Научная статья на тему 'Инновативные качества личности и их взаимосвязь со стилем мышления у студентов технических специальностей'

Инновативные качества личности и их взаимосвязь со стилем мышления у студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
311
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный потенциал / инновативные качества / стиль мышления. / innovative potential / innovative qualities / thinking style

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казарникова Н. Н.

Рассматриваются понятия стиля мышления и инновативности, как личностной характеристики. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи инновативных качеств личности со стилем мышления у студентов. Исследован инновационный потенциал личности в связи со стилем мышления, проведен теоретический обзор исследований данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казарникова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PERSONALITY TRAITS AND THEIR RELATIONSHIP WITH TECHNICAL STUDENTS’ THINKING STYLE

The article deals with the concept of thinking style and innovativeness as a personal characteristic. The results of empirical research of interrelation of innovative personality traits with thinking style of students are given. The author examines the innovative potential of an individual in connection with the style of thinking, conducts a theoretical review of the research of this problem.

Текст научной работы на тему «Инновативные качества личности и их взаимосвязь со стилем мышления у студентов технических специальностей»

L4QQ/J

УДК 159.9 UDC 159.9

ИННОВАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА INNOVATIVE PERSONALITY TRAITS

ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ СО AND THEIR RELATIONSHIP WITH

СТИЛЕМ МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ TECHNICAL STUDENTS' THINKING

ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ STYLE

Казарникова Н. Н. Kazarnikova N.N.

Донской государственный технический Don State Technical University, Rostov-on-Don,

университет, Ростов-на-Дону, Российская Russian Federation

Федерация

n.kazarnikova@yandex.ru n.kazarnikova@yandex.ru

Рассматриваются понятия стиля мышления и The article deals with the concept of thinking

инновативности, как личностной style and innovativeness as a personal

характеристики. Приводятся результаты characteristic. The results of empirical research of

эмпирического исследования взаимосвязи interrelation of innovative personality traits with

инновативных качеств личности со стилем thinking style of students are given. The author

мышления у студентов. Исследован examines the innovative potential of an individual

инновационный потенциал личности в связи in connection with the style of thinking, conducts

со стилем мышления, проведен теоретический a theoretical review of the research of this

обзор исследований данной проблемы. problem.

Ключевые слова: инновационный потенциал, Keywords: innovative potential, innovative

инновативные качества, стиль мышления. qualities, thinking style

Введение. Мы живем в эпоху инновационного развития общества, что предъявляет особые требования к человеку. Чтобы им соответствовать, необходимо иметь определенные качества личности, установки, особый стиль мышления, позволяющий человеку стать активным участником инновационного процесса.

Основная часть. Само понятие «инновационная личность» впервые было введено Э. Хагеном в 1963 году. Он считал, что движущей силой общества являются люди, способные преобразовывать свои возможности в действительность, используя весь свой потенциал [9].

Проблема инновационности получила широкое развитие в психологической науке. Были исследованы различные аспекты: инновационность личности (С. Р. Яголковский [14]), психологическая готовность к инновациям (А. К. Белоусова, Г. А. Молохина [7]), инновационное поведение и инновационный потенциал личности (В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский [9]), инновативная личность (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко [11]; А. К. Белоусова, Л. Кудинова [4]).

Э. Хаген писал, что инновационные личности используют уже имеющуюся информацию, правильно её преобразовывая. Инновационная личность — это коммуникативно компетентная (способная работать в коллективе) личность, умеющая интегрировать разные виды знаний, способная к переосмыслению текущего состояния и которая в состоянии понимать и предвидеть последствия инноваций, как результата своей инновационной деятельности, и нести за это нравственную ответственность [9].

Как показано в литературе, психологическая готовность личности к инновационной деятельности подразумевает её готовность к изменениям, открытость новому опыту, высокий адаптационный уровень, инициативность, готовность действовать в непредсказуемых ситуациях, идти на риск [5, 6, 9]. Инновативную личность отличает стремление к созданию чего-то нового и улучшению уже имеющегося, готовность к постоянному совершенствованию и обновлению способов действия [6, 11, 14].

По мнению С. Р. Яголковского, способность продуцировать нестандартные и оригинальные идеи является одной из важнейших личностных характеристик, отличающих одарённых молодых людей (детей). Эти особенности в значительной мере обусловлены их творческими способностями, позволяющими генерировать новые идеи, а также инновационностью, которая проявляется в восприимчивости к продуктам деятельности других авторов [14]. В современной психологии достаточно большое внимание уделяется исследованию творчества и креативности, как способности порождать и создавать новое. В работе А. К. Белоусовой, З. С. Гугуева, Г. А. Молохина говорится о том, что «восприятие инновации — это мыслительный процесс, начинающийся с оценки инновации и заканчивающийся принятием решения» [5]. При этом не так много исследований, посвященных дальнейшей обработке и восприятию этих идей другими членами социума, их оценки и практического использования.

С. Р. Яголковский и его коллеги пишут о том, что для всестороннего исследования инновационной и творческой деятельности необходимо не только изучение процесса и результатов творческого, креативного мышления, но и дальнейшее отслеживание «судьбы» продуктов творчества. Важно изучить, как эти продукты преобразовываются людьми, обладающими способностью к инновационной деятельности [14].

В работах [4, 5] было показано, что инициативный стиль мышления характерен для менеджеров с высоким уровнем успешности профессиональной деятельности. На основе проведенного анализа имеющихся исследований заключаем, что мыслительный стиль (на основании классификации А. К. Белоусовой) сопрягается с показателями инновативности по шкале «Шкала самооценки инновативных качеств личности» Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко («креативность», «риск ради успеха» и «ориентация на будущее»).

Проблемой стиля мышления в психологии занимались А. Л. Алексеев и Л. А. Громова, А. Харрисон и Б. Брэмсон, Р. Дж. Стернберг, А. К. Белоусова, Г. А. Молохина, В. И. Пищик. Под стилем мышления понимают индивидуальные особенности протекания и динамики мыслительных процессов, принятия решения в различных ситуациях [6, 7]. Большинство исследователей выделяют несколько стилей мышления и приводят описательную характеристику их особенностей. К наиболее распространенным классификациям стилей мышления относятся выделенные А. Харрисоном и Б. Брэмсоном (впоследствии дополненные и адаптированные А. Л. Алексеевым и Л. А. Громовой), Р. Дж. Стернбергом. В своей работе авторы опирались на классификацию стилей мышления, предложенную А. К. Белоусовой [7].

Было проведено пилотажное исследование взаимосвязи инновативных качеств личности и стилем мышления студентов. Выдвинута гипотезу, что способная к иновационной деятельности личность отличается определённым стилем мышления. Исследование проходило на базе ДГТУ. Объектом исследования выступили 50 студентов технических специальностей (29 юношей и 21 девушка) в возрасте от 17-25 лет. Для проведения исследования были выбраны методики:

1) «Шкала самооценки инновативных качеств личности» (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко) [11].

2) Методика измерения стиля мышления А. К. Белоусовой [7].

Было выявлено, что критический стиль мышления находится в положительной взаимосвязи с «риском ради успеха» (шкала самооценки инновативных качеств личности). Личность с явно преобладающим критическим стилем мышления отличается высоким уровнем аналитических способностей, умением выделить основное и найти недостатки в рассматриваемом вопросе. Однако такие люди могут быть весьма неприятны окружающим из-за таких своих особенностей, как самоуверенность, бескомпромиссность, напористость, иногда даже агрессивность. Таким личностям присущи расчетливость, проницательность, рациональность. В связи с этим вполне объяснима зависимость между критическим стилем мышления и фактором риска ради успеха.

Человек, готовый пойти на обдуманный риск, должен обладать всеми этими качествами, в том числе уверенностью в себе, иногда даже самоуверенностью, беспринципностью и напористостью.

Следует отметить, что в исследуемой группе людей с критическим стилем мышления было не много (14 %). Этот стиль в чистом виде встречается довольно редко. В нашей выборке подтверждалась корреляция критического стиля мышления с управленческим, отмеченная в исследовании А. К. Белоусовой [6].

Преобладающий стиль мышления в выборке — практический; наименее встречающийся — инициативный (рис. 1).

Рис. 1. Процентное соотношение преобладающих стилей мышления

Заключение. На основании теоретического анализа некоторых исследований по инновационному потенциалу личности и полученных первичных эмпирических данных авторами намечены дальнейшие пути исследования такого личностного качества как инновативность. Дальнейшее изучение особенностей мышления студентов, способных к инновационной деятельности, позволит разрабатывать программы образования, нацеленные на выявление, сопровождение и развитие одарённых, инициативных и инновативных молодых людей.

Библиографический список

1. Краснорядцева, О. М. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» / О. М. Краснорядцева, Д. Ю. Баланев, Э. А. Щеглова // Сибирский психологический журнал. — 2011. — Вып. 40. — С. 164-175.

2. Яголковский, С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы / С. Р. Яголковский. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 263 с.

3. Белоусова, А. К. Стиль мышления: психодиагностика и возрастные различия / А. К. Белоусова [и др]. — Ростов-на-Дону : ЮРГИ, 2007. — 104 с.

4. Ушаков, Д. В. Психология одаренности: от теории к практике /Д. В. Ушаков. — Москва : ПЕР СЭ, 2000. — 128 с.

5. Белоусова, А. К. Содержание понятия «инновативные качества личности» в современной психологической науке / А. К. Белоусова, Л. Кудинова // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях одернизации образования : мат-лы V междунар. науч.-практ. конф. — Ростов-на-Дону,2014. — С. 184-189.

6. Белоусова, А. К. Психологическая готовность студентов к принятию инноваций / А. К. Белоусова, Г. А. Молохина // Социокультурные роблемы развития образования в условиях проектного управления : сб. науч. трудов науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Ростов-на-Дону, 2018. — С. 218-225.

7. Белоусова, А. К. Особенности стиля мышления человека в инновационном процессе / А. К. Белоусова, З. С. Гугуева, Г. А. Молохина // Российский психологический журнал. — 2007. — Том 4, №2. — С. 35-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.