Научная статья на тему 'Применение йоги айенгара как средства сохранения психического здоровья студентов педагогического вуза'

Применение йоги айенгара как средства сохранения психического здоровья студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ / BODILY-ORIENTED THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Е.Н., Хилько О.В.

В статье рассматривается проблема формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза. Особое внимание уделяется практики йога Айенгара как технике, которая способствует сохранению и коррекции психического и физического здоровья студентов. В Ставропольском крае отмечается рост заболеваемости психическими расстройствами, в связи с этим необходимо организовывать здоровьесберегающие мероприятия в условиях учебной аудитории направленных на сохранение психоэмоционального здоровья. Предлагаемые упражнения йоги Б.К.С. Айенгара, как метод телесно-ориентированной терапии, можно выполнять в перерывах между учебными парами. В работе описывается положительное влияние статических и динамических асан на физическое и психическое состояние учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Е.Н., Хилько О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF IYENGAR YOGA AS A SKILL TO PRESERVE MENTAL HEALTH OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL STUDENTS

The article deals with a problem of forming a health-saving competence among students of a pedagogical university. Particular attention is paid to the practice of yoga of Iyengar as a technique that contributes to the preservation and correction of students’ mental and physical health. There is an increase in the incidence of mental disorders in the Stavropol Krai, so it is necessary to organize health-saving activities inside of lecture halls aimed at preserving psycho-emotional health. The research suggests exercises of Iyengar yoga as a method of bodily-oriented therapy that can be practiced at breaks between classes. The paper describes the positive impact of static and dynamic asanas on the physical and mental state of students.

Текст научной работы на тему «Применение йоги айенгара как средства сохранения психического здоровья студентов педагогического вуза»

Библиографический список

1. Ахутина Т.В. Нейропсихолог в школе. Москва, 2016.

2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма. Пособие по обучению детей 5-7лет. Москва: Дрофа, 2017.

3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

4. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. Москва: МГППУ, 2006.

5. Корашвили Н.Ш., Адамова А.Р. Особенности овладения графической деятельностью учащимися начальной школы. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017; 1: 5 - 9.

6. Пегушина Е.А. Исследование перцептивного и речевого развития детей младшего школьного возраста. Вестник Дагестанского государственного университета. 2013; 4: 258 - 262.

References

1. Ahutina T.V. Nejropsiholog v shkole. Moskva, 2016.

2. Bezrukih M.M. Stupen'ki k shkole. Azbuka pis'ma. Posobie po obucheniyu detej 5-7 let. Moskva: Drofa, 2017.

3. Kornev A.N. Narushenie chteniya ipis'ma u detej: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Rech', 2003.

4. Salmina N.G., Filimonova O.G. Psihologicheskaya diagnostika razvitiya mladshego shkol'nika. Moskva: MGPPU, 2006.

5. Korashvili N.Sh., Adamova A.R. Osobennosti ovladeniya graficheskoj deyatel'nost'yu uchaschimisya nachal'noj shkoly. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2017; 1: 5 - 9.

6. Pegushina E.A. Issledovanie perceptivnogo i rechevogo razvitiya detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 4: 258 - 262.

Статья поступила в редакцию 20.07.18

УДК159.99

Kuznetsova E.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Department of Foreign Languages, Stavropol State

Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: elekuznetsova@yandex.ru

Khilko O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Psychology Department, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: olia.hilcko@yandex.ru

THE USE OF IYENGAR YOGA AS A SKILL TO PRESERVE MENTAL HEALTH OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL STUDENTS. The article deals with a problem of forming a health-saving competence among students of a pedagogical university. Particular attention is paid to the practice of yoga of Iyengar as a technique that contributes to the preservation and correction of students' mental and physical health. There is an increase in the incidence of mental disorders in the Stavropol Krai, so it is necessary to organize health-saving activities inside of lecture halls aimed at preserving psycho-emotional health. The research suggests exercises of Iyengar yoga as a method of bodily-oriented therapy that can be practiced at breaks between classes. The paper describes the positive impact of static and dynamic asanas on the physical and mental state of students.

Key words: mental health, health-saving technologies, bodily-oriented therapy.

Е.Н. Кузнецова, канд. психол. наук, ст. преп. каф. иностранных языков, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» г. Ставрополь, E-mail: elekuznetsova@yandex.ru

О.В. Хилько, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ГБОУ ВО «(Ставропольский государственный педагогический

институт» г. Ставрополь, E-mail: olia.hilcko@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ЙОГИ АЙЕНГАРА КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматривается проблема формирования здоровьсберегающей компетенции у студентов педагогического вуза. Особое внимание уделяется практики йога Айенгара как технике, которая способствует сохранению и коррекции психического и физического здоровья студентов. В Ставропольском крае отмечается рост заболеваемости психическими расстройствами, в связи с этим необходимо организовывать здоровьесберегающие мероприятия в условиях учебной аудитории направленных на сохранение психоэмоционального здоровья. Предлагаемые упражнения йоги Б.К.С. Айенгара, как метод телесно-ориентированной терапии, можно выполнять в перерывах между учебными парами. В работе описывается положительное влияние статических и динамических асан на физическое и психическое состояние учащихся.

Ключевые слова: психическое здоровье, здоровьесберегающие технологии, телесно-ориентированная терапия.

Психическое здоровье человека является многофакторным понятием, которое подразумевает состояние физического, духовного и социального благополучия. Следуя докладу Всемирной организации здравоохранения 2018 - 2020 психическое здоровье является основой и обязательным условием нормального физического состояния человека, а следовательно, и полноценной жизни [1]. Однако отсутствие психических нарушений и аномалий личности не является единственным показателем здоровья. Психически здоровый человек - это благополучный человек способный развиваться, заботиться о собственном здоровье, успешно взаимодействовать с окружающими его людьми, максимально реализовывать индивидуальные способности, быть успешным в профессиональной деятельности. Актуальность темы сохранения психического здоровья молодых людей в возрасте от 18 лет и старше подтверждают следующие статистические данные из жизни современного общества. По официальным данным медико-социальных показателей здравоохранения в Ставропольском крае отмечен рост заболеваемости психическими расстройствами среди взрослого населения 18 лет и старше. В 2011 году процентное соотношение заболеваемости составила 37,4%, в 2012 году 38,7%, в 2014 году количество заболевших

составило 39,1% от общего количества населения возрастной группы [2]. Таким образом, можно говорить о динамике роста психических расстройств. Из других источников заболеваемость нервной системы у взрослого населения увеличилась на 17,7% увеличение психических нарушений отмечено на 7,9% [3].

В современном российском обществе, где намечены цели экономического, технологического и интеллектуального прорыва, роль будущих специалистов педагогов в реализации поставленных государством задач особенно важна. В связи с этим в педагогических вузах широко используют инновационные технологии, возрастает количество дисциплин и объем используемой информации. Специфика педагогического образования заключается еще и в том, что наряду с теоретическими предметами студенты много времени и сил посвящают педагогической практике в учебных заведениях; школах, детских садах, специальных учебных заведениях. Дефицит педагогических кадров в Ставропольском крае, особенно на уровне основного общего образования, вынуждает некоторых студентов переходить на индивидуальный план учебы и соединять работу с учебной деятельностью. В результате перегруженности на лицо состояние физической и психоэмоциональной усталости, нарушение

осанки, расстройство нервной системы, нарушение обмена веществ.

По мнению Ю.П. Лисицина, В.П. Петленко здоровье индивида лишь на 8-10% зависит от качества здравоохранения, а на 50-55% от образа жизни самого человека [4;5]. Поэтому перед высшей педагогической школой стоит здоровосозидающая педагогическая задача - формирование ценностного отношения к собственному здоровью и организация «психологического сопровождения категорий студентов в области психопрафилакти-ческой работы по внедрению здоровьесберегающих технологий и развитию компетенций в области здоровьесбережения....» [6, с. 183].

В рамках компетентностного подхода к профессиональному образованию сохранение и укрепление психического здоровье студента педагогического вуза является приоритетным. Стрессоустойчивость, умственная работоспособность, умение адаптироваться и находить выход из непредсказуемых, быстроменяющихся условий жизнедеятельности определены как уни-верасальные профессиональные качества.

Программа бакалавриата по Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 44.03.02 психолого-педагогическое образование включает УК-7, а именно самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение). Выпускник педагогического вуза «способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [7].

Теоретический анализ пеагогической литературы позволяет утверждать, что здоровьсберегающая компетенция педагогога является интегративной профессионально-личностной характеристикой, предполагающая владение теоретическими и методологическими знаниями здоровьесберегающей деятельности с одной стороны и готовностью реализовывать умения по организации здоровьесберегающих мероприятий в практической деятельности с другой [8].

Такой подход к здоровьесберегающей деятельности как части личного и профессионального опыта требует организации специального педагогического процесса; а именно внедрение спортивно-оздоровительных программ по формированию здорового образа жизни молодых людей, сохранению их психического и физического здоровья.

С учётом требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, с целью оптимизации педагогической деятельности в Ставропольском крае используются ряд мер по внедрению здоровьесберегающих технологий в педагогическом вузе [6; 9].

В нашей работе мы описываем применение упражнений йоги Айенгара на занятиях в педагогическом вузе, направленных на сохранение и коррекцию психического и физического здоровья студентов, на формирование интереса и мотивации к двигательной активности, а также на способность самостоятельной организации режима учебы и отдыха.

Метод йоги как научный метод телесно-ориентированной терапии признан и доказан многими учеными [10; 11; 12].

В результате регулярной, последовательной и грамотной йо-гической практики можно увеличить стрессоустойчивость, снять зажимы и напряжение в теле, научиться контролировать эмоциональные переживания, избавиться от беспредметных страхов и тревожности. Все вышесказанное подтверждает благотворное воздействие асан на тело и психическое состояние человека [13].

В рамках педагогического вуза целесообразно выполнять комплексы асан (статические упражнения), виньясы (динамические упражнения) и пранаямы (дыхательные упражнения) в перерывах в рамках одной учебной пары (1 час 20 минут). Практика не должна занимать более 5 минут - 10 минут и соответствовать строгой последовательности. Выполнение несложных асан по

Библиографический список

методу Б.К.С. Айенгара целесообразно сопровождать видеопрезентацией и комментированием специалиста с целью точности и безопасности выполнения поз. Музыкальное сопровождение занятия будет способствовать улучшению настроения и снижению усталости. Система упражнений по методу Б.К.С. Айенгара подходит всем практикующим, независимо от физической подготовки и опыта [13]. Из большого набора упражнений можно отобрать только те, которые можно выполнять без специального оборудования в пределах учебной аудитории. В качестве вспомогательных средств подходят стулья, парты, стены, невысокие полки.

• На первом этапе необходимо научиться выполнять основную позу йоги стоя Тадасану и Тадасану 1 (20-30 секунд). Данная поза выравнивает и растягивает позвоночник, способствует мышечной и умственной релаксации.

• Выполнение Урдхва Хастасаны (20-30 секунд) (вытянутые вверх руки) позволит расслабить плечевой пояс, освободить мышцы спины и шеи. В результате устраняются зажимы внутренних органов, повышается общий тонус организма, снижается чувство тревожности.

• Соблюдая последовательность, из Урдхва Хастасаны перейти в Гомукхасану (20-30 секунд) и раскрыть плечевой пояс, снять нервное напряжение и усталость.

• Используя стул, как вспомогательное средство, можно выполнить Парватасану на стуле (20-30 секунд), раскрыть грудную клетку и постараться освоить практику глубокого дыхания.

• Скручивание позвоночника в условиях учебной аудитории можно выполнить в Бхарадваджасане (20-30 секунд) на стуле. При выполнении позы, необходимо четко следовать правильному дыханию. При скручивании делать выдох, а при расслаблении вдох. В результате растягивается позвоночник, происходит массаж органов брюшной полости. Поза позволяет избавиться от состояния внутренней скованности и ощущения спазма в области солнечного сплетения, вызванное стрессовыми ситуациями.

• Релаксирующей асаной может быть Уттанасана с использованием стола или полки в качестве опоры. Поза успокаивает мозг и расслабляет мышцы спины, давая возможность настроиться на дальнейшую учебную деятельность.

• На заключительном этапе упражнений правильно перейти к глубокому дыханию с задержкой вдоха и выдоха на 4 и 8 циклов дыхания. Глубокое дыхание позволяет раскрыть легкие, наполнить их воздухом и обогатить организм кислородом. При этом происходит массаж органов брюшной полости и грудной клетки.

Сохранение психического здоровья молодого поколения является важной государственной задачей, выполнение которой предполагает использование данных естественнонаучного и гуманитарного образования. У молодых людей в возрасте от 18 лет по данным Ставропольского края наблюдается высокий показатель заболеваемости психическими расстройствами, причиной которых могут быть стрессы и физические перегрузки в процессе учебной деятельности. Все это предполагает актуальность системы по формированию ценностного отношения к собственному здоровью у студентов как универсального профессионального качества. Неотъемлемой частью подобной системы является использование комплекса упражнений йоги Айенгара, подобранного с учетом физиологических и психологических возможностей организма студентов в возрасте от 18 лет, особенностей учебной нагрузки и материальной базы вуза. Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза с использованием упражнений йоги как элемента здоро-вьесберегающих технологий будет способствовать улучшению психофизиологического здоровья, профилактике соматических заболеваний, что является важным фактором для нормальной жизнедеятельности, успешной профессиональной реализации, формированию устойчивой мотивации к сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих.

1. Доклад Всемирной организации здравоохранения. 2018 года. Available at: http://www.who.int/bulletin/volumes/96/ru/

2. Основные медико-социальные показатели здравоохранения Ставропольского края. Аналитический сборник. Ставрополь, 2015. Available at: http://stgmu.ru/userfiles/depts/public_health/folder/metodichki/Analiticheskij_sbomik_mediko soc_pokazatelej_ SK_2014_g_01.07.2015.docx

3. Одинец А.В. Первичная заболеваемость и структура классов болезней в Ставропольском крае в 2010-2016 гг. Современные проблемы науки и образования. 2017; 5. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26936

4. Лисицын Ю.П. Здравоохранение в XXвеке: монография. Москва, 2002.

5. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии. Здоровье как человеческая ценность: учебное пособие. Санкт-Петербург, 1998.

6. Кузнецова Е.Н., Хилько О.В. Актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в практику работы педагогического вузов. Мир науки, культуры, образования: 2016; 4 (59):182 - 184.

7. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Available at: http://fgosvo.ru/news/8/1583

8. Бикеева Т.В. Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога». Молодой учёный. 2017; 5: 468 - 471. Available at: https://moluch.ru/archive/139/39201

9. Корлякова С.Г., Горбачева Т.В., Музыкальная психотерапия как средство здоровьесбережения учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 176 - 178.

10. Уильям Броуд. «Научная йога. Демистификация». Москва: Рипол классик, 2013. Availableat: http://modernlib.net/books/uilyam_broud/ nauchnaya_yoga_demistifikaciya/re

11. Блэкберн Э.Э. Эффект Теломер: революционный подход к более молодой здоровой и долгой жизни. Москва, 2017.

12. Сафронов А.Г. Йога: физиология, психосоматика и биоэнергетика: монография. Москва: Ритм Плюс, 2012.

13. Айенгар Б.К.С. Йога-сутрыПатанджали: прояснение. Москва: Альпина нон-фикшн, 2008.

References

1. Doklad Vsemirnoj organizacii zdravoohraneniya. 2018 goda. Available at: http://www.who.int/bulletin/volumes/96/ru/

2. Osnovnye mediko-social'nye pokazatelizdravoohraneniya Stavropol'skogo kraya. Analiticheskij sbornik. Stavropol', 2015. Available at: http:// stgmu.ru/userfiles/depts/public_health/folder/metodichki/Analiticheskij_sbornik_mediko soc_pokazatelej_SK_2014_g_01.07.2015.docx

3. Odinec A.V. Pervichnaya zabolevaemost' i struktura klassov boleznej v Stavropol'skom krae v 2010-2016 gg. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 5. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26936

4. Lisicyn Yu.P. Zdravoohranenie vXX veke: monografiya. Moskva, 2002.

5. Petlenko V.P., Davidenko D.N. 'Etyudy valeologii. Zdorov'e kak chelovecheskaya cennost': uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 1998.

6. Kuznecova E.N., Hil'ko O.V. Aktual'nost' vnedreniya zdorov'esberegayuschih tehnologij v praktiku raboty pedagogicheskogo vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya: 2016; 4 (59):182 - 184.

7. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Available at: http://fgosvo.ru/news/8/1583

8. Bikeeva T.V. Zdorov'esberegayuschaya kompetentnost' pedagoga v aspekte trebovanij «Professional'nogo standarta pedagoga». Molodoj uchenyj. 2017; 5: 468 - 471. Available at: https://moluch.ru/archive/139/39201

9. Korlyakova S.G., Gorbacheva T.V., Muzykal'naya psihoterapiya kak sredstvo zdorov'esberezheniya uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 176 - 178.

10. Uil'yam Broud. «Nauchnaya joga. Demistifikaciya». Moskva: Ripol klassik, 2013. Availableat: http://modernlib.net/books/uilyam_broud/ nauchnaya_yoga_demistifikaciya/re

11. Bl'ekbern 'E.'E. 'Effekt Telomer: revolyucionnyjpodhod k bolee molodojzdorovoj i dolgoj zhizni. Moskva, 2017.

12. Safronov A.G. Joga: fiziologiya, psihosomatika ibio'energetika: monografiya. Moskva: Ritm Plyus, 2012.

13. Ajengar B.K.S. Joga-sutry Patandzhali: proyasnenie. Moskva: Al'pina non-fikshn, 2008.

Статья поступила в редакцию 09.07.18

УДК 159.923.2

Markina O.A., postgraduate, Personality Psychology and General Psychology Department, Kuban State University (Krasnodar,

Russia), E-mail: maolala@yandex.ru

MOTIVATION OF ADOPTION OF A MODERN WOMAN. Psychological science for many years is engaged in the study of problems of motivation of human personality. This direction was studied by J.W. Atkinson, K.B. Madsen, E.P. Ilyin and others. The motivation of parenthood, the place of this phenomenon in the motivational sphere of women and the motivation of adoption is relevant in the study. There are various motives on the basis of which children become adopted but it is important to consider that some of them may adversely influence an orphan. Due to the lack of a unified diagnostic tool that allows determining the motivation of adoption, the author has identified the leading reasons for the adoption - altruistic, pragmatic, normative, crisis - and offered the questionnaire that elicits this motivation. On the basis of the conducted research of adoptive parents and women without experience of motherhood altruistic and normative motivation of adoption was identified as dominant but native mothers has pragmatic and crisis motivation of adoption.

Key words: orphan child, adoption, motivation, diagnosis.

О.А. Маркина, аспирантка каф. психологии личности и общей психологии, Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, E-mail: maolala@yandex.ru

МОТИВАЦИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

Психологическая наука уже многие годы занимается изучением проблемы мотивации личности человека. Данным направлением занимались Дж. Аткинсон, К. Мадсен, Е.П. Ильин и др. Также актуальными является вопрос мотивации ро-дительства, места данного явления в мотивационной сфере женщины и мотивации усыновления. Существуют различные мотивы, на основании которых усыновляют детей, однако важно учитывать, что отдельные из них могут негативно сказывать на ребёнке-сироте. В связи с отсутствием единого диагностического инструментария, позволяющего определить мотивацию усыновления, автором были выявлены ведущие мотивы усыновления - альтруистический, прагматический, нормативный, кризисный - и составлена анкета, позволяющая выявить данную мотивацию. На основании проведённого исследования у усыновителей и женщин без опыта материнства, была определена в качестве доминирующей альтруистическая и нормативная мотивация усыновления, а у родных матерей - прагматическая и кризисная.

Ключевые слова: ребёнок-сирота, усыновление, мотивация, диагностика.

Психологическая наука уже многие годы занимается изучением мотивации. Так, Дж. Аткинсон [1] был одним из первых, кто предложил общую теорию мотивации. Данная теория объясняет поведение человека, которое направленно на достижение конкретной цели. К. Мадсен [2] актуальной считал концепцию мотивации, в соответствии с которой человеком движут органические, социальные и другие потребности, посредством реализации которых возможно получить удовольствие от работы.

Е.П. Ильин [3, 4] рекомендует выделять в роли мотива разнообразные психологические феномены, выявленные другими психологами и актуальные для человека в определённый период его жизни (рисунок 1).

Если говорить о мотивации родительства, то данный вопрос также уже много раз поднимался в психологической науке (А.А. Бодалев, В.В. Смолин, В.П. Захарова, др.), обсуждалась адекватность спектра мотивов родительства и связь с материнским отношением. Было утверждено, что максимально эффективным для гармоничного отношения к ребёнку является мотив, направленный на удовлетворение «потребности любить и заботиться», а появление данной потребности является признаком зрелости личности [5, с. 98].

Мотив достижения счастья ребёнка принимает разнообразную смысловую нагрузку в зависимости от характера его отношений с основной направленностью личности. Смысловое напол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.