УДК 159.9 ББК 88
Нина Вячеславовна Лежнева,
доктор педагогических наук, профессор, Челябинский государственный университет (457100, Россия, г. Троицк, ул. Разина, 9), e-mail: [email protected]
Психологическая готовность к инновационной деятельности: экспериментальное исследование инновативности молодёжи малых городов России
В статье обосновывается необходимость изучения вопросов, связанных с инноватив-ной деятельностью молодёжи в условиях малого города; раскрывается сущность понятия «психологическая готовность к инновационной деятельности», под которой понимается применительно к молодёжи малых городов России деятельность субъекта по созданию и реализации новшеств, предпринятая с целью достижения позитивных результатов, являющаяся для него мерой успеха, во взаимодействии с социально-экономическими условиями малого города в определённый период его развития. Описывается структура личности специалиста, способного к осуществлению инновационной деятельности в условиях малого города, при этом выделяются общие качества (мотивация самореализации и достижения успеха, креативность, развитое логическое и критическое мышление, рефлексивность, осознанная саморегуляция деятельности) и особенные, характерные для инноваторов малого города (этнокультурная толерантность, знание особенностей и традиций провинции, развитые лидерские качества, коммуникативная и информационная компетенции, высокая интернальность, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка). Проводится анализ результатов тестирования школьников старших классов и студентов, проживающих в малых городах, проведённого по методике Н. М. Лебедевой и А. Н. Татарко; исследуются отличия в уровне инновативности, определённые тендерными и возрастными факторами.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, психологическая готовность к инновационной деятельности, молодёжь малых городов.
Nina Vyacheslavovna Lezhneva,
Doctor of Pedagogy, Professor, Chelyabinsk State University (9 Razin St., Troitsk, Russia, 457100), e-mail:[email protected]
Psychological Readiness for Innovative Activity: Experimental Study of Youth's Innovativeness in Russia's Small Cities
The necessity of studying the issues related to the youth's innovative activity in a small city is substantiated; the essence of the concept 'psychological readiness for innovative activity' is revealed, it is considered (in the context of youth in small cities) as a subject's activity on the creation and realization of innovations to achieve the positive results, and this activity is a measure of success, in the interaction with the socio-economic conditions of a small city in a certain period of development. The structure of the specialist's personality able to the innovative activity implementation within a small city is described while there are some common qualities (motivation of self-realization and success achieving, creativity, developed logical and critical thinking; reflexivity, conscious self-regulation activities) and specific ones, typical for the innovators of a small town: ethno-cultural tolerance, the province characteristics and traditions knowing; developed leadership; communicative and information competence; high internality; emotional stability, reasonable self-esteem). The analysis of testing results of school pupils and students living in small cities is undertaken; it was carried out according to the technique by N. M. Lebedeva and A. N. Tatarko; the differences in the level of innovativeness defined with gender and age factors are investigated.
Keywords: innovations, innovative activity, psychological readiness for innovative activity, youth of small cities.
© Н. В. Лежнева, 2015
81
Одной из проблем развития малых городов России, как условия экономической стабильности страны, является обеспечение этого процесса соответствующими кадрами, не только обладающими необходимыми профессиональными знаниями, но и психологической готовностью к инновационным преобразованиям. При этом следует учитывать, что подготовка таких специалистов должна осуществляться непосредственно на местах, так как только в этом случае (как показывают результаты эксперимента, проводимого нами с 2001 г. в городах Челябинской области [7]) можно обеспечить стабильность работы кадров в специфических условиях русской провинции.
Анализ психолого-педагогической литературы последних лет показывает, что проблема подготовки кадров для инновационной профессиональной деятельности уже нашла своё отражение в трудах учёных и практиков. Однако вопросы подготовки специалистов, ориентированных на кадровое обеспечение инновационного развития малых городов, в научной литературе практически не рассматривается. В данной статье излагаются материалы пятилетнего исследования, позволяющие частично восполнить этот пробел. Однако, прежде всего, уточним основные понятия, используемые в данной статье:
- провинцию мы рассматриваем как особый феномен культуры, сущностную характеристику социально-экономической и психолого-педагогической среды региона (регион - совокупность районов и городов, исторически тяготеющих к одному хозяйственному, культурному и административному центру [4]). При этом важно отметить, что авторы [1; 4] рассматривают «провинциальное образование» (вопреки сложившемуся стереотипу) не как синоним «плохого», «некачественного» образования, а как явление, отражающее культурно-исторические традиции данного региона;
- под инновациями мы понимаем явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях её развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание; закрепившиеся в знаковой форме и/или в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности [8]. Такая трактовка термина «инновации», данная с позиций культурологического подхода, в полной мере соотносится
с принятым ранее определением «провинция», что позволяет учесть культурную и национальную специфику малых городов при рассмотрении вопросов, связанных с подготовкой кадров к инновационной деятельности;
- инновационную деятельность, исходя из сказанного выше, мы рассматриваем как деятельность субъекта по созданию и реализации новшеств, предпринятую с целью достижения позитивных результатов, являющуюся для него мерой успеха, во взаимодействии с социально-экономическими условиями малого города в определённый период его развития.
По мнению учёных, исследующих особенности инновационной деятельности [2; 3; 9; 10], психологический портрет успешного «инноватора» в России существенно отличается от зарубежного аналога. Эти отличия проявляются ещё ярче, если приходится действовать в условиях неблагоприятного инновационного климата провинции. Данная ситуация вполне закономерна, так как кроме юридических и экономических проблем при организации или включении в инновационную деятельность в условиях малого города человек сталкивается с такими социально-психологическими факторами, как высокая инертность работников; отсутствие стереотипов инновационного поведения; недостаточно высокий уровень образованности подавляющего количества населения; низкая мотивация достижения; высокий уровень экстернальности; низкая фрустрационная толерантность.
Таким образом, специалист, ориентированный на инновационную деятельность в условиях провинции, должен обладать как общими качествами, свойственными успешному российскому инноватору, так и особенными. К общим можно отнести: мотивацию самореализации и достижения успеха, креативность, развитое логическое и критическое мышление; рефлексивность, осознанную саморегуляцию деятельности. К особенным - этнокультурную толерантность; знание особенностей и традиций провинции; развитые лидерские качества; коммуникативную и информационную компетенции; высокую интерналь-ность; эмоциональную устойчивость, адекватную самооценку.
Как видно из перечисленного, при формировании готовности молодёжи к иннова-
ционной деятельности в условиях малого города на первое место выходит не знани-евый её компонент а, прежде всего, психологическая готовность к инновационной деятельности.
Эксперимент по исследованию психологической готовности молодёжи к инновационной деятельности проходил на базе школ и вузов, расположенных в малых городах Челябинской области. Всего в эксперименте участвовало 761 человек: 210 школьников в возрасте от 14 до 18 лет; 265 студентов очного отделения направлений подготовки «Менеджмент», «Математика и информатика», «Психология», «Юриспруденция», «Экономика»; 286 студентов заочного отделения. При проведении тестирования использовались методические материалы Н. М. Лебедевой и А. Н. Татарко [6]. Указанная методика позволила исследовать такие характеристики инновативности, как желание заниматься творчеством; независимость; конструктивное отношение к ошибкам; поощрение креативности в других людях; способность действовать в нестабильной среде; уверенность в том, что изменения - это путь к успеху и др. Школьникам и студентам предъявляли двенадцать характеристик человека: он считает, что изменения -это путь к успеху; с его точки зрения, сегодняшние потери совсем необязательно плохи для будущего; он готов идти на риск ради достижений; ему нравится делать всё по-своему, оригинально; для него важно разнообразие в жизни; встреча с неизведанным, новым не пугает его; он полагает, что возможности даются только тем, кто их сам их активно ищет; он творческий человек, всегда стремится создать, придумы-
вать что-то новое; он не боится ошибок и конструктивно реагирует на них; для него характерна любовь к исследованию нового, любознательность; он готов вкладывать деньги в инновации; он вполне комфортно чувствует себя в нестабильной среде. Респонденты должны были оценить своё сходство с этим человеком по определённой характеристике по пятибалльной системе: 1 - сходство практически отсутствует; 5 - максимальное сходство.
Исследуемые параметры, согласно указанной выше методике, были объединены в три шкалы: «креативность», «риск ради успеха», «ориентация на будущее». Результаты проведённого нами тестирования помещены в таблицу (см. табл. 1).
В таблице приведены обобщённые данные для школьников 17-18 лет; студентов очной формы обучения направлений подготовки и специальностей: «Математика и информатика», «Педагогика психология», «Менеджмент», «Экономика» с 1-го по 5-й курс. Возраст студентов варьировался от 17 до 25 лет. Кроме того, в таблице представлены данные по студентам заочного отделения различных специальностей с 1-го по 5-й курс (возраст от 19 до 38 лет) и преподавателям вузов в возрасте от 23 до 48 лет.
В табл. 1 приведён общий индекс инно-вативности в процентах к максимальному числу возможных баллов, а также составляющие этого показателя «креативность», «риск ради успеха», «ориентация на будущее», которые также представлены в процентном отношении к максимально возможному баллу. Статистическая обработка данных проводилась по методике Стьюдента для р = 0,05.
Балл (%)
студенты очной формы обучения >3 оя преподаватели
Шкалы школьники (17-18 лет) «Математика и информатика» «Педагогика и психология» «Менеджмент» «Экономика» студенты заочн формы обучени
Общий индекс инновативности 70,7 67,4 69,4 67,3 65,5 66,2 61,2
Креативность 78,5 71,6 78,9 74,3 71,3 69,5 63,2
Риск ради успеха 66,3 63,3 58,9 66,3 60,8 62,1 51,0
Ориентация на будущее 67,3 67,2 70,6 66,6 64,4 67,1 66,5
Таблица 1
Результаты эксперимента по оценке инновативных качеств молодёжи малых городов
Статистическая обработка данных по методике Стьюдента позволила выявить значимые отличия между уровнем иннова-тивности студентов и старших школьников (17-18 лет): школьники продемонстрировали более высокий уровень по показателям «креативность» и «риск ради успеха». Более высокий показатель общей иннова-тивности у школьников не был подтверждён во время статистической обработки данных. Практически одинаковый результат (67 % от максимального балла) был продемонстрирован школьниками и студентами по показателю «ориентация на будущее».
При анализе обобщённых данных по студентам очной формы обучения и преподавателям вуза были выявлены более высокие результаты у студентов (на 6-11 %) по показателям «креативность», «риск ради успеха» и общему индексу иннова-тивности (отличия были значимыми), при сравнении данных по показателю «ориентация на будущее» особых отличий выявлено не было.
Студенты очной формы обучения имели более высокие показатели инновативности по
сравнению со студентами заочного отделения по всем параметрам, однако при статистической обработке данных по критерию Стью-дента для р = 0,05 значимыми были только отличия по показателю «креативность».
При сравнении полученных нами результатов, и аналогичных данных для московских студентов (экономические специальности), а также студентов Харбинского педагогического университета [5] было выявлено следующее:
- студенты, проживающие в малых городах, имели более низкий уровень по всем показателям, однако отличия наблюдались только по показателю «креативность»;
- в то же время общий индекс иннова-тивности и уровень выраженности показателей «креативность» и «риск ради успеха» у студентов, проживающих в малых городах, был выше, чем у китайских студентов. Отличия по показателю «ориентация на будущее» не были подтверждены в ходе статистической обработки.
Интерес представляет сравнение общего индекса инновативности для студентов различных специальностей и направлений подготовки (см. рис. 1).
66 67 63 Баллы(%)Ц
Рис. 1. Уровень выраженности общего индекса инновативности у студентов вуза различных специальностей и направлений подготовки
Наибольший индекс инновативности был выявлен у студентов психолого-педагогических специальностей и направлений, наименьший - у студентов экономических специальностей. Наибольшие отличия наблюдались по показателям «креативность» и «ориентация на будущее», они были подтверждены в ходе статистической обработки данных. Студенты, обучающиеся по направлению «Менеджмент», показали по
всем параметрам средние результаты (индекс инновативности 67,3 % относительно максимального балла), однако по показателю «риск ради успеха» они занимали лидирующую позицию. При этом отличия, по сравнению с данными для студентов других специальностей и направлений, были подтверждены в ходе статистической обработки данных. При сравнении результатов, полученных при тестировании
студентов экономических специальностей московских вузов [5] и студентов, проживающих в малых городах России, по всем показателям наблюдались отличия не в пользу последней группы. Однако значи-
мыми были отличия только по показателю «креативность». Общий индекс инновативности и параметры, входящие в него, для студентов младших и старших курсов вуза представлены в табл. 2 и на рис. 2.
Таблица 2
Результаты эксперимента по оценке инновативных качеств студентов старших и младших курсов
Шкалы Балл (%)
«Математика и информатика» «Педагогика и психология» «Менеджмент» «Экономика»
1-й курс 4-5-й курс 1-й курс 4-5-й курс 1-й курс 4-5-й курс 1-й курс 4-5-й курс
Общий индекс инновативности 70,2 65,2 69,6 69,4 74,1 68,6 70,6 65,5
Креативность 78,9 71,1 82,35 78,9 77,2 70,4 75,9 71,6
Риск ради успеха 61,1 60,4 63,24 58,9 72,2 67,1 63,5 60,3
Ориентация на будущее 70,6 64,3 63,24 70,6 73,0 67,5 72,4 64,7
Рис. 2. Уровень выраженности общего индекса инновативности у студентов младших и старших курсов различных специальностей и направлений подготовки
Как видно из табл. 2 и рис. 2, за период обучения в вузе происходит значительное снижение общего уровня инновативности, что можно объяснить возрастными особенностями и более реальной оценкой рисков инновационной деятельности.
Часть исследования была посвящена изучению сформированности инновативности у школьников разных возрастов (см. табл. 3). Вначале сравнивались данные, полученные при тестировании мальчиков (9-й и 11-й классы) по указанным выше показателям.
По всем параметрам («креативность», «риск ради успеха», «ориентация на буду-
щее», «общий индекс инновативности») уровень выраженности был выше у старшеклассников. Особенно велики были отличия по показателю «креативность» - выше 21 %. Наименьшее отличие наблюдалось по показателю «ориентация на будущее». Оно составило 4,2 % (см. рис. 3).
Несколько другая картина наблюдается при аналогичном сравнении показателей инновативности у девочек (см. табл. 3). Значительные отличия были получены только по показателю «риск ради успеха» (у старших девочек он был выше). А показатель креативности к окончанию школы стал у девочек несколько ниже (см. рис. 4).
Таблица 3
Результаты эксперимента по оценке инновативных качеств школьников
Шкалы Мужской пол (в % от максимально возможного балла) Женский пол (в % от максимально возможного балла)
14-15 лет 16 лет 17-18 лет 14-15 лет 16 лет 17-18 лет
Общий индекс инновативности 61,2 63,6 72,2 67,4 66,0 69,2
Креативность 62,2 67,6 83,2 74,2 74,2 73,8
Риск ради успеха 60,6 57,8 67,2 61,6 59,8 65,4
Ориентация на будущее 61,2 65,4 65,4 66,4 64,2 69,2
Креативность Риск ради успеха Ориентация
на будущее
Рис. 3. Уровень инновативности у школьников 14-18 лет (мальчики)
Сравнение проводилось также между группами мальчиков и девочек различных возрастов (см. рис. 4, 5).
По общему индексу инновативности значимые отличия получены при сравнении групп школьников (14-15 лет), в этом случае индекс инновативности был у девочек выше за счёт более высоких показателей по параметру «креативность» и «ориентация на будущее». Однако в 11 классе инновативность мальчиков была выше, хотя результаты статистической обработки
не подтвердили этот факт. Более высокими были показатели мальчиков по параметру «креативность», однако, по показателю «ориентация на будущее» девочки имели более высокие баллы. Данную ситуацию можно объяснить возрастными особенностями становления личностных качеств девочек и мальчиков, что предполагает использование различных методов педагогического содействия развитию готовности старшеклассников к инновационной деятельности.
Рис. 4. Уровень инновативности у школьников 14-18 лет (девочки)
Данные, полученные в ходе эксперимента по определению инновативно-сти молодёжи малых городов России, явились основой для организации пси-
холого-педагогического содействия формированию готовности к инновационной деятельности у старших школьников и студентов вуза.
Список литературы
1. Белозерцев Е. П. Образование. Историко-культурный феномен. М.: Пресс, 2004. 752 с.
2. Бунин И. М. Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.libertarium.ru /I_liblibrus _art3 (дата
обращения: 20.07.2015).
3. Кросс-культурное исследование психологической готовности студентов к инновационному поведению / Э. В. Галажинский, В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, И. А. Агеева // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 1. С. 69-78.
4. Костин А. К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики // Педагогика. 2005. № 8. С. 26-32.
5. Лебедева Н. М., Лю К. Культура и отношение к инновациям в России и Китае [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cooIIib.net/b/189171/read (дата обращения: 29.07.2015).
6. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Методика исследования отношения личности к инновациям [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gramota.net/materiaIs/1/2009/4-2/29. html (дата обращения: 29.07.2015).
7. Лежнева Н. В. Непрерывное профессиональное образование: проблемы и перспективы. Монография. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2013. 261 с.
8. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// enc-dic.com/new_philosophy/ Postindustrialnoe - Obschestvo-936.html (дата обращения: 29.07.2015).
9. Тюгашев Е. А. Национальные особенности инновационной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.runivers.ru/philosophy/logosphere/ 439109/ (дата обращения: 29.07.2015).
10. Яголковский С. Р. Психология инноваций. Подходы, модели, процессы. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2011. 272 с.
References
1. Belozertsev E. P. Obrazovanie. Istoriko-kul'turnyi fenomen. M.: Press, 2004. 752 s.
2. Bunin I. M. Novye rossiiskie predprinimateli i mify postkommunisticheskogo soznaniya
[Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.libertarium.ru /l_liblibrus _art3 (data obrash-
cheniya: 20.07.2015).
3. Kross-kul'turnoe issledovanie psikhologicheskoi gotovnosti studentov k innovatsionnomu povedeniyu / E. V. Galazhinskii, V. E. Klochko, O. M. Krasnoryadtseva, I. A. Ageeva // Teoretich-eskaya i eksperimental'naya psikhologiya. 2013. T. 6. № 1. S. 69-78.
4. Kostin A. K. Regionalizatsiya obrazovaniya - strategicheskoe napravlenie obrazovatel'noi politiki // Pedagogika. 2005. № 8. S. 26-32.
5. Lebedeva N. M., Lyu K. Kul'tura i otnoshenie k innovatsiyam v Rossii i Kitae [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://coollib.net/b/189171/read (data obrashcheniya: 29.07.2015).
6. Lebedeva N. M., Tatarko A. N. Metodika issledovaniya otnosheniya lichnosti k innovatsi-yam [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.gramota.net/materials/1/2009/4-2/29.html (data obrashcheniya: 29.07.2015).
7. Lezhneva N. V. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie: problemy i perspektivy. Mon-ografiya. Chelyabinsk: Izd-vo ChelGU, 2013. 261 s.
8. Noveishii filosofskii slovar' [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://enc-dic. com/new_philosophy/ Postindustrialnoe - Obschestvo-936.html (data obrashcheniya: 29.07.2015).
9. Tyugashev E. A. Natsional'nye osobennosti innovatsionnoi deyatel'nosti [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.runivers.ru/philosophy/logosphere/ 439109/ (data obrashcheniya: 29.07.2015).
10. Yagolkovskii S. R. Psikhologiya innovatsii. Podkhody, modeli, protsessy. M.: Izd. dom Vyssh. shk. ekonomiki, 2011. 272 s.
Статья поступила в редакцию 27.08.2015