Научная статья на тему 'Изучение стилевых и типологических особенностей мышления картографов и инженеров - конструкторов швейных изделий'

Изучение стилевых и типологических особенностей мышления картографов и инженеров - конструкторов швейных изделий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / ТИП МЫШЛЕНИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / СОВМЕСТНАЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THINKING / ART OF THINKING / THINKING TYPE / CREATIVITY / JOINT MENTAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суроедова Е. А., Мозговая Н. Н., Азарова Е. А.

В статье авторы рассматривают стилевые и типологические особенности мышления представителей инженерных специальностей. В исследовании были использованы достаточно новые и редко применяемые в диагностической практике психологические методики («Методика измерения стиля мышления» (А.К. Белоусовой); опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсона, А. Харрисона, адаптирован А.А Алексеевым); методика «Выбор стороны» Е. Торренса; опросник «Определение типа мышления и уровня креативности» и диагностика по методике Дж. Брунера.). Данные методики позволили установить интересные факты об особенностях мыслительной деятельности картографов и инженеров-конструкторов швейных изделий. Полученные результаты могут быть полезны как психологам, так и специалистам по работе с кадрами, менеджерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of stylistic and typological peculiarities of thinking of cartographers and garment design engineers

In the article the authors review stylistic and typological peculiarities of thinking of the representatives of engineering specialties. In the research rather new and seldom applied in diagnostic practice psychological techniques were used ("Measuring Technique of the Art of Thinking" (by A.K. Belousova); a questionnaire "The Art of Thinking" (by R. Bramson, A. Harrison, adapted by A.A Alexeev); a technique "Choice of Direction" by E. Torrance; a questionnaire "Definition of Thinking Type and Creativity Level" and diagnostics by J. Bruner''s technique). These techniques allowed establishing interesting facts about the peculiarities of mental activity of cartographers and garment design engineers. The obtained results can be useful both for psychologists, and human resources specialists, managers.

Текст научной работы на тему «Изучение стилевых и типологических особенностей мышления картографов и инженеров - конструкторов швейных изделий»

Изучение стилевых и типологических особенностей мышления картографов и инженеров - конструкторов швейных изделий

1 2 2 Е.А. Суроедова , Н.Н. Мозговая , Е.А. Азарова

1 Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону 2Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

2

2

Аннотация. В статье авторы рассматривают стилевые и типологические особенности мышления представителей инженерных специальностей. В исследовании были использованы достаточно новые и редко применяемые в диагностической практике психологические методики («Методика измерения стиля мышления» (А.К. Белоусовой); опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсона, А. Харрисона, адаптирован А. А Алексеевым); методика «Выбор стороны» Е. Торренса; опросник «Определение типа мышления и уровня креативности» и диагностика по методике Дж. Брунера.). Данные методики позволили установить интересные факты об особенностях мыслительной деятельности картографов и инженеров-конструкторов швейных изделий. Полученные результаты могут быть полезны как психологам, так и специалистам по работе с кадрами, менеджерам.

Ключевые слова: мышление, стиль мышления, тип мышления, креативность, личность, профессия, совместная мыслительная деятельность, профессиональная деятельность.

К исследованию психологии мышления обращались в разное время ученые многих психологических школ и направлений от Дж. Уотсона, Ж.Пиаже, М. Вертгеймера, З. Фрейда и др. и до отечественных психологов, таких как - С.Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушилинский и др. Все открытия касались общепсихологических закономерностей мыслительной деятельности, присущей всем людям. Сегодня, в целях сравнения механизмов и особенностей интеллектуальной деятельности людей и машин, активно проводятся исследования искусственного интеллекта. Эти исследования показали «богатство действительного мышления, его форм при ограниченных способностях ИИ» [1].

В тени психологических исследований оставались проблемы особенности мышления отдельного человека, его познавательной деятельности, изучение которых начинается только середине ХХ столетия

американскими психологами. Исследования проводятся в рамках изучения когнитивных стилей как своеобразных способов переработки информации. С этого момента в психологической науке начался отсчет становления проблематики стиля мышления.

Рассмотрением вопроса стилей и типов мышления занимались такие ученые, как Дж. Брунер, Р. Брэмсон и А. Харрисон, Р.Дж. Стенберг, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн А.А. Реан, М.А. Холодная, А.К. Белоусова, А.Г. Маклаков, А.В. Варёнов и др.

Актуальность и значимость данной работы состоит в том, что исследование стилей и типов мышления проводится на представителях малоизвестной специальности - картограф. Результаты исследования позволят расширить теоретические знания и практическую сферу их применения в работе со специалистами данной области.

На современном этапе развития когнитивной психологии существует несколько направлений исследований стилей мышления, как индивидуально-своеобразных особенностей мыслительной деятельности:

психофизиологическое; функциональное направление; когнитивное направление [2,3]. Представитель функционального направления Р.Дж. Стернберг определяет стиль мышления как предпочитаемый способ использования имеющихся способностей [4]. А.К. Белоусова под стилем мышления понимает функциональную организацию порождения и развития новообразований у человека и его стабильные и устойчивые проявления [5, 6].

Итак, целью нашего исследования было изучение стилевых и типологических особенностей мышления картографов и инженеров-конструкторов швейных изделий.

Эмпирическим объектом исследования выступили 36 человек. Вся выборка состоит из женщин в возрасте от 37 до 57 лет. Первую группу

составили специалисты картографы ОАО «Южного АГП» (Южное Аэрогеодезическое предприятие). Во вторую группу вошли инженеры-конструкторы швейных изделий «ООО Логос», г. Ростов-на-Дону.

Для обнаружения различия в стилевых и типологических особенностях мышления представителей инженерных специальностей был использован следующий методический инструментарий: «Методика измерения стиля мышления» (А.К. Белоусовой); опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсона, А. Харрисона, адаптирован А.А Алексеевым); методика «Выбор стороны» Е. Торренса; опросник «Определение типа мышления и уровня креативности» и диагностика по методике Дж. Брунера.

Достоверность полученных данных обеспечена применением такой математической процедуры, как Т - критерий Стьюдента.

Итак, в ходе диагностических мероприятий и последующего сравнительного анализа стилевых и типологических особенностей мышления картографов и инженеров - конструкторов швейных изделий нами были получены достоверные результаты.

Результаты определения значимости различий в стилевых и типологических особенностях мышления при помощи ^критерия Стьюдента для большей наглядности представлены в таблице 1.

Таблица № 1

Стилевые и типологические особенности мышления картографов и инженеров - конструкторов швейных изделий

Стратегии г - критерий различия

1. Опросник Инициативный - 2,092* значимые

«Методика Критический - 2,129* значимые

измерения стиля Управленческий ,000 не значимые

мышления» Практический 2, 078* значимые

2. Опросник Синтетический -,058 не значимые

«Стили Идеалистический -,969 не значимые, но

мышления» присутствует тенденция

Прагматический -,176 не значимые

Аналитический 2,279* значимые

Реалистический -,683 не значимые, но присутствует тенденция

3. Опросник Правосторонний тип -3,904** значимые

«Выбор стороны» мышл. и смешанный с

Е. Торренса. тенденцией к правостороннему

Совмещенный тип 2,000* значимые

мышл. (смешанный с

тенденцией к

совмещенному).

Левосторонний тип 2,249* значимые

мышл. и смешанный с

тенденцией к

левостороннему

4. Опросник Предметное мышл. -2,648* значимые

Определение Символическое мышл. -,994 не значимые, но

типов мышления и присутствует

уровня тенденция

креативности. Знаковое мышл. ,434 не значимые

Диагностика по Образное мышл. -3,580** значимые

методике Брунера Креативность -2, 403* значимые

Примечание: * - уровень значимости 0,05; ** - уровень значимости 0,01

Рассмотрим результаты исследования в выборе стилей мышления в совместной мыслительной деятельности у картографов и инженеров-конструкторов, полученных с помощью методики «Стиль мышления» А.К. Белоусовой [7]. В ходе статистического анализа были выявлены значимые различия в выборе стилей и типов мышления группах картографов и

инженеров - конструкторов швейных изделий. Так инженеры -конструкторы отличаются от картографов в предпочтении инициативного стиля мышления (г = - 2,092*). Это говорит о том, что инженеры -конструкторы отличаются динамикой выработки различных идей, чувствительностью к различным проблемам, выдвижением гипотез, что можно соотнести с теоретическим мышлением. Этот факт можно объяснить спецификой работы инженеров-конструкторов одежды. Их профессиональная деятельность тесно связано с модой, которая, как известно, динамична и характеризуется быстрыми изменениями в предпочтениях выбора одежды людьми, желанием людей подчеркнуть свою индивидуальность в одежде, а значит, одежда должна быть разнообразной. Поэтому специфика этой профессии способствует выработке данного стиля.

Так же инженеры - конструкторы в большей степени предпочитают выбирать критический стиль мышления, нежели специалисты картографы (г = - 2,129*). Это позволяет сделать выводы о том, что у данных специалистов доминирует функция отбора и оценки информации. Критика, отсев гипотез опережает процессы их продуцирования. И это явление тоже можно объяснить особенностями профессиональной деятельности конструкторов, поскольку им приходится проводить тщательный анализ и отсев различных предложений на рынках легкой промышленности, фурнитуры, материалов и тканей; направлений, школ и стилей в моде; технологий пошива и обработки изделий.

В отличие от инженеров-конструкторов картографы отдают предпочтение практическому стилю мышления, что свидетельствует о том, что поведение данных специалистов определяется функцией реализации идей и гипотез, основным содержанием которой является воплощение выработанных и отработанных идей на практике, т.е. непосредственные операции по их конкретизации (г = 2, 078*).

По второй методике Р. Брэмсона, А. Харрисона, адаптированной А.А. Алексеевым [8] по аналитическому стилю мышления (1 = 2,279*). Картографы в большей степени предпочитают данный стиль, что говорит о том что, картографы обнаруживает склонность к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, данные специалисты разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории.

Следующая методика Е. Торренса [9] позволила выявить предпочтение у инженеров-конструкторов правостороннего типа мышления и смешанного с тенденцией к правостороннему типу (1 = -3,904**). Что в свою очередь позволяет сказать о том, что данные специалисты склонны решать проблемы, прибегая к пространственному (вовлеченному во взаимодействие) и интуитивному подходу.

В отличие от инженеров-конструкторов специалисты картографы выбирают левосторонний тип мышления (1 = 2,249*), а также совмещенный тип с тенденцией к совмещенному типу мышления (1 = 2,000*). Это позволяет сделать выводы о том, что при принятии решений картографы с данным типом предпочитает организованность, реалистически оправданные цели, они уделяют большое значение деталям.

Согласно результатам по методике Дж. Брунера [10] следует сказать, что инженеры-конструкторы в отличие от картографов отдают предпочтение предметному (1 = -2,648*) и образному мышлению (1 = -3,580**). Это позволяет говорить о том, что, несмотря на наличие художественного склада ума и преобразования информации при помощи оперирования образами, инженерам-конструкторам характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени. О особенностях интеллектуальной деятельности инженеров-конструкторов и выбора способов и стилей решения

поставленных перед ними профессиональных задач можно было бы сказать следующее: «Поиск средств решения задач во многом есть такое преобразование условий, которое не может быть осуществлено лишь в умственном плане ...Выделение существенного элемента в условиях задачи нередко оценивается как продукт проницательности и интуитивного проникновения в проблему» [11].

Следует так же обратить внимание, что инженеры - конструкторы в отличие от картографов имеют более высокий уровень креативности (г = -2, 403*), что говорит о том, что профессиональная деятельность инженеров -конструкторов обуславливает более частый поиск нестандартных решений тех или иных возникающих проблемных ситуаций.

Из всего вышесказанного следует сделать, что в процессе статистического анализа были выявлены значимые различия по следующим показателям: инициативный стиль мышления; критический стиль мышления; практический стиль мышления; аналитический стиль мышления; правосторонний тип мышления; смешанный тип мышления; левосторонний тип мышления; предметный тип мышления; образный тип мышления; креативность.

Таким образом, проведённое исследование показало насколько проблема стилей и типов мышления многогранна и актуальна. Поскольку мышление включено во все виды деятельности человека (труд, познание, общение, игру) и связано со всеми личностными особенностями человека (мотивацией, эмоциями, волей, способностями и пр.).

Также следует отметить, что существуют индивидуальные различия мыслительной деятельности, присущие каждому, конкретному человеку. Стиль мышления представляет собой неизменную субъектно-специфическую систему способов реализации человеком разных типов активности. Это еще и интегральная характеристика формально-динамической сферы

индивидуальности, обнаруживающаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметным миром и социумом.

Тип мышления - индивидуальный способ преобразования и переработки информации, являющийся важнейшей личностной характеристикой, определяющей стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность индивида.

Картографы и инженеры - конструкторы принявшие участие в нашем исследовании принадлежат к разному типу профессий, что в свою очередь обусловливает ряд специфических характеристик.

Специальность картографа относится к системе «Человек - Знаковая система», что обуславливает ряд особенностей, в том числе и психологических. В профессиях типа «Человек - Знаковая система» мир видится работником, прежде всего, со стороны упорядоченности, развитости, изученности, учета разнообразных его составляющих. Представители профессий этого типа умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах, документах. Они создают и перерабатывают тексты, таблицы, формулы, перечни, каталоги объектов, чертежи, карты.

Специальность инженера-конструктора относится к системе «Человек -Техника» и «Человек - Художественный образ», что также имеет ряд особенностей, в числе и психологических. Специалисты этих профессий мир видят со стороны того, насколько наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании, такие целостности, как реализованные изобретения, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций. Также они участвуют в производстве вещественных продуктов труда, форм энергии, создают средства

деятельности, условия и предметы искусственной среды обитания людей, поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, приборы и пр.

Таким образом, эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

- Инженеры - конструкторы отличаются от картографов в предпочтении инициативного и критического стилей мышления. Это говорит о том, что инженеры - конструкторы отличаются динамикой выработки различных идей, чувствительностью к различным проблемам, выдвижением гипотез, что можно соотнести с теоретическим мышлением. Так же инженеры -конструкторы в большей степени предпочитают выбирать критический стиль мышления, нежели специалисты картографы. Это позволяет сделать выводы о том, что у данных специалистов доминирует функция отбора и оценки информации. Критика, отсев гипотез опережает процессы их продуцирования. В отличие от инженеров - конструкторов картографы отдают предпочтение практическому стилю мышления, что свидетельствует о том, что поведение данных специалистов определяется функцией реализации идей и гипотез, основным содержанием которой является воплощение выработанных и отработанных идей на практике, т.е. непосредственные операции по их конкретизации.

- Картографы в большей степени предпочитают практический стиль, что говорит о том что, картографы обнаруживает склонность к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, данные специалисты разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории.

- Также среди инженеров - конструкторов было выявлено предпочтение правостороннего типа мышления и смешанного с тенденцией к правостороннему типу. Что в свою очередь позволяет сказать о том, что

данные специалисты склонны решать проблемы, прибегая к пространственному (вовлеченному во взаимодействие) и интуитивному подходу. В отличие от инженеров - конструкторов специалисты картографы выбирают левосторонний тип мышления, а также совмещенный тип с тенденцией к совмещенному типу мышления. Это позволяет сделать выводы о том, что при принятии решений картографы с данным типом предпочитает организованность, реалистически оправданные цели, они уделяют большое значение деталям.

- Необходимо так же обратить внимание на то, что инженеры-конструкторы в отличие от картографов отдают предпочтение предметному и образному мышлению. Это позволяет сказать о том, что, несмотря на наличие художественного склада ума и преобразования информации при помощи оперирования образами, инженерам-конструкторам характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени.

- Инженеры-конструкторы в отличие от картографов имеют более высокий уровень креативности, что говорит о том, что профессиональная деятельность инженеров - конструкторов обуславливает более частый поиск нестандартных решений тех или иных возникающих проблемных ситуаций.

Необходимо отметить, что использованная батарея тестов и полученные результаты могут оказаться необходимыми в службе по подбору персонала в ходе работы с кадрами инженерных специальностей.

Литература

1. Куликов Д.К. Особенности мышления, или зеркало самосознания для искусственного интеллекта // Инженерный вестник Дона. 2014, №4. ч.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2655

2. Белоусова А.К., Пищик В.И. Стиль мышления. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. -168 с.

3. Belousova A. Style of thinking as a factor of variable cognitive education// «Procedia - Social and Behavioral Sciences. LUMEN 2014. SKOPUS - From Theory to Inquiry in Social Sciences, Iasi». Romania, 2014, Volume 149, pp. 97101.

4. Крукович Е.И. Когнитивные стили и стили мышления // Индивидуальные и стилевые особенности личности / под. ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромека. - Ростов н/Д: ЮРГИ, 2002. - с. 46-67.

5. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. - Ростов н /Д: Изд-во РГПУ, 2002. - 360 с.

6. Belousova A.K. Development of a Personal Potential in Collaborative Thinking Activity//Procedia - Social and Behavioral Sciences. 5th ICEEPSY International Conference on Education & Educational Psy-chology. Volume 171, 16 January 2015, pp. 987-994.

7. Белоусова А.К., Пищик В.И. Первичная психометрическая проверка методика определения стиля мышления // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение 12.- Ростов-н/Д. 2005. с.87-90

8. Алексеев А. А., Громова Л. А. Пойми меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. -352с.

9. Дикая Л.А., Синченко Т.Ю. Психологический практикум: Методика диагностики мышления и воображения. - Ростов н/Д, 2001. -209с.

10. Общая психодиагностика / под. ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987. -304с.

11. Восковская Л.В., Куликов Д.К. Когнитивные функции дилеммы в свете проблем искусственного интеллекта // Инженерный вестник Дона. 2014, №4. ч.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2643

References

1. Kulikov D.K. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. №4.part.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2655

2. Belousova A.K., Pishhik V.I. Stil' myshlenija [Thinking style]. Rostov n/D: Izd-vo JuFU. 2011. 168 р.

3. Belousova A. Style of thinking as a factor of variable cognitive education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. LUMEN, SKOPUS 2014. Volume 149. Iasi. Romania. 2014. pp. 97-101.

4. Krukovich E.I. Kognitivnye stili i stili myshlenija [Individual'nye i stilevye osobennosti lichnosti]. Pod. red. T.Ju. Sinchenko, V.G. Romeka. Rostov n/D: JuRGI.2002. рр. 46-67.

5. Belousova A.K. Samoorganizacija sovmestnoj myslitel'noj dejatel'nosti [Self-organization collaborative thinking activity]. Rostov n /D: Izd-vo RGPU. 2002. 360 р.

6. Belousova A. Development of a personal potential in collaborative Thinking activity. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 5th ICEEPSY International Conference on Education & Educational Psychology. Volume 171. 2015. pp. 987994.

7. Belousova A.K., Pishhik V.I. Pervichnaja psihometricheskaja proverka metodika opredelenija stilja myshlenija [Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Obshhestvennye nauki]. Prilozhenie 12. Rostov-n/D. 2005. pp. 87-90

8. Alekseev A.A., Gromova L.A. Pojmi menja pravil'no ili kniga o tom, kak najti svoj stil' myshlenija, jeffektivno ispol'zovat' intellektual'nye resursy i obresti vzaimoponimanie s ljud'mi [Don't get me wrong or the book is about how to find your style of thinking, effective use of intellectual resources and to gain rapport with people]. SPb.: Jekonomicheskaja shkola. 1993. 352p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Dikaja L.A., Sinchenko T.Ju. Psihologicheskij praktikum: Metodika diagnostiki myshlenija i voobrazhenija [Psychology workshop: Methodology of diagnosis thinking and imagination]. Rostov n/D. 2001. 209 p.

10. Obshhaja psihodiagnostika [General psycho diagnostics] pod. red. A.A. Bodaleva, V.V. Stolina. M.: Izd-vo MGU. 1987. 304 p.

11. Voskovskaja L.V., Kulikov D.K. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), №4. part.2. 2014. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2643

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.