УДК 615.1
ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «РЕАВИЗ» ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
БИОЭТИКИ
© 2018 И.Ю. Нефедов, И.Ю. Нефедова
Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Самара
В статье проанализированы результаты анкетирования студентов фармацевтического факультета «Медицинского университета «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики. Сделан вывод о том, что при обучении следует обращать особое внимание на понимание студентами ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия, так как от этого зависят их нравственные решения по вопросам зарождения и пресечения человеческой жизни (применение противозачаточных средств, ЭКО, суррогатное материнство, аборты, эвтаназия). Ответы у значительного большинства студентов совпадают с официальной позицией РПЦ по биоэтике, отражающей традиционные нравственные ценности нашего общества. Это является благоприятным и оптимистичным и соответствует «Соглашению о сотрудничестве между Минздравом и РПЦ». Полученные результаты могут быть использованы в преподавании курса биоэтики и способствовать выполнению требований ФГОС ВО по направлению подготовки Фармация и профессионального стандарта «Провизор».
Ключевые слова: биоэтика, преподавание, фармация, ФГОС ВО, профессиональный стандарт «Провизор», МУ «Реавиз», студенты, анкетирование, традиционные нравственные ценности, Русская Православная Церковь.
Введение. В 2017-2018 учебном году семинарские занятия по курсу биоэтики в МУ «Реавиз» впервые были переданы на профильные по специальностям кафедры. Это может способствовать более совершенному синтезу биоэтических и профессиональных знаний в сознании студентов и реализации их в последующей практической работе. На это нацеливает и новый Федеральный Государственный образовательный стандарт Высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 33.05.01 Фармация, утвержденный приказом Мино-брнауки от 11 августа 2016 г. № 1037 [1]. Он требует формирования у выпускников следующих компетенций:
- способность... нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4);
- способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-4);
- готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-14).
Обладание выпускниками этими компетенциями обусловливает их соответствие требованиям профессионального стандарта «Провизор», одна из трудовых функций которого: «Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента». Она предполагает оказание консультативной помощи при выборе и применении лекарственных препаратов; проведение информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и, в целом, соблюдение морально-этических норм в рамках профессиональной деятельности [2].
Таким образом, ФГОС ВО, профессиональный стандарт «Провизор» и сама жизнь показывают необходимость биоэтических знаний как мировоззренческой составляющей совре-
менного специалиста, которая преломляется через всю его профессиональную деятельность и жизнь.
Поэтому, начиная преподавание этого предмета на кафедре фармации, представлялось интересным выяснить мнение студентов по актуальным вопросам биоэтики, что позволило бы лучше понимать их мировоззрение и совершенствовать учебный процесс.
Учитывая, что в современном обществе все большее значение приобретают религиозные взгляды на жизнь, и это неизбежно проявляется в профессиональной деятельности, то представляет интерес также нравственная оценка основных биоэтических вопросов традиционными в России религиями.
Так как «в формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие» [3], то представляет интерес анализ полученных результатов в контексте нравственных позиций Русской Православной Церкви (РПЦ) по основным проблемам биоэтики, которые изложены в ее «Социальной Концепции» [4].
1 декабря 2017 г. Глава государства В.В. Путин, выступая на заседании Архиерейского Собора РПЦ, сказал, что «государство, уважая самостоятельность и независимость Церкви, рассчитывает на продолжение нашего соработничества в таких важнейших сферах, как образование и здравоохранение, сохранение культурного и исторического наследия, поддержка семьи и воспитание молодежи, борьба с социальными недугами.» Президент также отметил, что «уже сегодня мы видим, как размываются традиционные ценности во многих странах, и это ведет к деградации [института семьи], к взаимному отчуждению в обществе, обезличиванию людей... Убежден, чтобы достойно ответить на вызовы будущего, мы должны ... сохранить свою самобытность и идентичность, опираясь на нашу культуру, историю, духовную ценностную основу» [5].
Из выступления Президента РФ вытекает актуальность и практическая значимость взаимодействия Государства и Церкви в сфере образования и здравоохранения для подготовки современных специалистов. Этому также способствует «Соглашение о сотрудничестве между Минздравом и Русской Православной Церковью», в котором одним из важных направлений взаимодействия является формирование духовных основ профессий медицинской деятельности и подготовка специалистов в сфере охраны здоровья [6].
По нашему мнению, этот подход способствует реализации политики и достижению главной цели деятельности МУ «Реавиз» в области качества образования - «подготовка высокообразованных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда в соответствии с существующими и перспективными требованиями личности, государства, общества и потребностями института» [7].
Целью данной работы стало изучение мнения студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики и соотнесения полученных результатов с нравственной позицией РПЦ по этим вопросам.
Для этого были решены следующие основные задачи:
1. Составлена анкета по актуальным вопросам биоэтики.
2. Проведено анкетирование среди студентов 2-го и 5-го курсов фармацевтического факультета.
3. Изучена официальная позиция РПЦ по этим вопросам и соотнесена с результатами анкетирования студентов.
Материалы и методы. Для решения этих задач была составлена анкета из 16 вопросов, и проведено добровольное, анонимное анкетирование среди 42 студентов 2-го и 72 студентов
5-го курсов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» в осенне-зимний семестр 20172018 учебного года.
Всего было опрошено 114 человек. Средний возраст второкурсников составил 19-20 лет, а пятикурсников - 23-26 лет. Выбраны студенты 2-го и 5-го курсов, как начинающие и завершающие обучение в университете. Биоэтика преподается на 2-м курсе в осенне-зимнем семестре. В анкете студентам задавался вопрос: «Ваше отношение к..», на который нужно было дать ответ «За» или «Против». Вопросы представлены на рис. 1. Полученные результаты обрабатывались стандартными способами. Опрошенные дали согласие на обработку результатов анкет.
Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования получены следующие данные (рис. 1):
Это серьезные проблемы или нет Экстракорпоральное оплодотворение Зачатие детей из половых клеток трех родителей Суррогатное материнство Аборт
Применение противозачаточных средств Права ребенка до рождения Трансплантация органов от человека к человеку Трансплантация органов от животных к человеку Применение стволовых клеток от животных к человеку Генно-модифицирующее совершенствование человека
Клонирование человека Вживление чипа человеку Смена пола Гомосексуализм Эвтаназия
0 20 □ 2 курс Ш5 курс
40
60
80
100
Рис. 1. Результаты положительных ответов (%) студентов 2 и 5 курсов фармацевтического факультета Медицинского университета «Реавиз» на вопросы анкеты по биоэтике
Большинство студентов считает, что рассматриваемые вопросы имеют серьезное значение в жизни человека - 76,2 % (2-й курс) и 97,2 % (5-й курс). Около 70 % из них «за» права ребенка до рождения, но при этом согласны с абортом 38,1 % (2-й курс) и 29,1 % (5-й курс) учащихся. Подавляющее большинство опрошенных «за» экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) - 88, 1 % (2-й курс) и 97,2 % (5-й курс), при котором пресекается жизнь, так же как и при аборте, «запасных» эмбрионов. К суррогатному материнству положительно относятся 50 % студентов 2-го и 69,4 % 5-го курсов. Из этих данных следует, что студенты как «за» права ребенка до рождения, так и «за» аборты, ЭКО и суррогатное материнство, кото-
рые противоречат этим правам и нравственно неприемлемы, так как попирают ценность и достоинство человеческой жизни. В этом противоречии кроется недопонимание учащимися сути данных вопросов, что требует их внимательного и аргументированного рассмотрения на семинарских занятиях по биоэтике. Несмотря на то, что большинство студентов «за» ЭКО, тем не менее, только 13,0 % (2-й курс) и 16,7 % (5-й курс) из них, согласны с зачатием детей из половых клеток трех родителей. Подавляющее большинство опрошенных «за» применение противозачаточных средств. Отрадным, с нравственной точки зрения, является то, что 88,1 % (2-й курс) и 97,2 % (5-й курс) «за» трансплантацию органов от человека к человеку. Но, при этом, менее 20 % студентов 5 курса согласны с трансплантацией органов и применением стволовых клеток от животных к человеку и от человека к животным, которые нарушают личностное душевно-телесное единство и уникальность человека. У 2-го курса эти показатели существенно выше - 54,7 % и 33,3 %, соответственно. Большинство студентов против генно-модифицирующего совершенствования человека, однако около четверти опрошенных согласны с этим. «Конвенцией о правах человека в биомедицине» признано, что вмешательство в геном человека может быть только в целях профилактики, диагностики, лечения и не может быть направлено на изменение генома их наследников [8]. Это также показывает необходимость разъяснения учащимся данного вопроса в контексте генетической и личностной уникальности и достоинства каждого человека. Подавляющее большинство учащихся (85-95 %) против клонирования человека, которое не допускается «Всеобщей декларацией о геноме человека и правах человека» [9], а также против вживления чипа (вероятно из-за опасений тотального контроля и ограничения свободы) и против гомосексуализма и смены пола, которые разрушают семью, не принимаются общественной моралью и противоречат традиционным нравственным ценностям нашего общества. Особо следует отметить отношение студентов к эвтаназии, которая запрещена законом РФ [10], осуждается в обществе и является сочетанием убийства и самоубийства. Приемлемой ее считает почти половина второкурсников (45,2 %) и более трети пятикурсников (36,1 %).
В целом, из полученных данных можно заключить, что особое внимание на семинарских занятиях по биоэтике со студентами фармацевтического факультета следует уделять вопросам, связанным с зарождением жизни (противозачаточные средства, ЭКО, суррогатное материнство) и ее искусственным пресечением (аборт, эвтаназия) в контексте ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия.
При сравнении ответов студентов 2-го и 5-го курсов между собой видны существенные отличия (на 20-30 %) по 5-ти вопросам из 16-ти, предложенных в анкете. На 20 % меньше второкурсников считают эти вопросы серьезными для жизни. Почти на 20 % больше второкурсников «за» трансплантацию органов от животных к человеку, и почти на 35 % их больше «за» трансплантацию стволовых клеток от животных к человеку и от человека к животным. Но, с суррогатным материнством согласны на 19,4 % меньше второкурсников, чем пятикурсников. Несколько лояльнее 2-й курс относится к гомосексуализму - 14,3 %, против 4,2 % у 5-го курса. Исходя из полученных различий, можно предположить, что студенты 2-го курса несколько менее критично, с нравственных позиций, относятся к современным биомедицинским технологиям и либеральным взглядам на жизнь.
Изучение ответов студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» в контексте официальной позиции РПЦ по биоэтике [4] показало (данные 2-го и 5-го курсов были объединены), что по 9 из 12 вопросов (а это 75 %) совпадение составляет от 60 до 90 % (рис. 2).
I ответы (%), совпадающие с позицией РПЦ ■ ответы (%), не совпадающие с позицией РПЦ
ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ 7,3
92,7
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫХ СРЕДСТВ
90,7
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО
40,3
59,7
ЭВТАНАЗИЯ
59,3
40,7
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ ОТ ЖИВОТНЫХ К ЧЕЛОВЕКУ
62,2
37,8
АБОРТ
66,3
33,7
ГЕННО-МОДИФИЦИРУЮЩЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
73
ПРИМЕНЕНИЕ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК ОТ ЖИВОТНЫХ К ЧЕЛОВЕКУ
74,3
КЛОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
86,6
СМЕНА ПОЛА
88,5
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
90,7
Рис. 2. Ответы студентов фармацевтического факультета Медицинского университета «Реавиз», совпадающие и несовпадающие с позицией Русской Православной Церкви по биоэтике
То есть, значительное большинство студентов отвечает на значительное большинство вопросов так же, как и РПЦ, отражающая исторически сложившиеся традиционные нравственные ценности нашего общества. Так, например, подавляющее большинство учащихся (от 86,6 до 92,7 %), как и РПЦ, против клонирования человека, смены пола, гомосексуализма и, наоборот, «за» трансплантацию органов от человека к человеку. Большинство учащихся (от 59,3 до 74,3 %) занимает такую же нравственную позицию, как и РПЦ, по эвтаназии, трансплантации органов и стволовых клеток от животных к человеку, абортам, генно-модифицирующему совершенствованию человека. И только по 3-м вопросам анкеты из 12-ти, совпадение позиций студентов и РПЦ составляет менее 50 %. Это суррогатное материнство, где у 40,3 % опрошенных такое же мнение, как и у РПЦ, а также применение противозачаточных средств и ЭКО - 9,3 % и 7,3 % опрошенных, соответственно.
В целом, по нашему мнению, нравственная позиция у большинства студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» является благоприятной и соответствует традиционным нравственным ценностям нашего общества.
Выводы:
1. На семинарских занятиях по биоэтике следует обращать особое внимание на понимание студентами ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия, так как от этого зависят их нравственные решения по вопросам зарождения и пресечения человеческой жизни (применение противозачаточных средств, ЭКО, суррогатное материнство, аборты, эвтаназия).
2. Особо следует обратить внимание на тот факт, что 40,7 % студентов положительно относятся к эвтаназии, которая запрещена законом РФ, осуждается общественной моралью.
3. Почти все студенты 5-го курса считают рассматриваемые вопросы важными (97,5 %). Они лояльнее, чем второкурсники, относятся к биомедицинским технологиям, направленным на зарождение жизни человека (ЭКО, зачатие детей из половых клеток 3-х родителей, суррогатное материнство) и, наоборот, сдержаннее к средствам, препятствующим ее зарождению (противозачаточные средства, аборты).
4. Большинство студентов 2-го курса считают рассматриваемые вопросы важными (76,2 %). Они сдержаннее, чем пятикурсники относятся к трансплантации органов от человека к человеку, но лояльнее к трансплантации органов и стволовых клеток от животных к человеку, а также к гомосексуализму и эвтаназии.
5. Ответы у большинства студентов (от 62,2 до 92,7 %) на большинство вопросов анкеты (75,0 %) совпадают с официальной позицией РПЦ по биоэтике, отражающей традиционные нравственные ценности нашего общества.
В заключение следует отметить, что выявленные в данном исследовании нравственные позиции студентов по вопросам применения противозачаточных средств, ЭКО, суррогатному материнству, абортам, эвтаназии, являются частным случаем понимания ими ценности и достоинства каждой человеческой жизни. Именно это может быть «красной нитью», проходящей через все занятия по биоэтике, конечной целью которой «является защита человека от возможных негативных воздействий медицины и биологии на его жизнь и здоровье» [11]. До сознания и мировоззрения студентов нужно донести то, что не все современные биомедицинские технологии является благом для людей, но могут представлять угрозу для уникальности и здоровья человека и его потомков.
Подводя итог исследования, можно с оптимизмом отметить благоприятную нравственную позицию значительного большинства студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики, которая совпадает с традиционными ценностями нашего общества, и к которым призывал Глава государства В. В. Путин, выступая на заседании Архиерейского Собора РПЦ [5].
Полученные результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса биоэтики и способствовать выполнению требований ФГОС ВО по направлению подготовки Фармация и профессионального стандарта «Провизор».
Авторы благодарят всех студентов 2-го и 5-го курсов фармацевтического факультета МУ «Реавиз», участвовавших в опросе, за отзывчивость и искренность в ответах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Федеральный Государственный Образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета) // Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1037.
2 Профессиональный стандарт «Провизор» // Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. № 91н.
3 Указ Президента РФ № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (от 24.12.14 г.).
4 Социальная концепция Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2000. - 189 с.
5 Выступление Президента России В.В. Путина на заседании Архиерейского собора Русской православной церкви 1 декабря 2017 года. URL: www.kremlin.ru (дата доступа - апрель 2018).
6 «Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Русской Православной Церковью» (от 18.06.15 г.).
7 Политика Медицинского университета «Реавиз» в области качества образования. URL: www.Reaviz.ru (дата доступа - апрель 2018).
8 Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине. Овьедо, 4 апреля 1997 г. URL: www.humanrts.umn.edu (дата доступа - апрель 2018).
9 Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека. URL: www.docs.cntd.ru (дата доступа - апрель 2018).
10 Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации от 21.11.11 г. № 323-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
11 Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебник / под ред. П.В. Лопатина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 272 с.
12 Лысов Н.А., Пензина О.П., Прохоренко И.О., Супильников А.А., Девяткин А.А. Профессиональный отбор среднего медицинского персонала в лпу госпитального типа на основе психодиагностики по методике кет-тела // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 10-3. - С. 524-528.
Рукопись получена: 10 апреля 2018 г. Принята к публикации: 12 апреля 2018 г.
УДК 614.253:378.1
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ, КАК ФАКТОР, ФОРМИРУЮЩИЙ ЛИЧНОСТЬ ВРАЧА-ПРОФЕССИОНАЛА
© 2018 И М. Расулов, С.К. Асадулаева
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Махачкала
В статье освещены актуальные проблемы подготовки специалистов в медицинских вузах. Представлен и обобщен материал, основанный на собственных наблюдениях, который с успехом применяется на одной из клинических кафедр ДГМУ.
Ключевые слова: образование, компетенция, коммуникация, интерактив.
Образование - это ценностно-смысловое самоопределение личности в пространстве культуры (ее значений, смыслов, образов). На этом пути исканий происходит культивирование в человеке человеческого, его «второе» рождение. Результатом выступает формирующийся образ личности, человека, самого себя образующего в данное мгновение, сегодня и сейчас [3].
Огромное значение в образовании имеет текст (носитель информации). Если в прошлые эпохи это были письменные, словесные источники, то в современную эпоху к ним прибавились аудио-визуальные, компьютерные тексты [3].