Научная статья на тему 'Социальная фармация: опыт развития студентами социальной значимости профессии "провизор"'

Социальная фармация: опыт развития студентами социальной значимости профессии "провизор" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1045
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ПРОВИЗОРА / SOCIAL ROLE OF THE PHARMACIST / АБОРТИВНЫЕ КОНТРАЦЕПТИВЫ / ABORTIVE CONTRACEPTIVES / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / STUDENT PROJECT / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПРОВИЗОР" / PROFESSIONAL STANDARD 'PHARMACIST' / ФГОС ВО / FEDERAL STANDARDS FOR HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нефедов Игорь Юрьевич, Нефедова Ирина Юрьевна, Фролова Алена Владимировна, Ремизова Анастасия Алексеевна

В статье представлен опыт управления студентами проектом по развитию социальной значимости профессии «провизор» на примере трансформации узкопрофессиональной проблемы применения контрацептивных лекарственных средств с абортивным действием в социально-значимую тему, соответствующую научной концепции социальной фармации. Полученные в студенческом проекте результаты отвечают требованиям актуальности, практической значимости, новизны, внедрены в жизнь и соответствуют требованиям ФГОС ВО и профессионального стандарта «Провизор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нефедов Игорь Юрьевич, Нефедова Ирина Юрьевна, Фролова Алена Владимировна, Ремизова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social pharmacy: students’ experience in increasing social significance of pharmacists

The article describes the experience of students in managing a project intended to increase social significance of pharmacists on the example of transforming a specific professional problem of abortive contraceptives into a socially significant problem, corresponding to the research concept of social pharmacy. The results of this student project meet the requirements of relevance, practical significance, and novelty. They also meet the requirements of federal standards for higher education and professional standard ‘Pharmacist’.

Текст научной работы на тему «Социальная фармация: опыт развития студентами социальной значимости профессии "провизор"»

Общественное здоровье и здравоохранение

УДК 615.1

СОЦИАЛЬНАЯ ФАРМАЦИЯ: ОПЫТ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОФЕССИИ «ПРОВИЗОР»

© 2018 И.Ю. Нефедов, И.Ю. Нефедова, А.В. Фролова, А.А. Ремизова

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Самара

В статье представлен опыт управления студентами проектом по развитию социальной значимости профессии «провизор» на примере трансформации узкопрофессиональной проблемы применения контрацептивных лекарственных средств с абортивным действием в социально-значимую тему, соответствующую научной концепции социальной фармации. Полученные в студенческом проекте результаты отвечают требованиям актуальности, практической значимости, новизны, внедрены в жизнь и соответствуют требованиям ФГОС ВО и профессионального стандарта «Провизор».

Ключевые слова: социальная роль провизора, абортивные контрацептивы, студенческий проект, профессиональный стандарт «Провизор», ФГОС ВО.

Введение. В настоящее время фармация формируется как самостоятельный социальный институт, научной концепцией которого является социальная фармация [1]. Социальная фармация «как междисциплинарная наука изучает вопросы, связанные с лекарственными препаратами в более широкой перспективе и включает в себя правовые, этические, экономические, политические, социальные, коммуникативные и психологические аспекты в целях содействия безопасному и рациональному использованию лекарственных средств [2, 3].

Одной из актуальных социально-значимых проблем в России является демографическая ситуация. По оценкам Росстата численность жителей в нашем государстве за первые три месяца 2018 г. «сократилось на 40,6 тыс. человек» [4]. Одним из важных аспектов этой проблемы является большое количество абортов, совершаемых в РФ - около 836,6 тыс. в год [4] (т.е. 209,1 тыс. за 3 мес.), определенная доля из которых приходится на медикаментозное прерывание беременности. Эта статистика не учитывает вклад так называемых «абортивных контрацептивов», т. е. лекарственных препаратов, вызывающих гибель зародыша человека на ранних стадиях эмбрионального развития (в первую неделю после зачатия), но позиционируемых как контрацептивные средства. Они приобретаются населением в аптеках как противозачаточные препараты, но по механизму действия являются абортивными средствами, о чем явно или завуалированно указано в инструкциях по их применению [5]. Социальная значимость этой темы нашла отражение в общественном движении «За жизнь», отстаивающим права человека на жизнь с момента зачатия [6]. Правовое обоснование этого вопроса изло-

жено в работе: «Достоинство и права ребенка на пренатальной стадии развития. Конституционно-правовой, медико-правовой и биоэтический анализ» [7].

Таким образом, проблема применения контрацептивных препаратов с абортивным механизмом действия трансформировалась из узкопрофессиональных фармацевтических рамок в социально-значимую тему, которая может изучаться с позиций социальной фармации.

Это позволяет использовать данную тему как модель для обучения студентов умению управлять собственным проектом, формируясь при этом как специалист и вырастая из узких рамок аптечной работы до новой социальной роли профессии «провизор».

Главная идея студенческого проекта - это переход от узкопрофессионального понимания абортивного действия контрацептивов к общественной значимости этой темы. При этом основная цель взаимодействия с населением - это донести до сознания людей этическую сторону применения этих препаратов, - то, что пресекается неповторимая человеческая жизнь, которая имеет неизмеримую ценность и достоинство с момента зачатия.

В целом такой подход к обучению студентов отвечает требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) - специали-тет по специальности 33.05.01. Фармация (приказ Минобрнауки № 219 от 27.03.18 г.) [8] и профессионального стандарта «Провизор» [9].

В соответствии с образовательным стандартом выпускник должен быть «Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла» (УК-2), а также осуществлять профессиональную деятельность с учётом: «...социальных факторов...» (ОПК-3) и «...в соответствии с этическими нормами и морально-нравственными принципами фармацевтической этики и деонтологии» (ОПК-4) [8]. А в соответствии с трудовой функцией своего профессионального стандарта, - провизор обязан «Информировать население и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента» [9].

Цель: обучение студентов управлению проектом по трансформации проблемы применения абортивных контрацептивов из узкопрофессиональной в социально значимую тему, соответствующую научной концепции социальной фармации.

Для этого студентам нужно было решить следующие основные задачи:

1. Разработать проект.

2. Изучить мнение населения о контрацептивных лекарственных средствах с абортивным действием.

3. Проинформировать людей, т.е. донести до их сознания этические аспекты применения этих препаратов.

Материалы и методы. Для решения этих задач студентами 5-го курса фармацевтического факультета МУ «Реавиз» был разработан проект, включающий обоснование его актуальности и практической значимости; цели и средств ее достижения, теоретической и практической части исследования, анализа результатов и их внедрения. Практическая часть проекта включала анкетирование населения, в котором участвовало 55 человек (30,9 % мужчин и 69,1 % женщин) старше 18 лет (из них 85,5 % в возрасте от 20 до 40 лет), 69,1 % опрошенных имели средне специальное образование или незаконченное высшее образование, 80,0 % - были студентами и рабочими. Участникам опроса предлагалась анкета с вопросами и три варианта ответов: «Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить» (табл. 1). Анкетирование было добровольным и анонимным. Полученные результаты обрабатывались стандартным способом. Для информирования населения и внедрения полученных результатов в жизнь студенты участвовали в научно-практической конференции, опубликовали научно-популярную статью

в газете и провели информационно-просветительскую работу среди людей посредством личного общения и через интернет.

Результаты и обсуждение. Полученные в студенческой работе результаты (табл. 1) были проанализированы в контексте социальной роли провизора в реализации этических аспектов социальной фармации. Было установлено, что 66,0 % опрошенных положительно относятся к контрацепции, но 40,0 % не имеют знаний о гормональных контрацептивных лекарственных средствах, при этом 47,3 % впервые слышат или не знают об их абортивном действии. Т. е. почти половина из опрошенных людей пребывает в неведении о том, что препарат, продаваемый в аптеке как контрацептив, способен пресекать жизнь зародыша человека на ранних стадиях развития. Из этого с очевидностью следует необходимость информирования людей об этих свойствах препаратов, как с этической точки зрения, так и для выполнения «Закона о защите прав потребителей» [10]. К сожалению, практически для половины опрошенных (47,3 %) не имеет значение обладает ли применяемый ими контрацептив абортивным действием. Это свидетельствует о необходимости нравственного развития людей, что является социальной задачей, в которой свою информационно-просветительскую роль может выполнить провизор в соответствии с концепцией социальной фармации и своими профессиональными обязанностями [9].

Таблица 1

Результаты анкетирования населения по вопросам применения контрацептивных лекарственных средств (ЛС) с абортивным действием

Ответы (%)

Заданные вопросы «Да» «Нет» «Затрудняюсь ответить»

1. Как вы относитесь к контрацепции? 66,0 20,8 13,2

(положительно) (отрицательно)

2. Имеете ли Вы какие-либо знания о гормональных контрацептивных ЛС? 38,2 40,0 21,8

3. Знаете ли Вы, что среди контрацептивов есть ЛС 52,7 16,4 30,9

с абортивным действием? (впервые слышу)

4. Имеет ли для Вас значение, какой вид контрацептив- 29,1 47,3 23,6

ных ЛС (абортивных / неабортивных) Вы используете?

5. Задумывались ли Вы о возможных осложнениях

и побочных эффектах при применении контрацеп- 41,8 34,6 23,6

тивных ЛС?

6. Какое влияние, по Вашему мнению, оказывают 37,0 16,7 46,3

контрацептивные ЛС на организм? (положительное) (отрицательное) (нейтральное)

7. Из каких источников Вы черпаете эти знания? Из медицинских - 11,0; от аптечных работников - 5,6;

СМИ, Интернет, другое - - 83,4

8. Прибегали ли Вы к самостоятельному выбору 12,8 72,7 14,5

гормональных контрацептивных ЛС (иногда)

9. Хотели бы Вы получить консультацию от фарма-

цевтического работника по применению контрацеп- 40,0 41,8 18,2

тивных средств?

10. Считаете ли Вы правильным, чтобы фармацевти-

ческий работник сам информировал Вас об абортив- 49,1 30,9 20,0

ном эффекте контрацептивов?

11. Считаете ли вы правильным применять контрацептивные средства супружеской паре? 30,9 54,5 14,6

Этот факт также подтверждает актуальность и практическую значимость данного исследования. Более трети опрошенных (34,6 %) не задумывались о возможных отрицательных последствиях для своего здоровья применения контрацептивных лекарственных средств и почти половина (46,3 %) считают их влияние нейтральным, что не соответствует действительности. Этот аспект применения контрацептивных препаратов свидетельствует о необходимости соответствующей информационной работы провизора среди населения. Выяснилось, что только 16,6 % опрошенных людей получают сведения об этих препаратах из профессиональных источников, т. е. от медицинских и фармацевтических работников, в остальных случаях это были Интернет (30,4 %), знакомые (20,4 %), средства массовой информации (16,9 %) и другие источники (15,7 %). Так как применение контрацептивных средств носит массовый характер и информация об их применении востребована в обществе, то и основными источниками ее должны быть медицинские и фармацевтические работники, при этом учитывая большое количество аптек и доступность для общения провизоров, большая социальная роль в решении этого вопроса может ложиться именно на них. Тем более, что почти треть опрошенных (27,3 %) прибегали или иногда прибегали к самостоятельному выбору гормональных контрацептивных лекарственных средств. При этом 40,0 % опрошенных людей хотели бы получить консультацию от фармацевтического работника по применению контрацептивов, а 49,1 % считают правильным, чтобы фармацевтический работник по собственной инициативе проинформировал их об абортивном действии препаратов.

Здесь следует отметить, что общероссийское движение «За жизнь» предлагает маркировать упаковку контрацептивных препаратов с абортивным действием надписью: «Осторожно! Абортивный эффект». По нашему мнению, это правильное предложение, которое необходимо выполнить, т.к. люди мало осведомлены об особенностях действия этих лекарственных средств (данное исследование это подтверждает), но хотели бы об этом знать, и, как уже отмечалось, это будет способствовать выполнению «Закона о защите прав потребителей» и развитию нравственного сознания людей.

Отрадно, что более половины опрошенных людей (54,5 %) считают, что в супружеской жизни не следует применять контрацептивы. Информационное развитие этого положительного примера может способствовать улучшению демографической ситуации в России.

В целом, полученные в работе данные подтверждают главную идею проекта о социальной значимости и роли профессии «провизор» в решении актуальной проблемы применения контрацептивных лекарственных средств с абортивным действием.

Для завершения проекта студентам требовалось внедрить результаты исследования в жизнь, т. е. донести до сознания людей этические аспекты применения этих препаратов. Для этого студентами на научно-практической конференции были представлены результаты исследования, а для информирования общественности была опубликована научно-популярная статья в газете и проведены беседы с людьми посредством личного общения и через интернет (табл. 2).

Таблица 2

Внедрение результатов исследования студентами фармацевтического факультета Медицинского университета «Реавиз»

№ Способ внедрения

1. Участие в VIII Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых 17 мая 2018 г., г. Самара, МУ «Реавиз». Тезисы доклада: «Этические аспекты производства и применения контрацептивных лекарственных средств с абортивным действием», авторы Фролова А.В., Ремизова А.А.

2. Опубликована статья в газете МУ «Реавиз» «Totumvemm» № 105, апрель 2018 г. «Что нужно знать о контрацептивах?», авторы Фролова А.В., Ремизова А.А.

3. Информационная работа среди населения посредством устной беседы и через Интернет на тему: «Контрацептивные лекарственные средства с абортивным действием», авторы Фролова А.В., Ремизова А.А. (май, 2018).

Выводы:

1. В целом, в студенческом проекте и данной статье показано развитие социальной значимости профессии «провизор» на примере трансформации проблемы применения контрацептивных лекарственных средств с абортивным действием из узкопрофессиональной в социально значимую тему, в соответствии с научной концепцией социальной фармации.

2. В результате выполнения студентами исследовательской работы достигнута обучающая цель по управлению проектом и получены новые данные, которые актуальны, практически значимы и внедрены в жизнь.

3. Установлено, что от 30 до 50 % опрошенных людей не имеют знаний о контрацептивных лекарственных средствах с абортивным действием, только 16,6 % получают информацию из медицинских и фармацевтических источников и от 40 до 50 % опрошенных хотели бы получать эту информацию от фармацевтических работников.

4. Более половины опрошенных людей (54,5 %) считают неправильным использование контрацептивных средств в супружеской жизни, что может иметь положительное значение для улучшения демографической ситуации в России.

5. Полученные результаты внедрены студентами в жизнь, т. е. проведена информационная работа среди населения, посредством участия студентов в научно-практической конференции, опубликования статьи в газете, в личном общении с людьми и через Интернет.

Заключение. Полученные результаты показывают реальную социальную значимость и роль профессии «провизор» в формировании фармации как самостоятельного социального института, который может способствовать решению актуальных общественно значимых проблем таких, например, как аборты, применение контрацептивных лекарственных средств, нравственное развитие населения, демографическая ситуация и других проблем, связанных с фармацией и медициной.

Использованный в работе подход позволяет помочь студентам научиться «управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла», что соответствует требованиям ФГОС ВО (УК-2) [8] и подготовить их к выполнению трудовой функции «Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента», что соответствует требованиям профессионального стандарта «Провизор» [9].

Авторы благодарят первого проректора по научной деятельности МУ «Реавиз», кандидата медицинских наук, доцента А.А. Супильникова за помощь в работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Унгурян Л. М., Громовик Б. П. Профессиональная экспертиза фундаментальных вопросов социальной фармации // Медицинский альманах. - Нижний Новгород, 2014. - № 2 (32). - URL: http//www.medalmanac.ru (дата доступа - июнь 2018 г.).

2 Брумэрел М. Д. Сафта В. Н., Адаужи С. Б. и др. 10 лет социальной фармации в Молдове. Государственный университет медицины и фармации им. Н. Тестемицану, г. Кишинев, Молдова. - URL: http//www. Socpharm.nuph.ua (дата доступа - июнь 2018 г.).

3 Нефедов И. Ю., Нефедова И. Ю. Современная политика государства в здравоохранении и новые аспекты в социальной фармации и подготовке специалистов// Вестник Медицинского Института «Реавиз» (Реабилитация, Врач и Здоровье). - Самара, 2016. - № 4 (24) октябрь-декабрь. - С. 95-99.

4 Федеральная служба государственной статистики. - URL: http//www.gks.ru (дата доступа - июнь 2018 г.)

5 Нефедов И. Ю., Нефедова И. Ю. Контрацептивные средства с абортивным действием: профессиональные и духовно-нравственные аспекты в работе и при обучении фармацевтических специалистов // Вестник Медицинского Института «Реавиз» (Реабилитация, Врач и Здоровье). - Самара, 2016. - № 2 (22) апрель-июнь. -С. 126-132.

6 ВСПО в ЗЖ. - URL: http//za-zhizn.ru (дата доступа - июнь 2018г.)

7 Понкин И. В., Понкина А. А. Достоинство и права ребенка на пренатальной стадии развития: Конституционно-правовой, медико-правовой и биоэтический анализ / Институт государственно-профессиональных отношений и права. - М.: Букиведи, 2017. - 132 с.

8 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специали-тет по специальности 33.05.01 Фармация // Утвержден Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2018 г. № 219.

9 Профессиональный стандарт «Провизор» // Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. №91н.

10 Закон о защите прав потребителей (в редакции Федерального Закона от 09.01.96 с изменениями на 05.05.14, редакция действительна с 01.07.14).

Рукопись получена: 8 июня 2018 г. Принята к публикации: 15 июня 2018 г.

УДК 614.446.9

ПЛАНИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ

© 2018 П.П. Коновалов1, О.В. Арсентьев2, А.Л. Буянов1

1ФГКУ «354 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Екатеринбург

2ФГКУ «428 Военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Саратов

Цели исследования: усовершенствование управленческих решений, применяемых в повседневной практике работы медицинских организаций при проведении подготовки ее перевода в режим работы в чрезвычайной ситуации.

Материалы и методы. На основе действующих руководящих документов, определяющих ключевые направления работы руководителя медицинской организации, рассмотрены практические мероприятия в период подготовки для перевода организации к работе в режиме чрезвычайной ситуации.

Результаты. В статье рассмотрены основные вопросы, возникающие в повседневной деятельности медицинской организации при подготовке к работе в режиме чрезвычайной ситуации. Рассмотрены периоды в принятии управленческих решений, требования к планированию и отработке документов, потребностей в силах и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.