Научная статья на тему 'О некоторых аспектах формирования нравственного сознания будущего врача и провизора в медицинском вузе'

О некоторых аспектах формирования нравственного сознания будущего врача и провизора в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В МЕДИЦИНЕ И ФАРМАЦИИ / ETHICAL VALUES IN THE MEDICINE AND PHARMACY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / CHRISTIAN MORALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нефедов Игорь Юрьевич, Нефедова Ирина Юрьевна

В статье обосновывается необходимость формирования нравственного сознания будущих врачей и провизоров на всех этапах учебного процесса в медицинском вузе в контексте исполнения положений Федерального Государственного образовательного стандарта об обладании выпускниками необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями, в том числе и с позиций христианской нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нефедов Игорь Юрьевич, Нефедова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of ethical behavior developmentin the future doctor and pharmacist at a medical institution

The article presents the necessity of ethical behavior development in the future doctors and pharmacists at all steps of the educational process in the medical institutions. It is a part of the provisions of the Federal State Educational Standard, which states that graduates should have all necessary general cultural and professional competences, and even that correspondent to the standpoint of Christian morality.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах формирования нравственного сознания будущего врача и провизора в медицинском вузе»

УДК 378.1

© 2014 И.Ю. Нефедов, И.Ю. Нефедова

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА И ПРОВИЗОРА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

В статье обосновывается необходимость формирования нравственного сознания будущих врачей и провизоров на всех этапах учебного процесса в медицинском вузе в контексте исполнения положений Федерального Государственного образовательного стандарта об обладании выпускниками необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями, в том числе и с позиций христианской нравственности.

Ключевые слова: педагогика, нравственные ценности в медицине и фармации, Федеральный Государственный образовательный стандарт, христианская нравственность.

Профессиональная педагогика обращает внимание на тревожную тенденцию, заключающуюся в том, что современное образование превращается в сферу услуг и направляет свои ресурсы не на развитие нравственности ученика, а на формирование успешного человека, ориентированного в первую очередь на пользу, а не на благо [1]. Образование далеко не всегда обращает внимание на то, что воспитание в ученике добродетели должно приводить к тому, чтобы его благо совпадало с благом другого человека, с которым он связан и взаимодействует. Воспитание способно противостоять разрушительным тенденциям, устранять условия, дегуманизирующие человека и общество, и поддерживать созидательные тенденции [2]. Это положение справедливо для учащихся в медицинском вузе и определяет актуальность формирования нравственного сознания будущих специалистов - врачей и провизоров в процессе их обучения.

Современное развитие биологии и медицины таит в себе угрозу утраты биосоциальной уникальности человека и традиционных человеческих ценностей.

Возникающее противоречие между достижениями биомедтехнологий и интересами людей делает актуальной нравственную и правовую оценку этих достижений.

Для медицинского вуза важным является формирование нравственного сознания врача, провизора, способного разобраться в том, что является добром, а что злом, что несет благо, а что - вред человеку.

Это предполагает и Федеральный Государственный образовательный стандарт, обязывающий вуз формировать у учащихся способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности [3].

В настоящее время новые возможности медицины вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами, так как они связаны не только с лечением, но и с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, допущение донорства без согласия, уничтожение жизни на эмбриональных стадиях, отказ и прекращение медицинской помощи безнадежно больным) [4,5].

Биология, медицина и фармация сегодня контролируют всю жизнь человека, начиная от зачатия, развития до и после рождения, профилактики заболеваний и их лечения, коррекции качества жизни и до самой смерти человека. Поэтому решающее значение имеет то, в чьих руках находятся эти достижения, с какими целями они используются [6].

Например, конструирование зиготы из половых клеток трех родителей (двух женских и одной мужской), или из соматической и половой клеток одной и той же женщины, с последующей имплантацией этой зиготы ей же, чтобы она родила саму себя, то есть свой клон (идея клонирования человека). К каким последствиям могут привести подобные технологии для этих людей, для ребенка, для человечества, даже если ставятся благие цели? Не к разрушению ли личности и традиционных ценностей семьи и общества, что лежит изначально в основе бытия человека? А также к росту числа психических болезней и суицидов, нарушению стабильности наследственных структур человека и как следствие - к повышенной чувствительности к воздействию патологических факторов и развитию новых болезней, в том числе онкологических.

Современный экологический кризис является внешним отражением внутреннего состояния человека, который приводит к нарушению здоровья, качества и продолжительности жизни, но применение же подобных технологий может привести к внутреннему, неуправляемому и необратимому «экологическому» кризису и разрушению всей био-социальной уникальности человека.

Современные развивающиеся биомедтехнологии могут положить начало превращению человеческого общества в нечеловеческое, и это будет зависеть от нравственного состояния современного человека.

Или другой пример, фетальная терапия, когда для лечения и омоложения используются ткани и органы человеческих зародышей, абортированных на различных стадиях развития [7], а также суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение и другие технологии.

В целом складывается представление, что в современном мире к человеческой жизни формируется отношение как к продукту [6], как к товару потребительского рынка.

С другой стороны, коммерциализация медицины и фармации приводит к тому, что эксплуатируется естественный инстинкт самосохранения человека и его забота о здоровье для извлечения собственной выгоды.

По мнению академика РАН В.В. Власова, «производители лекарственных средств не всегда заинтересованы в полном, радикальном излечении пациента от заболевания. Препараты, которые не излечивают, а просто позволяют легче переносить болезнь, временно снимают недомогания, значительно более выгодны для индустрии» [6]. Это свидетельствует о глобальном морально-нравственном кризисе общества, включая и определенные круги медиков и фармацевтов. Поэтому одним из первоочередных путей преодоления этого кризиса является формирование морально-нравственных норм и правил в области фармации и прививание их в общественное сознание, общественное бытие и общественные отношения [6].

Важно помогать учащимся сформировать систему профессиональных морально-нравственных ценностей, позволяющую им делать осознанный выбор в пользу добра и во благо человека.

Проблемы медицинской и фармбиоэтики многогранны. К их решению можно подойти как с позиций гуманитарных, так и естественно-научных дисциплин. Однако в основе остается естественно-научное, медико-биологическое понимание происходящих процессов и новых технологий, из которого вытекает гуманитарное (нравственное, правовое) осмысление открытий и разработок. В результате в России введен мораторий на исследования по клонированию человека, принят Закон, запрещающий эвтаназию.

Учитывая, что современная русская и европейская культуры сформировались на основе христианских нравственных ценностей, а также, принимая во внимание требование Федерального Государственного образовательного стандарта к специалисту обладать способно-

стью и готовностью «к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям» [3], важное значение имеет мнение Церкви по нравственным вопросам биологии и медицины, которое формируется Церковно-Общественным Советом по биомедицинской этике. Это мнение выражено в социальной концепции Русской Православной Церкви, где однозначно говорится о неприемлимости клонирования человека, фетальной терапии, эвтаназии, экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства [8].

В вопросе об абортах кроме очевидной стороны, что это есть убийство во чреве, которое может быть оправдано только в исключительных случаях, если это служит спасению женщины от неминуемой смерти, есть еще одна сторона - о тех, кто дает (продает) абортивное средство [7,8]. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства, ... дающая врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющия детоубийственныя отравы» [7,8,9]. При этом уточняется, что тяжесть вины не зависит от срока беременности [8], то есть уничтожение оплодотворенной яйцеклетки на любой из стадий ее развития есть убийство зародившейся человеческой жизни.

Это положение заставляет задумываться фармацевтов и провизоров, работающих на фармацевтических предприятиях, производящих абортивные средства, или реализующих их через аптечную сеть. К таким средствам относится, например, «П..», вызывающий прерывание беременности на ранних стадиях и имеющийся в наличии практически в любой аптеке.

Об этом стоит задуматься врачам, выписывающим рецепты на подобные средства, то есть фактически принимающих решение о проведении аборта медикаментозным путем, и тем более тем врачам, которые их выполняют. Здесь следует отметить, что Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести [7].

Актуальность всех этих вопросов подтверждается и в работе 4 Всероссийского Съезда православных врачей «Духовные, социальные и медицинские основы сохранения здоровья», прошедшего 3-4 октября 2013 г. в Самаре [10].

Важно, чтобы нравственная и правовая оценка новых медицинских технологий становилась достоянием учебного процесса не только на специализированных кафедрах по медицинской и фармбиоэтике, но и на естественно-научных, медико-биологических и профильных кафедрах во время всего процесса обучения в медицинском вузе.

Необходимо, чтобы нравственные позиции в медицине и фармации становились достоянием внутреннего мира человека, его мировоззрением, убеждениями и руководством к действию во благо и с милосердием к человеку, к чему и призваны врач и провизор. А этого можно достичь, если этические медицинские и фармацевтические вопросы будут рассматриваться не только на гуманитарных, но и на других, особенно профильных кафедрах, как воспитание профессиональной нравственности через преподаваемый предмет.

Этому могут способствовать диспуты, доклады, рефераты, курсовые и научные работы в студенческом научном обществе, и любые другие формы работы с учащимися, направленные на нравственную оценку новых открытий и технологий.

Их всестороннее рассмотрение в учебном процессе позволит учащимся сформировать собственную самостоятельную обоснованную мировоззренческую позицию, направленную на благо человека, на сохранение свободы и уникальности личности, а вузу при подготовке специалистов удовлетворить требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта по обладанию выпускником знаниями «морально-этических норм и принципов, относящихся к профессиональной деятельности, принципов ведения дискуссии в условиях плюрализма мнений», умениями «использовать знания истории и культуры в понимании перспек-

тив развития социума», владеть «высокоразвитым философским и научным мировоззрением» и «навыками аргументированного решения проблемных этико-правовых вопросов» [3].

В целом это будет способствовать подготовке будущих врачей и провизоров, обладающих необходимыми для профессиональной деятельности общекультурными и профессиональными компетенциями. Федеральный Государственный образовательный стандарт, с одной стороны, обязывает, а с другой - создает необходимые условия для формирования нравственного сознания студентов, будущих специалистов, врачей и провизоров на всех этапах обучения в медицинском вузе, в том числе и с позиции христианской нравственности для тех, кто разделяет эти взгляды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

11. Позднякова О.К. Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: дисс. ... доктора пед. наук. 13.00.01. - Самара, 2006. - 492 с.

12. Всероссийская научно-педагогическая конференция «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве», 29 октября 2014 г., Самара. - [Электронный ресурс] - Режим доступа http//www.pgsga.ru (дата доступа - ноябрь 2014).

13. Федеральный Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) фармация // Утвержден приказом Мин. обр. и науки РФ от 17.01.2011 г. № 38.

14. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - 2001. - 192 с.

15. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. - М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. - 105 с.

16. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебник / под. ред. П.В. Лопатина. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 272 с.

17. Шибанов В.Я. Основы Православия в медицине: учебное пособие / В.Я. Шибанов. - Самара: Офорт, 2009. - 54 с.

18. Социальная концепция Русской Православной Церкви. - М.: Изд-во Даниловский Благовестник, 2000. -189 с.

19. Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец.- 2009. - 447 с.

20. 4 Всероссийский Съезд Православных врачей, 3-4 октября 2013 г. - Самара: Барнаульская епархия [Электронный ресурс] - Режим доступа http//www.altai-eparhia.ru (дата доступа - октябрь 2014).

Статья принята в печать 11 сентября 2014 г.

Рецензент Минаев Ю.Л. доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения НОУ ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.