Научная статья на тему 'Этапы формирования у студентов научного мировоззрения студентов'

Этапы формирования у студентов научного мировоззрения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2487
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / SCIENTIFIC WORLDVIEW / УБЕЖДЕНИЯ / BELIEFS / ЦЕННОСТИ / VALUES / ПОЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / STAGES OF WORLDVIEW FORMATION / ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / FUNCTIONS OF WORLDVIEW / УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / LEVELS OF WORLDVIEW / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МИРООЩУЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / WORLD / SURROUNDING WORLD / SOCIAL PROCESSES / PERSONALITY STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Умукусум Гаджиевна, Муртузалиев Мурад Омарович

В статье раскрываются основные аспекты формирования мировоззрения, а также приводятся обоснования того, что мировоззрение развивается у личности в результате последовательного освоения научными знаниями, системой общих методов познания действительности. Показано, что мировоззренческие положения обуславливают жизненную позицию человека, и эффект формирования научного мировоззрения достигается не влиянием обучающегося, а взаимодействием педагога и обучаемого, общества и обучаемого, ведь на формирование представлений и убеждений личности воздействует его окружение, т. е. социум. Российским гражданам необходимо (вместо приходится) вновь подумать о целях и инструкциях становления нашего сообщества, и о его ценностях. В данной взаимосвязи растёт роль мировоззрения в развитии личности как одного из важнейших составляющих духовного мира человека. Конкретно мировоззрение даёт ключевые ориентиры для всей его практической и теоретической работы, дает ему возможность сформулировать цели, которые он намеревается достичь в ходе личной деятельности. Мировоззрение содействует тому, чтоб личность знала мир, тенденции его становления, возможности человека и содержание его деятельности. Оно существенно облегчает понимание человеком основных ценностей общечеловеческих, национальных, социально-ориентированных. В связи с данной задачей, огромное значение приобретает мировоззренческая функция образования, потому что мировоззрение представляет из себя обобщенную систему взглядов на мир, не привязанную к конкретным действиям, а предназначающуюся основой для понимания единых направленностей становления мира в целом. Проявление системных симптомов кризиса передового сообщества и культуры, предъявление новых общественных требований к развитию личности являются причиной для проведения специальных исследований, приуроченных к проблеме формирования научного мировоззрения у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF SCIENTIFIC OUTLOOK STUDENTS

The article reveals the main aspects of the worldview formation, as well as the substantiation that the worldview develops in the person as a result of consistent development of scientific knowledge, a system of General methods of cognition of reality. It is shown that the philosophical position determines life position of a person and the effect of the formation of the scientific worldview is achieved not learner’s influence, but by the interaction of the teacher and the learner, society and the learner, because the formation of ideas and beliefs of an individual influences his environment, i. e. socium. Russian citizens once again have to think about the goals and instructions of our community development and its values. The role of worldview in the development of personality is growing as one of the most important components of the human spiritual world in this relationship. Specifically, the worldview provides key guidelines for all its practical and theoretical work, gives it the opportunity to formulate goals, which he intends to achieve in the course of his personal activities. The worldview contributes to the fact that the person knew the world, the trend of formation of human capabilities and content of its activities. It greatly facilitates the understanding of basic human values universal, national, social-oriented. In connection with this task, the ideological function of education becomes of great importance, because the worldview is a generalized system of views on the world, not tied to specific actions, but are intended as a basis for understanding the common directions of the formation of the world as a whole. The manifestation of systemic symptoms of the crisis of the advanced community and culture, the presentation of new social requirements for the development of the individual are the reason for special research, confined to the problem of the formation of scientific worldview in students.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования у студентов научного мировоззрения студентов»

Alieva Umukusum Gadzhievna, Murtuzaliev Murad Omarovich STAGES OF FORMATION OF SCIENTIFIC OUTLOOK ...

pedagogical sciences

УДК 377

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ

© 2018

Алиева Умукусум Гаджиевна, ст. преподаватель кафедры «Информационных и коммуникационных технологий» Муртузалиев Мурад Омарович, аспирант кафедры «Информационных и коммуникационных технологий» Дагестанский государственный педагогический университет (365000, Россия, Махачкала, улица Ярагского, 57, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты формирования мировоззрения, а также приводятся обоснования того, что мировоззрение развивается у личности в результате последовательного освоения научными знаниями, системой общих методов познания действительности. Показано, что мировоззренческие положения обуславливают жизненную позицию человека, и эффект формирования научного мировоззрения достигается не влиянием обучающегося, а взаимодействием педагога и обучаемого, общества и обучаемого, ведь на формирование представлений и убеждений личности воздействует его окружение, т. е. социум. Российским гражданам необходимо (вместо приходится) вновь подумать о целях и инструкциях становления нашего сообщества, и о его ценностях. В данной взаимосвязи растёт роль мировоззрения в развитии личности как одного из важнейших составляющих духовного мира человека. Конкретно мировоззрение даёт ключевые ориентиры для всей его практической и теоретической работы, дает ему возможность сформулировать цели, которые он намеревается достичь в ходе личной деятельности. Мировоззрение содействует тому, чтоб личность знала мир, тенденции его становления, возможности человека и содержание его деятельности. Оно существенно облегчает понимание человеком основных ценностей - общечеловеческих, национальных, социально-ориентированных. В связи с данной задачей, огромное значение приобретает мировоззренческая функция образования, потому что мировоззрение представляет из себя обобщенную систему взглядов на мир, не привязанную к конкретным действиям, а предназначающуюся основой для понимания единых направленностей становления мира в целом. Проявление системных симптомов кризиса передового сообщества и культуры, предъявление новых общественных требований к развитию личности являются причиной для проведения специальных исследований, приуроченных к проблеме формирования научного мировоззрения у студентов.

Ключевые слова: научное мировоззрение, убеждения, ценности, познания, этапы формирования мировоззрения, функции мировоззрения, уровни мировоззрения, общество, окружающий мир, воспитание, образование, общество, мироощущение, педагогика, философия.

STAGES OF FORMATION OF SCIENTIFIC OUTLOOK STUDENTS

© 2018

Alieva Umukusum Gadzhievna, senior lecturer of Chair "Information and communication technologies" Murtuzaliev Murad Omarovich, post-graduate student of the Department "Information and communication technologies" Dagestan State Pedagogical University (365000, Russia, Makhachkala, Yaragsky, 57; e-mail: [email protected])

Abstract. The article reveals the main aspects of the worldview formation, as well as the substantiation that the worl-dview develops in the person as a result of consistent development of scientific knowledge, a system of General methods of cognition of reality. It is shown that the philosophical position determines life position of a person and the effect of the formation of the scientific worldview is achieved not learner's influence, but by the interaction of the teacher and the learner, society and the learner, because the formation of ideas and beliefs of an individual influences his environment, i. e. socium. Russian citizens once again have to think about the goals and instructions of our community development and its values. The role of worldview in the development of personality is growing as one of the most important components of the human spiritual world in this relationship. Specifically, the worldview provides key guidelines for all its practical and theoretical work, gives it the opportunity to formulate goals, which he intends to achieve in the course of his personal activities. The worldview contributes to the fact that the person knew the world, the trend of formation of human capabilities and content of its activities. It greatly facilitates the understanding of basic human values - universal, national, social-oriented. In connection with this task, the ideological function of education becomes of great importance, because the worldview is a generalized system of views on the world, not tied to specific actions, but are intended as a basis for understanding the common directions of the formation of the world as a whole. The manifestation of systemic symptoms of the crisis of the advanced community and culture, the presentation of new social requirements for the development of the individual are the reason for special research, confined to the problem of the formation of scientific worldview in students.

Keywords: scientific worldview, beliefs, values, knowledge, stages of worldview formation, functions of worldview, levels of worldview, society, the world, education, the surrounding world, social processes, personality structure, pedagogy, philosophy.

В современных условиях, когда происходит становление новой системы ценностей, когда разрушаются отечественные традиции, и отсутствуют зрелые демократические принципы, и всё это на фоне непростого сплетения политических, экономических и социальных процессов, возникает необходимость в разработке новых форм и методов организации учебной деятельности. В этих условиях, как отмечается в «Рекомендациях по организации воспитательного процесса в вузе», более результативные показатели могут быть получены при сочетании методов педагогической воспитательной работы со студенческой самодеятельностью, самоуправлением и самоорганизацией личности [1, с. 98].

В структуре личности и в системе её главных побудительных сил отводится большое место интересам,

стремлениям, идеалам, убеждениям. Важнейшая роль отводится духовному строению личности. Определяя связь человека с миром, с самим собой, с людьми, ведь любую личность формирует общество, в зависимости от этого и развиваются убеждения [2, с. 116]

Убеждения являются структурным элементом более широкого понятия - мировоззрения.

Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и на своё место в нём, в которых проявляется его отношение к социальной среде, к связям человека и общества, к явлениям природы.

Мировоззрение представляет собой более высокий, обобщённый уровень отношения личности к окружающему миру, оно содержит в себе другие (нравственные, эстетические, социальные) отношения и проявляет себя

педагогические науки

Алиева Умукусум Гаджиевна, Муртузалиев Мурад Омарович ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ НАУЧНОГО ...

в качестве сильного фактора развития человека как личности [3, с. 864].

Мировоззрение и нравственность - основные характеристики личности, которые оказывают мощное влияние на моральное и духовное развитие человека. Они делают его твёрдым и непоколебимым в жизненных обстоятельствах, трудностях и невзгодах.

Мировоззрение выражает себя как в сознании (взгляды, знания, идеалы, убеждения), так и в эмоциональных (эмоции, чувства) и практически действенных сферах (поведение, поступки, деятельность), т. е. мировоззрение представляет совокупность взглядов, которые порождают у человека определённые волнения, экспансивный отклик. Отсюда можно сделать педагогический вывод, что в процессе формирования научного мировоззрения надо влиять на чувства, эмоции, культуру обучающихся, чтобы формировать личностное креативное отношение к реальности [4, с. 294]

Мировоззренческие знания и убеждения субъективно отражают объективную реальность, следствие усвоения индивидуального и коллективного опыта людей. Мировоззрение выполняет ряд функций: информационную, регулятивную, оценочную.

Информационная функция связана с очевидным приемом восприятия явлений и событий мира вокруг нас и их отблеском в сознании человека. Мировоззрение делает для человека ясным мир природы и сообщества, сформировывает просвещенное понимание, вооружает методами.

Регулятивная функция связана с тем, что, поведение и работа человека ориентируются его сознанием, его взорами и убеждениями. В случае, если у человека сформировано, то или иное мировоззрение, сформировались устойчивые взоры и убеждения, тогда они, как правило, характеризуют его поступки и действия, в практической деятельности считаются начальной позицией.

Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все жизненные явления, находящиеся вокруг нас, человек расценивает, следуя из собственных убеждений и взглядов, другими словами, мировоззрение играет роль призмы, через которую человек наблюдает на мир и определённым образом расценивает все явления и действия, происходящие в нем. [5, с. 438]

Развитие и становление мировоззрения - трудоемкий, многозначный, внутренне связанный процесс, в каком, вполне, возможно выделить несколько этапов.

Первый этап - это мироощущение, которое описывает состояние ребёнка в окружающем мире.

Второй этап - это мировосприятие - форма конкретного эмоционального отражения реальности. Главная функция мировосприятия - скопление эмоционального опыта. Мировосприятие не классифицируется зеркальным отображением реальности, оно включается в систему предыдущего опыта ребёнка, в систему его отношений с реальностью. Восприятие мира на данном этапе наблюдается на эмоционально-образном уровне, создавая в сознании ребёнка "образ мира" (А.Н. Леонтьев).

Третий этап - сформировывает научное миропонимание, то есть отражение причинно-следственных связей, сущности явлений и взаимоотношений меж ними. На данном этапе наблюдается составление научных понятий, осмысление законов, закономерностей.

Четвёртый этап - научное мировоззрение. Его высококачественные характеристики: диалектическое и материалистическое восприятие мира, разумное обоснование его становления, позиция гуманизма в отношении к общественным явлениям, отношение к науке как к главной ценности, которая позволяет человеку быть хозяином собственной судьбы [6, с. 576].

Целью статьи является выявление проблемы формирования у студентов базовых мировоззренческих понятий, таких как «мировоззрение», «научное мировоззрение», «этапы формирования мировоззрения», «научная картина мира», «религиозное мировоззрение».

У каждого человека существуют личные представления, взгляды и свое отношение к происходящему. Но главная черта данных представлений, взоров и взаимоотношений бывает разной.

В соответствии с требованиями к результатам освоения содержания мировоззрения и его связей с научными познаниями, верой и жизненным навыком человека, различаются три вида мировоззрения: научное, религиозное, обыденное или житейское.

Научное мировоззрение базируется на научной картине мира, представляющей из себя совокупность общенаучных картин мира [7, с. 21], на выводах и обобщениях, сформированных на основе научного анализа и постижения причинно-следственных явлений. Научное мировоззрение является объективно верным [8, с. 79].

Религиозное мировоззрение основывается на интуитивно-эмоциональном, субъективном религиозном опыте человека. В основе его лежит вера человека в существование бога, бессмертия души, либо иных необычных сил и так далее. Совместно с тем, деятели религии полагаются не только на потусторонние силы, но и не исключают физические, исторические, философские познания, особенно те, что пребывают на границе познанного и непознанного, и выстраивают на данной основе собственную идеологию [9, с. 28].

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под воздействием конкретных критерий жизни людей, из поколения в поколение передаваясь в виде здравого смысла, духовного опыта, эмпирических систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обыкновенно отображает внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений мира [10, с. 520].

В своём исследовании мы опирались на педагогические и философские труды. К примеру, по мнению

A. Швейцара, немецко-французского мыслителя, «великая задача духа - создание мировоззрения... Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой паталогическое нарушение высшего чувства ориентирования» [11, с. 71].

Проблема формирования научного мировоззрения изучена во многих трудах педагогов (В.Н. Жукова,

B.П. Бездухов, Б.Т. Лихачев, В. А. Сластёнин).

Несмотря на актуальность данной проблемы, на сегодняшний день мало исследований, посвящённых формированию научных мировоззренческих знаний у студентов.

Проведённый анализ помог выявить в способах формирования научного мировоззрения у студентов противоречия:

- между проявлением новых требований к развитию личности студента, потребностью общества в гражданах, обладающих развитым научным мировоззрением и современным состоянием проблемы формирования научного мировоззрения, и отсутствием определённых методов формирования научного мировоззрения [12, с. 152].

Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в необходимости создания теоретически обоснованной методики формирования научного мировоззрения у студентов.

В соответствии с названной проблемой, обозначена и тема исследования: «Этапы формирования научного мировоззрения у студентов».

Объект исследования: образовательно - воспитательный процесс в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия поэтапного формирования научного мировоззрения у студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза.

Цель исследования: улучшение способов подготовки, способствующих эффективному формированию научного мировоззрения у студентов.

Следовательно, развитие научного мировоззрения личности выражает из себя процесс усвоения человеком

Alieva Umukusum Gadzhievna, Murtuzaliev Murad Omarovich STAGES OF FORMATION OF SCIENTIFIC OUTLOOK ...

pedagogical sciences

интересов и нужд общества, их внутреннее восприятие, приводящее к гармонии интересов личности и общества. Очевидно, это долгий и трудный процесс, зависящий от множества причин, и, изначально от того, кто и кого воспитывает. Так как подъем науки обусловил не только становление её теоретической части, но и наложил отпечаток на формы и стиль прогрессивного мышления, одной из основ которого является рвение к фактической достоверности. Факты действительности становятся фактами науки, одной из первичных основ научного мировоззрения. Целостный процесс формирования у студентов научного мировоззрения поддерживается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами [13, с. 184]. Претворение в жизнь межпредметных связей разрешает увидеть одно и то же действие с различных точек зрения, получить целостное представление о нем.

Преподаватель, заинтересовывая студента, сформировывает прежде всего, его мировоззрение - убеждения, взгляды, эталоны. Развитие мировоззрения субъекта плотно соединено с его психическим развитием. Традиционные рамки проведения учебных лекционных занятий бывают ограничены для выражения убеждений студентов и их позиций, потому студенты получают возможность высказать своё мнение, собственные впечатления на практических упражнениях и во вне учебной, самостоятельной работе.

Педагогическая работа включает в себя последующие компоненты: задача, средства, объект, субъект. Сущность педагогической цели в том, что она обязана быть и целью воспитателя, и целью студента. Для начала, учитель обязан сам взять в толк личную сделку, а уже после исследовать как воспринимается студентами изучаемый материал [14, с. 66].

Задача первоначальна поставленная учителем, сущность которой в том, чтоб развивать научное мировоззрение, будет достигнута, в случае если он будет держаться проблемного способа преподавания.

Суть метода заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучению студента, умению самостоятельно находить оптимальное решение для выхода из сложившейся ситуации. При этом студенты не получают готовое задание, а должны, опираясь на свои знания, а также на мировоззрение (убеждения, взгляды), найти способ разрешения новой проблемы, т. е. предложить свою идею для решения проблемы.

Выделение основных мыслей - главнейшее методическое условие усвоения любой теории, вытекающее из понимания идеи как высочайшей формы отражения реальности, сущности явлений, что дает возможность подытожить опыт становления познаний в той или иной области, систематизирует познания в целостную систему, становится принципом объяснения явлений, происходящих вокруг нас, сплачивает внутри себя отражение объективной действительности и постановку перед студентом практической цели. Это осознание мыслей дает возможность учителю конкретизировать задачи как в учебной, так и во вне учебной деятельности: основные идеи, которые имеют все шансы быть содержанием гуманистических убеждений личности. При этом огромное значение придаётся организации самостоятельной работы студентов. Взаимодействие преподавателя и студентов как встреча их ценностных устремлений наблюдается в образовательном месте, в педагогической реальности, где доминирует основное отношение «преподаватель-студент».

Результаты проведённого исследования показали, что главное место отводится преподавателю, который, благодаря целенаправленности педагогической работы, упорядочивает мысли студентов, обогащает и заполняет их понимание ценностными значениями.

Благодаря тому, что роль преподавателя тут значима, поэтому гуманистическая тенденция как сверхзадача в ежедневной работе учителя обязана характеризовать его

точные задачи. В любой учебной деятельности, для начала, необходимо исследовать те значения, что выступают в форме более совместных общественных ценностей:

Первый уровень - ценности, которые включают в себя отношение человека к природе, к обществу, к самому себе; взаимосвязь «человек - общество»; отношение «человек-человек» (смысл человеческой жизни).

Второй уровень - ценности, которые определяют программу поведения индивида в окружающей среде. Среди них ценности-цели: стремление к образованию, выбор профессии, завоевание предназначенного места в коллективе, совершенствование себя как личности (формирование ответственности, чувства долга, трудолюбия, коллективизма).

Третий уровень - ценности, которые функционируют в ближайшей социальной среде: колледж, вуз, курс, группа, семья.

Наличие такой классификации даёт возможность проследить путь трансформации социальных ценностей в личные, осознать какие значения выступают на уровне представлений, а какие на уровне установок. Становление ценностей, которые характеризуют программу поведения студентов в конкретных жизненных обстановках, поначалу соединённые с противоречиями [15, с. 69].

Для эффективного развития мировоззрения немаловажное значение имеет становление общественных умений мировоззренческого характера: умения подбирать нужные доводы, умение логически доказывать и защищать собственную точку зрения, и еще знать сущность явлений и выражать к нему своё отношение, на данном шаге становления и складывается научное мировоззрение.

Проведённый анализ показал, что успешность мировоззренческого воспитания студентов во многом находится в зависимости от познания и верного применения преподавателем тех позитивных направлений, что имеют место быть в развитии личности.

Социальная и профессиональная позиция педагога является главным фактором формирования у студентов научного мировоззрения. Формирование мировоззрения по большей части основывается на доверии студентов к преподавателю. «Это идеальное юношеское верование, - отмечал Н.А. Добролюбов, - облегчает действия учителя и делает его пример благотворным... Но горе учителю, который неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым он был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу» [16, с. 145]

Оценки сформированности научного мировоззрения определяются следующими критериями: глубина усвоения научных понятий, законов, теорий, имеющих определяющее значение для понимания сущности процессов становления природы, общества, мышления; устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию; желание и умение защищать собственные взгляды и убеждения; проявление уверенности в ежедневной работе и поведении; сформированные интеллектуальные чувства. Б.Т. Лихачев именует, к тому же, развитую способность диалектического осмысления реальности, непременно, свидетельствующего не исключительно о высочайшем уровне становления мышления индивидуума, но и о особом уровне становления его мировоззрения [17, с. 217].

Е.В. Яглова предписывает, что развитие мировоззренческой позиции осуществляется по трем уровням: эмпирическому (индивидуальное, бессистемное), теоретическому и философскому. В ходе учебного процесса в Университете необходимо составление мировоззрения на 2 завершающих уровнях (при данном философский уровень не имеет возможности быть достигнутым всеми студентами) [18, с. 464]. Сознание ребёнка как система

педагогические науки

Алиева Умукусум Гаджиевна, Муртузалиев Мурад Омарович ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ НАУЧНОГО ...

взглядов и убеждений, формируется перво-наперво в результате освоения наук, в данном процессе кроме остального формируются чувства и воля. Мировоззренческое образование как органическое единство сознания, мышления, впечатлений и воли, осуществляющееся в единстве учебно-воспитательного процесса и жизни, требует комплексного подхода. По всей вероятности, непосредственно вследствие этого, при обсуждении целенаправленного развития мировоззрения традиционно используются определения «формирование» (как создание нового) и «развитие» (как изменение существующего), что идентично используются и в отношении процесса воспитания, и в отношении процесса изучения. Формирование научного мировоззрения состоит в том, что целенаправленное становление теоретического уровня сознания «не откладывает реально находящиеся там в многогранном человеческом существе остальные пласты мировоззрения, атавизмы мифологического, либо ценности житейского. И напротив, индивидуум, выступающий от фамилии лишь теоретического, научно-систематизированного и наиболее рационализированного мировоззрения, немножко напоминает живое, страдающее и мечтающее человеческое существо».

Таким образом, научное мировоззрение достигается не действием обучающего, а при помощи содействующего взаимодействия воспитателя и обучаемого, сообщества и обучаемого, внешней среды (техники, природы, искусства и т. д.) и обучаемого, то есть социума, преподавателя, мира вокруг нас и обучаемого - это и выслеживается в структуре мировоззрения. Как синер-гетическое образование, мировоззрение складывается в трудном нелинейном процессе самоорганизации, все причины которого нереально учесть; как синергетиче-ское образование (самообразование), мировоззрение имеет другие пути становления, это становление не классифицируется и вовсе не может являться равномерным и предопределенным, оно развивается индивидуально. Непосредственно, данные отличительные черты характеризуют потребность вычленения в ходе формирования целостного мировоззрения отдельных сторон, для которых вполне возможно установить некоторые устойчивые состояния, являющиеся результатом поэтапного целенаправленного формирования научного мировоззрения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Официальные документы в образовании. - М.: Издательский дом «Частное образование», 2006. - № 15. С. 98

2. Современный философский словарь / Под общей ред. В.Е. Кемерова. М.: Академический Проект, 2004. С. 864

3. Мировоззренческая культура личности. Философские проблемы формирования / Отв. ред. В.П. Иванов. Киев: 1986. С. 294

4. Психологический словарь /Авдеева Н.Н. М.: Педагогика-пресс, 2001. С. 438

5. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования- М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 576.

6. Ушакова Е.В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: научн. изд. Ч. 1. Барнаул:1998. С. 21

7. Крянев Ю.В. Формирование научного мировоззрения студентов в вузе. М.: Высшая школа, 1988. - С.79

8. Цырендоржиева Д.Ш., Ринчинова Т.М. Религиозно-нравственные ценности: сущность, функции и структура // Вестник ЧитГУ. Чита: 2011. № 12 (79). С. 28-31.

9. Философия / под ред. В.Н. Лавриненко. - 2-ое изд.- М., 2004. С. 520

10. Щвейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Щвейцер. - Москва, 1992. - С. 71

11. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - М., 1993. С.

152

12. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: научн. изд. Н. Новгород: НГПУ, 1996. С.184

13. Бездухов В.П., Антиномичность адаптивной и гуманистической функций педагогической деятельности /

B.П. Бездухов, А.В. Бездухов // Педагогика. - 2002 - №9.

C.66-71

14. Формирование научного мировоззрения учащихся / под ред. Э.И. Моносзона, Р. Правдика, Р.М. Роговой.

- Москва: Педагогика 1985. С. 69-70

15. Добролюбов В.А. Учитель должен служить идеалом для учеников // Чернышевский И.Г., Добролюбов Н.А. Избр. пед. произведения. - М., 1995.

- С. 145.

16. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений - М., 1998. С. 217

17. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс - Изд. 2-е, дополненное - М: «Контур», 1998. С. 464

18. Тяглова Е.В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003.С. 158

Статья поступила в редакцию 25.04.2018 Статья принята к публикации 27.06.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.