Организация воспитательной и социально-психологической работы по проблемному блоку осуществляется в форме индивидуальной и групповой работы на уровне малых студенческих групп, чтобы разговор о негативных явлениях в нашем обществе происходил исключительно на сознательном уровне функционирования психики, формируя у студентов умения и навыки противостоять им, избегая скрытой рекламы подобных явлений.
Данная работа строится в два этапа:
1 этап. Методическая работа, которая включает в себя обучающие семинары и тренинги с приглашением специалистов (психологов, наркологов, историков и др.) для преподавателей, кураторов, сотрудников вуза, которые непосредственно будут организовывать воспитательные и психологические мероприятия со студенческими группами по проблемному блоку работы. Кураторам, заместителям деканам по воспитательной работе и всем преподавателям, которые непосредственно взаимодействуют со студенческой молодёжью, предоставляется методический материал для проведения просветительских мероприятий по мировоззренческой безопасности.
2 этап. Мероприятия, которые осуществляются преподавателями, кураторами, прошедшими специальное психолого-педагогическое обучение (повышение квалификации).
Занятия со студентами проводятся в интерактивной форме как специалистами-психологами, так и кураторами групп. Это могут быть видеолектории, на которых проходят обсуждение и анализ художественных и документальных фильмов соответствующей тематики; круглые столы; дискуссионные клубы; кураторские тематические часы и семинары.
Ежегодно профессиональными психологами проводятся со студентами первых курсов психологические адаптационные и тематические тренинги, целью которых является выявление студентов с трудностями в адаптации и обучении, личностными и характерологическими особенностями и оказание им квалифицированной психологической помощи.
Цели ресурсного блока (духовно-нравственное воспитание):
1) активная помощь студенту в выборе здоровых жизненных ориентиров через развитие ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сферы студентов, приобщение их к духовно-нравственным, традиционным ценностям и традициям нашего народа;
Библиографический список
2) формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных ценностей;
3) повышение социальной роли патриотического воспитания студенческой молодёжи, организация широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Работа по духовно-нравственному воспитанию (ресурсный блок) проводится на всех уровнях общеуниверситетских форм организации воспитательной деятельности, так как формирование позитивных установок, приобщение к национальным традициям своего народа происходит не только и не столько на сознательном уровне, сколько в значительной степени на эмоциональном, бессознательном уровне психики человека.
Уровни организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию студенческой молодёжи:
Первый уровень: культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия. К ним относятся: мероприятия в масштабах университета, района, города.
Второй уровень - групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа научно-исследовательских студенческих групп, работа кружков по интересам, студий творческого направления, клубная работа, работа общественных студенческих объединений, волонтерские отряды, психологические тренинговые занятия.
Третий уровень - индивидуальная личностно-ориентиро-ванная воспитательная работа.
Четвёртый уровень - проведение молодёжной политики на уровне региона и государства: проведение молодёжных межрегиональных и всероссийских мероприятий; организация и участие в межрегиональных, всероссийских и международных молодёжных проектах; участие в межрегиональных, всероссийских и международных молодёжных конкурсах.
Таким образом, мы считаем, что нужны разнообразные формы работы со студенческой молодёжью по проблеме обеспечения мировоззренческой безопасности в вузовской среде, которые могут быть реализованы только при тесном планомерном сотрудничестве многих служб и подразделений университета: воспитательного отдела вуза, психологической службы, факультетов, кураторов. Только в тесном сотрудничестве можно противостоять распространению экстремисткой и террористической угрозе, распространению наркотических веществ, обеспечить комплексную безопасность студенческой молодёжи.
1. Торгунаков Е.А., Мазуров Г.И., Акселевич В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012.
2. Звездина Г.П. Проблема формирования мировоззренческой безопасности как средства профилактики экстремизма в молодёжной среде. Российский психологический журнал. 2010; Т. 7; № 6: 76-80.
3. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону, 2005.
4. Даутов Д.Ф., Суроедова Е.А. Феномены совместной мыслительной деятельности: монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2012.
5. Суроедова Е.А. Роль вербальных и невербальных средств смыслопередачи в процессе решения студентами профессиональных задач. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2011.
6. Мелина С.И. Безопасность и формирование мировоззренческой устойчивости учащихся в чрезвычайных ситуациях. Available at: http://www.km.ru/referats/B6F7F45048B649F1A1ADAEA8B1C1A604
References
1. Torgunakov E.A., Mazurov G.I., Akselevich V.I. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: uchebnik. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i 'ekonomiki, 2012.
2. Zvezdina G.P. Problema formirovaniya mirovozzrencheskoj bezopasnosti kak sredstva profilaktiki 'ekstremizma v molodezhnoj srede. Rossijskijpsihologicheskijzhurnal. 2010; T. 7; № 6: 76-80.
3. Belousova A.K. Samoorganizaciya sovmestnoj myslitel'noj deyatel'nosti. Rostov-na-Donu, 2005.
4. Dautov D.F., Suroedova E.A. Fenomeny sovmestnoj myslitel'noj deyatel'nosti: monografiya. Rostov-na-Donu: Izdatel'skij centr DGTU, 2012.
5. Suroedova E.A. Rol' verbal'nyh i neverbal'nyh sredstv smysloperedachi v processe resheniya studentami professional'nyh zadach. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2011.
6. Melina S.I. Bezopasnost'i formirovanie mirovozzrencheskoj ustojchivostiuchaschihsya vchrezvychajnyh situaciyah. Available at: http://www. km.ru/referats/B6F7F45048B649F1A1ADAEA8B1C1A604
Статья поступила в редакцию 08.08.16
УДК.159.99
Kuznetsova E.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Department of Foreign Languages, Stavropol State
Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Khilko O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Psychology Department, Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE RELEVANCE OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN WORK OF TEACHERS' UNIVERSITIES. The articles main
focus is justification of the importance of implementation of health saving technologies in the educational practice of pedagogical
universities of the Stavropol Territory and Russia as a primary measure to improve the health of population. The authors note that the
demographic situation in the country, the decline in the share of youth among the population, a lower percentage of the working-age population poses a challenge for pedagogical universities to prepare teachers with valeological culture, who are able to maintain physical and psychological health of the younger generation and to improve the competence of the population in the region, to preserve and maintain psychological and physical health. The teacher should broadcast valeological culture on students and their families, to contribute to improvement of health of the nation.
Key words: psychological health, physical health, culture of valueology.
Е.Н. Кузнецова, канд. психол. наук, ст. преп. каф. иностранных языков, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
О.В. Хилько, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Статья посвящена обоснованию актуальности внедрения здоровьесберегающих технологий в практику работы педагогических вузов Ставропольского края и страны, как важной меры по улучшению здоровья нации. Авторы отмечают, что демографическая ситуация в стране, снижение доли молодёжи среди населения, понижение процента трудоспособного населения ставит задачу для педагогических вузов: подготовить учителей, обладающих валеологической культурой и способных сохранять физическое и психологическое здоровье подрастающего поколения и повышать компетентность населения в области сохранения и поддержания психологического и физического здоровья. Учитель должен транслировать валеологиче-скую культуру на учеников и их семьи, способствовать оздоровлению нации.
Ключевые слова: психологическое здоровье, психическое здоровье, валеологическая культура.
Состояние здоровья населения является одним из важнейших показателей благополучия страны. В «Сводном докладе о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения», направленном в Правительство РФ 1 июня 2015 года, с 2013 года отмечается положительная динамика естественного прироста населения. В 2014 году рождаемость составила 13,3 на тысячу человек населения. В 42 субъектах Российской Федерации отмечен рост рождаемости, причем Ставропольский край отмечен среди восьми регионов с наибольшим приростом рождаемости и занимает пятое место (3,1 %) [1]. Также в «Сводном докладе о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения» [1] подробно описана статистика снижения смертности от самых распространенных причин (летальный исход болезней системы кровообращения, смертность от новообразований, смертность от туберкулеза, от внешних факторов, включая гибель в дорожно-транспортных происшествиях) [1]. Ставропольский край не указан в статистике снижения смертности от заболеваний, кроме указания на Северо-Кавказский федеральной округ как регион, где отмечено понижение смертности от новообразований на 0,5 % [1]. В Северо-Кавказском федеральном округе отмечен самый низкий уровень заболеваемости злокачественными образованиями среди федеральных округов (241,4 на 100 тыс. населения) [1]. Также в Северо-Кавказском федеральном округе отмечено наибольшее по стране снижение процента болезней системы кровообращения (-6,2 %).
В Северо-Кавказском регионе отмечена тенденция роста травм и отравлений (+ 0,2 %). При этом Ставропольский край отмечен среди субъектов РФ с минимальными показателями числа лиц, с впервые в жизни установленным диагнозом наркологического расстройства, в 2014 году на 100 тыс. населения: среди двадцати субъектов Ставропольский край занимает восемнадцатое место. Состояние психологического здоровья населения в Ставропольском крае до недавнего времени было одним из самых оптимальных. Количество самоубийств в Ставропольском крае — 11,6 человек на 100 тысяч населения, смертность от самоубийств в Ставропольском крае в 2013 г. была 9,7 человек на 100 тыс. населения (один из самых низких показателей по стране) [1]. В 2015 году был отмечен рост числа самоубийств в Ставропольском крае, и рост подростковых самоубийств, по июль 2015 года в крае было зарегистрировано 14 случаев самоубийств среди подростков и молодёжи, что существенно превышает показатели прошлых лет, но официальная статистика суицида в Ставропольском крае по 2015 году еще не опубликована.
Таким образом, исходя из вышеперечисленной информации, Ставропольский край по состоянию физического, психического и психологического здоровья населения занимает одно из первых мест, заболеваемость и смертность в крае на одном из самых низких уровней в стране, рождаемость находится на достаточно высоком уровне (5 место среди 8 регионов с наибольшей рождаемостью) с одной стороны. С другой стороны, наблюдается противоречие: в 2015 году в крае отмечено ухуд-
шение психологического здоровья подростков и юношества в Ставропольском крае, с весны 2015 по июль отмечен всплеск суицида подростков и молодёжи. Данный пик суицида противоречит привычной тенденции, в соответствии с которой увеличение количества самоубийств наблюдается обычно осенью и весной, а не летом. Поскольку физическое здоровье, психическое и психологическое тесно связаны, следует ожидать в ближайшие годы прироста заболеваний сердца, иммунной системы, системы кровообращения и других заболеваний среди подростков и молодёжи. Основанием для подобного прогноза является психосоматическая природа многих заболеваний, а пик самоубийств в Ставропольском крае в 2015 году по сравнению с предыдущими годами является показателем психологического неблагополучия населения [2]. Ввиду тяжёлой социально-политической и экономической ситуации в России, вызванной общемировыми процессами, наблюдается рост психических отклонений у населения страны в целом и Ставропольского края в частности [2]. В кризисные периоды происходит рост неврозов, истерий, массовых психозов [3], снижается психологическая зрелость населения, осознанность [4], способность к рефлексии.
Молодое поколение страны составляет основной демографический и кадровый потенциал, но, в то же время, физическое и психологическое здоровье студенчества находится под угрозой, студенчество входит в зону повышенного риска для здоровья из за противоречия в системе высшего образования «между необходимостью оптимизировать деятельность высшего профессионального образовательного учреждения с целью сохранения здоровья студентов и одновременной интенсификацией учебного процесса с целью повышения качества и уровня готовности к профессиональной деятельности» [5, с. 100]. Студенты педагогических вузов являются наиболее рекомендуемой для психологического сопровождения категорией студентов в области психопрофилактической работы по внедрению здоро-вьесберегающих технологий и развитию компетенций в области здоровьесбережения, поскольку работа современного учителя связана с большим объемом видов деятельности, с оформлением большого количества документации.
Компетентный учитель должен владеть навыками и умениями организации всех аспектов собственного труда и учебного процесса таким образом, чтобы организовать здоровьесбере-гающую образовательную среду. Государственный образовательный стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) предполагает, что выпускник будет обладать общепрофессиональной компетенцией ОПК-12, связанной со «способностью использовать здоровьесберега-ющие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства» [6]. Таким образом, пересмотр методов и технологий обучения в педагогических вузах, является первостепенной задачей для современной системы педагогического образования.
В Ставропольском крае ведутся исследования по здоро-вьесбережению и внедряются здоровьесберегающие образовательных технологий в системе дошкольного образования [7] и в средней общеобразовательной школе, но недостаточно разработана проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в практику работы высших учебных заведений и педагогических вузов в частности.
Поступление в высшее учебное заведение связано со сменой деятельности, технологии обучения в средней общеобразовательной школе существенно отличается от таковой в высших учебных заведениях. В педагогических вузах также существенной по занимаемому времени и по нагрузке является педагогическая практика, которая вводится в учебные планы многих специальностей, зачастую с первого курса.
С целью оптимизации учебного процесса и сохранения или повышения его эффективности и адаптации студентов педагогического вуза к учебному процессу, необходимо внедрение в образовательную практику следующих мер:
- введение психологического сопровождения процесса здо-ровьсбережения педагогов и студентов вуза;
Библиографический список
- исследование влияния плотности и качественного состава видов учебных занятий на нервную систему и на физическое и психологическое состояние студентов и оптимизация расписания занятий с учетом результатов исследования;
- введение на учебных занятиях упражнений, направленных на снятие мышечных зажимов (3 минуты на каждой паре);
- введение просветительской работы, направленной на повышение компетентности студентов и преподавателей педагогического вуза в области сохранения и улучшения психологического и физического здоровья.
Демографическая ситуация в стране и в Ставропольском крае, снижение доли молодежи среди населения, понижение процента трудоспособного населения ставит задачу для педагогических вузов: подготовить учителей, обладающих валеологической культурой и способных сохранять физическое и психологическое здоровье подрастающего поколения и повышать компетентность населения в области сохранения и поддержания психологического и физического здоровья. Учитель должен транслировать валеологическую культуру на учеников и их семьи, способствовать оздоровлению нации.
1. Сводный доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения, направленный в Правительство РФ 1 июня 2015 года. Available at: http://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/svodnyy-doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-i-organizatsii-zdravoohraneniya-apravlennyy-v-pravitelstvo-rf-1-iyunya-2015-goda
2. Боев О.И., Василенко А.О., Швыдкая С.В. Опыт работы cуицидологической службы Ставропольского края. Результаты, уроки, перспективы. Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электронный научный журнал. 2015; № 2 (8). Available at: http://medpsy.ru/climp
3. Швецова (Хилько) О.В. Массовые апокалиптические психозы и истерии. Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. 2013; 3. Available at: http: //ppip.idnk.ru
4. Прилепских О.С., Кобзарева И.И. Феномен осознанности в современной психологической науке и практике. Научный альманах. 2015; 8 (10): 1546 - 1548.
5. Ивахненко Г.А. Здоровьесберегающие технологии в Российских вузах. Вестник Института социологии. Сетевой журнал. Москва, 2012; 6: 99 - 111. Available at: http://www.vestnik.isras.ru/files/File/Vestnik_2013_6/Ivachnenko.pdf
6. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). Available at: http://www.spbstu.ru/upload/ iblock/cb6/53_44.03.02.pdf
7. Корлякова С.Г., Горбачева Т.В. Музыкальная психотерапия как средство здоровьесбережения учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 176 - 178.
References
1. Svodnyj doklad o sostoyanii zdorov'ya naseleniya i organizacii zdravoohraneniya, napravlennyj v Pravitel'stvo RF 1 iyunya 2015 goda. Available at: http://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/svodnyy-doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-i-organizatsii-zdravoohraneniya-apravlennyy-v-pravitelstvo-rf-1-iyunya-2015-goda
2. Boev O.I., Vasilenko A.O., Shvydkaya S.V. Opyt raboty cuicidologicheskoj sluzhby Stavropol'skogo kraya. Rezul'taty, uroki, perspektivy. Klinicheskaya i medicinskaya psihologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2015; № 2 (8). Available at: http://medpsy.ru/climp
3. Shvecova (Hil'ko) O.V. Massovye apokalipticheskie psihozy i isterii. Prikladnaya psihologiya i psihoanaliz: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2013; 3. Available at: http: //ppip.idnk.ru
4. Prilepskih O.S., Kobzareva I.I. Fenomen osoznannosti v sovremennoj psihologicheskoj nauke i praktike. Nauchnyj al'manah. 2015; 8 (10): 1546 - 1548.
5. Ivahnenko G.A. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v Rossijskih vuzah. Vestnik Instituta sociologii. Setevoj zhurnal. Moskva, 2012; 6: 99 - 111. Available at: http://www.vestnik.isras.ru/files/File/Vestnik_2013_6/Ivachnenko.pdf
6. Prikaz ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata). Available at: http://www.spbstu.ru/upload/iblock/cb6/53_ 44.03.02.pdf
7. Korlyakova S.G., Gorbacheva T.V. Muzykal'naya psihoterapiya kak sredstvo zdorov'esberezheniya uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 176 - 178.
Статья поступила в редакцию 07.08.16
УДК: 159.9.07
Aminov N.A., Cand. of Sciences (Psychology), leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education
(Moscow, Russia), E-mail: а[email protected]
Chernyavskaya V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of Psychology, Vladivostok branch of Russian Customs
Academy (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]
SELF-DISCLOSURE OF ABILITIES OF A HIGH SCHOOL PUPIL. A problem of self-disclosure of abilities among high school students is revealed as a factor of productivity of the general education. Age, personal, psychology and pedagogical arguments are used by the authors to prove their point. The work gives a scientific review of application of a term "self-disclosure" in psychology. The paper shows distinctions of self-disclosure and self-determination from the point of view of newest research. The authors use a methodological approach to understanding and research of abilities, which is based on ideas of B.M. Teplov. N.A. Aminov's approaches to the role of reflection of a teacher in understanding of the help in self-disclosure of abilities of pupils are studied, as well as V.S. Chernyavskaya's ideas in pedagogical tolerance as a basis of the help to pupils in self-disclosure. An existential and analytical approach of A. Lengle is reasonable as methodology of understanding and the basis to form self-disclosure.
Key words: self-disclosure, abilities, self-determination, high school pupils, teenagers, teachers, "I disclose for myself".