10 Дьяков М.М. Формирование системы стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом : автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Москва, 2009. - 22 с.
11 Гургенов А.Г. Доклад на заседании общественной комиссии от 2 октября 2013 года при комитете по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губернской Думы.
12 Нагимова А.М. Государственное управление качеством жизни регионального социума: методология оценки эффективности : автореф. дис. ... доктора соц. наук. - Уфа, 2011. - 46 с.
13 Павлов С.Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов. - М.: МГАФК, Изд-во Малаховка, 2009. - 54 с.
14 Поляев Б.А. Наша спортивная медицина наверстывает упущенное // Аргументы и факты, 04.12.2013.
15 Шешунов И.В., Павлов В.В. Ирошникова Л.Е. Управление медицинским учреждением в условиях страховой медицины. - Самара : Изд-во СамГМУ, 2002. - С. 21.
16 Комплексная реабилитация после повреждений коленного сустава / Т.Б. Минасов, Л.Р. Филатова, И.Б. Ми-насов // Гений ортопедии. - 2010. - № 4. - С. 29-31.
Статья принята в печать 3 июня 2015 г.
Рецензент Минаев Ю.Л., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой
общественного здоровья и здравоохранения «Медицинский университет «Реавиз».
УДК 378.661
© 2015 И.Ю. Нефедов, И.Ю. Нефедова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ И В РАБОТЕ ПРОВИЗОРОВ НА ПРИМЕРЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ (АБОРТ)
В статье рассмотрены некоторые православные нравственные ценности применительно к обучению и работе провизоров на примере лекарственных средств, вызывающих искусственное прерывание беременности (аборт), в контексте выполнения требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта к общекультурным и профессиональным компетенциям по специальности «фармация».
Ключевые слова. Православные нравственные ценности, медикаментозный аборт, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, обучение и работа провизоров.
В настоящее время культурное и гуманитарное развитие нашего общества является основой его экономического процветания, государственного суверенитета, цивилизационной самобытности, а также признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности России. Это сформулировано в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», где ставится задача по распространению знаний и культуры, гуманизации общего и профессионального образования, повышения статуса семьи, осознание семейных ценностей как основы личного и общественного благополучия. При этом подчеркивается, что в формировании системы ценностей в России особую роль сыграло православие [1]. Об этом говорится и в Послании президента России Федеральному собранию [2], и в его выступлении на 10-м Съезде ректоров России [3], где становится гуманитарная задача - воспитание самодостаточного специалиста, ощущающего себя частью большой, многонациональной и многоконфессиональной страны.
Подъем религиозного самосознания людей и действия государства, направленные на сохранение и развитие его цивилизационной самобытности, определяют интерес к православным нравственным ценностям, позволяющим реализовать поставленные руководством государства задачи.
Эти задачи обращены ко всему Российскому обществу, но непосредственно в педагогической сфере и здравоохранении необходимым условием их решения является соответствующая законодательная база, позволяющая педагогическому работнику «формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни», «гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира» (ст. 48) [4]. Для решения этих задач педагогическому работнику дается право на «свободное выражение своего мнения» и «творческую инициативу» (ст. 47, п. 3) [4].
Эти права и обязанности педагогов реализуются в соответствии с образовательными программами, направленными на подготовку специалиста и отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [5]. В результате освоения этих программ специалист должен обладать соответствующими общекультурными и профессиональными компетенциями, которые и характеризуют его как специалиста по заданному направлению подготовки и определяют качество его работы с людьми.
Целью данной статьи является рассмотрение православных нравственных ценностей при обучении и в работе провизоров на примере лекарственных средств, вызывающих искусственное прерывание беременности (аборт), в контексте выполнения требований ФГОС ВПО к общекультурным и профессиональным компетенциям по специальности «фармация».
Для достижения поставленной цели, на основании изложенного материала и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, будут раскрыты следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции [5] (по тексту статьи будут делаться краткие ссылки на их номера):
ОК-1 - способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
ОК-2 - способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем...;
ОК-3 - способность и готовность к ... уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям.;
ОК-5 - способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссий и полемики.;
ОК-8 - способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм.;
ПК-43 - способность и готовность к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения лекарственных средств, принадлежности их к определенной фар-макотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме;
ПК-44 - способность и готовность к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям;
ПК-45 - способность и готовность оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств и других фармацевтических товаров;
ПК-47 - способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
ПК-48 - способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач.
В Федеральном Законе « Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации говорится, что «материнство в РФ охраняется государством» (ст. 52.1), при этом «каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве» (ст. 56.1) [6]. Этот же Закон допускает искусственное прерывание беременности по желанию женщины при наличии информированного согласия при сроке беременности до 12 недель (ст. 56.3), по социальным показаниям - до 22 недель (ст. 56.4), а по медицинским показаниям - независимо от срока беременности (ст. 56.4).
Здесь нужно отметить, что в настоящее время государство прилагает все усилия к поощрению рождаемости и улучшению демографической ситуации в России, но, к сожалению, количество абортов остается велико (по официальным данным более 1 млн в год, а по другим оценкам в несколько раз больше), и только в последние годы количество рождающихся людей стало превышать количество умерших, т.е. прекратилось вымирание населения России.
В настоящее время появились законодательные инициативы [7] об исключении возможности оплаты абортов из государственных средств, т.е. из средств налогоплательщиков (кроме особых случаев), что справедливо, т.к. среди налогоплательщиков немало противников абортов, естественно нежелающих их оплачивать из своих средств, которые можно перенаправить на поддержку материнства, детства и традиционных семейных ценностей. По оценкам специалистов, только 3 % абортов совершаются по социальным и медицинским показаниям, при этом общие расходы на них составляют 5 млрд рублей в год.
В целом, рассматривая эту ситуацию, можно задаться и таким вопросом: на поддержку чего направляются эти деньги - жизни или смерти? Возникает и другой вопрос - о сроках беременности, когда женщина может сделать аборт свободно, исходя только из своего желания (до 12 недель), и когда на нее накладываются ограничения - разрешается только по социальным или медицинским показаниям. Не вдаваясь в дискуссию о биомедицинских причинах этих сроков, отметим только то, что в данном случае у людей может возникнуть ложное представление и успокоенность о том, что до 12 недель - это не человек, или недоразвитый человек, и с ним можно поступать по своему усмотрению, то есть дать жить или нет, а вот после 12 недель - это человек, и чтобы его убить нужны веские социальные или медицинские причины. Но, ведь, очевидно, что в оплодотворении принимают участие две человеческие половые клетки, и с первых мгновений после их слияния будет развиваться новая человеческая жизнь, и уничтожение зародыша на любой из стадий его развития - это убийство человеческой жизни, будь то это первая минута или девятый месяц его внутриутробного развития.
Важно, чтобы у людей сформировалось такое нравственное сознание, которое стало бы внутренним препятствием к совершению аборта, чтобы человек хотел родить всех своих детей, и решался на аборт только в самом крайнем случае, понимая, что уничтожается человеческая жизнь, такая же как и у него самого, и что, принимая решение об аборте, человек принимает решение о том, что выбрать для своих будущих детей - жизнь или смерть.
В рассматриваемом Законе «Об основах охраны здоровья» говорится, что приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем: «соблюдения этических и моральных норм» (ст. 6.1) и «.по возможности культурных и религиозных традиций пациента» (ст. 6.2) [6].
Хорошо известно, что практически все религии отрицательно относятся к аборту.
С точки зрения православных нравственных ценностей «канонические правила приравнивают аборт к убийству» [8], независимо от срока беременности: «У нас нет различия плода образовавшегося и еще необразованного, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно». То есть уничтожение оплодотворенной яйцеклетки на любой из стадий ее развития есть убийство зародившейся человеческой жизни.
Следует отметить, что ответственность за убийство не рожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта [8].
(В соответствии с целью данной статьи и в контексте требований ФГОС ВПО рассмотренный выше материал раскрывает следующие общекультурные и профессиональные компетенции: ОК-1, 2, 3, 5, 8; ПК-47.)
В современной медицинской практике аборт может быть произведен хирургическим методом (выскабливанием), вакуумаспирацией и лекарственными средствами (медикоментоз-ный аборт, фармаборт).
Лекарственные средства, с помощью которых можно вызвать аборт, могут воздействовать на разные стадии развития зародыша человека как до, так и после его имплантации в эндометрий.
К этим средствам относятся, например, Левоноргестрел (синонимы: постинор, левонова, микролют, мирена, норплант, эскапел и др.), которые используются для прерывания беременности на очень ранних сроках - до 72 часов, а также Мифепрестон (синонимы: мифегин, пенкрофтон, миропристон и др.), которые используются для производства аборта на сроках беременности до 42 дней (6 недель) [10].
В отношении левоноргестрела, который есть практически в каждой аптеке и зачастую отпускается без рецепта врача, бывает неверное мнение, что это исключительно противозачаточное средство. В действительности этот препарат «препятствует имплантации оплодотворенной яйцеклетки» [10], т.е. вызывает гибель зародыша человека на доимплантационной стадии развития, поэтому и эффективен он в первые трое суток после зачатия. Частичный противозачаточный эффект этого препарата может быть связан с увеличением вязкости цер-викальной слизи, что препятствует продвижению сперматозоидов. Среди побочных эффектов применения этого препарата отмечается нарушение гормонального баланса, особенно у молодых женщин, что может приводить к образованию кист, нарушению менструального цикла, бесплодию, депрессии, аллопеции и другим отрицательным последствиям. Возникающие нарушения здоровья могут сохраняться длительное время и являться препятствием для зачатия в будущем, когда женщина захочет иметь детей. Для преодоления отрицательных последствий применения абортивных средств некоторые пациенты применяют, например, экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), которое требует своего медикаментозного сопровождения для подготовки эндометрия и всего организма женщины к беременности. Например, в настоящее время на фармацевтическом рынке продвигается препарат «Про.. .н» на основе прогестерона, который может применяться для этих целей.
Получается, что фармацевтический бизнес сначала получает прибыль от продажи абортивных средств, разрушающих здоровье, а потом вновь получает прибыль от лекарственных
средств для его восстановления. И, хотя каждый человек по своей воле применяет те или иные методы, тем не менее, по сути, в этой ситуации видится циничное, потребительское отношение к человеку.
Следует отметить, что с позиции православных ценностей неприемлем как медикаментозный аборт, так и применение технологии ЭКО для зачатия детей [8].
К абортивным средствам, препятствующим имплантации оплодотворенной яйцеклетки, относятся и внутриматочные спирали (ВМС), которые вызывают раздражение слизистой оболочки матки, ее усиленные мышечные сокращения, что препятствует внедрению в ее стенку зародыша человека. По некоторым результатам исследования у женщин, имеющих ВМС, до 50 % месячных циклов заканчиваются беременностью, т.е. за 1 год, возможно, до шести абортов на доимплантационной стадии развития человеческой жизни.
Другая группа абортированных лекарственных средств, которые применяются после имплантации зародыша, - это антигестагенные препараты, такие как «Мифепрестон» и другие. Они провоцируют гормональный сдвиг у женщины, препятствуют благополучному течению беременности, вызывают отторжение эндометрия и плодного яйца, сокращение матки и выталкивание из нее зародыша человека, то есть его гибель. Эти препараты, как правило, не должны поступать в аптечную сеть и должны направляться в медицинские учреждения, где проводится искусственное прерывание беременности, так как их необходимо применять только в условиях стационара под контролем врача. Но в реальности, в отдельных случаях, подобные препараты поступают в аптеки и отпускаются населению по рецептам врачей гинекологов.
Возвращаясь к нравственной оценке искусственного прерывания беременности следует отметить, что с точки зрения традиционных православных ценностей вину аборта разделяют не только тот, кто его сделал, но и тот, кто изготовил и реализовал абортивные средства, то есть фармацевтические работники на производстве и в аптеке, изготовившие и отпустившие подобные препараты. В православных канонах об этом говорится так: «... дающих врачевст-ва, производящыя недоношения плода во чреве, и приёмлющих отравы плод умерщвляющая..» (Правило 91, Шестого Вселенского Собора) [9, 11], «... и занимающимся составлением детогубительных отрав...» (Правило 21, Анкирского Собора) [9, 11]. Православным студентам и фармацевтическим работникам нужно знать, что эти действия являются помощью в убийстве во чреве и нарушением заповеди любви - «Не убий».
(Рассмотренный материал раскрывает следующие общекультурные и профессиональные компетенции: ОК-8; ПК-43, 44, 45, 48).
В целом можно заключить, что искусственное прерывание беременности неприемлемо с точки зрения традиционных для России православных нравственных ценностей. Аборт приравнивается к убийству, при этом вину за него разделяют и те, кто производит и реализует абортивные лекарственные средства.
Для практической работы рассмотренный материал может быть важен фармацевтическим работником при трудоустройстве, например, «миропрестон» производится в России Обнинской химико-фармацевтической компанией, организации работы коллектива, проведении информационной (ПК-43), консультативной (ПК-44) и просветительской (ПК-47) работы, а также при формировании ассортимента лекарственных средств для реализации в аптеке. Так как абортивные лекарственные средства составляют несущественную долю в товарообороте аптеки, и отказ от них не нанесет урона прибыли, но поможет избежать конфликта
совести у православных фармацевтических работников и станет конкретным действенным вкладом в духовно-нравственное развитие общества.
Возвращаясь к цели статьи, можно сделать вывод, что ФГОС ВПО создает условия для рассмотрения традиционных православных нравственных ценностей в образовательном процессе для учащихся, желающих их знать и разделяющих эти взгляды, и способствует подготовке провизоров, обладающих следующими общекультурными и профессиональными компетенциями: ОК-1, 2, 3, 5, 8 и ПК-43, 44, 45, 47, 48, что, в итоге, позволяет решать поставленную руководством государства задачу о гуманизации профессионального образования и подготовке специалиста, способного дать адекватный ответ на вызовы современного мира.
В заключении статьи хочется отметить, что воля человека всегда свободна и его свободный выбор определяется, в том числе, внутренними нравственными ценностями и информированностью, на содействие которым и направлена эта статья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Указ Президента РФ № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (от 24.12.14 г.).
2 «Послание президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г.».
3 «Реавиз» принял участие в X съезде Российского союза ректоров // Totumverum, газета МУ «Реавиз». - 2014. - № 67. - С. 1.
4 Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (с изменениями на 31.12.14 г., редакция, действующая с 11.01.15 г.).
5 Федеральный Государственный Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Фармация» // Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 № 38.
6 Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21.11.11 № 323-Ф3 (с изменениями и дополнениями).
7 www.pravoslavie.ru (дата доступа - май 2015).
8 Социальная концепция Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2000. - 189 с.
9 Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. - 2009. - 447 с.
10 Лекарственные средства. - 15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. - 1206 с. : ил.
11 azbuka.ru>otechnik/nicodim_milash/pravila... soborov... (дата доступа - май 2015). Статья принята в печать 24 мая 2015 г.
Рецензент Горячев В.В., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии «Медицинский университет «Реавиз»».