Научная статья на тему 'Современная политика государства в здравоохранении и новые аспекты в социальной фармации и подготовке специалистов'

Современная политика государства в здравоохранении и новые аспекты в социальной фармации и подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
202
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / GOVERNMENT POLICY / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / МЕДИЦИНА / MEDICINE / ФАРМАЦИЯ / PHARMACY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МИНЗДРАВ РФ / MINISTRY OF HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / СОЦИАЛЬНАЯ ФАРМАЦИЯ / SOCIAL PHARMACY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нефедов Игорь Юрьевич, Нефедова Ирина Юрьевна

В статье показано, что одним из направлений современной политики государства в здравоохранении является внесение духовно-нравственных ценностей в медицину, фармацию и образование. Это нашло отражение в «Соглашении о сотрудничестве между Минздравом РФ и Русской Православной Церковью», которое может быть реализовано в учебном процессе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), что является новым аспектом в развитии социальной фармации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нефедов Игорь Юрьевич, Нефедова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern state policy in public health and new aspects of social pharmacy and specialists training

The article shows that one of the trends of modern state policy in health care is the importation of the spiritual and moral values to medicine, pharmacy and education. This is reflected in the "Agreement on Cooperation between the Ministry of Health of the Russian Federation and the Russian Orthodox Church", which can be implemented in the educational process in accordance with the federal state educational standards of higher professional education, which is a new aspect in the social development of pharmacy.

Текст научной работы на тему «Современная политика государства в здравоохранении и новые аспекты в социальной фармации и подготовке специалистов»

Общественное здоровье и здравоохранение

УДК 615.1

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И НОВЫЕ АСПЕКТЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ФАРМАЦИИ И ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ

© 2016 И.Ю. Нефедов1, И.Ю. Нефедова1

1 Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз»

В статье показано, что одним из направлений современной политики государства в здравоохранении является внесение духовно-нравственных ценностей в медицину, фармацию и образование. Это нашло отражение в «Соглашении о сотрудничестве между Минздравом РФ и Русской Православной Церковью», которое может быть реализовано в учебном процессе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), что является новым аспектом в развитии социальной фармации.

Ключевые слова: политика государства, здравоохранение, духовно-нравственные ценности, медицина, фармация, образование, Минздрав РФ, Русская Православная Церковь, федеральный государственный образовательный стандарт, социальная фармация.

Одним из направлений современной политики государства в здравоохранении является внесение духовно-нравственных ценностей в медицину, фармацию и образование. В конце 2015 г. Президентом РФ был подписан Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в котором среди основных стратегических приоритетов выделяется здравоохранение и фармация (п. 71-75), культура и духовно-нравственные ценности (п. 76-82) [1]. Одним из инструментов реализации этой Стратегии является «Соглашение о сотрудничестве между Минздравом РФ и Русской Православной Церковью», которое направлено на «формирование духовных основ профессиональной медицинской деятельности», «... подготовки специалистов в сфере охраны здоровья в учреждениях высшего, среднего, послевузовского профессионального медицинского образования.» (ст. 5) [2]. Данное Соглашение является признанием факта, что сфера охраны здоровья это одна из областей сотрудничества государства и Церкви, которое будет способствовать расширению потенциала здравоохранения, нравственному оздоровлению общества и формированию у молодежи иммунитета к таким современным недугам, как религиозный экстремизм, наркомания и игромания, алкоголизм, токсикомания и другим зависимостям, порабощающим и разрушающим личность и здоровье человека.

По данным социологических опросов около 70 % населения России считают себя православными. В Указе Президента России В.В. Путина «Об утверждении Основ государственной культурной политики» отмечается, что «В формировании системы ценностей России

особую роль сыграло православие. Ислам, буддизм, иудаизм, другие религии и верования, традиционные для нашего Отечества, также внесли свой вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России. Ни вероисповедание, ни национальность не разделяют и не должны разделять народы России [3].

Целью данной статьи является рассмотрение некоторых подходов к реализации в образовательном процессе «Соглашения о сотрудничестве между Минздравом РФ и Русской Православной Церковью» в контексте исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности «фармация», а также применительно к социальной фармации.

Рассматриваемое Соглашение включает 21 статью и охватывает разные области здравоохранения, в том числе по вопросам:

- «проведения семинаров, курсов, учебных программ и прочих мероприятий в учреждениях высшего, среднего и послевузовского профессионального медицинского образования» (ст. 5);

- «осуществление совместной информационно-образовательной деятельности, направленной на предотвращение искусственного прерывания беременности» (ст. 5, 9);

- «нравственного воспитания», «популяризации в обществе здорового образа жизни» (ст. 5, 6);

- «охраны здоровья матери и ребенка, включая вопросы охраны репродуктивного здоровья, пропаганды семейных ценностей» (ст. 9);

- «предоставления мест для размещения информации религиозных организаций Русской Православной Церкви на стендах в медицинских организациях» (ст. 9);

- «катехизаторской и просветительной деятельности» (ст. 10);

- «оказания духовной и медицинской помощи лицам, страдающим алкогольной зависимостью, токсикоманией, наркоманией, игроманией» (ст. 12);

- «лекарственного обеспечения инвалидов» (ст. 13) и т.д.

Правовой основой этого Соглашения является Конституция России (ст. 28) [4] и Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3) [5], в которых «Каждому гарантируется ... свобода выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать согласно с ними». В свою очередь в Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья» среди приоритетов при оказании медицинской помощи пациентам говорится о «... соблюдении по возможности культурных и религиозных традиций пациента» (ст. 6, п. 2) [6]. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» педагогическому работнику гарантируется право на «свободное выражение своего мнения» и «творческую инициативу» (ст. 47, п. 3) и ставится в обязанность развивать у обучающихся «способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни» (ст. 48) [7]. Эти же положения, как правило, могут быть отражены и в Уставе вузов (например, п. 58, 60 [8]). Так как образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, то реализация Соглашения будет способствовать овладению обучающимися следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями [9]:

- «способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности» (ОК-1);

- «способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем.» (ОК-2);

- «способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, . к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; ...» (ОК-3);

- «способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, ...» (ОК-5);

- «способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, .» (ОК-8);

- «способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, ...» (ПК-1);

- «способность и готовность к изучению спроса и потребности на различные группы фармацевтических товаров» (ПК-7);

- «способность и готовность проводить отпуск лекарственных средств и других фармацевтических товаров. льготным категориям граждан» (ПК-8);

- «способность и готовность к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения лекарственных средств, ...» (ПК-43);

- «способность и готовность к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств.» (ПК-44);

- «способность и готовность оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств и других фармацевтических товаров» (ПК-45);

- «способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности» (ПК-47);

- «способность и готовность. анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач.» (ПК-48).

В целом, анализируя во взаимосвязи положения Соглашения и требования ФГОС ВПО, можно заключить, что образовательный стандарт создает условия для реализации Соглашения в учебном процессе, и это будет способствовать совершенствованию профессиональной подготовки специалистов. Так как выполнение требований ФГОС ВПО осуществляется посредством рабочих программ по соответствующим дисциплинам, то реализация Соглашения поможет их совершенствованию. Для этого может быть использована «Социальная концепция Русской Православной Церкви», в которой сформулированы позиции по различным проблемам современного общества и дана их духовно-нравственная оценка (например: контрацепция, аборты, репродуктивные технологии, клонирование человека, эвтаназия и т.д.) [10].

В качестве примера выполнения положений Соглашения (п. 5, 9) и ФГОС ВПО в контексте внесения духовно-нравственных ценностей в учебный процесс, можно рассмотреть производство и отпуск лекарственных средств, вызывающих искусственное прерывание беременности (аборт). К сожалению, эта проблема очень актуальна для молодежи и всего нашего общества. Как уже отмечалось в предыдущей публикации [11], с точки зрения православной нравственности аборт является нарушением Заповеди о любви «Не убий», и последствия этого греха разделяют не только женщина, которая решилась на аборт, но и медицинские и фармацевтические работники, выполнившие эту операцию или изготовившие и продавшие абортивное средство, а также мужчина, если он участвовал в этом согласием, советом и т. п. Для фармацевтического работника из этой ситуации вытекает два основных момента: первый -это осознание собственного участия в нарушении Заповеди при производстве препарата или отпуске из аптеки, и второй - при необходимости информировать врачей, провизоров, поку-

пателей, население (ПК-43, ПК-44, ПК-45, ПК-47) не только о возможных отрицательных последствиях применения таких препаратов для здоровья женщин, особенно молодых и еще не имеющих детей, но и в духовно-нравственном аспекте. Следует также отметить, что в настоящее время в Москве и Петербурге начала свою деятельность правозащитная организация «Женщины за жизнь». Главная цель движения - защита прав женщин и детей, в первую очередь право каждого человека на жизнь с момента зачатия [12]. Данный пример духовно-нравственной оценки и возможного соответствующего информационного сопровождения производства и отпуска абортивных средств является частным случаем рассмотрения лекарственных препаратов в более широкой перспективе, вводящей в область относительно новой науки, получившей название социальной фармации.

Социальная фармация «как междисциплинарная наука изучает вопросы, связанные с лекарственными препаратами в более широкой перспективе и включает в себя правовые, этические, экономические, политические, социальные, коммуникативные и психологические аспекты в целях содействия безопасному и рациональному использованию лекарственных средств» [13].

В настоящее время стало очевидным, что функция фармацевтических работников в аптеках эволюционировала от производства лекарств в сторону реализации готовых препаратов промышленного производства и консультирования по их применению. В связи с этим фармацевтический специалист должен быть отлично подготовлен для взаимодействия с населением по рациональному использованию лекарственных средств как с точки зрения фармацевтических дисциплин, так и психологии поведения пациентов, которая определяется их социальным и финансовым положением, возрастом и полом, национально-культурными и религиозными традициями и т.д. Современное развитие мира характеризуется подъемом национального и религиозного самосознания, в соответствии с которым люди выстраивают свою жизнь и это определяет их потребности и покупательские предпочтения («потребительское поведение»), в том числе при выборе лекарственных средств, и фармацевтический специалист должен уметь на это грамотно реагировать. Например, в состав некоторых гомеопатических препаратов входят нозоды, которые получают из выделений людей больных гонореей (медоринум нозод), сифилисом (люэзинум нозод), туберкулезом (бациллинум нозод) и другими заболеваниями. Так препарат «Псоринхель» («Hell», Германия) содержит 11 компонентов, среди которых 4 нозода: псоринум, медоринум, вакцинимум, бациллинум [14]. Приведем еще несколько наименований гомеопатических препаратов, которые содержат нозоды в качестве индивидуальных веществ или компонентов лекарственной формы: «Нервохель», «Тонзилла-композитум», «Люэзинум», «Медорринум», «Туберкулинум», «Солидаго-композитум», «Трихомонаден-Флюор-инъель» и др. Все эти препараты можно приобрести в обычной, не гомеопатической аптеке или заказать в интернете. Как показывает опыт общения с фармацевтическими работниками, как правило, мало кто из них знает, что является исходным материалом для производства этих препаратов. По мнению профессора, доктора медицинских наук, кандидата богословия, протоирея Сергия Филимонова применение таких препаратов неприемлемо для православного человека и является осквернением, что подробно рассмотрено в его книге «Объективный взгляд на гомеопатию» [15]. Этот частный случай характеризует в целом ситуацию, когда фармацевтический специалист должен знать об особенностях некоторых групп препаратов в более широком аспекте и иметь «способность и готовность» (ФГОС ВПО) при необходимости проинформировать об этом пациентов и других потребителей лекарственных средств (ПК-43, ПК-44, ПК-45).

Особенностью фармацевтической деятельности в настоящее время является также и то, что она занимает двойственное положение между медициной и бизнесом, которые с одной

стороны, обязывают специалистов к высокой нравственности и милосердию к пациентам, а с другой - получать от них прибыль, которая обеспечивает доходность аптеки и благополучие ее владельцев и работников. В целом эти и другие факторы определяют «актуальность развития социально ориентированных компетенций у фармацевтических специалистов», а также «нравственно-этического воспитания провизора на этапе получения базового образования» [16].

Таким образом, современный фармацевтический специалист должен обладать соответствующими знаниями и быть способным и готовым профессионально реагировать на потребности пациентов, обусловленные не только состоянием их здоровья, но и национально-культурной и религиозной принадлежностью, что предъявляет соответствующие требования к их разносторонней подготовке в вузе. Этому будет способствовать реализация Соглашения в учебном процессе в контексте выполнения требований ФГОС ВПО. В целом выполнение Соглашения поможет совершенствованию фармацевтической помощи и развитию новых аспектов социальной фармации, а также духовно-нравственному воспитанию фармацевтических специалистов на принципах милосердия, любви к человеку и бережного отношения к человеческому достоинству. А в масштабах государства это будет способствовать совершенствованию общественных отношений и устойчивому развитию государства. Выводы:

1. Соглашение о сотрудничестве между Минздравом РФ и Русской Православной Церковью может быть реализовано в учебном процессе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к общекультурным и профессиональным компетенциям по специальности «фармация» (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-8; ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-43, ПК-44, ПК-45, ПК-47, ПК-48).

2. Реализация Соглашения в образовательном процессе и практической работе может способствовать развитию новых аспектов в социальной фармации, обусловленных национально-культурными и религиозными потребностями пациентов (населения).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Указ Президента РФ № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (от 31.12.15 г.).

2 «Соглашение о сотрудничестве между Минздравом здравоохранения Российской Федерации и Русской Православной Церковью» (от 18.06.15 г.).

3 Указ Президента РФ № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (от 24.12.14 г.).

4 Конституция Российской Федерации, Гл. 2, ст. 28.

5 Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.97 № 125-ФЗ (с изменениями на 13.07.15 г.).

6 Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации от 21.11.11 г. № 323-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

7 Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (с изменениями на 31.12.14 г., редакция, действующая с 11.01.15 г.).

8 Устав частного учреждения образовательной организации высшего образования «Медицинский университет «Реавиз» (новая редакция) // Утвержден Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области от 10.03.15 г. http//www.reaviz.ru (дата доступа - февраль 2016 г.)

9 Федеральный Государственный Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Фармация» // Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.14 г. № 38.

10 Социальная концепция Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2000. - 189 с.

11 Нефедов И.Ю., Нефедова И.Ю. Нравственные ценности при обучении и в работе провизоров на примере лекарственных средств, вызывающих искусственное прерывание беременности (аборт) // Вестник Медицинского Института «Реавиз» (Реабилитация, Врач и Здоровье). - Самара, 2015. - № 2 (18) Апрель-Июнь.- С. 51-56.

12 http//www.interfax-religion.ru (дата доступа - февраль 2016).

13 Брумэрел М.Д., Сафта В.Н., Адаужи С.Б., Безверхни З.А. 10 лет социальной фармации в Молдове. Государственный университет медицины и фармации им. Н. Тестемицану, г. Кишинев, Молдова. http//www.socpharm.nuph.ua (дата доступа - февраль 2016).

14 Нефедов И.Ю., Нефедова И.Ю. Некоторые правовые и нравственные аспекты применения нозодов в гомеопатии // Вестник Медицинского Института «Реавиз» (Реабилитация, Врач и Здоровье). - Самара, 2015. -№ 1 (17) Январь-Март. - С. 32-37.

15 Протоирей Сергий Филимонов Непредвзятый взгляд на гомеопатию / С.Филимонов.- СПб.: Общество Святителя Василия Великого, 2006. - 64 с.

16 Киршина И.А., Солонинина А.В. Профессиональная роль фармацевтических специалистов как аспект социальной деятельности. ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, Пермь. http//www.science-education.ru/pdf/2015/1/199pdf (дата доступа - февраль 2016).

Рукопись получена: 29 сентября 2016 г. Принята к публикации: 9 октября 2016 г.

УДК 614.254.65

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩИХ РЕАНИМАЦИОННЫМИ ОТДЕЛЕНИЯМИ)

© 2016 В В. Соловьёв1

1ГБУЗ «Городская клиническая больница имени С.И. Спасокукоцкого» (ГКБ № 50) Департамента

здравоохранения города Москвы

Неблагоприятная медико-демографическая ситуация в стране, низкий уровень менеджмента организации в здравоохранении, недостоверная статистика показателей здоровья медицинских работников, прежде всего, руководителей органов и учреждений здравоохранения, неизученная взаимозависимость состояния здоровья населения, механизма управления в здравоохранении, образа жизни и состояния здоровья руководителей ЛПУ -серьёзнейшая проблема современности, требующая неотлагательного решения. Развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства способно благотворно повлиять на все эти не решенные задачи. В статье изучаются организационно распорядительные или командно-административные, экономико-математические и социально-психологические методы управления, способные влиять на увеличение эффективности управленческих решений в здравоохранении, что способно повысить качество предлагаемой медицинской услуги и качество подготовки медицинских и фармацевтических работников.

Ключевые слова: управление, руководитель, менеджер, здравоохранение.

Введение. Главными причинами проведения реформ в здравоохранении являются: ухудшение медико-демографической ситуации в стране; низкая экономическая эффективность системы здравоохранения; низкий уровень менеджмента [1, 2, 4].

Одним из ведущих направлений реформирования здравоохранения является целый комплекс вопросов, посвященных совершенствованию управления системой охраны здоровья населения. Методологические подходы к политике в области оказания медицинской помощи, планирования медицинских услуг, направленных на повышение доступности и улучшению их качества в современных условиях новых межбюджетных отношений, в том числе и финансовых, обосновывают необходимость поиска новых путей принятия организационных, управленческих и инвестиционных решений [3, 5-8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.