Научная статья на тему 'Современная музыка в учебно-образовательном процессе Новосибирской консерватории'

Современная музыка в учебно-образовательном процессе Новосибирской консерватории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
321
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА / CONTEMPORARY MUSIC / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ДИСЦИПЛИНА / DISCIPLINE / МУЗЫКАНТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / МУЗЫКОВЕД / MUSICOLOGIST / КОМПОЗИТОР / COMPOSER / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА / GRADUATE WORK / ДИССЕРТАЦИЯ / DISSERTATION / PROFESSIONAL MUSICIAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ерёменко Галина Анатольевна

В статье представлены учебные дисциплины в вузовском музыкальном образовании, связанные с изучением музыки XX в. Материал освещен в историко-хронологическом аспекте, с учетом региональных особенностей организации учебного процесса. В обрисовке дисциплин музыкально-исторического цикла внимание уделяется их роли в образовании музыковедов и музыкантов-исполнителей. Характеризуются задачи и содержание учебных курсов, особенности освоения студентами современной музыки на разных временных этапах. Показана динамика изучения музыкального искусства XX в. в классе по специальности студентов теоретико-композиторского факультета, тематика дипломных работ. Кратко представлена разработка проблем современного композиторского творчества в научной работе преподавателей Новосибирской консерватории. В изложении использованы сведения из личного архива автора статьи, в течение долгих лет преподававшего дисциплины по проблемам современного музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary music in the educational process of Novosibirsk Conservatoire

The article presents the academic subjects in the higher music education, which is related to the study of music of XX century. Material is showed in the historical and chronological aspects and it takes regional peculiarities of the educational process. In the article is paid a lot of attention to the role of disciplines of musical-historical cycle in the education of musicologists and musicians. Also there is the characteristic of the objectives and content of training courses and the features of the development of modern music in different stages. The article shows the evolution of the study of musical art of XX century in the class for students of the specialty of theory and composition faculty, in particular the subjects of their graduate works. What is more, there is the elaboration of the development problems of the modem composer’s creativity in scientific work of faculty of the Novosibirsk Conservatoire. In the presentation used data from the personal archive of the author, who has been teaching courses on problems of modern musical art for many years.

Текст научной работы на тему «Современная музыка в учебно-образовательном процессе Новосибирской консерватории»

УДК 372.8:78

Г. А. Ерёменко

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

век закончился: из живого времени человеческой жизни он превратился в прошлое - объект изучения и пространство воспоминаний. Во второй половине этого недавно завершившегося столетия началась жизнь Новосибирской консерватории. Возникнув на волне «оттепели», в те времена она долго была единственной за Уралом. За 60 лет своего существования НГК имени М. И. Глинки стала центром профессионального музыкального образования в обширнейшем Сибирском регионе.

Чуть более десяти лет разделяют дату рождения нашего музыкального вуза и время прихода автора этих строк в учебное заведение, с которым (как оказалось) связаны профессия, работа, жизнь. Интерес к современному искусству сложился в отроческие годы жизни и учебы автора в Томском музыкальном училище. Толчком к его пробуждению стали некоторые первые шаги в профессию музыковеда - конференция, посвященная Д. Шостаковичу, в которой принимали участие все учащиеся теоретического отделения ТМУ (ныне музыкальный колледж им. Э. В. Денисова), посещение кружка «Любителей новой музыки», организованного педагогом высочайшей профессиональной квалификации Н. Ф. Овчинниковым. Именно тогда, в середине 1960-х, впервые была услышана музыка К. Орфа, К. Пендерецкого, Ф. Пуленка.

«Ниточки» интереса к новой музыке протянулись в вузовское обучение. О творчестве П. Хиндемита и композиторов группы «Шесть» расспрашивали на коллоквиуме во время вступительных экзаменов. На первом курсе ТКФ НГК нашлись сокурсники-энтузиасты, гото-

© Г. А. Ерёменко, 2017

вые в свободное от лекций время обсуждать музыковедческую литературу

0 творчестве А. Онеггера, И. Стравинского, С. Прокофьева и слушать труднодоступные записи их музыки.

В те годы (во второй половине 60-х) интерес к новой музыке питала в основном внеаудиторная жизнь. Велась активная работа научного студенческого общества с регулярными выступлениями студентов. На межвузовских конференциях студенты и педагоги с полемическим жаром обсуждали разные темы из «прошлого и настоящего» музыкального искусства, организовывались поездки студентов на фестиваль современной музыки «Варшавская осень».

Время «оттепели» мощно стимулировало интерес к открытиям западного и отечественного авангарда. Из поездок привозились партитуры в виде огромных листов с необычной нотацией, приезжали гости из Москвы и Ленинграда - композиторы, исполнители, в Большом зале НГК выступали камерные ансамбли из Польши, ГДР, позже Чехии и даже США. Свою струю в «распахивание горизонтов» новой музыки вносили студенты-композиторы, пробовавшие необычные приемы звукоизвлечения. От тех студенческих лет осталось в памяти ощущение острой тяги к музыке XX в., живого диалога с ней, несмотря на трудности «общения»: ведь записи и ноты доставались путем почти «детективных» поисков.

В учебном процессе НГК XX в. возникал тогда в виде редких ярких вспышек. Вспоминается блистательная лекция на

1 курсе Ю. Г. Кона о гармоническом языке «Весны священной» И. Стравинского, на IV курсе поразил воображение глубиной подхода драматургический анализ симфоний Д. Шостаковича и С. Проко-

XX

фьева в курсе «Истории советской музыки», читаемом Г. А. Осипенко. 1960-е гг. были временем обновления учебных программ. В расписании появился курс «История театра» и после первых двух лекций о театре абсурда Э. Ионеско и древнегреческой трагедии, к сожалению, исчез навсегда. Зато курс «История изобразительного искусства», увлекательно читаемый П. Д. Муратовым, утвердился в образовательном цикле дисциплин на долгие годы, дополнился походами на выставки современной живописи и жаркими обсуждениями ее поисков.

Во 2-м семестре 1969 или 1970 г. слитым в общую группу студентам III и IV курсов ТКФ стали читать лекции по истории зарубежной музыки первой половины XX в. Вели новый предмет у музыковедов В. М. Калужский, у пианистов -Т. А. Роменская. Официальных учебных программ (похоже) не существовало, темы лекций выбирались свободно. Запомнились поразившая воображение новизной характеристика музыки А. Ве-берна и лекция о «Саломее» Р. Штрауса. Оглядываясь назад, понимаешь, как скудны были источники информации в библиотеке и фонды записей на объемистых бобинах огромных магнитофонов в кабинете звукозаписи. Но то, что слушали тогда, открывало совершенно неизведанные звуковые миры. Именно в новом курсе впервые возникла форма викторины, вместо семинарских занятий распределялись реферативные сообщения, в основном касающиеся характеристики отдельных произведений западноевропейских композиторов. Курс (по воспоминаниям) был семестровым, итоговый экзамен подвергал всех в особый трепет из-за недостатка источников сведений и сложности новых техник и стилистики. Так, в учебный процесс НГК вошел в числе обязательных учебных дисциплин курс «История зарубежной музыки XX века». Он неоднократно менял структуру и часовую сетку. С этого года (согласно вузовскому образовательному стандарту третьего поколения) курс читается в форме еженедельных трехчасовых лекций студентам музыко-

ведам и композиторам в течение 5 (рубеж Х1Х-ХХ вв.), 6-7 (1910-1940-е гг.) и 8-го семестров (вторая половина XX в. и рубеж тысячелетий).

В начале 1970-х гг. существенно обновился педагогический состав кафедры истории музыки выпускниками консерватории. Начали работать Б. А. Шиндин, Л. Н. Кириченко, Г. А. Ерёменко, чуть позже С. С. Гончаренко, В. К. Сторожук, Н. В. Леонова, в 1980-е гг. - Т. Г. Казанцева, И. М. Корн. Почти все они (с редким исключением) приняли участие в ведении новой дисциплины «Семинар современной музыки», появившейся примерно с середины 1970-х гг. (в дополнение к музыкально-историческим курсам). Она предназначалась студентам ТКФ и всех исполнительских факультетов для расширения слуховых впечатлений и информационных представлений о творчестве российских композиторов «школы Шостаковича» (Б. Тищенко), последователей Г. Свиридова (С. Слонимский, В. Гаврилин), выпускников московских музыкальных вузов (Р. Щедрин, Р. Леденёв), композиторов советского авангарда (Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдулина). Монографические темы, знакомящие с их творчеством 1960-1980-х гг., определяли содержание нового курса, ставшего своеобразным дополнением к курсу «Истории советской музыки». Обзорное знакомство с творчеством композиторов-лидеров послевоенного западного музыкального авангарда (К. Штокхаузен, П. Булез, К. Пендерец-кий, В. Лютославский) занимало весьма скромное место все по тем же причинам -недоступности нот и записей музыки.

Курс «История зарубежной музыки» для студентов исполнительских специальностей в 1970-е гг. (по воспоминаниям) ограничивался рубежом XIX-XX столетий, так что «Семинар современной музыки» - единственное «окно» в современность в образовании тех лет -был призван частично восполнить отсутствие представлений о классиках западноевропейской музыки (Б. Барток, А. Онеггер, П. Хиндемит, И. Стравинский зарубежного периода). Творчество

этих композиторов в виде самостоятельного раздела вошло в музыкально-исто-рический курс для студентов исполнительских специальностей примерно с конца 1970-х гг. и изучается с тех пор без изменений в часах в течение одного семестра (4-й семестр, 34 ч).

В 1980-е гг. дисциплина, которая стала называться «Современная музыка», по-прежнему выступала в статусе музыкального предмета просветительского профиля, она преподавалась отдельным группам студентов исполнительских специальностей, а также музыковедам и композиторам, т. е. обучение велось в режиме небольших групп в течение семестра. Основное время на занятиях уделялось прослушиванию конкретных музыкальных произведений 1960-1980-х гг. - формирование нового слухового «багажа», навыков восприятия и понимания музыки необычной стилистики было главной целью занятий в этом курсе. Этот подход (забегая по времени вперед) сохранен и поныне, правда, максимальное расширение русла поисков и экспериментов в новейшей музыке заставляет педагога избирательно подходить к их отбору и ограничивать слуховой показ панорамой фрагментов музыкальных произведений западных и российских композиторов.

Относительно стабильная картина в преподавании учебной дисциплины была разрушена в 1990-е гг. Курс попал «под сокращение»: сначала он был переведен в статус факультативного, а потом исключен из перечня предметов в расписании. Помнится, как «таяло» количество студентов в группах, посещавшихся по желанию, пока не осталась одна, стойко приходившая на занятия, пианистка М. В. Уткина - ныне преподаватель консерватории.

Возвращение дисциплины в учебно-образовательный процесс и закрепление в нем произошло с приходом государственных стандартов нового образца в 1998 г. Реорганизация обучения предполагала разделение учебных дисциплин на группы основных, специальных и дополнительных (элективных). В числе

последних курс «Современная музыка» велся в течение семестра для студентов III курса всех исполнительских специальностей. С 2000 г. он обрел статус элективной дисциплины, предназначенной только для студентов-бакалавров. Наконец, курс был упразднен в 2013/14 учебном году, вероятно, из-за появления (оказавшегося кратковременным) в образовательных стандартах третьего поколения дисциплины для бакалавров «Музыка второй половины XX в. и рубежа тысячелетий». Нынче, несмотря на вступление в третье тысячелетие, материал современного этапа в развитии музыкального искусства отсутствует в образовании специалистов и бакалавров исполнительских факультетов. «Современная музыка» в качестве элективной дисциплины с 2012/13 учебного года и по настоящее время читается студентам-магистрантам.

На теоретико-композиторском факультете дисциплина возродилась в учебном процессе с 1999 г. (70 ч, 7-8-й семестры); с 2016/17 года курс «Современная музыка» упразднен: новейший материал музыки зарубежных стран введен в курс «Истории зарубежной музыки» в качестве заключительного раздела, для чего выделены дополнительные часы (8-й семестр, 3-часовые лекции). Помимо этого, студенты-музыковеды и композиторы углубляют знания о новейшей музыке в специализированных курсах «Музыкально-теоретические системы», «Техника композиции XX века».

Заключительный раздел курса «История зарубежной музыки» обеспечен учебными пособиями: История зарубежной музыки. XX век / под ред. Н. Гаври-лова (М., 2005); Теория современной композиции / под ред. В. Ценовой (М., 2005); Музыкальная культура США XX века / отв. ред. М. Переверзева (М., 2007); XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 1, 2 (М., 1995); студентам доступен широкий круг отечественных публикаций, авторефератов диссертаций. Программа итогового раздела курса разработана на кафедре истории музыки НГК (составитель — про-

фессор Г. А. Ерёменко) с учетом важнейших проблем развития новейшего этапа музыкальной культуры, в контексте социокультурной ситуации и общих направлений художественно-эстетического и композиционно-стилистического поиска этого времени.

Нельзя не упомянуть о роли современной музыки в классе научно-иссле-довательской специализации студентов-музыковедов. Анализ современной проблематики в дипломных работах выпускников ТКФ НГК мог бы стать содержанием самостоятельной публикации, поэтому ограничим изложение отдельными сведениями, опираясь на личный архив автора статьи.

Первые выпускники теоретико-ком-позиторского факультета, интересующиеся XX в., преимущественно посвящали свои дипломные работы творчеству советских композиторов 1940-1950-х гг.: Д. Шостаковичу, Д. Кабалевскому, Н. Мясковскому, С. Прокофьеву, О. Так-такишвили, В. Шебалину. К концу 1960-х и в первой половине 1970-х гг. тематика дипломных работ дополнилась изучением творчества более молодых или менее тогда известных представителей советской композиторской школы -В. Салманова (камерная музыка), В. Гав-рилина (вокальный цикл «Русская тетрадь»), Г. Галынина (оратория «Девушка и Смерть»), Э. Лазарева (опера «Клоп»), Б. Тищенко и композиторов союзных республик - Ф. Амирова, Л. Аустер, Б. Ямпилова, Н. Жиганова. Влияние «оттепели» ощутимо проявилось в интересе к новой западноевропейской музыке и значительным произведениям разных жанров: «Петрушке», «Мавре», «Царю Эдипу» И. Стравинского, «Голосу человеческому» Ф. Пуленка, «Умнице» К. Орфа, «Воццеку» А. Берга. Круг имен неуклонно расширялся, темы приобретали историко-библиографический, проблемно-постановочный характер. Назовем в подтверждение некоторые темы дипломных работ 1970-х - начала 1980-х гг., подготовленных на кафедре истории музыки: Р. С. Сушкова «Нововенская школа в освещении советского

музыкознания в 60-70-х гг.» (1976; науч. рук. В. М. Калужский), Г. Б. То-машевич «Органная музыка советских композиторов 60-х - первой половины 70-х годов» (1980; науч. рук. Г. А. Ерёменко), М. Ю. Логинова «Некоторые вопросы жанра микст в творчестве Стравинского» (1981; науч. рук. Н. И. Го-ловнёва), М. А. Мельникова «О чешско-русских музыкальных связях (на примере опер Яначека «Катя Кабанова» и «Из мертвого дома») (1981; науч. рук.

A. А. Асиновская); И. А. Чеповецкая «Традиции вокальной симфонии и Вторая симфония Б. Тищенко» (1982; науч. рук. Г. А. Осипенко).

Автор данной статьи, выпускница 1972 г., тему дипломной работы связала с рассмотрением авангардных для 1960-х гг. техник письма - додекафонии, сонорных эффектов в камерном творчестве ленинградского композитора

B. Н. Салманова. Стили и техники современной музыки Запада и в дальнейшем будут доминировать в сфере научных и учебно-методических интересов; с проблематикой австро-немецкого музыкального экспрессионизма — одной из сложных «страниц» музыкального искусства XX в. - связана тема диссертационного исследования («Экспрессионизм и творчество нововенских композиторов 1910-х годов», 1987).

Руководство научной работой студентов автор этих строк начала фактически сразу по приходу в качестве преподавателя на кафедру истории музыки. Уже в дипломных работах первых выпускников класса по специальности (конца 1970-х гг.) разрабатывались жанрово-стилевые проблемы западноевропейской, прежде всего, музыки. XX в. стал генеральной линией в тематике студенческих работ. В списке приведенных названий дипломных работ выпускников класса по специальности четко просматриваются главные аспекты его изучения:

- стилевые тенденции развития музыкального искусства XX в.:

Н. Б. Куклина «О символистской тенденции в "Пеллеасе и Мелисанде" Дебюсси» [ныне канд. социологических наук];

И. А. Бакаева «О проявлении неопримитивистской тенденции в балетном театре первой четверти XX века» [ныне канд. искусствоведения, Астана, Казахский национальный университет искусств]; М. В. Доценко «Преломление романтической традиции в творчестве И. Стравинского (на примере балета "Поцелуй феи" и Каприччио для фортепиано с оркестром)»; Л. А. Колодина «Стилевые тенденции развития западноевропейской инструментальной сюиты в первой четверти XX века»; И. П. Альберт «Неоклассицис-тские балеты И. Ф. Стравинского "Аполлон Мусагет" и "Орфей": Особенности прочтения мифологического сюжета»; Е. А. Гункеле (Беккер) «Проявление урбанистической тенденции в творчестве французских композиторов 1920-х годов»; И. В. Стрельникова «Неоритуальные тенденции в творчестве российских композиторов последней трети XX в.»;

- жанровые поиски в развитии музыкального искусства XX в.:

Е. Н. Короткова «Камерные сонаты П. Хиндемита 30-40-х годов (К проблеме своеобразия композиторского мышления)»; О. А. Непомнящих «Музыкальный театр Ф. Бузони»; Е. В. Кузнецова «Моноопера Г. Фрида "Письма Ван Гога"»; Л. В. Кузьмина «Концерт для оркестра: Специфика жанра (на примере произведений Б. Бартока и В. Лютослав-ского)»; А. В. Рева «Опера Э. Кшенека "Джонни наигрывает"»; Г. X. Жакина «Камерно-инструментальные сонаты К. Дебюсси»; И. Г. Баева «Опера Ф. Пу-ленка "Груди Тиресия" по пьесе Г. Аполлинера»;

- семантика музыкального языка в произведениях современных композиторов:

И. В. Кочурова (Тамарова) «Воплощение образно-смыслового содержания в Концерте для фортепиано и камерного оркестра А. Шнитке»; Л. Ю. Белоусова (Кириченко) «Интонационный "словарь" музыки А. Шёнберга (на примере симфонической поэмы "Пеллеас и Мелисанда", ор. 5 и Пяти оркестровых пьес, ор. 16)»; Е. Н. Шульга «Ночные мотивы в инструментальной музыке западноевропейских

композиторов XIX - первой половины XX века»; 3. С. Семенова «Мотивы, образы, стилистика в камерной музыке А. Кнайфеля (опыт содержательной интерпретации)»;

- вопросы, музыкальной драматургии в творчестве композиторов XX в.:

Е. К. Манькова «Черты условного театра на примере оперы Б. Бриттена "Сон в летнюю ночь"»; Э. В. Наделяева «Особенности драматургии в кантате Ф. Пу-ленка "Лик человеческий"»; В. А. Борисова «"Трехгрошовая опера" Б. Брехта -К. Вайля: Попытка осознания механизмов новой театральной формы»; Е. А. Маркина «Поиски нового героя в опере Брехта — Вайля "Возвышение и падение города Махагони"»; Н. М. Григорьева (Выграненко) «Принципы театральности в инструментальной музыке С. Слонимского: (на примере "Концерта-буфф" для камерного оркестра и "Антифонов" для струнного квартета)»; А. А. Курочкина «Сценарная и музыкальная драматургия оперы К. Волкова "Живи и помни"»; Е. А. Шандурова «Претворение традиций лирического театра в камерной опере Л. Десятникова "Бедная Лиза"»;

- проблема «диалога культур» и «художественных эпох» в творчестве европейских композиторов XX в.:

Г. В. Малкина (Петрова) «К вопросу взаимодействия восточного и европейского в "Песни о Земле" Г. Малера»; Е. А. Клюева «Месса И. Стравинского: Диалог музыкальных времен»; И. С. Таран (Лазутина) «Два воплощения "Турандот" К. Гоцци в операх Ф. Бузони и Дж. Пуччини»; И. Н. Ахременко «Персидские мотивы в европейской вокальной и вокально-оркестровой музыке: (с позиций диалога "Восток-Запад")»; И. Ю. Воробьева «Диалог с классикой в камерных сочинениях Л. Десятникова».

Проблематика дипломных работ, ориентированных на изучение музыки XX в., в ряде случаев разрабатывалась выпускниками после окончания спецкласса в диссертационных исследованиях (Г. В. Петрова защитила кандидатскую диссертацию в РИИИ Санкт-Петербурга,

С. Д. Проскуровская в Томском государственном университете, Е. Н. Шульга в диссертационном совете Новосибирской консерватории); И. Ю. Воробьевой выполнена диссертация на соискание звания магистр музыкального искусства («Диалог с классикой в камерных произведениях Л. Десятникова 1990-х годов», 2014).

К настоящему времени класс по специальности под руководством Г. А. Ерёменко закончило около 70 студентов, и только 1% от общего числа не оказался заинтересован современным музыкальным искусством. Если же включить в перечень имена студентов, писавших о XX в. учебные работы разного жанра, в том числе тезисы выступлений на конференциях вузовского и регионального профиля, то станет ясно - студенты-музы-коведы Новосибирской консерватории имени М. И. Глинки осознают притягательность современного искусства.

Осознают ее и преподаватели теоретической и исторической кафедр теорети-ко-композиторского факультета. В сфере научных интересов многих из них разнообразные проблемы нового и новейшего этапов развития композиторского творчества. Они получили отражение в монографических трудах и учебных пособиях: Г. А. Демешко («Диалогические традиции современного отечественного инструментализма», 2002); Г. А. Ерёменко («Музыкальный театр Запада первой половины XX века: аналитические очерки», 2008); Н. В. Санникова («Опера "Среда" из цикла "Свет" сквозь призму художественных идеалов и творческой эволюции К. Штокхаузена», 2009); С. С. Гончаренко («Детерминированность и недетерминированность музыкальной композиции: от серийности к минимализму», 2015), а также исследованы в диссертациях: К. М. Курленя («Парадигмы развития региональной отечественной культуры (на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала

90-х гг.)», 2008), Т. А. Гоц («Фонические свойства гармонии в сочинениях композиторов нововенской школы (1908-1914)», 1992); О. А. Юферова «Монограмма в музыкальном искусстве XVII-XX веков», 2006; М. Н. Бакуменко «Документальный видеомузыкальный театр Стива Райха в контексте коммуникативных поисков минимализма», 2012). Весомость проблем современной музыки в научно-исследовательской и учебно-методической деятельности преподавателей Новосибирской консерватории — залог прочной базы связанных с этой сферой дисциплин.

Завершая, отметим, что переходный этап реформ высшего образования в стране сказывается на современном состоянии учебного процесса, особенно остро на дисциплинах, связанных с явлениями современности. Их неустойчивое положение в учебно-образовательном процессе беспокоит. Ведь (по словам Ш. Бодлера) «быть современным - это значит находиться в точке пересечения осей актуальности и вечности». Пересечение этого рода меняет восприятие вечного, т. е., смещая разговор в плоскость музыки, -ориентация в новейших поисках и достижениях композиторского творчества приводит к формированию иных критериев оценки накопленного ею (музыкой) опыта концертно-публичного существования, традиций слушания как эмоционального созерцания «прекрасного», восприятия звуков как «языка сообщения». Следовательно, современная музыка перерастает статус учебной дисциплины в образовании музыканта. Контакт с ней позволяет не только открыть мир неожиданных впечатлений о природе музыкального звука, пространства и времени, но иначе услышать и интерпретировать произведения классико-романтического стиля. Изучать современную музыку - значит глубинно менять себя, свое мышление, восприятие, природу жизнетворчества.

Современная музыка в учебно-образовательном процессе Новосибирской консерватории

В статье представлены учебные дисциплины в вузовском музыкальном образовании, связанные с изучением музыки XX в. Материал освещен в историко-хронологическом аспекте, с учетом региональных особенностей организации учебного процесса. В обрисовке дисциплин музыкально-исторического цикла внимание уделяется их роли в образовании музыковедов и музыкантов-исполнителей. Характеризуются задачи и содержание учебных курсов, особенности освоения студентами современной музыки на разных временных этапах. Показана динамика изучения музыкального искусства XX в. в классе по специальности студентов теоретико-композиторско-го факультета, тематика дипломных работ. Кратко представлена разработка проблем современного композиторского творчества в научной работе преподавателей Новосибирской консерватории.

В изложении использованы сведения из личного архива автора статьи, в течение долгих лет преподававшего дисциплины по проблемам современного музыкального искусства.

Ключевые слова: современная музыка, образование, учебный процесс, дисциплина, му-зыкант-исполнитель, музыковед, композитор, дипломная работа, диссертация.

Contemporary music in the educational process of Novosibirsk Conservatoire

The article presents the academic subjects in the higher music education, which is related to the study of music of XX century. Material is showed in the historical and chronological aspects and it takes regional peculiarities of the educational process. In the article is paid a lot of attention to the role of disciplines of musical-historical cycle in the education of musicologists and musicians. Also there is the characteristic of the objectives and content of training courses and the features of the development of modern music in different stages. The article shows the evolution of the study of musical art of XX century in the class for students of the specialty of theory and composition faculty, in particular the subjects of their graduate works. What is more, there is the elaboration of the development problems of the modern composer's creativity in scientific work of faculty of the Novosibirsk Conservatoire.

In the presentation used data from the personal archive of the author, who has been teaching courses on problems of modern musical art for many years.

Key words: contemporary music, education, educational process, discipline, professional musician, musicologist, composer, graduate work, dissertation.

Ерёменко Галина Анатольевна, кандидат искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: [email protected]

Eryomenko Galina Anatolievna, Candidate of Art Criticism, professor at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]

Получено 09.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.