Научная статья на тему 'К проблеме обеспечения мировоззренческой безопасности студенческой молодёжи'

К проблеме обеспечения мировоззренческой безопасности студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / WORLDVIEW SECURITY / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / IDEOLOGICAL STABILITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / МОРАЛЬ / MORALS / ЦЕННОСТИ / VALUES / СМЫСЛЫ / MEANINGS / ПРОЦЕСС СМЫСЛОПЕРЕДАЧИ / PROCESS OF SENSE TRANSMISSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Литвиненко М.П., Суроедова Е.А.

Авторы статьи рассматривают современные проблемы общества и молодёжи в аспекте безопасности. Поднимаются вопросы мировоззренческого воспитания в системе образования, поиска механизмов и средств передачи традиций, ценностей и смыслов соответствующих российской культуре и менталитету. Авторы предлагают программу воспитательной работы в вузе, направленную на формирование мировоззренческой безопасности личности в студенческой среде. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об адекватных методах и технологиях воспитания мировоззренческой безопасности личности. Такой взгляд будет интересен специалистам в области педагогики и психологии образования и воспитания, политтехнологии, культурологии, социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF ENSURING IDEOLOGICAL SAFETY OF STUDENTS

The authors consider a problem of the modern society and youth in the aspect of safety. The paper solves some questions of ideological education in the education system, search technologies and means of transmission of traditions, values and meanings relevant Russian culture and mentality. The authors propose a program of educational work at a university, aimed at formation of ideological security of a person in the environment of students. The research shows that the main issue of the work remains a debatable question of adequate security practices and ideological education of the individual technologies.

Текст научной работы на тему «К проблеме обеспечения мировоззренческой безопасности студенческой молодёжи»

Дети из «непродуктивных» семей использовали весь спектр возможных ответов, но в большинстве своем самым «популярным» оказался третий вариант ответа - «Посредственные», таких ответов было большинство (33,3%). По 25% пришлось на ответы «Хорошие» и «Скорее неудовлетворительные» и по 8,3% - на ответы «Очень хорошие» и «Неудовлетворительные».

Эти результаты раскрываются в ином ключе, если взглянуть на них с позиций ожидаемой в перспективе модели поведения детей при построении ими совей семьи. Так родители, высказываясь по поводу своей удовлетворённости браком, фактически давали оценку себе, своему поведению, тем отношениям, которые они выстроили в семье. При этом дети непосредственно воспринимали все, что осуществлялось их родителями в семье. Именно в этих условиях формировались их представления о семье, обо всем, что с ней связано. Пропуская все это сквозь призму собственных ощущений от пребывания в родительской семье, дети выстраивали свое видение того, как они будут создавать свои собственные семьи. То, к чему это привело, наглядно видно на рисунке 2.

Как, впрочем, можно было ожидать, дети из «продуктивных» семей рассматривали супружеский союз своих родителей как «идеальную модель отношений в семье». Подавляющее большинство детей ответили, что они готовы рассматривать родительскую семью как «идеальную модель» (97,6%). При этом 33,3% детей из них готовы строить свою семью по эталону родительской. Большая же часть респондентов (64,3%) указала, что собирается, тем не менее, «кое-что исправить».

В свою очередь, дети из «непродуктивных» семей в большинстве своём (58,3%) отрицательно высказались по этому пункту. Они считают, что их родительскую семью нельзя рассматривать как «образец для подражания». Потому логично, что многие из них (33,3%) не собираются при строительстве своих семьей использовать родительские модели. Четверть (25,0%) опрошенных детей из «непродуктивных» семей указали, что могут, не копируя родительскую модель семьи, использовать некоторые положительные, по их мнению, моменты.

Примечательным фактом стало то, что почти половина детей из «непродуктивных» семей (41,7%) так и не смогли однозначно ответить на этот вопрос. Учитывая, что респондентами были взрослые совершеннолетние дети, такой результат стал

Библиографический список

наглядным доказательством того, как плохая организация родителями семейной жизни приводит к тому, что их дети фактически дезориентированы в сфере брачно-семейных отношений: они не могут ни оценить однозначно уже существующий брачный союз, ни определиться со своими планами по поводу своего семейного будущего. Конечно, с течением времени их позиция в этом вопросе может поменяться в ту или иную сторону. Но хотелось бы отметить ещё раз - речь идёт о взрослых, совершеннолетних, половозрелых людях, которые по всем объективным признакам «должны» иметь определённое суждение по данному вопросу. В то же время социум, общество уже рассматривает, ожидает от этих граждан, что они уже должны определиться в вопросах семьи и брака.

На этом фоне более явственно прослеживается рассматриваемая в данной статье закономерность, если обратить внимание на то, что большая часть детей (64,3%) из «продуктивных» семей оценивая родительскую семью как «идеальную» модель, при создании своего брака собирается проявить больше творчества, чем все остальные дети. Исключительно важным моментом, по нашему глубокому убеждению, является то, что «продуктивные» родители предоставили своим детям не только положительно оцениваемую ими модель семьи, но и смогли так воспитать, вырастить, подготовить их, что они могут, хотят и способны проявить творчество в вопросе построения своей личной жизни. Нам кажется, это огромное достижение для родителей, так как эта способность и готовность проявить творчество вероятнее всего будут проявляться и в иных сферах их жизни: трудовой, общественной и т. д. Таким образом, мы и получаем «всесторонне развитую личность», которую мы представляем как наделённую тремя важнейшими качествами: активностью, адекватностью и адаптивностью.

В той или иной мере, отсутствие или слабое, недостаточное развитие этих качеств, следует предполагать у детей из «непродуктивных» семей. Большая часть из них своими ответами скорее продемонстрировала либо пассивность, либо неадекватность, либо неадаптивность. Несомненно, следует провести ещё ряд уточняющих исследований в данном направлении. Но главное - наличие определённой закономерности во влиянии удовлетворённости браком родителей на отношение взрослых детей к своей будущей семье - было убедительно показано и доказано в ходе нашего исследования.

1. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь. 2009.

2. Черняк Е.М. Семьеведение: учебник для бакалавров. Москва: Дашков и К, 2014.

3. Нагоев Б.Б. Акмеологические факторы развития продуктивного ролевого поведения в семье. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2006.

4. Деркач А.А. Акмеология. Москва: РАГС, 2004.

5. Гуркина С.В. Особенности семейного воспитания в современном мире. Гуманитарные научные исследования. 2015; 11. References

1. Zazykin V.G. Kratkij akmeologicheskij slovar'. 2009.

2. Chernyak E.M. Sem'evedenie: uchebnik dlya bakalavrov. Moskva: Dashkov i K, 2014.

3. Nagoev B.B. Akmeologicheskie faktory razvitiya produktivnogo rolevogo povedeniya v sem'e. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2006.

4. Derkach A.A. Akmeologiya. Moskva: RAGS, 2004.

5. Gurkina S.V. Osobennosti semejnogo vospitaniya v sovremennom mire. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2015; 11.

Статья поступила в редакцию 04.08.16

УДК 159

Litvinenko M.P., Cand. of Sciences (Psychology), Director of Psychological Services, Don State Technical University

(Rostov-on-Don, Russia), E-mail: litvinenmary@yandex.ru

Suroedova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia),

E-mail: suroedova@mail.ru

ON THE PROBLEM OF ENSURING IDEOLOGICAL SAFETY OF STUDENTS. The authors consider a problem of the modern society and youth in the aspect of safety. The paper solves some questions of ideological education in the education system, search technologies and means of transmission of traditions, values and meanings relevant Russian culture and mentality. The authors propose a program of educational work at a university, aimed at formation of ideological security of a person in the environment of students. The research shows that the main issue of the work remains a debatable question of adequate security practices and ideological education of the individual technologies.

Key words: worldview security, ideological stability, educational environment, morals, values, meanings, process of sense transmission.

М.П. Литвиненко, канд. психол. наук, руководитель психологической службы, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Е-mail: litvinenmary@yandex.ru

Е.А. Суроедова, канд. психол. наук, доц., Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Е-mail: suroedova@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Авторы статьи рассматривают современные проблемы общества и молодёжи в аспекте безопасности. Поднимаются вопросы мировоззренческого воспитания в системе образования, поиска механизмов и средств передачи традиций, ценностей и смыслов соответствующих российской культуре и менталитету. Авторы предлагают программу воспитательной работы в вузе, направленную на формирование мировоззренческой безопасности личности в студенческой среде. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об адекватных методах и технологиях воспитания мировоззренческой безопасности личности. Такой взгляд будет интересен специалистам в области педагогики и психологии образования и воспитания, политтехно-логии, культурологии, социологии.

Ключевые слова: мировоззренческая безопасность, мировоззренческая устойчивость, образовательная среда, мораль, ценности, смыслы, процесс смыслопередачи.

В настоящее время наблюдается большое число социально-психологических и духовных проблем в нашем обществе. Сегодня уже возникает необходимость говорить о бездуховности, упадке нравственности у современной молодёжи. Психологи, педагоги, юристы, социальные работники и представители церкви уже видят и ощущают вокруг катастрофическое падение нравов, высмеивание всего и вся, стирание границ добра и зла. Идёт размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, возникает угроза сохранению самобытности отечественной культуры. Размытость современных понятий «патриотизм», «честь», «долг», «совесть», «достоинство», «любовь» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние российской молодёжи и всего общества.

На фоне этой мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоори-ентации и социально-культурной идентификации), насаждения стандартов психологии общества потребления происходит нравственная деградация личности, формирование чуждого нашей культуре мировоззрения, перепрограммирование сознания молодых людей. Отсюда рост и обострение страхов, неврозов, повышение тревожности, агрессивности, психических заболеваний и суицидов в молодёжной среде. Бездуховность и экзистенциальный вакуум членов общества приводит к проявлениям экстремизма, терроризма, наркомании и другим всевозможным разрушительным, негативным явлениям нашего времени, приводящим к полной дестабилизации и разрушению человека, социума и цивилизации.

В связи со сказанным в современных условиях необычайно актуальной становится проблема формирования мировоззренческой и эмоциональной устойчивости личности и, как никогда, остро стоит вопрос создания системы мировоззренческой безопасности. Только объединив традиционное видение проблемы безопасности личности, коллектива, социума с мировоззренческим аспектом, мы сможем говорить о создании мощного противодействия, нейтрализации опасностей современного общества. Это личностные взгляды и убеждения, прочувствованные и глубоко осознанные, определяющие духовность, ценностные ориентации детей и молодёжи, собственное «Я», творческое и деятельное отношение к миру, к людям, к своему месту в обществе. Но для этого нужна и социальная среда, и образование, и психологическая поддержка, и помощь молодым со стороны старшего поколения в поисках истины своего бытия, своего мировоззрения.

Под безопасностью следует понимать отсутствие опасности, т. е. ситуацию, при которой для кого-нибудь или чего-нибудь не существует угрозы со стороны кого- или чего-либо [1]. Современные учёные указывают, что безопасность личности зависит не только от её личного поведения, но также от количества и силы угроз, формируемых окружающей средой (природной, социальной, техногенной). По мнению Г.П. Звездиной, будущее общества зависит не столько от организованных мер по обеспечению безопасности, сколько от направленности сознания людей, от мировоззрений индивидов. Мировоззрение представляет собой систему взглядов на объективный мир и место в нём человека. Мировоззрения, содержащие систему смыслов, ценностей, взглядов и цели жизни и деятельности личности, у всех разные.

Но для стабильности в социуме, его сохранении и развитии мировоззрения разных людей должны содержать общую составляющую, иметь общий фундамент [2]. И сегодня уже понятно, что формирование общей составляющей мировоззрения членов общества происходит не спонтанно, а целенаправленно.

Одним из механизмов формирования мировоззренческой позиции является смыслопередача. Смыслопередача - это процесс передачи смыслов другим участникам группы вербальными и невербальными средствами и направлена на образование общих смыслов, ценностей и целей. Смыслопередача направлена на формирование общей психологической ситуации внутри группы (учебной, профессиональной, социальной), которая объединяет каждого участника совместной мыслительной деятельности [3]. Е.А. Суроедова в экспериментальном исследовании раскрыла роль вербальных и невербальных средств общения в смыслопередаче студентов. Ею было выявлено, что смыслопередача вербальными средствами включает в себя: раскрытие содержания смыслов и ценностей студентов в значениях; определение отношения к ним студентов и раскрытие содержания функций смыслов и ценностей в жизни человека; определение места и связей смыслов и ценностей в структуре ценностно-смысловой сферы студентов. Также автору удалось установить, что смыслопередача посредством системы невербальных средств направлена: на выражение индивидуальных смыслов и ценностей и отношений к ним студентов-субъектов смыслопере-дачи; на расширение пространства инициативного воздействия на партнёров [4; 5]. Таким образом, можно утверждать, что смыслопередача может являться важным механизмом формирования личности в целом и мировоззрения молодёжи в частности.

Особую роль в формировании и сохранении безопасности личности играет ее мировоззренческая устойчивость. По мнению С.И. Мелиной, собственно мировоззренческая устойчивость личности и позволит сформировать гражданскую позицию в сфере безопасности. Это и будет залогом нормального существования общества и государства, в котором должен существовать приоритет права человека на свою защиту и безопасность [6].

В связи с этим усиление воспитательной и социально-психологической работы в вузе по проблеме обеспечения мировоззренческой безопасности студенческой молодёжи является необходимой и наиважнейшей задачей в настоящее время. Нами была разработана программа воспитательной работы, направленная на формирование эмоциональной и мировоззренческой устойчивости студенческой молодёжи и создание безопасной среды мировоззренческой составляющей. Эта работа, на наш взгляд, должна состоять из двух блоков (направлений), имеющих совершенно разные цели, содержание и формы работы. Мы условно их обозначили как проблемный и ресурсный блоки.

Целями проблемного блока являются:

1) формирование основ мировоззренческой безопасности через воспитание способности критически оценивать, анализировать, эффективно выявлять и преодолевать любые внешние манипулирующие воздействия;

2) противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи через просвещение об истинных целях, формах воздействия и последствиях тоталитарных сект, экстремизма, терроризма, наркомании, манипуля-тивных информационных технологий.

Организация воспитательной и социально-психологической работы по проблемному блоку осуществляется в форме индивидуальной и групповой работы на уровне малых студенческих групп, чтобы разговор о негативных явлениях в нашем обществе происходил исключительно на сознательном уровне функционирования психики, формируя у студентов умения и навыки противостоять им, избегая скрытой рекламы подобных явлений.

Данная работа строится в два этапа:

1 этап. Методическая работа, которая включает в себя обучающие семинары и тренинги с приглашением специалистов (психологов, наркологов, историков и др.) для преподавателей, кураторов, сотрудников вуза, которые непосредственно будут организовывать воспитательные и психологические мероприятия со студенческими группами по проблемному блоку работы. Кураторам, заместителям деканам по воспитательной работе и всем преподавателям, которые непосредственно взаимодействуют со студенческой молодёжью, предоставляется методический материал для проведения просветительских мероприятий по мировоззренческой безопасности.

2 этап. Мероприятия, которые осуществляются преподавателями, кураторами, прошедшими специальное психолого-педагогическое обучение (повышение квалификации).

Занятия со студентами проводятся в интерактивной форме как специалистами-психологами, так и кураторами групп. Это могут быть видеолектории, на которых проходят обсуждение и анализ художественных и документальных фильмов соответствующей тематики; круглые столы; дискуссионные клубы; кураторские тематические часы и семинары.

Ежегодно профессиональными психологами проводятся со студентами первых курсов психологические адаптационные и тематические тренинги, целью которых является выявление студентов с трудностями в адаптации и обучении, личностными и характерологическими особенностями и оказание им квалифицированной психологической помощи.

Цели ресурсного блока (духовно-нравственное воспитание):

1) активная помощь студенту в выборе здоровых жизненных ориентиров через развитие ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сферы студентов, приобщение их к духовно-нравственным, традиционным ценностям и традициям нашего народа;

Библиографический список

2) формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных ценностей;

3) повышение социальной роли патриотического воспитания студенческой молодёжи, организация широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

Работа по духовно-нравственному воспитанию (ресурсный блок) проводится на всех уровнях общеуниверситетских форм организации воспитательной деятельности, так как формирование позитивных установок, приобщение к национальным традициям своего народа происходит не только и не столько на сознательном уровне, сколько в значительной степени на эмоциональном, бессознательном уровне психики человека.

Уровни организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию студенческой молодёжи:

Первый уровень: культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия. К ним относятся: мероприятия в масштабах университета, района, города.

Второй уровень - групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа научно-исследовательских студенческих групп, работа кружков по интересам, студий творческого направления, клубная работа, работа общественных студенческих объединений, волонтерские отряды, психологические тренинговые занятия.

Третий уровень - индивидуальная личностно-ориентиро-ванная воспитательная работа.

Четвёртый уровень - проведение молодёжной политики на уровне региона и государства: проведение молодёжных межрегиональных и всероссийских мероприятий; организация и участие в межрегиональных, всероссийских и международных молодёжных проектах; участие в межрегиональных, всероссийских и международных молодёжных конкурсах.

Таким образом, мы считаем, что нужны разнообразные формы работы со студенческой молодёжью по проблеме обеспечения мировоззренческой безопасности в вузовской среде, которые могут быть реализованы только при тесном планомерном сотрудничестве многих служб и подразделений университета: воспитательного отдела вуза, психологической службы, факультетов, кураторов. Только в тесном сотрудничестве можно противостоять распространению экстремисткой и террористической угрозе, распространению наркотических веществ, обеспечить комплексную безопасность студенческой молодёжи.

1. Торгунаков Е.А., Мазуров Г.И., Акселевич В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012.

2. Звездина Г.П. Проблема формирования мировоззренческой безопасности как средства профилактики экстремизма в молодёжной среде. Российский психологический журнал. 2010; Т. 7; № 6: 76-80.

3. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону, 2005.

4. Даутов Д.Ф., Суроедова Е.А. Феномены совместной мыслительной деятельности: монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2012.

5. Суроедова Е.А. Роль вербальных и невербальных средств смыслопередачи в процессе решения студентами профессиональных задач. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2011.

6. Мелина С.И. Безопасность и формирование мировоззренческой устойчивости учащихся в чрезвычайных ситуациях. Available at: http://www.km.ru/referats/B6F7F45048B649F1A1ADAEA8B1C1A604

References

1. Torgunakov E.A., Mazurov G.I., Akselevich V.I. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: uchebnik. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i 'ekonomiki, 2012.

2. Zvezdina G.P. Problema formirovaniya mirovozzrencheskoj bezopasnosti kak sredstva profilaktiki 'ekstremizma v molodezhnoj srede. Rossijskijpsihologicheskijzhurnal. 2010; T. 7; № 6: 76-80.

3. Belousova A.K. Samoorganizaciya sovmestnoj myslitel'noj deyatel'nosti. Rostov-na-Donu, 2005.

4. Dautov D.F., Suroedova E.A. Fenomeny sovmestnoj myslitel'noj deyatel'nosti: monografiya. Rostov-na-Donu: Izdatel'skij centr DGTU, 2012.

5. Suroedova E.A. Rol' verbal'nyh i neverbal'nyh sredstv smysloperedachi v processe resheniya studentami professional'nyh zadach. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2011.

6. Melina S.I. Bezopasnost'i formirovanie mirovozzrencheskoj ustojchivostiuchaschihsya vchrezvychajnyh situaciyah. Available at: http://www. km.ru/referats/B6F7F45048B649F1A1ADAEA8B1C1A604

Статья поступила в редакцию 08.08.16

УДК.159.99

Kuznetsova E.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Department of Foreign Languages, Stavropol State

Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: elekuznetsova@yandex.ru

Khilko O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Psychology Department, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: olia.hilcko@yandex.ru

THE RELEVANCE OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN WORK OF TEACHERS' UNIVERSITIES. The articles main

focus is justification of the importance of implementation of health saving technologies in the educational practice of pedagogical

universities of the Stavropol Territory and Russia as a primary measure to improve the health of population. The authors note that the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.