УДК 001.895 + 374.3:001.895 ББК У9(2)09-55 + Ф75(2)
йО!: 10.14529/рва160307
ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЕЖИ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ
Н.В. Лежнева
Троицкий филиал Челябинского государственного университета, г. Троицк
Актуальность исследования определена потребностью эффективного развития малых городов России как важного звена экономики страны. Определяющим условием такого развития является активизация инновационной предпринимательской деятельности различного уровня. Однако результаты социологических исследований убедительно свидетельствует о том, что малые города не обеспечены в должной мере квалифицированными кадрами, способными инициировать или активно включиться в инновационную предпринимательскую деятельность. В связи с этим необходимы исследования в обозначенной области важны и своевременны. В статье раскрывается сущность понятия «готовность к инновационной предпринимательской деятельности» как деятельности специалиста по продуцированию и реализации новшеств, предпринятую с целью достижения позитивных результатов, являющейся для него мерой успеха; описывается структура личности специалиста, способного с осуществлению инновационной предпринимательской деятельности в условиях малого города, при этом выделяются общие качества (мотивация самореализации и достижения успеха, креативность, развитое логическое и критическое мышление; рефлексивность, осознанная саморегуляция деятельности) и особенные, характерные для инноваторов малого города (этнокультурная толерантность; знание особенностей и традиций региона; развитые лидерские качества; коммуникативная и информационная компетенции; высокая интернальность; эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка). Проводится результаты и анализ тестирования студентов и школьников, проживающих в малых городах, проведенного по методике Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко.
Ключевые слова: инновации, инновационная предпринимательская деятельность, готовность к инновационной деятельности, молодежь малых городов.
Введение. Успешность экономического и социального развития России напрямую связано с развитием ее регионов. Однако результаты социологических исследований убедительно свидетельствует о том, что малые города России не обеспечены в должной мере кадрами, способными инициировать инновационную предпринимательскую деятельность. Это существенно тормозит те позитивные процессы, которые уже начались в малых городах России в связи с реализацией Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [3]. В связи с этим проблема исследования готовности к инновационной предпринимательской деятельности у молодежи малых городов России представляется важной и своевременной.
Определение понятий. Прежде чем привести результаты эксперимента по исследованию уровня готовности к инновационной предпринимательской деятельности у молодежи малых городов России, проводимого нами в 2014-2016 гг., уточним основные понятия исследования:
- под инновациями мы понимаем «явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание; закрепившиеся в знаковой форме и/или в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности» [8]. Такое понимание термина «инновации», трактуемого с позиций культурологического подхода, позволяет учесть национальную и культурную специфику региона при рассмотрении вопросов, обозначенных в исследовании.
- инновационную предпринимательскую деятельность, опираясь на принятое ранее определение, мы рассматриваем как деятельность специалиста по продуцированию и реализации новшеств, предпринятую с целью достижения позитивных результатов, являющейся для него мерой успеха.
Модель личности инноватора. Анализ результатов исследований различных авторов [1, 2, 9, 10], дает основание утверждать, что инновационная предпринимательская дея-
Теория и методика профессионального образования
тельность в России имеет свою специфику. Эти отличия становятся еще ярче, если ее реализация происходит в условиях, как правило, неблагоприятного инновационного климата региона. Данная ситуация вполне объяснима, так как кроме экономических и юридических проблем при организации или включении в инновационную предпринимательскую деятельность в условиях малого региона, человек сталкивается с такими факторами, как: недостаточная профессиональная мобильность работников; отсутствие стереотипов инновационного предпринимательского поведения; недостаточно высокий уровень квалификации населения; низкая мотивация достижения успеха; низкая фрустрационная толерантность; высокий уровень экстерналь-ности и многие другие социально-психологические факторы.
Анализ результатов экспериментов, проведенных нами ранее [6, 7], позволил разработать модель личности специалиста, ориентированного на инновационную предпринимательскую деятельность в условиях региона. Такой специалист должен обладать как общими качествами, свойственными успешному российскому инноватору, так и особенными. К общим можно отнести: мотивацию самореализации и достижения успеха, креативность, развитое логическое и критическое мышление; рефлексивность, осознанную саморегуляцию деятельности. К особенным -этнокультурную толерантность; знание особенностей и традиций региона; развитые лидерские качества; коммуникативную и информационную компетенции; высокую интер-нальность; эмоциональную устойчивость, адекватную самооценку.
Как видно из перечисленного, при формировании готовности молодежи к инноваци-
онной предпринимательской деятельности в условиях малого города на первое место выходит не знаниевый ее компонент а, прежде всего, психологическая готовность к инновационной деятельности.
Экспериментальное исследование. Эксперимент по исследованию готовности молодежи к инновационной предпринимательской деятельности проходил на базе школ и вузов, расположенных в малых городах Челябинской области. Всего в эксперименте участвовало 829 человек: 210 школьников в возрасте от 14 до 18 лет; 619 студентов очной и заочной форм обучения. При проведении тестирования использовалась методика Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко [5]. Исследовались такие характеристики инновативности, как желание заниматься творчеством; независимость; конструктивное отношение к ошибкам; поощрение креативности в других людях; способность действовать в нестабильной среде; уверенность в том, что изменения - это путь к успеху и др. Исследуемые параметры были объединены в три шкалы. В таблице общий индекс инновативности, а также составляющие этого показателя представлены в процентном отношении к максимально возможному по тесту баллу. Статистическая обработка данных проводилось по методике Стьюдента для р = 0,05.
Статистическая обработка данных по методике Стьюдента позволила выявить значимые отличия между уровнем инновативности студентов и старших школьников (17-18 лет): школьники продемонстрировали более высокий уровень по показателям «креативность» и «риск ради успеха». Более высокий показатель общей инновативности у старшекласси-ков не был подтвержден во время статистической обработки данных.
Результаты эксперимента по оценке готовности молодежи к инновативной предпринимательской деятельности
Шкалы Балл (%)
Школьники (17-18 лет) Студенты очной формы обучения (направления) Студенты заочной формы обучения Преподаватели
Математическое Психолого-педагогическое Менеджмент Экономика
Общий индекс инновативности 70,74 67,37 69,46 69,03 65,53 66,25 60,25
Креативность 78,52 71,61 78,91 74,27 71,33 69,48 63,18
Риск ради успеха 66,34 63,33 58,88 66,26 60,83 62,14 51,11
Ориентация на будущее 67,36 67,16 70,60 66,57 64,42 67,13 66,46
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 3, pp. 57-61
Лежнева Н.В.
Готовность к инновационной предпринимательской деятельности у молодежи малых городов России
При анализе обобщенных данных по студентам и преподавателям вуза были выявлены более высокие значимые результаты у студентов (на 6-11 %) по показателям «креативность», «риск ради успеха» и общему индексу инновативности.
Студенты очной формы обучения имели более высокие показатели инновативности по сравнению со студентами заочного отделения по всем параметрам, однако при статистической обработке данных по критерию Стьюдента для р = 0,05 значимыми были только отличия по показателю «креативность».
Анализ результатов. При сравнении полученных нами результатов с аналогичными, полученными другими авторами (исследование проводилось на китайских студентах и студентах московских вузов [4]), было выявлено, что:
- студенты, проживающие в российских регионах, показали более низкий уровень по сравнению с московскими студентами по всем показателям, однако значимые отличия наблюдались только по показателю «креативность»;
- уровень выраженности показателей «креативность», «риск ради успеха», а также общий индекс инновативности у студентов, проживающих в малых городах России, был значимо выше, чем у китайских студентов. Отличия по показателю «ориентация на будущее» не были подтверждены в ходе статистической обработки.
Заключение. Данные, полученные нами в ходе эксперимента по определению готовности молодежи малых городов России к инновационной предпринимательской деятельности явились основой для организации психолого-педагогического содействия формированию данного качества у старших школьников и студентов вуза.
Литература
1. Бунин, И.М. Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания / И.М. Бунин. - http://www. libertarium.ru /l liblibrus _art3.
2. Галажинский, Э.В. Кросс-культурное исследование психологической готовности студентов к инновационному поведению / Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Красно-рядцева, И.А. Агеева // Теорет. и эксперимент. психология. -2013. - Т. 6, № 1. - С. 69-78.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. -http://www. ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
4. Лебедева, Н.М. Культура и отношение к инновациям в России и Китае / Н.М. Лебедева, К. Лю. - http:coollib.net/b/189171/read
5. Лебедева, Н.М. Методика исследования отношения личности к инновациям / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. - http:www. gramota. net/materials/1/2009/4-2/29.html
6. Лежнева, Н.В. Непрерывное профессиональное образование: проблемы и перспективы: моногр. / Н.В. Лежнева. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2013. - 261 с.
7. Лежнева, Н.В. Подготовка студентов вуза к инновационной деятельности: постановка проблемы и пути решения / Н.В. Лежнева, А.З. Воцкий // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2015. - № 10. - С. 46-51.
8. Новейший философский словарь. -http://enc-dic.com/new_philosophy/ Postindustrialnoe-Obschestvo-936.html.
9. Тюгашев, Е.А. Национальные особенности инновационной деятельности / Е.А. Тюгашев. - http:www.runivers.ru/philosophy/ logosphere/439109/
10. Яголковский, С. Р. Психология инноваций. Подходы, модели, процессы / С.Р. Яголковский. - М. : Издат. дом Высш. шк. экономики, 2011. - 272 с.
Лежнева Нина Вячеславовна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, Троицкий филиал Челябинского государственного университета, г. Троицк, [email protected].
Поступила 30 апреля 2016 г.
Теория и методика профессионального образования
DOI: 10.14529/ped160307
YOUNG PEOPLE'S READINESS FOR INNOVATIVE BUSINESS ACTIVITY IN SMALL RUSSIAN CITIES
N.V. Lezhneva, [email protected]
Chelyabinsk State Pedagogical University, Troitsk branch, Troitsk, Russian Federation
The effective development of the small cities of Russia is required as an important link in the national economy. The defining condition of such development is the activation of innovative business activity at various levels. However, the results of sociological research convincingly testify that small cities are not provided in due measure with the qualified personnel capable of initiating or actively joining in innovative business activity. In this regard research in the designated area is necessary, important and timely. In the article the essence of the concept "readiness for innovative business activity" is elucidated as the activity of the specialist in the production and realization of innovations, undertaken for the purpose of achieving positive results. The structure of the identity of the expert capable of the implementation of innovative business activity in the conditions of the small city is described: thus, the general qualities (motivation of self-realization and achievement of success, creativity, the developed logical and critical thinking are marked out; reflexivity, conscious self-control of activity) and the special, characteristic of innovators in the small city (ethnocultural tolerance; knowledge of the features and traditions of the region; developed leadership skills; communicative and information competences; emotional stability, adequate self-assessment). It gives the results and analysis of the testing of the school and university students living in small cities, which is carried out using N.M. Lebedeva and A.N. Tatarko's technique.
Keywords: innovations, innovative business activity, readiness for innovative activity, youth of the small cities.
References
1. Bunin I.M. Novye rossiyskie predprinimateli i mify postkommunisticheskogo soznaniya [New Russian Businessmen and Myths of Postcommunist Consciousness]. Available at: http://www. libertarium.ru/l_liblibrus_art3 (accessed 26.06.2016).
2. Galazhinskiy E.V., Klochko V.E., Krasnoryadtseva O.M., Ageeva I.A. [Cross-cultural Research of Psychological Readiness of Students for Innovative Behavior]. Theoretical and Experimental Psychology, 2013, vol. 6, no. 1. pp. 69-78. (in Russ.)
3. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The Concept of Long-term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period till 2020]. Available at: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (accessed 26.06.2016).
4. Lebedeva N.M., Lyu K. Kul'tura i otnoshenie k innovatsiyam v Rossii i Kitae [Kultura and the Relation to Innovations in Russia and China]. Available at: http://www.coollib.net/b/189171/read (accessed 26.06.2016).
5. Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Metodika issledovaniya otnosheniya lichnosti k innovatsiyam [Technique of Research of the Relation of the Personality to Innovations]. Available at: http://www.gramota.net/materials/1/2009/4-2/29.html (accessed 26.06.2016).
6. Lezhneva N.V. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie: problemy i perspektivy [Continuous Professional Education: Problems and Prospects]. Chelyabinsk, ChelGU Publ., 2013. 261 p.
7. Lezhneva N.V., Votskiy A.Z. [Training of Students of Higher Education Institution for Innovative Activity: Statement of a Problem and Way of the Decision]. Alma Mater (Bulletin of the Higher School), 2015, no. 10, pp. 46-51. (in Russ.)
8. Noveyshiy filosofskiy slovar' [The Latest Philosophical Dictionary]. Available at: http://www. enc-dic.com/new philosophy/Postindustrialnoe-Obschestvo-936.html (accessed 26.06.2016).
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 3, pp. 57-61
Лежнева Н.В.
Готовность к инновационной предпринимательской деятельности у молодежи малых городов России
9. Tyugashev E.A. Natsional'nye osobennosti innovatsionnoy deyatel'nosti [National Features of Innovative Activity]. Available at: http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/439109/ (accessed 26.06.2016).
10. Yagolkovskiy S.R. Psikhologiya innovatsiy. Podkhody, modeli, protsessy [Psikhology of Innovations. Approaches, Models, Processes]. Moscow, Vysshaya Shkola Ekonomiki Publ., 2011. 272 p.
Received 30 April 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Лежнева, Н.В. Готовность к инновационной предпринимательской деятельности у молодежи малых городов России / Н.В. Лежнева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. -Т. 8, № 3. - С. 57-61. БО!: 10.14529/реа160307
Lezhneva N.V. Young People's Readiness for Innovative Business Activity in Small Russian Cities. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 3, pp. 57-61. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160307