Изучение стилевых и типологических особенностей мышления картографов и инженеров - конструкторов швейных изделий
1 2 2 Е.А. Суроедова , Н.Н. Мозговая , Е.А. Азарова
1 Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону 2Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
2
2
Аннотация. В статье авторы рассматривают стилевые и типологические особенности мышления представителей инженерных специальностей. В исследовании были использованы достаточно новые и редко применяемые в диагностической практике психологические методики («Методика измерения стиля мышления» (А.К. Белоусовой); опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсона, А. Харрисона, адаптирован А. А Алексеевым); методика «Выбор стороны» Е. Торренса; опросник «Определение типа мышления и уровня креативности» и диагностика по методике Дж. Брунера.). Данные методики позволили установить интересные факты об особенностях мыслительной деятельности картографов и инженеров-конструкторов швейных изделий. Полученные результаты могут быть полезны как психологам, так и специалистам по работе с кадрами, менеджерам.
Ключевые слова: мышление, стиль мышления, тип мышления, креативность, личность, профессия, совместная мыслительная деятельность, профессиональная деятельность.
К исследованию психологии мышления обращались в разное время ученые многих психологических школ и направлений от Дж. Уотсона, Ж.Пиаже, М. Вертгеймера, З. Фрейда и др. и до отечественных психологов, таких как - С.Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушилинский и др. Все открытия касались общепсихологических закономерностей мыслительной деятельности, присущей всем людям. Сегодня, в целях сравнения механизмов и особенностей интеллектуальной деятельности людей и машин, активно проводятся исследования искусственного интеллекта. Эти исследования показали «богатство действительного мышления, его форм при ограниченных способностях ИИ» [1].
В тени психологических исследований оставались проблемы особенности мышления отдельного человека, его познавательной деятельности, изучение которых начинается только середине ХХ столетия
американскими психологами. Исследования проводятся в рамках изучения когнитивных стилей как своеобразных способов переработки информации. С этого момента в психологической науке начался отсчет становления проблематики стиля мышления.
Рассмотрением вопроса стилей и типов мышления занимались такие ученые, как Дж. Брунер, Р. Брэмсон и А. Харрисон, Р.Дж. Стенберг, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн А.А. Реан, М.А. Холодная, А.К. Белоусова, А.Г. Маклаков, А.В. Варёнов и др.
Актуальность и значимость данной работы состоит в том, что исследование стилей и типов мышления проводится на представителях малоизвестной специальности - картограф. Результаты исследования позволят расширить теоретические знания и практическую сферу их применения в работе со специалистами данной области.
На современном этапе развития когнитивной психологии существует несколько направлений исследований стилей мышления, как индивидуально-своеобразных особенностей мыслительной деятельности:
психофизиологическое; функциональное направление; когнитивное направление [2,3]. Представитель функционального направления Р.Дж. Стернберг определяет стиль мышления как предпочитаемый способ использования имеющихся способностей [4]. А.К. Белоусова под стилем мышления понимает функциональную организацию порождения и развития новообразований у человека и его стабильные и устойчивые проявления [5, 6].
Итак, целью нашего исследования было изучение стилевых и типологических особенностей мышления картографов и инженеров-конструкторов швейных изделий.
Эмпирическим объектом исследования выступили 36 человек. Вся выборка состоит из женщин в возрасте от 37 до 57 лет. Первую группу
составили специалисты картографы ОАО «Южного АГП» (Южное Аэрогеодезическое предприятие). Во вторую группу вошли инженеры-конструкторы швейных изделий «ООО Логос», г. Ростов-на-Дону.
Для обнаружения различия в стилевых и типологических особенностях мышления представителей инженерных специальностей был использован следующий методический инструментарий: «Методика измерения стиля мышления» (А.К. Белоусовой); опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсона, А. Харрисона, адаптирован А.А Алексеевым); методика «Выбор стороны» Е. Торренса; опросник «Определение типа мышления и уровня креативности» и диагностика по методике Дж. Брунера.
Достоверность полученных данных обеспечена применением такой математической процедуры, как Т - критерий Стьюдента.
Итак, в ходе диагностических мероприятий и последующего сравнительного анализа стилевых и типологических особенностей мышления картографов и инженеров - конструкторов швейных изделий нами были получены достоверные результаты.
Результаты определения значимости различий в стилевых и типологических особенностях мышления при помощи ^критерия Стьюдента для большей наглядности представлены в таблице 1.
Таблица № 1
Стилевые и типологические особенности мышления картографов и инженеров - конструкторов швейных изделий
Стратегии г - критерий различия
1. Опросник Инициативный - 2,092* значимые
«Методика Критический - 2,129* значимые
измерения стиля Управленческий ,000 не значимые
мышления» Практический 2, 078* значимые
2. Опросник Синтетический -,058 не значимые
«Стили Идеалистический -,969 не значимые, но
мышления» присутствует тенденция
Прагматический -,176 не значимые
Аналитический 2,279* значимые
Реалистический -,683 не значимые, но присутствует тенденция
3. Опросник Правосторонний тип -3,904** значимые
«Выбор стороны» мышл. и смешанный с
Е. Торренса. тенденцией к правостороннему
Совмещенный тип 2,000* значимые
мышл. (смешанный с
тенденцией к
совмещенному).
Левосторонний тип 2,249* значимые
мышл. и смешанный с
тенденцией к
левостороннему
4. Опросник Предметное мышл. -2,648* значимые
Определение Символическое мышл. -,994 не значимые, но
типов мышления и присутствует
уровня тенденция
креативности. Знаковое мышл. ,434 не значимые
Диагностика по Образное мышл. -3,580** значимые
методике Брунера Креативность -2, 403* значимые
Примечание: * - уровень значимости 0,05; ** - уровень значимости 0,01
Рассмотрим результаты исследования в выборе стилей мышления в совместной мыслительной деятельности у картографов и инженеров-конструкторов, полученных с помощью методики «Стиль мышления» А.К. Белоусовой [7]. В ходе статистического анализа были выявлены значимые различия в выборе стилей и типов мышления группах картографов и
инженеров - конструкторов швейных изделий. Так инженеры -конструкторы отличаются от картографов в предпочтении инициативного стиля мышления (г = - 2,092*). Это говорит о том, что инженеры -конструкторы отличаются динамикой выработки различных идей, чувствительностью к различным проблемам, выдвижением гипотез, что можно соотнести с теоретическим мышлением. Этот факт можно объяснить спецификой работы инженеров-конструкторов одежды. Их профессиональная деятельность тесно связано с модой, которая, как известно, динамична и характеризуется быстрыми изменениями в предпочтениях выбора одежды людьми, желанием людей подчеркнуть свою индивидуальность в одежде, а значит, одежда должна быть разнообразной. Поэтому специфика этой профессии способствует выработке данного стиля.
Так же инженеры - конструкторы в большей степени предпочитают выбирать критический стиль мышления, нежели специалисты картографы (г = - 2,129*). Это позволяет сделать выводы о том, что у данных специалистов доминирует функция отбора и оценки информации. Критика, отсев гипотез опережает процессы их продуцирования. И это явление тоже можно объяснить особенностями профессиональной деятельности конструкторов, поскольку им приходится проводить тщательный анализ и отсев различных предложений на рынках легкой промышленности, фурнитуры, материалов и тканей; направлений, школ и стилей в моде; технологий пошива и обработки изделий.
В отличие от инженеров-конструкторов картографы отдают предпочтение практическому стилю мышления, что свидетельствует о том, что поведение данных специалистов определяется функцией реализации идей и гипотез, основным содержанием которой является воплощение выработанных и отработанных идей на практике, т.е. непосредственные операции по их конкретизации (г = 2, 078*).
По второй методике Р. Брэмсона, А. Харрисона, адаптированной А.А. Алексеевым [8] по аналитическому стилю мышления (1 = 2,279*). Картографы в большей степени предпочитают данный стиль, что говорит о том что, картографы обнаруживает склонность к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, данные специалисты разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории.
Следующая методика Е. Торренса [9] позволила выявить предпочтение у инженеров-конструкторов правостороннего типа мышления и смешанного с тенденцией к правостороннему типу (1 = -3,904**). Что в свою очередь позволяет сказать о том, что данные специалисты склонны решать проблемы, прибегая к пространственному (вовлеченному во взаимодействие) и интуитивному подходу.
В отличие от инженеров-конструкторов специалисты картографы выбирают левосторонний тип мышления (1 = 2,249*), а также совмещенный тип с тенденцией к совмещенному типу мышления (1 = 2,000*). Это позволяет сделать выводы о том, что при принятии решений картографы с данным типом предпочитает организованность, реалистически оправданные цели, они уделяют большое значение деталям.
Согласно результатам по методике Дж. Брунера [10] следует сказать, что инженеры-конструкторы в отличие от картографов отдают предпочтение предметному (1 = -2,648*) и образному мышлению (1 = -3,580**). Это позволяет говорить о том, что, несмотря на наличие художественного склада ума и преобразования информации при помощи оперирования образами, инженерам-конструкторам характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени. О особенностях интеллектуальной деятельности инженеров-конструкторов и выбора способов и стилей решения
поставленных перед ними профессиональных задач можно было бы сказать следующее: «Поиск средств решения задач во многом есть такое преобразование условий, которое не может быть осуществлено лишь в умственном плане ...Выделение существенного элемента в условиях задачи нередко оценивается как продукт проницательности и интуитивного проникновения в проблему» [11].
Следует так же обратить внимание, что инженеры - конструкторы в отличие от картографов имеют более высокий уровень креативности (г = -2, 403*), что говорит о том, что профессиональная деятельность инженеров -конструкторов обуславливает более частый поиск нестандартных решений тех или иных возникающих проблемных ситуаций.
Из всего вышесказанного следует сделать, что в процессе статистического анализа были выявлены значимые различия по следующим показателям: инициативный стиль мышления; критический стиль мышления; практический стиль мышления; аналитический стиль мышления; правосторонний тип мышления; смешанный тип мышления; левосторонний тип мышления; предметный тип мышления; образный тип мышления; креативность.
Таким образом, проведённое исследование показало насколько проблема стилей и типов мышления многогранна и актуальна. Поскольку мышление включено во все виды деятельности человека (труд, познание, общение, игру) и связано со всеми личностными особенностями человека (мотивацией, эмоциями, волей, способностями и пр.).
Также следует отметить, что существуют индивидуальные различия мыслительной деятельности, присущие каждому, конкретному человеку. Стиль мышления представляет собой неизменную субъектно-специфическую систему способов реализации человеком разных типов активности. Это еще и интегральная характеристика формально-динамической сферы
индивидуальности, обнаруживающаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметным миром и социумом.
Тип мышления - индивидуальный способ преобразования и переработки информации, являющийся важнейшей личностной характеристикой, определяющей стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность индивида.
Картографы и инженеры - конструкторы принявшие участие в нашем исследовании принадлежат к разному типу профессий, что в свою очередь обусловливает ряд специфических характеристик.
Специальность картографа относится к системе «Человек - Знаковая система», что обуславливает ряд особенностей, в том числе и психологических. В профессиях типа «Человек - Знаковая система» мир видится работником, прежде всего, со стороны упорядоченности, развитости, изученности, учета разнообразных его составляющих. Представители профессий этого типа умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах, документах. Они создают и перерабатывают тексты, таблицы, формулы, перечни, каталоги объектов, чертежи, карты.
Специальность инженера-конструктора относится к системе «Человек -Техника» и «Человек - Художественный образ», что также имеет ряд особенностей, в числе и психологических. Специалисты этих профессий мир видят со стороны того, насколько наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании, такие целостности, как реализованные изобретения, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций. Также они участвуют в производстве вещественных продуктов труда, форм энергии, создают средства
деятельности, условия и предметы искусственной среды обитания людей, поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, приборы и пр.
Таким образом, эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
- Инженеры - конструкторы отличаются от картографов в предпочтении инициативного и критического стилей мышления. Это говорит о том, что инженеры - конструкторы отличаются динамикой выработки различных идей, чувствительностью к различным проблемам, выдвижением гипотез, что можно соотнести с теоретическим мышлением. Так же инженеры -конструкторы в большей степени предпочитают выбирать критический стиль мышления, нежели специалисты картографы. Это позволяет сделать выводы о том, что у данных специалистов доминирует функция отбора и оценки информации. Критика, отсев гипотез опережает процессы их продуцирования. В отличие от инженеров - конструкторов картографы отдают предпочтение практическому стилю мышления, что свидетельствует о том, что поведение данных специалистов определяется функцией реализации идей и гипотез, основным содержанием которой является воплощение выработанных и отработанных идей на практике, т.е. непосредственные операции по их конкретизации.
- Картографы в большей степени предпочитают практический стиль, что говорит о том что, картографы обнаруживает склонность к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, данные специалисты разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории.
- Также среди инженеров - конструкторов было выявлено предпочтение правостороннего типа мышления и смешанного с тенденцией к правостороннему типу. Что в свою очередь позволяет сказать о том, что
данные специалисты склонны решать проблемы, прибегая к пространственному (вовлеченному во взаимодействие) и интуитивному подходу. В отличие от инженеров - конструкторов специалисты картографы выбирают левосторонний тип мышления, а также совмещенный тип с тенденцией к совмещенному типу мышления. Это позволяет сделать выводы о том, что при принятии решений картографы с данным типом предпочитает организованность, реалистически оправданные цели, они уделяют большое значение деталям.
- Необходимо так же обратить внимание на то, что инженеры-конструкторы в отличие от картографов отдают предпочтение предметному и образному мышлению. Это позволяет сказать о том, что, несмотря на наличие художественного склада ума и преобразования информации при помощи оперирования образами, инженерам-конструкторам характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени.
- Инженеры-конструкторы в отличие от картографов имеют более высокий уровень креативности, что говорит о том, что профессиональная деятельность инженеров - конструкторов обуславливает более частый поиск нестандартных решений тех или иных возникающих проблемных ситуаций.
Необходимо отметить, что использованная батарея тестов и полученные результаты могут оказаться необходимыми в службе по подбору персонала в ходе работы с кадрами инженерных специальностей.
Литература
1. Куликов Д.К. Особенности мышления, или зеркало самосознания для искусственного интеллекта // Инженерный вестник Дона. 2014, №4. ч.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2655
2. Белоусова А.К., Пищик В.И. Стиль мышления. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. -168 с.
3. Belousova A. Style of thinking as a factor of variable cognitive education// «Procedia - Social and Behavioral Sciences. LUMEN 2014. SKOPUS - From Theory to Inquiry in Social Sciences, Iasi». Romania, 2014, Volume 149, pp. 97101.
4. Крукович Е.И. Когнитивные стили и стили мышления // Индивидуальные и стилевые особенности личности / под. ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромека. - Ростов н/Д: ЮРГИ, 2002. - с. 46-67.
5. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. - Ростов н /Д: Изд-во РГПУ, 2002. - 360 с.
6. Belousova A.K. Development of a Personal Potential in Collaborative Thinking Activity//Procedia - Social and Behavioral Sciences. 5th ICEEPSY International Conference on Education & Educational Psy-chology. Volume 171, 16 January 2015, pp. 987-994.
7. Белоусова А.К., Пищик В.И. Первичная психометрическая проверка методика определения стиля мышления // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение 12.- Ростов-н/Д. 2005. с.87-90
8. Алексеев А. А., Громова Л. А. Пойми меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. -352с.
9. Дикая Л.А., Синченко Т.Ю. Психологический практикум: Методика диагностики мышления и воображения. - Ростов н/Д, 2001. -209с.
10. Общая психодиагностика / под. ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987. -304с.
11. Восковская Л.В., Куликов Д.К. Когнитивные функции дилеммы в свете проблем искусственного интеллекта // Инженерный вестник Дона. 2014, №4. ч.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2643
References
1. Kulikov D.K. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. №4.part.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2655
2. Belousova A.K., Pishhik V.I. Stil' myshlenija [Thinking style]. Rostov n/D: Izd-vo JuFU. 2011. 168 р.
3. Belousova A. Style of thinking as a factor of variable cognitive education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. LUMEN, SKOPUS 2014. Volume 149. Iasi. Romania. 2014. pp. 97-101.
4. Krukovich E.I. Kognitivnye stili i stili myshlenija [Individual'nye i stilevye osobennosti lichnosti]. Pod. red. T.Ju. Sinchenko, V.G. Romeka. Rostov n/D: JuRGI.2002. рр. 46-67.
5. Belousova A.K. Samoorganizacija sovmestnoj myslitel'noj dejatel'nosti [Self-organization collaborative thinking activity]. Rostov n /D: Izd-vo RGPU. 2002. 360 р.
6. Belousova A. Development of a personal potential in collaborative Thinking activity. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 5th ICEEPSY International Conference on Education & Educational Psychology. Volume 171. 2015. pp. 987994.
7. Belousova A.K., Pishhik V.I. Pervichnaja psihometricheskaja proverka metodika opredelenija stilja myshlenija [Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Obshhestvennye nauki]. Prilozhenie 12. Rostov-n/D. 2005. pp. 87-90
8. Alekseev A.A., Gromova L.A. Pojmi menja pravil'no ili kniga o tom, kak najti svoj stil' myshlenija, jeffektivno ispol'zovat' intellektual'nye resursy i obresti vzaimoponimanie s ljud'mi [Don't get me wrong or the book is about how to find your style of thinking, effective use of intellectual resources and to gain rapport with people]. SPb.: Jekonomicheskaja shkola. 1993. 352p.
9. Dikaja L.A., Sinchenko T.Ju. Psihologicheskij praktikum: Metodika diagnostiki myshlenija i voobrazhenija [Psychology workshop: Methodology of diagnosis thinking and imagination]. Rostov n/D. 2001. 209 p.
10. Obshhaja psihodiagnostika [General psycho diagnostics] pod. red. A.A. Bodaleva, V.V. Stolina. M.: Izd-vo MGU. 1987. 304 p.
11. Voskovskaja L.V., Kulikov D.K. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), №4. part.2. 2014. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2643