Научная статья на тему 'Стилевые особенности мышления педагога в процессе смыслопередачи'

Стилевые особенности мышления педагога в процессе смыслопередачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ / MEANING / MEANING TRANSFER / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / STYLE OF THINKING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВЕРБАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / VERBAL ACTIVITY / НЕВЕРБАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / NON-VERBAL ACTIVITY / СМЫСЛОПЕРЕДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суроедова Е. А., Ломова Н. В.

В статье рассматривается проблема смыслопередачи и стилевые особенности мышления педагогов. Исследование проблемы смыслопередачи в образовательном процессе сегодня является актуальной и востребованной в психологии и педагогике. В ходе исследования было выявлено, что в выборке педагогов чаще всего встречается когнитивно-доминирующая стратегия смыслопередачи. Это говорит о том, что учителя и воспитатели в образовательном процессе ориентируются на техники аргументации, логического доказательства, диалога с учениками, коллегами, родителями. Их речь характеризуется правильностью, информативностью, эффективностью, доступностью и т.п. Кроме того, исследователи выявили и описали стилевые особенности мышления педагогов с разными стратегиями смыслопередачи. Результаты исследования позволяют выявить специфические педагогические компетенции, которые заключаются в особенной мыследеятельности при трансляции смысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суроедова Е. А., Ломова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THINKING STYLES IN THE PROCESS OF MEANING TRANSFER OF A TEACHER

The article considers a problem of mislabeled and stylistic peculiarities of thinking of teachers. The study of the problem of meaning transfer in the educational process today is relevant and in demand in psychology and pedagogy. The research reveals that cognitive-dominating strategy of sense transfer is most often found in the sample of teachers. This suggests that teachers and educators in the educational process are guided by the technique of reasoning, logical evidence, dialogue with students, colleagues, parents. Their speech is characterized by correctness, informativeness, efficiency, accessibility, etc. In addition, the researchers identified and described the style of thinking of teachers with different strategies of meaning. The results of the study allow identifying specific pedagogical competences, which consist in a special following activity in the translation of meaning.

Текст научной работы на тему «Стилевые особенности мышления педагога в процессе смыслопередачи»

Библиографический список

1. Парыгин Б.Д. Социальная психология, Проблемы методологии, истории и теории. Санкт-Петербург: ИГУП, 1999.

2. Бузина Е.А. Профессиональная специфика образа мира военнослужащего в части постоянной боевой готовности и в условиях прикомандирования к гражданскому образовательному учреждению. Психология, социология и педагогика. 2015; 11 (50): 111 - 115.

3. Ермаков М.А. Образ врага в расовой и мировоззренческой войне. Available at: https://wolf-kitses.livejournal.com/231982.html

4. Сенявская Е.С. Противники России в войнахXX века: Эволюция образа врага в сознании армии и общества. Москва: Издательство Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.

5. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. Москва, Из-во «Мир», 1992.

6. Гудков Л. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции. Образ врага. О_Г_И «Москва», 2005: 7 - 80.

7. Послание президента-2018: Ключевые тезисы. Available at: http://www.ntv.ru/novosti/1986648/

8. Васильева В.М., Шаров Д.Н. Образ «Я» и образ врага в структуре личности. Available at: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3943

9. В армию не хотим, но воевать готовы. Available at: https://www.pravda.ru/society/how/08-10-2014/1230097-opros-0/

10. Знаков В.В. Образ врага как психологическое основание понимания мусульманских террористов россиянами. Вопросы психологии. 2012; 2: 23 - 34.

11. Кадыров Р.В. Современный взгляд на боевую психическую травму. Гуманитарные и социально-экономические аспекты обучения и воспитания кадров военно-морского флота. Сборник научных статей. Вып. 3. Владивосток: ТОВМИ, 1999: 23 - 31.

12. Лазебная Е.О., Бессонова Ю.В. Функциональная надежность и успешность профессиональной деятельности лиц опасных профессий: субъектный подход. Личность профессионала в современном мире. Москва, Издательство ИП РАН, 2014.: 283 - 302.

References

1. Parygin B.D. Social'naya psihologiya, Problemy metodologii, istoriii teorii. Sankt-Peterburg: IGUP, 1999.

2. Buzina E.A. Professional'naya specifika obraza mira voennosluzhaschego v chasti postoyannoj boevoj gotovnosti i v usloviyah prikomandirovaniya k grazhdanskomu obrazovatel'nomu uchrezhdeniyu. Psihologiya, sociologiya ipedagogika. 2015; 11 (50): 111 - 115.

3. Ermakov M.A. Obraz vraga vrasovoji mirovozzrencheskoj vojne. Available at: https://wolf-kitses.livejournal.com/231982.html

4. Senyavskaya E.S. Protivniki Rossii v vojnah XX veka: 'Evolyuciya obraza vraga v soznanii armii i obschestva. Moskva: Izdatel'stvo Rossijskaya politicheskaya 'enciklopediya (ROSSP'EN), 2006.

5. Gudoll Dzh. Shimpanze vprirode: povedenie. Moskva, Iz-vo «Mir», 1992.

6. Gudkov L. Ideologema «vraga»: «Vragi» kak massovyj sindrom i mehanizm sociokul'turnoj integracii. Obraz vraga. O_G_I «Moskva», 2005: 7 - 80.

7. Poslanie prezidenta-2018: Klyuchevye tezisy. Available at: http://www.ntv.ru/novosti/1986648/

8. Vasil'eva V.M., Sharov D.N. Obraz «Ya» i obraz vraga v strukture lichnosti. Available at: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3943

9. V armiyu ne hotim, no voevat' gotovy. Available at: https://www.pravda.ru/society/how/08-10-2014/1230097-opros-0/

10. Znakov V.V. Obraz vraga kak psihologicheskoe osnovanie ponimaniya musul'manskih terroristov rossiyanami. Voprosy psihologii. 2012; 2: 23 - 34.

11. Kadyrov R.V. Sovremennyj vzglyad na boevuyu psihicheskuyu travmu. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie aspekty obucheniya i vospitaniya kadrov voenno-morskogo flota. Sbornik nauchnyh statej. Vyp. 3. Vladivostok: TOVMI, 1999: 23 - 31.

12. Lazebnaya E.O., Bessonova Yu.V. Funkcional'naya nadezhnost' i uspeshnost' professional'noj deyatel'nosti lic opasnyh professij: sub'ektnyj podhod. Lichnost'professionala vsovremennom mire. Moskva, Izdatel'stvo IP RAN, 2014.: 283 - 302.

Статья поступила в редакцию 14.03.18

УДК 159.95

Suroedova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Don State Technical University (Rostov-on-don, Russia),

E-mail: [email protected]

Lomova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Don State Technical University (Rostov-on-don, Russia),

E-mail: [email protected]

THINKING STYLES IN THE PROCESS OF MEANING TRANSFER OF A TEACHER. The article considers a problem of mislabeled and stylistic peculiarities of thinking of teachers. The study of the problem of meaning transfer in the educational process today is relevant and in demand in psychology and pedagogy. The research reveals that cognitive-dominating strategy of sense transfer is most often found in the sample of teachers. This suggests that teachers and educators in the educational process are guided by the technique of reasoning, logical evidence, dialogue with students, colleagues, parents. Their speech is characterized by correctness, informativeness, efficiency, accessibility, etc. In addition, the researchers identified and described the style of thinking of teachers with different strategies of meaning. The results of the study allow identifying specific pedagogical competences, which consist in a special following activity in the translation of meaning.

Key words: meaning, meaning transfer, strategy, style of thinking, the educational process, verbal activity, non-verbal activity.

Е.А. Суроедова, канд. психол. наук, доц. Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону,

Россия, E-mail: [email protected]

Н.В. Ломова, канд. пед. наук, доц. Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия,

E-mail: [email protected]

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СМЫСЛОПЕРЕДАЧИ

В статье рассматривается проблема смыслопередачи и стилевые особенности мышления педагогов. Исследование проблемы смыслопередачи в образовательном процессе сегодня является актуальной и востребованной в психологии и педагогике. В ходе исследования было выявлено, что в выборке педагогов чаще всего встречается когнитивно-доминирующая стратегия смыслопередачи. Это говорит о том, что учителя и воспитатели в образовательном процессе ориентируются на техники аргументации, логического доказательства, диалога с учениками, коллегами, родителями. Их речь характеризуется правильностью, информативностью, эффективностью, доступностью и т.п. Кроме того, исследователи выявили и описали стилевые особенности мышления педагогов с разными стратегиями смыслопередачи. Результаты исследования позволяют выявить специфические педагогические компетенции, которые заключаются в особенной мыследеятельности при трансляции смысла.

Ключевые слова: смысл, смыслопередача, стратегия, стиль мышления, образовательный процесс, вербальная активность, невербальная активность.

Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Сегодня специалист, профессионал должен быстро адаптироваться к новым условиям, уметь работать в команде, максимально раскрывая свой потенциал и эффективно используя свои компетенции. Именно поэтому важно со школьной скамьи привить ребенку, подростку, молодежи востребованные временем и обществом общекультурные, социальные и специально-профессиональные компетенции. И эта обязанность ложится, в первую очередь, на педагогов. Педагог, как никто другой, сам должен владеть в высшей степени мастерства компетенциями, знаниями, умениями и навыками, формируемые у подрастающего поколения. Как показывает практика, не только владение, но и умение передавать смыслы и значения знаний является сверхважной задачей для педагога. Современный учитель, воспитатель не столько носитель социокультурных, общечеловеческих и новых учебно-научных знаний, сколько транслятор сути, смысла, «ядра» знаний. У педагога появилась новые функции -смыслообразующая и смыслопередачи [1].

Как показал теоретический анализ современных исследований в области психологии и педагогики сейчас достаточное количество исследований связи мышления и речи, когнитивных исследований в области речи, невербальной коммуникации, стилей мышления, но практически отсутствуют исследования смыслопередачи, ее особенностей, и взаимосвязи с мыслительными процессами и стилями мышления. Новизна исследования заключается в том, что впервые изучаются стилевые особенности мышления педагогов с разными стратегиями смыслопередачи.

Многие исследователи психологи, психофизиологи посвятили свои работы изучению закономерностей мыслительного процесса и мыслительной деятельности. Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров посвятили свои работы изучению общечеловеческих механизмов работы мышления. Другая группа ученных, таких как А.А. Алексеев, Л.А. Громова, Л. Собчик, Р. Стернберг, Е. Торренс, К. Юнг и другие пытались определить индивидуальные особенности мышления отдельной личности. На сегодняшний день существует несколько типов классификации стилей мышления.

Одна из первых классификаций стилей мышления была предложена А. Харрисоном и Б. Брэмсоном и получила свое продолжение в трудах А.А. Алексеева и Л.А. Громова. По мнению этих ученых стили мышления обусловлены культурно-исторической средой, этносом, профессией, психофизиологией и половыми признаками, но опосредованно, через личность человека и его интеллект. Под стилем мышления они понимают открытую систему интеллектуальных стратегий, приёмов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей [2].

А.К. Белоусова в рамках теории СМД рассматривает стиль мышления как определенное сочетание функций, направленных на производство и развитие новообразований, которое проявляется в динамике и направленности мыслительной деятельности человека. Профиль стиля мышления строится на основе следующих стилей мышления: инициативный, критический, управленческий, практический[3, с. 65].

В конце прошлого века ученые лингвисты, филологи, психологи, педагоги активно начали изучать феномен трансляции смысла. В научный тезаурус А.К.Белоусовой был введен новый термин - смыслопередача. Под смыслопередачей понимается передача участниками смыслов и значениий вербально-ло-гическими или невербально-эмоциональными средствами [4]. В психологии и лингвистике можно найти синонимичные понятия: трансляция смыслов (А.Н. Леонтьев, Е.Ю. Артемьева), смысловое поле (О.Г. Дука), общий фонд смысловых образований (О.К. Тихомиров, С.М. Джакупов), диалог (Бахтин), смысловая коммуникация (И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова), направленное воздействие на партнера по общению (Е.Л. Доценко, В.И. Кабрин, А.А. Леонтьев, А.У. Хараш и др.).

Традиционно в науке основной формой коммуникации, а значит и средством передачи смысла и мысли, считается речь, слово как вербальный знак [5]. Кроме вербальных сообщений (текстов) люди выражают свои эмоциональные переживания посредством «языка» телодвижений, модуляции голоса и различных звуков (смех, плач, различные звуковые вкрапления в речь) [6]. Е.А. Суроедова на основе выраженности и соотношения вербальной и невербальной активности выделила стратегии смыс-лопередачи. Под стратегией смыслопередачи автор понимает

способы трансляции смыслов вербальными и невербальными средствами общения [7].

Целью нашего исследования было изучение стилевых особенностей мышления педагогов с разными стратегиями смыслопередачи.

Объектом исследования выступили педагоги-учителя СОШ и воспитатели ДОУ г. Ростова-на-Дону. В исследовании приняли участие 35 учителей 25 воспитателей, всего 60 женщин в возрасте от 25 до 50 лет.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в стилях мышления у педагогов с разными стратегиями смыслопередачи.

Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, в том числе теоретический анализ литературы по проблеме исследования, опрос, методы статистической обработки данных (метод Н-критерий Краскала-Уолис, U-критерий Манна-Уитни). В ходе исследования применялся следующий диагностический инструментарий: опросник «Методика измерения стиля мышления» (А.К. Белоусова)[8]; опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсо-на. А. Харрисона, адаптирован А.А. Алексеевым); методика «Стратегии смыслопередачи» (Е.А. Суроедова). Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается применением научных методов исследования, статистической обработкой данных (SPSS Statistics 20, Microsoft Office EXCEL), сочетанием количественного и качественного анализа.

Согласно плану эмпирического исследования рассмотрим стратегии смыслопередачи педагогов. Для выявления стратегий смыслопередачи мы воспользовались методикой «Стратегии смыслопередачи» Е.А. Суроедовой. В ходе исследования было выявлено, что у большинства педагогов выборки исследования (60%) доминирует когнитивная стратегия смыслопередачи. Уравновешенная (13,4%) и активная (26,6 %) стратегии представлены менее всего. Не выявлены пассивная и эмоционально-доминирующая стратегии смыслопередачи.

Таким образом, мы можем говорить, что большинство педагогов характеризуются следующими особенностями в процессе общения и взаимодействия. У педагогов вербальная активность доминирует над невербальной. Учителя и воспитатели стараются выразить свои мысли путем логической аргументации, они заранее готовят свою речь, следят за тем, чтобы она была внятной, последовательной и четкой, стараются не употреблять жаргон и профессиональный сленг не понятный партнеру (ученику, родителю), их высказывания максимально ясны и понятны. Текст педагога соответствует правилам построения, предложения согласованы и связаны между собой, слова-паразиты практически отсутствуют.

Невербальная активность у педагогов среднего или выше среднего уровня, но значительно уступает вербальной активности. Это говорит о том, что речь педагога адекватно эмоционально выразительна. Педагог в беседах использует такие невербальные средства смыслопередачи как мимика, выразительность и эмоциональность голоса, жестикуляция. Испытуемые отмечают, что контролируют свои эмоции.

В результате проведенного исследования доминирующей стратегии смыслопередачи нами было выделено три группы педагогов. Первую группу составили педагоги с активной стратегией смыслопередачей, во вторую группу вошли педагоги с когнитивно-доминирующей стратегией, третью группу составили педагоги с уравновешенной стратегией смыслопередачей.

Изучение индивидуальных стилей мышления педагогов по методике «Стили мышления» (Р. Брэмсона, А. Харрисона, в адаптации А.А. Алексеева) позволил нам установить среднее значение по каждому стилю и выявить наиболее выраженный стиль у педагогов. Исследование показало, что стиль Аналитический является наиболее выраженным у педагогов, вторым по выраженности является стиль Прагматический. Менее предпочитаемыми являются стили Синтетический и Идеалистический. Полученные результаты позволяют нам констатировать, что большинство педагогов отличаются тщательной, логической, методической и последовательной манерой решения задач. При решении проблемы они составляют подробный план, собирают информацию, знакомятся с новыми научными подходами. Такие люди ценят знания, постоянно знакомятся с новыми разработками, что помогает им объяснить причины различных явлений и привести в порядок окружающую среду. Они редко меняют взгляды, а свои знания стараются применить на практике.

Педагоги с Прагматическим стилем мышления также склонны к поиску новой информации и практических способов удовлетворения своих и чужих потребностей. Но в отличие от «Аналитиков», они используют информацию и материалы, которые у них под рукой, не углубляясь и на проводя тщательный поиск. Задачи они выполняют постепенно, небольшими порциями, «кусочками», добиваясь конкретного результата. Это позволяет им быстро и с меньшими затратами справится с проблемой. Педагоги-прагматики гибкие и адаптивные люди, они хорошо владеют навыками общения, хорошо идентифицируются с другими, легко понимают партнеров. Для них очень важным является понимание, уважение и авторитет со стороны других людей.

Исследование стилей мышления в совместной деятельности позволил нам установить, что у большинства педагогов наиболее выраженным является Практический стиль мышления в СМД. Эти данные позволяют нам говорить, что у большинства педагогов в совместной деятельности доминирует функция реализации идеи, т.е. эти испытуемые ищут в первую очередь возможность практического применения выдвинутой идеи. Они мотивированы на выполнение конкретных задач. Их привлекает практическая реализации задуманного и они стремятся довести запланированное до логического конца. Только через практику и апробацию они оценивают ценность и значимость идей. В практической реализации плана могут возникать новые идеи и гипотезы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у большинства педагогов доминирует когнитивная стратегия смылопере-дачи, т. е. вербальная активность выше невербальной. Такие педагоги стараются ясно, логично, доступно и лаконично донести мысль, идею до воспитанника, партнера по общению. Кроме того, у большинства педагогов выраженными являются такие стили мышления как Аналитический, Прагматический и Практический.

На следующем этапе исследования нами был проведен анализ различий в стилевых особенностях мышления у педагогов с разными стратегиями смыслопередачи. Для реализации данной задачи мы воспользовались результатами, полученными по методике «Стили мышления» в адаптации А.А. Алексеева, Л.А. Громовой. Средние значения результатов исследования стилей мышления показали, что Синтетический стиль значительнее выражен у педагогов с когнитивно-доминирующей стратегией смыслопередачи, чем в других группах. Реалистический стиль мышления является более доминирующим у педагогов с активной стратегией смыслопередачей, Идеалистический, Прагматический и Аналитический стили более выражены у педагогов с уравновешенной стратегией смыслопередачи, чем у педагогов с когнитивно-доминирующей. Наглядные данные представлены на рисунке 1.

Для выявления статистически-значимых различий воспользуемся методами математического анализа Н-критерий Краска-ла-Уолиса и U-критерий Манна-Уитни.

Результаты математического анализа по Н- критерию Кра-скала-Уолис показали, что существуют значимые различия между группами педагогов в предпочтении Синтетического стиля мышления (Н=16,991, при р=,000) и в выраженности Реалистического стиля мышления (Н=12,773, при р=,002). Эти данные подтверждают результаты количественного анализа в том, что в

группе педагогов с когнитивно-доминирующей стратегией более выраженным, в отличие от педагогов других групп, является Синтетический стиль мышления. Это говорит о том, что воспитатели и учителя данной группы любят создавать качественно новое и оригинальное из «старых» или обыденных вещей, идей. Эти люди чувствительные к противоречиям и конфликтам в рассуждениях, идеях, теориях других людей. Кроме того, такие учителя и воспитатели склонны задавать неожиданные, «острые» вопросы. Метод «сократовской беседы» - это один из любимых методов работы таких педагогов. Они стремятся выяснить исходные посылки и позиции собеседников. Их привлекает неизвестность, неопределенность.

Педагоги с активной стратегией смыслопердачей на достоверно значимом уровне отличаются от педагогов с другими стратегиями большим предпочтением Реалистического стиля мышления. Полученные данные позволяют нам говорить о том, что учителя и воспитатели с активной стратегией смыслопердачи в своей деятельности ориентируются на свои непосредственные чувства и ощущения. Им важно увидеть, услышать, ощутить запах, прикоснуться к объекту. Их мышление конкретно. Во взаимодействии у них доминирует установка на исправление ситуации и достижении конкретного результата. В своей деятельности такие педагоги перфекционисты, они стараются все сделать безошибочно и, при необходимости, готовы внести коррективы и исправления.

В ходе статистического анализа методом и-критерий Ман-на-Уитни также были установлены различия в выборе в профессиональной деятельности стилей мышления. Установлено, что педагоги с когнитивно-доминирующей стратегией смыслопере-дачи значительно отличаются по предпочитаемости ими Синтетического стиля мышления от испытуемых первой (и=101,50, при р=,000 ) и третьей (и=60,5, при р=,0о9) групп.

Различия были выявлены в предпочтении Реалистического стиля мышления. Педагоги с активной стратегией смыслопере-дачи в большей степени отличаются проявлением стиля мышления Реалистический, чем педагоги с когнитивно-доминирующей (и=157,50, при р=,009) и уравновешенной стратегиями (и=4,50, при р=,000) смыслопередачи.

Кроме того, в ходе статистического анализа методом и-кри-терий Манна-Уитни мы выявили различия в большем доминировании стиля мышления Идеалистический у педагогов с уравновешенной стратегией смыслопередачи, чем у испытуемых с когнитивно-доминирующей (и=80,50, при р=,05) и активной (и=30,50, при р=,038) стратегиями смыслопередачи. Эти данные позволяют нам говорить, что педагоги с уравновешенной стратегией смыслопередачи отличаются повышенным интересом к целям, мотивам и человеческим ценностям. Они готовы воспринимать различные идеи, позиции, предложения, выслушать каждого в ситуации группового принятия решения. Услышав различные доводы, мнения, взгляды они их ассимилируют и предлагают такое решение, которое было бы привлекательно для каждого. «Идеалисты» гордятся высокими нормами морали, поведения критериями оценки, требованиями и стандартами. Поэтому окружающим зачастую трудно удовлетворить требования этих людей.

В ходе исследования были выявлены различия в предпочтении стилей мышления педагогов в совместной мыслительной

Рис. 1. Исследование индивидуальных стилей мышления педагогов с разными стратегиями смыслопередачи: С-синтетический, И - идеалистичекий,П - прагматический, А-аналитический, Р - реалистический

деятельности(СМД).Для исследования нами были использованы результаты, полученные по методике измерения стиля мышления А.К. Белоусовой. Количественный анализ позволил нам установить некоторые различия. На глядные данные пред ставлены на рисунке 2.

На лдаграемр мы вирим,чтрсудествуютиа^1иеияепррд-почтении дтилее мышленриИчрциамдвныр иУпиРвленчеекир.

Для выявления статистически-значимых различий были использованы меаодымаваммтическррр тталиет .-кричери. Краскала-Уолис и и-критерий Манна-Уитни. Данные математического реилизр ео Н-лритчучю Крснг^а-Уолеи показили, что существуют значимые различия между группами педагогов в проявлчииистиля лмlлрриияинилрaтринрlи (р=9,647, прр р=,008) и в стиле мышления Управленческий (Н=7,145, при р=,028). атимтлваleпoд(вeржииютмeзиР(тарыкoлилежешо^о анализа в том, что в группе педагогов с когнитивно-доминирующей снратегиеи ме неевыраженви1д,в отличиедт тедргигов других групп, является Инициативный стиль мышления. Таким образом, подагогис акривной и уравнррешрмиойсттоеегвеот-личаются динамикой выработки идей, чувствительностью к проблемам и проблвмыыю сивуалиям, гипотт^^лрлпловполoжрриям. Они способны переключаться от одной идеи к другой, стремятся с0ставивьирл°муниeпвe,вcт0ллeныр0 ррoбтмшр,рлнpa беиатл план решения задачи. Такие люди рассматривают различные идеи - фантаатеирские ирракиичеом! Ко^^гогтетрколлстилем мышления характеризуются целенаправленным поиском противоречии пьстрновкрцели.Они всегда стремятся инициировать мышление и дойти до сути проблемы, тизоНааться в нейр

Управленческий стиль мышления ярче выражен у педагогов с активоой отеиоегиейсмыслоеирелони. Эриговмртм о тоэ.чвр у этих учителей и воспитателей преобладает функция передачи

Библиографический список

смысла и объединение людей вокруг определенного дела. Педагоги с активной стратегией смыслопередачи стремятся обсуждать проблемы с другими. Они мотивированы на общение и взаимодействие, прислушиваются к мнению всех задействованных в деятельности людей. Они склонны организовывать дискуссии, диспуты, споры, которые помогают найти наиболее эффективное решение проблемы. У таких учителей хорошо получается доносить смысл информации, знания до учеников и партнеров. Они могут переформулировать мысль разными способами и сделать ее понятной для всех. Эти испытуемые склонны брать на себя ответственностьидоводитьделодоокончательного результата.

В ходе статистического анализа методом и-критерий Ман-на-Уитни также были установлены различия в предпочтениях стиля мышления в сМд у педагогов с разными стратегиями смыслопередачи. Было установлено, что педагоги с когнитивно-доминирующей стратегией смыслопередачей значительно отличаются от педагогов с активной (и=166,0, при р=,014 ) и уравновешенной (и=65,0, при р=,015) стратегиями смыслопередачи меньшей предпочитаемостью инициативного стиля мышления в СМД. Педагоги с активной стратегией смыслопередачи в большей степени, чем участники исследования с когнитивно-доминирующей (и=169,0, при р=,017) и уравновешенной (и=3,.0, при р=,045) стратегиями предпочитают в совместной мыслительной деятельности использовать Управленческий стиль мышления.

Таким образом, полученные данные позволяют нам констатировать факт, что существуют различия в стилях мышления у педагогов с разными стратегиями смыслопередачи. Для педагогов с когнитивно-доминирующей стратегией наиболее предпочитаемым является Синтетический стиль мышления. Педагоги с активной стратегией смыслопердачей на достоверно значимом уровне отличаются большим предпочтением Реалистического и Управленческого стилей мышления.

1. Суроедова Е.А. Способность к смыслопередаче как компетенция современного педагога. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2016: 120 - 124.

2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. Санкт-Петербург: Экономическая школа, 1993.

3. Белоусова А.К., Пищик В.И. Стиль мышления. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011.

4. БелоусоваА.К.Особенностисмыслопередачипедагоговвпроцессеобучения. Психологияобучения. 2015;9:4-14.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Москва: Лабиринт. 1996.

6. НиренбергД.,КалероГ. Как читать человека, словно книгу. Москва, Экономика. Академия здоровья, 1990.

7. Суроедова Е.А. Роль вербальных и невербальных средств смыслопередачи в процессе решения студентами профессиональных задач. Авторефератдиссертации...кандидатапсихологическихнаук.Ростов-на-Дону, 2011.

8. Белоусова А.К., Пищик В.И., Молохина Г.А. Первичная психометрическая проверка методики определения стиля мышления. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2005; S12: 73 - 84.

References

1. Suroedova E.A. Sposobnost' k smysloperedache kak kompetenciya sovremennogo pedagoga. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-na-Donu. 2016: 120 - 124.

2. Alekseev A.A., Gromova L.A. Pojmite menya pravil'no ilikniga o tom, kak najti svoj stil' myshleniya, 'effektivno ispol'zovat' intellektual'nye resursy i obresti vzaimoponimanie s lyud'mi. Sankt-Peterburg: 'Ekonomicheskaya shkola, 1993.

3. Belousova A.K., Pischik V.I. Stil'myshleniya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo YuFU, 2011.

4. Belousova A.K. Osobennosti smysloperedachi pedagogov v processe obucheniya. Psihologiya obucheniya. 2015; 9: 4 - 14.

5. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Moskva: Labirint. 1996.

6. Nirenberg D., Kalero G. Kak chitaf cheloveka, slovno knigu. Moskva, 'Ekonomika. Akademiya zdorov'ya, 1990.

7. Suroedova E.A. Rol' verbal'nyh i neverbal'nyh sredstv smysloperedachi v processe resheniya studentami professional'nyh zadach. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2011.

8. Belousova A.K., Pischik V.l., Molohina G.A. Pervichnaya psihometricheskaya proverka metodiki opredeleniya stilya myshleniya. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskijregion. Seriya: Obschestvennye nauki. 2005; S12: 73 - 84.

Статья поступила в редакцию 16.03.18

УДК 159

Ustinova L.G., senior lecturer, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Sultanova M.V., senior lecturer, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

PERSONAL PROFESSIONAL SECURITY OF ATS STAFF: STRUCTURE AND CONTENTS. The professional safety of law enforcement officers depends on a multitude of both internal and external circumstances that require close scrutiny. This article tells that the main tasks and the role of psychology in providing professional security to ATS officers are indicated. There is also a list of techniques that can create a survival system for law enforcement officers and help them overcome their fears. The professional activity of ATS employees always carries a risk, therefore the article reveals some of the most important aspects of the concept of risk and personal safety for the employees. The article concludes with a list of rules of conduct for law enforcement officers aimed at ensuring their personal professional safety, as well as a list of factors that are of the greatest importance in extreme situations.

Key words: professional security, law enforcement, personal security, survival, overcoming fear, professional risk, extreme situations.

Л.Г. Устинова, канд. соц. наук, доц., полковник полиции, начальник каф. общеправовых дисциплин, Краснодарский

университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал,

E-mail: [email protected]

М.В. Султанова, к.ф.н., полковник полиции, доцент кафедры общеправовых дисциплин, Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, E-mail: [email protected]

ЛИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Профессиональная безопасность сотрудников правоохранительных органов зависит от множества как внутренних, так и внешних обстоятельств, требующих пристального рассмотрения. В данной статье, прежде всего, обозначаются основные задачи и роль психологии в обеспечении профессиональной безопасности сотрудникам ОВД. Также приводится перечень приемов, способных сформировать у работников органов правопорядка установки на выживание и помочь им в преодолении страха. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД всегда сопряжена с риском, потому в статье раскрываются некоторые наиболее важные для сотрудников аспекты концепции риска и личной безопасности. В заключение статьи сформулирован список правил поведения работников органов правопорядка, направленных на обеспечение их личной профессиональной безопасности, а также приводится перечень факторов, имеющих наиболее важное значение в экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: профессиональная безопасность, правоохранительные органы, личная безопасность, установка на выживание, преодоление страха, профессиональный риск, экстремальные ситуации.

Личная профессиональная безопасность представляет собой систему правовых, специальных защитных, тактических, педагогических и психологических мер, позволяющих обеспечить сохранение жизни, физического и психического здоровья работников органов правопорядка при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональных действий. Личная безопасность основывается на достаточном уровне профессиональной подготовленности работников, предполагающем также владение безопасными методами труда, сформированной личностной установкой на выживание, психологическими качествами, позволяющими адекватно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения и не терять самообладания в опасных ситуациях.

Зарубежные и отечественные исследования психологии безопасности деятельности работников органов правопорядка позволяют составить обобщённый психологический портрет погибших сотрудников при исполнении служебного долга. К числу основных параметров такого портрета можно отнести таблица 2:

Приёмы формирования у работника органа правопорядка установки на выживание. Установка на выживание - это готовность и предрасположенность работника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности. Она включает три элемента: познавательный (например, «Я осознаю реальность вовлечения меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий со стороны правонарушителей»), эмоционально-оценочный (например, «Я буду постоянно придерживаться внутреннего убеждения, что не стану жертвой в опасной ситуации») и поведенческий (например, «Я буду всегда приближаться ко всем подозреваемым, предвидя возможное их сопротивление»).

Формирование устойчивой установки на выживание представляет собой одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности в поведении работников органов правопорядка. Такая работа - гарантия их эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях.

Таблица 1

Основные задачи психологии, обеспечивающие профессиональную безопасность сотрудников правоохранительных органов

Разработка методов психодиагностики лиц, имеющих предрасположенность к несчастным случаям в экстремальных ситуациях деятельности Разработка методики психологической экспертизы причин несчастных случаев

Исследование психологических причин несчастных случаев и особенностей поведения потерпевших, составление обобщенного психовиктимологического портрета и создание частной теории поведения жертвы Психологическое обоснование методов воспитания безопасного поведения и содержания профессионально-психологической подготовки к деятельности в опасных условиях

Разработка психологических методов обеспечения личной безопасности работников органов правопорядка в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей Психокоррекционная работа и оказание психологической помощи работникам органов правопорядка, пережившим опасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.