УДК 378.1
© 2014 И.Ю. Нефедов, И.Ю. Нефедова
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА И ПРОВИЗОРА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
В статье обосновывается необходимость формирования нравственного сознания будущих врачей и провизоров на всех этапах учебного процесса в медицинском вузе в контексте исполнения положений Федерального Государственного образовательного стандарта об обладании выпускниками необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями, в том числе и с позиций христианской нравственности.
Ключевые слова: педагогика, нравственные ценности в медицине и фармации, Федеральный Государственный образовательный стандарт, христианская нравственность.
Профессиональная педагогика обращает внимание на тревожную тенденцию, заключающуюся в том, что современное образование превращается в сферу услуг и направляет свои ресурсы не на развитие нравственности ученика, а на формирование успешного человека, ориентированного в первую очередь на пользу, а не на благо [1]. Образование далеко не всегда обращает внимание на то, что воспитание в ученике добродетели должно приводить к тому, чтобы его благо совпадало с благом другого человека, с которым он связан и взаимодействует. Воспитание способно противостоять разрушительным тенденциям, устранять условия, дегуманизирующие человека и общество, и поддерживать созидательные тенденции [2]. Это положение справедливо для учащихся в медицинском вузе и определяет актуальность формирования нравственного сознания будущих специалистов - врачей и провизоров в процессе их обучения.
Современное развитие биологии и медицины таит в себе угрозу утраты биосоциальной уникальности человека и традиционных человеческих ценностей.
Возникающее противоречие между достижениями биомедтехнологий и интересами людей делает актуальной нравственную и правовую оценку этих достижений.
Для медицинского вуза важным является формирование нравственного сознания врача, провизора, способного разобраться в том, что является добром, а что злом, что несет благо, а что - вред человеку.
Это предполагает и Федеральный Государственный образовательный стандарт, обязывающий вуз формировать у учащихся способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности [3].
В настоящее время новые возможности медицины вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами, так как они связаны не только с лечением, но и с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, допущение донорства без согласия, уничтожение жизни на эмбриональных стадиях, отказ и прекращение медицинской помощи безнадежно больным) [4,5].
Биология, медицина и фармация сегодня контролируют всю жизнь человека, начиная от зачатия, развития до и после рождения, профилактики заболеваний и их лечения, коррекции качества жизни и до самой смерти человека. Поэтому решающее значение имеет то, в чьих руках находятся эти достижения, с какими целями они используются [6].
Например, конструирование зиготы из половых клеток трех родителей (двух женских и одной мужской), или из соматической и половой клеток одной и той же женщины, с последующей имплантацией этой зиготы ей же, чтобы она родила саму себя, то есть свой клон (идея клонирования человека). К каким последствиям могут привести подобные технологии для этих людей, для ребенка, для человечества, даже если ставятся благие цели? Не к разрушению ли личности и традиционных ценностей семьи и общества, что лежит изначально в основе бытия человека? А также к росту числа психических болезней и суицидов, нарушению стабильности наследственных структур человека и как следствие - к повышенной чувствительности к воздействию патологических факторов и развитию новых болезней, в том числе онкологических.
Современный экологический кризис является внешним отражением внутреннего состояния человека, который приводит к нарушению здоровья, качества и продолжительности жизни, но применение же подобных технологий может привести к внутреннему, неуправляемому и необратимому «экологическому» кризису и разрушению всей био-социальной уникальности человека.
Современные развивающиеся биомедтехнологии могут положить начало превращению человеческого общества в нечеловеческое, и это будет зависеть от нравственного состояния современного человека.
Или другой пример, фетальная терапия, когда для лечения и омоложения используются ткани и органы человеческих зародышей, абортированных на различных стадиях развития [7], а также суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение и другие технологии.
В целом складывается представление, что в современном мире к человеческой жизни формируется отношение как к продукту [6], как к товару потребительского рынка.
С другой стороны, коммерциализация медицины и фармации приводит к тому, что эксплуатируется естественный инстинкт самосохранения человека и его забота о здоровье для извлечения собственной выгоды.
По мнению академика РАН В.В. Власова, «производители лекарственных средств не всегда заинтересованы в полном, радикальном излечении пациента от заболевания. Препараты, которые не излечивают, а просто позволяют легче переносить болезнь, временно снимают недомогания, значительно более выгодны для индустрии» [6]. Это свидетельствует о глобальном морально-нравственном кризисе общества, включая и определенные круги медиков и фармацевтов. Поэтому одним из первоочередных путей преодоления этого кризиса является формирование морально-нравственных норм и правил в области фармации и прививание их в общественное сознание, общественное бытие и общественные отношения [6].
Важно помогать учащимся сформировать систему профессиональных морально-нравственных ценностей, позволяющую им делать осознанный выбор в пользу добра и во благо человека.
Проблемы медицинской и фармбиоэтики многогранны. К их решению можно подойти как с позиций гуманитарных, так и естественно-научных дисциплин. Однако в основе остается естественно-научное, медико-биологическое понимание происходящих процессов и новых технологий, из которого вытекает гуманитарное (нравственное, правовое) осмысление открытий и разработок. В результате в России введен мораторий на исследования по клонированию человека, принят Закон, запрещающий эвтаназию.
Учитывая, что современная русская и европейская культуры сформировались на основе христианских нравственных ценностей, а также, принимая во внимание требование Федерального Государственного образовательного стандарта к специалисту обладать способно-
стью и готовностью «к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям» [3], важное значение имеет мнение Церкви по нравственным вопросам биологии и медицины, которое формируется Церковно-Общественным Советом по биомедицинской этике. Это мнение выражено в социальной концепции Русской Православной Церкви, где однозначно говорится о неприемлимости клонирования человека, фетальной терапии, эвтаназии, экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства [8].
В вопросе об абортах кроме очевидной стороны, что это есть убийство во чреве, которое может быть оправдано только в исключительных случаях, если это служит спасению женщины от неминуемой смерти, есть еще одна сторона - о тех, кто дает (продает) абортивное средство [7,8]. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства, ... дающая врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющия детоубийственныя отравы» [7,8,9]. При этом уточняется, что тяжесть вины не зависит от срока беременности [8], то есть уничтожение оплодотворенной яйцеклетки на любой из стадий ее развития есть убийство зародившейся человеческой жизни.
Это положение заставляет задумываться фармацевтов и провизоров, работающих на фармацевтических предприятиях, производящих абортивные средства, или реализующих их через аптечную сеть. К таким средствам относится, например, «П..», вызывающий прерывание беременности на ранних стадиях и имеющийся в наличии практически в любой аптеке.
Об этом стоит задуматься врачам, выписывающим рецепты на подобные средства, то есть фактически принимающих решение о проведении аборта медикаментозным путем, и тем более тем врачам, которые их выполняют. Здесь следует отметить, что Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести [7].
Актуальность всех этих вопросов подтверждается и в работе 4 Всероссийского Съезда православных врачей «Духовные, социальные и медицинские основы сохранения здоровья», прошедшего 3-4 октября 2013 г. в Самаре [10].
Важно, чтобы нравственная и правовая оценка новых медицинских технологий становилась достоянием учебного процесса не только на специализированных кафедрах по медицинской и фармбиоэтике, но и на естественно-научных, медико-биологических и профильных кафедрах во время всего процесса обучения в медицинском вузе.
Необходимо, чтобы нравственные позиции в медицине и фармации становились достоянием внутреннего мира человека, его мировоззрением, убеждениями и руководством к действию во благо и с милосердием к человеку, к чему и призваны врач и провизор. А этого можно достичь, если этические медицинские и фармацевтические вопросы будут рассматриваться не только на гуманитарных, но и на других, особенно профильных кафедрах, как воспитание профессиональной нравственности через преподаваемый предмет.
Этому могут способствовать диспуты, доклады, рефераты, курсовые и научные работы в студенческом научном обществе, и любые другие формы работы с учащимися, направленные на нравственную оценку новых открытий и технологий.
Их всестороннее рассмотрение в учебном процессе позволит учащимся сформировать собственную самостоятельную обоснованную мировоззренческую позицию, направленную на благо человека, на сохранение свободы и уникальности личности, а вузу при подготовке специалистов удовлетворить требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта по обладанию выпускником знаниями «морально-этических норм и принципов, относящихся к профессиональной деятельности, принципов ведения дискуссии в условиях плюрализма мнений», умениями «использовать знания истории и культуры в понимании перспек-
тив развития социума», владеть «высокоразвитым философским и научным мировоззрением» и «навыками аргументированного решения проблемных этико-правовых вопросов» [3].
В целом это будет способствовать подготовке будущих врачей и провизоров, обладающих необходимыми для профессиональной деятельности общекультурными и профессиональными компетенциями. Федеральный Государственный образовательный стандарт, с одной стороны, обязывает, а с другой - создает необходимые условия для формирования нравственного сознания студентов, будущих специалистов, врачей и провизоров на всех этапах обучения в медицинском вузе, в том числе и с позиции христианской нравственности для тех, кто разделяет эти взгляды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
11. Позднякова О.К. Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: дисс. ... доктора пед. наук. 13.00.01. - Самара, 2006. - 492 с.
12. Всероссийская научно-педагогическая конференция «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве», 29 октября 2014 г., Самара. - [Электронный ресурс] - Режим доступа http//www.pgsga.ru (дата доступа - ноябрь 2014).
13. Федеральный Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) фармация // Утвержден приказом Мин. обр. и науки РФ от 17.01.2011 г. № 38.
14. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - 2001. - 192 с.
15. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. - М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. - 105 с.
16. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебник / под. ред. П.В. Лопатина. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 272 с.
17. Шибанов В.Я. Основы Православия в медицине: учебное пособие / В.Я. Шибанов. - Самара: Офорт, 2009. - 54 с.
18. Социальная концепция Русской Православной Церкви. - М.: Изд-во Даниловский Благовестник, 2000. -189 с.
19. Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец.- 2009. - 447 с.
20. 4 Всероссийский Съезд Православных врачей, 3-4 октября 2013 г. - Самара: Барнаульская епархия [Электронный ресурс] - Режим доступа http//www.altai-eparhia.ru (дата доступа - октябрь 2014).
Статья принята в печать 11 сентября 2014 г.
Рецензент Минаев Ю.Л. доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения НОУ ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ».