Примечания

1. Волков Г. Н. Неотъемлемая часть народной педагогики // Советская педагогика. 1989. № 7. С. 99. 2. Волков Г. Н. Этн о педагогика. М. : Academia, 1999. 170 с. 3. Магомедов А. М. Этнопедаго-гическая культура Дагестана. Махачкала, 2005. 330 с. 4. Мирзоев 111. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала : Дагучпедгиз, 1992. 180 с. 5. Мирзоев 111. А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала : Изд-во «Лотос», 2009. 196 с. 6. Саидов T. Г. Традиции народов творят человека. Махачкала : Дагучпедгиз, 1994. 112 с. 7. Ушинский К. Д. Сочинения. T. 6. М.-Л., 1949.

Статья поступила в редакцию 19.02.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.