Научная статья на тему 'Изучение мнения студентов фармацевтического факультета Медицинского университета "Реавиз" по актуальным вопросам биоэтики'

Изучение мнения студентов фармацевтического факультета Медицинского университета "Реавиз" по актуальным вопросам биоэтики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / BIOETHICS / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ФАРМАЦИЯ / PHARMACY / FSES HE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПРОВИЗОР" / PROFESSIONAL STANDARD "PROVISOR" / MI"REAVIZ" / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRES / ТРАДИЦИОННЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / TRADITIONAL MORAL VALUES / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ФГОС ВО / МУ "РЕАВИЗ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нефедов Игорь Юрьевич, Нефедова Ирина Юрьевна

В статье проанализированы результаты анкетирования студентов фармацевтического факультета «Медицинского университета «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики. Сделан вывод о том, что при обучении следует обращать особое внимание на понимание студентами ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия, так как от этого зависят их нравственные решения по вопросам зарождения и пресечения человеческой жизни (применение противозачаточных средств, ЭКО, суррогатное материнство, аборты, эвтаназия). Ответы у значительного большинства студентов совпадают с официальной позицией РПЦ по биоэтике, отражающей традиционные нравственные ценности нашего общества. Это является благоприятным и оптимистичным и соответствует «Соглашению о сотрудничестве между Минздравом и РПЦ». Полученные результаты могут быть использованы в преподавании курса биоэтики и способствовать выполнению требований ФГОС ВО по направлению подготовки Фармация и профессионального стандарта «Провизор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нефедов Игорь Юрьевич, Нефедова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF OPINION OF MEDICAL UNIVERSITY “REAVIZ” PHARMACEUTICAL FACULTY STUDENTS ON THE ACTUAL QUESTIONS OF BIOETHICS

The article analyzes the results of a questionnaire survey of students of the pharmaceutical faculty of the Medical University “Reaviz” on actual questions of bioethics. It is concluded that during training, special attention should be paid to students' understanding of the value and dignity of every human life from the moment of conception. Because of this, their moral decisions depend on the origin and suppression of human life (the use of contraceptives, IVF, surrogate motherhood, abortion, euthanasia). The answers of a significant majority of students coincide with the official position of the ROC on bio-ethics, reflecting the traditional moral values of our society. This is favorable and optimistic and corresponds to the “Agreement on Cooperation between the Ministry of Health and the Russian Orthodox Church”. The results obtained can be used in teaching the course of bioethics and contribute to meeting the requirements of FSESHEto Pharmacy educational program and the professional standard “Provisor”.

Текст научной работы на тему «Изучение мнения студентов фармацевтического факультета Медицинского университета "Реавиз" по актуальным вопросам биоэтики»

УДК 615.1

ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «РЕАВИЗ» ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

БИОЭТИКИ

© 2018 И.Ю. Нефедов, И.Ю. Нефедова

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Самара

В статье проанализированы результаты анкетирования студентов фармацевтического факультета «Медицинского университета «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики. Сделан вывод о том, что при обучении следует обращать особое внимание на понимание студентами ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия, так как от этого зависят их нравственные решения по вопросам зарождения и пресечения человеческой жизни (применение противозачаточных средств, ЭКО, суррогатное материнство, аборты, эвтаназия). Ответы у значительного большинства студентов совпадают с официальной позицией РПЦ по биоэтике, отражающей традиционные нравственные ценности нашего общества. Это является благоприятным и оптимистичным и соответствует «Соглашению о сотрудничестве между Минздравом и РПЦ». Полученные результаты могут быть использованы в преподавании курса биоэтики и способствовать выполнению требований ФГОС ВО по направлению подготовки Фармация и профессионального стандарта «Провизор».

Ключевые слова: биоэтика, преподавание, фармация, ФГОС ВО, профессиональный стандарт «Провизор», МУ «Реавиз», студенты, анкетирование, традиционные нравственные ценности, Русская Православная Церковь.

Введение. В 2017-2018 учебном году семинарские занятия по курсу биоэтики в МУ «Реавиз» впервые были переданы на профильные по специальностям кафедры. Это может способствовать более совершенному синтезу биоэтических и профессиональных знаний в сознании студентов и реализации их в последующей практической работе. На это нацеливает и новый Федеральный Государственный образовательный стандарт Высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 33.05.01 Фармация, утвержденный приказом Мино-брнауки от 11 августа 2016 г. № 1037 [1]. Он требует формирования у выпускников следующих компетенций:

- способность... нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4);

- способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-4);

- готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-14).

Обладание выпускниками этими компетенциями обусловливает их соответствие требованиям профессионального стандарта «Провизор», одна из трудовых функций которого: «Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента». Она предполагает оказание консультативной помощи при выборе и применении лекарственных препаратов; проведение информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и, в целом, соблюдение морально-этических норм в рамках профессиональной деятельности [2].

Таким образом, ФГОС ВО, профессиональный стандарт «Провизор» и сама жизнь показывают необходимость биоэтических знаний как мировоззренческой составляющей совре-

менного специалиста, которая преломляется через всю его профессиональную деятельность и жизнь.

Поэтому, начиная преподавание этого предмета на кафедре фармации, представлялось интересным выяснить мнение студентов по актуальным вопросам биоэтики, что позволило бы лучше понимать их мировоззрение и совершенствовать учебный процесс.

Учитывая, что в современном обществе все большее значение приобретают религиозные взгляды на жизнь, и это неизбежно проявляется в профессиональной деятельности, то представляет интерес также нравственная оценка основных биоэтических вопросов традиционными в России религиями.

Так как «в формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие» [3], то представляет интерес анализ полученных результатов в контексте нравственных позиций Русской Православной Церкви (РПЦ) по основным проблемам биоэтики, которые изложены в ее «Социальной Концепции» [4].

1 декабря 2017 г. Глава государства В.В. Путин, выступая на заседании Архиерейского Собора РПЦ, сказал, что «государство, уважая самостоятельность и независимость Церкви, рассчитывает на продолжение нашего соработничества в таких важнейших сферах, как образование и здравоохранение, сохранение культурного и исторического наследия, поддержка семьи и воспитание молодежи, борьба с социальными недугами.» Президент также отметил, что «уже сегодня мы видим, как размываются традиционные ценности во многих странах, и это ведет к деградации [института семьи], к взаимному отчуждению в обществе, обезличиванию людей... Убежден, чтобы достойно ответить на вызовы будущего, мы должны ... сохранить свою самобытность и идентичность, опираясь на нашу культуру, историю, духовную ценностную основу» [5].

Из выступления Президента РФ вытекает актуальность и практическая значимость взаимодействия Государства и Церкви в сфере образования и здравоохранения для подготовки современных специалистов. Этому также способствует «Соглашение о сотрудничестве между Минздравом и Русской Православной Церковью», в котором одним из важных направлений взаимодействия является формирование духовных основ профессий медицинской деятельности и подготовка специалистов в сфере охраны здоровья [6].

По нашему мнению, этот подход способствует реализации политики и достижению главной цели деятельности МУ «Реавиз» в области качества образования - «подготовка высокообразованных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда в соответствии с существующими и перспективными требованиями личности, государства, общества и потребностями института» [7].

Целью данной работы стало изучение мнения студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики и соотнесения полученных результатов с нравственной позицией РПЦ по этим вопросам.

Для этого были решены следующие основные задачи:

1. Составлена анкета по актуальным вопросам биоэтики.

2. Проведено анкетирование среди студентов 2-го и 5-го курсов фармацевтического факультета.

3. Изучена официальная позиция РПЦ по этим вопросам и соотнесена с результатами анкетирования студентов.

Материалы и методы. Для решения этих задач была составлена анкета из 16 вопросов, и проведено добровольное, анонимное анкетирование среди 42 студентов 2-го и 72 студентов

5-го курсов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» в осенне-зимний семестр 20172018 учебного года.

Всего было опрошено 114 человек. Средний возраст второкурсников составил 19-20 лет, а пятикурсников - 23-26 лет. Выбраны студенты 2-го и 5-го курсов, как начинающие и завершающие обучение в университете. Биоэтика преподается на 2-м курсе в осенне-зимнем семестре. В анкете студентам задавался вопрос: «Ваше отношение к..», на который нужно было дать ответ «За» или «Против». Вопросы представлены на рис. 1. Полученные результаты обрабатывались стандартными способами. Опрошенные дали согласие на обработку результатов анкет.

Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования получены следующие данные (рис. 1):

Это серьезные проблемы или нет Экстракорпоральное оплодотворение Зачатие детей из половых клеток трех родителей Суррогатное материнство Аборт

Применение противозачаточных средств Права ребенка до рождения Трансплантация органов от человека к человеку Трансплантация органов от животных к человеку Применение стволовых клеток от животных к человеку Генно-модифицирующее совершенствование человека

Клонирование человека Вживление чипа человеку Смена пола Гомосексуализм Эвтаназия

0 20 □ 2 курс Ш5 курс

40

60

80

100

Рис. 1. Результаты положительных ответов (%) студентов 2 и 5 курсов фармацевтического факультета Медицинского университета «Реавиз» на вопросы анкеты по биоэтике

Большинство студентов считает, что рассматриваемые вопросы имеют серьезное значение в жизни человека - 76,2 % (2-й курс) и 97,2 % (5-й курс). Около 70 % из них «за» права ребенка до рождения, но при этом согласны с абортом 38,1 % (2-й курс) и 29,1 % (5-й курс) учащихся. Подавляющее большинство опрошенных «за» экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) - 88, 1 % (2-й курс) и 97,2 % (5-й курс), при котором пресекается жизнь, так же как и при аборте, «запасных» эмбрионов. К суррогатному материнству положительно относятся 50 % студентов 2-го и 69,4 % 5-го курсов. Из этих данных следует, что студенты как «за» права ребенка до рождения, так и «за» аборты, ЭКО и суррогатное материнство, кото-

рые противоречат этим правам и нравственно неприемлемы, так как попирают ценность и достоинство человеческой жизни. В этом противоречии кроется недопонимание учащимися сути данных вопросов, что требует их внимательного и аргументированного рассмотрения на семинарских занятиях по биоэтике. Несмотря на то, что большинство студентов «за» ЭКО, тем не менее, только 13,0 % (2-й курс) и 16,7 % (5-й курс) из них, согласны с зачатием детей из половых клеток трех родителей. Подавляющее большинство опрошенных «за» применение противозачаточных средств. Отрадным, с нравственной точки зрения, является то, что 88,1 % (2-й курс) и 97,2 % (5-й курс) «за» трансплантацию органов от человека к человеку. Но, при этом, менее 20 % студентов 5 курса согласны с трансплантацией органов и применением стволовых клеток от животных к человеку и от человека к животным, которые нарушают личностное душевно-телесное единство и уникальность человека. У 2-го курса эти показатели существенно выше - 54,7 % и 33,3 %, соответственно. Большинство студентов против генно-модифицирующего совершенствования человека, однако около четверти опрошенных согласны с этим. «Конвенцией о правах человека в биомедицине» признано, что вмешательство в геном человека может быть только в целях профилактики, диагностики, лечения и не может быть направлено на изменение генома их наследников [8]. Это также показывает необходимость разъяснения учащимся данного вопроса в контексте генетической и личностной уникальности и достоинства каждого человека. Подавляющее большинство учащихся (85-95 %) против клонирования человека, которое не допускается «Всеобщей декларацией о геноме человека и правах человека» [9], а также против вживления чипа (вероятно из-за опасений тотального контроля и ограничения свободы) и против гомосексуализма и смены пола, которые разрушают семью, не принимаются общественной моралью и противоречат традиционным нравственным ценностям нашего общества. Особо следует отметить отношение студентов к эвтаназии, которая запрещена законом РФ [10], осуждается в обществе и является сочетанием убийства и самоубийства. Приемлемой ее считает почти половина второкурсников (45,2 %) и более трети пятикурсников (36,1 %).

В целом, из полученных данных можно заключить, что особое внимание на семинарских занятиях по биоэтике со студентами фармацевтического факультета следует уделять вопросам, связанным с зарождением жизни (противозачаточные средства, ЭКО, суррогатное материнство) и ее искусственным пресечением (аборт, эвтаназия) в контексте ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия.

При сравнении ответов студентов 2-го и 5-го курсов между собой видны существенные отличия (на 20-30 %) по 5-ти вопросам из 16-ти, предложенных в анкете. На 20 % меньше второкурсников считают эти вопросы серьезными для жизни. Почти на 20 % больше второкурсников «за» трансплантацию органов от животных к человеку, и почти на 35 % их больше «за» трансплантацию стволовых клеток от животных к человеку и от человека к животным. Но, с суррогатным материнством согласны на 19,4 % меньше второкурсников, чем пятикурсников. Несколько лояльнее 2-й курс относится к гомосексуализму - 14,3 %, против 4,2 % у 5-го курса. Исходя из полученных различий, можно предположить, что студенты 2-го курса несколько менее критично, с нравственных позиций, относятся к современным биомедицинским технологиям и либеральным взглядам на жизнь.

Изучение ответов студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» в контексте официальной позиции РПЦ по биоэтике [4] показало (данные 2-го и 5-го курсов были объединены), что по 9 из 12 вопросов (а это 75 %) совпадение составляет от 60 до 90 % (рис. 2).

I ответы (%), совпадающие с позицией РПЦ ■ ответы (%), не совпадающие с позицией РПЦ

ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ 7,3

92,7

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫХ СРЕДСТВ

90,7

СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО

40,3

59,7

ЭВТАНАЗИЯ

59,3

40,7

ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ ОТ ЖИВОТНЫХ К ЧЕЛОВЕКУ

62,2

37,8

АБОРТ

66,3

33,7

ГЕННО-МОДИФИЦИРУЮЩЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

73

ПРИМЕНЕНИЕ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК ОТ ЖИВОТНЫХ К ЧЕЛОВЕКУ

74,3

КЛОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

86,6

СМЕНА ПОЛА

88,5

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

90,7

Рис. 2. Ответы студентов фармацевтического факультета Медицинского университета «Реавиз», совпадающие и несовпадающие с позицией Русской Православной Церкви по биоэтике

То есть, значительное большинство студентов отвечает на значительное большинство вопросов так же, как и РПЦ, отражающая исторически сложившиеся традиционные нравственные ценности нашего общества. Так, например, подавляющее большинство учащихся (от 86,6 до 92,7 %), как и РПЦ, против клонирования человека, смены пола, гомосексуализма и, наоборот, «за» трансплантацию органов от человека к человеку. Большинство учащихся (от 59,3 до 74,3 %) занимает такую же нравственную позицию, как и РПЦ, по эвтаназии, трансплантации органов и стволовых клеток от животных к человеку, абортам, генно-модифицирующему совершенствованию человека. И только по 3-м вопросам анкеты из 12-ти, совпадение позиций студентов и РПЦ составляет менее 50 %. Это суррогатное материнство, где у 40,3 % опрошенных такое же мнение, как и у РПЦ, а также применение противозачаточных средств и ЭКО - 9,3 % и 7,3 % опрошенных, соответственно.

В целом, по нашему мнению, нравственная позиция у большинства студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» является благоприятной и соответствует традиционным нравственным ценностям нашего общества.

Выводы:

1. На семинарских занятиях по биоэтике следует обращать особое внимание на понимание студентами ценности и достоинства каждой человеческой жизни с момента зачатия, так как от этого зависят их нравственные решения по вопросам зарождения и пресечения человеческой жизни (применение противозачаточных средств, ЭКО, суррогатное материнство, аборты, эвтаназия).

2. Особо следует обратить внимание на тот факт, что 40,7 % студентов положительно относятся к эвтаназии, которая запрещена законом РФ, осуждается общественной моралью.

3. Почти все студенты 5-го курса считают рассматриваемые вопросы важными (97,5 %). Они лояльнее, чем второкурсники, относятся к биомедицинским технологиям, направленным на зарождение жизни человека (ЭКО, зачатие детей из половых клеток 3-х родителей, суррогатное материнство) и, наоборот, сдержаннее к средствам, препятствующим ее зарождению (противозачаточные средства, аборты).

4. Большинство студентов 2-го курса считают рассматриваемые вопросы важными (76,2 %). Они сдержаннее, чем пятикурсники относятся к трансплантации органов от человека к человеку, но лояльнее к трансплантации органов и стволовых клеток от животных к человеку, а также к гомосексуализму и эвтаназии.

5. Ответы у большинства студентов (от 62,2 до 92,7 %) на большинство вопросов анкеты (75,0 %) совпадают с официальной позицией РПЦ по биоэтике, отражающей традиционные нравственные ценности нашего общества.

В заключение следует отметить, что выявленные в данном исследовании нравственные позиции студентов по вопросам применения противозачаточных средств, ЭКО, суррогатному материнству, абортам, эвтаназии, являются частным случаем понимания ими ценности и достоинства каждой человеческой жизни. Именно это может быть «красной нитью», проходящей через все занятия по биоэтике, конечной целью которой «является защита человека от возможных негативных воздействий медицины и биологии на его жизнь и здоровье» [11]. До сознания и мировоззрения студентов нужно донести то, что не все современные биомедицинские технологии является благом для людей, но могут представлять угрозу для уникальности и здоровья человека и его потомков.

Подводя итог исследования, можно с оптимизмом отметить благоприятную нравственную позицию значительного большинства студентов фармацевтического факультета МУ «Реавиз» по актуальным вопросам биоэтики, которая совпадает с традиционными ценностями нашего общества, и к которым призывал Глава государства В. В. Путин, выступая на заседании Архиерейского Собора РПЦ [5].

Полученные результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса биоэтики и способствовать выполнению требований ФГОС ВО по направлению подготовки Фармация и профессионального стандарта «Провизор».

Авторы благодарят всех студентов 2-го и 5-го курсов фармацевтического факультета МУ «Реавиз», участвовавших в опросе, за отзывчивость и искренность в ответах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Федеральный Государственный Образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета) // Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1037.

2 Профессиональный стандарт «Провизор» // Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. № 91н.

3 Указ Президента РФ № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (от 24.12.14 г.).

4 Социальная концепция Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2000. - 189 с.

5 Выступление Президента России В.В. Путина на заседании Архиерейского собора Русской православной церкви 1 декабря 2017 года. URL: www.kremlin.ru (дата доступа - апрель 2018).

6 «Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Русской Православной Церковью» (от 18.06.15 г.).

7 Политика Медицинского университета «Реавиз» в области качества образования. URL: www.Reaviz.ru (дата доступа - апрель 2018).

8 Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине. Овьедо, 4 апреля 1997 г. URL: www.humanrts.umn.edu (дата доступа - апрель 2018).

9 Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека. URL: www.docs.cntd.ru (дата доступа - апрель 2018).

10 Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации от 21.11.11 г. № 323-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

11 Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебник / под ред. П.В. Лопатина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 272 с.

12 Лысов Н.А., Пензина О.П., Прохоренко И.О., Супильников А.А., Девяткин А.А. Профессиональный отбор среднего медицинского персонала в лпу госпитального типа на основе психодиагностики по методике кет-тела // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 10-3. - С. 524-528.

Рукопись получена: 10 апреля 2018 г. Принята к публикации: 12 апреля 2018 г.

УДК 614.253:378.1

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ, КАК ФАКТОР, ФОРМИРУЮЩИЙ ЛИЧНОСТЬ ВРАЧА-ПРОФЕССИОНАЛА

© 2018 И М. Расулов, С.К. Асадулаева

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Махачкала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье освещены актуальные проблемы подготовки специалистов в медицинских вузах. Представлен и обобщен материал, основанный на собственных наблюдениях, который с успехом применяется на одной из клинических кафедр ДГМУ.

Ключевые слова: образование, компетенция, коммуникация, интерактив.

Образование - это ценностно-смысловое самоопределение личности в пространстве культуры (ее значений, смыслов, образов). На этом пути исканий происходит культивирование в человеке человеческого, его «второе» рождение. Результатом выступает формирующийся образ личности, человека, самого себя образующего в данное мгновение, сегодня и сейчас [3].

Огромное значение в образовании имеет текст (носитель информации). Если в прошлые эпохи это были письменные, словесные источники, то в современную эпоху к ним прибавились аудио-визуальные, компьютерные тексты [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.