Научная статья на тему 'Особенности девиантного поведения современной российской молодежи: на пути криминализациии десоциализации'

Особенности девиантного поведения современной российской молодежи: на пути криминализациии десоциализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8059
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / CRIME STATISTICS / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНАЛЬНОСТЬ / CRIMINALITY / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENT / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENITENTIARY SYSTEM / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / RISKY BEHAVIOR / CRIME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Позднякова Маргарита Ефимовна

Девиантное поведение несовершеннолетних в России в последние годы приобретает качественно новые формы. Основное внимание в работе уделено роли подростковой преступности в общей структуре преступности, изучению причин и условий совершения несовершеннолетними преступлений, особенностям криминализаци и подростковой среды, характеристикам личности девианта, этапам формирования делинквентного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF DEV IANT BEHAV IOR OF MODERN RUSSIAN YOUTH: TOWARDS THE CRIMINALIZATION AND DE-SOCIALIZATION

Deviant behaviour of juvenile takes qualitatively new forms in recent years in Russia. In the paper the main attention is paid to the role of juvenile delinquency in the total crime structure, to the research of the causes and conditions of crimes committing by juveniles, to the study of features of the criminalisation of theteenage environment, to the personality characteristics of deviant, to the stages of the formation of delinquent behavior in adolescents

Текст научной работы на тему «Особенности девиантного поведения современной российской молодежи: на пути криминализациии десоциализации»

ПОЗДНЯКОВА Маргарита Ефимовна, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии РАН, Москва

E-mail: margo417@mail.ru

Особенности девиантного поведения современной российской молодежи:

на пути криминализации

и десоциализации

Аннотация. Девиантное поведение несовершеннолетних в России в последние годы приобретает качественно новые формы. Основное внимание в работе уделено роли подростковой преступности в общей структуре преступности, изучению причин и условий совершения несовершеннолетними преступлений, особенностям криминализаци и подростковой среды, характеристикам личности девианта, этапам формирования делинквентного поведения подростков.

Ключевые слова: статистика преступности, девиантное поведение, преступность, криминальность, подростки, пенитенциарная система, агрессия, рискованное поведение.

Pozdnyakova Margarita Efimovna, Candidate of Philosophy, Leading Researcher Institute of Sociologyof the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia E-mail: margo417@mail.ru

The features of deviant behavior of modern Russian youth: towards

the criminalization and de-socialization

Abstract. Deviant behaviour of juvenile takes qualitatively new forms in recent years in Russia. In the paper the main attention is paid to the role of juvenile delinquency in the total crime structure, to the research of the causes and conditions of crimes committing by juveniles, to the study of features of the criminalisation of the

teenage environment, to the personality characteristics of deviant, to the stages of the formation of delinquent behavior in adolescents.

Keywords: crime statistics, deviant behavior, crime, criminality, adolescent, penitentiary system, aggression, risky behavior.

Рассматриваемая нами проблематика девиаций в молодежной среде включала изучение степени распространенности девиаций в обществе, динамику во времени, связи с макро- и микросоциальными факторами, а также внутренними закономерностями этого поведения1.

Эмпирическая база — исследования, проведенные сектором социологии девиантного поведения. Это мониторинг интернет-пространства и анализ информационного контента различных сайтов и групп в социальных сетях («Вконтакте», «Мой мир», «Фейсбук»), посвященных различным формам девиантного поведения. В интернет-пространстве инициировано несколько веб-дискуссий на форумах, проведено несколько онлайн опросов в группах. Проведен аудиторный опрос школьников 7—11 классов (N=560) и студентов вузов первого, третьего и пятого курсов (Москва, N=111). Опрошены группы подростков с негативной направленностью личности: «трудные» подростки из школ-интернатов (12—15 лет), подростки, состоящие на учете в ПНД (N=150). Помимо этого, в 2015—2016 гг. было проведено исследование в Белореченской колонии для несовершеннолетних (N=102). А также использованы результаты вторичного анализа предыдущих исследований опросов школьников (2010 г., N=935;2013 г., N=336). Проанализированы полученные данные нескольких волн онлайн-исследований трудоспособного населения и студентов 2013—2017 гг. В ареал исследования вошли: Москва и Московская область, Ярославская область (Ярославль, Рыбинск), Краснодарский край (Краснодар, Белореченск), Надым, Нижневартовск, Казань, Бузулук, Вятские Поляны и Можга. Онлайн исследование дополнительно позволило

1 Исследование на тему «Девиантное поведение различных групп населения России». Анализ полученных материалов проведен сотрудниками сектора изучения девиантного поведения М. Е. Поздняковой, В. В. Брюно, Л. Н. Рыбаковой, И. И. Шурыгиной, Т. А. Хагуровым, Е. В. Шульгиной, В. В. Чекиневой.

опросить подростков из Москвы, Нижнего Новгорода, Орла, Липецка, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, а также из городов Северо-Западного ФО: Санкт-Петербурга, Пскова, Вологды, Сыктывкара и других населенных пунктов. Помимо традиционных опросов при изучении девиантного поведения были использованы качественные методы: биографическое интерактивное интервью, цель которого — анализ точек бифуркации, переломных моментов биографии; метод глубинного интервью; фокус-группы. Выявленные на фокус-группе тенденции в групповом восприятии социально одобряемого и отклоняющегося поведения уточнялись в процессе глубинного интервью и получали количественную оценку в групповом опросе.

Преступность в России сегодня

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные — насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинквентность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. Преступность в России представляет собой в настоящее время одну из наиболее болезненных общественно значимых проблем. В последние годы отмечается значительный рост правонарушений и преступлений, подростковой алкоголизации, наркомании, суицидов, немотивированной агрессии, жестокости. Так, последние два года в России фиксируется рост преступности, которая непрерывно снижалась в предыдущие 10 лет. Особенно быстро растет число зарегистрированных краж, случаев мошенничества и

Таблица 1

Криминальная карта России (доли уголовных статей по стране), %

Уголовная статья %

158 Кража 41,8

228 Наркотики 19,3

161 Грабеж 8,8

111 Тяжкие телесные повреждения 7,4

159 Мошенничество 5,1

264 ДТП 4,8

166 Угон 3,6

162 Разбой 3,0

105 Убийство 3,1

222 Оружие 1,8

238 Предприниматель2 0,9

290 Взятка 0,4

даже изнасилования. В 2015 г. зафиксирован почти 9%-ный рост числа преступлений. В основном он коснулся бытовых и имущественных нарушений закона. В своем выступлении (на расширенной коллегии МВД России 15 марта 2016 г.) В. В. Путин подчеркнул: «Может быть, это результат объективной статистики, что, естественно, хорошо. Но то, что преступность растет — плохо. Как и раньше, остается нераскрытым практически каждое второе преступление» [Расширенное заседание... 2016].

В какой мере статистика отражает реальный уровень преступности? Следует иметь ввиду, что в основе статистики преступлений (по данным Росстата) лежат только зарегистрированные преступления, а сама преступность — явление глубоко латентное и не всегда поддающееся количественному измерению. Тем не менее в России, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается снижение преступлений по-различным уголовным статьям. В 2015 г. в России сохранилась положительная тенденция по уменьшению числа тяжких и особо тяжких преступлений, меньше зафиксировано убийств, изнасилований, грабежей, разбойных нападений, увеличи-

2 Статья 238 УК РФ. Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

лась их раскрываемость. Продолжилось снижение количества корыстно-насильственных посягательств: разбоев, грабежей, вымогательств. Меньше зафиксировано угонов транспортных средств. Судя по криминальной карте России, первое место среди различных преступлений занимают кражи. По данным МВД, в России снизилось число убийств, но возросло количество краж и грабежей. В то же время, по данным официальной статистики МВД, опубликованной на сайте ведомства, число преступлений по статье «мошенничество» в 2016 г. в России выросло на четверть. Прирост за первые шесть месяцев 2016 г. составил 25,3% (это 112 тыс. преступлений). При этом доля краж среди всех преступлений, совершенных в России в 2016 г., составила 40%. В России на 25% увеличилось число дел по статье «мошенничество» [Статистика МВД... 2016]. Обратим внимание на криминальную карту России (см. табл. 1) [РосПравосудие... 2016].

Криминальная картаРФ учитывает только те преступления, по которым вынесено судебное решение.

Социальный срез российской преступности также дает довольно точное представление о наиболее неблагополучных регионах, причем по большей части эти показатели совпадают с данными о наиболее депрессивных в экономическом плане субъектах РФ. Серьезный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, зафиксирован в депрессивных регионах: Рязанской области (73,6%), Ивановской области (56,4%), Мордовии (43,2%) и т.д. Серьезные региональные различия наблюдаются и при анализе преступности несовершеннолетних. Так, в России наблюдается заметная дифференциация регионов по степени криминальной по-раженности несовершеннолетних. Значимая криминогенная дифференциация регионов — эмпирическое подтверждение наличия, во-первых, не только общих причин преступности несовершеннолетних, но и специфических региональных причин; во-вторых, существования причин разных уровней — совершаемости преступлений и территориальных различий преступности. При этом подростковая преступность растет в 7 раз быстрее, чем происходит изменение общего числа населения этой возрастной категории. В некоторых регионах несовершеннолетние определяют криминогенную обстановку

в целом. Так, особо развита молодежная и подростковая преступность в Мурманской, Сахалинской, Кемеровской, Камчатской, Архангельской областях. Здесь несовершеннолетние совершают каждое третье незаконное деяние. Естественно, рост социальной напряженности и экономический кризис в первую очередь сказались на подростках и молодежи.

В системе МВД России на протяжении 20 лет проводится ежегодный мониторинг территориального распределения преступности несовершеннолетних. По показателям интенсивности преступности несовершеннолетних регионы России поделены на шесть классов. Первый класс образуют регионы с низкой интенсивностью преступности (ниже 465 преступлений) — 8 регионов. Самый высокий показатель в Санкт-Петербурге — 462,4 и в Москве — 367,2. Самые низкие показатели в Республике Ингушетия — 22,7 и в Чеченской Республике — 52,7. Во второй класс входят регионы с низкосредними показателями интенсивности преступности. В этой группе высокими показателями выделяются Пензенская область (873,6), Республика Калмыкия (832,9) и Белгородская область (576,2). К третьему классу относятся регионы со средненизкими показателями интенсивности. Из 23 регионов высокие показатели наблюдаются в Тверской области (1361,1) и в Республике Марий Эл (1343,6). Четвертый класс образуют регионы со средневысокой интенсивностью преступности несовершеннолетних — 18 регионов. Наиболее высокий показатель в Смоленской области (1734,5). В пятый класс входят регионы с высокосредними показателями — 16 регионов. Самые высокие показатели в Республике Карелия (2196,3) и самые низкие — в Чукотском АО (1802,1). Шестой класс образуют регионы с высокой интенсивностью преступности несовершеннолетних — 10 регионов. Наибольшие показатели в Амурской области (2773,1), в Магаданской области (2684,6) и Хабаровском крае (2669,2).

Статистика преступности свидетельствует, что на протяжении последних лет в России сохраняется сложная криминогенная ситуация, характеризующаяся интенсивной криминализацией общества.

Известный исследователь В. И. Омигов доказал, что фаза колебания общей преступности в стране изменяется

каждые 11 лет [Омигов 2000]. Так, пик увеличения преступности наблюдался в 1980 г. (миллионный рубеж), в 1991 г. (двухмиллионный рубеж), в 2002 г. (трехмиллионный рубеж). Однако, по статическим данным, в некоторых областях фаза колебания преступности среди несовершеннолетних (только кражи) иная и равна 4—5 годам (но надо учитывать латент-ность явления.) Так, после резкого повышения уровня преступности в 2000—2001 гг. происходит значительный спад преступности среди несовершеннолетних в 2002 г. и повышение преступности (без резких скачков) с 2003 г. Следующий пик увеличения в 2009 г. и 2015—2016 гг. В половине российских регионов уровень преступности в 2015 г. не превышал 1611 преступлений на 100 тыс. человек, а в 7 регионах не достигал 1000 преступлений на 100 тыс. человек (помимо Чеченской Республики в эту группу вошли республики Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия — Алания, а также Тульская и Рязанская области). В то же время в 26 регионах уровень преступности превысил 2000 преступлений на 100 тыс. человек. Помимо Забайкальского края, крайне высокими показателями преступности отличались республики Бурятия, Коми, Тыва и Хакасия, Курганская область (от 2560 до 2841). Уровень преступности повысился в 76 из 85 регионов — субъектов Федерации (в 2014 г. — в 33 из 83, в 2013 г. — в 21 регионе, в 2012 г. — в 22 регионах, в 2011 г. — только в 7 регионах). Особенно значительный рост отмечался в Республике Крым (+52%), Мурманской области (+45%), городе Севастополе (+41%) и Ярославской области (+40%). Еще в 33 регионах прирост составил от 12 до 33%. [Щербакова 2016].

В России на протяжении длительного периода наблюдался относительно плавный рост преступности несовершеннолетних. В среднем через каждые пять лет число выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, увеличивалось на 11—12%. Однако начиная с 1991 г. в динамике преступности несовершеннолетних произошли существенные негативные изменения. Так, число несовершеннолетних, совершивших преступления, в период с 1991 по 1995 г. увеличилось на 43%. За последние годы темпы прироста преступности несовершеннолетних обгоняют темпы прироста преступности взрослых в 2—2,5 раза. При этом уровень преступности несовершен-

нолетних в России растет примерно в шесть раз быстрее, чем изменяется общее число лиц этой возрастной группы. Поэтому статистические данные, отражающие сокращение преступности несовершеннолетних, не должны успокаивать. Более того, некоторые данные выглядят ужасающе.

С одной стороны, отмечается, что доля несовершеннолетних среди всех преступников ранее составляла порядка 11—12%. За период с 2003 по 2013 г. удельный вес несовершеннолетних в общем числе выявленных лиц, совершивших преступления, сократился до 6%. Несмотря на сокращение количества преступлений, совершенных этой категорией лиц, на протяжении ряда лет наибольшая криминогенная активность сохраняется у возрастной группы 16—17 лет (70%). Меньший удельный вес составляет возрастная группа 14—15 лет, наблюдается сокращение количества совершенных преступлений: с 49,3 тыс. в 2000 г. до 19,7 тыс. в 2013 г. За этот же период почти втрое сократилось число зарегистрированных преступлений из числа выявленных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии [Юзиханова 2014].

С другой стороны, результаты исследования криминогенной обстановки указывают на увеличение количества противоправных действий, совершаемых несовершеннолетними. Вместес тем специалистами обращается внимание на то, что некоторая стабилизация количества преступлений, совершенных с участием подростков, наметившаяся в последние годы, свидетельствует, скорее, об увеличении латентности данного вида преступности, чем о ее фактическом снижении. Следует иметь в виду и более высокую адаптируемость подростков и молодежи в новых условиях (каковы пути этой адаптации?), а также некоторое сокращение удельного веса несовершеннолетних в возрасте от 14 до16 лет в общей массе населения России. Новый всплеск молодежной и подростковой преступности — тревожный фактор. Он свидетельствует о глубоких кризисных тенденциях в жизни российского общества. В 2015 г. детская и подростковая преступность в России выросла на 5%. Этот достаточно внушительный показатель роста в Министерстве внутренних дел РФ связывают с последствиями экономического кризиса. Во время одного из своих выступлений министр внутренних дел РФ Владимир

Колокольцев подчеркнул, что непростая экономическая ситуация и отсутствие должного внимания и контроля являются негативными факторами, непосредственно влияющими на уровень подростковой преступности в стране. Рост преступности несовершеннолетних, как правило, свидетельствует о неблагоприятных социальных процессах. При этом рост подростковой преступности отмечался и в годы СССР. Продолжается такая тенденция и сегодня. На настоящее время статистика подростковой преступности следующая: 40% несовершеннолетних осуждены за кражи; 13% — за разбой; 14% — за грабеж; 5% — за убийство. Всего в воспитательных колониях содержится 12,7 тыс. чел. В стране существует 3 учреждения для девочек 14—18 лет. В соответствии с новым УК в воспитательные колонии допускается направлять лиц до 20 лет. Больше 70% осужденных и отбывающих наказание не имеют образования [Подростковая преступность... 2016].

Девиантное поведение несовершеннолетних является составной частью девиантности вообще, но имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного предмета. Необходимость такого выделения обусловлена психологическими особенностями возраста подростка, его социально-политическим статусом и нравственным развитием. То, что мы имеем сегодня достаточно сложную ситуацию с молодежной и подростковой преступностью — прямое следствие разрушенной в 1990-е гг. системы воспитания подрастающих поколений. Разнообразие социальных норм, стимулируемое тезисами о свободе самовыражения и реализации прав личности, о толерантности к девиациям привело к дезориентации несовершеннолетних и их родителей по вопросам социально одобряемого поведения. С одной стороны, в подростковой среде наблюдается высокий уровень криминогенности, с другой — девиации несовершеннолетних выражаются не только в форме правонарушений, но главным образом в форме противостояния нормам и ценностям, образу жизни предыдущих поколений. Следует согласиться с Я. И. Гилинским, который считает, что «подростки и молодежь современной России делятся на две неравные части: «включенное» (included) меньшинство, успешно вписавшееся в российский «дикий» капитализм в силу при-

надлежности к современной правящей элите (властной, экономической, криминальной) или же исключительных личных качеств (образованность, сила, находчивость, умения и др.), и «исключенное» (excluded) большинство. Первые (included) учатся в Кембридже или Бостоне, отдыхают на средиземноморских курортах, катаются на «Мерседесах», делают карьеру в сферах политики, бизнеса, финансов, менеджмента. Вторые (excluded) не имеют возможности для нормального существования. Есть и третья группа, находящаяся между первой и второй. Но средний класс в России не сформирован, и «третьи» со временем переходят либо в «первые» (редко), либо во «вторые» (часто)». [Гилинский 2005].

Масштабы и характер делинквентного поведения несовершеннолетних

Современное делинквентное поведение несовершеннолетних утрачивает признаки детского озорства, спонтанности, возрастной незрелости. Несовершеннолетние правонарушители все больше характеризуются устойчивыми негативными взглядами и установками, что обеспечивает им выживание в сложных социальных условиях. Подростки все активнее обращаются к алкоголю, наркотикам, вступают в половые связи, легко поддаются криминальному влиянию, вовлекаются в сферу «взрослой», особенно организованной преступности. Осознание ограниченности своих ресурсов вызывает у несовершеннолетних состояние отчужденности. В результате у них формируются соответствующие принципы собственного отношения к реальности: стремление уйти, защитить себя от реальности, отстраниться от такой, как у других, жизни. Одна из задач исследования заключалась в попытке проследить основные ступени формирования делинквентного поведения и выявить факторы, способствующие становлению подростка на криминальный путь.

Сравнительный анализ проведенных исследований в последние годы показал, что увеличился процент подростков, считающих «нормальным» поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся от общепринятых норм. Это

Таблица 2

Склонность к различным проявлениям риска в группе девиантных подростков и контрольной, %

Рискованное поведение и отношение к риску Девиантная группа Контрольная группа

Считают себя рискованными людьми 75 54

Готовы пойти на риск в некоторых ситуациях 58 43

Готовы пойти на риск ради новых эмоций, ощущений 89 72

Испытывают потребность изменять свое состояние сознания каким-либо способом 56 23

Склонны к рискованному сексуальному поведению 52 19

Склонны или занимаются экстремальными видами спорта 83 66

Уезжают далеко от дома, никого не предупредив 59 33

Участвуют или готовы участвовать в драках или ситуациях, в которых возможно физическое насилие 59 20

Совершают рискованные поступки 75 40

Посещали когда-либо занятия, лекции в нетрезвом виде 33 4

касается игровых ситуаций, которые отражают стремление к необычайности, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Следует отметить, что подростки, разделяющие субкультурные ценности различных неформальных групп (чаще с негативной направленностью личности), демонстрируют агрессивное, депрессивное, гедонистическое или рисковое поведение. Исследование школьников 7—9 классов показало, что выделенные для анализа по формальному признаку две группы учащихся — имевшие приводы в полицию «нарушители порядка» и не контактировавшие с полицией «законопослушные» подростки — в реальности мало отличаются друг от друга. Представители этих групп знакомы и дружат. В результате различные формы девиации отмечаются в поведении обеих номинальных групп. Среди старшеклассников и студентов колледжа различия более заметны. Исследования 2016 г. в очередной раз выявили склонность значительной части подростков к экстремальным

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Если бы знакомый предложил вам какие-то вещества для изменения состояния или сознания, согласились бы вы их попробовать?»

Готовность попробовать неизвестные вещества для изменения состояния сознания Девиантная группа Контрольная группа

Готовы попробовать неизвестное вещество с целью как-то повлиять на настроение или сознание (в целом) 30 7

Готовы попробовать неизвестное вещество для улучшения настроения 40 7,5

Готовы попробовать неизвестное вещество для расширения сознания 33 0,5

Готовы попробовать неизвестное вещество для снятия напряжения 31 9

Готовы попробовать неизвестное вещество для улучшения самочувствия 27 11

Готовы попробовать неизвестное вещество для повышения работоспособности 25,5 6

Готовы попробовать неизвестное вещество в ситуации усталости 21,5 4,5

видам поведения, к поиску острых ощущений, к рискогенному поведению (см.табл. 2). Таким образом, сегодня практически все категории подростков попадают в группу повышенного риска.

Материалы исследования показали, что в настоящее время усилилось влияние гедонистического мировоззрения. Для большинства молодых людей гедонистические устремления — главная жизненная цель, реализация которой может привести и приводит к любой форме девиантного поведения. Например, к немотивированной жестокости, агрессии, дракам, нарко-тизму, вандализму и т.п. [На пути... 2012]. Часто склонность к риску является необходимым элементом девиантной субкультуры. Девиантное поведение, сопровождающееся риском, способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности. Последнее, скорее всего, объясняет желание индивида ответить на вызов быстро меняющейся социальной реальности ненормативным поведением. Характер девиантного поведения, направленность его действий зависят

от того, как он научен отвечать на возникающие трудности — путем созидательных или разрушительных действий. Данные таблицы 3 наглядно показывают, каким путем представители группы с девиантным поведением готовы улучшить свое состояние, самочувствие, настроение.

По нашим данным, удовольствие от рискованного поведения получают 35—40% опрошенных, а гедонистические склонности отметили более 30% от всех опрошенных респондентов. Склонность к безответственным поступкам, к рискованному поведению с целью получения удовольствия выражается в таких суждениях как: «я действую под влиянием момента, не останавливаясь, чтобы подумать», «делаю все, что приносит мне удовольствие здесь и сейчас», «меня больше заботит то, что произойдет со мной в ближайшее время, а не в отдаленном будущем», «иногда я иду на риск просто ради удовольствия», «волнения и приключения важнее для меня, чем безопасность». Психологи [Борисов 1995] выделяют «синдром гедонистического риска», для которого характерны:

• трудности субъективного выделения цели; даже самому себе человек не может и не пытается объяснить свое поведение, вред которого он зачастую осознает (наркоман, азартный игрок и т.п.);

• трудности объективного выделения цели; внешняя «бессмысленность», «бесцельность» действия, то, что называется «doing nothing»;

• склонность к нарушению правил, агрессивному, провоцирующему поведению; сюда относятся также многие формы «протестного» поведения;

• повышенная возбудимость сильных отрицательных эмоций, взрывных по типу протекания, как то: гнев, ярость, паника и т.п.;

• отсутствие стабильных интересов, скачка идей, немотивированная перемена занятий, беспорядочное переключение внимания;

• культивирование первобытного стереотипа «мужского» поведения: жестокость, грубость, стремление к доминированию, «право силы» [Борисов 1995].

Таким образом, согласно теории «гедонистического риска», актуализация потребностей достигается путем создания

опасных, угрожающих их удовлетворению ситуаций. Цель — получение чрезвычайно сильных, амбивалентных переживаний, возникающих в момент опасности. Гедонистический риск — испытание человеком удовольствия от риска, от чувства опасности, в которое он ставит себя по собственной воле. Молодежь в «гедонистическом риске» получает необычный по своим возможностям способ получения сильных ощущений: способность актуализироваться при угрозе, особая сила, универсальность на фоне общей неразвитости потребностной сферы — все это позволяет любому, даже самому неразвитому подростку (и ему в первую очередь) неограниченное число раз и в любой желаемый момент времени получать очень сильные, не имеющие конкурентов эмоциональные переживания. Для этого требуется всего лишь найти или специально создать ситуацию, угрожающую безопасности или самооценке. «Гедонистический риск» может участвовать в формировании таких форм поведения, как драки, оскорбление, провоцирование окружающих, азартные игры, отдельные формы вандализма, жестокие действия (в том числе по отношению к животным), кражи и новые формы агрессии.

Следует отметить, что за последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженный с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство.

В настоящее время широкое распространение получил особый терминдля обозначения современной молодежи — «поколение жесть», введенный российским социальным психологом Марком Сандомирским [Сандомирский 2011]. «Жесть» на молодежном жаргоне означает «замечательно» или «круто», но на самом деле является производным от слова «жестокость». Под «поколением жесть» он объединяет тех, кто родился уже после распада Советского Союза. Во второй половине 2000-х гг. в Российской Федерации начался рост числа жестоких и агрессивных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Так заявило о себе «поколение жесть» — рожденные в период распада советской государственности молодые люди. По

оценкам специалистов, это поколение инфантильно, лениво, неготово и неспособно трудиться. Причину антисоциального поведения постсоветской молодежи Сандомирский видит в дефиците эмоциональной поддержки, испытанной ребенком в раннем возрасте. Дети так и не научились сочувствовать, сопереживать, отсюда — эмоциональная черствость, неспособность поставить себя на место другого. Если молодой человек не может поставить себя на место другого человека, то он может допустить по отношению к последнему агрессивные действия, вплоть до крайней жестокости, объяснить которую не могут даже бывалые следователи и эксперты. Сейчас представители первого «поколения жесть» уже находятся в возрастной группе старшего молодежного возраста — им в районе 25 лет. Но именно они транслировали свои модели поведения более младшим возрастным категориям — современным подросткам и молодым людям 15—20 лет, которые демонстрируют едва ли не больший уровень социопатии, чем их старшие товарищи. Для этого поколения жестокость не только является нормой поведения, но и оценивается его представителями как достоинство. Его представители характеризуются повышенной агрессивностью, конфликтностью, их жестокость в прямом смысле выплескивается наружу — особенно в среде себе подобных, когда они объединяются в группы («сбиваются в стаи»). Исследования показывают, что агрессивность как форма девиантного поведения закладывается в раннем детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни или сглаживается в более позднем возрасте. Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна, что подтверждается данными нашего исследования.

Роль основной «ударной силы» играют подростки 15— 17 лет. Отсюда же в значительной мере проистекает и рост подростковой преступности. Описанное явление роста подростково-молодежной агрессивности характерно не только для России, но и для большей части стран постсоветского пространства. Оно захватывает в них одну и ту же возрастную когорту — последних «детей перестройки» и первых «постсоветских» детей.

Несовершеннолетние больше, чем другие возрастные категории лиц, склонны к жестокости, характеризуются по-

вышенной криминальной активностью, чаще совершают преступления, сопряженные с жестокостью. Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся немотивированная агрессивность и жестокость. При этом несовершеннолетние часто преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достиженияцели. Сопряженные с жестокостью преступления несовершеннолетних в подавляющем большинстве случаев сопровождаются не только агрессией, но и цинизмом, глумлением над людьми, садизмом. Насилие, жестокость воспринимаются как обычная, привычная линия поведения. Выявить мотивы их поведения, что необходимо для коррекции их поведения, подчас невозможно. Практически всегда на вопрос «Почему они это сделали?» получен один и тот же ответ — «Не знаю». Поведение в таких случаях отражают побуждения, не встречающие нравственных запретов и рациональных оценок. С другой стороны, подростки, имеющие значительный опыт различных правонарушений — неоднократные приводы в полицию по поводу хулиганства, актов вандализма, замеченные в драках, магазинных кражах и т.п., пытаются дать объяснение своим правонарушениям (см. рис. 1). Рассмотрим рисунок, в котором указаны их первые шаги к преступлению.

Материалы фокус-групп и экспертные оценки показали, что подростки совершают такие преступления, как убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, разбойные нападения, при неудачном для них стечении обстоятельств. Уровень психического развития неконтролируемых в своем поведении подростков таков, что стремление к разрушению у них присутствует постоянно. Они опьяняются самими разрушениями, драками, побоями, издевательствами над другими (включая животных), получают от этого удовольствие. Чувство злобного ликования служит таким же эмоциональным подкреплением, как и удовольствие от различных опьяняющих психоактивных веществ — алкоголя, наркотиков.

В настоящее время, как показал опрос, в подростковой среде ярко выражены принципиальные особенности во взглядах, характеризующих отношение к другим людям, чести и достоинству. Для несовершеннолетних характерно облегченное отношение к чужой собственности, общая для всех

Не знаю, сейчас трудно сказать, тогда не придал(а) значения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример со стороны сверстников (не хотелось в их глазах показаться «лохом», трусом)

Хотелось выглядеть «круто» (по примеру героя фильма)

Плохие отношения с родителями (совершил(а) правонарушение со злости, отчаяния)

Давление со стороны сверстников (если бы я не совершил правонарушение, меня бы побили, унизили)

Я убежал из дома / совершил (а) правонарушение от

безвыходности (голода, отсутствия одежды и т.п.)

Я совершил (а) правонарушение просто так, от скуки

Я был в состоянии опьянения и не понимал(а), что делаю

Другое

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Что подтолкнуло тебя к совершению правонарушения?», % от ответивших на вопрос (при

ответе можно было выбрать несколько вариантов ответа)

тенденция — возрастание интереса к проявлениям, которые граничат с преступными. Несовершеннолетним правонарушителям присуще отрицание ответственности. Враждебное отношение к другим людям, которое с взрослением становится стилем жизни, — это показатель склонности к противозаконным действиям. Представляет интерес ряд высказываний, показывающих склонность подростков к агрессии и насилию по отношению к окружающим:

«Немного насилия — это удовольствие»;

«Без насилия все было бы намного скучнее»;

«Нужно применить силу, чтобы тебя уважали»;

«Если кто-то нападет на меня, я ударю его/её в ответ»;

«Нет ничего страшного в том, чтобы ударить слабого или старого»;

«Я в любом случае постараюсь получить то, что хочу, даже зная, что это создаст проблемы другим людям».

При изучении отношения к людям (к вопросу о войне поколений) был задан ряд одинаковых вопросов законопослушным, девиантам и находящимся на момент опроса в исправительной

колонии. Степень враждебного отношения к людям сильно различается у законопослушных и девиантных («трудных») школьников, а у девиантных подростков и «колонистов» незначительно. Степень одобрения враждебности и насилия гораздо ниже у законопослушных подростков (12%), она повышается по мере приобретения ими девиантного опыта (40%) и самая высокая — у «колонистов» (более 50%). Такая динамика процентного выражения показывает, как враждебное отношение к людям становится основой криминального поведения.

Известно, что интернет сегодня является главным воспитателем молодого поколения. В этой связи считаем необходимым проанализировать сообщения — приглашения к просмотру, а также комментарии под видеов таких сетях как «УоиШЬе» и «Вконтакте», имеющие названия: «Драки без правил на улицах», «Бои без правил ММА», «Самые кровавые и жестокие бои». В этой категории есть такие видео, где в драках героями являются дети семи лет, а организаторами боев — взрослые дяди. Встречаются видео и с пятилетними детьми. Такие бои получили распространение в США, Армении, России. В Чечне участие в боях принимали сыновья Кадырова [«Показательные бои» детей... 2016; Детские бои...]. Следует отметить многотысячное количество просмотров. Нет сомнений, что подобные «игры» у детей воспитывают жестокость. Быстрый поиск на «ютюбе» находит бесчисленное множество роликов, демонстрирующих бои мальчиков и девочек, соревнующихся в ММА. Некоторые видео весьма жестокие. Дети бьют друг друга руками и ногами и применяют удушающие и болевые приемы. К сожалению, реакция на подобные игры разная. Но большинство выражают свое возмущение. Приведем их высказывания:

«Зачем детей учить бою без правил? Не факт, что он будет их использовать на доброе дело или самозащиту, а если из него вырастет преступник, вы об этом подумали? И такие жесткие драки могут вызвать страсть к вандализму».

«Это аморально и не приемлемо! Детей к психологу, организаторов под суд! Дети устраивают такие соревнования сами, делают ринг и устраивают чемпионат между собой».

«Детей надо учить драться, это нормально. Но устраивать такого вида выступления не нужно, психологически не готовы дети».

«Драка мальчишек, не поделивших что-то, это одно, а превращение ребенка в гладиатора на потеху толпе — это что-то сродни изнасилованию. Откровенная педофилия и нарушение прав маленького человечка, не достигшего возраста, когда он может дать что называется "информированное согласие", осознанно принимая решение подвергаться опасности и выставлять себя напоказ. Родителей и организаторов под суд»!

«Нереализованные или в чем-то ущербные амбиции взрослых людей, воплощают свою мечту в реальность с помощью своих детей».

«Абсолютное безумие. Говорю это как профессиональный педагог, спортсмен и отец троих детей, в том числе 6-летнего сына, который 110 раз отжимается и 15 раз подтягивается. Злоба и внушённые взрослыми шоуменские понты совершенно разрушительны для детской психики. Ублажать орущих, курящих и пьющих мужиков. Спортивные секции (а не такие шоу!) — да, реальная альтернатива. Исходя же из вашей ущербной логики самые правильно воспитанные детишки — юные игиловцы, расстреливающие на раз-два того, на кого им пальцем покажут. После этого неудивительно, что находятся организаторы такого рода отвратительных мероприятий, равно как и десятки поощряющих детскую жестокость зрителей».

«В то время, когда критики приходят в ужас при виде детей, помещенных в восьмиугольник, от которых требуют биться по-взрослому, сторонники утверждают, что этот спорт способствует развитию личности, не знающей страха и жаждущей победы».

С ростом популярности ММА у многих возникают опасения за детей, ведь они занимаются таким агрессивным, контактным видом спорта, хотя многим из них только пять лет: «Подрастут и в ИГИЛ можно их. А куда еще, раз уж жить начали с насилия, то дальше уже некуда».

Следует отметить, что заместитель министра спорта России подчеркнул, что в России существует только одна аккредитованная Минспортом организация по проведению подобных боев — «Союз смешанных боевых единоборств». Все остальные организации, не входящие в данный союз, не должны организовывать такие турниры, да еще и с на-

рушением возрастных ограничений. В турнирах ММА можно участвовать минимум с 12 лет.

С распространением социальных сетей в интернете возникло явление «опубличивания» частной жизни. Ради увеличения своего рейтинга подростки снимают на видео жестокие сцены (которые пользуются огромной популярностью потому, что вызывают сильные чувства зрителей) и размещают их на своих страницах. Более того, подростки становятся режиссерами кровавых реалити-шоу. По данным нашего онлайн исследования, 15-летние подростки специально заказывают драки, чтобы потом выложить в интернете и получить одобрение интернет-пользователей. Все это снимается мобильными телефонами на видео. Таким образом, они конкурируют с другими подростками: чье видео получило больше просмотров, тот «самый крутой». В настоящее время интернет является «школой передового опыта» для подростка. Жестокость подростков так велика, что героем ролика «Школа боев без правил для девочек» стала девочка-подросток.

В настоящее время широкое распространение получило явление под названием подростковый моббинг (от англ. слова «толпа»), означающее травлю подростка сверстниками. Понятие «моббинг» появилось в 1980-е гг. и является формой психологического насилия, которая приводит к реальным угрозам физического выживания конкретного человека. Если взрослый человек еще может предпринять какие-то методы самозащиты против моббинга, то в детском коллективе моб-бинг весьма опасен.

Школьный моббинг — это разновидность эмоционального насилия, когда вдруг класс или большая часть класса ополчается на какого-то одноклассника/одноклассницу и начинает его травить. Цель этой психологической травли —заставить подчиняться лидирующей группировке и ее законам в классе или же принудить уйти из школы. Психологический террор одного человека против другого называется буллингом. Бул-линг тоже часто встречается в школьном мире, так как связан с борьбой за лидерство: «герой» или «героиня» класса боится потерять лидерское место, поэтому и опасается конкуренции со стороны «новенького». Школьный буллинг — социальное явление, широко распространенное сегодня не только в Рос-

сии, но и в США, Канаде, Японии, Индии и практически во всех странах Европы. Средством достижения цели в моббинге/ буллинге является распространение слухов, запугивание, изоляция, оскорбления и унижения, физическое насилие. Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.

Школьникам во все времена было характерно издеваться, высмеивать и даже избивать одноклассников, соучеников своей школы, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся, недавно приняты в школу, класс и т.п. Это явление характерно для школьников во все времена. Жертву моббинга могут оболгать, навязать определенную форму поведения, причинить вред его репутации, физическому и психологическому здоровью. Виды моббинга могут проявиться в виде насмешек, придирок, клеветы, отъема денег или вещей, их порчи; от простого бойкота может дойти до изоляции ребенка от социума. Извращенные издевательства доходят до типичного садизма — жертву регулярно избивают в укромном месте, срывают с него одежду. В любом классном коллективе вдруг может появиться «белая ворона», над которой сначала начинают смеяться, дразнить и обзывать. Потом могут отобрать карманные деньги или объявить бойкот. Придя домой, подросток может обнаружить в почтовом ящике своего компьютера не только оскорбления и угрозы, но и выложенное в интернет видео со сценами издевательства над ним. Пытки продолжаются и в виртуальном пространстве. По данным наших исследований, 45% подростков в возрасте 11—16 лет стали объектом осмеяния или отвержения. Ответная реакция обиженного подростка: смирение 20%, отпор обидчику около 30%. Лишь каждый десятый жалуется родителям на издевательства. В целом по массиву можно сделать вывод, что подростки предпочитают в одиночку решать свои проблемы, поэтому велика доля насилия в разрешении конфликтов.

Дети очень тяжело воспринимают моббинг в силу возрастных особенностей. Моббинг даже может стать причиной самоубийства или убийства. Его жертвой может стать абсолютно

любой подросток, а причиной послужить: стиль одежды, расовая принадлежность, имя, дефекты лица, слуха, зрения и речи. Выделяют следующие виды моббинга среди подростков: 1) физические проявления травли, которые выражаются в пинках, подножках, толчках, в редких случаях в форме избиения; 2) вербальное проявление травли заключается в издевках, насмешках, оскорблениях, клевете; 3) изоляция — может проявляться в форме бойкота; угрозы; 4) кибермоббинг — намеренные оскорбления, угрозы, домогательства и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации. Мобберы выбирают себе жертву в социальных сетях, угрожают ей, распространяют о ней преднамеренную ложь, публикуют компрометирующие или подделанные фотографии. Подростки заведомо являются потенциальными жертвами, учитывая их зависимость от социальных сетей и размещение в них фотоматериалов собственной жизни. Так называемый «селфизм» не только пагубно влияет на развитие личности, усугубляя интернет-аддикцию, но и является поводом для развития ситуаций моббинга в подростковой среде [Лакреева 2016].

Как происходит криминализация современных подростков? Асоциальные подростковые группы представляют первичную ступень на пути криминализации и десоциали-зации несовершеннолетних. Прежде всего в этих группах собираются в основном «трудные», находящиеся в изоляции в своих классных коллективах и, кроме того, воспитывающиеся в неблагополучных семьях подростки. Чаще всего —это асоциальные группы подростков с ориентацией на антиобщественную деятельность. Это стихийные, самовозникающие неформальные группы по месту жительства. Для них характерно бесцельное времяпрепровождение, ситуативное социально неодобряемое поведение: азартные игры, пьянство, незначительные правонарушения и др. Члены группы в полном составе правонарушения не совершают, так как для этого у них еще недостаточно организованности и сплоченности, хотя отдельные правонарушения уже могут быть совершены. Каждый пятый воровал что-нибудь из магазина, чаще всего вместе с другими ребятами. Обычно это оставалось незамеченным. Каждому десятому опрошенному случалось воровать мелкие вещи — кошелек, сумочку, это было сделано

в компании ровесников и осталось незамеченным. Примерно каждый четвертый из опрошенных учащихся участвовал в актах вандализма. Каждый десятый носил когда-нибудь с собой прут, нож или цепь. Обычно это ускользает от внимания окружающих, только в пяти случаях из 16 это заметили родители. В большинстве случаев эти эпизоды остаются неизвестными никому, кроме участников. То есть наказания за девиантные поступки не следует. Основной деятельностью таких групп является общение, в основе которого — бессодержательное времяпрепровождение (см. рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы обычно проводите своё свободное время с друзьями?», % от ответивших (при ответе на вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа)

В группе практически всегда есть лица, осужденные в прошлом или состоящие в настоящее время на учете в Отде-

лении профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), которые оказывают криминализирующее влияние на окружающих, в первую очередь на младших ее участников, что приводит к тому, что часто неформальные группы, особенно сформированные по месту жительства, постепенно криминализируясь, преобразуются в преступные. Каждый четвертый участвовал в групповой драке в публичном месте (стадион, школьный двор, улица и т.п.). Учителя вдвое чаще информированы о таких поступках, чем родители.

В распространении наркотиков вместе с другими ребятами участвовали 8,3% опрошенных. В дальнейшем криминальную направленность группы характеризуют следующие количественные и качественные характеристики: наличие в группе ранее судимых участников, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, увлекаются азартными играми; а также наличие в группе признанного лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно криминальная направленность, формирование собственной субкультуры (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т.п.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений.

Следует обратить внимание еще на один способ привлечения подростков к преступной деятельности. Школьников целенаправленно втягивают в криминальную среду, «заражая» их криминальной субкультурой и внедряя тюремные обычаи. Субкультура АУЕ (так называемое арестантско-уркаганское единство, или арестантский уклад един), как выяснилось, существует давно и очень популярна у подростков. Но пока об АУЕ не заговорили на президентском уровне, страна предпочитала не замечать криминализацию детей. О движении «Арестантский уклад един» сообщения в СМИ звучат давно. Когда же это появилось? Приведем выступление одного из экспертов на Совете по развитию гражданского общества и правам человека 8 декабря в Кремле под председательством президента РФ Владимира Путина: «Есть такая информация, что такая аббревиатура появилась у воров в законе еще в СССР, но в последнее время она переросла в проявление неформального молодежного движения. Определенные структуры

устраивают жизнь молодежи так, что дети живут по понятиям зоны. Это определенные сборы в общак, унижение тех, кто не согласен жить по этим правилам. .Дети попадают в криминальную среду. Есть смотрящий, который сидит в тюрьме, или криминальный авторитет. У него есть свои смотрящие на воле, которые устанавливают свои порядки, среди детей из неблагополучных семей, трудных подростков или детских домов. Ребенок должен отдать деньги на общак для зоны, а если он не хочет или не может, он перейдет в разряд опущенного. Это отдельная кровать, отдельная посуда, моральное насилие над ним, либо он должен найти эти деньги путем правонарушения, преступления. Он совершает преступление, часто попадает в спецшколы, колонии, в зависимости от того, какое совершил преступление. Он тоже заражается криминальной субкультурой, выходит из учреждения и снова попадает в эту среду. Зачастую в этой среде он устанавливает свои порядки и становится в определенном роде смотрящим, а по законам образования, дети из детских домов ходят в обычные школы. Так эта криминализация попадает в обычные школы. Огромное число групп в социальных сетях, с подписчиками от 80 тысяч до 800 тысяч человек, распространяющих эту криминальную романтику. Эти движения были обнаружены, как минимум, в 46 регионах России, и просмотры онлайн-телеканалов переваливают за 20 миллионов... Из движения нельзя выйти, те, кого контролирует зона, не могут прервать с ними связь, иначе будут последствия. Те ребята, которые отказываются собирать общак, становятся изгоями общества, либо в самых радикальных случаях «старшие» могут их опустить. Опустить означает перевести в касту неприкасаемых — изнасиловать или совершить замещающие изнасилование ритуалы» [Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка.]. Президент России Владимир Путин поручил правительству создать рабочую группу по предотвращению криминализации подростковой среды.

При опросе подростков о компании, в которой они проводят свое свободное время, выявлена достаточно высокая зараженность подростковой среды правонарушениями, повлекшими за собой контакты с полицией (см. табл. 4).

Достаточно откровенными оказались ответы школьников на вопросы, касающиеся таких форм поведения, как их

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Случались ли у членов Вашей компании

неприятности по следующим причинам?, % к ответившим

Правонарушения Ни разу 1-2 раза Более 2-х раз

Шум-гам, жалобы окружающих 43,1 40,6 16,3

Драки, потасовки 48,1 35,6 16,3

Угон машины 88,1 8,1 3,8

Порча общественного имущества (вандализм) 68,8 20,6 10,6

Выпивки 53,5 28,9 17,6

Наркотики 78,6 13,8 7,5

Ограбление, кражи 80,0 13,8 6,3

участие в групповых драках, в общественных местах: вандализм, ношение холодного оружия (прута, цепи, ножа и т.п.), мелкого воровства и т.п., что говорит о распространенности этих форм поведения. Пятая часть опрошенных являются членами компаний с девиантным поведением, которые совершают противозаконные поступки. Примерно столько же респондентов отмечают, что их компанию «боятся и уважают». Около 6% респондентов признаются, что их компания «ради удовольствия» крушит и ломает, совершает кражи из магазина. Каждый десятый респондент отмечает, что их компания часто прикалывается, пугает прохожих, досаждает людям — развлекается таким образом. Тем не менее более трети опрошенных считают, что их компания ничем не примечательна, не привлекает внимания окружающих, несмотря на различные проявления девиантного поведения.

Выявлены гендерные особенности проявления деви-антного поведения подростков. При этом наиболее яркие особенности девиантного поведения мальчиков и девочек проявляются в повышенной тревожности, жестокости, агрессивности, конфликтности. У разнополых подростков, склонных к правонарушениям, выявлены различия форм проявления девиантного поведения. Девочки, склонные к правонарушениям, отличаются более выраженным стремлением к преодолению норм и правил, чем мальчики-правонарушители. А аддиктивность поведения, агрессия и волевой самоконтроль эмоциональных реакций меньше, чем у мальчиков-правона-

рушителей. Девочки с элементами девиантного поведения могут проявлять ту или иную девиантную активность, не принимающую устойчивой формы. Они только экспериментируют с границами дозволенного. Их поведение зачастую определяется ситуацией, в которую они попадают, а мотивы не носят ярко выраженного деструктивного характера.

Мальчики отличаются большей склонностью к аддик-тивному и агрессивному поведению, а также к более выраженному волевому самоконтролю эмоциональных реакций, чем девочки-правонарушители. Они характеризуются более устойчивыми формами девиантного поведения. Мальчики с высокими показателями агрессии применяют в основном физическую силу, но часто оказывают и вербальное давление. Уровень вербальной агрессии у мальчиков относительно постоянен на всех возрастных этапах развития. Материалы исследования в виртуальной среде («Вконтакте и др.) показали широкое распространение ненормативной лексики и не только у мальчиков. Доля девиантных и склонных к девиациям подростков с возрастом растет. Именно они при определенных обстоятельствах пополняют ряды несовершеннолетних преступников.

Выявлены гендерные различия в мотивации преступной деятельности. Девушки чаще, чем юноши связывают свои преступления с материальной выгодой. Корыстный мотив девушек специфичен: они хотят иметь определенные предметы модной одежды и обуви (60%), драгоценные украшении (26%), косметику (17%). У юношей сильнее выражен мотив власти, престижа (65 против 44%) и мотив группирования (47 против 30%). Данный нематериальный стимул проистекает из такой стороны личностного фактора, которая связана с поиском путей собственного самоутверждения. Криминальная деятельность позволяет депривированному подростку компенсировать комплекс неполноценности.

Ретроспективный анализ образа жизни подростков до помещения в специализированные учреждения показал, что во многих видах деятельности проявлялись не только элементы девиантного поведения, но и действия криминогенного характера. Для характеристики девиантного поведения респондентам был предложен ряд вопросов, отражающих структуру

свободного времени до постановки на учет. По вечерам большинство подростков находилось на улице и проводило свое свободное время вне дома, чаще в компании друзей, гуляя по улицам, паркам и распивая пиво и другие слабоалкогольные напитки. В компании сверстников они посещали бары, клубы и дискотеки. В нашем анализе это единственная группа с очень серьезными проблемами, выражающимися в распитии достаточно часто не только слабоалкогольных напитков, но крепкого спиртного (72%). Под воздействием алкоголя в 92% случаев были совершены кражи, в 50% — акты вандализма, хулиганство и др. Еще до помещения их в воспитательное учреждение уровень наркотизации подростков был очень высок: 40% отметили, что регулярно употребляли различные наркотические вещества от каннабиноидов до героина (см. рис. 3).

А

Марихуана («анаша»), гашиш («план»)

Ацетон, бензин, клей типа «Момент» 1 41

Курительные смеси («спайс», миксы, GWH и др.) 1 40

Грибы (мескалин, псилоцибин, псилоцин) 1 23

Барбитураты, таблетки («колеса») 1 23

Соли, порошки, спреи, пилсы, попперсы 23

Опий, маковая соломка («ханка» и др.) 20

Амфетамин («скорости», спиды, speed) 14

Эфедрон, первитин («джеф», «винт», «мурцовка») 12

Оксибугират («океана», «буратино», GHB) 11

Кетамин, PCP 1 9

Экстази, MDMA, MDA 1 9

Кокаин, крэк лсд Героин 9

1 1 6 3

Рис. 3. Структура потребляемых наркотиков, % от ответивших на вопрос (при вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа)

Рассмотрим особенности делинквентного поведения подростков, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы. Почти половина опрошенных (47%) осуждены за корыстные правонарушения в разных вариантах — кража,

воровство, разбой, грабеж (158, 159, 161, 162 ст. УК). Эти преступления считаются в криминалистике характерными для подростков, их цель — обладание вещью, а исполнение в ряде случаев связано с насилием. Каждый пятый осужден за изнасилование (22%) и нанесение тяжких телесных повреждений (20%). Каждый десятый за хулиганство, 8% за убийство и еще 7% за вымогательство. Специфической особенностью девиантного поведения опрошенных подростков является то, что такие виды преступности, как воровство, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений, хулиганство, вымогательство, использование оружия, дубинок, палок, ножей, цепей, сутенерство, ранее были присущи взрослым. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности. Данные исследования показывают, что преступность становится все более изощренной, юные бандиты стали более жестокими. Несмотря на то, что 77% «колонистов» отметили, что в прошлом состояли на учете в полиции до года, эффективность воспитательных мер была сведена к нулю.

Девиантное поведение активно практиковалось подростками до попадания в колонию (см. рис. 4). Анализ личностных характеристик опрошенных «колонистов» свидетельствует, что большинство из них отличается личностной незрелостью, совершает необдуманные поступки. Самоконтроль — слабая сторона в их поведении. Значительная часть заключенных подростков имеет склонность к рискованному поведению: треть отмечает, что им часто нравится проверять себя, делая что-то рискованное, 36% легко идут на риск просто ради удовольствия. Каждый десятый признался, что легко выходит из себя, а каждый четвертый — что, когда он по-настоящему зол, другим людям лучше держаться от него подальше. 15% считают, что, чтобы завоевать уважение, нужно применить силу. Только чуть больше трети были трезвы в момент совершения преступления, около половины находились в состоянии алкогольного опьянения, еще 18% под воздействием наркотиков. Такое «нерегулируемое» социальными нормами поведение и делает их общественно опасными.

Две трети осужденных подростков воспроизводят тюремный опыт своих родственников: так, 44% подростков от-

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Тебе приходилось совершать следующие поступки до того, как ты попал в колонию?», % от ответивших (были возможны множественные ответы)

метили, что их отцы (отчимы) имеют судимость, у 15% осужден брат или сестра, 4% отметили, что судимость имеется у матери или мачехи. По теории созависимости, дети обычно воспроизводят образ жизни родителей, что подтверждается результатами исследования.

На вопрос «Почему тебя поставили на учет?» примерно треть респондентов воздержалась от ответа, а каждый десятый опрошенный недоумевает: «не знаю», «ни за что», т.е. большинство колонистов считает учет незаслуженным наказанием. Воспитанники колонии чаще всего числились на полицейском учете из-за «прогулов» (29%) и «поведения» (19%), что совпадает с формами девиантного поведения их друзей — 24,5% за прогулы и 15% за «поведение». Таким образом, основанием

■ Несколько раз в год, по праздникам

■ Запои

■ Один раз в год и реже

■ Трудно сказать Один раз в два-три месяца

■ Ежедневно Раз в месяц Два-три раза в месяц

■ Раз в неделю

■ Несколько раз в неделю

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Как часто ты пил спиртные напитки?», в % к числу ответивших

для постановки на учет являются «прогулы» и «поведение». Непосредственные преступления — кражи, воровство, хулиганство, драки — лишь 16% ответов. Социальный статус семьи «колонистов» и ее структура свидетельствуют о значительной ограниченности материальных и интеллектуальных ресурсов для их воспитания. Лишь треть «колонистов» проживала в полных семьях (33%), 46% проживали только с матерью. Семейная социализация подростков обнаруживает целый ряд серьезных недостатков, которые заключаются в том, что дети не получали соответствующей поддержки в семье, достойного примера для подражания, надлежащих навыков преодоления трудностей и укрепления сил в трудных ситуациях.

Подавляющее большинство осужденных подростков пробовали наркотики (65%). Из них 14% впервые попробовали наркотики в очень раннем возрасте — 9—11 лет, у 70% первая проба пришлась на ранний пубертатный возраст — 12—13 лет. Осужденные подростки имеют значительный наркотический опыт. Поражает структура употребляемых наркотиков. От марихуаны до героина, включая «новые наркотики» («спай-сы», курительные смеси, «соли»). Респонденты являются до-

статочно опытными потребителями наркотиков, совмещая их употребление с алкоголем. У них не разовые пробы и не эпизодические, а регулярные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образ жизни подростков до попадания в колонию был отягощен значительным употреблением алкоголя (см. рис. 5).

ЛИТЕРАТУРА

Борисов И. Ю. Механизм «гедонистического риска» и его роль в отклоняющемся поведении молодежи // Мир психологии и психология в мире: научно-методический журнал Академии педагогических и социальных наук. 1995. № 3. С. 63—75. В 2015 году число преступлений, зарегистрированных в России, и потерпевших от них увеличилось 2016 [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2016. № 685-686. URL:http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0685/barom01. php (дата обращения: 15.03.2017). Гилинский Я. И. Преступность несовершеннолетних в России 2005 [Электронный ресурс] // Неволя. 2006. № 3. URL: http://www.index.org.ru/nevol/2005-3/gili_n3.html (дата обращения: 16.03.2017). Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования) / [Т. А. Хагуров, М. Е. Позднякова, В. Н. Ракачев и др.]; под ред. Т. А. Хагурова и М. Е. Поздняковой. М.: Институт социологии РАН, 2014. 200 с. Детские бои без правил, это жестоко или круто? [Электронный ресурс] // Персональный блог by itsocrates.URL: http:// itsocrates.com/detskie-boi-bez-pravil-eto-zhestoko-ili-kruto/ (дата обращения: 15.03.2017). Криминальная карта России [Электронный ресурс] // «Рос-Правосудие». [веб-сайт]. URL: https://rospravosudie.com/ research/crime_map.html (дата обращения: 15.03.2017). Лакреева А. В., Курдупова О. В. Моббинг как трудная жизненная ситуация для подростка [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 29. С. 61-64. URL: http://e-koncept.ru/2016/56552.htm (дата обращения: 18.03.2017). На пути к преступлению: девиантное поведение подростков и риски взросления в современной России (опыт социо-

логического исследования) / [М. Е. Позднякова, Т. А. Ха-гуров и др.]; под ред. М. Е. Поздняковой и Т. А. Хагурова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т; М.: Институт социологии РАН, 2012. 344 с.

Омигов В. И. Закономерности развития преступности в Российской Федерации на рубеже веков // Государство и право. 2000. № 6. С. 52-55.

Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в РФ. URL: www.rfdeti.ru (дата обращения: 01.09.2016).

Подростковая преступность в России 2016 [Электронный ресурс] // FB^^^^^R^ http://fb.ru/article/245595/ podrostkovaya-prestupnost-v-rossii (дата обращения: 16.03.2017).

«Показательные бои» детей на турнире по смешанным единоборствам в Чечне. Сыновья Кадырова на глазах у отца победили соперников 2016 [Электронный ресурс] // Meduza. [веб-сайт].URL: https://meduza.io/feature/2016/10/05/ pokazatelnye-boi-detey-na-turnire-po-smeshannym-edinoborstvam-v-chechne (дата обращения: 15.03.2017).

Расширенное заседание коллегии МВД 15 марта 2016 г. [Электронный ресурс] // Президент России. [веб-сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51515 (дата обращения: 07.06.2016).

Сандомирский М. Поколение Z — те, кто будет после 2011 [Электронный ресурс] // Блог о социальной психологии малых групп, поведенческой экономике, манипуляциях и деструктивном поведении «Социальная психология в действии». URL: http://www.felicidad.ru/2011/07/z.html (дата обращения: 15.03.2017).

Статистика и аналитика. [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации. [веб-сайт]. URL: https: // мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 15.03.2017).

Юзиханова Э. Г. Статистические показатели и тенденции преступности несовершеннолетних в новейшей России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 4 (30). С. 82-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.